Разработка урока по теме «Переливание крови. Иммунитет»
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему
Задачи:
1. Показать роль барьеров, защищающих организм человека от агрессии микроорганизмов на уровне кожных покровов, внутренней среды, клетки.
2. Раскрыть роль экологической защиты от патогенных микроорганизмов.
3. Продолжить формирование понятия об иммунитете и его видах.
4. Раскрыть значение клеточного и гуморального иммунитета.
5. Ввести сведения об органах иммунной системы.
6. Показать разницу между понятиями «воспаление» и «общее заболевание», включая инфекционные заболевания.
I. Проверка знаний.
1. Рассказать о компонентах внутренней среды и механизмах поддержания ее постоянства.
2. Записать состав крови и рассказать о ее элементах.
3. Задача: Криминалисту надо выяснить, принадлежит ли образец данной крови человеку или животному. На столе два препарата – кровь человека и кровь лягушки. Как это сделать?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока «Переливание крови. Иммунитет»
Молодых Ю.В.
Учитель химии и биологии МБОУ ООШ №32
Задачи:
1. Показать роль барьеров, защищающих организм человека от агрессии микроорганизмов на уровне кожных покровов, внутренней среды, клетки.
2. Раскрыть роль экологической защиты от патогенных микроорганизмов.
3. Продолжить формирование понятия об иммунитете и его видах.
4. Раскрыть значение клеточного и гуморального иммунитета.
5. Ввести сведения об органах иммунной системы.
6. Показать разницу между понятиями «воспаление» и «общее заболевание», включая инфекционные заболевания.
I. Проверка знаний.
1. Рассказать о компонентах внутренней среды и механизмах поддержания ее постоянства.
2. Записать состав крови и рассказать о ее элементах.
3. Задача: Криминалисту надо выяснить, принадлежит ли образец данной крови человеку или животному. На столе два препарата – кровь человека и кровь лягушки. Как это сделать?
II. Новый материал
Переливание крови
Донор – человек, отдающий кровь.
Реципиент – человек, получающий кровь.
Агглютинация – явление склеивания эритроцитов.
Группа крови | Антигены (агглютиногены) в Er | Антитела (агглютинины) в плазме и сыворотке |
0(I) A(II) B(III) AB(IV) | – A B AB | α и β β α − |
Универсальный донор 0(I) Универсальный реципиент AB(IV) |
В истории медицины известен донор, который за свою жизнь сдавал кровь 624 раза.
Резус-фактор(Rh)
Обнаружен в эритроцитах 85% людей, у 15% его нет. На резус-фактор в плазме нет готовых антител, они образуются при переливании крови.
Сообщение учащегося «Резус-фактор».
Иммунитет
1863 г. – М.И. Мечников
Иммунитет – способность организма избавляться от чужеродных тел и соединений и благодаря этому защищать собственную целостность и биологическую индивидуальность.
Защитные барьеры организма:
Защитные барьеры | Тип защиты | |||
I барьер: Кожа и слизистые оболочки | Физическая | Химическая | Экологическая | |
Кожа и слизистые оболочки | Выделения потовых и сальных желез (слезы, слюна, HCl) | Микроорганизмы на коже и слизистых | ||
II барьер: Кровь, тканевая жидкость, лимфа (т.е. внутренняя среда организма) | Неспецифический иммунитет | Специфический иммунитет | ||
Лейкоцитами путем фагоцитоза | Организм распознает в-ва, отличные от его клеток и тканей, уничтожает только эти чужеродные в-ва |
Схема иммунной системы организма человека:
Воспаление:
- Покраснение, гипертермия – усиленно притекает кровь к месту проникновения инородного тела.
- Возникает боль и опухоль, ограничивается участок воспаления – раздражение рецепторов.
- Появляется гной – начинается фагоцитоз; смесь погибших микробов и фагоцитов – гной.
III. Закрепление
- Последите по рисунку 47 ход воспалительного процесса.
- Почему воспаленный участок красный и теплый?
- Какую функцию выполняет защитный вал из фагоцитов и макрофагов?
- Опишите процесс развития инфекционного заболевания.
- Какие меры профилактики применяют на разных стадиях инфекционной болезни?
IV. Д/з
Параграф 18, составить рассказ, используя ключевые слова в конце параграфа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме "Кровь и жидкая среда организма"
Технологическая карта урока с презентацией по теме "Кровь и жидкая среда организма", биология 8 класс....
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/15/picture-266637-1371272972.jpg)
Методическая разработка урока по теме "Борьба организма с инфекцией.Иммунитет"
Задачи урока достигаются через проблемный характер изложения учебного материала, использования обучения в сотрудничестве, игровых методов....
Конспект урока "Тканевая совместимость. Переливание крови. Донорство".
Цель урока: сформировать знания у учащихся о группах крови, выявить основные отличия разных групп крови людей, раскрыть понятие агглютинации эритроцитов, механизм переливания крови, резус-фактор, доно...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/27/picture-650797-1438004588.jpg)
Разработка урока по теме «Переливание крови. Иммунитет»
Задачи: 1. Показать роль барьеров, защищающих организм человека от агрессии микроорганизмов на уровне кожных покровов, внутренней среды, клетки.2. Раскрыть роль экологической защиты от патогенных микр...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/10/picture-590465-1423546652.jpg)
разработка урока по теме "Химический состав крови"
данную разработку можно использовать как полноценный урок после изучения темы белки в 10 классе, так и внеклассное мероприятие по предмету. данный урок расширяет рамки изучения предмета химия, связыва...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/27/picture-351084-1385548177.jpg)
Разработка урока по теме "Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма"
В данной разработке представлен урок-путешествие, в ходе которого учащиеся знакомятся с понятием внутренней среды организма и изучают ее основной компонент кровь....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/22/picture-409843-1393097462.jpg)
Разработка урока по теме"Иммунитет"
В разработке урока "Иммунитет" применяется технология проблемного обучения....