Конспект урока "Тканевая совместимость. Переливание крови. Донорство".
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему
Цель урока: сформировать знания у учащихся о группах крови, выявить основные отличия разных групп крови людей, раскрыть понятие агглютинации эритроцитов, механизм переливания крови, резус-фактор, донорство. Рассказать учащимся про новейшие технологии создания искусственной замены крови. Развивать способность анализировать и прогнозировать ситуацию, умение сравнивать разные группы крови, сопоставлять разные факты и события развивать логическое мышление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka._tkanevaya_sovmestimost._perelivanie_krovi._donorstvo.doc | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Школа здоровья и индивидуального развития»
Учитель биологии: Герасимова Лариса Сергеевна.
Конспект урока по биологии 8 класс.
Тема урока: «Тканевая совместимость. Переливание крови. Донорство».
Цель урока: сформировать знания у учащихся о группах крови, выявить основные отличия разных групп крови людей, раскрыть понятие агглютинации эритроцитов, механизм переливания крови, резус-фактор, донорство. Развивать способность анализировать и прогнозировать ситуацию, умение сравнивать разные группы крови, сопоставлять разные факты и события развивать логическое мышление.
Оборудование: мультимедийный проектор, ПК, презентация к уроку (созданная с помощью ресурсов интернет).
Метод обучения: проблемный.
Тип урока: раскрывающий тему.
Вид урока: комбинированный.
Ход урока:
Организационный момент. (1 мин.)
I. Проверка знаний. (5 мин.)
1. Рассказать о компонентах внутренней среды и механизмах поддержания ее постоянства.
2. Записать состав крови и рассказать о ее элементах.
3. Задача: Криминалисту надо выяснить, принадлежит ли образец данной крови человеку или животному. На столе два препарата – кровь человека и кровь лягушки. Как это сделать?
Il.Актуализация знаний. (2 мин.)
Постановка проблемы урока:
Проблема: В 1832 году петербургский врач Вольф впервые в России произвел переливание крови от человека человеку, женщине, находившейся при смерти из-за большой кровопотери. Успех переливания был блестящим: жизнь женщине была спасена.
После этого другие попытки переливания крови заканчивались по-разному: то блестящий успех, то тяжёлые осложнение вплоть до смерти.
В чём причина чередования успеха и неудач?
Ill Новый материал. (30 мин.)
Ещё в древности люди заметили важную роль крови и пытались кровью лечить людей. Гиппократ рекомендовал больным, страдающим заболеваниями пить кровь здоровых людей. В сочинениях Цельса сообщалось о том, что старики и больные эпилепсией пили кровь умирающих гладиаторов. Крови приписывали омолаживающее действие, например, папа Иннокентий VIII удрученный старостью лечился кровью, взятой от трёх мальчиков 10 лет. Исцеления не нашёл и вскоре умер. Из крови делали ванны древнегреческому царю Константину для лечения проказы. Считалось, что кровь –это чудодейственная жидкость, стоит только её применить. как жизнь может продлена на многие годы. "Первые успешные эксперименты по переливанию крови од одной собаки к другой были произведены в 1666 году английским анатомом Р. Лоуэром. А в 1667 году французский ученый Д.Б. Дени произвел первое переливание крови от животных к человеку.
Это была технически очень сложная операция. Ведь полая инъекционная игла ещё не была изобретена, и качестве иглы использовали птичье перо. А в качестве шприца - рыбий пузырь. Дени перелил один стакан крови от ягнёнка больному юноше, страдающему лихорадкой. Больной пережил тяжёлую аллергическую реакцию, но поправился. Тогда ученый объявил, что тот, кто даст себе перелить кровь, получит значительное вознаграждение. Рабочий бедного квартала Парижа согласился и был первым кто предоставил себя для опытов по переливанию крови. Операция прошла удачно. После переливания реципиент чувствовал себя отлично. Обрадованный этим результатом Дени стал проводить переливание одно за одним. Но не все переливания Дени были удачными. Начались осложнения, появились смертельные случаи. Причина заключалась в том, что кровь животных и человека несовместима.
В 1832 петербургский врач Г.Вольф сделал первое переливание крови от человека к человеку. Роженице, потерявшей много крови при родах, перелили кровь её мужа. Женщина была спасена. Первые попытки переливания крови от человека к человеку были удачными, хотя это была сложнейшая операция, не дававшая уверенности в результате. В ряде случаев возникали серьезные осложнения, вплоть до смертельных случаев. В 1873 году подсчитали, что из 247 переливаний крови – 176 закончились смертью больных. Причину тогда объяснить никто не мог. И всё же использование крови как лечебного средства, было заманчивым и привлекало внимание ученых. Разгадка пришла тогда, когда величайшее открытие в этой области сделал австрийский ученый К. Ландштейнер.
Экспериментальные исследования 1900 г.-1907г. позволили выявить группы крови человека. После чего появилась возможность избежать смертельных осложнений. Тогда уже было широко распространено учение об иммунитете, согласно которому при попадании в организм чужеродных белков (антигенов) происходит образование защитных веществ (антител) с последующей фиксацией, склеиванием и уничтожением антигенов. Оказалось, что склеивание (агглютинация) эритроцитов перелитой крови и есть одно из проявлений иммунитета — защиты организма от проникновения чужеродных белков. К. Ландштейнер предположил, а затем доказал наличие двух реагирующих веществ в эритроцитах и двух, способных вступать с ними в контакт, в плазме. Вещества, содержащиеся в эритроцитах, оказались антигенами (изоагглютиногенами) А и В. В же плазме или сыворотке содержатся антитела альфа и бета (аглитининами), вступающие в контакт с антигенами и вызывающие агглютинацию, α и β. При встрече «одноименных» антигенов и антител (например, А и α или В и β) происходит склеивание эритроцитов. Значит, в крови каждого человека должны содержаться такие агглютиногены, которые не склеивались бы агглютининами собственной плазмы. В результате многочисленных опытов с кровью) и оценки возможных комбинаций К. Ландштейнер установил, что всех людей в зависимости от свойств крови можно разделить на три группы. Чуть позднее (1906) чешский ученый Ян Янский выделил четвертую группу крови и дал всем группам обозначения, существующие и в настоящее время. Следует заметить, что Ян Янский был психиатром и свое открытие сделал при изучении крови психических больных, считая, что причина психических заболеваний кроется в свойствах крови.
Первая группа имеет обозначение I 0 αβ, т. е. у людей этой группы нет агглютиногенов (0), а в плазме содержатся агглютинины α и β. Кровь первой группы может быть перелита людям с любой группой крови, поэтому лица с первой группой названы универсальными донорами (слово «донор» происходит от donare — дарить).
Вторая группа имеет формулу II Aβ, т. е. эритроциты этой группы содержат агглютиногены А, а плазма — агглютинин β.
В третьей группе III Bα эритроциты содержат агглютиногены В, плазма — агглютинин α.
В эритроцитах четвертой группы IV АВ присутствуют оба агглютиногена А и В, но в плазме нет агглютининов, способных склеивать чужие эритроциты. Людям, имеющим четвертую группу крови, можно переливать кровь любой группы, поэтому их называют универсальными реципиентами.
Переливание крови
Донор От лат.dono (дарю) –
человек, отдающий кровь.
Реципиент от лат. recipiens (получающий)-
-человек, получающий кровь.
Агглютинация – явление склеивания эритроцитов.
Группа крови | Антигены (агглютиногены) в Er | Антитела (агглютинины) в плазме и сыворотке |
0(I) A(II) B(III) AB(IV) | – A B AB | и |
Универсальный донор 0(I) Универсальный реципиент AB(IV) |
Это интересно!
В истории медицины известен донор, который за свою жизнь сдавал кровь 624 раза.
Резус-фактор(Rh)
В эритроцитах человека содержится ещё один из важнейших факторов. Его впервые обнаружили в крови мартышек -резусов. Отсюда его такое интересное название.
Это изоантиген резус. Обозначается он так: Rh + и Rh-.
Оказывается, те люди у которых есть в крови этот антиген называются резус-положительными, а у которых нет резус-отрицательными. Резус -фактор содержится в крови приблизительно 85 % а у 15% он отсутствует.
Это интересно!
Около 85 % европейцев (99 % индейцев и азиатов) имеют резус-фактор и соответственно являются резус-положительными.
Остальные же 15 % (7 % у африканцев), у которых его нет, резус-
отрицательный.
Резус-конфликт.
Это несовместимость групп крови по резус-фактору между резус-отрицательной (Rh−) матерью и резус-положительным (Rh+) ребенком. Если человеку с Rh-
Попадает в организм кровь Rh+,
его антитела начнут избавляться от этой крови, как от чужеродного тела.
У беременных это приводит к отторжению плода и выкидышу.
Донорство:
При травмах и кровотечениях срочно нужна бывает кровь. Лучше всего переливать кровь идентичной группы, но в исключительных случаях кровь первой группы может быть перелита лицам с любой группой крови, реакции несовместимости не будет. Кровь второй группы совместима со второй и четвертой группами, третья — с третьей и четвертой. Кровь четвертой группы может быть перелита только лицам, имеющим четвертую группу крови. Правда при переливании разных групп крови эритроциты донора могут агглютинироваться сывороткой реципиента. Поэтому вливать можно строго ограниченное количество, не более 500 мл.
Донорство крови— добровольное жертвование собственной крови или её компонентов для последующего переливания нуждающимся больным, или получения компонентов медицинских препаратов.
У всех военнообязанных, врачей и людей работа которых связана с риском, в
документах и на шевронах верхней одежды обозначена группа их крови и
резус-фактор.
Виды доноров:
- Активные доноры состоят на учете и регулярно сдают кровь (даже в любое время суток) ;
- Доноры резерва находятся на учете в учреждениях службы крови; они периодически сдают кровь по планам-графикам комитетов и организаций обществ Красного Креста и Красного Полумесяца;
- Доноры-родственники сдают кровь в отделениях переливания крови тех учреждений, в которых находятся на лечении близкие им люди
Виды донорства:
Донорство цельной крови. Традиционный способ донорства состоит в том, что у донора забирают дозу цельной крови (до 450 мл).
Плазмоферез. В этом случае происходит заготовка только одного компонента крови - плазмы (до 600 мл).
Цитоферез. У донора забирается не плазма, а клетки крови: эритроциты или тромбоциты.
Показания к переливанию крови:
- Острая потеря крови
- Шоковое состояние
- Непрекращающиеся кровотечения
- Тяжёлое малокровие
- Тяжёлые хирургические вмешательства
Противопоказания к переливанию крови:
- Острая потеря крови
- Шоковое состояние
- Непрекращающиеся кровотечения
- Тяжёлое малокровие
- Тяжёлые хирургические вмешательства
О пользе донорства:
- повышение устойчивости организма к кровопотере при авариях, несчастных случаях, ожогах, тяжелых операциях;
- стимуляция кроветворения, самообновления организма;
- профилактика заболеваний сердечнососудистой системы;
- профилактика болезней иммунной системы, атеросклероза, нарушений пищеварения, деятельности печени, поджелудочной железы;
- выведение избытка крови и её элементов, если он есть, из организма.
Кто может стать донором?
Согласно законам Российской Федерации, сдавать донорскую кровь может любой дееспособный гражданин, достигший совершеннолетия и прошедший ряд медицинских тестов.
Льготы, предоставляемые донору:
- В зависимости от количества изъятой крови, доноры получают от 190 до 450 рублей.
- В течение полугода учащимся учебных заведений – прибавка к стипендии в размере 25%;
- В течение 1 года – пособие при любых заболеваниях в сумме полного заработка, вне зависимости от стажа работы;
- В течение 1 года – бесплатное лечение в государственных поликлиниках и больницах;
- В течение 1 года – выделение льготных путёвок в санатории и курорты.
- В день взятия крови, а также в день мед. обследования, донору полагается оплачиваемый выходной.
Обследования перед сдачей крови:
- терапевтическое обследование;
- гематологический анализ крови;
- биохимический анализ крови;
- исследование на присутствие в крови вирусов гепатитов В и С;
- анализ крови на вирус иммунодефицита человека;
- анализ крови на бледную трепонему(сифилис)
Это интересно!
Но донорской крови не хватает, да и компоненты крови недолговечны, поэтому остро встал вопрос о создании искусственной крови. И такая кровь была создана. В конце 70-х годов сотрудник Института биофизики АН СССР профессор Феликс Федорович Белоярцев изобрел препарат – заменитель человеческой крови. У неё поэтическое название – «голубая кровь», да и по цвету эта жидкость была голубоватая. А научное название его - перфторан, В основу нового препарата были положены перфторированные углероды, способные растворять в себе кислород и углекислый газ, то есть выполнять функции газообмена, как и природная кровь, «Голубая кровь» обладала поистине уникальным свойствами: могла доставлять кислород через мельчайшие капилляры, которые при этом не закупоривались. Это был прорыв в медицине. Много жизней было спасено. Но много было и проблем. Например, на этот препарат возможны аллергические реакции (гиперемия кожи, крапивница, кожный зуд), тахикардия, снижение артериального давления, гипертермия, головная боль, боли за грудиной и в поясничной области, затруднение дыхания.
И вот в 1999 году была присуждена Правительственная премия в области медицины «Признание» коллективу исследователей создавшим перфторан во главе с профессором Белоярцевым Ф.Ф, правда посмертно. В настоящее время перфторан активно используется в медицине для спасения жизни людей. Создано целое направление в косметологии на его основе – кислородная косметика.
III. Закрепление. (5 мин.)
1.Пользуясь схемой переливания крови определите, кто из родителей может быть донором для ребёнка с III группой крови, резус-фактор положительный, которому срочно требуется переливание крови. У матери I(О) группа крови, резус-фактор отрицательный, а у отца IV группа крови резус-фактор положительный.
2.Что случиться, если в крови реципиента антигены II группы встретятся с антителами донора III группы крови и почему?
IV. Д/з (2 мин.)
- Подготовить сообщение на тему: «Легенда о вампирах или болезнь «Порфирия»;
- Выучить записи в тетради
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Кровь.Переливание крови."
Урок-презентация проводится в курсе биологии 8 класса....
Урок биологии в 8 классе "Тканевая совместимость и переливание крови"
Урок по биологии тема «Тканевая совместимость и переливание крови»8 классЦель урока: Формировать понятие о группах крови человека и причинах групповых различий; резус-факторе; выявить значе...
разработка урока и презентация по теме "Группы крови. Переливание крови"
методическая разработка содержит тему, цель, задачи урока, приложение в виде презентации. Тип урока- комбинорованный, метод обучения - проблемный. Методическая разработка составлена к уроку по п...
Группы крови. Переливание крови.
В презентации отражен материал для урока биологии в 8 классе в соответствии с учебником Н. И. Сонина, М. Р. Сапина "Биология. Человек". На слайдах представлены факты из истории переливания крови, отли...
Методический материал к уроку по теме "Тканевая совместимость и переливание крови"
Здесь подобран интересный дополнительный материал для уроков или групповых занятий по теме "Тканевая совместимость и переливание крови"...
Технологическая карта к уроку биологии 8 класс. Тема урока Тканевая совместимость и переливание крови
Урок спроектирован с использованием технологии проблемного диалога...
Группа ТЭУ 01 АНАТОМИЯ. Тема 3. Тканевая совместимость и переливание крови
Задание:1. Просмотреть видеоролик и законспектировать весь материал и сделать схематические рисунки. ССЫЛКА https://www.youtube.com/watch?v=AAgN5U6epFs&feature=youtu.be2. Просмот...