рабочая программа по биологии 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему
В курсе основ общей биологии учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programm_9_klass_.docx | 58.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя школа № 40 Дзержинского района Волгограда»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МОУ СШ № 40
_____________/ Г.Г.Бабич/
«____» __________2015 г.
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УВР
____________/И.Н. Шевченко/
«____» _____________ 2015 г.
РЕКОМЕНДОВАТЬ К УТВЕРЖДЕНИЮ
на заседании МО учителей естественнонаучных дисциплин
протокол №__ от «____» ____________2015 г.
руководитель МО____________ / Г.И.Васильева/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету: ________________________________
класс: _____________________
Учитель - составитель: ______________________
г. Волгоград, 2015 г.
Пояснительная записка
В курсе основ общей биологии учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.
Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек – часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.
Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Всё это даёт возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приёмам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
Для достижения базового уровня биологического образования необходимо добиться определенной завершенности знаний об условиях жизни, о разнообразии биосистем, закономерностях живой природы и о зависимостях в ее процессах и явлениях. Хотя в содержание курса включены основы различных областей биологии, его отличает целостность, поскольку главной идеей является выделение закономерностей исторического развития и разнообразия жизни на Земле, взаимозависимостей этих процессов и роли их в культуре человечества.
Содержание программы отражает состояние науки и ее взаимосвязи с решением современных проблем общества. Учитывая, что проблема экологического образования приобрела в наши дни первостепенное значение, в программе данного курса существенное место занимает тема «Основы экологии», экологический аспект введен и в другие разделы курса.
Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 учебных часов для обязательного изучения начального курса биологии в 9-м классе основной школы из расчета 2 учебного часа в неделю. В том числе 7 часов отводится на выполнение лабораторных работ.
Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Нормативно-правовые документы,
на основании которых составлена рабочая программа.
Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и примерной программы для основного общего образования по биологии (базовый уровень): «Природоведение. Биология. Экология. 5 – 11 классы: программы / И.Н. Пономарева, Т.С. Сухова, И.М. Швец.» – М.: Вентана-Граф, 2010
Реализация программы обеспечивается нормативными документами:
1) Закон РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 (редакция от 02.02.2011) «Об образовании».
2) Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 (Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, зарегистрированные в Министерстве Юстиции России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993).
3) Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312.
4) Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов основного, общего и среднего (полного общего образования).
5) Приказ Министерства образования и науки РФ от 20.08.2008 г. № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные Приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312».
6) Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2010 г. № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные Приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312».
7) Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерства образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2011-2012 г., утвержденный Приказом Министерства образования от 27.12.2011 г. № 2885.
8) Письмо Министерства образования и науки РФ Департамента государственной политики в образовании от 10.02.2011 г. № 03-105 «Об использовании учебников учебников и учебных пособий в образовательном процессе».
Использование учебного и программно-методического комплекса.
Преподавание ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
Учебник: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. «Биология. 9 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений». Москва, «Вентана-Граф», 2012 год.
Авторская программа: «Природоведение. Биология. Экология. 5 – 11 классы: программы / И.Н. Пономарева, Т.С. Сухова, И.М. Швец.» – М.: Вентана-Граф, 2010
Методические пособия для учителя:
«Биология в основной школе. Программы». Москва, «Вентана-Граф», 2006 год.
Пономарева И.Н. Биология: 9 класс: методич. пособие. – М.: Вентана-Граф, 2007
Дудкина О.П. Биология. Развернутое тематическое планирование по программе
И.Н. Пономаревой. – Волгоград: Учитель, 2011
Электронные издания:
Мамонтов Д.И. Электронный курс «Открытая биология». Москва, «Физикон», 2005.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии 9 класс. 2005
Основные цели изучения курса биологии в 9 классе:
Изучение биологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Требования к уровню подготовки учащихся 9 классов.
В результате изучения биологии ученик должен:
знать/понимать:
• признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
• сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;
уметь:
• объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний
• изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
• распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки
• выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
• определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
• анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы;
• проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания),
Содержание обучения
9 класс (68 ч, 2 ч в неделю)
1. Введение в основы общей биологии ( 3 ч )
Требования к уровню подготовки обучающихся | ||
Знать | Уметь | |
Биология – наука о живом мире. Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация. Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы. | общие свойства живого; многообразие форм жизни; уровни организации живой природы | объяснять значение биологических знаний для современного человека; давать характеристику уровням организации живой природы |
2. Основы учения о клетке ( 10 ч )
Требования к уровню подготовки обучающихся | ||
Знать | Уметь | |
Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитология – наука, изучающая клетку. Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов. Разнообразие клеток: эукариоты и прокариоты, автотрофы и гетеротрофы (на примере строения клеток животных и растений). Вирусы – неклеточная форма жизни. Химический состав клетки: неорганические и органические вещества, их разнообразие и свойства. Вода и её роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты, их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения ДНК. Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке. Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зелёных растений. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие факторов внешней среды на процессы в клетке. | основные положения клеточной теории; химическая организация клетки: строение и функции воды и минеральных солей, белков, липидов, углеводов, нуклеиновых кислот, АТФ; строение и функции основных органоидов клетки; особенности клеток про- и эукариот; сущность пластического и энергетического обмена веществ; сущность биосинтеза белка; фотосинтез, его значение | пользоваться цитологической терминологией; характеризовать основные положения клеточной теории; объяснять роль химических веществ в жизни клетки; пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать микропрепараты; рассказывать о форме, величине и строении клеток, рассматриваемых под микроскопом |
3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) ( 5ч )
Требования к уровню подготовки обучающихся | ||
Знать | Уметь | |
Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение. Деление клетки эукариот. Клеточный цикл: подготовка клетки к делению (интерфаза). Митоз и его фазы. Деление клетки прокариот. Сущность мейоза. Особенности половых клеток. Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения. Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека. Экологическое состояние территории проживания и здоровье местного населения. | формы размножения организмов: бесполое и половое; способы деления клеток; фазы митоза; видовое постоянство числа хромосом; диплоидный и гаплоидный набор хромосом; биологическое значение митоза и мейоза; оплодотворение; развитие оплодотворенной яйцеклетки: бластула, гаструла; | пользоваться терминологией; определять на микропрепарате и характеризовать фазы митоза |
4. Основы учения о наследственности и изменчивости ( 10 ч )
Требования к уровню подготовки обучающихся | ||
Знать | Уметь | |
Краткий экскурс в историю генетики. Основные понятия генетики: ген, генотип, фенотип, наследственность, изменчивость. Закономерности изменчивости организмов. Закономерности наследования признаков. Генетические эксперименты Г. Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы. Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении. Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная изменчивость. Онтогенетическая изменчивость. Причины изменчивости. Опасности загрязнения природной среды мутагенами. Использование мутаций для выведения новых форм растений. Генетически модифицированные организмы, их значение. Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе и хозяйстве. | генетическую символику и терминологию; законы Менделя; схемы скрещивания; хромосомное определение пола; особенности изучения наследственности человека; модификационную и мутационную изменчивость, их причины; значение генетики для медицины и здравоохранения | характеризовать методы и законы наследственности; решать задачи на моно- и дигибридное скрещивание |
5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов ( 4ч )
Требования к уровню подготовки обучающихся | ||
Знать | Уметь | |
Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных. Особенности региональной флоры и фауны. Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и её роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии. | основные методы селекции растений: гибридизация и отбор (массовый и индивидуальный); основные методы селекции животных: родственное и неродственное скрещивание; что такое биотехнология | пользоваться научной терминологией; характеризовать основные методы селекции, приводить примеры |
6. Происхождение жизни и развитие органического мира ( 3 ч )
Требования к уровню подготовки обучающихся | ||
Знать | Уметь | |
Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Теория А.И. Опарина и современная теория возникновения жизни на Земле. Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение матричной основы передачи наследственности. Предполагаемая гетеротрофность первичных организмов. Раннее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы, симбиотрофы. Эволюция прокариот и эукариот. Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв. Возникновение биосферы. Этапы развития жизни на Земле. Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни. Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли. | развитие взглядов на возникновение жизни; основные этапы возникновения жизни ; основные эры развития жизни на Земле, важнейшие события | давать определение понятия жизни; характеризовать основные этапы возникновения и развития жизни |
7. Учение об эволюции ( 8 ч )
Требования к уровню подготовки обучающихся | ||
Знать | Уметь | |
Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в создании новых форм. Изменчивость организмов в природных условиях. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Многообразие видов – результат эволюции. Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. Вид, его критерии. Популяционная структура вида. Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Элементарный материал и факторы эволюции. Процессы видообразования. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регрессс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции. Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблемы исчезновения и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы. | эволюционную теорию Ч. Дарвина; движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор; доказательства эволюции органического мира: сравнительно-анатомические, эмбриологические и палеонтологические; вид, его критерии; популяция как структурная единица вида и элементарная единица эволюции; формирование приспособлений в процессе эволюции; видообразование: географическое и экологическое; главные направления эволюции: прогресс и регресс; пути достижения биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация | пользоваться научной терминологией; характеризовать учение Ч. Дарвина об эволюции, движущие силы эволюции, критерии вида; иллюстрировать примерами главные направления эволюции; выявлять ароморфозы у растений, идиоадаптации и дегенерации у животных |
8. Происхождение человека (антропогенез) ( 5 ч )
Требования к уровню подготовки обучающихся | ||
Знать | Уметь | |
Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличие от них. Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения у людей. Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди, становление Человека разумного. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли. | факты, свидетельствующие о происхождении человека от животных; движущие силы антропогенеза: биологические и социальные; этапы антропогенеза; расы, их краткая характеристика | характеризовать биологические и социальные факторы антропогенеза; давать характеристику древнейшим, древним и первым современным людям; определять по рисункам расы человека |
9. Основы экологии ( 12 ч )
Требования к уровню подготовки обучающихся | ||
Знать | Уметь | |
Экология – наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда – источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная, другие организмы как среда обитания. Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные. Основы закономерности действия факторов среды на организмы. Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры и влажности): экологические группы их жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. Биотические связи в природе. Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение. Основные понятия экологии популяций. Основные характеристики популяции; рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура; функционирование в природе. Динамика численности популяций в природных сообществах. Биотические связи в регуляции численности. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза. Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы. Понятие о сукцессии как процессе развития сообществ от неустойчивых к устойчивым (на примере восстановления леса на месте гари или пашни). Разнообразие наземных и водных экосистем. Естественные и искусственные биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека. Биосфера как глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоёв Земли. Биологический круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль биологического разнообразия в устойчивом развитии биосферы. Экология как научная основа рационального использования природы и выхода из глобальных экологических кризисов. Роль биологического и экологического образования, роль экологической культуры человека в решении проблемы устойчивого развития природы и общества. | предмет и задачи экологии; основные экологические факторы; структуру и функции биогеоценозов; основные пищевые цепи; что такое биосфера; границы биосферы; биомассу поверхности суши и Мирового океана; функции живого вещества; роль человека в биосфере | пользоваться научной терминологией; характеризовать экологические факторы; приводить примеры биогеоценозов; составлять цепи питания определять границы биосферы; характеризовать функции живого вещества; приводить положительные и отрицательные примеры влияния деятельности человека на биосферу |
Перечень разделов и тем
Количество часов | Лабораторные работы | |
Введение в основы общей биологии. | 3 | |
Основы учения о клетке. | 10 | Л/р №1 «Сравнение растительной и животной клеток» |
Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез). | 5 | Л/р. № 2. Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток. |
Основы учения о наследственности и изменчивости. | 10 | Л/р. № 3. Решение генетических задач. |
Л/р. № 4. Выявление генотипических и фенотипических проявлений у растений разных видов (или сортов), произрастающих в неодинаковых условиях | ||
Основы селекции растений, животных и микроорганизмов. | 4 | |
Происхождение жизни и развитие органического мира. | 3 | |
Учение об эволюции. | 8 | Л/р №5. Изучение изменчивости у организмов. |
Происхождение человека (антропогенез). | 5 | |
Основы экологии. | 12 | Л/р №6. Приспособленность организмов к среде обитания |
Л/р №7. Оценка качества окружающей среды. | ||
Повторение, итоговое тестирование. | 8 | |
Итого | 68 |
Тематическое планирование
№ | Название темы раздела. | Тема урока. | Количество Часов. | Требования к уровню подготовки обучающихся | Дата проведения | |
план | план | |||||
Введение в основы общей биологии (3 часа) | ||||||
1 | Биология – наука о живом мире. Вводный урок | 1 | Знать: Комплексные науки с биологией; что такое научное исследование и его этапы. Уметь: Самостоятельно проводить научное исследование. | |||
2 | Общие свойства живых организмов. Комбинированный урок | 1 | Знать: Свойства живого Уметь выделять: Особенности развития живых организмов | |||
3 | Многообразие форм живых организмов. Комбинированный урок | 1 | Знать: Уровни организации жизни и элементы, образующие уровень. Основные царства живой природы. Основные таксономические единицы. Уметь: Определять принадлежность биологических объектов к уровню организации и систематической группе. | |||
Основы учения о клетке (10 часов, л/р - 1) | ||||||
4 | Цитология - наука, изучающая клетку. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | 1 | Уметь: Приводить примеры организмов, имеющих клеточное и неклеточное строение. Называть жизненные свойств клетки и положения клеточной теории. Объяснять общность происхождения растений и животных. | |||
5 | Химический состав клетки. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | 1 | Уметь: Приводить примеры микро- и макроэлементов, а так же веществ, относящихся к липидам и углеводам Называть неорганич и органич вещества клетки. Характеризовать биологическое значение микро и макроэлементов, биологическая роль воды, солей неорганических кислот. | |||
6 | Белки и нуклеиновые кислоты. Комбинированный урок | 1 | Уметь: Давать полные названия нуклеиновым кислотам ДНК и РНК. Называть продукты, богатые белками. Нахождение молекулы ДНК в клетке. Мономер нуклеиновых кислот. Приводить примеры белков, выполняющих различные функции. Перечислять виды молекул РНК. Характеризовать функции белков и нуклеиновых кислот. | |||
7 | Строение клетки. Органоиды клетки и их функции. Л/р №1 «Сравнение растительной и животной клеток» Комбинированный урок | 1 | Уметь: Различать по немому рисунку прокариот и эукариот. Называть способы проникновения веществ в клетку и функции основных органоидов клетки. Называть функции основных органоидов клетки. | |||
8 | Обмен веществ - основа существования клетки. Комбинированный урок | 1 | Уметь: Давать определения понятиям ассимиляция, диссимиляция. Называть этапы обмена веществ, роль , АТФ и ферментов в о\в. Характеризовать сущность процесса о\в | |||
9 | Биосинтез белков в живой клетке. Комбинированный урок | 1 | Уметь: Давать определения понятиям ген, ассимиляция. Называть свойства генетического кода, роль и-РНК и т-РНК в биосинтезе белка Анализировать содержание определений: триплет, кодон, антикодон, полисома, трансляция, транскрипция. Характеризовать сущность процесса трансляции и транскрипции. | |||
10 | Биосинтез углеводов – фотосинтез. Комбинированный урок | 1 | Уметь: Давать определения понятиям питание, автотрофы, фотосинтез. Называть органы растения где происходит фотосинтез, роль пигмента хлорофилла. Характеризовать фазы фотосинтеза. | |||
11 | Обеспечение клеток энергией. Комбинированный урок | 1 | Уметь: Давать определение понятию диссимиляция. Анализировать содержание определений: Гликолиз, брожение, дыхание. Перечислять этапы процесса диссимиляции. Называть вещества источники энергии, продукты реакции этапов обмена веществ, локализацию в клетке этапов обмена веществ. Описывать роль АТФ в обмене веществ. | |||
12 | Урок-зачёт. Основы учения о клетке. | 1 | ||||
13 | Решение задач по теме «ДНК и РНК. Обеспечение клеток энергией. Синтез белка» | 1 | Рассмотрение и решение задач по материалам ЕГЭ. | |||
Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (5 часов, л/р - 1) | ||||||
14 | Типы размножения. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | 1 | Уметь: Давать определение понятию размножение. Называть основные формы размножения, виды полового и бесполого размножения, способы вегетативного размножения. Приводить примеры растений и животных с различными формами и видами размножения. Характеризовать сущность бесполого и полового размножения. Объяснять биологическое значение бесполого размножения. | |||
15 | Деление клетки. Митоз. Л/р. № 2. Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток. Комбинированный урок | 1 | Уметь: Называть процессы , составляющие жизненный цикл клетки, фазы митотического цикла. Описывать процессы, происходящие в различных фазах митоза. | |||
16 | Образование половых клеток. Мейоз. Комбинированный урок | 1 | Уметь: Узнавать и описывать по рисунку половые клетки. Выделять различия мужских и женских половых клеток. Выделять особенности бесполого и полового размножения. Объяснять биологическое значение полового размножения, сущность и биологич значение оплодотворения. Использовать ресурсы Интернета для составления справки о генетических заболеваниях, связанных с нарушением деления половых клеток. | |||
17 | Индивидуальное развитие организма. Комбинированный урок | 1 | Уметь: Давать определения понятиям Оплодотворение, онтогенез, эмбриогенез. Называть начало и окончание постэмбрионального развития, виды постэмбр развития. Характеризовать сущность эмб и постэмбр периодов развития Анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье, использовать приобретенные знания для профилактики вредных привычек. | |||
18 | Тестирование-Размножение и индивидуальное развитие организмов | 1 | ||||
Основы учения о наследственности и изменчивости (10 часов, л/р - 2) | ||||||
19 | Основные понятия генетики. Из истории развития генетики. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | 1 | Уметь: Давать определения понятиям Аллельные гены, ген, генотип, изменчивость, наследственность, фенотип Называть признаки биологических объектов – генов и хромосом. Характеризовать сущность биологических процессов наследственности и изменчивости. Объяснять причины наследственности и изменчивости, роль генетики в формировании современной научной картины мира, в практической деятельности людей. | |||
20 | Генетические опыты Г. Менделя. Комбинированный урок | 1 | Уметь: Давать определения понятиям Гомо- ,гетерозигота, доминантный и рецессивный признаки, моногибридное скрещивание. Приводить примеры доминантных и рецессивных признаков. Воспроизводить формулировки правила единообразия и правила расщепления. Описывать механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания, механизм неполного доминирования. | |||
21 | Дигибридное скрещивание. Третий закон Г. Менделя. Комбинированный урок | 1 | Уметь: Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания. Называть условия закона независимого наследования. Анализировать содержание определений основных понятий, схему дигибридного скрещивания. | |||
22 | Сцепленное наследование генов и кроссинговер. Комбинированный урок | 1 | Уметь: Давать определения понятиям Гомологичные хромосомы, конъюгация. Объяснять причины перекомбинации признаков при сцепленном наследовании. | |||
23 | Взаимодействие генов. Комбинированный урок | 1 | Уметь: Приводит примеры аллельного и неаллельного взаимодействия генов. Называть характер взаимодействия генов. Описывать проявление множественного действия гена. | |||
24 | Наследование признаков, сцепленных с полом. Л/р. № 3. Решение генетических задач. Комбинированный урок | 1 | Уметь: Называть типы хромосом в генотипе, число аутосом и половых хромосом у человека Приводить примеры наследственных заболеваний, сцепленных с полом. Решать простейшие генетические задачи. | |||
25 | Наследственная изменчивость. Комбинированный урок | 1 | Уметь: Называть причины ,обеспечивающие явление наследственности, биологическую роль хромосом, основные формы изменчивости. Приводить примеры генных и геномных мутаций. Называть виды наследственной изменчивости, уровни изменения генотипа, виды мутаций, свойства мутаций. | |||
26 | Другие типы изменчивости. Л/р. № 4. Выявление генотипических и фенотипических проявлений у растений разных видов (или сортов), произрастающих в неодинаковых условиях Комбинированный урок | 1 | Уметь: Давать определение термину изменчивость. Приводить примеры ненаследственной изменчивости, нормы реакции признаков, зависимости проявления нормы реакции от условий окружающей среды. Анализировать содержание основных понятий. Выявлять и описывать разные формы изменчивости организмов. | |||
27 | Наследственные болезни, сцепленные с полом. | 1 | Уметь: Раскрывать понятие генных болезней и аномалии: наследование, сцепленное с полом и локализованное в X- и Y-хромосомах (дальтонизм, гемофилия). Хромосомная болезнь – синдром Дауна. Составление родословных. | |||
28 | Урок-зачёт Основы генетики | 1 | ||||
Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (4 часа) | ||||||
29 | Генетические основы селекции организмов. Комбинированный урок | 1 | Уметь: Называть практическое значение генетики. Приводить примеры пород животных и сортов растений, выведенных человеком. Анализировать содержание основных понятий. Характеризовать роль учения Вавилова для развития селекции. Объяснять причину совпадения центров многообразия культурных растений с местами расположения древних цивилизаций; значение для селекционных работ закона гомологических рядов. | |||
30 | Особенности селекции растений. Комбинированный урок | 1 | Уметь: Давать определение термину порода, сорт. Называть методы селекции. Приводить примеры сортов культурных растений. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. Использовать приобретенные знания в практической деятельности для выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними. | |||
31 | Центры многообразия и происхождения культурных растений. | 1 | Уметь: Иметь представление о центрах происхождения культурных растений. | |||
32 | Особенности селекции животных. Основные направления селекции микроорганизмов. Комбинированный урок | 1 | Уметь: Давать определение термину порода, сорт. Называть методы селекции животных. Приводить примеры пород домашних животных. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. Использовать приобретенные знания в практической деятельности для выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними. | |||
Происхождение жизни и развитие органического мира (3 часа) | ||||||
33 | Представления о возникновении жизни на Земле. Современные представления о возникновении жизни на Земле. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | 1 | Уметь: Давать определение термину гипотеза Называть этапы развития жизни Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира. | |||
34 | Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни. Комбинированный урок | 1 | Уметь: Давать определение термину Автотрофы, гетеротрофы, про- и эукариоты Описывать начальные этапы биолгической эволюции | |||
35 | Этапы развития жизни на Земле. Комбинированный урок | 1 | Уметь: Давать определение термину Ароморфоз, идиоадаптация. Приводить примеры растений и животных, существовавших в разные периоды развития земли. | |||
Учение об эволюции (8 часов, л/р - 1) | ||||||
36 | Идея развития органического мира в биологии. Основные положения теории Ч.Дарвина об эволюции органического мира. Комбинированный урок | 1 | Уметь: Давать определение термину эволюция. Описывать предпосылки учения Дарвина. Знать основные факторы движущих сил эволюции, приводить примеры. | |||
37 | Современные представления об эволюции органического мира. Комбинированный урок | 1 | Уметь: Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира; сущность биологического процесса эволюции на современном уровне. | |||
38 | Вид, его критерии и структура. Комбинированный урок | 1 | Уметь: Называть признаки популяции Перечислять критерии вида Анализировать содержание определения понятий вид, популяция. Приводить примеры видов животных и растений; практического значения изучения популяции | |||
39 | Процессы видообразования. Комбинированный урок | 1 | Уметь: Приводить примеры различных видов изоляции Описывать сущность и этапы географического и экологического видообразования. | |||
40 | Макроэволюция – результат микроэволюций. Комбинированный урок | 1 | Уметь: Раскрывать сущность эволюционных изменений, обеспечивающих движение группы организмов в том или ином эволюционном направлении. | |||
41 | Основные направления эволюции Комбинированный урок | 1 | Уметь: Давать определения понятиям прогресс и регресс. Давать определения понятиям Макроэволюция, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация Называть основные направления эволюции. Приводить примеры ароморфозов и идиоадаптаций. Различать понятия микро - и макроэволюция. Объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира; сущность биологического процесса эволюции на современном уровне. | |||
42 | Основные закономерности биологической эволюции. Л/р №5. Изучение изменчивости у организмов. Комбинированный урок | 1 | Уметь: Называть антропогенные факторы воздействия на экосистемы Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы. | |||
43 | Урок-зачёт Учение об эволюции | 1 | ||||
Происхождение человека (антропогенез) (5 часов) | ||||||
44 | Эволюция приматов. Комбинированный урок | 1 | Уметь: Давать определения понятиям Антропология, антропогенез Объяснять место и роль человека в природе; родство человека с животными | |||
45 | Доказательства эволюционного происхождения человека Комбинированный урок | 1 | Уметь: Объяснять место и роль и человека в природе; родство человека с млекопитающими. | |||
46 | Ранние этапы эволюции человека. Поздние этапы эволюции человека. Комбинированный урок | 1 | Уметь: Называть признаки биологического объекта – человека. Объяснять место и роль и человека в природе; родство человека с млекопитающими. Перечислять факторы антропогенеза. | |||
47 | Человеческие расы, их родство и происхождение Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли. Комбинированный урок | 1 | Уметь: Объяснять родство, общность происхождения и эволюцию человека. Доказывать единство человеческих рас. | |||
48 | Урок-зачёт. Происхождение человека | 1 | ||||
Основы экологии (12 часов, л/р - 2) | ||||||
49 | Условия жизни на Земле. Среды жизни на Земле и экологические факторы. Комбинированный урок | 1 | Уметь: Давать определения понятиям Экология, абиотические, биотические, антропогенные факторы, ограничивающий фактор. Приводить примеры абиотических, биотических, антропогенных факторов и их влияние на организмы. Выявлять приспособленность живых организмов к действию экологических факторов. | |||
50 | Общие законы действия факторов среды на организмы Комбинированный урок | 1 | Уметь: Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды; типы взаимодействия разных видов в экосистеме. | |||
51 | Приспособленность организмов к действию факторов среды Л/р №6. Приспособленность организмов к среде обитания Комбинированный урок | 1 | Уметь: Выявлять приспособления организмов к среде обитания. | |||
52 | Биотические связи в природе Комбинированный урок | 1 | Уметь: Давать определения понятиям Конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм. Называть типы взаимодействия организмов. Приводить примеры разных типов взаимодействия организмов; организмов разных функциональных групп | |||
53 | Популяции Комбинированный урок | 1 | Уметь: Называть признаки биологического объекта – популяции; показатели структуры популяции. Изучать процессы, происходящие в популяции | |||
54 | Функционирование популяции во времени Комбинированный урок | 1 | Уметь: Называть признаки биологического объекта – популяции; показатели структуры популяции. Изучать процессы, происходящие в популяции | |||
55 | Сообщества Комбинированный урок | 1 | Уметь: Давать определения понятиям Популяция, биоценоз, экосистема. Называть компоненты биоценоза; признаки и свойства экосистемы. Приводить примеры естественных и искусственных сообществ. Характеризовать структуру наземных и водных экосистем. | |||
56 | Биогеоценозы, экосистемы и биосфера | 1 | Уметь: Называть вещества, используемые организмами в процессе жизнедеятельности. Описывать биохимические циклы воды, углерода, азота, фосфора; проявление физико-химического воздействия организмов на среду. Объяснять значение круговорота веществ Составлять схемы пищевых цепей. | |||
57 | Развитие и смена биогеоценозов. Комбинированный урок | 1 | Уметь: Называть признаки экосистем и агроэкосистем; типы сукцессионных изменений; факторы, определяющие продолжительность сукцессии. Приводить примеры типов равновесия в экосистемах, первичных и вторичных сукцессиях. Описывать свойства сукцессии. | |||
58 | Основные законы устойчивости живой природы Комбинированный урок | 1 | Уметь: Давать определения понятиям биосфера. Называть признаки , структурные компоненты и свойства биосферы. Характеризовать живое, косное и биокосное вещество биосферы. Объяснять роль биологического разнообразия в сохранении биосферы. | |||
59 | Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы. Л/р №7. Оценка качества окружающей среды. Комбинированный урок | 1 | Уметь: Называть антропогенные факторы влияния на биогеоценозы Приводить примеры неисчерпаемых и исчерпаемых при родных ресурсов Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступков на живые организмы | |||
60 | Урок-зачёт Основы экологии | 1 | ||||
61 | Повторение по теме «Основы учения о клетке». | 1 | ||||
62 | Повторение по темам «Размножение и индивидуальное развитие организмов», «Основы учения о наследственности и изменчивости». | 1 | ||||
63 | Повторение. Решение генетических задач. | 1 | ||||
64 | Повторение по теме «Основы учения о клетке». | 1 | ||||
65 | Повторение по темам «Происхождение жизни и развитие органического мира», «Учение об эволюции». | 1 | ||||
66 | Итоговое тестирование по основам общей биологии. | 1 | ||||
67-68 | Резерв учебного времени |
Ресурсное обеспечение рабочей программы:
- Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. «Биология. 9 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений». Москва, «Вентана-Граф», 2012 год.
- «Природоведение. Биология. Экология. 5 – 11 классы: программы / И.Н. Пономарева, Т.С. Сухова, И.М. Швец.» – М.: Вентана-Граф, 2010
- «Биология в основной школе. Программы». Москва, «Вентана-Граф», 2006 год.
- Пономарева И.Н. Биология: 9 класс: методич. пособие. – М.: Вентана-Граф, 2007
- Дудкина О.П. Биология. Развернутое тематическое планирование по программе
- И.Н. Пономаревой. – Волгоград: Учитель, 2011
- Мамонтов Д.И. Электронный курс «Открытая биология». Москва, «Физикон», 2005.
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии 9 класс. 2005г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...