Конспект урока биологии по теме: Генетика пола. Составление родословной.
план-конспект урока по биологии (10 класс) по теме
Конспект урока биологии по теме: Генетика пола. Составление родословной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_biologii_v_10_klasse_genetika_pola.docx | 25.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок биологии в 9 классе по теме: «Генетика пола. Составление родословной»
Оборудование: Фотографии детей и родителей класса, в котором проводится урок (можно добавить фото бабушек и дедушек), карточки с родословной Королевы Виктории, инструкции по составлению родословной, презентация.
Этап. Организационный. Целеполагание.
Цель деятельности учителя: Создать условия для выхода учащихся на постановку учебной задачи.
Задачи этапа:
-создать условия для развития внутренней мотивации учащихся к изучению генетики пола и составлению родословной;
-создать условия для развития у учащихся умений, связанных с составлением родословной и решением задач по генетике пола;
-создать условия для развития у учащихся умений работать со схемами фотографиями, рисунками и применять знания на практике при составлении родословной своей семьи.
Цель деятельности ученика: Научиться составлять родословную и решать задачи по генетике пола.
Задачи ученика:
- учусь планировать, используя свои знания по генетике, полученные в жизни и на уроках биологии;
- учусь применять знания на практике.
Метод достижения цели: сравнительно-аналитический, словесно-логический, практический
Способ достижения целей: поисковая беседа.
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Сегодня одна из самых важных и интересных тем, которая позволит вам в будущем быть более уверенными и создать счастливую здоровую семью. | ||
Работа в парах.
Учащиеся работают по инструкции, Делают свой выбор, составляют семейные фотографии и наклеивают на лист формата А4. Доказывают свой выбор. Оценка выполненных заданий с комментариями. | Инструкция к выполнению задания: 1.У вас на столе лежат фотографии детей и взрослых. Внимательно всмотритесь в лица и попытайтесь составить семейные фотографии по внешним сходствам взрослых и детей. 2.Докажите, что ваш выбор правильный. 3.На карточке подсказка: возможные варианты сходных признаков фенотипа.
4.Проверка работы с фотографиями (на слайдах настоящие семейные фото). |
|
Учащиеся дают описание будущего малыша: темные волосы, карие глаза, пухлые губы, смуглая кожа, курчавые волосы | (на слайде семейная пара) Дайте прогноз семенной паре: какой малыш может у них появиться, если известны фенотипы родителей и доминантные признаки по цвету глаз, волос, кожи, форме губ, волос. |
|
Учащиеся дают пояснения, используя термины гомозигота, гетерозигота, доминантные и рецессивные гены, наследственность, альтернативные признаки. Приходят к выводу, что родители гетерозиготны по признаку прямых волос и для более точного прогноза по наследуемым признакам, необходимо знать не только генотип и фенотип родителей, но и бабушек и дедушек, а возможно и нескольких поколений в семье. | Проверяем на слайде: все признаки совпадают, кроме прямых волос. Проблема: как могло это произойти? | |
Учащиеся называют признаки во внешности и поведении людей, на которые они будут обращать внимание. Да. Не достаточно. Учащиеся формулируют тему и цель урока: Генетика пола. Составление родословной. Цель: научиться составлять родословную. | Мы рассмотрели с вами признаки фенотипа. Вы должны понимать, что от цвета глаз или формы носа, не зависит будущее человека, его жизнь. Но по наследству передаются не только внешние признаки, но и различные заболевания. И для будущих родителей очень важно знать заранее, какова вероятность появления в семье больного ребенка, чтобы быть готовым психологически к проблемам и трудностям. По внешности человека мы уже можем предполагать, будут ли у будущего ребенка проблемы со зрением, опорно-двигательным аппаратом, умственным развитием и т.д., но иногда человек является лишь носителем признака и невозможно установить проблему по фенотипу. Демонстрация слайдов по наследуемым признакам и наследственным заболеваниям: Полидактитлия, волчья пасть, заячья губа, альбинизм, веснушки, брахидактилия, синдром преждевременного старения и т.д. Зная все это, скажите: Как вы будете выбирать свою вторую половину, на что будете обращать внимание? - Можно ли проследить наследование какого-то признака? Достаточно ли знать признаки одного члена семьи, чтобы сделать выводы о генетике семьи? Как вы думаете, какова тема нашего урока? Какую цель мы поставим перед собой? | |
Историческая справка. (учащиеся могут подготовить сообщения к уроку) 1.Исторические сведения о традициях выбора невесты на Руси (узнавали о родственниках до 5 колена). 2.Семья Королевы Виктории и «царская болезнь». 3.Семья царя Николая II- потомки королевы Виктории. | Сегодня мы узнаем, как выбирали свою половинку наши предки и узнаем тайны царственных семей. Я предлагаю послушать сообщения и прокомментировать каждое из них. Комментарии учителя и учащихся, обсуждение вопросов по представленному материалу. Обсуждение нравственных аспектов создания семьи и здоровьесбережения. | |
Самостоятельная работа по инструкционной карточке: 1. Изучите символы и их обозначения на схеме родословной. 2. Сколько поколений представлено на схеме? 3. Сколько было детей у королевы Виктории? 4. Сколько детей, и какого пола было больных гемофилией в 1 поколении? 5. Сколько женщин-носителей гемофилии было в первом поколении? Учащиеся дают ответы на вопросы с комментариями. | Генеалогический метод. Определение, суть метода, применение на практике. Я предлагаю вам познакомиться и разобраться со схемой родословной. Перед вами лежит карточка с инструкцией по работе со схемой. Ознакомьтесь и постарайтесь ответить на все вопросы, пользуясь данными схемы. Проверка выполненного задания. Выводы: 1.Была ли «генетическая» вина королевы Виктории в том, что русский царевич Алексей болел гемофилией? 2.Можно ли было прервать передачу признака новым поколениям, и каким образом? 3.В чем преимущества работы со схемами? | |
Закрепление знаний и умений, рефлексия. Цель деятельности учителя: Создать условия для закрепления изученной информации об особенностях составления родословной и решения задач по генетике. Задачи этапа: - создать условия для развития ключевых учебно-познавательных компетенций, связанных с предметной и личностной рефлексией, контролем и самооценкой проделанной работы; Цель деятельности ученика: Учусь применять знания на практике. Задачи ученика: - учусь формулировать получаемые результаты, - определять цели дальнейшей работы, - корректировать свои последующие действия. Метод достижения цели: Контроль усвоения знаний Способ достижения целей: Решение задачи.
| ||
Решают задачу по родословной. | ||
Отвечают на вопросы.
| Подведение итогов. 1.С каким методом генетики мы сегодня познакомились? 2.В чем преимущества и недостатки этого метода? 3.О каком секрете семейного счастья шла речь на уроке? Насколько это важно для вас? 4.Появилось ли у вас желание воспользоваться в будущем этим методом? | Примечания |
| Домашнее задание. Составить родословную своей семьи, выбрав 1 признак и проследив наследование в 3-5 поколениях. |
|
| Продолжить предложение:
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок биологии. 9 класс.Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом
Цель: сформировать знания о хромосомном определении пола, сцепленном с полом наследовании признаков, за которые отвечают гены, локализованные в половых хромосомах...
методическая разработка урока по биологии на тему "Генетика пола и наследование,сцепленное с полом"
мультимедийный урок...
конспект урока биологии по теме "Рыбы" 7 класс
Обобщающий урок по теме "Рыбы" 7 класс к УМК Пасечника (Латюшин, Шапкин). Предлагается вниманию коллег конспект открытого урока по данной теме. ...
Конспект урока биологии по теме: "Брюхоногие моллюски" в 7 классе
Цели урока:• Изучение характерных особенностей брюхоногих моллюсков, их многообразие, значение в природе и жизни человека• Выявление связи между особенностями строения и жизнедеятельностью улиток и их...
Урок по биологии на тему"Генетика пола"
Данный урок проводится в курсе Общей биологии при изучении раздела Генетика. Объяснение основывается на конкретных примерах, связанных с жизнью....
Конспект урока по биологии на тему " Генетика пола"
Конспект урока по биологии на тему " Генетика пола. Сцепленное с полом наследование", 9 класс....
Задачи по биологии на тему "Генетика пола".Биология 10 класс.
quot;Генетика пола" задачи по генетике. 10 класс. Биология. Цель задачи: рассмотреть хромосомный механизм определения пола, изучить явление сцепленного с полом наследования....