конспект урока биологии по теме "Рыбы" 7 класс
план-конспект урока (биология, 7 класс) по теме
Обобщающий урок по теме "Рыбы" 7 класс к УМК Пасечника (Латюшин, Шапкин). Предлагается вниманию коллег конспект открытого урока по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_ryby_krylova_o._v._2012_7_klass.doc | 772.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Шебалинская средняя общеобразовательная школа
РАЗРАБОТАЛА:
Крылова Ольга Викторовна
Учитель биологии
х. Шебалин
2012
Тема: обобщающий урок "Надкласс Рыбы
Форма проведения: "Рыбный калейдоскоп" - ярмарка знаний
Класс: 7
Дата проведения: 30.11.2012 г.
Цели:
1.Повторить, обобщить, углубить и систематизировать знания о рыбах.
2.Развивать умения анализировать и синтезировать, развивать любознательность и стремление к знаниям.
3.Воспитывать чувство коллективизма, совершенствовать навыки работы в команде, активизировать познавательный интерес к рыбам. Прививать бережное отношение к природе
Оборудование: таблицы по теме “рыбы”, раздаточный материал скелета рыб. Сети ( туда попадают рыбы (золотая рыбка), магнитная доска (акулы, золотые рыбки), кроссворд, карточки-задания, раздаточный материал по скелету рыб, «удочки» с магнитами, рыбки с заданиями, карточки «А», «Б», «В»
Ход урока
- ОРГ. МОМЕНТ
Сегодня, наш урок называется “Ярмарка знаний”. Этот урок мы посвящаем обобщению и систематизации тех знаний, которые вы получили при изучении предыдущих тем. На нашей ярмарке главное- торг и товар. Ваш товар - знания, которые надо выгодно “продать”. Команда, лучше других, продавшая свои знания, станет победителем. В нашей игре принимают участие 2 команды, а как называются они вы узнаете , разгадав кроссворд по изученной нами теме «Рыбы» (“Акула”, “Окунь”). Выберите капитанов команды… Ну а ловиться в ваши сети будут вот такие золотые рыбки, которые в конце урока исполнят ваше желание.
- ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ
Приступайте к разгадыванию кроссворда.
1. «АКУЛА»-ключевое слово
- Кистепёрая рыба
- Морское животное класса Круглоротые, которое прогрызает тело жертвы, попадая внутрь., в результате от рыбы остаётся кожа и скелет
- Хищная рыба, обитающая в р. Кара- Сал
- Придонная рыба со сплющенным телом, глаза расположены на одной стороне
- Манта, «широкий дьявол»
2. «ОКУНЬ»-ключевое слово
- Прочный осевой стержень ланцетника
- Орган выделения рыб
- Хищная рыба, до 1,5 м длинной. Кожа голая, чешуи нет. Обладает электрическими органами.
- Парный орган размножения самцов рыб
- Опасная для жизни животных и человека хищная рыба отряда Карпообразные, которая вырывает острыми зубами куски мяса из жертвы
- Сейчас отправляемся на ярмарку. Перед вами на доске торговые ряды, по которым нам предстоит пройти:
- 1 «Что по чём?»
- 2 «Заморочки из бочки»
- 3 «Рыбный бумеранг»
- 4 «Угадай-ка»
- 5 «В пучине морской»
- 6. «На рыбалке»
- 7 «Аукцион рыб Ростовской области»
- 8 «Морской бой капитанов»
- 9 «Устами золотой рыбки» (подведение итогов)
Итак, начинаем торги!
- Торговый ряд первый “Что по чём?”(приготовить карточки (а, б, в)
- Задание: выбери правильные ответы.
1. Рыбы относятся к типу:
А) бесхордовых;
Б) полухордовых;
В) хордовых.
2. Хорда – это…
А) спинной мозг без сформировавшихся вокруг него спинных или хрящевых защитных образований;
Б) плотный упругий стержень, образованный тесно прилегающими друг к другу клетками;
В) эластичная трубка, в канале которой находится спинной мозг.
3. Хорда в течение всей жизни сохраняется у:
А) хрящевых рыб (акулы, скаты);
Б) костно-хрящевых рыб (осетры, белуги);
В) у всех рыб, за редким исключением.
4. К парным плавникам относятся:
А) только грудные;
Б) только брюшные;
В) грудные и брюшные.
5. Плавательный пузырь имеется:
А) у всех видов рыб;
Б) у всех видов рыб, кроме хрящевых;
В) у всех видов рыб, кроме хрящевых и некоторых костных рыб.
6. Кровеносная система у рыб:
А) замкнутая;
Б) незамкнутая;
В) незамкнутая у хрящевых и замкнутая у костных.
- 2.ТОРГОВЫЙ РЯД «Заморочки из бочки»
Раздаю разл. раздаточный материал (части скелета рыб). Задание: Назвать часть скелета рыбы. Рассказать его строение.
3.Торговый ряд “Рыбный бумеранг”
Участники игры получают карточки - задания с изображением внутренних систем органов (кровеносная, выделительная, нервная, скелет, пищеварительная, внешнее строение) задание: подписать строение каждой системы. Каждый участник проверяет за 1 минуту карточку соседа “Бумеранг”- и исправляет неверные, по его мнению, ответы.
!!! В это время на доске капитаны решают задание: «Спасение рыб»
К…М…А…А (камбала)
K…P…C… (карась)
Задание второй команде:
К…Л…Ш…А (колюшка)
П…P…H…Я (пиранья)
4. Торговый ряд “Угадай-ка”.
Задание: угадать загадки.
- “Иным достался от природы
Инстинкт пророчески-слепой —
Они им чуют, слышат воды...”
Ф.И. Тютчев
2.На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно (сом).
3. У неё во рту пила,
Под водой она жила,
Всех пугала, всех глотала,
А теперь в котёл попала (щука).
4.Вот так рыба – просто чудо!
Очень плоская, как блюдо.
Оба глаза на спине,
И живет на самом дне. (камбала)
5.Плоский он. Размером разный.
Хвост его бичеобразный.
Лишь один несёт отряд
Электричества заряд! (скат)
6.Я по земле не хожу, вверх не гляжу
гнездо вью и детей завожу. (колюшка)
5. Торговый ряд «В пучине морской»
-Молодцы хорошо знаете рыб, а сейчас проверим, насколько хорошо вы знаете их принадлежность к различным отрядам. Задание: по изображению рыбы определить её вид и отряд. (каждой группе по 4)
6.Торговый ряд “На рыбалке”.
Молодцы! Хорошо ориентируетесь в многообразии рыб. А знаете ли вы, что и наша Ростовская область богата водными ресурсами. На её территории протекает 4551 тысяча больших и малых рек, 250 озёр, р. Дон является самой крупной в области. В водоемах обитает 84 вида рыб.
Ну, что идём на рыбалку ловить рыбу, но рыбу не простую, а говорящую человеческим голосом, и они вам будут задавать вопросы. (удочкой с магнитом дети ловят рыбу, на обратной стороне – вопросы)
- ВОПРОСЫ:
- Сосуд, приносящий кровь к сердцу. (вена)
- Орган выделения рыб. (почка)
- Самая крупная артерия. (аорта)
- Чем прикрыты жабры рыб снаружи? (жаберными крышками)
- Как называется кровь, насыщенная кислородом? (артериальная)
- Из каких отделов состоит сердце рыб? (предсердие и желудочек)
7. Торговый ряд «Аукцион рыб Ростовской области»
Ну, что много мы поймали рыбы! А какую, сейчас посмотрим. На слайде – изображение рыб Ростовской области, вам нужно дать им правильное название.
7.Торговый ряд «Морской бой капитанов»
- Известно, что рыбы имеют зрение, слух и обоняние. А есть ли у рыб шестое чувство?
- Самый крупный представитель отряда скаты, имеющий массу около 2,5 т, относящийся к семейству широких дьяволов (манта)
- Ответная реакция организма на раздражение. (рефлекс)
- Все ли рыбы откладывают икру? (нет, есть живородящие)
- Всем хорошо известна большая плодовитость рыб. Чем это можно объяснить?
- Известны случаи вылова рыбаками крупных, нормально упитанных щук, которые были совершенно слепыми. Почему отсутствие зрения существенно не сказалось на жизни рыб?
Вопросы второй команде:
- Где происходит газообмен? (в жабрах и в тканях)
- У каких рыб нет плавательного пузыря? (хрящевые)
- Какие рыбы имеют орудие на голове? (рыба-молот, рыба-пила, рыба-меч)
- Плодовитость трёхиглой колюшки по сравнению с другими рыбами очень мала – от 65 до 550 икринок. Но численность этих рыб сохраняется приблизительно на одном уровне. Почему? (у них развита забота о потомстве)
- Расположенные у многих рыб во рту зубы мелкие и конические. Они даже по форме не пригодны для разжевывания пищи. Для чего они тогда нужны? (Для захвата)
- Известно, что акул часто сопровождают стайки маленьких рыбок-лоцманов, которых они никогда не трогают. Как можно объяснить такое дружественное соседство акул с рыбами-лоцманами?
II. «Устами золотой рыбки» (Подведение итогов)
Сколько же золотых рыбок поймалось в сети каждой команды (подсчёт)? Побеждает команда …. Оценки… И последняя просьба рыбки : повторить конспекты по теме «Рыбы»
На последок рыбка спрашивает «Что понравилось и запомнилось сегодня на уроке?». У вас акулы и золотые рыбки. Если понравился урок, прикрепите на магнитную доску золотых рыбок, а если нет, то хищных акул.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики в классе- комплекте по теме: в 6 классе "Применение распределительного свойства умножения" (повторение), в 5-м классе "Упрощение выражений"(изучение нового материала)
Конспект разработан для проведения урока математики в классе- комплекте, где сидят учащиеся 5 и 6 классов...
Вышивка. Орнамент и цвет в кубанской вышивке (из цикла уроков «Ремесла Кубани») конспект урока в 7 классе
Цель: познакомить учащихся с основным видом народного изобразительного искусства славянского населения Кубани – вышивкой. Задачи:углубить эстетические познания учащихся о народном дек...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.
ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями, развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...
План – конспект урока в 6 классе Тема урока: «Английский язык в мире» по УМК В.П.Кузовлева "Английский язык 6 класс"
Урок построен в увлекательной форме с использованием групповой работы...
Презентация урока в 7 классе на тему "Who is who?" по учебнику "Spotlight"; Конспект урока в 7 классе на тему "Who is who?" по учебнику Spotlight
Программа семинара учителей английского языка на тему: «Активные формы и методы обучения в условиях реализации ФГОС"Презентация на тему "Активные методы обчения на уроках английского я...