Рабочая программа по биологии 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику Пономаревой И. Н.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_klass2.doc | 160.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа учителя по предмету «Биология», 6 класс
68 часов в год, 2 часа в неделю
Рекомендовано Министерством образования и науки РФ
Пояснительная записка
Программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, программы основного общего образования по биологии.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом предполагается преподавание курса биологии в 6 классе в объеме 68 часов в год, 2 часа в неделю.
Изучение курса основывается на знаниях обучающихся, полученных ими при изучении курса «Природоведенье».
Для повышения уровня подготовки и использования полученных знаний, а также для приобретения практических навыков, программой предусматривается выполнение ряда лабораторных и практических работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления, учащихся с установленными правилами техники безопасности.
Место предмета в базисном учебном плане.
Программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии на ступени основного общего образования выделено 245 часов, в том числе в 6 классе – 35 часов (1 час в неделю), 7–9 классах – по 70 часов ( по 2 часа в неделю). Систему, многообразие и эволюцию живой природы целесообразно изучать на основе краеведческого подхода с использованием наиболее типичных представителей растений, животных, грибов конкретного региона. Для изучения местной флоры и фауны, в том числе культурных растений, домашних и сельскохозяйственных животных, грибов, рекомендуется использовать 35 часов учебного времени из регионального компонента.
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
✓ освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
✓ овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
✓ развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
✓ воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
✓ использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Задачи курса :
- дать знания о строении, жизни, разнообразии растений, бактерий, грибов, водорослей, лишайников; их индивидуальном и историческом развитии; взаимосвязи с окружающей средой; значение в природе и для человека, охране;
- формировать и развивать умения вести наблюдения, ставить опыты, готовить микропрепараты;
- создать условия для становления научного мировоззрения;
- решать задачи патриотического, эстетического, этического, этического воспитания учащихся;
- прививать навыки сельскохозяйственного труда, развивать умения применять знания на практике, развивать логическое мышление.
Требования к знаниям, умениям, навыкам:
- называть общие признаки живого организма; основные систематические категории; признаки царств живой природы, отделов, классов, семейств цветковых растений;
-приводить примеры усложнения растений в процессе эволюции; приспособленности растений к среде обитания; наиболее распространенных видов и сортов растений;
- характеризовать строение, функции клеток бактерий, грибов, растений; деление клетки; строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного организмов, лишайника как комплексного организма; особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов. паразитов, симбионтов); размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений; природные сообщества, приспособленность организмов к жизни в сообществе;
- обосновывать взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды; влияние деятельности человека на многообразие видов растений, на среду их обитания, последствия этой деятельности; роль биологического разнообразия, регулирования численности видов;
- распознавать организмы бактерий, грибов, лишайников, растений; клетки, ткани, органы и системы органов растений; наиболее распространенные виды растений своего региона, растения разных семейств, классов, отделов, съедобные и ядовитые грибы;
- сравнивать строение и функции клеток растений; организмы прокариот и эукариот, автотрофы и гетеротрофы; семейства, классы покрытосеменных растений, царства живой природы;
- применять знания о строении и жизнедеятельности растений для обоснования приемов их выращивания, мер охраны; о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов для обоснования приемов хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний;
- делать выводы о клеточном строении организмов всех царств живой природы; об усложнении растительного мира в процессе эволюции;
- наблюдать сезонные изменения в жизни растений; результаты опытов по изучению жизнедеятельности живых организмов;
- соблюдать правила приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом; наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений; проведения простейших опытов изучения жизнедеятельности растений; бережного отношения к организмам, видам, поведения в природе; профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями.
Содержание учебной дисциплины
- Введение (1 ч.)
Наука о растениях – ботаника. Царства живой природы. Царство растений. Изучение растений.
- Общее знакомство с растениями (4 ч.)
Мир растений. Разнообразие растений. Особенности внешнего строения растений. Растение – живой организм. Условия жизни растений. Четыре среды жизни на земле.
- Клеточное строение растений (7 ч.)
Устройство увеличительных приборов. Особенности растительной клетки. Жизнедеятельность клетки. Ткани растений и их виды.
- Органы цветковых растений (19 ч.)
Семя. Условия прорастания семян. Значение семени. Корень. Рост корня. Значение корней и их разнообразие. Побег. Развитие побегов из почек. Лист – часть побега. Значение листа в жизни растений. Стебель, его строение и значение. Видоизменения побегов. Цветок – генеративный орган растения. Цветение и опыление растений. Плод. Растительный организм – живая система.
- Основные процессы жизнедеятельности растений (11 ч.)
Минеральное питание растений. Фотосинтез. Космическая роль зеленых растений. Дыхание и обмен веществ растений. Значение воды в жизнедеятельности растений. Размножение и оплодотворение растений. Вегетативное размножение растений. Использование вегетативного размножения человеком. Рост и развитие растительного организма. Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды.
- Основные отделы царства растений (11 ч.)
Понятие о систематике растений. Водоросли и их значение. Многообразие водорослей. Отдел Моховидные. Плауны. Хвощи. Папоротники. Отдел Голосемянные. Отдел Покрытосемянные. Семейства класса Двудольные. Семейства класса Однодольные.
- Историческое развитие растительного мира на Земле (3 ч.)
Эволюция растительного мира на Земле. Эволюция высших растений. Многообразие и происхождение культурных растений. Дары Старого и Нового Света.
- Царство Бактерии (2 ч.)
Бактерии – живые организмы. Многообразие бактерий. Значение бактерий в природе и в жизни человека.
- Царство Грибы. Лишайники (3 ч.)
Царство Грибы. Многообразие и значение грибов. Лишайники.
10. Природные сообщества (6 ч.)
Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме. Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Смена природных сообществ. Многообразие природных сообществ. Жизнь организмов в природе.
№ п\п | Тема | Количество часов | Уроки | Лабораторные работы | Контрольные работы |
Введение. Многообразие царства Растений. | 1 | 1 | |||
Общее знакомство с высшими растениями. | 1 | 1 | |||
Признаки растений. Органы растений. | 1 | 1 | |||
Растения высшие и низшие. Лаб. работа №1 "Рассмотрение семенных и споровых растений" | 1 | 1 | 1 | ||
Условия жизни растений. | 1 | 1 | |||
Увеличительные приборы. Лаб. работа №2 "Знакомство с приемами работы с увеличительными приборами и лабораторными инструментами" | 1 | 1 | 1 | ||
Строение растительной клетки. Лаб. работа №3 "Приготовление микропрепарата" | 1 | 1 | 1 | ||
Понятие о тканях. Лаб. работа №4 "Рассматривание клеток листа элодеи и кожицы лука" | 1 | 1 | 1 | ||
Жизнедеятельность клеток. Рост и деление | 1 | 1 | |||
Зависимость процессов жизнедеятельности от условий окружающей среды. Дыхание и питание. Запасные вещества | 1 | 1 | |||
Космическая роль растений | 1 | 1 | |||
Обобщение по теме "Клеточное строение растений" | 1 | 1 | 1 | ||
Строение семян. | 1 | 1 | |||
Условия прорастания семян. Лаб. работа №5 "Строение разнообразных семян однодольных и двудольных растений" | 1 | 1 | 1 | ||
Значение семян | 1 | 1 | |||
Корень. Значение и разнообразие корней. Лаб. работа №6 "Корневые системы" | 1 | 1 | 1 | ||
Рост корня. Лаб. работа №7 "Определение зоны роста корня" | 1 | 1 | 1 | ||
Внутреннее строение корней. Корень как орган минерального питания. Лаб. работа №8 "Изучение внешнего строения корня и корневого чехлика" | 1 | 1 | 1 | ||
Видоизменение корней. | 1 | 1 | |||
Побег. Строение и значение побегов | 1 | 1 | |||
Почка – зачаточный побег. Лаб. работа №9 "Строение почек" | 1 | 1 | 1 | ||
Лист как боковой орган побега. Разнообразие листьев. Лаб. работа №10 "Внешнее строение листа" | 1 | 1 | 1 | ||
Внутреннее строение листа. Лаб. работа №11 "Внутреннее строение листа" | 1 | 1 | 1 | ||
Стебель как осевая часть побега | 1 | 1 | |||
Внутреннее строение стебля. Рост стебля в толщину. Лаб. работа №12 "Рассмотрение годичных колец на поперечном срезе (спиле) дерева" | 1 | 1 | 1 | ||
Видоизменение побегов. Лаб. работа №13 "Видоизменение побегов" | 1 | 1 | 1 | ||
Обобщение по теме «Семя. Побег. Корень.». | 1 | 1 | 1 | ||
Цветок. Его значение и строение. Лаб. работа №14 "Строение цветка" | 1 | 1 | 1 | ||
Цветение и опыление. Приспособление к опылению. Соцветия. Лаб. работа №15 "Соцветия" | 1 | 1 | 1 | ||
Разнообразие плодов. Приспособленность растений к распространению плодов и семян. Лаб. работа №16 "Распространение плодов и семян" | 1 | 1 | 1 | ||
Взаимосвязь органов растения как живого организма | 1 | 1 | |||
Корневое питание растений | 1 | 1 | |||
Удобрения | 1 | 1 | |||
Воздушное питание растений | 1 | 1 | |||
Фотосинтез | 1 | 1 | |||
Дыхание растений | 1 | 1 | |||
Роль воды в жизни растений | 1 | 1 | |||
Размножение растений половое и бесполое. Лаб. работа №17 "Черенкование комнатных растений" | 1 | 1 | 1 | ||
Оплодотворение растений. Лаб. работа №18 "Изучение приемов искусственного опыления растений" | 1 | 1 | 1 | ||
Развитие плода | 1 | 1 | |||
Рост и развитие растений | 1 | 1 | |||
Онтогенез растений | 1 | 1 | |||
Понятие о систематике растений. Общая характеристика водорослей. Одноклеточные водоросли | 1 | 1 | |||
Многоклеточные водоросли. Значение водорослей. Лаб. работа №19 "Рассмотрение одноклеточных и многоклеточных водорослей" | 1 | 1 | 1 | ||
Отдел Мохообразные. Значение мхов | 1 | 1 | |||
Папоротники, хвощи, плауны. Лаб. работа №20 "Внешнее строение папоротникообразных и мохообразных" | 1 | 1 | 1 | ||
Былой расцвет папоротникообразных. Лаб. работа №21 "Рассмотрение спор мха и папоротника" | 1 | 1 | 1 | ||
Голосеменные. Лаб. работа №22 "Изучение строения шишек и семян хвойных" | 1 | 1 | 1 | ||
Покрытосеменные растения. Деление их на классы | 1 | 1 | |||
Семейства двудольных растений (Розоцветные, Крестоцветные, Бобовые) | 1 | 1 | |||
Семейства двудольных растений (Пасленовые, Сложноцветные) | 1 | 1 | |||
Семейства однодольных растений (Лилейные, Злаки) | 1 | 1 | |||
Обобщение теме «Отделы царства растений» | 1 | 1 | 1 | ||
Эволюция растительного мира | 1 | 1 | |||
Приспособительный характер эволюции | 1 | 1 | |||
Многообразие культурных растений. Лаб. работа №23 "Уход за комнатными растениями" | 1 | 1 | 1 | ||
Характеристика бактерий. Лаб. работа №24 "Рассматривание сенной палочки и культуры бактерий с ладони человека под микроскопом" | 1 | 1 | 1 | ||
Значение бактерий. Лаб. работа №25 "Рассмотрение клубеньков на корнях бобовых" | 1 | 1 | 1 | ||
Характеристика грибов. Плесневые грибы. Дрожжи. Лаб. работа №26 "Изучение плесневого гриба мукор и разбрасывание им спор" | 1 | 1 | 1 | ||
Шляпочные грибы. Многообразие грибов. Лаб. работа №27 "Строение плодовых тел пластинчатых и трубчатых грибов, внешнего вида гриба-трутовика" | 1 | 1 | 1 | ||
Лишайники. Лаб. работа №28 "Рассмотрение слоевища лишайников" | 1 | 1 | 1 | ||
Растительное сообщество, его характеристики | 1 | 1 | |||
Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе | 1 | 1 | |||
Биогеоценоз. Экосистема | 1 | 1 | |||
Смена сообществ. Лес, луг, болото как примеры естественных природных сообществ. Искусственные сообщества | 1 | 1 | |||
Роль человека в природе | 1 | 1 | |||
Итоговый урок по ботанике | 1 | 1 | 1 | ||
Обобщение по разделу "Растения". Летние задания. | 1 | 1 | |||
Итого | 68 | 68 | 28 | 4 |
Перечень рекомендуемой литературы
- Калинина А.А. Универсальные поурочные разработки по биологии: Растения, бактерии, грибы, лишайники. – М.: Вако, 2007.
- Козлова Т.А. Биология в таблицах. 6-11 кл: Справ. пособие.- М.: Дрофа, 2004.
- Корчагина В. А. "Ботаника" 5-6 кл. М. 1978. (Дополнительный учебник)
- Кучменко B.C. "Программно-методические материалы. Биология". 6-11 кл. М. 2001.
- Пономарева И. Н. и др. Биология, 6 кл. – М.: Вентана-граф, 2009. (основной учебник)
- Сухова Т.С. "Контрольные и проверочные работы по биологии 6-8 кл." М. 2001. С. 160.
- Сонин Н. И. Биология. Живой организм. 6 кл. – М.: Дрофа, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...