Разработка урока по теме "Кровь и жидкая среда организма"
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме
Технологическая карта урока с презентацией по теме "Кровь и жидкая среда организма", биология 8 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
creda_organizma.rar | 572.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение Лопаревская средняя общеобразовательная школа
Технологическая карта урока: «Кровь и жидкая среда организма»
Цель: формировать у учащихся убежденность в необходимости здорового образа жизни, как важного условия личного и общественного благополучия
Задачи:
- Создать условия для формирования знаний о жидкой среде организма, составе её основных компонентов, значении гомеостаза для сохранения здоровья человека.
- Способствовать развитию навыков сохранения здоровья на основе знаний о функциях компонентов жидкой среды организма.
- способствовать формированию целостного представления о роли жидкой среды организма в обеспечении целостности организма.
Тип урока: изучение нового материала с использованием ЭОР
План урока
№ слайда | Этап урока | Деятельность учителя. Содержание слайда | Деятельность учащихся |
Актуализация знаний | Из чего состоит человек? Какая система органов является наиболее важной? Что выступает в месте скальпированной раны? | Клеток, межклеточной жидкости, органов и систем органов. Кровеносная ??? | |
1 | Постановка задач урока | Мы должны получить представление о среде в которую погружены все клетки, среду которая обеспечивает связь клеток с внешней средой, т.е с жидкой средой организма | Запись темы урока в тетрадь |
2 | Изучение нового материла | Из чего же состоит жидкая среда нашего организма? | Работа со слайдом |
3 | Как образуются компоненты жидкой среды? Артерии ветвятся на капилляры из которых растворы питательных веществ и кислород проникают в тканевую жидкость. Тканевая жидкость омывает клетки и забирает продукты жизнедеятельности. Из тканевой жидкости растворы проникают в лимфатические капилляры, сливающиеся в лимфатические сосуды. Лимфатические сосуды возвращают воду и вещества в кровь вблизи правого предсердия | Слушают учителя, работают со слайдом | |
4 | Так в чем же особенность крови и тканевой жидкости
| Работа со слайдом Чтение текста слайда | |
5 | Что такое лимфа? Как она образуется? Избыток тканевой жидкости попадает в вены и лимфатические сосуды. В лимфатических капиллярах она изменяет свой состав и становится лимфой. Лимфа медленно движется по лимфатическим сосудам и в конце концов попадает снова в кровь. Предварительно лимфа проходит через особые образования – лимфатические узлы, где она фильтруется и обеззараживается, обогащается лимфатическими клетками. | Работа со слайдом Чтение текста слайда | |
6 | Что такое гомеостаз? О чем свидетельствует нарушение гомеостаза? Жидкости, составляющие внутреннюю среду, обладают постоянным составом – гомеостазом. Он является результатом подвижного равновесия веществ, одни из которых приходят во внутреннюю среду, а другие покидают ее. Так, количество сахара в крови у взрослого человека может колебаться от 0,8 до 1,2 г/л. Большее или меньшее, чем в норме, количество определенных компонентов крови обычно свидетельствует о наличии какого-либо заболевания | Работа со слайдом Чтение текста слайда Приводят примеры о необходимости делать анализ крови | |
Сегодня мы более подробно остановимся на строении и функции крови, ведь именно по анализу состава крови судят о состоянии организма | Просмотр слайда | ||
7 | В организме человека кровь
| Запись значения крови в тетрадь | |
8-9 | Количество крови у человека зависит от возраста и массы тела, у взрослого человека оно составляет примерно 5-6 л. Свежая кровь – это красная непрозрачная жидкость, состоящая из плазмы и форменных элементов. Различают красные кровяные клетки (эритроциты), белые кровяные клетки (лейкоциты) и кровяные пластинки (тромбоциты) | Запись состава крови в тетрадь Работа со слайдом | |
10 | Плазма - это желтоватая полупрозрачная жидкость, состоящая из воды, минеральных веществ, белков, жиров, углеводов и некоторых других веществ. Основная часть плазмы – вода. Из органов пищеварения в плазму крови поступают питательные вещества, которые она разносит ко всем органам тела. Вредные вещества и избыток воды из разных частей тела плазма доставляет к органам выделения. В плазме крови имеется белок фибриноген, который при свертывании крови превращается в нерастворимые нити фибрина и образует сгусток, препятствующий кровотечению из ран. | Запись состава плазмы в тетрадь по слайду | |
11-12 | Тромб- кровяные пластинки. Они участвуют в свертывании крови. Это очень мелкие образования. Когда кровь из раны вытекает на поверхность кожи, кровяные пластинки склеиваются и разрушаются, а содержащиеся в них ферменты попадают в плазму крови. При наличии солей кальция и витамина K плазменный белок фибриноген образует нити фибрина. В них застревают эритроциты и другие клетки крови, и образуется тромб . Он-то и не дает крови вытекать наружу. | Запись значения тромбоцитов в тетрадь, работа со слайдом с изображением тромба | |
13 | Эритроциты - красные кровяные клетки. Это многочисленные клетки крови, видимые только в микроскоп. В 1 мм3 их содержится до 5 млн. Окраска красных кровяных клеток, эритроцитов, зависит от содержащегося в них гемоглобина. Гемоглобин способен легко соединяться с кислородом и легко отдавать его. У млекопитающих (и человека в том числе) эритроциты не имеют ядра, что увеличивает поверхность соприкосновения эритроцита с воздухом легочных пузырьков и увеличивает его полезный объем. Углекислый газ от тканей к легким частично переносит плазма крови, частично – гемоглобин эритроцитов. | Запись в тетрадь по слайду. Работа со слайдом | |
14-15 | Лейкоциты- белые кровяные клетки. Лейкоциты имеют ядро. В 1 мм3 крови их 6-8 тыс. Лейкоциты легко проникают через стенки сосудов в ткани. Особенно много их скапливается в пораженных местах. Приблизившись к микробам, они поглощают, а затем уничтожают их, при этом часто погибая. Гной, образующийся при воспалительных процессах, содержит множество погибших микробов и белых клеток крови. . | Запись в тетрадь по слайду. Работа со слайдом | |
16 | Наряду с фагоцитами в крови есть лейкоциты, уничтожающие микробов иными способами- это лимфоциты. Каковы они? Нарисуйте его | Читают текст слайда рисуют | |
Подготовка к закреплению | Каковы же функции и состав жидкой среды организма? Каково строение и функции крови? | Фронтальная беседа | |
17 | Закрепление и обобщение знаний и умений | Внутреннюю среду организма человека составляют кровь, тканевая жидкость и лимфа. Они непрерывно циркулируют: в тканях часть плазмы крови покидает кровеносные сосуды и превращается в тканевую жидкость, избыток тканевой жидкости всасывается лимфатическими капиллярами и в виде лимфы оттекает по лимфатическим сосудам снова в кровь. Предварительно лимфа очищается в лимфатических узлах. | Учащиеся работают с текстом выводов, помечая какой материал они знали раньше, какой узнали, какой им не понятен. |
18 | Основные функции выполняет кровь. Она течет по замкнутым кругам кровообращения и приносит тканям кислород и питательные вещества, а также уносит продукты распада. Кровь доставляет к органам гормоны и другие гуморальные регуляторы. | ||
19 | Кровь состоит из жидкой плазмы и форменных элементов: тромбоцитов, эритроцитов и лейкоцитов. Тромбоциты участвуют в свертывании крови. Эритроциты содержат гемоглобин, который присоединяет кислород в легких и отдает его тканям. Углекислый газ частично переносится от тканей к легким гемоглобином, частично – плазмой крови. Лейкоциты выполняют защитную функцию. Одни из них – фагоциты – поглощают (пожирают) микроорганизмы и таким образом уничтожают их, лимфоциты поражают их химическими веществами – антителами. Постоянство внутренней среды называют гомеостазом. | ||
20 | Контроль знаний и умений | Заполняют таблицу | |
21 | Проверяют правильность заполнения таблицы | ||
Рефлексия | Учащиеся зачитывают, что они знали до урока, что узнали, в чем продолжают сомневаться | ||
Домашнее задание | параграф 17 учебника «Биология человека» (Д.В.Колесов, Р.Д.Маш) | Записывают Д/З |
Приложение
Прочитайте и отметьте, что вы знали до урока (З), узнали во время урока (У), в чем продолжаете сомневаться(С)
Внутреннюю среду организма человека составляют кровь, тканевая жидкость и лимфа. Они непрерывно циркулируют: в тканях часть плазмы крови покидает кровеносные сосуды и превращается в тканевую жидкость, избыток тканевой жидкости всасывается лимфатическими капиллярами и в виде лимфы оттекает по лимфатическим сосудам снова в кровь. Предварительно лимфа очищается в лимфатических узлах. |
Основную транспортную функцию выполняет кровь. Она течет по замкнутым кругам кровообращения и приносит тканям кислород и питательные вещества, а также уносит продукты распада. Кровь доставляет к органам гормоны и другие гуморальные регуляторы. |
Кровь состоит из жидкой плазмы и форменных элементов: тромбоцитов, эритроцитов и лейкоцитов. Тромбоциты участвуют в свертывании крови. Эритроциты содержат гемоглобин, который присоединяет кислород в легких и отдает его тканям. Углекислый газ частично переносится от тканей к легким гемоглобином, частично – плазмой крови. Лейкоциты выполняют защитную функцию. Одни из них – фагоциты – поглощают (пожирают) микроорганизмы и таким образом уничтожают их, лимфоциты поражают их химическими веществами – антителами. Постоянство внутренней среды называют гомеостазом. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме: "Индивидуальное развитие организма"
Цель урока: Создать условия для формирования знаний об этапах индивидуального развития организмов. Задачи: Образовательные: сформировать знания об основных стадиях эмбрионального периода развития жи...
разработка урока по теме: «СРЕДА ОБИТАНИЯ ОРГАНИЗМОВ. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ» 7 класс.
данная разработка предназначена для учащихся 7 класса....
Методическая разработка урока по теме "Типы взаимодействия организмов"
Предлагаю методическую разработку урока биологии для 11 класса "Типы взаимодействия организмов" и презентацию с соответствующими примерами....
Методическая разработка урока по теме "Формы размножения организмов"
Урок по теме "Формы размножения организмов" изучение полового и бесполого способа размножения живых организмов с использованием презентации....
Методическая разработка урока по биологии "Внутренняя среда организма. Кровь". 8 класс
Данный урок знакомит обучающихся с понятием "внутренняя среда организма, с составом внутренней среды, показывает ее роль в организме. Развивает знания о составе крови и ее функциях, о роли свертывании...
Методическая разработка урока биологии 5 класс "Живые организмы. Что это такое?"
Данная методическая разработка - это один из вариантов проведения урока по теме "Живые организмы. Что это такое?" по учебнику Природоведение. Введение в биологию. 5 кл. Здесь отражена попытка реализо...
Разработка урока по теме "Классификация живых организмов" 7 класс
Урок разработан в соответствии с ФГОС, подобран материал для практической работы на уроке по определению видовой принадлежности органзмов. К уроку создана презентация....