План самообразования на 2013-2017 год
материал по теме
Предварительный просмотр:
МБОУ «СОШ № 2 им. А.И. Исаевой»
ПЛАН
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
учителя биологии
Савельевой Е.Ф.
Кто делает вид, что много знает и ко всему способен,
тот ничего не знает и ни к чему не способен.
Г. Нефтеюганск
Анкета учителя:
Образование: высшее, закончила в 1998 году Шадринский государственный педагогический институт по специальности –учитель начальных классов и естествознания, в 2011 году Шадринский государственный педагогический институт по специальности учитель биологии.
Квалификационная категория – первая.
Курсы повышения квалификации:
1) 2010 год по теме: Актуальные проблемы преподавания биологии и экологии. г. Ханты-Мансийск.
2) 2012 год по теме: Управление процессом введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в школах Ханты-Мансийского автономного округа- Югры»
г. Ханты-Мансийск.
3) 2012 год по теме: «Разработка целевой программы воспитательной работы и оценка эффективности воспитательной работы в школе»
г. Нижневртовск.
4) 2013 года по теме: Система формирования универсальных учебных действий на основе реализации ДСДМ Л.Г. Петерсон в условиях реализации ФГОС и успешно защитила индивидуальный проект.
5) 2013 год Стажировка по образовательной программе
«Проектирование образовательных систем и организаций в условиях действия Федерального закона № 273 «Об образовании в Российской Федерации» на базе Федеральной стажировочной площадки по направлению «Достижение во всех субъектах Российской Федерации стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
6) 2014 год по теме: «Диссеминация инновационного педагогического и управленческого опыта реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования».
г. Ханты-Мансийск.
Обучение строю на основе системно-деятельностного подхода, что, позволяет формировать универсальные учебные действия учащихся, учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.
Индивидуальная проблемная тема самообразования:
«Системно – деятельностный подход в обучении биологии как ресурс качественного образования в условиях перехода на ФГОС второго поколения»
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие.
Все объекты познания в школе, как и в окружающем мире, представлены как системы, поэтому соответствующим подходом их изучения является системный. Развитие систем подчиняется законам диалектики, она является основой и системных исследований. Применение учащимися системных исследований возможно только на основе их собственной учебной деятельности. Внедрение системного подхода в учебную деятельность школьников преобразует его в системно – деятельностный, то есть у учащихся формируется система знаний по предмету. Новые знания не даются в готовом виде, а добываются учащимися в процессе учебного исследования под руководством учителя.
Собственная учебная деятельность школьников – важная составляющая СДП.
Учебная деятельность становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств. Какова деятельность – такова и личность. Вне деятельности нет личности.
Поэтому передо мной стоят проблемы:
- как организовать учебную деятельность учащихся;
- как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;
- какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
- какие методы и средства обучения выбрать;
- как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.
Усвоение происходит только через собственную деятельность, но она сама должна быть сформирована, а, следовательно, и организована. Компоненты овладения знаниями при СДП:
- Восприятие информации.
- Анализ полученной информации.
- Запоминание (создание образа).
- Самооценка.
Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является, во-первых, то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся.
Позиция учителя: к классу не с ответом, а с вопросом.
Позиция ученика: за познание мира в специально организованных условиях.
- Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя.
- Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.
- Учебное действие – действие по созданию образа.
- Образ – слово, рисунок, схема, план.
- Оценочное действие – у меня получится! Я умею!
Цели:
-освоение и внедрение системно- деятельностного подхода на уроках биологии с целью повышения мотивации и качества знаний учащихся.
Задачи:
- Изучение методической литературы и опыта по внедрению системно-деятельностного подхода на уроках биологии.
- Внедрение технологии в учебный процесс.
- Разработка карты результативности по внедрению СДП.
Ожидаемые результаты:
повышение качественной успеваемости и уровня обученности учащихся по биологии.
Исходя из основной общеобразовательной проблемы школы, индивидуальной темы по самообразованию я наметила основные направления работы по самообразованию.
Направления самообразования:
Основные направления | Действия и мероприятия | Сроки реализации |
Профессиональное | 1.Изучить программы и учебники, выявить их особенности и требования.
2.Познакомиться с системно-деятельностной технологией через предметные издания и Интернет. 3.Систематически следить за новыми идеями в журналах «Биология в школе» и «Первое сентября». 4.Создать банк статей из этих журналов и ссылок интернет- сайтов. 5. Повышать квалификацию на курсах для учителей биологии. 6. Пройти курсовую подготовку по теме: «Формирование универсальных учебных действий в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС» (2015-2016г) | 2012- 2013 2014-2015
2013-2014
регулярно
регулярно ежегодно |
Психолого-педагогические | Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. |
регулярно |
Методические | 1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по биологии. 2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения биологии. 3. Принимать активное участие в работе городского и школьного МО учителей естественно - научного цикла. 4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах. 5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, города, округа, страны через Интернет. 6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом. 7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности. 8. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке. 9. Разработать программы курсов по выбору и элективных курсов по биологии. 10. Выступать с докладами по теме самообразования. |
регулярно
регулярно
регулярно
ежегодно
регулярно
регулярно
регулярно
регулярно
2013-2014 2015-2016
систематически |
Информационно-технологические технологии | 1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс. 2. Обзор в Интернете информации по биологии, педагогике и психологии. 3. Использовать электронную почту для контакта с единомышленниками. | регулярно регулярно
с 2013 года |
Охрана здоровья | 1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. 2. Вести здоровый образ жизни. | систематически регулярно |
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность | Подтвержение |
Диагностический | Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта | 2013-2014 | 1.Курсы повышения квалификации учителей. 2.Выступление на заседании школьного МО учителей естественно-научного цикла. 3.Изучение литературы. | Сертификат № 2095 от 2013 года. Прослушала полный курс семинара по теме: Система формирования универсальных учебных действий на основе реализации ДСДМ Л.Г. Петерсон в условиях реализации ФГОС и успешно защитила индивидуальный проект. |
Прогностический | 1.Определение целей и задач темы. 2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 3.Прогнозирование результатов. | 2013-2014 | Выступление на заседании школьного МО учителей естественно-научного цикла. | Март 2014 года. Выступление по теме: План самообразования учителя биологии. Работа над темой: «Системно – деятельностный подход в обучении экологии и биологии как ресурс качественного образования в условиях перехода на ФГОС второго поколения» |
Практический | 1.Внедрение опыта работы. 2.Формирование методического комплекса. 3.Корректировка работы. | 2014-2017 | Разработка уроков с использованием системно-деятельностной технологии. Планирую: Пройти курсовую подготовку по теме: «Формирование универсальных учебных действий в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС» (2015-2016г) 2.Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях. 3.Создать электронную почту для контакта с единомышленниками | Разработаны уроки: Генетика пола. Составление родословной. Классификация плодов и семян. Строение и работа сердца. Разработаны карты уроков по теме: Бактерии. Водоросли Папоротники. 3 место на региональном уровне Имеется электронная почта Зарегистрировалась и стала участником педагогического сообщества в реализации проекта «Школьная лига РОСНАНО» |
Обобщающий | 1.Подведение итогов. 2.Оформление результатов работы. | 2017-2018 | 1.Выступление на заседании городского МО учителей. 2.Участие и результаты на городских олимпиадах, конкурсах, конференциях. 3.Мастер-класс «Самостоятельная работа как средство формирования УУД на уроках биологии» 4.Консультативная помощь учителям и учащимся. | |
Внедренческий | Распространение опыта работы. | 2017-2018 | 1.Принять участие в фестивале педагогических идей «Открытый урок» 2.Результаты работы над темой самообразования разместить на школьном сайте |
Реализовать целенаправленную встречу ученика и учебных форм работы в пространстве учебного успеха учащихся, мне позволяет технология индивидуального стиля учебной деятельности (ИСУД) – являющаяся дидактическим ресурсом личностно-ориентированного обучения.
Чтобы эффективно использовать технологию «ИСУД» необходимо и достаточно
- диагностировать уровень параметров учебного успеха ученика;
- создать картотеку учебных приемов и заданий, систематизированных по уровню параметров учебного успеха ученика;
- выбирать для каждого ученика индивидуальные формы работы на разных этапах учебно-познавательной деятельности.
В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит:
1.Изучение педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков.
2.Внедрение в свою практику новых технологий обучения таких как:
Метод проектов - это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя “по кирпичикам” новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
Компьютерные технологии обучения - совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью.
В процессе преподавания столкнулась с низкой заинтересованностью учащихся в учебном процессе. Замотивировать обучающихся на более продуктивную работу по предмету возможно при внедрении на уроках ИКТ - технологий.
Я выделяю три основных формы работы с ИКТ на уроках биологии:
Во-первых, это непосредственно применение информационных технологий на уроках (представление учебного материала в форме презентаций, образовательного программного обеспечения и т.д.).
Во-вторых, это применение информационных технологий для организации самостоятельной работы учащихся (электронные учебные пособия, обучающие сайты, тренажеры).
И, в-третьих, это применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга (использование электронных энциклопедий и т.д.).
Дифференциация обучения - обучение строю на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.
Применяю также игровые и тестовые технологии. Первые актуальны для детей среднего возраста, и помогают, на мой взгляд, легче адаптироваться обучающимся при переходе из начального звена школы в среднее. Последние позволяют выработать необходимые навыки при сдаче ГИА и ЕГЭ, за ограниченное время проверить уровень знаний всего класса.
Тестовые работы позволяют более рационально использовать время на уроке, быстро установить обратную связь с учеником и определить результаты усвоения, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и внести в них коррективы. Только тестовые работы дают возможность систематически контролировать знания большого числа учащихся и формировать у них установку на неизбежность контроля, а значит мотивировать школьников постоянно готовиться к урокам, не запускать пройденный материал, дисциплинировать их. Поэтому в последние годы все более широкое применение в обучении биологии находят нетрадиционные формы и методы проверки с помощью открытых и закрытых тестов.
Тестовые работы позволяют более рационально использовать время на уроке, быстро установить обратную связь с учеником и определить результаты усвоения, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и внести в них коррективы.
Технологизация личностно - ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля над личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями. Только при наличии дидактического обеспечения, реализующего принцип субъективности образования, можно говорить о построении личностно-ориентированного обучения.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМЫ:
А. Изучить литературу по данной проблеме:
1. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 2005.
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат-М.:2004
3. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. - с. 42.
4. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272 с.
5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе: Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.И.Дика. А.В.Хуторского. М., 2002.
6. Современный урок (1-4 ч) Т.П. Лакоценина, издат. «Учитель»
7. Изучить вопрос «Профессиональная компетенция учителя биологии»
8. Документы Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к стратегии модернизации образования.
Б. Учебная исследовательская работа:
1.Включить в план по реализации проектной деятельности на уроках биологии и предложить для разработки учащимся примерные темы проектов.
2. Разработать программу и задания по диагностике знаний учащихся (использовать ресурсы Интернет, использовать материал сайтов образовательных ресурсов) – проводить диагностику 1-2 раза в год.
В. Изучение опыта учителей – новаторов, методистов, передового опыта.
- Изучить опыт учителей новаторов из методических газет и журналов, образовательных сайтов Интернета
- Использовать материалы сайта «Сеть творческих учителей» по вопросам использования ИКТ.
- Творческое сотрудничество с учителями информатики по вопросам работы в программах: Графический редактор "Paint",редактора электронных таблиц Microsoft Excel,Mikrosoft ofisse Poyer Point
Г. Участие в системе школьной методической работы:
- Провести открытые уроки, на которых показать применение указанных технологий.
- Установить творческое сотрудничество с учителями-предметниками по вопросам темы самообразования.
- Изучить передовой опыт учителей города и области по применению технологий.
- Участие в заседаниях ШМО естественнонаучного цикла, педагогических советах.
- Практические выходы (доклады, рефераты) – на городской секции учителей биологии, на занятиях школьного методического объединения, на заседаниях педагогического совета школы.
- Взаимные посещения уроков с целью обмена опытом работы;
Предполагаемые результаты самообразования
- Повысить качество преподавания предмета.
- Научить детей работать с Интернетом, грамотно использовать полученный материал в творческих работах.
- Разработать и провести и открытые уроки по собственным, новаторским технологиям
- Создать комплекты педагогических разработок с применением новых технологий и поместить их на школьном сайте.
- Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отсчитываться о результатах работы над темой на МО и педсоветах.
- Разработать дидактические материалы, тесты, создать собственную медиатеку, способствующие личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.
Результаты работы над темой самообразования поместить на школьном и личном сайте.
Обобщить опыт по исследуемой теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня учителя физической культуры Гирфановой Алии Фановны на 2013-2017 годы
В плане работы в межаттестационный период по повышению профессиональног уровня, я хочу отобразить тему самообразования, методическую тему, курсы повышения квалификации, общественно педагогическую деят...
Индивидуальный план профессионального развития учителя-олигофренопедагога Ветлугиной Веры Павловны на 2013-2017 годы
«Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того чтобы учит...
Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня на межаттестационный периодпедагога дополнительного образования художественно-эстетического направления на 2013-2017 год
Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня на межаттестационный периодпедагога дополнительного образования художественно-эстетического направления на 2013-2017 год...
План самообразования учителя русского языка и литературы по теме: "Повышение мотивации в познавательной деятельности обучающихся на урока в условиях моднернизации школьного образования по ФГОС на основе краеведения на 2013-2017 гг."
План самообразования учителя русского языка и литературы по теме: "Повышение мотивации в познавательной деятельности обучающихся на урока в условиях моднернизации школьного образования по ФГОС на осно...
Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня учителя английского языка Рахматулииной Гульназ Ахметгареевны на 2013-2017 гг.
Новые социально – экономические условия, складывающиеся в России, вызывают необходимость поиска эффективных способов деятельности образовательной системы при решении новых задач. Стратегические направ...
Индивидуальный план работы по самообразованию учителя татарского языка и литературы МБОУ «СОШ№3» г.Мензелинска Кириловой Алсу Мансуровны на 2013-2017 гг.
laquo;Использование инновационных технологий в образовательном процессе для повышения мотивации к предмету и качества образования»....
Индивидуальный план самообразования на период 2013-2017 год
Индивидуальный план самообразования на 2013-2017 год...