программа школьного лесничества "Юные защитники природы"
рабочая программа на тему
Дополнительная образовательная программа по экологии. Рассчитана на 144 часа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
доппрограмма по зкологии | 63.07 КБ |
ктп к доппрограмме на 144 часа | 27.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрация муниципального района имени Лазо Хабаровского края
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
центр развития творчества детей и юношества р.п. Переяславка
Утверждаю:
Директор МБУ ДО ЦРТДЮ
__________________ З.А. Артемова
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Юные защитники природы»
Автор: Гаспарян Е.В. – педагог дополнительного образования
Возраст воспитанников: 12 – 17 лет
Срок реализации программы: 1 год
Количество часов: 144
р.п. Переяславка
2017 год
ВВЕДЕНИЕ
Россия является самой богатой лесными ресурсами страной в мире. Площадь лесов Российской Федерации составляет 1,1 миллиарда гектаров. Государственная политика Российской Федерации в области лесных отношений направлена на обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, не истощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; использование лесов с учетом их глобального экологического значения.
В связи с этим остро встает вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего и будущего поколений граждан России. На сегодняшний день одна из эффективных форм объединения детей для решения этих задач - движение школьных лесничеств. Движение школьных лесничеств очень важно с воспитательной и пропагандистской точек зрения, оно помогает многим школьникам войти в мир окружающей природы, узнать её, понять и полюбить, сформировать бережное отношение к лесу
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Работа школьных лесничеств, как одна из форм воспитания экологической культуры имеет в нашей стране глубокие корни. В Хабаровском крае и других регионах школьные лесничества имеют историю длиной несколько десятилетий. Несмотря на это, работа данных трудовых экологических объединений не потеряла своей актуальности и по сей день. Школьное лесничество создается в целях воспитания у подростков бережного отношения к природе, расширения и углубления их знаний в области ботаники, зоологии и других естественных наук, формирования интереса к профессиям лесохозяйственного профиля. Это такая форма активного отдыха, которая позволяет сочетать выполнение несложных трудовых операций с пребыванием на воздухе в лесу.
Школьное лесничество – общественное эколого-образовательное (трудовое) объединение обучающихся, создаваемое на добровольных началах, при участии педагогов МБОУ СОШ села Бичевая и специалистов КГКУ «Оборское лесничество». Программа определяет объём, порядок, содержание изучения и преподавания курса. Данная рабочая программа направлена на достижение планируемых результатов. В программе учтены основные положения концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Актуальность программы:
Особое значение школьное лесничество приобретает в условиях села. В селе школа зачастую является главным и единственным культурным центром. Анализ ситуации, сложившийся в подростковой среде, свидетельствует о том, что отсутствие должного внимания к организации свободного времени обучающихся ведет к негативным последствиям. Несмотря на обилие, достаточное освещение в литературе проблем экологического воспитания учащихся, огромного объема материалов, помещенных на сайтах Интернета, проблема воспитания экологической культуры не теряет своей актуальности.
Экологическое образование в должно обеспечить устойчивое развитие мотивированной гражданской позиции сохранения природы, подлежащей передаче из поколения в поколение внеухудшенном состоянии и формирование на этой основе всей жизнедеятельности общества.
Новизна программы:
Программа является практико-ориентированной и носит деятельностный и междисциплинарный характер, используя разнообразные интерактивные методы, она может быть реализована во внешкольных учреждениях дополнительного образования детей, а также - во время летних выездных практик и эколого-туристических экспедиций.
Программа рассчитана на 1 год обучения учащихся в возрасте 12-17 лет (6- 11 классы).
Режим занятий: Занятия осуществляются как в кабинете в форме беседы, лекции, практических занятий, игр, индивидуальных занятий. Так же в форме экскурсий, экологических исследований, природоохранных акций на свежем воздухе, для изучения объектов природы, изучения антропогенного влияния человека на природу, улучшения состояния окружающей среды.
II. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
Цель: Создание условий для экологического образования обучающихся и воспитания у них активной гражданской позиции, любви и бережного отношения к природе, развитие интереса к проблемам охраны окружающей среды и их решения.
Задачи:
1. Оказать практическую помощь лесничеству в деле охраны, защиты и воспроизводства лесов, неистощимого использования лесных богатств, содействовать специалистам лесного хозяйства в проведении лесохозяйственных мероприятий по охране лесов от пожаров, самовольных порубок и других лесонарушений.
2. Обучить навыкам исследования леса, привлечь к участию в осуществлении опытно-исследовательской работы для решения региональных проблем локального уровня в области охраны природы и лесного хозяйства на территории лесного фонда совместно со специалистами лесничества, педагогами школ и другими заинтересованными лицами.
3. Ориентировать обучающихся профессионально, подготовить из их числа будущих специалистов лесного хозяйства.
4. Пропагандировать среди населения знаний о лесе, вести разъяснительную пропагандистскую работы по вопросам охраны лесов от пожаров, их восстановления и рационального использования, защиты от вредителей и болезней леса, охраны и использования объектов животного мира.
5. Организовать и проводить в массовые мероприятия природоохранной направленности: праздников «День зимующих птиц», «День Земли», «Неделя леса», «Экомарафон», закладка памятных посадок, создание экологических троп, проведение обзорных экскурсий, выставок, конкурсов и других, участвовать в региональных и федеральных природоохранных мероприятиях и мероприятиях экологической направленности: в ежегодном Всероссийском юниорском лесном конкурсе «Подрост».
6. Способствовать развитию навыков по традиционным народным промыслам, связанных с использованием лесных ресурсов (лозоплетение, резьба по дереву, и т.п.).
7. Проводить просветительскую работу экологической направленности среди населения членами школьного лесничества.
III. УПРАВЛЕНИЕ ШКОЛЬНЫМ ЛЕСНИЧЕСТВОМ
- Высшим органом в школьном лесничестве является общее собрание его членов, которое собирается не реже двух раз в год.
- Общее собрание школьного лесничества рассматривает перспективные вопросы деятельности школьного лесничества, избирает из своего состава руководителей школьного лесничества (лесничего и его помощника(ов)).
- Исполнительным органом школьного лесничества является Совет школьного лесничества во главе с представителем лесничества (школы). В состав Совета входят лесничий и его помощник, специалист лесного хозяйства и учитель школы, совместным приказом назначенные ответственными за работу школьного лесничества.
- Совет школьного лесничества руководит всей деятельностью школьного лесничества, разрабатывает регламентирующие документы, обеспечивающие его функционирование, устанавливает структуру, штат лесничества и содержание его практической деятельности, назначает мастеров леса, лесников, организует практическое осуществление планов (программ) работы, участие членов школьного лесничества в областных мероприятиях природоохранной направленности, решает текущие вопросы деятельности школьного лесничества, анализирует результаты работы школьного лесничества и отчитывается о своей деятельности перед общим собранием членов школьного лесничества; выходит с предложениями к руководству базового лесничества, школы о совершенствовании деятельности школьного лесничества, поощрении лучших его членов.
- Техническое руководство школьным лесничеством осуществляется заместителем руководителя лесничества или другим специалистом, определённым договором о создании школьного лесничества или назначенным приказом руководителя лесничества.
- Положение о школьном лесничестве, структура, штат школьного лесничества, планы работы и другие регламентирующие его деятельность документы обсуждаются на собрании членов школьного лесничества и утверждаются руководителями лесничеств и школы, после чего включаются в работу школьного лесничества.
- Совет школьного лесничества совместно с руководством лесничества и школы несёт ответственность за соблюдение трудового законодательства, в том числе норм охраны и безопасности труда при осуществлении практических задач в соответствии с учреждённым планом деятельности школьного лесничества.
IV. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- Школьное лесничество создаётся на базе МБОУ СОШ села Бичевая
- Школьное лесничество осуществляет свою деятельность на основании договора между КГКУ «Оборское лесничество» и МБОУ СОШ села Бичевая на территории гослесфонда, выделенной и закреплённой за ним, в установленном порядке, в соответствии с проектом организации и развития лесного хозяйства на территории школьного лесничества, планом работы школьного лесничества, а также другими нормативными и регламентирующими документами, необходимыми для обеспечения деятельности школьного лесничества.
- Территория школьного лесничества делится на лесохозяйственные участки и обходы по принципу, принятому в лесном хозяйстве и закрепляется в соответствии с настоящим положением за конкретными группами обучающихся на период их работы в школьном лесничестве.
- Школьное лесничество работает в соответствии с планом (программой), разработанным Советом школьного лесничества с помощью и под руководством специалистов лесничества и педагога дополнительного образования школы. План (программа) обсуждается на общем собрании школьного лесничества и утверждается совместно руководителем школы и лесничества.
- Содержание работы школьного лесничества определяется задачами экологического воспитания, образования и просвещения населения, направленностью лесохозяйственной деятельности базового лесничества, заданиями по проведению исследовательской работы по тематике, предложенной лесничеством и принятой для разработки в школьном лесничестве.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ ШКОЛЬНОГО ЛЕСНИЧЕСТВА «ЮНЫЕ ЗАЩИТНИКИ ПРИРОДЫ» НА 2017-2018 ГОД
№ блока | №№ занятий | Наименование раздела | Количество часов | |||||
всего | в том числе | |||||||
Теория | Практика | Экскурсия | Контроль | резерв | ||||
1 | 1-9 | Значение леса в жизни человеческого общества | 18 | 6 | 4 | 2 | 2 | 4 |
2 | 10 - 26 | Основные древесные породы лесов России и Хабаровского края | 34 | 8 | 14 | 8 | 2 | 2 |
3 | 27 - 37 | Лес и среда | 22 | 8 | 8 | 2 | 2 | 2 |
4 | 38 - 72 | Искусственное лесовосстановление | 70 | 12 | 44 | 8 | 2 | 4 |
Итого | 144 | 34 | 64 | 28 | 8 | 10 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Значение леса в жизни человеческого общества. 18 ч.
Теория: Лесной кодекс Российской Федерации. Деление лесов на три группы по их народнохозяйственному значению и категориям защитности. Обоснование важности профессии лесовода. Понятие о лесе. Лес как элемент географического ландшафта. Значение леса в жизни человеческого общества. Древесина – источник ценной и разнообразной продукции. Свойства леса: водоохранные, почвозащитные, санитарные, рекреационные и т.д. Лесной фонд России. Леса Хабаровского края и их социально-эколого-экономическое значение.
Практика: Знакомство со структурой лесонасаждений с использованием плана лесонасаждений лесничества и таксационного описания, географических атласов ареалов растений.
Экскурсии: экскурсии по территории обходов школьного лесничества. Кварталы Оборского лесничестваа.
Контроль: Экологические игры: «Дорисуй дерево», «Кто больше запомнит?» и т.д.
Резервные часы: Праздник «День леса»
Демонстрация: таблицы, фотографии.
Оборудование и материалы: План лесонасаждений лесничеств, таксационное описание, Атлас ареалов растений.
Тема 2. Основные древесные породы лесов России и Хабаровского края. 34 ч.
Теория: Краткая ботаническая, лесоводственная и экономическая характеристика местных древесных и кустарниковых пород. Хвойные породы: сосна корейская кедровая, ель, пихта, лиственница, сосна, тис и др. Лиственные породы: берёза, тополь, ясень, бархат, клён и др. Кустарники: подлесочные породы, имеющие лесоводственное значение.
Практика: Определение древесных пород по листьям, хвое, шишкам, семенам и по коре с помощью определителей и коллекций. Фенологические наблюдения.
Экскурсии: экскурсии по территории обходов Оборского лесничества.
Контроль: Выполнение исследования: «Изучение видового состава деревьев и кустарников в окрестностях школы».
Резервные часы: Выполнение исследования: «Изучение видового состава деревьев и кустарников в окрестностях школы».
Демонстрация: таблицы, фотографии, гербарные образцы.
Оборудование и материалы: линейка, лупа, лезвие, пинцет, побеги различных пород, плоды, семена.
Тема 4: Лес и среда. 22 ч.
Теория: Основные компоненты лесных экосистем: полог древесных пород, кустарники, лианы, напочвенный травяно-кустарничковый покров, лесные подстилки, почвогрунты, мир животных, птиц и микроорганизмов. Влияние широты, климата и рельефа на распространение, видовой состав и рост лесов.
Значение влаги для жизни леса. Влияние леса на уровень грунтовых вод. Распределение осадков в лесу и на открытых территориях. Почва (механический состав) и корневая система деревьев. Микориза и бактерии в лесу, их значение. Биологический круговорот азота и зольных элементов в лесу. Влияние света на рост и развитие леса, форму крон деревьев, на плодоношение, прирост, на развитие подроста.
Влияние ветра на форму ствола, корневую систему, плодоношение и распространение семян древесных пород. Значение для жизни леса чистоты атмосферного воздуха и почвы.
Влияние леса на состав воздуха. Фитонциды и их значение. Тепловой режим и его значение для развития лесной растительности. Понятие о типе леса, как индикатора фитоценоза. Тип леса, как основа классификации насаждений, их практическое значение. Связь типов леса с условиями произрастания. Характеристика основных типов леса. Схема типов леса. Особенности роста деревьев различных пород. Основные возрастные периоды в развитии леса. Классификация деревьев в лесу по их росту. Образование простых, сложных, чистых, смешанных, одновозрастных и разновозрастных насаждений и их хозяйственная оценка. Смена насаждений в результате их развития, биоэкологических особенностей пород, изменения условий среды и воздействия человека и пожаров. Смена хвойных пород лиственными и обратный процесс.
Практика: Изучение структуры лесонасаждения, влияние леса на климат и почву. Определение объема срубленного дерева, поленницы дров. Определение объема растущего дерева. Описание почвенного разреза и определение типа лесной почвы.
Экскурсии: Экскурсия в лес для определения типов леса по растительному покрову.
Контроль: Выполнение исследования: «Изучение антропогенного влияния на растительное сообщество».
Резервные часы: Изучение антропогенного влияния на растительное сообщество.
Демонстрация: таблицы, фотографии, гербарные образцы.
Оборудование и материалы: рулетка, термометр, топор, высотомер, мерная вилка, буссоль, справочник таксатора, линейка, циркуль, лупа, цветные карандаши, почвенный монолит.
Тема 6: Искусственное лесовосстановление 70 ч.
Теория: Понятие о лесных культурах. Искусственное лесовосстановление, как метод повышения ресурсного и экологического потенциала лесов (лесных земель). Подбор древесно-кустарниковых пород для лесных культур. Подготовка лесных площадей под лесные культуры. Схемы лесных культур.. Нормы и способы высева семян. Посадочный материал. Уход за культурами. Техника, применяемая при подготовке почвы и производстве лесных культур. Сбор и обработка плодов и семян. Способы хранения семян. Питомники постоянные и временные, выбор места для них.
Обработка почвы в питомниках для посева и посадки. Сроки посева. Стратификация семян. Способы и нормы высева. Глубина заделки. Уход за сеянцами. Уход за культурами.
Заготовка посадочного материала /саженцев, черенков/. Способы его хранения. Техника, применяемая в питомниках.
Практика: Обследование и оценка естественного возобновления на вырубках. Определение абсолютного веса, чистоты, всхожести, хозяйственной ценности семян. Расчёт потребности в семенах, саженцах и черенках, при различных схемах посева и посадки.
Экскурсии: Экскурсия в лес для демонстрации лесных культур и лесокультурных площадей.
Контроль: Викторина «Что мы знаем о лесе?»
Резервные часы: Выполнение практических работ по уходу за лесными культурами и посевами.
Оборудование и материалы: рулетка, учетные карточки. Шкала для оценки естественного возобновления на вырубках. Пинцет, чертежные принадлежности, калькулятор.
V. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Программа создана с учётом требований к дополнительным образовательным программам и даёт широкие возможности для создания инновационной образовательной среды. Образовательная среда данного курса складывается из информации, представленной на бумажных и электронных носителях.
УМК по экологии
Специальная литература по лесоведению
VI. КТП программы школьного лесничества «Юные защитники природы» на 2017-2018 год
Месяц | № п/п | Виды работ | Количество часов | ||
план | факт | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Сентябрь 16 | 1 | Проведение общего собрания членов школьного лесничества (ШЛ) | 1 | ||
2 | Подготовка нормативной и регламентирующей документации для обеспечения деятельности ШЛ | 1 | |||
3 | Проведение лесохозяйственных работ в соответствии с проектом и производственным планом. | 2 | |||
4 | Проведение исследовательской (опытнической) работы в соответствии с планом | 2 | |||
5 | Патрулирование на территории школьного лесничества с целью предотвращения лесных пожаров и лесонарушений. | 1 | |||
6 | Оформление материалов для уголка природы Вечер отдыха учащихся «Осенний бал». | 2 | |||
7 | Сбор материалов для альбома «Ветераны лесной отрасли». | 2 | |||
8 | Выставка-конкурс букетов цветов, композиций из лесных материалов и т. д. | 1 | |||
9 | Подготовка и участие в проведении профессионального праздника работников леса. | 1 | |||
10 | Подготовка и участие в краевом слете членов школьных лесничеств | 3 | |||
Октябрь 16 | 1 | Проведение лесохозяйственных работ в соответствии с проектом и производственным планом. | 2 | ||
2 | Обработка и оформление материалов по проведенной опытнической (исследовательской) работе (в соответствии с планом) | 4 | |||
3 | Вечер для малышей «Войди в лес другом» | 2 | |||
4 | Таксация лесоматериалов | 3 | |||
5 | Представление работ для участия в краевом литературном конкурсе «Лес в творчестве юных» | 2 | |||
6 | Подготовка и участие в районном (краевом) заочном смотре-конкурсе школьных лесничеств | 3 | |||
Ноябрь 16
| 1 | Проведение лесохозяйственных работ в соответствии с проектом и производственным планом. | 4 | ||
2 | Урок народного промысла (резьба по дереву и др). | 2 | |||
3 | Выпуск лесохозяйственного вестника и распространение его на территории села. | 4 | |||
4 | Экскурсия в Хабспецхоз | 6 | |||
Декабрь 16
| 1 | Проведение лесохозяйственных работ на закрепленной за школьным лесничеством территории в соответствии с проектом и производственным планом. | 4 | ||
2 | Подведение итогов работы школьного лесничества за год. | 1 | |||
3 | Организация и проведение выставки «Мы — школьное лесничество». | 3 | |||
4 | Участие в организации и проведении новогоднего бала. | 4 | |||
5 | Проведение контроля рубки елок с лесниками | 4 | |||
Январь 14 | 1 | Проведение общего собрания членов школьного лесничества (ШЛ) | 1 | ||
2 | Подготовка нормативной и регламентирующей документации для обеспечения деятельности ШЛ | 1 | |||
3 | Подкормка и изучение птиц на экотропе | 2 | |||
4 | Разработка, утверждение и изучение проекта организации и развития лесного хозяйства и производственного плана проведения лесохозяйственных мероприятий на территории лесного фонда, закрепленного за ШЛ | 2 | |||
5 | Подкормка животных и изучение следов на экотропе | 4 | |||
6 | Выбор темы исследовательской (опытнической) работы, подготовка методики и разработка плана ее проведения | 4 | |||
Февраль 16 | 1 | Проведение лесохозяйственных работ на закрепленной территории лесного фонда в соответствии с утвержденным проектом и производственным планом | 4 | ||
2 | Написание исследовательской работы | 4 | |||
3 | Проведение занятий в творческом объединении «Юные защитники природы» | 2 | |||
4 | Познавательная игра для членов ШЛ «Что? Где? Когда?» | 2 | |||
5 | Проведение работ по созданию экологической тропы на территории ШЛ | 2 | |||
6 | Выпуск совместно со специалистами лесхоза лесохозяйственного вестника и распространение его на территории лесхоза | 2 | |||
Март 16 | 1 | Проведение лесохозяйственных работ на закрепленной за ШЛ территории лесфонда в соответствии с принятым проектом и производственным планом | 3 | ||
2 | Организация и проведение в населенном пункте мероприятий областной акции «Дни защиты от экологической опасности» | 3 | |||
3 | Весенние работы лесничего | 2 | |||
4 | Реализация мероприятий по плану проведения исследовательской (опытнической) работы | 2 | |||
5 | Подготовка материалов для публикации в средствах массовой информации | 1 | |||
6 | Конкурс «Мы любим тебя, лес!» | 2 | |||
7 | Изготовление наглядной агитации для экологической тропы | 1 | |||
8 | «Урок народного промысла» (лозоплетение, корзиноплетение, резьба по дереву и др.) | 2 | |||
Апрель 18
| 1 | Проведение лесохозяйственных работ в соответствии с принятым проектом и производственным планом | 3 | ||
2 | Проведение опытнической, исследовательской работы | 3 | |||
3 | Проведение конкурса средств наглядной агитации «Защитим лес» | 2 | |||
4 | Организация и проведение операции «Память», посвященной годовщине Победы в ВОВ. Закладка памятных посадок, проведение озеленения населенного пункта и др. | 2 | |||
5 | Выпуск стенной газеты ШЛ | 2 | |||
6 | Патрулирование на территории школьного лесничества с целью предотвращения лесных пожаров и лесонарушений. | 2 | |||
7 | Вечер викторин и конкурсов «Мы в природе» | 2 | |||
8 | Экологический десант | 2 | |||
Май 14 | 1 | Проведение лесохозяйственных работ на закрепленной за ШЛ территории лесофонда в соответствии с принятым проектом и производственным планом | 2 | ||
2 | Реализация запланированных мероприятий по плану проведения исследовательской (опытнической) работы | 1 | |||
3 | Патрулирование на территории школьного лесничества с целью предотвращения лесных пожаров и лесонарушений | 1 | |||
4 | Оформление экологической тропы | 2 | |||
5 | Выпуск стенной газеты (фотогазеты) «Мы – лесники» | 2 | |||
6 | Оказание помощи лесхозу в проведении лесопосадочных работ | 3 | |||
7 | Выступление агитбригады школьного лесничества перед жителями населенного пункта | 2 | |||
8 | Патрулирование на территории школьного лесничества с целью предотвращения лесных пожаров и лесонарушений | 1 | |||
ИТОГО | 144 часа |
VII. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ
Мероприятия, предусмотренные Программой, должны способствовать обеспечению начальной профессиональной ориентации и воспитания членов школьных лесничеств, выполнению ими научно-исследовательских и опытнических работ, развитию творческого процесса природоохранной и лесохозяйственной направленности. Создание условий для экологического образования обучающихся и воспитания у них активной гражданской позиции, любви и бережного отношения к природе, развитие интереса к проблемам охраны окружающей среды и их решения
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит обеспечить:
- приобретение учащимися знаний и навыков по сохранению, воспроизводству, использованию лесов;
- стабильные и высокие результаты по итогам начального лесного образования членов школьного лесничества;
- организацию деятельности школьного лесничества на новом уровне в рамках непрерывного лесного образования, профессиональная ориентация школьников и приобретение ими рабочих профессий лесного профиля.
VIII. ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Показателями результативности освоения программы служат:
Участие в региональных и Всероссийских конкурсах и конференциях:
Формы подведения итогов реализации программы:
• выставки поделок из природных материалов;
• фотовыставки;
• учебно-исследовательские конференции;
• демонстрация презентаций, экологических представлений.
В результате изучения курса по выбору у учащихся будут сформированы:
Понятие о лесе. Значение леса в жизни человеческого общества
Знания об основных древесны породах лесов
Учение о лесе как о сложной лесной экосистеме. Типы леса
Рост и развитие леса
Искусственное лесовосстановление
Лесосеменное дело.
Методики фенологических наблюдений
o Учащиеся научатся:
различать древостой, подрост, подлесок и др.;
характеризовать основные уровни организации живых систем;
определять типы леса по растительному покрову.
определять древесных пород по листьям, хвое, шишкам, семенам и по коре с помощью определителей и коллекций.
проводить фенологических наблюдений.
определять вес, чистоту, всхожесть, хозяйственную ценность семян.
рассчитывать потребность в семенах, саженцах и черенках при различных схемах посева и посадки.
обрабатывать полученные результаты исследования;
проводить социологические опросы по экологической тематике;
работать с экологической и научной литературой;
составлять проекты эколого-туристических экскурсий и походов.
IX. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
1. Материальная база
• Учебное помещение
• Библиотека учебно-методической и научной литературы;
• Оборудование для исследований (вышеуказанное)
2. Кадровое обеспечение:
Педагог дополнительного образования или учитель, реализующий данную программу, консультанты – специалисты лесного хозяйства.
3. Учащиеся в возрасте 12-17 лет, заинтересованные в изучении лесного хозяйства и природы родного края.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Анашкина Е.Н.. Лесными тропами. Наблюдаем за млекопитающими. Ярославль, Академия развития. 2006 г.
- Боголюбов А.С. Оценка жизненного состояния хвойного подроста «Экосистема», 2002г.
- Выводцев, Н. В. Создание искусственных насаждений сосны кедровой корейской при разных вариантах защиты корневой системы. Актуальные проблемы лесного комплекса
- Выводцев Н. В. , Р. Кобояси : под общ. ред. Е. А. Памфилова // сборник научных трудов по итогам международной научно- технической конференции. Выпуск 30. – Брянск : БГИТА, 2011. – С. 58–60.
- Зверев А.Т.. Экологические игры. М. 2001г Захарова В.М. «Мониторинг здоровья среды на охраняемых природных территориях», М., 2001г.
- Красная книга Хабаровского края г. Хабаровск.,2000г.
- Лесной кодекс Российской Федерации.
- В.П. Ливенцев В.Г. Атрохин .Основы лесоводства М., Просвещение, 1986.г.
- В.П. Ливенцев В.Г. Атрохин . Практикум по лесоводству. М., Просвещение, 1986.г.
- Павлов А.А. Посади дерево! Методическое пособие по работе с растениями. М: ЭКА, 2012.
- Правила лесовосстановления (утв. приказом МПР РФ от 16 июля 2007 г. N 183)
12. Программа развития движения школьных лесничеств Утверждена приказом Рослесхоза от 16.04.2012 г. № 145
13. Сборник исследовательских работ победителей и призёров краевого этапа Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды
(в тезисном изложении), Хабаровск 2015
14. Сборник нормативных актов по пожарной безопасности в лесах Российской Федерации. М., 1995.83 с.
15. Телицын Г.Е. Лесные пожары, их предупреждение и тушение
16. Усенко Н.В.. Деревья, кустарники и лианы Дальнего Востока г.Хабаровск. 2009г.
17. Шестернинов Е. Е. «Научно-исследовательская работа школьников». Методические рекомендации. Шестернинов Евгений Евгеньевич – исполнительный директор Благотворительного фонда наследия Менделеева, кандидат педагогических наук Москва, РХТУ им. Д.И.Менделеева 2012
Список электронных источников:
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование программы школьного лесничества «Юные защитники природы» района имени Лазо на 2018 год
Месяц | № п/п | Виды работ | Количество часов | ||
план | факт | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Сентябрь 16 | 1 | Проведение общего собрания членов школьного лесничества (ШЛ) | 1 | ||
2 | Подготовка нормативной и регламентирующей документации для обеспечения деятельности ШЛ | 1 | |||
3 | Проведение лесохозяйственных работ в соответствии с проектом и производственным планом. | 2 | |||
4 | Проведение исследовательской (опытнической) работы в соответствии с планом | 2 | |||
5 | Патрулирование на территории школьного лесничества с целью предотвращения лесных пожаров и лесонарушений. | 1 | |||
6 | Оформление материалов для уголка природы Вечер отдыха учащихся «Осенний бал». | 2 | |||
7 | Сбор материалов для альбома «Ветераны лесной отрасли». | 2 | |||
8 | Выставка-конкурс букетов цветов, композиций из лесных материалов и т. д. | 1 | |||
9 | Подготовка и участие в проведении профессионального праздника работников леса. | 1 | |||
10 | Подготовка и участие в краевом слете членов школьных лесничеств | 3 | |||
Октябрь 16 | 1 | Проведение лесохозяйственных работ в соответствии с проектом и производственным планом. | 2 | ||
2 | Обработка и оформление материалов по проведенной опытнической (исследовательской) работе (в соответствии с планом) | 4 | |||
3 | Вечер для малышей «Войди в лес другом» | 2 | |||
4 | Таксация лесоматериалов | 3 | |||
5 | Представление работ для участия в краевом литературном конкурсе «Лес в творчестве юных» | 2 | |||
6 | Подготовка и участие в районном (краевом) заочном смотре-конкурсе школьных лесничеств | 3 | |||
Ноябрь 16
| 1 | Проведение лесохозяйственных работ в соответствии с проектом и производственным планом. | 4 | ||
2 | Урок народного промысла (резьба по дереву и др). | 2 | |||
3 | Выпуск совместно со специалистами лесхоза лесохозяйственного вестника и распространение его на территории села. | 4 | |||
4 | Экскурсия в Хабспецхоз | 6 | |||
Декабрь 16
| 1 | Проведение лесохозяйственных работ на закрепленной за школьным лесничеством территории в соответствии с проектом и производственным планом. | 4 | ||
2 | Подведение итогов работы школьного лесничества за год. | 1 | |||
3 | Организация и проведение выставки «Мы — школьное лесничество». | 3 | |||
4 | Участие в организации и проведении новогоднего бала. | 4 | |||
5 | Проведение контроля рубки елок с лесниками | 4 | |||
Январь 14 | 1 | Проведение общего собрания членов школьного лесничества (ШЛ) | 1 | ||
2 | Подготовка нормативной и регламентирующей документации для обеспечения деятельности ШЛ | 1 | |||
3 | Подкормка и изучение птиц на экотропе | 2 | |||
4 | Разработка, утверждение и изучение проекта организации и развития лесного хозяйства и производственного плана проведения лесохозяйственных мероприятий на территории лесного фонда, закрепленного за ШЛ | 2 | |||
5 | Подкормка животных и изучение следов на экотропе | 4 | |||
6 | Выбор темы исследовательской (опытнической) работы, подготовка методики и разработка плана ее проведения | 4 | |||
Февраль 16 | 1 | Проведение лесохозяйственных работ на закрепленной территории лесного фонда в соответствии с утвержденным проектом и производственным планом | 4 | ||
2 | Написание исследовательской работы | 4 | |||
3 | Проведение занятий в творческом объединении «Юные защитники природы» | 2 | |||
4 | Познавательная игра для членов ШЛ «Что? Где? Когда?» | 2 | |||
5 | Проведение работ по созданию экологической тропы на территории ШЛ | 2 | |||
6 | Выпуск совместно со специалистами лесхоза лесохозяйственного вестника и распространение его на территории лесхоза | 2 | |||
Март 16 | 1 | Проведение лесохозяйственных работ на закрепленной за ШЛ территории лесфонда в соответствии с принятым проектом и производственным планом | 3 | ||
2 | Организация и проведение в населенном пункте мероприятий областной акции «Дни защиты от экологической опасности» | 3 | |||
3 | Весенние работы лесничего | 2 | |||
4 | Реализация мероприятий по плану проведения исследовательской (опытнической) работы | 2 | |||
5 | Подготовка материалов для публикации в средствах массовой информации | 1 | |||
6 | Конкурс «Мы любим тебя, лес!» | 2 | |||
7 | Изготовление наглядной агитации для экологической тропы | 1 | |||
8 | «Урок народного промысла» (лозоплетение, корзиноплетение, резьба по дереву и др.) | 2 | |||
Апрель 18
| 1 | Проведение лесохозяйственных работ в соответствии с принятым проектом и производственным планом | 3 | ||
2 | Проведение опытнической, исследовательской работы | 3 | |||
3 | Проведение конкурса средств наглядной агитации «Защитим лес» | 2 | |||
4 | Организация и проведение операции «Память», посвященной годовщине Победы в ВОВ. Закладка памятных посадок, проведение озеленения населенного пункта и др. | 2 | |||
5 | Выпуск стенной газеты ШЛ | 2 | |||
6 | Патрулирование на территории школьного лесничества с целью предотвращения лесных пожаров и лесонарушений. | 2 | |||
7 | Вечер викторин и конкурсов «Мы в природе» | 2 | |||
8 | Экологический десант | 2 | |||
Май 14 | 1 | Проведение лесохозяйственных работ на закрепленной за ШЛ территории лесофонда в соответствии с принятым проектом и производственным планом | 2 | ||
2 | Реализация запланированных мероприятий по плану проведения исследовательской (опытнической) работы | 1 | |||
3 | Патрулирование на территории школьного лесничества с целью предотвращения лесных пожаров и лесонарушений | 1 | |||
4 | Оформление экологической тропы | 2 | |||
5 | Выпуск стенной газеты (фотогазеты) «Мы – лесники» | 2 | |||
6 | Оказание помощи лесхозу в проведении лесопосадочных работ | 3 | |||
7 | Выступление агитбригады школьного лесничества перед жителями населенного пункта | 2 | |||
8 | Патрулирование на территории школьного лесничества с целью предотвращения лесных пожаров и лесонарушений | 1 | |||
ИТОГО | 144 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа школьного отряда Юных Защитников Правопорядка "Прометей"
В Репинской средней школе за последние годы сложилась целая система правового воспитания учащихся как с группой (классом) учащихся, так и индивидуально с каждым подростком асоциального поведе...
Экологическая игра-викторина "Защитники природы"
Сценарий мероприятия на экологическую тематику для детей 10-12 лет....
Занятие по теме: "Заповеди юных защитников природы"
Занятие для младших школьников....
Проект "Островок Памяти, Мужества и Славы Эколят - молодых защитников природы"
Целью проекта является патриотическое воспитание дошкольников посредством формирования культуры природолюбия как важной составной части общего процесса разносторонней деятельности в области духовно-нр...
Региональный конкурс "Ёлка эколят-молодых защитников природы"
Сертификат участника...
Эколята-молодые защитники природы
Характеристика героев-эколят...
«Природа не прощает ошибок». Классный час, приуроченный к Всероссийскому уроку «Эколята – молодые защитники природы».
Классный час посвящен законам экологии, приуроченный к Всероссийскому уроку «Эколята – молодые защитники природы»....