Виды корней. Типы корневых систем.
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Соломатова Ирина Владимировна

Предмет  Биология.  Класс 6.

Базовый учебник Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл. В.В. Пасечник.

Тема урока: «Виды корней. Типы корневых систем».

Цель урока: Изучить виды, типы корневых систем.

Задачи урока: Знать: изучить функции корня. Узнать виды корней и типы корневых систем.

Уметь: распознавать виды корней и типы корневых систем.

Владеть: организация поиска информации в различных источниках. Учиться делать выводы по результатам лабораторной работы.

Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний.

 Необходимое оборудование: Демонстрационное. 1. 1. Презентация по теме « Виды корней. Типы корневых систем»

2. Комнатные растения в цветочном горшке. 3. Комнатное растение с корневой системой, выросшей в водном растворе.

Раздаточное:  гербарий растений со стержневой  и мочковатой корневой системой; карточки с заданиями.

Дополнительная литература: 1.Энциклопедия для детей. Т.2 Биология – 5-е изд.,

2. Ботаника\ред. Группа 6 Г. Огуреева,  И.Микляева, С. Мирнова – М.:Мир энциклопедий Аванта +, 2008. – 96с.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_korney._tipy_kornevyh_sistem.docx30.24 КБ

Предварительный просмотр:


Технологическая карта урока

Предмет  Биология.  Класс 6.

Базовый учебник Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл. В.В. Пасечник.

Тема урока: «Виды корней. Типы корневых систем».

Цель урока: Изучить виды, типы корневых систем.

Задачи урока: Знать: изучить функции корня. Узнать виды корней и типы корневых систем.

Уметь: распознавать виды корней и типы корневых систем.

Владеть: организация поиска информации в различных источниках. Учиться делать выводы по результатам лабораторной работы.

Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний.

 Необходимое оборудование: Демонстрационное. 1. 1. Презентация по теме « Виды корней. Типы корневых систем»

2. Комнатные растения в цветочном горшке. 3. Комнатное растение с корневой системой, выросшей в водном растворе.

Раздаточное:  гербарий растений со стержневой  и мочковатой корневой системой; карточки с заданиями.

Дополнительная литература: 1.Энциклопедия для детей. Т.2 Биология – 5-е изд.,

2. Ботаника\ред. Группа 6 Г. Огуреева,  И.Микляева, С. Мирнова – М.:Мир энциклопедий Аванта +, 2008. – 96с.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

Организационный момент.

Учитель приветствует ребят, настраивает на урок. Сообщает девиз урока. Какую большую тему мы начали изучать? С какой темой мы познакомились на прошлом уроке?  

Дети приветствуют учителя. Обсуждают девиз урока. Отвечают на вопросы учителя.

Коммуникативные:

излагают свое мнение

2

Актуализация знаний.

Учитель выдаёт тест, где нужно выбрать верные утверждения. После выполнения теста предлагает осуществить взаимопроверку в парах, оценить в соответствии со шкалой представленной на слайде.

После выполнения проверки  предлагает ребятам поднять руки  у кого оценка. «5»,»4»,»3».

Дети выполняют тест, обмениваются в парах, осуществляют взаимопроверку в соответствии со шкалой представленной на слайде. Выставляют друг другу оценки, подняв руку сообщают учителю о результатах своей работы.

Познавательные:

анализируют  информацию

Коммуникативные: взаимодействуют в паре, принимают позиции другого.

Личностные:

Аргументируют, оценивают свои и чужие поступки

3

Постановка темы и цели урока.

Учитель предлагает выслушать стихотворение, которое читает наизусть ученица. Предлагает подумать над такими вопросами. Какова главная мысль стихотворения?   О каком органе цветкового растения идёт речь?

Учитель: Сегодня нам предстоит заглянуть туда, куда мы заглядываем достаточно редко. У окружающих нас растений обычно мы видим только их надземную часть – побег. Но ведь у растений под землей тоже есть органы.

Учитель: Ребята, как вы думаете какая тема нашего урока?

Учитель: Тема нашего урока: «Виды корней. Типы корневых систем».

Учитель: Исходя из темы урока, давайте поставим цели урока.

Учитель: Чтобы достичь этой цели нам нужно выполнить несколько задач.

 Учитель предлагает прочитать задачи.

Слушают стихотворение и думают над вопросами, представленными на слайде. После чтения стихотворения отвечают на вопросы.

Рассматривают  комнатное растение в цветочном горшке.

Ребята высказывают своё мнение.

Познакомиться с видами и типами корневых систем

Читает ученик задачи на слайде.

Коммуникативные:

излагают свое мнение

Познавательные:

анализируют информацию

Регулятивные:

оценивают степень и способы достижения цели. Определяют проблему, выдвигают версии.

4

5

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.

Динамическая пауза.

Учитель: Кто-нибудь из вас пытался заглянуть в цветочный горшок?

Давайте с вами совершим маленькое путешествие (демонстрация комнатного растения в банке с водой). Посмотрите, как много корней  даже у такого маленького комнатного растения.

 А представьте, как много корней окружающих нас растений сокрыто от наших глаз.

Учитель предлагает выслушать сообщение о длине корней и сделать вывод.

Учитель: Беседа с классом: где вы ещё могли слышать слово “корень”?

Учитель: Как вы понимаете выражение: “Пустить корни”, “Покраснеть до корней волос”, “Уезжать нам некуда, наши корни здесь!”?

Учитель: Ребята, сегодня мы работаем в группах. Выберите руководителя и распределите, кто будет отвечать по плану.  Всю информацию, которую мы узнаем о теме корень, мы поместим на схеме.

Учитель: Пододвиньте к себе схему, и посмотрите, какие части этой схемы мы заполним сегодня на уроке, выберите тему в группе.

Учитель: Каждая группа будет работать по своему плану, который ребята видят на слайде.

После работы учитель вызывает ребят из каждой группы к доске и заслушивает вместе с остальными учениками их выступления.

Отвечают на вопросы учителя.

Учащиеся рассматривают комнатное растение с корневой системой в баночке с водой.

Ребята выслушивают сообщение. Делают вывод.

Русский язык: корень – основная часть слова.

Математика: корень уравнения.

Биология: часть волоса, зуба, ногтя.

Остаться в деревне, завести семью, стыдно.

Организация групповой работы, выбор руководителя, ответственных за заполнение схемы, обговаривают обязанности.

Изучают схему и выбирают необходимые части схемы.

1.Функции корня.

2.Виды корней.

3.Типы корневых систем.

Руководитель группы сообщает, какую часть схемы они выбрали для изучения. Учащиеся  работают в группе по плану, с учебником и дополнительной литературой.

Заслушивают выступления групп и самостоятельно заполняют схему.

Коммуникативные:

излагают свое мнение, организуют работу в группе.

Познавательные:

Анализируют информацию, выделяют главное, классифицируют информацию

Регулятивные: работают по плану, сверяясь с целью, заполняют схему, слушают друг друга .

6

Применение теоретических положений.

Проблемный вопрос.

Учитель: Ребята, мы с вами все на огородах выращиваем овощи.

Ребята, у меня возник такой вопрос.  При выращивании  капусты, томатов а особенно картофеля широко применяют окучивание, т.е  присыпают землёй нижнюю часть стебля. Зачем это делают?

Учитель: Ребята, давайте вернёмся к задачам нашего урока. С какими задачами мы уже справились?

Обдумывают вопрос и обсуждают его в группе, используя свой жизненный опыт.

Ребята вспоминают задачи урока и обсуждают с какими задачами они уже справились.

Коммуникативные:

излагают свое мнение, выслушивают мнение друг друга.

Познавательные:

анализируют, обобщают.

Регулятивные:

оценивают степень и способы достижения цели.

7

Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков.

 Предлагает выполнить лабораторную работу. Для того чтобы научиться различать типы корневых систем выполните небольшую лабораторную работу. «Стержневая и мочковатая корневые системы»

 Работать будете по плану.

Выполняют лабораторную работу в рабочей тетради №63 стр. 34.

Руководитель группы зачитывает вывод.

Познавательные:

анализируют, обобщают, классифицируют информацию.

Коммуникативные:

излагают свое мнение, работают  в группе.

8

Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников

Учитель предлагает каждой группе оценить свою  работу по  критериям от 1 до 5 баллов, которые они видят на слайде.

Ребята оценивают работу  своей группы, высказывают своё мнение.

Коммуникативные:

излагают свое мнение

Личностные:

аргументировано оценивают свои и чужие поступки.

Коммуникативные:

уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого.

9

Обобщение усвоенного.

Учитель: Вам дана таблица, соотнесите понятие с определением.

 Самопроверка по слайду.

Самостоятельно заполняют таблицу, осуществляют самопроверку по слайду.

Личностные:

аргументировано оценивать свои и чужие поступки

Познавательные:

анализируют, обобщают, классифицируют информацию

10

11

12

Домашнее задание.

Итог урока

Рефлексия

Сообщает домашнее задание, предлагает выбрать каждому ученику более приемлемый вариант.

Учитель предлагает вернуться к цели  урока и подумать достигнута ли она.

 

Учитель предлагает продолжить понравившееся предложение.

Я узнал.. Я научился…Мне понравилось… Мне захотелось…

Учитель слушает детей и узнаёт мнение детей, благодарит за работу.

Ученики знакомятся с домашним заданием, выбирают более понравившееся  и  записывают его в дневник.

Высказывают своё мнение.

Ребята выбирают предложение и дополняют его.

Личностные: осознанный выбор, анализ уровня освоения изученного.

Коммуникативные:

излагают свое мнение

Самоанализ урока

          Урок биологии в 6 классе, который вы посмотрели,  входит в раздел  «Строение и многообразие покрытосеменных растений ». Тема урока «Виды корней и типы корневых систем ».  Цель урока: Изучить виды, типы  корневых систем

Задачи урока:

 -   создать условия для самостоятельной деятельности ребят по изучению функций корней их видов и  типов корневых систем, показать значимость корневой системы для растения, учить применять полученные знания на практике,

- формировать универсальные учебные действия:

через организацию  поиска информации в различных источниках;

через включенность каждого ученика в работу группы.

через обмен  опытом  между обучающимися

через осуществление самоконтроля

Тип урока: урок  открытия новых знаний.      

                Урок построен  в соответствии с программными требованиями по технологии развивающего обучения. Старалась учесть требования предъявляемые к уроку  в  условиях перехода к ФГОС второго поколения. Пыталась использовать системно- деятельностный  подход.

  I этапа урока – это  мотивирование  к  учебной  деятельности. Данный этап предполагает осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности на уроке. Для  этого я  использовала девиз урока  «Поменьше учителя – побольше ученика»,  в процессе объяснения которого  ребята  настроились на продуктивную учебную деятельность.

II этап урока – Контроль знаний  по  теме «Строение семян», т.к. она важна для усвоения будущего материала . Цель контроля – коррекция  знаний. Проводилась в форме теста «Верю  - не верю», где были  даны задания на поиск ошибок в рассуждениях, что является приёмом частично-поискового метода  обучения. Для  проверки применялся самоконтроль.

III этап урока – актуализация  и  целеполагание.  Для решения задач  этого этапа  использовала  стихотворение, с помощью которого ребята сами определили  объект  изучения, вместе со мной согласовали  тему  урока, включились  в процесс  формулирования задач урока. На этом этапе  мною использована форма работы – беседа.

IV этап урока – открытие новых знаний,   Была организована самостоятельная работа в группах  по  изучению нового материала, ребята сами  выбрали   что  они  будут изучать, это важно для развития познавательного интереса обучающихся. В каждой группе есть лидер, который организует  взаимодействие в группе, направляет работу, принимает  участие   при  оценке деят-ти  группы  и каждого участника.  Для  работы они использовали различные источники информации:  учебник, энциклопедии.Для систематизации  материала  я  предложила  схему.  

 V этап урока – Лабораторная работа.  Цель её  учить детей применять знания на практике, делать выводы  по результатам исследования.  Для  показа значимости  полученных знаний  и связи  их с  жизнью , а также их применения в новой ситуации применила проблемный вопрос  «Зачем окучивать картофель?»  

Следующий этап – Первичное закрепление.  Цель : проверить усвоение  понятий.  Учащиеся самостоятельно выполнили задания нового типа  и провели самопроверку , сравнивая с эталоном

  Рефлексия   учебной деятельности на уроке (итог). На данном этапе обратила внимание на  новое содержание, была организована рефлексия и самооценка собственной учебной деятельности . Я использовала  приём  закончи предложение.

Домашнее задание дано на выбор.  В течение всего урока  я обращала внимание на задачи урока. Это необходимо для удержания цели урока и анализа её реализации.

 Для   формирования коммуникативных учебных действий, и  навыков контроль-оценочной деятельности    я  предусмотрела  самооценку  деятельности групп по критериям: умение  находить нужную информацию в учебнике и др. источниках,  умение делать выводы по результатам практической деятельности, умение сотрудничать.

  коммуникативные универсальные учебные действия формировались  в процессе работы в группах, ребятам  приходилось:    договариваться, находить общее решение,   убеждать, уступать, аргументировать,  

Познавательные универсальные учебные действия формировались на всех этапах  урока:

  1. - прием «Верные – неверные утверждения» -  
  2. Стадия рефлексии – прием «Закончи фразу»

На этапе изучения нового материала развивались

  • общеучебные умения:   структурирование и моделирование знаний, извлечение необходимой информации, умение строить  высказывание;
  • логические:   анализ текста, выбор оснований, логические связи и  .

В течение всего урока  формировались регулятивные универсальные учебные действия

  • прогнозирование темы урока
  • целеполагание урока
  • волевая саморегуляция при самостоятельной работе
  • осознание качества и уровня усвоения учебного материала

  Я думаю, что выбранные мною методы и приемы  соответствовали, характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся.

             На протяжении всего урока использовала: практические, логические задания, мультимедийные средства для формирования интереса к предмету.

                Способы взаимодействия  продуманы с учетом индивидуальных способностей учащихся и их интересов. При подготовке к уроку  мною были учтены и возрастные, и индивидуальные особенности, а также уровень развития учащихся (класс среднего   развития).

                     

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Виды корней, типы корневых систем"

Конспект урока "Виды корней, типы корневых систем" в 6 классе к учебнику В.В. Пасечника. Урок комбинированный, включает задания разного уровня сложности на всех этапах урока....

Урок биологии - Виды корней. Типы корневых систем (6 класс)

Разработка урока биологии по теме "Виды корней. Типы корневых систем" в 6 классе.Основное содержание урока:1.     Функции корня.2.     Виды корней.3....

Виды корней, типы корневых систем

Сформировать  знания о видах корней и типах корневых систем, понятия – главный, боковой, придаточный корень, стержневая и мочковатая корневая система....

Урок биологии 6 класс "Виды корней. Типы корневых систем"

Цель: познакомиться с корнем, как функциональной системой.Задачи урока:Образовательные: Продолжить знакомство учащихся с органами растения.Познакомить школьников с функциями корня, сформировать у школ...

Урок по теме - Виды корней. Типы корневых систем.

Комбинированный урок по ботанике для 6 класса по теме - Виды корней. Типы корневых систем....

методическая разработка по биологии; Виды корней. Типы корневых систем.

В этой методической разработке раскрыта методика проведения урока различными методами.   Познакомить учащихся  с функциями корня, сформировать у учащихся  представление ...