Методические разработки уроков
методическая разработка по биологии на тему

Турбина Наталья Ивановна

1. Витамины - 8 класс

2. Строение эукариотической клетки- 10 класс

3. Фотосинтез - 10 класс

4. Типы химических реакций на примере свойств воды. - 8 класс

5. Жиры - 10 класс

6. Сложные эфиры - 10 класс

7. Фосфор - 9 класс

8. Что изучает биология - 6 класс 

9. Отряд приматы - 7 класс

10. Что изучает экология - 11 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока на тему: “Головной мозг. Строение и функции мозга”. 8 класс

“Мозг – самое совершенное и сложное создание земной природы”.

И. П. Павлов

Цели урока:

  • образовательная: изучить функции и строение отделов головного мозга, регуляцию сложных рефлексов и всей деятельности человека, выявить специфичность строения этих отделов
  • воспитательная: поощрение любознательности; пропаганда здорового образа жизни, любви к музыке, искусстве и литературе; профилактика травматизма; сплочение коллектива класса
  • развивающая: продолжить развитие коммуникативных качеств учащихся на примерах выступлений, обобщений, презентаций, а также практических навыков по самодиагностике на приеме опытов; совершенствование знаний, умений, навыков.

Тип урока: комбинированный, с использованием методики критического мышления.

Оборудование: таблицы, схемы, термины на магнитах, рабочие тетради , модели головного мозга (разборные), модели черепа человека и обезьян, влажные препараты мозга, книга А. Беляева “Голова профессора Доуэля”, статья из газеты “Аргументы и факты”. На каждом столике перед учениками: по одной “витаминке” (драже) и по две половинке чищенного грецкого ореха, складные листки “настроения”.

В ходе урока принимают участие: группа экспертов – физиологов:

  1. “интересные факты”.
  2. “лево и правополушарные люди”.
  3. “гениальный Людвиг Бетховен”. Учащиеся имеют на груди таблички-бейджики.

Ход урока

I. Организационный момент (1 минута)

  1. Приветствие класса.
  2. Отчет дежурных об отсутствующих.
  3. Готовность к уроку, настроение.

II. Актуализация опорных знаний, проверка готовности к уроку и домашнего задания.

Таблица №1

Деятельность учителя

Способ и метод работы

Деятельность учащихся

– Какую систему органов мы сейчас изучаем? – Почему она является самой сложной в изучении? – Из каких двух отделов состоит нервная система? – Что такое “автономная нервная система”? – Зависит ли наша учеба и настроение от нервной системы? От работы головного мозга?

Фронтальная беседа, проверка Д/З

Ответы на вопросы (с места)

– Перед началом урока мне хотелось бы, чтобы вы отразили своё сегодняшнее “минутное” настроение в листовке с первым шаблоном – кружком в виде рожицы. Изображение подскажет, как вы сейчас себя чувствуете.

Знакомит учитель с листком на парте у каждого ученика. (беседа, объяснение алгоритма действий) Знакомит с местом для синквейна и обратной стороной в табличке: “что я знаю”, “что узнал”, “что хочу ещё узнать”

Отложите листок в сторону, он нам еще пригодится. Сейчас мы проверим вашу письменную работу, выполненную дома. Открываем рабочие тетради №167 на странице 70.

Фронтальный опрос, беседа. Репродуктивный метод.

Ответы с места

– Участвует ли в рефлекторных дугах спинной мозг? А головной мозг?

Частично-поисковый метод

– в коленном рефлексе участвует спинной мозг, а не головной.

Изучение нового материала

– Как думаете, что мы будем изучать на уроке? – Каковы цели нашего урока? Зачем нам эти знания?

Обращение к ученикам, актуализация работы

– Головной мозг (формулировка целей, ответы с места )

– Перед нами на парте листок нашего настроения, но там ещё есть табличка с информацией: “что я знаю по теме”, “что хочу знать”, “что узнал(а)” заполняем I и II графы этой таблицы

Обращение к листку на карте

Инструктаж заполнения I и II графы

Заполняют, кроме III части “что узнал(а)”

(После заполнения – отложить в сторону, далее – рассказ с элементами лекции)

У советского писателя – фантаста Александра Беляева есть интересное произведение, написанное в прошлом веке, но по мыслям опередившее время. Это произведение может кто – то из вас читал. Называется оно: “Голова профессора Доуэля”. Суть его сводиться к тому, что величайший профессор – нейрохирург Доуэль после своей смерти (физической ) остался жить, правда, частично: была сделана операция по отделению головы от туловища, а при помощи трубочек с питательным раствором и кислородом поддерживать не только физиологическое состояние головы, но и наблюдались обычные процессы: бодрствование, сна, эмоции. Возможно ли это сейчас? Почему работающий мозг человека – тайна “за семью печатями?”

– Наверное, из-за того, что мозг – самое малоизученное место.

Конечно, можно знать обо всех его извилинах, бороздах, знать рефлексы, но … как именно работает память, мышление, где зарождаются эмоции, почему возникают особенности психики – всё это еще мало изучено. Кто знает, может среди вас, сейчас сидящих в классе, будут в дальнейшем медики, физиологи, хирурги!

Из реальной, не фантастической жизни известны случаи, когда человек, у которого парализован спинной мозг и не двигаются конечности, продолжают жить и заниматься умственным трудом.

Продолжение таблицы №1

– Как вы думаете, почему в такой ситуации сохраняется сознание, мышление, работоспособность?

Частично-поисковый, эвристический метод

– Так как остаётся работать головной мозг

Часто, приходя в кабинет биологии, ученики  обращаются к черепу человека со словами из произведения У. Шекспира: “Мой бедный Йорик!”. Почему – то именно череп так загадочно манит многих к себе. Передо мной на столе череп человека, шимпанзе и австралопитека. Как говорится: “почувствуйте разницу!”

(Демонстрация объектов)

На сегодняшнем уроке мы только прикоснемся к одной из величайших загадок нашего организма – к мозгу человека. Итак, слово специалисту – физиологу, нашему эксперту в области “интересные факты” (выступление ученика в приложении №1 к уроку)

Исходя из того, что в процессе эмбрионального развития головной мозг у всех позвоночных делится на 3 большие части, необходимо знать такую схему деления:

Продолжение таблицы №1

Обратимся к учебнику: на странице 228 в учебнике имеется схема расположений частей головного мозга, где все термины четко обозначены.

Работа с текстом и схемой в учебнике

Учащиеся рассматривают схемы, делают выводы.

– Какой отдел головного мозга наибольший у человека? Почему?

– Большие полушария, это – часть переднего мозга.

Человек в своей жизни иногда получается травмы головы, еще реже – мозговые травмы в результате толчка, падения, удара, ушиба и т.д. У подростков модно экстремальные виды спорта, такие как скейтборд, ролики, вело– и мотоспорт, где травматизма не избежать. Важно беречь при падении голову от ударов и травм, здесь нужны шлем или шапка, средства защиты на руки и ноги. Важно, чтобы кто– то старший в группе мог оказать помощь. Еще один акцент надо поставить на том, чтобы не купались люди в малоизученных местах, не ныряли с мостов и вышек. Увы, статистика свидетельствует, что только один удар головой о твердый предмет на дне способен прекратить работу продолговатого мозга, где концентрируется два главных действия: сокращение сердца и работа дыхательной системы. Вдумайтесь в эту фразу: “маленький участок мозга в основании черепа и две главные функции жизнеобеспечения!”.

Продолжение таблицы №1

Итак, давайте работать и изучать головной мозг по – порядку. Первый – продолговатый мозг. Он является продолжением спинного мозга, длина его всего 3 см, но там имеются жизненно важные центры: дыхания, работы сердца, пищеварения, глотания. Проведем практическую простую работу: у вас в тарелочках разложены витаминки – драже. Положите ее в рот и закройте глаза. Чувствуете, что во рту выделилась слюна? А теперь ее стало много, и витаминка легко проскользнула по пищеводу внутрь. Это – пример работы продолговатого мозга, с его рефлексом глотания и выделением на пищу слюны.

Учитель показывает и объясняет опыт

Элементы практической работы, опыта и самонаблюдения.

Учащиеся слушают, участвуют с удовольствием и пользой в проведение опыта с “витаминкой”

Второй по нашему плану изучения головного мозга – мозжечок. Он располагается позади продолговатого мозга и моста, имеет два полушария и множество складок. Его главная функция – координация движений и ориентировка туловища в пространстве. Давайте проведем еще один эксперимент: закройте глаза, отведите руки вперед и указательным пальцем медленно коснитесь кончика своего носа. Попали? Молодцы! В этом простом опыте задействовано было более 30 мышц, а координировал, т.е. “руководил” работой мозжечок. Все действия были быстрые, точные. Но, к великому сожалению, алкоголь и наркотические вещества нарушают координацию движений, походку, мышление, это опаснее во много раз, когда за рулем пьяный водитель.

Последовательный и частично-поисковый метод, эвристический.

– Почему нельзя управлять транспортным средством даже после стакана пива?

– Нарушается ощущение реальности, можно совершить ДТП.

Рефлексы другого отдела головного мозга, среднего, мы ощущаем также постоянно. Это рефлексы ориентировочные. Представьте на мгновение, что в дверь кто-то постучал и ее открыли. У всех, я уверена в этом, голова повернется на этот раздражитель. И не важно, что здесь изучают очень трудную тему всей биологии 8-го класса. Этот рефлекс важен для каждого: “а вдруг там опасность? Нужно обороняться?”

– Почему этот ориентировочный рефлекс называют оборонительными?

– Потому, что часто приходилось человеку обороняться от неизвестных предметов.

– Каким образом изучают работу головного мозга?

– Верно, при помощи приборов, которые называют энцефералографом.

– Специальные приборы-датчики на голове человека

Теперь мы переходим к изучению главной части головного мозга, простите за тавтологию, переднего мозга. Передний мозг состоит из двух частей: промежуточного (таламус и гипоталамус) и коры больших полушарий. В промежуточном мозге располагаются зрительные бугры, центры голода и насыщения, жажды. А большие полушария отвечают за высшую деятельность человека: помять, мышление, забывание, речь, коммуникативность. У взрослого человека масса больших полушарий примерно 80% всего мозга, это – “приобретение” человека в процессе эволюции.

– Перед вами на столах в чашках лежат чищенные грецкие орехи. Как вы думаете, почему именно они?

Эвристический метод

– Потому что они похожи на полушария большого мозга – Потому что они полезны и вкусны

– Да, действительно это так. Вы увидели сходства, а можно эти продукты еще, и съесть, кстати, весьма полезно для работы головного мозга, так как содержат много жиров, масел, витаминов и незаменимых аминокислот. Угощайтесь на здоровье!

(Кушают орехи)

– Вы хотите нас угостить орехами!

В работе мозга различают правое и левое полушарие. У основной массы людей они делятся на: аналитическую и художественную, хотя и бывают исключения. На нашем уроке присутствует эксперт – физиолог, специалист по работе полушарий, ( сообщение ученика приложение 2).

Демонстрация двух полушарий на моделях мозга.

(Выступление ученика; презентация по теме; опыты по выявлению ведущих полушарий: скрещивание пальцев двух рук, “поза Наполеона”, перекидывание ноги за ногу)

Кора больших полушарий состоит из серого вещества, а в глубине – белое вещество.

Эвристический, исследовательский метод

Ученики проводят опыты, делают выводы и диагностируют себя.

– Чем отличается белое вещество от серого? Что это такое?

Репродуктивный метод

Белое вещество это отростки нейронов с оболочкой, а серое – это ядра нейронов.

– В учебнике на странице 232 имеется рисунок, где обозначены 4 части больших полушарий, так называемые доли.

Работа с учебником, частично поисковый метод

– Перечислите их, указав функции каждой

– Лобная (двигательная функция, поведение, речь, письмо) – Теменная (кожно-мышечная деятельность) – Затылочная (зрение) – Височная (слуховая, обоняние, вкус)

–ученик  получил травму, удар в область виска на тренировке по борьбе. После этого он перестал слышать ухом, находившемся на травмированной части голове. Почему пропал слух? Ведь ухо само не было повреждено?

Отвечают на вопросы

Повреждена височная часть коры полушарий, “отвечающая” за слух

– На странице 232 найдите рисунок 96, под буквой “Б”. Доли больших полушарий раскрашены разным цветом и обозначены разными цифрами. Какие это доли?

Работа с учебником, наглядно иллюстративный.

Отвечают на вопросы, используя обозначения.

– Попробуйте объяснить факт, почему при операции мозга больные совершают непроизвольные движения руками и ногами, если хирург только случайно дотрагивается до зоны №1?

Эвристический метод

(это двигательная зона)

– Наш урок близится к завершению. Хотелось бы выслушать еще одного эксперта – физиолога в области музыки. А рассказ пойдет о величайшем, гениальном композиторе Людвиге Бетховена.

Выступление ученика, презентация о том, что композитор был болен, а затем оглох, но музыку писал, воспринимая колебания через предметы: трость, стул. Звучит “Лунная соната”

– Пока звучит музыка, заполняем листок и графу “что я узнал (а) на уроке”

Музыка продолжает звучать

Ученики заполняют листок и графу “что я узнал (а) на уроке”

Первичное закрепление материала

– Что мы узнали на сегодняшнем уроке? – Что стало для вас самым интересным? – Достигли мы первоначальных целей? – Какой же главный вывод с нашего сегодняшнего урока?

Учитель помогает, “корректирует” мысли учеников

Ответы учеников самые разные Ответы: мозг человека очень сложен, функции его отделов разнообразны. Кора больших полушарий – самая сложная часть головного мозга.

– Действительно, все условные и безусловные рефлексы лежат в основе сложного поведения и психики человека. Это улучшает приспособленности к меняющимся условиям окружающей среды.

Беседа

– Почему большие полушария головного мозга “самые молодые” с точки зрения эволюции? – Почему древние греки говорили: “хочешь быть сильным – бегай, хочешь быть умным – бегай”?

Ученики отвечают на вопросы

– Может ли мозг человека за жизнь устать? Почему? – Действительно, мозг человека за жизнь не устает, наоборот, мы ленимся, не нагружаем его по полной программе. Я желаю вам всем быть умными, талантливыми, хорошо учиться по всем предметам, не только по биологии.

– Нет, не может. Ведь даже старые люди остаются умными, мудрыми

Рефлексия

Спасибо всем за участие в уроке, у нас остался последний этап этого урока – заполнить в листочке на парте 5 строчек синквейна и нарисовать рожицу вашего настроения. (Если время остается, можно зачитать вслух 1-2 творческих синквейна.) Объявляет оценки за урок

Дети рисуют, пишут, сдают работы учителю

– Комментарий по домашнему заданию

Записывают Д/з с доски: §50, доделать в тетради стр. 30-33.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Строение эукариотической клетки МКОУ «Гороховская СОШ Верхнемамонского муниципального района Воронежской области» Учитель биологии, химии Турбина Н.И.

Слайд 2

Многообразие клеток

Слайд 3

Основные части клетки

Слайд 4

Особенности строения плазматической мембраны

Слайд 5

Механизм поступления веществ в клетку

Слайд 6

Строение животной и растительной клетки

Слайд 7

Строение митохондрии

Слайд 8

Пластиды

Слайд 9

Строение хлоропласта

Слайд 10

Черты сходства и различия животной и растительной клетки


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Задачи урока

Слайд 3

Историческая справка Витамины - это органические вещества, поступающие в организмы человека и животных с пищей или синтезируемые ими, необходимые для нормального обмена веществ. Витамины открыты Н. И. Луниным в 1880 году. Первым выделил витамин в кристаллическом виде польский ученый Казимир Функ в 1911 году. Год спустя он же придумал и название - от латинского " vita " - "жизнь". Сейчас известно около 80 видов витаминов. В организме они, как правило, не откладываются, а их избытки выводятся органами выделения. Наибольшее количество витаминов имеется в растительных продуктах, но некоторые содержатся только в животных продуктах. При недостатке витаминов в пище в организме развиваются заболевания - гипоавитаминозы .

Слайд 4

Чудесная азбука здоровья

Слайд 5

Жизненно необходимые

Слайд 6

Кладовая здоровья

Слайд 7

Водорастворимые витамины Продукты С В 1 В 2 В 6 В 12 мкг РР Фолиевая кислота Шиповник (сухой) 1200 0,15 0,84 - - 1,50 - Шиповник (свежий) 470 0,05 0,33 - - 0,60 - Капуста 50 0,06 0,08 0,14 - 0,40 10,0 Капуста цветная 70 0,10 0,10 0,16 - 0,60 23,0 Чёрная смородина 200 0,02 0,02 0,13 - 0,30 5,0 Апельсины 60 0,04 0,03 0,06 - 0,20 5,0 Земляника 60 0,03 0,05 0,06 - 0,30 10,0 Облепиха 200 0,10 0,05 0,11 - 0,60 9,0 Горох 0 0,81 0,15 0,27 - 2,20 16,0 Фасоль 0 0,50 0,18 0,90 - 2,10 90,0 Горошек зелёный 25 0,34 0,19 0,17 - 2,0 20,0 Лук зелёный 30 0,02 0,10 0,15 - 0,30 18,0 Свекла 10 0,02 0,04 0,07 - 0,20 13,0 Грибы белые св. 30 0,02 0,30 0,07 - 4,6 40,0 Грибы сушеные 150 0,27 3,23 - - 40,4 - Пшено - 0,02 0,04 0,52 - 1,15 40,0 Крупа гречневая - 0,53 0,20 0,40 - 4,19 32,0

Слайд 8

Продолжение Продукты С В 1 В 2 В 6 В 12 мкг РР Фолиевая кислота Яйца - 0,07 0,44 0,12 0,19 - - Хлеб белый - 0,21 0,2 0,30 - 2,81 32,0 Печень говяжья 33 0,30 2,19 0,70 60,0 0,8 240 Говядина следы 0,07 0,18 0,39 2,80 3,0 8,9 Курица - 0,07 0,15 - - 3,7 - Мясо кролика - 0,08 0,10 - - 4,0 - Томаты 25 0,06 0,04 0,1 0,5 0,7 - Творог 0,5 0,05 0,30 0,11 1,0 0,30 35 Сыр 10,5 0,05 0,5 - 2,0 0,2 10-45 Кета 2,2 0,33 0,20 0,50 4,0 2,8 15,1 Икра чёрная 7,0 0,30 0,36 0,29 - 1,52 24,0 Дрожжи - 0,60 0,68 0,58 - 11,4 550 Чай 10 0,07 1,0 - - 8,0 - Кофе - - 1,0 - - 24 - Молоко 1,15 0,047 0,198 - - 0,103 -

Слайд 9

Лесные целители

Слайд 10

Кулинария

Слайд 11

Что мешает усвоению витаминов алкоголь – разрушает витамины А, группы В, снижает содержание кальция, цинка, калия, магния; никотин — разрушает витамины А, С, Е, снижает содержание селена; кофеин – разрушает витамины В, РР, снижает содержание железа, калия, цинка; аспирин – уменьшает содержание витаминов группы В, С, А, а также кальция, калия; антибиотики – разрушают витамины группы В, снижают содержание железа, кальция, магния; снотворные средства – затрудняют усвоение витаминов А, D, Е, В 12 , сильно снижают уровень кальция.

Слайд 12

Тест «Что вы знаете о витаминах» 1. Откуда эскимосы получают необходимые витамины: из рыбы, из рыбьего жира, из мяса белых медведей, из мяса тюленей 2. В шпинате витамины лучше всего сохраняются, если его употреблять: в свежем виде, в замороженном, в консервированном 3. В какое время года содержание витаминов в молоке увеличивается в 2 раза? 4. Если вы станете соблюдать вегетарианский режим, то один из четырёх витаминов будет отсутствовать: витамин А, витамин Д, витамин В2, витамин В12. 5. Действие солнечных лучей позволяет организму выработать один витамин. Какой? Витамин Д, витамин А, витамин Е, витамин В6 . 6. Зимой необходимо чем-то компенсировать отсутствие солнечных лучей. Чем? Овощами, яичным желтком, лимонами, фруктами. 7. В каком из продуктов питания наибольшее разнообразие витаминов и притом в самом большом количестве? В хлебе, в молоке, в свежей капусте, в печени. 8 . Что нужно потреблять, чтобы покрыть ежедневную потребность организма в витамине С? 1,5 кг помидоров, 1,5 кг телятины, 1 кг апельсин

Слайд 13

Правильные ответы Все четыре В сыром виде. Причём мыть шпинат надо как можно быстрее. Заморозка также хорошо сохраняет витамины, но замораживать его необходимо быстро. И консервированный шпинат богат витаминами, если время между срывом и консервированием непродолжительно. Кроме того, его необходимо варить в закрытой кастрюле и недолго. Летом. Молоко – очень важный продукт питания, оно содержит кальций, витамины. Потребление одного литра молока в день способствует хорошему витаминному «равновесию» в организме. Витамин В 12 , который содержится в мясе. Витамин Д, который предохраняет от рахита. Яичным желтком. В печени. Ста граммов печени достаточно, чтобы покрыть ежедневную потребность взрослого человека в семи видах витаминов: А,С, витаминах группы В. Витамин Н, или биотин. Он хорошо воздействует на состояние кожи и волос. Любой из этих продуктов.

Слайд 14

Подсчет результатов Менее 10 очков. Ваши знания о витаминах недостаточны. Тем самым, используя их слишком непродуманно, вы рискуете ухудшить своё здоровье. Ваш режим питания неудовлетворителен. Роли витаминов в питании вы должны придавать большее значение, это крайне важно. От 10 до 19 очков. Вам ещё придётся приложить усилия, чтобы ваш режим питания был полноценным. Но в принципе вы на верном пути. 20 и более очков. Витамины и их важное значение – не тайна для вас. Вы рационально питаетесь, подбирая для своего рациона и чередуя лёгкую, витаминизированную и разнообразную пищу . вопрос 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Очки за правильный ответ 2 3 3 4 4 4 3 4 3

Слайд 15

Т ЕСТ «ЕСТЬ ЛИ У МЕНЯ АВИТАМИНОЗ?» 1. Весной вы обычно простужаетесь чаще, чем осенью и зимой? А – да Б- нет 2. Весенние простуды вы переносите тяжелее, чем осенние и зимние? А – да Б – нет 3. Вы тяжелее засыпаете и просыпаетесь весной, чем в другие времена года? А – да Б – нет 4. Свойственными ли вам весной раздражительность, утомляемость? А – да Б – нет 5. Кожа и волосы так же хорошо выглядят в марте, как летом, осенью? А – да Б – нет 6. Не возникают ли весной проблемы с пищеварением? А – да Б – нет 7. Часто ли весной вам приходится снижать физическую нагрузку? А – да Б – нет 8. Вы предпочитаете термически обработанную пищу свежим овощам? А – да Б – нет 9. Каждый день у вас на столе бывает зелень? А – да Б – нет 10. Вы много времени проводите на свежем воздухе? А – да Б – нет

Слайд 16

ПОДСЧЕТ РЕЗУЛЬТАТОВ За каждый ответ «А» - 1 балл , за каждый ответ «Б» - 0 баллов 0 баллов. Вы – идеальный человек! На вас следует равняться. 1 – 2 балла. Риск авитаминоза невысок. 3 – 5 балла. Небольшой витаминный голод налицо. 6 – 8 баллов. Авитаминоз – фон вашей жизни. 9 – 10 баллов. Кардинально измените свой образ жизни



Предварительный просмотр:

Открытый урок биологии  8 а класс.

Тема урока: «Витамины – чудесные вещества»   

Учитель биологии МКОУ «Гороховская СОШ Верхнемамонского муниципального района Воронежской области» 

Цель: расширить знания об организме человека.

Задачи урока:  

  •     Образовательные – дать общее представление о витаминах, познакомиться с основными группами витаминов;
  • Развивающие –  раскрыть важнейшую роль витаминов для здоровья человека; познакомить со способами сохранения витаминов в пищевых продуктах; показать приоритет отечественной науки в открытии витаминов; дать понятие об авитаминозах, гипервитаминозах и гиповитаминозах на примере важнейших представителей водо и жирорастворимых витаминов.
  • Воспитательные -  развивать творческое мышление и интеллектуальные способности учащихся.

Оборудование: Таблицы, препараты витаминов, мультимедийный проектор, экран.

Ход урока.

  1. Организация класса.
  2. Проверка домашнего задания

- Почему обмен веществ считают основным свойством живой природы?

-Из каких этапов состоит обмен веществ?

- Какие органические вещества входят в состав пищи?

Каждый день, приветствуя друг друга, мы желаем друг другу здоровья. Каждый человек хочет быть здоровым.  Здоровье-это то богатство, которое нельзя купить за деньги или получить в подарок. Люди сами укрепляют или разрушают то, что им дано природой. Один из важнейших элементов этой созидательной или разрушительной работы - это питание. Всем хорошо известно мудрое изречение: “Человек есть то, что он ест”. В составе пищи, которую мы едим, содержаться различные вещества, необходимые для нормальной работы всех органов, способствующие укреплению организма, исцелению, а также наносящие вред здоровью. К незаменимым, жизненно важным компонентам питания относят белки, жиры, углеводы, минеральные соли и воду.

Доказано, что для нормальной жизнедеятельности организма этих веществ недостаточно!  Многие морские путешествия, особенно в полярные страны, изобилуют фактами трагической гибели моряков — не в сражениях, не в волнах океана во время шторма, а от недостатка в пище каких-то таинственных веществ. Так погиб капитан Баренц на Новой Земле, командор Беринг — на острове Тихого океана, капитан Седов — во льдах Арктики. Гибли целые команды кораблей. Васко да Гама в 1498 г. еле смог закончить свое историческое плавание в Индию, потеряв 100 матросов из 160 человек команды; из 265 спутников Магеллана вернулось домой только 65.

Мореплаватели гибли от странной и страшной болезни: у них распухали и кровоточили десны, расшатывались и выпадали зубы, опухали и болели суставы, тело покрывалось темными пятнами. Эта болезнь была названа скорбутом, что означает “рот в язвах”, или цингой, а матросы называли ее “пагубой моряков”.

Заболевание не было связано с голодом: моряки имели в избытке сухари, галеты, солонину, консервы. Стали замечать, что болезнь быстро исчезала, как только корабль приставал к земле, где было вдоволь свежих овощей и плодов, на которые с жадностью набрасывались матросы.

- Ребята, как вы думаете, о каких веществах идет речь?   (Витаминах)

-Верно, как вы уже догадались тема нашего сегодняшнего урока так и называется «Витамины – чудесные вещества». На  уроке  мы  должны  познакомиться  с  основными  группами  витаминов, их  значением  для  здоровья  человека,  определить  какие  витамины  содержатся  в  продуктах  питания,  которые  мы  употребляем  в  пищу.

- Откройте учебник, найдите определение, что называют витаминами. У вас на столах находятся рабочие листы, которые помогут нам в путешествии по удивительной стране витаминов а также помогут ответить на вопрос, почему их называют чудесными веществами.

-Итак, историческая справка…( сообщение ученика об истории развития витаминов)

Устный журнал «Чудесная азбука»

Журнал познакомит нас с азбукой, но необычной. Эту азбуку называют чудесной азбукой здоровья, а состоит она из букв латинского алфавита, которыми обозначают различные витамины. Итак, предлагаем вашему вниманию  первую страницу нашего журнала «Жизненно необходимые»

( Выступает группа учащихся, подготовившая, сообщения об основных витаминах(А, В, Е, Д, С), истории их открытия, признаках гипо – и авитаминозов, заболеваниях, вызванных их недостатком в организме)

 Каждый  ученик в рабочих листах заполняет таблицу

Название витамина

функции

Симптомы авитаминоза и гиповитаминоза

Суточная потребность

Источники витамина

Следующая страница нашего журнала называется «Кладовая здоровья» (Сообщения о суточной потребности важнейших витаминов, о пищевых продуктах, в которых содержится наибольшее число того или иного витамина)

Страница третья «Лесные целители».

(Выступает группа учащихся, подготовившая сообщения о растениях, содержащих несколько витаминов: шиповнике, сосне, пастушьей сумке и др. Учащиеся сопровождают рассказы демонстрацией гербариев и рисунков с изображением растений.)

Следующая страница нашего журнала  «Кулинария» (Сообщения о правилах приготовления пищи, при которых обеспечивается наиболее полное сохранение витаминов)

Ответ на проблемный вопрос.

Вспомните случай с путешественниками и мореплавателями. От какого заболевания страдали? Назовите главную причину этого заболевания.

Итак,  теперь  нам  нужно  поделиться  на  2  Варианта. У каждой  варианта  будет  задание:  из  данных  продуктов  выбрать  те,  которые    содержат   витамин А и В ( 1 вариант), витамин С  и Д (2 вариант).  На  выполнение  этого  задания  вам  дается 3 минуты. Я  желаю  вам  удачи!

Рефлексия.

Учитель биологии: Итак, вы сегодня многое узнали о витаминах. Что вы запомнили – сейчас проверим.

  1. Витамин, при отсутствии которого возникает куриная слепота (А).
  2. Витамин, отсутствие которого вызывает болезнь Бери-бери (В).
  3. Рахит возникает у детей при отсутствии витамина (D).
  4. Витамин роста (А).
  5. Витамин, отсутствие которого вызывает цингу (С).
  6. Шиповник – это кладовая витамина (С).
  7. Витамин, который содержится исключительно в продуктах животного происхождения (D).
  8. Витамин, отсутствие которого наблюдал тюремный врач Эйкман (D).
  9. Витамин, отсутствие которого вызвало смерть многих полярных исследователей (С).
  10. Этого витамина содержится много в рыбьем жире и печени трески (D).
  11. В моркови содержится очень много витамина (А).
  12. Витамин, образующийся в коже при взаимодействии солнечных лучей (D).
  13. Что же такое витамины?
  14. На какие две группы делятся витамины?
  15. Что такое авитаминоз?
  16. Что такое гиповитаминоз?
  17. Что такое гипервитаминоз?
  18. Какие заболевания возникают при недостатке витамина А? Витамина В? Витамина С? Витамина D?

– Надеюсь, что эти болезни обойдут вас стороной, а для этого, чтобы не случилась с вами беда, ешьте витамины всегда!

О каком витамине идет речь?.

Этот витамин едим со щами и с плодами, овощами,

Он в капусте и шпинате, он в шиповнике, томате.

Поищите на земле: он в салате, щавеле.

Лук, чеснок, редиска, брюква. И укроп, петрушка, клюква.

И лимон, и апельсин. В них во всех его едим. (Витамин С).

Рыбий жир всегда полезный, хоть противный, надо пить.

Витамин  там есть: поможет от рахита защитить. (Витамин D).

Свекла, яблоко, картофель, репа, тыква, помидор.

Витамин они имеют и отдать его сумеют.

Он в наружной части злаков, хоть он там неодинаков.

Очень важно, спозаранку съесть за завтраком овсянку. (Витамин В).

                                                                                                                                           -6-

Где нам витамин найти, чтобы видеть и расти?

В моркови, печени,  желтке он есть.

Вобщем,  все не перечесть.  (Витамин А).                                                                                                                                                                                                                

  - Ребята, вы многое узнали, давайте представим себя в роли врачей  и попробуем помочь пациентам в трудной ситуации.                                                  

 Проблемные ситуации.                                                                                                                                            1.Мужчина пришел к врачу с жалобой на быструю утомляемость, постоянную  раздражительность, да к тому же ночные судороги ног. Как вы думаете, что предположил врач? ( Гиповитаминоз витамина В).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

                                                                                                                                           

2.Ваша знакомая жалуется на то, что кожа стала сухой, трескается, темнеет, ногти крошатся,  а волосы стали ломкие  и секутся.  Что бы вы ответили своей знакомой? ( Гиповитаминоз витамина А, необходимо есть овощи и фрукты, содержащие этот витамин).

3.Ваш знакомый жалуется, что постоянно болит голова, язвочки на слизистой рта, немеют руки и ноги. Что бы вы предположили? Гипервитаминоз витамина А, необходимо обратиться к врачу).

4.Ваш друг сообщил вам, что съел сразу всю упаковку витаминов, и ничего с ним не было. Что бы вы ему ответили? (Внешние симптомы могут сразу и не проявиться, но может быть нарушение  работы внутренних органов, особенно  почек и печени).

Подведение итогов урока.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что бы вы добавили к определению витаминов?

Домашнее задание.№37 посмотреть дома продукты и ответить на вопросы:

1.Какие витамины вы получаете с продуктами дома?

2.Правильно ли вы храните и готовите пищу, чтобы сохранить витамины в продуктах?



Предварительный просмотр:

Тема урока: Типы химических реакций на примере свойств воды.

Цель урока:  Изучить состав и строение молекулы воды, физические и химические свойства, значение воды для живых организмов, а так же закрепить знания и умения учащихся по составлению уравнений химических реакций и определению типов химических реакций.

Задачи урока:

 Образовательные: сформировать знания учащихся о составе, строении и свойствах воды, закрепить знания о типах химических реакций,  научить комментировать слайды и работать с компьютерными схемами. Продолжить формирование умений работать самостоятельно с учебником, текстом, тестами.

Развивающие:  развивать наблюдательность, память при просмотре компьютерной презентации и  демонстрационного эксперимента. Развивать умение сравнивать, прогнозировать, обобщать и делать выводы. Развивать информационную культуру учащихся.

Воспитательные: воспитывать бережное и экономное отношение к водным ресурсам, продолжить экологическое просвещение школьников, прививать заботу к окружающей среде и своему здоровью, развивать чувство прекрасного.

Формируемые химические знания, умения и навыки: систематизация знаний учащихся о распространенности воды в природе, физических и химических свойствах, областях применения воды, о типах химических реакций, расширение знаний учащихся об экологических проблемах, связанных с охраной воды.

Формируемые компетенции: учебно-познавательная компетенция: развитие умений сравнивать, анализировать, доказывать, составлять схемы на основе работы с текстом, быть способными решать следующие жизненно-практические задачи: умение давать оценку состояния окружающей среды, выдвижение своих идей по охране водных ресурсов родного края; информационная компетенция: развитие умения анализировать и отбирать необходимую информацию, умения готовить и делать сообщения, умения пользоваться Интернатом для поиска учебной информации;

Формы организации работы: групповая (просмотр презентации,  работа с текстом), индивидуальная (беседа, работа с тестом), проблемное обучение (решение проблемных вопросов).

Методы обучения: наглядный, словесный.

Ход урока:

1.Организационный момент.

«Вода…  У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты  сама жизнь. Ты самое большое богатство на свете».

Такие слова написал о воде французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери.

Ребята, вы, наверное, догадались, что речь сегодня пойдет о воде – самом знакомом и самом загадочном веществе.

- Запишите тему сегодняшнего урока «Типы химических реакций на примере свойств воды».

2. Проверка знаний.

- Какие типы химических реакций мы знаем?

  1. Реакции разложения
  2. Реакции соединения
  3. Реакции замещения
  4. Реакции обмена

- Запишите схемы основных типов реакций.

3.Активизация познавательной деятельности ( проблемная ситуация).

- Почему  типы химических реакций  подробно рассматриваются именно на примере свойств воды, а не на примере какого-то иного вещества? Как вы думаете?

4. Изучение нового материала. (рассказ)

- Из курса географии вам известно, что вода – это самое распространённое вещество на Земле. Где же в природе встречается вода?

Взгляните на небо, и вы увидите облака или тучи, которые тянутся на многие километры. Как легко плывут они! Но не воображайте, что они невесомы. Масса 1 км3 облаков составляет 2000 т., а в атмосфере Земли водяного пара около 13 000 км3, и это тоже природная вода. Все знают текущие по суше потоки: ручьи, речушки, реки, которые несут свои воды в океаны и моря. А примерно 20% суши покрыто льдом: это ледники гор, арктическая и антарктическая шапки планеты.

Вода – единственное вещество, которое в земных условиях встречается во всех агрегатных состояниях.

. Около 71% поверхности нашей Земли покрыто Мировым океаном, составляющим около 97% всех поверхностных вод и половину литосферных. Водная оболочка Земли составляет 1,5 млрд. км3, а остальная вода находится в глубоких слоях земной коры.

Так много или мало воды на Земле? Очень мало! Большая часть воды соленая, а пригодной для жизни, пресной, всего около 5 млн. км3. Человеку же с каждым годом требуется все больше пресной, чистой воды. Человечеству угрожает кризис из-за загрязнения воды. Некоторые страны уже испытывают нехватку чистой пресной воды и вынуждены ввозить ее из-за рубежа. По оценкам учёных к 2025 году в странах, испытывающих умеренную или серьёзную нехватку воды, будут жить уже две трети населения планеты. Наша родина занимает первое место в мире по запасам пресной воды – на территории России сосредоточена 1/5 её мировых запасов. Однако проблема загрязнения водоёмов и нехватки питьевой воды является одной из актуальных.

- Каковы же основные причины загрязнения природной воды?

У вас на столах лежат тексты. Прочитайте их внимательно и сформулируйте, что является основными загрязнителями воды.

Загрязнители природных вод.

1. Бытовые стоки и отходы промышленного производства.

2. Соли тяжёлых металлов.

3. Синтетические моющие средства.

4.  Выбросы водного, железнодорожного и автомобильного транспорта

- Какой вывод мы сделаем?

Вода – природное богатство. Её нужно беречь и экономно расходовать. Без воды нет жизни.

- К какому классу соединений относится вода? (оксиды).

- Каковы же  физические свойства воды? Прочитайте.

- Вы  назвали  физические свойства воды. Но, если я у вас спрошу:  видел ли кто-нибудь воду? Этот вопрос может вам показаться нелепым.

Однако то, что мы по привычке называем водой, на самом деле представляет собой раствор многих веществ в воде. В ней растворены тысячи различных соединений  элементов Периодической системы.

Вода благоволила литься!

          Она блистала,

        Столь чиста,

        Что ни напиться,

        Ни умыться.

        И это было неспроста.

        Ей не хватало

        Ивы, тала

        И горечи цветущих лоз.

        Ей водорослей не хватало

        И рыбы, жирной от стрекоз.

        Ей не хватало быть волнистой,

        Ей не хватало течь везде,

        Ей жизни не хватало-

        Чистой,

        Дистиллированной

        Воде!

                Л.Мартынов.

- Какая вода называется дистиллированной?

- Чем отличается природная вода от дистиллированной?

- Значит, когда мы записывали физические свойства, речь шла о дистиллированной воде, так как описать свойства вещества можно только имея чистый образец.

- Вода легко вступает в химические реакции и для нее характерны все 4 типа химических реакций, и сегодня мы поговорим о них.

При определенных условиях , а именно при , действии постоянного электрического тока, вода может разлагаться на кислород и водород. Данная реакция называется электролизом. Запишите определение электролиза. 

Н2О=    О2 + Н2

  -  Кроме того, из курса биологии вам известно, что растения разлагают воду на кислород и водород в процессе фотосинтеза. Эта реакция происходит под действием света и называется фотолизом.

Кислород в данном случае выделяется в свободном виде, а образующийся водород, соединяясь с оксидом углерода (IY), образуют органическое вещество – глюкозу.  Запишите суммарное уравнение фотосинтеза в тетрадь. 

Опыт 1.В пробирку наливаем воду и добавляем индикатор фенолфталеин.

-Что наблюдаем? ( Вода имеет нейтральную среду, фенолфталеин свой цвет не меняет)

Далеее аккуратно всыпаем в пробирку оксид кальция – негашеную известь.

- Что наблюдаем? (Идет бурная реакция. Фенолфталеин приобретает малиновый цвет. Пробирка становится горячей.)

- В какой среде фенолфталеин приобретает  малиновый цвет? Какое соединение образовалось? (Фенолфталеин приобретает малиновый цвет в щелочной среде, образовалось основание – гидроксид кальция, или гашеная известь. Протекает реакция – гашение извести.)

Составим уравнение реакции гашения извести:

СаО + Н2 О = Са(ОН)2

Это реакция соединения. Гидроксид кальция относится к малорастворимым основаниям, но его раствор обладает сильной щелочной реакцией и называется известковой водой. Оксиды очень активных металлов при взаимодействии с водой образуют щелочи. Историческое название металлов главной подгруппы 1 группы – щелочные, а металлов главной подгруппы 2 группы – щелочно – земельные, так как их оксиды в старину называли землями.

-Взаимодействуют ли с водой оксиды неметаллов? (Учитель демонстрирует опыт)

Опыт 2.

В колбу наливаем воду и добавляем метиловый оранжевый индикатор.

- Что наблюдаем? (Вода имеет нейтральную среду: метиловый оранжевый индикатор цвет не изменил.)

В ложечке для сжигания веществ поджигаем серу.

- Что наблюдаем? (Сера на воздухе горит медленно, пламя голубого цвета. Образуется оксид серы, газ в виде белого дыма.)

Составим уравнение реакции: S+О2=SО2

В колбу с водой внесем ложечку с горящей серой, наполним колбу оксидом серы, колбу закроем пробкой и слегка встряхнем.

-Что наблюдаем? ( Оксид серы в колбе исчезнет, а метиловый оранжевый индикатор приобретает розовый цвет – это признак химической реакции.)

 - В какой среде метиловый оранжевый приобретает розовый цвет? ( В кислотной)

При взаимодействии оксида серы с водой образовалась кислота. Составим уравнение реакции: SO2 +H2O=H2SO3, это реакции соединения. Образовалась сернистая кислота.

-Все ли оксиды неметаллов образуют с водой кислоты?

Единственный оксид неметалла, который не взаимодействует с водой, - это оксид кремния (кремнезем, речной песок).

Таким образом, и оксиды активных металлов, и оксиды неметаллов (кроме оксида кремния) взаимодействуют с водой, образуя гидроксиды – основания и кислородсодержащие кислоты.

-Характерны ли для воды реакции замещения? (Учитель демонстрирует опыт)

Опыт 3.

В эксикатор, стоящий на предметном столике, нальем воду и добавим фенофталеин. Заметьте, что фенолфталеин в нейтральной среде не изменяет цвет. Аккуратно на предметном стекле отрезаем кусочек натрия (предварительно очищенный от вазелинового масла фильтровальной бумагой). Натрий аккуратно помещаем в эксикатор с водой.

-Что наблюдаете? (Наблюдаем очень бурную реакцию. Кусочек натрия оплавляется, «бегает» по поверхности воды, так как выделяющийся газ подталкивает его, и не тонет, так как легче воды. Фенолфталеин приобретает малиновый цвет – образуется щелочная среда.) Составим уравнение реакции:

2Na+2HOH=H2+2NaOH, это реакция замещения.

При обычных условиях все щелочные и щелочноземельные металлы взаимодействуют с водой с образованием щелочей и водорода.

- Вступает ли вода в реакции обмена?

(Учитель обращает внимание учащихся на таблицу растворимости кислот, оснований и солей в воде) В некоторых клетках этой таблицы стоят прочерки, которые означают, что данное вещество водой разлагается, то есть гидролизуется.

Гидролиз – это обменное взаимодействие веществ с водой, приводящее к  их разложению. Гидролиз бывает обратимый и необратимый (этот вопрос будет изучен в старших классах).

(Учитель проводит эксперимент)

Опыт 4. Необратимый гидролиз.

В пробирку помещаем кусочек карбида кальция и аккуратно приливаем воду.

- Что наблюдаем? (Идет очень бурная реакция, выделяется газ)

Составим уравнение реакции:

CaC2+2H2O=C2H2+Ca(OH)2.

Реакция гидролиза характерна для органических веществ. Основа жизнедеятельности живых организмов- это гидролиз органических веществ: белков, жиров, углеводов.

Таким образом, вода – химически активное вещество. Она имеет много химических свойств.

Составим следующие схемы превращений на основании изученных свойств воды.

Схема 1.

Са – СаО – Са(ОН)2

Са(ОН)2

Схема 2.

 S – SO2 – H2SO3

5.Закрепление изученного ( выполнение заданий учебника)

Составьте уравнения реакций по схеме:

Li-Li2O-LiOH-Li2SO4

LiOH

Расставьте коэффициенты, укажите тип реакции

1.4Li+O2=2Li2O (реакция соединения)

2.Li2O+H2O=2LiOH (реакция соединения)

3.2LiOH+H2SO4=Li2SO4+2H2O+2H2O(реакция обмена)

4.2Li+2H2O=2LiOH+H2((реакция замещения)

6.Подведение итогов урока.

1.Для воды характерны все типы химических реакций.

2.Электролиз, фотолиз, фотосинтез, гидролиз – реакции с участием воды.

3.Гидроксидами называют кислородсодержащие кислоты и основания.

7.Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)

Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...