Конспект урока "Виды корней. Типы корневых систем"
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Анастасия Михайловна Наумкина

Конспект урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Маковский филиал

Муниципального общеобразовательного учреждения

«Октябрьская средняя общеобразовательная школа №2»

Муниципального образования – Михайловский муниципальный район

Рязанской области

391726  Рязанская область Михайловский район п. Некрасово, телефон (49130) 2-76-10

Конспект урока по теме:

 «Виды корней и типы корневых систем»

Биология, 6 класс

Учитель: А.М. Наумкина

                                                                    2015 – 2016 учебный год

Образовательные цели: 

Обучение: организовать учебную деятельность, направленную на освоение знаний о  функциях  корня, видов корней, строении и образовании корневых систем.

Воспитание: создавать  условия  для выработки у детей позитивного отношения к познанию нового.

Развитие: способствовать развитию универсальных познавательных умений осуществлять анализ различных объектов на материале урока, универсальных коммуникативных умений работать в паре, группе.

Задачи урока:

 -организовать знакомство с понятиями корень, виды корня, типы корневых систем

-организовать понимание существенных признаков видов корней и типов корневых систем, и отличие их от других органов растений

- организовать тренинг по отработке умений правильно определять функции корня, виды корней и типов корневых систем

- организовать контроль результатов учебной деятельности учащихся

- организовать рефлексивную оценку

 Формирование УУД

Метапредметные:

Познавательные: 

- умение ориентироваться  в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные:

- умение формулировать учебные цели;

- анализировать и сравнивать объекты;

- использовать доказательство;

- умение составлять план;

- контролировать свой результат решения с эталоном;

- оценивать качество решения, способность мобилизировать силы, волю и энергию к преодолению препятствий.

Коммуникативные: 

- умение оценивать действие партнёра;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные: 

- способствовать развитию положительной мотивации к учебной деятельности;

- определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве;

- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Планируемый результат обучения:

- научиться  определять виды корней и типы корневых систем;

 - моделировать с помощью схематических рисунков;

 - выполнять задания творческого и поискового характера;

- контролировать и оценивать свою работу и её результат;

- отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания.

Формы работы:  фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Методы:

репродуктивный, объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый.

Методические приемы:

беседа, лабораторная работа.

Дидактические отношения:

учитель - ученик, ученик - ученик, ученик – учебный материал.

Тип урока: изучения новых знаний.

Оборудование урока:

демонстрационное: таблица  «Типы корневых систем», презентация «Корень. Типы корневых систем», компьютер.

лабораторное - проростки фасоли и луковицы репчатого лука с развитыми корнями,  гербарий «Типы корневых систем», салфетки.

Межпредметные связи:

литература, русский язык, информатика, физкультура.

Ход урока.

1.Орг. момент.

Цель: подготовить учащихся к усвоению нового материала, нацелить на творческую работу.

Здравствуйте. Я надеюсь, что вы ребята, будете внимательны и сосредоточены и успешно справитесь со всеми заданиями.

Ӏ. Организация класса:

Слайд №1

Девиз нашего  урока: “Поменьше учителя – побольше ученика”.

Как вы понимаете эти слова?  

ӀӀ. Актуализация познавательных знаний

Фронтальный устный опрос по теме «Семя»

  1. Каково внешнее и внутреннее строение семени фасоли?
  2. Каково внешнее и внутреннее строение семени пшеницы?

     Вставить пропущенные слова: 

Слайд №2

Семя состоит из …, … и содержит запас …. ….. Запас питательных веществ семени находиться в …. В зародыше различают …, …, … и …. Растения, имеющие в зародыше семени одну семядолю, называют … если же в зародыше семени две семядоли, то такие растения называют …. Горох и яблоня – это … растения. А лук и кукуруза … растения.

ӀӀӀ. Изучение нового материала.

Сегодня нам предстоит заглянуть туда, куда мы очень редко заглядываем. Сейчас я вам зачитаю стихотворение, а вы попробуйте определить о каком органе пойдет речь

Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко,
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются!
Почему осыпались и вянут?
Без корней расти и жить не станут!
Как ни тонок, неприметен
Под землёю корешок,
Но не может жить на свете
Без него любой
цветок!

Вопрос учителя:

О каком органе цветкового растения идёт речь?

Мы живем с вами в сельской местности, много работаем на УОУ, в саду и на огороде и часто встречаемся с корнями растений. Что вы знаете о корнях растений?

 Учитель: Ребята, как вы думаете какая тема нашего урока?

Слайд №3

Учитель: Тема нашего урока: «Виды корней. Типы корневых систем».

Учитель: Исходя из темы урока, давайте поставим цели урока.

Учитель: Чтобы достичь этой цели нам нужно выполнить несколько задач.

 Учитель предлагает прочитать задачи.

Слайд №4

Беседа с классом: где вы ещё могли слышать слово “корень”?

Русский язык: корень – основная часть слова.

Математика: корень уравнения.

Биология: часть волоса, зуба, ногтя.

Как вы понимаете выражение: “Пустить корни” (Основательно, прочно устраиваться где-либо), “Смотреть в корень” (видеть самое главное точно верно), “Покраснеть до корней волос” (вспыхнуть от стыда, негодование).

Слайд 5

Кто-нибудь из вас пытался заглянуть в цветочный горшок? Давайте с вами совершим маленькое путешествие (демонстрация комнатного растения в банке с водой). Посмотрите, как много корней  даже у такого маленького комнатного растения.

 А представьте, как много корней окружающих нас растений сокрыто от наших глаз.

Слайд №6

Учителем приводятся сведения: у одного куста ржи, выращенной в теплице, общая длина всех корней составила 623 км. Географы определили, что это расстояние от Москвы до Санкт – Петербурга.

Учитель: Ребята, сегодня мы работаем в группах. Выберите руководителя и распределите, кто будет отвечать по плану.  Всю информацию, которую мы узнаем о теме корень, мы поместим на схеме.

Учитель: Пододвиньте к себе схему, и посмотрите, какие части этой схемы мы заполним сегодня на уроке, выберите тему в группе (1 группа работают над темой «Функции корня», 2 группа – «Виды корней», 3 группа – «Типы корневых систем»)

 Каждая группа будет работать по своему плану, который ребята видят на слайде.

Слайд № 7

После работы учитель вызывает ребят из каждой группы к доске и заслушивает вместе с остальными учениками их выступления.

После выступлений учащихся для закрепления знаний о функциях корня учитель проводит беседу.

1. Функции корня. 

Учитель:  Ребята, попробуйте отгадать, о какой функции корня идет речь?

Слайд 8-10 (опорная функция)

Один писатель так написал о деревьях: “Шумят летом деревья в налетевшем теплом ветре; низко склоняют ветви, теряя желтую листву в сырую осеннюю непогоду; сгибаются, скрипят и стонут в порывах снежных метелей и бурь…” Но ведь почти всегда им удается устоять. Как же это у них получается? (ответ учащихся). Действительно, все очень просто, деревья крепко держатся за землю своими корнями. Поэтому говорят, что корни выполняют опорную функцию.

Слайд №11-12 (о минеральном питании)

Вы знаете, что комнатные растения или растения на ваших земельных участках необходимо поливать и иногда подкармливать. Куда поступает вода и питательные вещества? (ответ учащихся). Конечно, в почву. А в почве есть корни. Значит, благодаря корню в растение поступают вода и минеральные вещества. 

Назовите функцию корня, помешавшую деду из сказки «Репка» вырвать репку из почвы. Ради какой функции корня  дед выращивал репку?

Подведём итог (дети называют функции корня).

Слайд 14

Корни закрепляют растение в почве, поглощают воду и минеральные вещества, запасают питательные вещества.  

 Итак, мы узнали, какие функции выполняет корень. А теперь давайте попробуем ответить на такой вопрос:

- Все ли корни растений одинаковые?

2. Виды корней 

Слайд №15-16

Учитель: Если бы нам удалось проследить постепенное развитие корня, то мы бы увидели следующую картину. Через 2-3 дня после своего появления из семени зародышевой корешок начал постепенно утолщаться в своей верхней части. Это образовался главный корень. По мере роста всего проростка главный корень растет вертикально вниз, а на нем появляются боковые корешки, которые тоже растут. Они появляются сначала вблизи основания главного корня, а уж потом ближе к его кончику, но никогда не растут на самой верхушке.

Посмотрите на проращенные семена на ваших столах и найдите на них главный и боковые корни. Корни также могут образовываться на нижней части побега, и тогда их называют придаточными. Границу между стеблем и корнем можно увидеть на вашем проростке фасоли, т.к. стебель намного толще корня. 

Слайд №17

Беседа о значении окучивания.

Слайд №18

Проблемный вопрос.

Учитель: Ребята, мы с вами все на огородах выращиваем овощи.

Ребята, у меня возник такой вопрос.  При выращивании  капусты, томатов, а особенно картофеля широко применяют окучивание, т.е.  присыпают землёй нижнюю часть стебля. Зачем это делают?

Физкультминутка.

Цель: снять физическое и психологическое напряжение, сменить  виды деятельности.

Ребята, вы, наверное, устали. Давайте проведём физкультминутку.

Учитель: Все корни одного растения образуют корневую систему. Различают два типа корневых систем: стержневую и мочковатую.   Для того чтобы лучше определить, чем они отличаются, давайте проведем лабораторную работу

3. Типы корневых систем (коллективная работа).

Слайд №19-22 (типы корневых систем)

Лабораторная работа: “Стержневая и мочковатая корневая системы” (парная работа).

Учащиеся выполняют лабораторную работу. Заполняют таблицу в рабочей тетради, формируют выводы.

Лабораторная работа: «Строение стержневой и мочковатой корневых систем”.

Цель: исследовать строение и развитие стержневых и мочковатых корневых систем.

Оборудование: проростки семян фасоли, гороха, гербарии растений со стержневой и мочковатой корневыми системами, луковицы с корнями.

Ход работы:

  • Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений.
  • Определите растения со стержневой корневой системой.
  • Определите растения с мочковатой корневой системой.
  • Заполните таблицу:

Название растения

Тип корневой системы

 

  • Сделайте вывод о сходствах и различиях стержневой и мочковатой корневых систем.

ӀV. Закрепление.

Слайд №23

Игра “Кто лишний” (индивидуальная работа).

  • Фасоль, горох, соя, лук.
  • Пшеница, морковь, рис, кукуруза.
  • Одуванчик, щавель, овёс, картофель.

Собери таблицу: учащимся на парту дается разрезанная таблица, её нужно собрать (парная работа).

Основные понятия

Определение понятий

1. Корни

А) корни, отходящие по бокам от стебля

2. Корневая система

Б) корни, отходящие по бокам от главного и и придаточных корней

3. Главный корень

В) система, состоящая из придаточных и боковых корней    

4. Боковые корни

Г) система, состоящая из главного и боковых корней

5. Придаточные корни

Д) корень, развивающийся из зародыша семени

6. Стержневая корневая система

Е) подземный орган растения, всасывающий воду и минеральные соли, удерживающий растение в почве

7. Мочковата корневая система

 Ж) система всех корней растений

Слайд №24

 Выполнить тест (индивидуальная работа)

Тест 1.Первым при прорастании семени появляется корень:

а) главный;

б) боковой;

в) придаточный;

г) главный или боковой.

2. Мочковатая корневая система характерна для растений:

а) пшеницы и ржи;

б) ржи и лопуха;

в) лопуха и одуванчика;

г) одуванчика и подорожника.

3. Стержневая корневая система характерна для растений:

а) одуванчика и подорожника;

б) подорожника и лопуха;

в) лопуха и одуванчика;

 г) все ответы верны

5. Рефлексия.

Слайд №25

Цель: научить оценивать результаты, обобщать, делать выводы.

Подведём итоги урока. Учитель предлагает продолжить понравившееся предложение.

- Я узнал..

 - Я научился…

- Мне понравилось…

-  Мне захотелось…

Слайд №26

Спасибо за урок, а теперь давайте оценим наше настроение в конце урока

1.Учитель раздаёт каждому анкету 

2.Оцени свое настроение на уроке

Заполняют анкету, ставят на ней символы:

смайлики-очень понравилось

 понравилось

-не понравилось

0030

0009

0080

 Слайд №27

Домашнее задание:  параграф 19, пересказ, решить кроссворд по теме «Виды

корней. Типы корневых систем». 

Методическая литература:

  1. Илларионов Э.Ф. Биология 6 (7) класс: Поурочные разработки. М.: Вако, 2003.
  2. Игошин Г.П. Уроки биологии в 6-м классе. Развернутое планирование. Ярославль: Академия развития, 2002.
  3. Марина О.С.  и др. Биология: Раздел “Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники”: Методическое пособие для учителя. М.: Издательский дом “ГЕНЖЕР”, 2001.
  4. Лебедев С.Н. Уроки биологии с применением информационных технологий. 6 класс. М. «Глобус», 2009.

Научно-популярная литература:

  1. Трайтак Д.И. книга для чтения по ботанике. Пособие для учащихся.

М.: Просвещение, 1978.

  1. Наглядный словарь. Растения. М.: Слово, 2001.
  2. А.А. Федоров и др. Жизнь растений том I , М. Просвещение, 1980

                                     

 

Технологическая карта урока

Предмет  Биология.  Класс 6.

Базовый учебник Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл. В.В. Пасечник.

           Тема урока: «Виды корней. Типы корневых систем». 

Тип урока

Открытие нового знания

Образовательные цели

Обучение: организовать учебную деятельность, направленную на освоение знаний о  функциях  корня, видов корней, строении и образовании корневых систем.

Воспитание: создавать  условия  для выработки у детей позитивного отношения к познанию нового.

Развитие: способствовать развитию универсальных познавательных умений осуществлять анализ различных объектов на материале урока, универсальных коммуникативных умений работать в паре, группе.

Задачи

-организовать знакомство с понятиями корень, виды корня, типы корневых систем

-организовать понимание существенных признаков видов корней и типов корневых систем

- организовать тренинг по отработке умений правильно определять функции корня, виды корней и типов корневых систем

- организовать контроль результатов учебной деятельности учащихся

- организовать рефлексивную оценку

Формирование УУД

Метапредметные:

Познавательные: 

- умение ориентироваться  в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные:

- умение формулировать учебные цели;

- анализировать и сравнивать объекты;

- использовать доказательство;

- умение составлять план;

- контролировать свой результат решения с эталоном;

- оценивать качество решения, способность мобилизировать силы, волю и энергию к преодолению препятствий.

Коммуникативные: 

- умение оценивать действие партнёра;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные: 

- способствовать развитию положительной мотивации к учебной деятельности;

- определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве;

- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить;

Планируемый результат

обучения

- научиться  определять виды корней и типы корневых систем;

 - моделировать с помощью схематических рисунков;

 - выполнять задания творческого и поискового характера;

- контролировать и оценивать свою работу и её результат;

- отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания.

Формы работы учащихся

Фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.

 Оборудование

демонстрационное: таблица  «Типы корневых систем», презентация «Корень. Типы корневых систем», ноутбук.

лабораторное - проростки фасоли и луковицы репчатого лука с развитыми корнями,  гербарий «Типы корневых систем», салфетки.

Технология проведения

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению планируемых результатов.

Планируемые результаты УУД

 

1.Мотивационно - организационный момент.

Цели:

-актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

-создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Демонстрируют

готовность к уроку, слушают

учителя, отвечают на вопросы.

Проверка готовности учащихся к уроку. Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Девиз нашего  урока: “Поменьше учителя – побольше ученика”.

Как вы понимаете эти слова?  

Ребята, покажите  какое настроение у вас перед уроком?

(На столе у каждого ребенка лежат карточки с изображением смайликов.)

И у меня сегодня радостное настроение, потому что к нам на урок пришли гости. Я надеюсь, что вы ребята, будете внимательны и сосредоточены и успешно справитесь со всеми заданиями.

 Личностные

Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.

Следование в поведении моральным и этическим требованиям.

Метапредметные

Учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные

Формирование способности к организации своей деятельности.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Цели:

- актуализировать опорные знания и умения;

- организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения.

Повторение системы ранее усвоенных учебных действий, необходимых и достаточных для восприятия нового материала, осознание необходимости получения новых знаний.

Организует

фронтальную и индивидуальную работу.

Предлагаю вам выполнить задание на карточках «Вставить пропущенные слова».

Молодцы, я предлагаю осуществить взаимопроверку в парах, оценить в соответствии со шкалой представленной на слайде.

Поднимите руки  у кого оценка. «5», «4», «3» ?

Регулятивные

Уметь проговаривать последовательность действий на

уроке, принимать и сохранять учебную задачу.

Осуществлять контроль своей деятельности, корректируя собственную деятельность и деятельность одноклассников.

Познавательные

Владеть знаниями о строении семени. Коммуникативные

Умение слушать и слышать, обосновать свою точку зрения.

Личностные

Мотивация учения.

3.Формулирование темы урока, постановка цели.

Цели:

- подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока;

- составление плана работы.

Формулируют тему, ставят цели.

Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

Выдвигает проблему.

Организует самооценку.

Итак, ребята,  мы на прошлом уроке выявили один из отличительных  признаков растений класса однодольные и двудольные. Но, наверное, растения этих классов отличаются не только строением семян, но и строением каких-то органов. А какие органы  растений вам известны? Вот об одном из них мы сегодня узнаем.  Ребята, послушайте, стихотворение, которое вам зачитаю.  Подумайте над такими вопросами. Какова главная мысль стихотворения?   О каком органе цветкового растения идёт речь?

 Сегодня нам предстоит заглянуть туда, куда мы заглядываем достаточно редко. У окружающих нас растений обычно мы видим только их надземную часть – побег. Но ведь у растений под землей тоже есть органы.

 (корень). А как вы думайте, что мы можем узнать о корне? (виды, типы)

 Ребята, сформулируйте тему нашего урока: «Виды корней. Типы корневых систем».

 Исходя из темы урока, давайте, определим цели урока.

1. Познакомится с понятием «корень» и его функциями

2. Узнать, какие бывают корни

3. Научиться различать типы корневых систем

 Личностные

Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.

Следование в поведении моральным и этическим требованиям.

Коммуникативные

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

4."Открытие" детьми нового знания.

Цели:

- выявление обучающимися новых знаний;

- развитие умения находить ответы на проблемные вопросы;

- подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель)

.

Выдвигает проблему.

Создаёт эмоциональный настрой.

Формулирует задание.

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Где вы ещё могли слышать слово “корень”?

 Как вы понимаете выражение: “Пустить корни”, “Покраснеть до корней волос”?

А как вы думаете, с точки зрения биологии, что такое корень? Вот сегодня на уроке мы узнаем, кто из вас прав.

 Кто-нибудь из вас пытался заглянуть в цветочный горшок?

Давайте с вами совершим маленькое путешествие (демонстрация комнатного растения в банке с водой). Посмотрите, как много корней  даже у такого маленького комнатного растения.

 А представьте, как много корней окружающих нас растений сокрыто от наших глаз (предлагаю выслушать сообщение о длине корней и сделать вывод).

 Ребята, сегодня мы работаем в парах. Давайте вспомним правила работы в парах. Всю информацию, которую вы узнаете о теме корень, вы поместите на отдельном листе.

 Пододвиньте к себе листочки, где описана вся информация о корне,  выберите нужную информацию по вашей теме и оформите ваш мини проект. Время работы 5 минут.

А теперь заслушаем сообщение каждой пары.

Познавательные

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные

Уметь оформлять свои мысли в устной форме: слушать и понимать речь других.

Учиться выполнять различные роли в паре.

Регулятивные

Уметь работать по коллективно составленному плану.

5. Первичное закрепление.

Цели:

- освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности.

Обдумывают вопрос и обсуждают его в группе, используя свой жизненный опыт.

Устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения.

Ребята, попробуйте отгадать, о какой функции корня идет речь?

 (опорная функция). Один писатель так написал о деревьях: “Шумят летом деревья в налетевшем теплом ветре; низко склоняют ветви, теряя желтую листву в сырую осеннюю непогоду; сгибаются, скрипят и стонут в порывах снежных метелей и бурь…” Но ведь почти всегда им удается устоять. Как же это у них получается? (ответ учащихся). Действительно, все очень просто, деревья крепко держатся за землю своими корнями. Поэтому говорят, что корни выполняют опорную функцию.

(О минеральном питании) Вы знаете, что комнатные растения или растения на ваших земельных участках необходимо поливать и иногда подкармливать. Куда поступает вода и питательные вещества? (ответ учащихся). Конечно, в почву. А в почве есть корни. Значит, благодаря корню в растение поступают вода и минеральные вещества. 

Назовите функцию корня, помешавшую деду из сказки «Репка» вырвать репку из почвы. Ради какой функции корня  дед выращивал репку?

Подведём итог (Корни закрепляют растение в почве, поглощают воду и минеральные вещества, запасают питательные вещества.)  

Итак, мы узнали, какие функции выполняет корень. А теперь давайте попробуем ответить на такой вопрос:

- Все ли корни растений одинаковые? Ребята, на кружке нам удалось проследить постепенное развитие корня, что мы  увидели. (Через 2-3 дня после своего появления из семени зародышевой корешок начал постепенно утолщаться в своей верхней части.)

Как вы думаете, ребята, какой корень образовался? (Это образовался главный корень.)

По мере роста всего проростка главный корень растет вертикально вниз, а на нем появляются боковые корешки, которые тоже растут. Они появляются сначала вблизи основания главного корня, а уж потом ближе к его кончику, но никогда не растут на самой верхушке.

Посмотрите на проращенные семена на ваших столах и найдите на них главный и боковые корни. Корни также могут образовываться на нижней части побега, и тогда их называют придаточными. Границу между стеблем и корнем можно увидеть на вашем проростке фасоли, т.к. стебель намного толще корня. 

Ребята, мы с вами все на огородах выращиваем овощи, у меня возник такой вопрос.  При выращивании  капусты, томатов, а особенно картофеля широко применяют окучивание, т.е.  присыпают землёй нижнюю часть стебля. Зачем это делают?

Регулятивные

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. Выполнение действий по алгоритму, осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Личностные

Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

                                                           Физкультминутка

Цель: избежать перегрузки и переутомления учащихся.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цели:

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

- организовать взаимопроверку по эталону, самооценку,

- организовать выявление и причины затруднений.

Самостоятельное выполнение заданий по составленному алгоритму с проверкой своей работы по эталону.

Организует выполнение учащимися лабораторной  работы «Стержневая и мочковатая корневые системы»

на новое знание. Организует взаимопроверку. Организует самооценку. Организует выявление места и причины затруднений.

Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений.

Определите растения со стержневой корневой системой.

Определите растения с мочковатой корневой системой.

Заполните таблицу:

Название растения

Тип корневой системы

 

Сделайте вывод о сходствах и различиях стержневой и мочковатой корневых систем.

Самопроверка со слайда

- Кто не сделал ни одной ошибки?

- Кому было легко выполнять эту работу?

- Кто испытывал трудности при выполнении этой работы?

Регулятивные

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Личностные

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные

Формулирование и аргументация своего мнения. Учиться выполнять работу в парах.

7.Включение в систему знаний и повторение.

Цели:

- выявить и зафиксировать границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний;

- довести его до уровня автоматизированного навыка.

Выполняют задания на применение полученных знаний, записывают домашнее задание.

Подбирает задания, которые позволяют отрабатывать применение изученного материала.

Я очень благодарна за хорошую работу на уроке, а сейчас давайте поиграем в игру «Кто лишний». Я буду зачитывать названия растений, а вы попробуйте определить какое растение в этом списке лишнее и почему вы так считайте

(индивидуальная работа).

  • Фасоль, горох, соя, лук.
  • Пшеница, морковь, рис, кукуруза.
  • Одуванчик, щавель, овёс, картофель (правильные ответы проверяем по слайду).

А сейчас проведем конкурс  «Собери таблицу» (Учащимся на парту дается разрезная таблица). Работая в парах, вы должны собрать эту таблицу.

Основные понятия

Определение понятий

1. Корни

А) корни, отходящие по бокам от стебля

2. Корневая система

Б) корни, отходящие по бокам от главного и и придаточных корней

3. Главный корень

В) система, состоящая из придаточных и боковых корней    

4. Боковые корни

Г) система, состоящая из главного и боковых корней

5. Придаточные корни

Д) корень, развивающийся из зародыша семени

6. Стержневая корневая система

Е) подземный орган растения, всасывающий воду и минеральные соли, удерживающий растение в почве

7. Мочковата корневая система

 Ж) система всех корней растений

 

 А теперь давайте попробуем выполнить тест (индивидуальная работа)

Тест 

1.Первым при прорастании семени появляется корень:

а) главный;

б) боковой;

в) придаточный;

г) главный или боковой.

2. Мочковатая корневая система характерна для растений:

а) пшеницы и ржи;

б) ржи и лопуха;

в) лопуха и одуванчика;

г)одуванчика и подорожника.

3. Стержневая корневая система характерна для растений:

а)одуванчика и подорожника;

б) подорожника и лопуха;

в) лопуха и одуванчика;

 г) все ответы верны

 

Предметные

Уметь различать растения разных классов, соотносить основные понятия к определениям этих понятий

Коммуникативные

Формулирование и аргументирование своего мнения.

8.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось).

Организует фиксирование нового знания. Соотносит цель учебной деятельности и её результаты. Организует самооценку учебной деятельности.

 

Вы сегодня очень плодотворно работали на уроке.

Наш урок подошел к концу.

Какое открытие сделали на уроке?                              

Продолжите понравившееся предложение.

- Я узнал..

 - Я научился…

- Мне понравилось…

-  Мне захотелось…

- Ребята, поскольку мы достигли целей нашего урока, покажите какое  настроение у вас? Домашнее задание:

  параграф 19, пересказ, решить кроссворд по теме «Виды корней. Типы корневых систем». 

       

- Спасибо вам за урок!

 Регулятивные

Уметь оценивать правильность выполнения действий.

Личностные

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Методическая литература:

  1. Илларионов Э.Ф. Биология 6 (7) класс: Поурочные разработки. М.: Вако, 2003.
  2. Игошин Г.П. Уроки биологии в 6-м классе. Развернутое планирование. Ярославль: Академия развития, 2002.
  3. Марина О.С.  и др. Биология: Раздел “Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники”: Методическое пособие для учителя. М.: Издательский дом “ГЕНЖЕР”, 2001.
  4. Лебедев С.Н. Уроки биологии с применением информационных технологий. 6 класс. М. «Глобус», 2009.

Научно-популярная литература:

  1. Трайтак Д.И. книга для чтения по ботанике. Пособие для учащихся.

М.: Просвещение, 1978.

  1. Наглядный словарь. Растения. М.: Слово, 2001.
  2. А.А. Федоров и др. Жизнь растений том I , М. Просвещение, 1980

Интернет-ресурсы

Самоанализ урока

          Урок биологии в 6 классе входит в раздел  «Строение и многообразие покрытосеменных растений ». Тема урока «Функции корня. Виды корней и типы корневых систем ».  

Цель урока: Изучить функции, виды, типы  корневых систем

Задачи урока:

 -   создать условия для самостоятельной деятельности ребят по изучению функций корней их видов и  типов корневых систем, показать значимость корневой системы для растения, учить применять полученные знания на практике,

- формировать универсальные учебные действия:

через организацию  поиска информации в различных источниках;

через включенность каждого ученика в работу группы.

через обмен  опытом  между обучающимися

через осуществление самоконтроля

Тип урока: урок  открытия новых знаний.      

                Урок построен  в соответствии с программными требованиями по технологии развивающего обучения. Старалась учесть требования предъявляемые к уроку  в  условиях перехода к ФГОС второго поколения. Пыталась использовать системно  - деятельностный  подход.

  I этапа урока – это  мотивирование  к  учебной  деятельности. Данный этап предполагает осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности на уроке. Для  этого я  использовала девиз урока  «Поменьше учителя – побольше ученика»,  в процессе объяснения которого  ребята  настроились на продуктивную учебную деятельность.

II этап урока – Контроль знаний  по  теме «Строение семян», т.к. она важна для усвоения будущего материала . Цель контроля – коррекция  знаний. Проводилась фронтальная работа по вопросам и индивидуальная работа  «Вставить пропущенные слова». Для  проверки применялся самоконтроль.

III этап урока – актуализация  и  целеполагание.  Для решения задач  этого этапа  использовала  стихотворение, с помощью которого ребята сами определили  объект  изучения, вместе со мной согласовали  тему  урока, включились  в процесс  формулирования задач урока. На этом этапе  мною использована форма работы – беседа.

IV этап урока – открытие новых знаний,   Была организована самостоятельная работа в парах  по  изучению нового материала, ребята сами  выбрали   что  они  будут изучать, это важно для развития познавательного интереса обучающихся. Для  работы они использовали различные источники информации:  учебник, энциклопедии. Для систематизации  материала  я  предложила  схему.  

 V этап урока – Лабораторная работа.  Цель её  учить детей применять знания на практике, делать выводы  по результатам исследования.  Для  показа значимости  полученных знаний  и связи  их с  жизнью, а также их применения в новой ситуации применила проблемный вопрос  «Зачем окучивать растения?»  

Следующий этап – Первичное закрепление.  Цель: проверить усвоение  понятий.  Учащиеся самостоятельно выполнили задания нового типа  и провели самопроверку, сравнивая с эталоном

  Рефлексия   учебной деятельности на уроке (итог). На данном этапе обратила внимание на  новое содержание, была организована рефлексия и самооценка собственной учебной деятельности. Я использовала  приём  закончи предложение.

Был определен объем домашней работы.  В течение всего урока  я обращала внимание на задачи урока. Это необходимо для удержания цели урока и анализа её реализации.

 Для   формирования коммуникативных учебных действий, и  навыков контрольно-оценочной деятельности    я  предусмотрела  самооценку  деятельности групп по критериям: умение  находить нужную информацию в учебнике и др. источниках,  умение делать выводы по результатам практической деятельности, умение сотрудничать.

  коммуникативные универсальные учебные действия формировались  в процессе работы в группах, ребятам  приходилось:    договариваться, находить общее решение,   убеждать, уступать, аргументировать,  

Познавательные универсальные учебные действия формировались на всех этапах  урока:

  • - прием «Вставь пропущенные слова» -  
  • Стадия рефлексии – прием «Закончи фразу»

На этапе изучения нового материала развивались

  • общеучебные умения:   структурирование и моделирование знаний, извлечение необходимой информации, умение строить  высказывание;
  • логические:   анализ текста, выбор оснований, логические связи и.

В течение всего урока  формировались регулятивные универсальные учебные действия

  • прогнозирование темы урока
  • целеполагание урока
  • волевая саморегуляция при самостоятельной работе
  • осознание качества и уровня усвоения учебного материала

  Я думаю, что выбранные мною методы и приемы  соответствовали, характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся.

             На протяжении всего урока использовала: практические, логические задания, презентация для формирования интереса к предмету.

                Способы взаимодействия  продуманы с учетом индивидуальных способностей учащихся и их интересов. При подготовке к уроку  мною были учтены и возрастные, и индивидуальные особенности, а также уровень развития учащихся (класс среднего   развития).

                     

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДЕВИЗ УРОКА Поменьше учителя – побольше ученика

Слайд 3

Оценочная шкала От 12 до 13 правильных ответов – «5» От 9 до 12 правильных ответов – «4» От 7 до 9 правильных ответов - «3» Менее 7 правильных ответов – «2»

Слайд 4

Тема урока: Виды корней. Типы корневых систем. Составитель: учитель биологии и химии МОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа №2» Маковский филиал Наумкина Анастасия Михайловна

Слайд 5

Цели урока Узнать, какие функции выполняет корень Изучить виды корней и типы корневых систем Научиться различать виды корней и типы корневых систем

Слайд 6

Заглянем в цветочный горшок

Слайд 7

Общая длина корней у одного растения пшеницы составляет 600 км

Слайд 8

Задачи групп 1 группа – Выяснить, какие функции выполняют корни; 2 группа – Изучить типы корней; 3 группа – Изучить виды корневых систем

Слайд 9

Функции корней

Слайд 10

Опорная

Слайд 12

Минеральное питание

Слайд 13

Питающая Направление корней к источнику питания

Слайд 14

Запасающая

Слайд 15

Функции Опорная Питающая Запасающая

Слайд 16

7 Ноябрь, 2020 Рост корня

Слайд 18

Виды корней главный боковые придаточные

Слайд 19

Окучивание

Слайд 20

Корневая система - это совокупность всех корней растения

Слайд 21

Стержневая корневая система

Слайд 22

Мочковатая корневая система

Слайд 23

Корневая система Стержневая Мочковатая

Слайд 24

Игра «Кто лишний» Фасоль, горох, соя, лук Пшеница, морковь, рис, кукуруза Одуванчик, щавель, овес, картофель

Слайд 25

Тест 1. Первым при прорастании семени появляется корень: а) главный; б) боковой; в) придаточный; г) главный или боковой. 2. Мочковатая корневая система характерна для растений: а) пшеницы и ржи; б) ржи и лопуха; в) лопуха и одуванчика; г) одуванчика и подорожника. 3. Стержневая корневая система характерна для растений: а) одуванчика и подорожника; б) подорожника и лопуха; в) лопуха и одуванчика; г) все ответы верны.

Слайд 26

Продолжить предложения - Я узнал… - Я научился… - Мне понравилось… - Мне захотелось…

Слайд 27

Спасибо за работу на уроке

Слайд 28

Домашнее задание Параграф 19, вопросы, решить кроссворд по теме: Виды корней. Типы корневых систем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Виды корней, типы корневых систем"

Конспект урока "Виды корней, типы корневых систем" в 6 классе к учебнику В.В. Пасечника. Урок комбинированный, включает задания разного уровня сложности на всех этапах урока....

Урок биологии - Виды корней. Типы корневых систем (6 класс)

Разработка урока биологии по теме "Виды корней. Типы корневых систем" в 6 классе.Основное содержание урока:1.     Функции корня.2.     Виды корней.3....

Виды корней, типы корневых систем

Сформировать  знания о видах корней и типах корневых систем, понятия – главный, боковой, придаточный корень, стержневая и мочковатая корневая система....

Урок биологии 6 класс "Виды корней. Типы корневых систем"

Цель: познакомиться с корнем, как функциональной системой.Задачи урока:Образовательные: Продолжить знакомство учащихся с органами растения.Познакомить школьников с функциями корня, сформировать у школ...

Урок по теме - Виды корней. Типы корневых систем.

Комбинированный урок по ботанике для 6 класса по теме - Виды корней. Типы корневых систем....

конспект урока "Виды корней. Типы корневых систем."

Тема урока: Виды корней. Типы корневых систем.Цель: познакомиться с корнем, как функциональной системой....