План самообразования на 2013-2017 год
материал по теме

Савельева Елена Федоровна

План самообразования на 2013-2017 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_samoobrazovaniya.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ № 2 им. А.И. Исаевой»

ПЛАН

 ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

учителя биологии

Савельевой Е.Ф.

Кто делает вид, что много знает и ко всему способен,

 тот ничего не знает и ни к чему не способен.

Г. Нефтеюганск

Анкета учителя:

Образование: высшее, закончила в 1998 году Шадринский государственный педагогический институт по специальности –учитель начальных классов и естествознания, в 2011 году Шадринский государственный педагогический институт по специальности учитель биологии.

Квалификационная категория – первая.

Курсы повышения квалификации:

1) 2010 год  по теме: Актуальные проблемы преподавания биологии и экологии. г. Ханты-Мансийск.

2) 2012 год по теме: Управление процессом введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в школах Ханты-Мансийского автономного округа- Югры»

г. Ханты-Мансийск.

3) 2012 год по теме: «Разработка целевой программы воспитательной работы и оценка эффективности воспитательной работы в школе»

г. Нижневртовск.

4) 2013 года  по теме: Система формирования универсальных учебных действий на основе реализации ДСДМ Л.Г. Петерсон в условиях реализации ФГОС и успешно защитила индивидуальный проект.

5) 2013 год Стажировка  по образовательной программе

«Проектирование образовательных систем и организаций в условиях действия Федерального закона № 273 «Об образовании в Российской Федерации» на базе Федеральной стажировочной площадки по направлению «Достижение во всех субъектах Российской Федерации стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»

6) 2014 год  по теме: «Диссеминация инновационного педагогического и управленческого опыта реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования».

г. Ханты-Мансийск.

Обучение строю на основе системно-деятельностного подхода, что, позволяет формировать универсальные учебные действия учащихся, учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.  

Индивидуальная проблемная тема самообразования:

«Системно – деятельностный подход в обучении  биологии как ресурс качественного образования в условиях перехода на ФГОС второго поколения»

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие.

Все объекты познания в школе, как и в окружающем мире, представлены как системы, поэтому соответствующим подходом их изучения является системный. Развитие систем подчиняется законам диалектики, она является основой и системных исследований. Применение учащимися системных исследований возможно только на основе их собственной учебной деятельности. Внедрение системного подхода в учебную деятельность школьников преобразует его в системно – деятельностный, то есть у учащихся формируется система знаний по предмету. Новые знания не даются в готовом виде, а добываются учащимися в процессе учебного исследования под руководством учителя.

Собственная  учебная деятельность школьников – важная составляющая СДП.

Учебная деятельность становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств. Какова деятельность – такова и личностьВне деятельности нет личности.

Поэтому передо мной стоят проблемы:

  • как организовать учебную деятельность учащихся;
  • как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;
  • какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
  • какие методы и средства обучения выбрать;
  • как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.

Усвоение происходит только через собственную деятельность, но она сама должна быть сформирована, а, следовательно, и организована. Компоненты овладения знаниями при СДП:

  • Восприятие информации.
  • Анализ полученной информации.
  • Запоминание (создание образа).
  • Самооценка.

Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является, во-первых, то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся.

Позиция учителя: к классу не с ответом, а с вопросом.

Позиция ученика: за познание мира в специально организованных условиях.

  • Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя.
  • Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.
  • Учебное действие –  действие по созданию образа.
  • Образ – слово, рисунок, схема, план.
  • Оценочное действие – у меня получится! Я умею!

Цели: 

-освоение и внедрение системно- деятельностного подхода на уроках биологии с целью повышения мотивации и качества знаний учащихся.

Задачи:

  1. Изучение методической литературы и опыта по внедрению системно-деятельностного подхода на уроках биологии.
  2. Внедрение технологии в учебный процесс.
  3. Разработка карты результативности по внедрению СДП.

Ожидаемые результаты:

повышение качественной успеваемости и уровня обученности учащихся по биологии.

 

Исходя из основной общеобразовательной проблемы школы, индивидуальной темы по самообразованию я наметила основные направления работы по самообразованию.

Направления самообразования:

 

Основные направления

Действия и мероприятия

Сроки

реализации

Профессиональное

1.Изучить программы и учебники, выявить их особенности и требования.

  • Автор линии: Пономарева И.Н.
  • Комплект учебников по ФГОС «Сферы» Авторы:  Сухорукова Л.Н., Кучменко  В.С.

2.Познакомиться с системно-деятельностной технологией  через предметные издания и Интернет.

3.Систематически  следить за новыми идеями в  журналах «Биология в школе» и «Первое сентября».

4.Создать банк  статей из этих журналов и  ссылок интернет- сайтов.

5. Повышать квалификацию на курсах для учителей биологии.

6. Пройти курсовую подготовку по теме: «Формирование универсальных учебных действий  в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС» (2015-2016г)

2012- 2013

2014-2015

 

2013-2014

 

 

 регулярно

 

регулярно

ежегодно

Психолого-педагогические

Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

 

регулярно

Методические

1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по биологии.

2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения биологии.

3. Принимать активное участие в работе городского и школьного МО учителей естественно - научного   цикла.

4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах.

5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, города, округа, страны  через Интернет.

6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

8. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке.

9. Разработать программы курсов по выбору и  элективных курсов по биологии.

10. Выступать с докладами по теме самообразования.

 

регулярно

 

 

 

регулярно

 

 

регулярно

 

 

ежегодно

 

 

 регулярно

 

 регулярно

 

 регулярно

 

регулярно

 

 

2013-2014

2015-2016

 

систематически 

Информационно-технологические технологии

1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.

2. Обзор в Интернете информации по биологии, педагогике и психологии.

3. Использовать электронную почту для контакта с единомышленниками.

регулярно

регулярно

 

с 2013 года 

Охрана здоровья

1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.

2. Вести здоровый образ жизни.

систематически 

 регулярно

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Подтвержение

Диагностический

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

2013-2014

1.Курсы повышения  квалификации учителей.

2.Выступление на заседании школьного МО учителей естественно-научного цикла.

3.Изучение литературы.

Сертификат

№ 2095 от 2013 года.

Прослушала полный курс семинара по теме: Система формирования универсальных учебных действий на основе реализации ДСДМ Л.Г. Петерсон в условиях реализации ФГОС и успешно защитила индивидуальный проект.

Прогностический

1.Определение целей и задач темы.

2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3.Прогнозирование результатов.

2013-2014

Выступление на заседании школьного МО учителей естественно-научного цикла.

Март 2014 года.

Выступление по теме: План самообразования учителя биологии. Работа над темой:

 «Системно – деятельностный подход в обучении экологии и биологии как ресурс качественного образования в условиях перехода на ФГОС второго поколения»

Практический

1.Внедрение опыта работы.

 2.Формирование методического комплекса.

3.Корректировка работы.

2014-2017

Разработка уроков с использованием системно-деятельностной технологии.

Планирую:

Пройти курсовую подготовку по теме: «Формирование универсальных учебных действий  в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС» (2015-2016г)

2.Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях.

3.Создать электронную почту для контакта с единомышленниками  

Разработаны уроки: Генетика пола. Составление родословной.

Классификация плодов и семян.

Строение и работа сердца.

Разработаны карты уроков по теме: Бактерии.

Водоросли

Папоротники.

3 место на региональном уровне

Имеется электронная почта

Зарегистрировалась и стала участником педагогического сообщества в реализации проекта «Школьная лига РОСНАНО»

Обобщающий

1.Подведение итогов.

2.Оформление результатов работы.

2017-2018

1.Выступление на заседании городского МО учителей.

2.Участие и результаты на городских олимпиадах, конкурсах, конференциях.

3.Мастер-класс «Самостоятельная работа как средство формирования УУД на уроках биологии»

4.Консультативная помощь учителям и учащимся.

Внедренческий

Распространение опыта работы.

2017-2018

1.Принять участие в фестивале педагогических идей «Открытый урок»

2.Результаты работы над темой самообразования разместить на школьном сайте

 

Реализовать целенаправленную встречу ученика  и учебных форм работы в пространстве учебного успеха учащихся, мне позволяет технология индивидуального стиля учебной деятельности (ИСУД) – являющаяся дидактическим ресурсом личностно-ориентированного обучения.

    Чтобы эффективно использовать технологию «ИСУД» необходимо и достаточно

- диагностировать уровень параметров учебного успеха ученика;

- создать картотеку учебных приемов и заданий, систематизированных по уровню параметров учебного успеха ученика;

- выбирать для каждого ученика индивидуальные формы работы на разных этапах учебно-познавательной деятельности.

В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит:

1.Изучение педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков.

 

2.Внедрение в свою практику новых технологий обучения таких как:

 

Метод проектов - это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя “по кирпичикам” новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.

Компьютерные технологии обучения  - совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью. 

В процессе преподавания столкнулась с низкой заинтересованностью учащихся в учебном процессе. Замотивировать обучающихся на более продуктивную работу по предмету возможно при внедрении на уроках ИКТ - технологий.

Я  выделяю три основных формы работы с ИКТ на уроках биологии:

Во-первых,  это непосредственно применение информационных технологий на уроках (представление учебного материала в форме презентаций, образовательного программного обеспечения и т.д.).

Во-вторых, это применение информационных технологий для организации самостоятельной работы учащихся (электронные учебные пособия, обучающие сайты, тренажеры).

И, в-третьих, это применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга (использование электронных  энциклопедий и т.д.).

Дифференциация обучения - обучение строю на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.

Применяю также игровые и тестовые технологии. Первые актуальны для детей среднего возраста, и помогают, на мой взгляд, легче адаптироваться обучающимся при переходе из начального звена школы в среднее. Последние позволяют выработать необходимые навыки при сдаче ГИА и ЕГЭ, за ограниченное время проверить уровень знаний всего класса.

Тестовые работы позволяют более рационально использовать время на уроке, быстро установить обратную связь с учеником и определить результаты усвоения, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и внести в них коррективы. Только тестовые работы дают возможность  систематически контролировать знания большого числа учащихся и формировать у них  установку на неизбежность контроля, а значит мотивировать школьников постоянно готовиться к урокам, не запускать пройденный материал, дисциплинировать их. Поэтому в последние годы все более широкое применение в обучении биологии  находят нетрадиционные формы и методы проверки с помощью открытых и закрытых тестов.  

Тестовые работы позволяют более рационально использовать время на уроке, быстро установить обратную связь с учеником и определить результаты усвоения, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и внести в них коррективы.

Технологизация личностно - ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля над личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями. Только при наличии дидактического обеспечения, реализующего принцип субъективности образования, можно говорить о построении личностно-ориентированного обучения.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМЫ:

                             

А.  Изучить  литературу по данной проблеме: 

1.   Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 2005.

2.   Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат-М.:2004

3.   Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. - с. 42.

4.   Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272 с.

5.   Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе: Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.И.Дика. А.В.Хуторского. М., 2002.

6. Современный урок (1-4 ч) Т.П. Лакоценина, издат. «Учитель»

7.  Изучить  вопрос «Профессиональная компетенция учителя биологии»  

8.  Документы Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся  к стратегии модернизации образования.

Б. Учебная исследовательская работа:

1.Включить в план по реализации проектной деятельности на уроках биологии и предложить для разработки учащимся примерные темы проектов. 

2. Разработать программу и задания по диагностике знаний учащихся (использовать ресурсы Интернет, использовать материал сайтов образовательных ресурсов) – проводить диагностику 1-2 раза в год.

В. Изучение опыта учителей – новаторов, методистов, передового опыта.

  • Изучить опыт учителей новаторов из методических газет и журналов, образовательных сайтов Интернета
  • Использовать материалы сайта «Сеть творческих учителей» по вопросам использования ИКТ.
  • Творческое сотрудничество с учителями информатики по вопросам работы в программах: Графический редактор "Paint",редактора электронных таблиц Microsoft Excel,Mikrosoft ofisse Poyer Point

Г. Участие в системе школьной методической работы:

  • Провести открытые уроки, на которых показать применение указанных технологий.
  • Установить творческое сотрудничество с учителями-предметниками по вопросам темы самообразования.
  • Изучить передовой опыт учителей города и области по применению технологий.
  • Участие в заседаниях ШМО естественнонаучного цикла, педагогических советах.
  • Практические выходы (доклады, рефераты) – на городской секции учителей биологии, на занятиях школьного методического объединения, на заседаниях педагогического совета школы.
  • Взаимные посещения уроков с целью обмена опытом работы;

Предполагаемые результаты самообразования  

  • Повысить качество преподавания предмета.
  • Научить детей работать с Интернетом, грамотно использовать полученный материал в творческих работах.
  • Разработать и провести и открытые уроки по собственным, новаторским технологиям
  • Создать комплекты педагогических  разработок с применением новых технологий и поместить их на школьном сайте.
  • Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отсчитываться о результатах работы над темой на МО и педсоветах.
  • Разработать  дидактические материалы, тесты, создать собственную медиатеку, способствующие личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.

Результаты работы над темой самообразования  поместить на школьном и личном сайте.

Обобщить опыт по исследуемой теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня учителя физической культуры Гирфановой Алии Фановны на 2013-2017 годы

В плане работы в межаттестационный период по повышению профессиональног уровня, я хочу отобразить тему самообразования, методическую тему, курсы повышения квалификации, общественно педагогическую деят...

Индивидуальный план профессионального развития учителя-олигофренопедагога Ветлугиной Веры Павловны на 2013-2017 годы

«Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того  чтобы учит...

Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня на межаттестационный периодпедагога дополнительного образования художественно-эстетического направления на 2013-2017 год

Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня на межаттестационный периодпедагога дополнительного образования художественно-эстетического направления на 2013-2017 год...

План самообразования учителя русского языка и литературы по теме: "Повышение мотивации в познавательной деятельности обучающихся на урока в условиях моднернизации школьного образования по ФГОС на основе краеведения на 2013-2017 гг."

План самообразования учителя русского языка и литературы по теме: "Повышение мотивации в познавательной деятельности обучающихся на урока в условиях моднернизации школьного образования по ФГОС на осно...

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня учителя английского языка Рахматулииной Гульназ Ахметгареевны на 2013-2017 гг.

Новые социально – экономические условия, складывающиеся в России, вызывают необходимость поиска эффективных способов деятельности образовательной системы при решении новых задач. Стратегические направ...

Индивидуальный план работы по самообразованию учителя татарского языка и литературы МБОУ «СОШ№3» г.Мензелинска Кириловой Алсу Мансуровны на 2013-2017 гг.

laquo;Использование инновационных технологий в образовательном процессе для повышения мотивации к предмету и качества образования»....

Индивидуальный план самообразования на период 2013-2017 год

Индивидуальный план самообразования на 2013-2017 год...