Рабочая программа по биологии 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему
Программа разработана на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений; Биология. Общая биология. 9 класс;
г. Москва, издательство «Дрофа», 2009г., автор программы В.Б.Захаров, Е.Т.Захарова. Н.И.Сонин,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_9_klass.doc | 270.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Краснодарский край Темрюкский район пос. Таманский
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 16
муниципального образования Темрюкский район
(полное наименование образовательного учреждения)
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол № 1
от 29 августа 2014 года
Председатель педсовета
_____________ С.И.Кулага
подпись руководителя ОУ Ф.И.О.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
1 вида
По биологии
(указать предмет, курс, модуль)
Ступень обучения (класс) основное общее, 9 класс
(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)
Количество часов 68 ч Уровень базовый
(базовый, профильный)
Учитель Очеретная Нина Юрьевна
Программа разработана на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений; Биология. Общая биология. 9 класс;
г. Москва, издательство «Дрофа», 2009г., автор программы В.Б.Захаров, Е.Т.Захарова. Н.И.Сонин,
(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)
- Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы для
общеобразовательных учреждений; Биология. Общая биология. 9 класс; г. Москва, издательство «Дрофа», 2009г., автор программы В.Б.Захаров, Е.Т.Захарова. Н.И.Сонин,
Таблица тематического распределения количества часов:
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | |
Примерная или авторская программа | Рабочая программа | ||
1 | Введение | 1 | 1 |
2 | Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле. | 21 | 21 |
3 | Тема 1.1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов. | 2 | 2 |
4 | Тема 1.2. Развитие биологии в додарвиновский период. | 2 | 2 |
5 | Тема 1.3. Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора. | 5 | 5 |
6 | Тема 1.4 Приспособленность организмов к условиям внешней среды, как результат действия естественного отбора. | 2 | 2 |
7 | Тема 1.5. Микроэволюция | 2 | 2 |
8 | Тема 1.6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция. | 3 | 3 |
9 | Тема 1.7. Возникновение жизни на Земле. | 2 | 2 |
10 | Тема 1.8. Развитие жизни на Земле. | 3 | 3 |
11 | Раздел 2. Структурная организация живых организмов. | 10 | 10 |
12 | Тема 2.1. Химическая организация клетки. | 2 | 2 |
13 | Тема 2.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке. | 3 | 3 |
14 | Тема 2.3. Строение и функции клеток. | 5 | 5 |
15 | Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов. | 5 | 5 |
16 | Тема 3.1. Размножение организмов. | 2 | 2 |
17 | Тема 3.2. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез). | 3 | 3 |
18 | Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов. | 20 | 2 |
19 | Тема 4.1. Закономерности наследования признаков. | 10 | 10 |
20 | Тема 4.2. Закономерности изменчивости | 6 | 6 |
21 | Тема 4.3. Селекция растений, животный и микроорганизмов. | 4 | 4 |
22 | Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии. | 5 | 5 |
23 | Тема 5.1. Биосфера, ее структура и функции. | 3 | 3 |
24 | Тема 5.2. Биосфера и человек. | 2 | 2 |
25 | Заключение | 1 | 1 |
27 | Резерв | 7 | - |
26 | Повторение | - | 5 |
Итого | 70 | 68 |
- Содержание обучения
Содержание обучения, требования к подготовке учащихся и количество часов в полном объеме совпадают с авторской программой по предмету
Лабораторная работа № 1 Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений.
Лабораторная работа № 2 Изучение приспособленности организмов к среде обитания.
Лабораторная работа №3 Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом.
Лабораторная работа № 4 Решение генетических задач и составление родословных.
Лабораторная работа № 5 Построение вариационной кривой. Изучение изменчивости.
3.Список рекомендуемой учебно-методической литературы
- Программы для общеобразовательных учреждений; Общая биология; г. Москва, издательство «Дрофа», 2009г., автор программы В.Б.Захаров, Е.Т.Захарова. Н.И.Сонин
- Учебник Общая биология 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений автор В.Б. Захаров, Н.И.Сонин, Москва, дрофа, 2009г.
-Веселая биология на уроках и праздниках. Методическое пособие. И.Д.Агеева, Москва, ТЦ Сфера, 2004г.
-Эволюция жизни. Иорданский Н.Н., Москва, Академия, 2001г.
-Биология: пособие для поступающих в вузы. Мамонтов С.Г., Москва, Дрофа, 2003г.
-Биология: форма и уровни жизни. Москва, Просвещение,1994г.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического Заместитель директора по УВР
объединения учителей естественно-
математического цикла и ________ / О.И.Сарницкая/
технологии
от 27.08.2014г. № 1 «28» августа 2014 г.
_____________ / Н.Ю.Очеретная
( подпись)
Согласовано:
Зам. директора по УВР
_______О.И.Сарницкая
«28» августа 2014 года
Краснодарский край Темрюкский район пос.Таманский
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 16
муниципального образования Темрюкский район
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по Биологии
Класс 9
Учитель Очеретная Нина Юрьевна
Количество часов: всего 68 часов; в неделю 2 часа;
Планирование составлено на основе рабочей программы учитель Очеретная Н.Ю., утверждена педсоветом протокол № 1 от 29.08.2014 г.
Календарно-тематическое планирование биология 9 класс
№ п/п | Тема урока и его содержание | Кол-во час | Дата проведения | Оборудование, использование медиаресурсов | Домашнее задание | |||||
план | факт | |||||||||
Введение | 1 | |||||||||
1 | 1 | Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин, цели и задачи курса. | 1 | 02.09 | С. 3-5 | |||||
Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле. | 21 | |||||||||
Тема 1.1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов. | 2 | |||||||||
2 | 1 | Единство химического состава живой материи; Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов. | 1 | 04.09 | С.8-10, п.1 | |||||
3 | 2 | Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. | 1 | 09.09 | ММО СД Таблица «естественная классификация живых организмов» | С. 12-15, п1.1 | ||||
Тема 1.2. Развитие биологии в додарвиновский период. | 2 | |||||||||
4 | 1 | Развитие биологии в додарвиновский период. Становление систематики. | 1 | 11.09 | С. 15-18,п.2 | |||||
5 | 2 | Работы К.Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка. | 1 | 16.09 | С.15-18. п.2.2 | |||||
Тема 1.3. Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора. | 5 | С.20-27 | ||||||||
6 | 1 | Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина. | 1 | 18.09 | С.18-20, п.3 | |||||
7 | 2 | Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе. | 1 | 23.09 | ММО СД Таблица «Искусственный отбор» | С.20-24, п.4 | ||||
8 | 3 | Учение Ч.Дарвина об естественном отборе. | 1 | 25.09 | ММО СД Таблица «Естественный отбор» | С.24-28, п.5 | ||||
9 | 4 | Вид- элементарная эволюционная единица. Лабораторная работа № 1 Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений. | 1 | 30.09 | ММО СД Таблица «Критерии вида» | С. 29-34,п.6 | ||||
10 | 5 | Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. | 1 | 02.10 | С.30-34,п.6 | |||||
Тема 1.4 Приспособленность организмов к условиям внешней среды, как результат действия естественного отбора. | 2 | |||||||||
11 | 1 | Приспособительные особенности строения, окраска тела и поведения животных. | 1 | 07.10 | ММО СД «приспособлен ность организмов» | С.30-36,п.7 | ||||
12 | 2 | Забота о потомстве. Физиологические адаптации. | 1 | 09.10 | ММО СД «Забота о потомстве» | С.45-49. п.9 | ||||
Тема 1.5. Микроэволюция | 2 | |||||||||
13 | 1 | Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Лабораторная работа № 2 Изучение приспособленности организмов к среде обитания. | 1 | 14.10 | ММО СД «приспособлен ность организмов» | С.55 п.10 | ||||
14 | 2 | Популяция – элементарная эволюционная единица. | 1 | 16.10 | С.55-58, п.11 | |||||
Тема 1.6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция. | 3 | |||||||||
15 | 1 | Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс. | 1 | 21.10 | ММО СД Главные направления эволюции | С.59-66. п.12 | ||||
16 | 2 | Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов. | 1 | 23.10 | С. 66-71. п.13 | |||||
17 | 3 | Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации. | 1 | 28.10 | ММО СД Результаты эволюции | С.59-71 | ||||
Тема 1.7. Возникновение жизни на Земле. | 2 | |||||||||
18 | 1 | Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. | 1 | 30.10 | ММО СД Таблица «Возникновение жизни на земле» | С.71-73, п.14 | ||||
19 | 2 | Химический, предбиологический, биологический и социальный этапы развития живой материи. Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов. | 1 | 11.11 | С.74-77, п.15 | |||||
Тема 1.8. Развитие жизни на Земле. | 3 | |||||||||
20 | 1 | Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех основных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. | 1 | 13.11 | ММО СД Таблица «Развитие жизни на Земле» | С.78-81, п.16 | ||||
21 | 2 | Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Возникновение позвоночных. | 1 | 18.11 | ММО СД Таблица «Развитие жизни на Земле» | С.81-92. п.17,18 | ||||
22 | 3 | Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и распространение покрытосеменных растений. Происхождение человека. Обобщение по разделу «Эволюция живого мира на Земле». | 1 | 20.11 | ММО СД Таблица «Развитие жизни на Земле» | С.92-103, п.19,20 | ||||
Раздел 2. Структурная организация живых организмов. | 10 | |||||||||
Тема 2.1. Химическая организация клетки. | 2 | |||||||||
23 | 1 | Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль. | 1 | 25.11 | ММО СД «Строение клетки» | С.104-107. п.21 | ||||
24 | 2 | Органические молекулы. Биологические полимеры – белки, углеводы, жиры и нуклеиновые кислоты. | 1 | 27.11 | С.107-113. п.22 | |||||
Тема 2.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке. | 3 | |||||||||
25 | 1 | Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. | 1 | 02.12 | ММО СД Таблица «Транспорт веществ в клетке» | С.113-117. п.23 | ||||
26 | 2 | Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. | 1 | 04.12 | ММО СД Таблица «Пиноцитоз и фагоцитоз» | С.117-121, п.24 | ||||
27 | 3 | Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке. | 1 | 09.12 | С.117-121, п.24 | |||||
Тема 2.3. Строение и функции клеток. | 5 | |||||||||
28 | 1 | Прокариотическая клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. | 1 | 11.12 | ММО СД Таблица «Строение бактерии» | С.121-125, п.25 | ||||
29 | 2 | Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы. Лабораторная работа №3 Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом. | 1 | 16.12 | ММО СД Таблица «Строение эукариотической клетки» | С.125-132, п.26 | ||||
30 | 3 | Эукариотическая клетка. Клеточное ядро – центр управления жизнедеятельностью клетки. Особенности строения растительной клетки. | 1 | 18.12 | ММО СД Таблица «Строение эукариотической клетки» | С.132-136, п.27 | ||||
31 | 4 | Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Клеточная теория строения организма. | 1 | 23.12 | ММО СД Таблица «Деление клетки» | С.139 п.28 | ||||
32 | 5 | Обобщение по разделу: «Структурная организация живых организмов». | 1 | 25.12 | С.121-140 повт. | |||||
Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов. | 5 | |||||||||
Тема 3.1. Размножение организмов. | 2 | |||||||||
33 | 1 | Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. | 1 | 13.01 | ММО СД Таблица «Формы размножения растений» | п.29-30 | ||||
34 | 2 | Половое размножение животных и растений. Образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. | 1 | 15.01 | ММО СД Половое размножения | С.146-150, п.30-31 | ||||
Тема 3.2. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез). | 3 | |||||||||
35 | 1 | Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления, бластула, гаструла, нейрула. | 1 | 20.01 | ММО СД Таблица «Развитие зародыша» | п.31 | ||||
36 | 2 | Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. | 1 | 22.01 | ММО СД Таблица «Постэмбриональный период развития» | п.32 | ||||
37 | 3 | Общие закономерности развития. Биогенетический закон. | 1 | 27.01 | С.169 п.32 | |||||
Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов. | 20 | |||||||||
Тема 4.1. Закономерности наследования признаков. | 10 | |||||||||
38 | 1 | Открытие Г.Менделем закономерностей наследования признаков. | 1 | 29.01 | С.174 п.35 | |||||
39 | 2 | Гибридологический метод изучения наследования признаков Г.Менделя. | 1 | 03.02 | ММО СД Таблица «Гибридологический метод изучения наследования признаков» | С.175 п.36 | ||||
40 | 3 | Генотип как целостная система. Первый закон Г.Менделя. Моногибридное скрещивание. | 1 | 05.02 | С.176-180 п.37 | |||||
41 | 4 | Второй закон Г.Менделя. Полное и неполное доминирование. | 1 | 10.02 | ММО СД Второй закон Г.Менделя | С.180-186 п.37 | ||||
42 | 5 | Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. | 1 | 12.02 | С.186-189 п.38 | |||||
43 | 6 | Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя. Анализирующее скрещивание. | 1 | 17.02 | ММО СД Дигибридное скрещивание | С.180-185 | ||||
44 | 7 | Сцепленное наследование генов. | 1 | 19.02 | С.186-188 | |||||
45 | 8 | Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. | 1 | 24.02 | ММО СД Генетика пола | С.188-192 п.39 | ||||
46 | 9 | Взаимодействие генов. Лабораторная работа № 4 Решение генетических задач и составление родословных. | 1 | 26.02 | ММО СД Взаимодействие генов. | Повт.п.37-39 | ||||
47 | 10 | Обобщение по теме: «Закономерности наследования признаков». | 1 | 03.03 | П.36-39 повт. | |||||
Тема 4.2. Закономерности изменчивости | 6 | |||||||||
48 | 1 | Основные формы изменчивости. | 1 | 05.03 | С.192-196 | |||||
49 | 2 | Генотипическая изменчивость. | 1 | 10.03 | ММО СД Таблица «Генотипическая изменчивость» | С.196-201 п.41 | ||||
50 | 3 | Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. | 1 | 12.03 | С.198-201 | |||||
51 | 4 | Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. | 1 | 17.03 | ММО СД Таблица «Комбинативная изменчивость» | С.201-203 п.42 | ||||
52 | 5 | Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Лабораторная работа № 5 Построение вариационной кривой. Изучение изменчивости. | 1 | 19.03 | С.с.201-203 п.42 | |||||
53 | 6 | Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. | 1 | 31.03 | ММО СД | С.192-203 повт. | ||||
Тема 4.3. Селекция растений, животный и микроорганизмов. | 4 | |||||||||
54 | 1 | Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. | 1 | 02.04 | ММО СД Таблица «Центры происхождения культурных растений» | С.204-207 п.43 | ||||
55 | 2 | Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. | 1 | 07.04 | С.207-211 п.44 | |||||
56 | 3 | Селекция микроорганизмов. | 1 | 09.04 | ММО СД Таблица «Селекция микроорганизмов» | С.211-215 п.45 | ||||
57 | 4 | Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности. | 1 | 14.04 | ММО СД | п.43-45 повт. | ||||
Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии. | 5 | |||||||||
Тема 5.1. Биосфера, ее структура и функции. | 3 | |||||||||
58 | 1 | Биосфера – живая оболочка планеты. Структура биосферы. Круговорот веществ в природе. | 1 | 16.04 | ММО СД Таблица «Строение биосферы» | С.216-221 п.46 | ||||
59 | 2 | Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы и биоценозы. Факторы среды. | 1 | 21.04 | С. 221-231 п.47-49 | |||||
60 | 3 | Формы взаимоотношений между организмами. | 1 | 23.04 | ММО СД | С.231-246 п.50-53 | ||||
Тема 5.2. Биосфера и человек. | 2 | |||||||||
61 | 1 | Природные ресурсы и их использование. | 1 | 28.04 | ММО СД Таблица «Природные ресурсы» | С.247-269 п.54 | ||||
62 | 2 | Антропогенные факторы воздействия на биоценозы. Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. Охрана природы. | 1 | 30.04 | С.270-274 п.55 | |||||
Заключение | 1 | |||||||||
63 | 1 | Обобщение за курс общей биологии. | 1 | 05.05 | п.41-55 повт. | |||||
Повторение | 5 | |||||||||
64 | 1 | Эволюция живого мира на Земле. | 1 | 07.05 | ММО СД Таблица «Эволюция живого мира» | п.1-15 повт. | ||||
65 | 2 | Строение и функции клеток. | 1 | 12.05 | ММО СД | п.16-25 повт. | ||||
66 | 3 | Размножение и развитие организмов. Тестирование. | 1 | 14.05 | ММО СД | п.25-30 повт. | ||||
67 | 4 | Решение генетических задач с использованием законов Г.Менделя. | 1 | 19.05 | ММО СД | п.31-35 повт. | ||||
68 | 5 | Закономерности изменчивости. | 1 | 21.05 | п.35-45 повт. | |||||
ИТОГО | 68 | ЛР.Р- 5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...