Урок по теме - Виды корней. Типы корневых систем.
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
Комбинированный урок по ботанике для 6 класса по теме - Виды корней. Типы корневых систем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-vidy_korney._tipy_kornevykh_sistem.docx | 29.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме: "Виды корней и типы корневых систем."
Цель: познакомиться с корнем, как функциональной системой.
Задачи урока:
Ӏ.Обучающие:
1. Сформировать у учащихся знания о видах корней и типах корневых систем. Продолжить
работу с биологическими терминами.
2. Сформировать у учащихся представление о развитии корня из зародышевого корешка.
3. Изучить особенности строения корневых систем двудольных и однодольных растений.
ӀӀ. Развивающие:
- Развивать навыки работы с биологическими терминами, учебником;
- Формировать практические умения делать выводы на основании результатов лабораторных работ.
- Формировать у детей умение пользоваться знаниями, полученными на других уроках, связывать во единое целое предметы естественного и гуманитарного цикла.
ӀӀӀ. Воспитательные:
- Воспитывать художественный вкус, дисциплинированность, ответственность;
- Воспитывать умение работать в паре.
Оборудование: гербарии с различными типами корневых систем, презентация.
Ход урока
Ӏ. Организация класса:
Девиз урока: “Поменьше учителя – побольше ученика”.
Как вы понимаете эти слова? Постановка задач к уроку.
ӀӀ. Повторение домашнего задания:
Вставить пропущенные слова:
Семя состоит из …, … и содержит запас …. ….. Запас питательных веществ семени находиться в …. В зародыше различают …, …, … и …. Растения, имеющие в зародыше семени одну семядолю, называют … если же в зародыше семени две семядоли, то такие растения называют …. Горох и яблоня – это … растения. А лук и кукуруза … растения.
ӀӀӀ. Изучение нового материала.
Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко,
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются!
Почему осыпались и вянут?
Без корней расти и жить не станут!
Как ни тонок, неприметен
Под землёю корешок,
Но не может жить на свете
Без него любой цветок!
Анализ стихотворения по вопросам:
- О каком органе цветкового растения идёт речь?
- Это вегетативный или генеративный орган?
- Как вы думаете: какие функции выполняет корень?
Дети приходят к выводу: корень удерживает растение в почве, всасывает воду с минеральными веществами, в них откладывается в запас питательные вещества.
Для формирования вывода о функции корня, они знакомятся с разделом “Функции корня” параграфа 19 учебника. Учащиеся заполняют логико-смысловую модель (ось 1) (индивидуальная работа)
Беседа с классом о прочности корня, силе корня, корнях больших и маленьких, необычных корнях.
Беседа с классом: где вы ещё могли слышать слово “корень”?
Русский язык: корень – основная часть слова.
Математика: корень уравнения.
Биология: часть волоса, зуба, ногтя.
Как вы понимаете выражение: “Пустить корни” (Основательно, прочно устраиваться где-либо), “Смотреть в корень” (видеть самое главное точно верно), “Покраснеть до корней волос” (вспыхнуть от стыда, негодование)?
Что первым появляется при прорастании семени? (Корешок, из которого будет развиваться главный корень).
Виды корней (работа по таблице и рисунку учебника, стр. 89) (парная работа).
Для формирования знаний о видах корней, они знакомятся с разделом “Виды корней” параграфа 19 учебника.
Дети самостоятельно формируют вывод: существует 3 вида корней: главный, боковой и придаточный. Объясняют, из каких органов они развиваются.
Виды корней
Главный Боковые Придаточные
(корень, развивающийся (корни, отходящие (корни, отходящие по бокам
из зародыша семени; по бокам от главного от стебля)
корень, уходящий в почву и придаточных коней)
глубже всех)
Учителем приводятся сведения: у одного куста ржи, выращенной в теплице, общая длина всех корней составила 623 км. Географы определили, что это расстояние от Москвы до Санкт – Петербурга. Длина корней и ширина корней:
- Капуста – 1,5 м. 1,2 м.
- Пшеница – 2 м. 1,2 м.
- Кукуруза – 2,5 – 4 м. до 2 м.
- Осот – 6 м. 4 м.
- Люцерна – 12 м. 1,5 м.
- Яблоня – 2 – 6 м. до 15 м.
- Кактус – до 15 м.
Корневая система – совокупность всех корней растения.
Типы корневых систем (коллективная работа).
Изучение начинается с того, что учащиеся читают текст учебника, рассматривают рисунки и делают выводы:
Типы корневых систем
Стержневая Мочковатая
(система, состоящая из главного (система, состоящая из придаточных
и боковых корней) и боковых корней)
Двудольные Однодольные
Лабораторная работа: “Стержневая и мочковатая корневая системы” (парная работа).
Учащиеся выполняют лабораторную. Заполняют таблицу в рабочей тетради, формируют выводы.
Лабораторная работа: «Строение стержневой и мочковатой корневых систем”.
Цель: исследовать строение и развитие стержневых и мочковатых корневых систем.
Оборудование: проростки семян фасоли, гороха, гербарии растений со стержневой и мочковатой корневыми системами, луковицы с корнями.
Ход работы:
- Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений.
- Определите растения со стержневой корневой системой.
- Определите растения с мочковатой корневой системой.
- Заполните таблицу:
Название растения | Тип корневой системы |
- Сделайте вывод о сходствах и различиях стержневой и мочковатой корневых систем.
ӀV. Закрепление.
Игра “Кто лишний” (индивидуальная работа).
- Фасоль, горох, соя, лук.
- Пшеница, морковь, рис, кукуруза.
- Одуванчик, щавель, овёс, картофель.
Собери таблицу: учащимся на парту дается разрезанная таблица, её нужно собрать (парная робота).
Основные понятия | Определение понятий |
1. Корни | А) корни, отходящие по бокам от стебля |
2. Корневая система | Б) корни, отходящие по бокам от главного и и придаточных корней |
3. Главный корень | В) система, состоящая из придаточных и боковых корней |
4. Боковые корни | Г) система, состоящая из главного и боковых корней |
5. Придаточные корни | Д) корень, развивающийся из зародыша семени |
6. Стержневая корневая система | Е) подземный орган растения, всасывающий воду и минеральные соли, удерживающий растение в почве |
7. Мочковата корневая система | Ж) система всех корней растений |
- Подведение итогов урока.
- Рефлексия:
- Было интересно.
- Узнал(а) много нового
- Я скучал.
- Домашнее задание: §19, вопросы к параграфу; Кроссворд по теме – «Корень».
Лабораторная работа: «Строение стержневой и мочковатой
корневых систем”.
Цель: исследовать строение и развитие стержневых и мочковатых
корневых систем.
Оборудование: гербарии растений со стержневой и мочковатой
корневыми системами.
Ход работы:
- Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений.
- Определите растения со стержневой корневой системой.
- Определите растения с мочковатой корневой системой.
- Заполните таблицу:
Название растения | Тип корневой системы |
- Сделайте вывод о сходствах и различиях стержневой и
мочковатой корневых систем.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Лабораторная работа: «Строение стержневой и мочковатой
корневых систем”.
Цель: исследовать строение и развитие стержневых и мочковатых
корневых систем.
Оборудование: гербарии растений со стержневой и мочковатой
корневыми системами.
Ход работы:
- Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений.
- Определите растения со стержневой корневой системой.
- Определите растения с мочковатой корневой системой.
- Заполните таблицу:
Название растения | Тип корневой системы |
- Сделайте вывод о сходствах и различиях стержневой и
мочковатой корневых систем.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Лабораторная работа: «Строение стержневой и мочковатой
корневых систем”.
Цель: исследовать строение и развитие стержневых и мочковатых
корневых систем.
Оборудование: гербарии растений со стержневой и мочковатой
корневыми системами.
Ход работы:
- Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений.
- Определите растения со стержневой корневой системой.
- Определите растения с мочковатой корневой системой.
- Заполните таблицу:
Название растения | Тип корневой системы |
- Сделайте вывод о сходствах и различиях стержневой и
мочковатой корневых систем.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Виды корней, типы корневых систем"
Конспект урока "Виды корней, типы корневых систем" в 6 классе к учебнику В.В. Пасечника. Урок комбинированный, включает задания разного уровня сложности на всех этапах урока....
Урок биологии - Виды корней. Типы корневых систем (6 класс)
Разработка урока биологии по теме "Виды корней. Типы корневых систем" в 6 классе.Основное содержание урока:1. Функции корня.2. Виды корней.3....
Виды корней, типы корневых систем
Сформировать знания о видах корней и типах корневых систем, понятия – главный, боковой, придаточный корень, стержневая и мочковатая корневая система....
Урок биологии 6 класс "Виды корней. Типы корневых систем"
Цель: познакомиться с корнем, как функциональной системой.Задачи урока:Образовательные: Продолжить знакомство учащихся с органами растения.Познакомить школьников с функциями корня, сформировать у школ...
Виды корней. Типы корневых систем.
Предмет Биология. Класс 6. Базовый учебник Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл. В.В. Пасечник. Тема урока: «Виды корней. Типы корневых систем». Цель урока: Изучить виды, типы корн...
Конспект урока "Виды корней. Типы корневых систем"
Конспект урока...
конспект урока "Виды корней. Типы корневых систем."
Тема урока: Виды корней. Типы корневых систем.Цель: познакомиться с корнем, как функциональной системой....