Конспект урока по биологии на тему " Генетика пола"
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему

Андина Наталья Дмитриевна

Конспект урока по биологии на тему " Генетика пола. Сцепленное с полом наследование", 9 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_biologii.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по биологии в 9 классе.

 Тема урока: « Генетика пола».

Здравствуйте, ребята сегодня мы с вами совершим виртуальную экскурсию в НИИ Генетики.

Наш маршрут состоит из следующих станций:

1. КПП (контрольно-пропускной пункт) — проверка домашнего задания

2.Библиотека (актуализация знаний)

3.Видео-зал    (новая тема)

4. Генетика человека

5. Генетика животных

6. Лаборатория статистики

7. Музей НИИ        

8. Зоолаборатория      

9. Конгресс-зал (закрепление)

10. КПП (контрольно-пропускной пункт)-итог урока.

1.Проверка домашнего задания. (слайд №1)

1. Решение задачи у доски.

2. Решение задачи со слайда ( слайд № 2)

3. Работа по карточкам:

1. Гомозигота по доминантному признаку (АА, ААВВ)

2. Гомозигота по рецессивному признаку ( вв)

3. Гетерозигота по первому признаку дигибридное скрещивание (АаВВ)

4. Сформулируйте первый закон Менделя.

5. Покажите гаметы (А, В)

2.Нас пропускают и мы проходим в святая святых института- библиотеку.  ( слайд №3)

Там очень много книг, но нам в глаза бросилась книга, затертая до дыр, студентами института чешского юмориста Станислава Еже лец, на слайде отрывок из этой книги, здесь пропущены слова, которые вам нужно восстановить.

Генетика  -    это................, объясняющая, почему ты …........ на своего отца, если …..........., и почему не …........... на него, если так получилось.

Станислав Ежи Лец.

3.Далее мы сейчас зайдем в видео- зал, там сейчас изучается ( слайд № 4) биологический  процесс, мы тихонечко зайдем, посмотрим и выйдем. Ваша задача узнать  биологический процесс.

 Процесс называется оплодотворение.

А как вы думаете, в данном случае можно ли сказать кто родится мальчик или девочка?( слайд №5)

Этим занимается генетика пола, о которой мы и поговорим сегодня на уроке.

Запишите тему ( Слайд№6).

4. Следующая лаборатория « Генетика человека»

Перед вами хромосомные карты человека: женщин и мужчин. (Слайд№7)

Прежде чем вы ответите на вопрос в чем сходство и отличие, давайте вспомним чему равен гаплоидный набор хромосом и диплоидный?

Как я должна записать диплоидный набор? Какие клетки человека имеют гаплоидный набор?

Давайте посмотрим на хромосомные карты человека. В чем сходство, в чем отличие?  По одной 23 паре хромосом.

Итак смотрим  запись на доске:

P    XX      x       XY

G     X                  X   Y

 

F1    XX (девочка)  XY( мальчик)

Так от кого же зависит пол будущего ребенка? От мужчин.

Теперь внимание на хромосомные карты.

22 пары одинаковых хромосом называются — аутосомы, запишите определение в тетрадь. И половые хромосомы- XX    и      XY .

Y хромосома отвечает за пол.

5. Следующая лаборатория, куда мы попадаем это генетика животного мира. ( слайд №8)

 

А как вы думаете, а у животных каким образом  определяется пол?

Перед вами плодовая мушка дрозофила, изучением которой занимался Томас Морган, ставя опыты над ней, он сформулировал закон сцепленного наследования. Если вы внимательно посмотрите, то у неё  4 пары хромосом, из которых 3 одинаковые и одна пара отличается- у самца  XY и самки. XX , как у человека.

А у всех ли животных так?

Об этом в узнаете, открыв учебник на стр.

Наверняка есть исключения из правил.

А есть ли животные, у которых женский пол гетерогаметен?

Это важно знать, когда будете решать задачи. ( слайд №9)

У вас на столе распечатка.

Она же на слайде, где вы видите примеры в животном мире, где самки могут быть гетерогаметны.

Возвращаемся к нашей схеме:

Итак смотрим  запись на доске:

P    XX      x       XY

G     X                  X   Y

 

F1    XX (девочка)  XY( мальчик)

6. Лаборатория статистики.

Какое соотношение полов?                1:1  

 У нас должно рождаться одинаковое число женщин и мужчин.

Смотрим на слайд( слайд№ 10)

Это статистические данные, которые нам предоставили в научно- исследовательском институте.

Что вы видите?

Что на 100 новорожденных девочек приходится 103 мальчика, к 18 годам число мальчиков и девочек выравнивается, к 55 годам число мужчин сокращается, а к 85 годам уменьшается в 2 раза.

Как вы считаете, почему так происходит? Что влияет?

- Тяжелая работа

- Нервы

- Вредные привычки

- Войны

Число мужчин сокращается, в том числе влияют генетические заболевания.

7.Далее мы с вами посетим музей истории  НИИ генетики

Перед вами генеалогическое древо Династии Романовых ( слайд №11.)

Давайте посмотрим на него, запишем в тетради обозначения, они нужны нам будут при решении  задач.

Итак, Английская королева Англии, была носителем гена гемофилии. Что это за болезнь, кто знает? Гемофилия- это плохая свертываемость крови.

У неё были и дочери и сыновья, среди которых есть здоровые, есть носительницы,это только женщины и больной сын.

Гемофилия обозначается буквой Н- нормальная свертываемость крови, h — это рецессивный ген, отвечающий за плохую свертываемость.

Носитель не ощущает болезнь, но данный ген она передает своим сыновьям, дочерям, они своим и так далее.

Её внучка Александра выходит замуж за российского мужчину Николая Романова, рождаются у них четыре дочери и сын Алексей- гемофилик. Они ждали сына, наследника престола. Дочери были здоровы, но история их семьи имеет печальный конец, семья была расстреляна в 1918 году.  

История умалчивает, исследования проводились до 17 поколения королевы Виктории, считают, что ген появился либо в результате мутации во время внутриутробного развития Виктории, либо родители Виктории были больны.

Мужчины болеют гемофилией, женщины носители, они не могут быть гомозиготны по этому признаку, иначе они бы умирали уже при половом созревании,  так как от капиллярного кровотечения уже можно умереть. То есть гомозиготы девушки не выживают, носители живут нормально, а мужчины с гемофилией стоят на учете в больнице.

 Вот у нас задача, мы переходим в лабораторию исследования крови(слайд№12)

 Обратилась семья, муж и жена здоровы, но родился мальчик гемофилик, они просят обследовать их выявить вероятность рождения  в дальнейшем здоровых детей.

Решаем у доски

Ген гемофилии сцеплен с х -хромосомой

 Дано:                                                    Решение:

ХН- хорошая свертываемость             XHXh     x      X Y

Хh- гемофилия                                     G   XH   Xh       X    Y

 

F1-?                                                      F1   XHX(з)       XHY(з)    XhX(н)   XhY(б)

Ответ: вероятность рождения здоровых детей 75%.

8.  Далее мы с вами посетим зоолобароторию.  ( слайд№13)

Помимо наследственных заболеваний наследуются, например у животных наследуются сцеплено с половыми хромосомами и другие признаки, например цвет глаз сцеплен с х -хромосомой, окраска шерсти.

Например у кошек (Слайд №13)

В- рыжий цвет, в- черный цвет, Х В Хв- черепаховая окраска, неполное доминирование.

Решение задачи на наследование формы крыльев и окраски тела у мушки дрозофилы.

Дальтонизм

9. Закрепление

10. Рефлексия. Итог урока.

Домашнее задание. Параграф., задача.   Составить генеалогическое древо своего рода, необязательно наследственные заболевания, можете проследить любой признак или творческие способности: хороший слух, голос, художественные способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по биологии на тему "Фотосинтез" (6 класс)

Раскрыть сущность процесса фотосинтеза и его значения для жизни на Земле....

Конспект урока по биологии по теме «Отряды птиц».

Данный урок расширяет представления школьников о важности представителей отрядов птиц на основе выявления существенных признаков.Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а...

Урок по биологии на тему"Генетика пола"

Данный урок проводится в курсе Общей биологии при изучении раздела Генетика. Объяснение основывается на конкретных примерах, связанных с жизнью....

Конспект урока биологии по теме: Генетика пола. Составление родословной.

Конспект урока биологии по теме: Генетика пола. Составление родословной....

Задачи по биологии на тему "Генетика пола".Биология 10 класс.

quot;Генетика пола" задачи по генетике. 10 класс. Биология. Цель задачи: рассмотреть хромосомный механизм определения пола, изучить явление сцепленного с полом наследования....

Открытый урок по биологии на тему "Генетика"

Урок по бологии на тему «Генетика»...