Опыт работы.
статья по биологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
В опыте работы представлена "Система работы по адаптации учебно-воспитательного процесса
к индивидуальным особенностям обучающихся, их потребностям в содержании обучения, уровню освоения знаний, умений и навыков
на уроках биологии и экологии".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Опыт работы. | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Малков Дмитрий Иванович, учитель биологии, экологии
Система работы по адаптации учебно-воспитательного процесса
к индивидуальным особенностям обучающихся, их потребностям в содержании обучения, уровню освоения знаний, умений и навыков
на уроках биологии и экологии.
Для того, чтобы человек выполнял свои социальные обязанности,
в том числе следовал экологическим правилам,
он должен не только их признавать и использовать, но считать своими.
Они должны стать его личной духовной потребностью.
К.М. Петров
Ведущей целью биологического образования и воспитания является: развитие биологически и экологически развитой, культурной личности, которая способна нести ответственность перед обществом в целом, а также природой за принятые и реализованные решения и действия, которые соответствуют принципу «не навреди».
На основании этого при изучении курса биологии, особое место отвожу экологическому образованию и воспитанию подростков. Ставлю перед собой следующую цель: адаптировать учебно-воспитательный процесс по биологии к индивидуальным особенностям обучающихся, их потребностям в содержании обучения, уровню усвоения знаний, умений и навыков.
Передо мной стоят задачи:
- воспитывать активную, самостоятельную и инициативную личность;
- формировать умения и навыки непосредственно сопряженные с опытом их применения на практике;
- развивать познавательно-исследовательский интерес обучающихся, умение моделировать и прогнозировать результаты своей деятельности и деятельности других людей;
- реализовывать принцип обучения с жизнью;
- расширять возможности нравственного и экологического воспитания в процессе обучения;
- сохранять и укреплять здоровье учащихся.
Для успешного решения поставленных целей и задач необходима соответствующая литература, пособия по биолого-экологическому воспитанию и образованию. На данный момент, предмету «экология» крайне мало уделяется внимания в учебном плане образовательных учреждений. Как и прежде, эта наука преподается интегрировано в курсе биологии, поэтому учебный материал содержит лишь «отрывки» образовательного минимума, не говоря уже о дополнительной углубленной информации. В существующих учебниках экологии содержится сжатый лабораторный практикум, а порой и вовсе отсутствует. Некоторые учебные пособия характеризуют скучный безликий текст фрагментарного характера. Часто в качестве домашнего задания дается несколько вопросов репродуктивного характера и может быть один-два «сложных», без учета индивидуальных особенностей обучающихся.
На мой взгляд, для успешного обучения необходим учебник, рассматривающий не только теоретический материал, но и содержал бы творческие задания, биолого-экологические проблемные ситуации, практические задания. Структура учебника должна быть построена так, чтобы одних учащихся побуждать к творческой деятельности, а у других развивать творческий потенциал, у третьих формировать творческое и системное мышление.
Биолого-экологическим образованием и воспитанием обучающихся занимаюсь с детьми младшего, среднего, старшего возрастов. Стараюсь использовать не только стандартные учебники экологии, но и разнообразные методические пособия для студентов, проблемно-игровые ситуации, которые содержат дополнительные задания, а также практические и исследовательские работы. Биолого-экологические исследования позволяют учащимся обобщить полученные знания, применить сведения, приобретенные при изучении других предметов, высказывать собственную точку зрения и предлагать решения этой или иной экологической проблемы.
Использование разнообразных схем и рисунков, контурных карт, таблиц и тестовых заданий способствуют развитию абстрактного мышления и аналитико-синтетической деятельности ученика. Все это позволяет ученику пройти путь от эмпирического познания к теоретическим основам и закономерностям биолого-экологических явлений.
Внедрение информатизации в обучение экологии, на мой взгляд, не только позволяет повышает эффективность и качество процесса обучения, но и мотивирует ребят на дальнейшее изучение предмета. Это может способствовать развитию креативности у ребят, умению работать в команде. Развивает аналитические способности, коммуникативные компетенций, толерантность и способность к самообучению.
В урочное и внеурочное время применяю различные электронные наглядные пособия по биологии и экологии, веду работу с электронными учебниками, использую различные образовательные сайты. Онлайн связь незаменима при участии ребят в различных дистанционных конкурсах, олимпиадах, фестивалях исследовательских проектов. Однако некоторые электронные пособия имеют ряд недостатков, на мой взгляд: мелкий шрифт текста, низкое содержание справочной информации, не соответствие образовательным программам.
Один из плюсов применения компьютерных технологий при обучении экологии: автоматизированная проверка, возможность выбора уровня сложности и психологической комфортности при выполнении заданий.
Технические средства обучения, также незаменимы при биолого-экологическом образовании и воспитании. Так видеофильмы, позволяют наглядно показать биолого-экологические процессы и явления, эксперименты, которые невозможно показать другими методами и методическими приёмами.
Внедрение в образовательный процесс цифровых технологий позволяет активно использовать при обучении экологии постоянно расширяющийся информационный потенциал, делает доступным для учащихся всевозможные источники информации, помогает визуально усваивать информацию.
В то же время информатизация имеет ряд недостатков, на мой взгляд, это:
- несоответствие соотношения объема информации, который может предоставить компьютер ученику и объема сведений, которые ученик может усвоить;
- проблема соотношения «компьютерного» и «человеческого» мышления и сохранения здоровья.
Системе дополнительного образования, а также внеурочной деятельности в биолого-экологическом образовании и воспитании отводится особая роль.
Как учитель предметник в своей урочной, внеурочной и внеклассной работе создаю условия для практической деятельности (исследование или работа на пришкольном участке), которые способствуют чувственно-эмоциональному восприятию природы, а также приобретению необходимых практических навыков и умений.
При формировании бережного отношения к природе, в системе дополнительного образования, чаще всего организую исследовательскую работу. При проведении исследовательской работы, ребята применяют приобретенные теоретические знания на практике. Одновременно с этим происходит и развитие их аналитических способностей. Практические и лабораторные работы, проводимые при исследовательской работе, ставят ученика в роль исследователя, учат правилам научного поиска. Именно в этом виде деятельности проявляются индивидуальные качества личности школьников: оригинальность и гибкость мышления, одаренность, ответственность, умение работать в команде, трудолюбие, умение вести дискуссию, умение отстаивать свою точку зрения, умение находить компромисс. В результате у школьников появляется потребность в новых знаниях, хорошо прослеживаются межпредметные связи.
Обучение в средней общеобразовательной школе - это период, когда ребенка легче убедить, объяснить ему существующие в обществе экологические проблемы. В этом возрасте ребенок более доверчив и впечатлителен, близок к природе, отмечается повышенная его любознательность. В период обучения в школе ребенок учится учиться, и в этот период, стоит еще раз отметить, легче привить ему экологические знания, умения, научить любить природу, беречь ее. Поэтому особая и значимая роль в биолого-экологическом образовании и воспитании принадлежит учителю предметнику.
В урочное время в профильных классах использую нестандартные проблемно-ситуационные задачи. Например, рассчитать сумму оплаты предприятия за загрязнение окружающей среды. Проанализировать, эффективно ли работают очистные сооружения, если даны реальные данные химического анализа, а на этапе домашнего задания прошу разработать мероприятия по улучшению их работы.
Применение таких методов в обучении биологии, экологии способствует более глубокому и прочному усвоению знаний и позволяет легко использовать межпредметные связи, вырабатывает умения и навыки самостоятельной работы, формирует умение применять теоретические знания в решении конкретных практических задач, влияет на выбор будущей профессии учеников.
Ребенок по натуре творец и исследователь, поэтому эти методы работы являются наиболее сообразными его натуре и природе. А природосообразная деятельность помогает еще, и сохранить здоровье учащихся.
Кружковая работа позволяет учащимся значительно расширить, осознать и углубить полученные на уроках знания. Широкое использование заданий связанных с проведением наблюдений и постановкой опытов развивает у школьников исследовательский интерес. Ребят привлекает внимание работа, связанная с приборами, современными техническими средствами компьютером, цифровым микроскопом.
Программы кружковой деятельности разнообразны и включают экскурсии в природу, практические работы, которые направлены на развитие умений и навыков, сбор и анализ экологической информации.
В основу ведения кружковой деятельности ставлю краеведческий принцип работы. Исследование школьниками процессов протекающих в той местности, где они растут, изучение реальной жизни помогает собрать материал для обсуждения разнообразных жизненных ситуаций в социо-природной среде. Это позволяет школьникам извлекать уроки на будущее, изменять цели своей деятельности, принимать решение в соответствии с убеждениями. Естественнонаучные знания при этом обосновывают оптимальные способы поведения и действий в окружающей среде.
Проведенные учащимися, например, длительные наблюдения за ростом и развитием растений или за ростом и развитием аквариумных рыбок, мониторингом радиационной безопасности своей местности, проведение экспериментов, связанные с изучением химического состава снега, оставляют в сознании подростка более глубокие следы, чем самые подробные рассказы или беседы.
Поэтому, считаю, что система дополнительного образования в биолого-экологическом образовании и воспитании имеет большое значение. Внеклассная работа позволяет не только закрепить учебные навыки, но и расширить кругозор учащихся, ознакомить с различными областями науки, развивает межпредметные связи, позволяет узнать новые профессии, способствует развитию их мышления, наблюдательности.
Условием успешного экологического воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между социо-природными системами, различного уровня. Критерием сформированности бережного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.
Успехов всем тем, чей энтузиазм, трудолюбие, опыт, талант помогают активно действовать для сохранения окружающей среды и воспитания экологически гармонично развитой личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Нетрадиционные формы урока и внеклассная работа как фактор формирования положительной мотивации к обучению"
Нетрадиционные формы проведения занятий направлены на повышение эффективности деятельности учащихся. Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование со...
Анализ письменных контрольных работ (диктантов) по русскому языку (опыт работы)
Учебный материал посвящен анализу диктантов по русскому языку. Дано описание основных разделов и порядок работы при проведении анализа диктанта (работы над ошибками). Проведение анализа позволяет...
«Опыт работы по инновационной методике организации и проведения внеучебной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»
Автореферат для участия в X областном конкурсе «Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»...
Опыт работы социального педагога по теме: "Работа социального педагога с детьми девиантного поведения как условие успешности обучения и развития учащихся".
Опыт работы показал, что, используя систему работы с детьми с девиантным поведением, у учащихся формируется положительная самооценка, эмоциональная стабил...
Опыт работы по теме "Работа с одаренными детьми"
Материал был предоставлен на 1 этап областного конкурса "Лидер в образовании- 2013"...
Опыт работы учителя истории "Формирование исследовательских умений учащихся через работу с письменными источниками на уроках истории и во внеурочной деятельности"
Материал содержит опыт работы учителя истории....
Педагогический опыт «Опыт работы с юными лыжниками в спортивно-оздоровительных группах и группах начальной подготовки (возраст 6-9 лет)»
Общие цели программы:- привитие интереса к занятиям спортом;- укрепление здоровья младших школьников;- социализация детей в коллективе спортивной секции.Конкретные задачи программы:- улучшение здоровь...