Разработка урока по теме «Переливание крови. Иммунитет»
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему
Задачи:
1. Показать роль барьеров, защищающих организм человека от агрессии микроорганизмов на уровне кожных покровов, внутренней среды, клетки.
2. Раскрыть роль экологической защиты от патогенных микроорганизмов.
3. Продолжить формирование понятия об иммунитете и его видах.
4. Раскрыть значение клеточного и гуморального иммунитета.
5. Ввести сведения об органах иммунной системы.
6. Показать разницу между понятиями «воспаление» и «общее заболевание», включая инфекционные заболевания.
I. Проверка знаний.
1. Рассказать о компонентах внутренней среды и механизмах поддержания ее постоянства.
2. Записать состав крови и рассказать о ее элементах.
3. Задача: Криминалисту надо выяснить, принадлежит ли образец данной крови человеку или животному. На столе два препарата – кровь человека и кровь лягушки. Как это сделать?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok18.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока «Переливание крови. Иммунитет»
Молодых Ю.В.
Учитель химии и биологии МБОУ ООШ №32
Задачи:
1. Показать роль барьеров, защищающих организм человека от агрессии микроорганизмов на уровне кожных покровов, внутренней среды, клетки.
2. Раскрыть роль экологической защиты от патогенных микроорганизмов.
3. Продолжить формирование понятия об иммунитете и его видах.
4. Раскрыть значение клеточного и гуморального иммунитета.
5. Ввести сведения об органах иммунной системы.
6. Показать разницу между понятиями «воспаление» и «общее заболевание», включая инфекционные заболевания.
I. Проверка знаний.
1. Рассказать о компонентах внутренней среды и механизмах поддержания ее постоянства.
2. Записать состав крови и рассказать о ее элементах.
3. Задача: Криминалисту надо выяснить, принадлежит ли образец данной крови человеку или животному. На столе два препарата – кровь человека и кровь лягушки. Как это сделать?
II. Новый материал
Переливание крови
Донор – человек, отдающий кровь.
Реципиент – человек, получающий кровь.
Агглютинация – явление склеивания эритроцитов.
Группа крови | Антигены (агглютиногены) в Er | Антитела (агглютинины) в плазме и сыворотке |
0(I) A(II) B(III) AB(IV) | – A B AB | α и β β α − |
Универсальный донор 0(I) Универсальный реципиент AB(IV) |
В истории медицины известен донор, который за свою жизнь сдавал кровь 624 раза.
Резус-фактор(Rh)
Обнаружен в эритроцитах 85% людей, у 15% его нет. На резус-фактор в плазме нет готовых антител, они образуются при переливании крови.
Сообщение учащегося «Резус-фактор».
Иммунитет
1863 г. – М.И. Мечников
Иммунитет – способность организма избавляться от чужеродных тел и соединений и благодаря этому защищать собственную целостность и биологическую индивидуальность.
Защитные барьеры организма:
Защитные барьеры | Тип защиты | |||
I барьер: Кожа и слизистые оболочки | Физическая | Химическая | Экологическая | |
Кожа и слизистые оболочки | Выделения потовых и сальных желез (слезы, слюна, HCl) | Микроорганизмы на коже и слизистых | ||
II барьер: Кровь, тканевая жидкость, лимфа (т.е. внутренняя среда организма) | Неспецифический иммунитет | Специфический иммунитет | ||
Лейкоцитами путем фагоцитоза | Организм распознает в-ва, отличные от его клеток и тканей, уничтожает только эти чужеродные в-ва |
Схема иммунной системы организма человека:
Воспаление:
- Покраснение, гипертермия – усиленно притекает кровь к месту проникновения инородного тела.
- Возникает боль и опухоль, ограничивается участок воспаления – раздражение рецепторов.
- Появляется гной – начинается фагоцитоз; смесь погибших микробов и фагоцитов – гной.
III. Закрепление
- Последите по рисунку 47 ход воспалительного процесса.
- Почему воспаленный участок красный и теплый?
- Какую функцию выполняет защитный вал из фагоцитов и макрофагов?
- Опишите процесс развития инфекционного заболевания.
- Какие меры профилактики применяют на разных стадиях инфекционной болезни?
IV. Д/з
Параграф 18, составить рассказ, используя ключевые слова в конце параграфа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме "Кровь и жидкая среда организма"
Технологическая карта урока с презентацией по теме "Кровь и жидкая среда организма", биология 8 класс....
Методическая разработка урока по теме "Борьба организма с инфекцией.Иммунитет"
Задачи урока достигаются через проблемный характер изложения учебного материала, использования обучения в сотрудничестве, игровых методов....
Конспект урока "Тканевая совместимость. Переливание крови. Донорство".
Цель урока: сформировать знания у учащихся о группах крови, выявить основные отличия разных групп крови людей, раскрыть понятие агглютинации эритроцитов, механизм переливания крови, резус-фактор, доно...
Разработка урока по теме «Переливание крови. Иммунитет»
Задачи: 1. Показать роль барьеров, защищающих организм человека от агрессии микроорганизмов на уровне кожных покровов, внутренней среды, клетки.2. Раскрыть роль экологической защиты от патогенных микр...
разработка урока по теме "Химический состав крови"
данную разработку можно использовать как полноценный урок после изучения темы белки в 10 классе, так и внеклассное мероприятие по предмету. данный урок расширяет рамки изучения предмета химия, связыва...
Разработка урока по теме "Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма"
В данной разработке представлен урок-путешествие, в ходе которого учащиеся знакомятся с понятием внутренней среды организма и изучают ее основной компонент кровь....
Разработка урока по теме"Иммунитет"
В разработке урока "Иммунитет" применяется технология проблемного обучения....