Рабочая программа курса «Биология с элементами краеведения» 6 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (6 класс) на тему
Данная программа создана на основе авторской программы основного общего образования по биологии для VI-IX классов. Курс «Биология с элементами краеведения» предназначен для обучения учащихся 6 класса основной школы. Занятия проводятся 1 раза в неделю .
Цель курса – дать учащимся базовые знания об экологическом и систематическом разнообразии растений, грибов, лишайников и бактерий с учетом биоразнообразия Волгоградской области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok.doc | 167.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа курса
«Биология с элементами краеведения»
6 класс
Разработана Соловьёвой Е.В.
учителем биологии
МОУ СШ № 40
Пояснительная записка
Данная программа создана на основе авторской программы основного общего образования по биологии для VI-IX классов. Курс «Биология с элементами краеведения» предназначен для обучения учащихся 6 класса основной школы. Занятия проводятся 1 раза в неделю .
Цель курса – дать учащимся базовые знания об экологическом и систематическом разнообразии растений, грибов, лишайников и бактерий с учетом биоразнообразия Волгоградской области.
Задачи курса:
- формирование представлений о взаимосвязи строения и жизнедеятельности растений, грибов, лишайников, бактерий;
- выявление взаимосвязей компонентов живой природы с окружающей средой и их взаимодействие;
- раскрытие значения растений, грибов, лишайников и бактерий в природе Волгоградской области и жизни человека;
- развитие у учащихся умений проводить наблюдения за живыми объектами, работать с лабораторным и экскурсионным оборудованием, проводить простые опыты и ставить эксперименты по изучению жизнедеятельности растений.
- привитие учащимся интереса к познанию объектов живой природы, в том числе при изучении природы родного края.
- воспитание позитивного ценностного отношения к природе, как к общечеловеческому достоянию.
Рабочая программа опирается на знания учащихся, полученные при изучении курса природоведения.
Актуальность программы обусловлена противоречием между растущим интересом учащихся к природе родного края, необходимостью реализации компетентностно-ориентированного подхода в преподавании биологии и сложностями решения данных задач в рамках имеющихся программ, предусмотренных прежним базисным учебным планом (БУП-1998).
В соответствии с федеральным базисным учебным планом (БУП-2004) для общеобразовательных учреждений на изучение курса биологии предусмотрен 1 час в неделю, за счет регионального компонента добавлен еще 1 час на изучение краеведения.
Новизна программы состоит во введении элементов краеведения непосредственно в курс биологии с использованием материалов, накопленных учащимися города и школы, а также в широком использовании таких форм обучения, как доклады и сообщения, подготовка фотоальбомов, обсуждение индивидуального сообщения товарища, что повышает интерес к учебе и проектной деятельности и способствует формированию информационной и коммуникативной компетенций учащихся.
Программа содержит все понятия и термины по курсу биологии 6 класса, входящие в перечень обязательных общебиологических знаний, в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования.
Ресурсная база для реализации программы включает:
- Информационные технологии с применением мультимедийных средств, в том числе Зеленый пакет: Комплект образовательных материалов. – Сентедре (Венгрия): РЭЦ, 2005.
- Дополнительную литературу:
- Город Волгоград, экология и будущее. Сборник статей участников городской экологической конференции.
- Краеведение: Внеклассная работа по истории, географии, биологии и экологии. Методическое пособие. / Авт.-сост. Ю.В.Козлова, В.В.Ярошенко.- М.:ТЦ Сфера, 2007.
- Экология Волгоградской области: Энциклопедическое пособие. – 5-е изд. М. Современные тетради, 2005.
- Краеведческий материал, накопленный учащимися города и школы – участниками экологических олимпиад, в том числе следующие:
- Крылова А. Использование хлореллы для снижения загрязненности воздуха в квартире и улучшения состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем человека (2006 год), в том числе компьютерная презентация экологического проекта на городской и областной олимпиадах.
Материал курса позволяет формировать практическую направленность обучения, расширять кругозор учащихся, воспитывать бережное отношение к природе родного края и развивать экологическую культуру.
В целях обеспечения наибольшей активности учащихся и повышения продуктивности курса рекомендуются следующие виды деятельности учащихся:
- выписывание в тетрадь основных терминов и понятий;
- работа с иллюстрацией учебника;
- парная и групповая работа при выполнении лабораторных и практических заданий;
- индивидуальные доклады и сообщения, в том числе подготовка презентаций, фотоальбомов и виртуальных экскурсий по имеющимся материалам и с использованием близлежащих природных объектов;
- проведение викторин и опросов;
- заполнение рабочей тетради по материалу, приведенному в учебнике и самостоятельно.
Предлагаемые формы контроля знаний и умений учащихся:
- устный ответ учащегося у доски (рассказ на заданную тему);
- решение биологической задачи (устно или письменно);
- коллективное заполнение таблицы или схемы на доске;
- устный ответ с указанием частей растения на таблице;
- письменный ответ с указанием частей на рисунке;
- сравнение признаков объекта;
- индивидуальные сообщения учащихся (доклад, реферат, результаты опыта, презентация и т.д.);
- обсуждение индивидуального сообщения товарища;
- письменный программированный опрос;
- самостоятельное заполнение рабочей тетради;
- письменный биологический диктант по терминам;
- творческий отчет по экскурсии.
Тематическое планирование
Учебно-тематический план
№ п/п | тема | всего часов | практические и лабораторные работы |
1 | Биология – наука о живой природе | 1 | |
2 | Экскурсия «Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений Московской области» | 1 | |
Тема 1. Клеточное строение организмов | 5 часов (5/0) | ||
3 | Устройство увеличительных приборов | 1 | Л/р № 1, 2 «Устройство микроскопа» |
4 | Строение клетки (оболочка, цитоплазма, вакуоли) | 1 | Л/р № 3 «Рассматривание кожицы лука» |
5 | Строение клетки (пластиды) | 1 | Л/р № 4 «Пластиды в клетках листа элодеи» |
6 | Жизнедеятельность клетки | 1 | |
7 | Ткани | 1 | |
Тема 2: Царство Бактерии и грибы | 6 часов (4/2) | ||
8 | Строение и жизнедеятельность бактерий | 1 | |
9 | Роль бактерий в природе и жизни человека | 1 | |
10 | Общая характеристика грибов | 1 | |
11 | Шляпочные грибы на примере грибов Волгоградской области | 1 | Л/р № 5 «Строение шляпочных грибов» |
12 | Плесневые грибы и дрожжи | 1 | Л/р № 6 «Плесневый гриб мукор» |
13 | Роль грибов в природе Волгоградской области | 1 | |
Тема 3: Царство Растения | 8 часов (0/8) | ||
14 | Разнообразие, распространение и значение растений в Волгоградской области | 1 | |
15 | Одноклеточные водоросли Волгоградской области | 1 | |
16 | Многоклеточные водоросли Волгоградской области | 1 | Л/р № 7 «Изучение строения одноклеточных и многоклеточных водорослей» |
17 | Лишайники Волгоградской области | 1 | |
18 | Мхи Волгоградской области | 1 | Л/р № 8 «Изучение строения мха» |
19 | Папоротники, хвощи и плауны Волгоградской области | 1 | Л/р № 9 «Изучение спороносного папоротника» |
20 | Голосеменные растения в Волгоградской области | 1 | Л/р № 10 «Изучение строения хвои и шишек хвойных» |
21 | Покрытосеменные растения в Волгоградской области | 1 | |
Тема 4: Строение и многообразие покрытосеменных растений | 15 часов (10/5) | ||
22 | Строение семян двудольных растений | 1 | Л/р № 11 «Изучение строения семян двудольных растений» |
23 | Строение семян однодольных растений | 1 | Л/р № 12 «Изучение строения семян однодольных растений» |
24 | Виды корней и типы корневых систем | 1 | Л/р № 13 «Виды корней» |
25 | Зоны корня | 1 | Л/р № 14 «Изучение внутреннего строения корня» |
26 | Видоизменение корней растений Волгоградской области | 1 | |
27 | Побег и почки | 1 | Л/р № 15 «Строение почек. Расположение почек на стебле» |
28 | Внешнее строение листа | 1 | Л/р № 16 «Изучение строения листа» |
29 | Клеточное строение листа | 1 | Л/р № 17 «Клеточное строение листа» |
30 | Видоизменение листьев растений Волгоградской области | 1 | |
31 | Строение стебля | 1 | Л/р № 18 «Изучение макро и микростроения стебля» |
32 | Видоизмененные побеги | 1 | Л/р № 19 «Изучение видоизмененных побегов» |
33 | Строение цветка | 1 | Л/р № 20 «Изучение строения цветка» |
34 | Соцветия растений Волгоградской области | 1 | Л/р № 21 «Ознакомление с различными типами соцветий» |
35 | Плоды растений Волгоградской области | 1 | Л/р № 22 «Ознакомление с сухими и сочными плодами» |
36 | Распространение плодов и семян растений Волгоградской области | 1 | |
Тема 5: Жизнь растений | 16 часов (10/6) | ||
37 | Химический состав растений | 1 | Л/р № 23 «Химический состав растений» |
38 | Минеральное питание растений | 1 | |
39 | Фотосинтез | 1 | |
40 | Дыхание растений | 1 | |
41 | Испарение воды | 1 | |
42 | Передвижение минеральных веществ | 1 | Л/р № 24 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю» |
43 | Передвижение по стеблю органических веществ | 1 | |
44 | Прорастание семян растений Волгоградской области | 1 | |
45 | Экскурсия «Зимние явления в жизни растений города Волгограда» | 1 | |
46 | Растительный организм как единое целое | 1 | П/р № 1 «Уход за комнатным растениями» |
47 | Способы размножения растений в Волгоградской области | 1 | |
48 | Размножение споровых растений в Волгоградской области | 1 | |
49 | Размножение голосеменных растений в Волгоградской области | 1 | |
50 | Вегетативное размножение покрытосеменных растений Волгоградской области | 1 | П/р № 2 «Черенкование комнатных растений» |
51 | Оплодотворение у покрытосеменных растений. Образование плодов и семян | 1 | |
52 | Способы опыления у покрытосеменных растений | 1 | |
Тема 6: Классификация растений | 6 часов (2/4) | ||
53 | Основы классификации растений | 1 | |
54 | Деление покрытосеменных растений на классы и семейства | 1 | Л/р № 25 «Выявление признаков семейства по внешнему строению растения» |
55 | Семейство Крестоцветные на примере растений Волгоградской области | 1 | |
56 | Семейства Розоцветные и Пасленовые на примере растений Волгоградской области | 1 | |
57 | Семейства Мотыльковые и Сложноцветные на примере растений Волгоградской области | 1 | |
Тема 7: Природные сообщества | 6 часов (0/6) | ||
59 | Основные экологические факторы на примере Волгоградской области | 1 | |
60 | Характеристика основных групп растений на примере Волгоградской области | 1 | Л/р № 26 «Особенности строения растений различных экологических групп» |
61 | Растительные сообщества на примере Волгоградской области | 1 | |
62 | Взаимосвязи в растительном сообществе на примере Волгоградской области | 1 | |
63 | Экскурсия «Природное сообщество на примере Волгоградской области и влияние на него деятельности человека» | 1 | |
64 | Обобщающий урок по теме «Природные сообщества Волгоградской области» | 1 | |
Тема 8: Развитие растительного мира | 4 часа (2/2) | ||
65 | Многообразие растений и их происхождение | 1 | |
66 | Основные этапы развития растительного мира | 1 | |
67 | Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир Волгоградской области | 1 | |
68 | Летние задания | 1 |
Содержание программы
(68 ч, 2 ч в неделю)
Введение (2 ч)
Биология – наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе Влияние деятельности человека на природу, ее охрана
Экскурсия
Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных Волгоградской области.
Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений,
1. Клеточное строение организмов (5 ч)
Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп).
Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды.
Состав клетки: вода, минеральные и органические вещества.
Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей.
Лабораторные работы
Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Рассматривание клеток с помощью лупы.
Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Рассматривание пластид под микроскопом.
2. Царство Бактерии (2 ч)
Бактерии, их роль в природе и жизни человека, строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий.
Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
3. Царство Грибы (4 ч)
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Шляпочные грибы Московской области. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе Волгоградской области и жизни человека.
Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи), лишайников.
Лабораторные работы
Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом.
Изучение строения тел шляпочных грибов.
4. Царство Растения (8 ч)
Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.
Основные группы растений Волгоградской области (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).
Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.
Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.
Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана.
Голосеменные, их строение и разнообразие. Среды обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.
Цветковые растения, их строение и многообразие Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.
Лабораторные работы
Изучение строения зеленых одноклеточных и многоклеточных водорослей.
Изучение строения мха (на местных видах).
Изучение строения спороносящего папоротника
Изучение строения хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).
5. Строение и многообразие покрытосеменных растений (15 ч)
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Строение корня. Видоизменение корней растений Волгоградской области.
Побег. Листорасположение. Почки и их строение. Рост и развитие побега.
Внешнее строение листа. Жилкование. Клеточное строение листа. Видоизменение листьев растений Волгоградской области.
Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов.
Цветок и его строение. Соцветия растений.
Плоды растений и их классификация. Распространение плодов семян растений Волгоградской области.
Лабораторные работы
Изучение и строение семян двудольных и однодольных растений.
Виды корней, стержневые и мочковатые корневые схемы.
Изучение внешнего и внутреннего строения корня.
Изучение строения почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле.
Изучение строения листа.
Изучение макро – и микростроения стебля.
Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица).
Изучение строения цветка.
Ознакомление с различными видами соцветий.
Ознакомление с сухими и сочными плодами.
6. Жизнь растений (16 ч)
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).
Условия прорастания семян растений Волгоградской области, питание проростков. Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Обмен веществ и энергии.
Рост растений. Этапы развития (фенофазы).
Размножение растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение, Растение – целостный организм.
Демонстрация опытов, доказывающих значение воздуха и тепла для прорастания семян; питания приростков запасными веществами семени; получения вытяжки хлорофилла; опытов, доказывающих поглощения растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование крахмала, дыхание растений, испарение воды листьями, передвижение органических веществ по лубу.
Лабораторная работа
Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.
Практические работы
Вегетативное размножение комнатных растений.
Определение всхожести семян растений и их посев.
Экскурсия
Зимние явления в жизни растений Волгоградской области.
7. Классификация растений (6 ч)
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.
Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3–4 семейств с учетом местных условий (Волгоградской область).
Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных (Волгоградская область).
Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народно-хозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализаций растениеводства в каждой конкретной местности.)
Демонстрация живых и гербарных растений, районированных сортов важнейших сельскохозяйственных растений.
Лабораторная работа
Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
Экскурсия
Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте.
8. Природные сообщества (6 ч)
Основные экологические факторы на примере Волгоградской области и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений на примере Волгоградской области.
Взаимосвязь растений с другими организмами Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества в Волгоградской области и их типы.
Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп.
Лабораторная работа
Изучение особенностей строения растений различных экологических групп.
Экскурсия
Природное сообщество на примере Волгоградской области и влияние на него деятельности человека.
Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах Волгоградской области.
9. Развитие растительного мира (4 ч)
Многообразие растений и их происхождение. Доказательства исторического развития растений. Основные этапы в развитии растительного мира. Господство покрытосеменных в современном растительном мире. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир Волгоградской области.
Демонстрация отпечатков ископаемых растений.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
- признаки биологических объектов: живых организмов, клеток и организмов растений, грибов и бактерий, экосистем, биосферы, растений и грибов Московского региона;
- сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;
- особенности организмов растений, грибов, лишайников;
- значение растений, грибов, лишайников и бактерий в природе и жизни человека;
- влияние деятельности человека на изменение среды обитания организмов;
- строение и процессы жизнедеятельности растительной клетки как единицы растительных организмов;
- особенности строения и процессов жизнедеятельности растений, бактерий, грибов и лишайников;
- отличительные особенности естественных и искусственных биоценозов, дикорастущих, культурных и сорных растений Волгоградской области;
- основные систематические единицы (царство, отдел, класс, род, вид);
- правила и нормы поведения в природе.
- пользоваться оптическими приборами (микроскопом и лупой);
Учащиеся должны уметь:
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений; роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе Волгоградской области ; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов; наиболее рапространённые растения Волгоградской области, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы;
- выявлять приспособления организмов в среде обитания;
- сравнивать биологические объекты ( клетки, ткани, организмы, представители отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежности биологических объектов к определённой систематической группе;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: с использованием учебника, словарей, справочников, в том числе с использованием информационных технологий;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мир профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями и грибами;
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами и растениями;
- соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.
ЛИТЕРАТУРА
- Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учебник для общеобразовательных учебных заведений / В.В. Пономарёва. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003.
- Кулев А.В. Общая биология. 10 класс: Метод, пособие. – СПб. «Паритет», 2002. – 224 с. (Серия «Поурочное планирование»).
- Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология. – М.: Дрофа, 2002.
- Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5–11 классы / авт.-сост. А. Е. Андреева и др.; под ред. Д. И. Трайтака, Н. Д. Андреевой. – М.: Мнемозина, 2008. – 128 с.
- Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 6–9 классы. – М.: Просвещение, 2002.
- Сборник нормативных документов. Биология / сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2006. – 166 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса "Биология. Человек" 9 класс, для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, реализующих программу VII и (или) VIII вида.
В рабочей программе представлена пояснительная записка, календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа курса «Биология. Растения, грибы, бактерии» 7 класс, для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, реализующих программы VII и (или) VIII вида.
Рабочая программа курса «Биология. Растения, грибы, бактерии» 7 класс содержит учебный план по предмету, календарно - тематическое планирование....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА БИОЛОГИЯ В 6 КЛАССЕ
Рабочая программа составлена наоснове авторской программы «Биология» (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы, автор Н.И. Сонин - М.: ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА БИОЛОГИЯ В 7 КЛАССЕ
Рабочая программа составлена наоснове авторской программы «Биология» (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы, авторы: В.Б.Захаров, Н....
Рабочая программа курса Биология. Живой организм. 5-6 классы.
Личностные, метапредметные, предметные результаты обучения. Содержание курса. Тематический план....
Рабочая программа курса Биология 6 класс на основе УМК «Биология 5-9 кл.» И.Н.Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. (Концентрический курс) Базовый уровень
Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС, и включает:1. Пояснительную записку.2. Общую характеристику курса биологии.3. Место курса биологии в базисном учебном плане...
Рабочая программа курса "Биология" Базовый уровень 10 - 11 класс
Образовательная программа составленана основе программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой (Природоведение. Биология. Экология:5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 20...