статья Здоровьесберегающие технологии
статья по биологии по теме
О том, что школа подрывает здоровье детей, знали уже в прошлые века и били набат медики и педагоги.О неблагополучии здоровья школьников говорят и пишут в последнее время немало. И к этому имеются все основания. По некоторым данным лишь около 10% учащихся могут считаться здоровыми, более половины школьников страдают различными хроническими заболеваниями. Стремительно растет число функциональных нарушений и хронических заболеваний, которые регистрируются более чем у 50 - 60% школьников; резкое увеличение доли патологии нервной системы, органов чувств, сердечнососудистой и пищеварительной систем, опорно-двигательного аппарата, почек и мочевыводящих путей; увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов (у 20% старшеклассников в анамнезе 5 и более диагнозов).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_zdorovesberegayushchie_tehnologii.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Жаворонкова Наталия Васильевна
Учитель биологии МБОУ – СОШ №8
г. Армавир Краснодарский край
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ
Еще древние подметили: какова деятельность человека, его привычки – таково и здоровье. О том, что школа подрывает здоровье детей, знали уже в прошлые века и били набат медики и педагоги. В 1805 году великий педагог просветитель И.Т. Песталоцци оповестил мир о том, что при традиционных книжных формах обучения происходит «удушение» развития детей, «убийство их здоровья». И это было сказано в эпоху, когда родители были и сами здоровые, и у них рождались здоровые дети. Когда дети до 3-х лет еще питались материнским молоком. Когда они ели здоровую пищу, пили чистую воду, дышали совершенно чистым воздухом. Когда школьные программы были меньше информационно нагружены.
О неблагополучии здоровья школьников говорят и пишут в последнее время немало. И к этому имеются все основания. По некоторым данным лишь около 10% учащихся могут считаться здоровыми, более половины школьников страдают различными хроническими заболеваниями. Стремительно растет число функциональных нарушений и хронических заболеваний, которые регистрируются более чем у 50 - 60% школьников; резкое увеличение доли патологии нервной системы, органов чувств, сердечнососудистой и пищеварительной систем, опорно-двигательного аппарата, почек и мочевыводящих путей; увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов (у 20% старшеклассников в анамнезе 5 и более диагнозов).
Содержание школьных программ в настоящее время меняется главным образом в сторону повышения требований, интенсификации обучения и увеличения объема учебных нагрузок. Постоянно возрастающая по объему и усложняющаяся по содержанию научная информация приходит в противоречие с недостаточной гибкостью учебных планов, программ, учебников, что ведет к хронической перегрузке учащихся, падению интереса к учению, ухудшению их здоровья.
В связи с этим одним из направлений деятельности современной школы является сохранение здоровья подрастающего поколения. Для этого используются здоровьесберегающие технологии, предполагающие совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к нему.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Наиболее значимыми компонентами здоровьесберегающей среды являются:
- Создание комфортных условий для обучения;
- Использование оздоровительных методик, регулирующих двигательную активность, и приемов реабилитации умственной и физической работоспособности.
За здоровьем учащихся должен производиться строгий контроль, необходимы регулярные медицинские и психолого-педагогические диагностики по ряду важнейших параметров:
- Диагностика тревожности и агрессивности;
- Диагностика высших психических функций;
- Диагностика мышления;
- Диагностика индекса групповой сплоченности [42].
А также важно отслеживать нравственное здоровье школьников (сознательность дисциплины, формирование гуманистических взаимоотношений, нравственная оценка и самооценка, внутренний контроль - совесть, осознание моральной стороны поступков; отношение к природе, общественно полезному труду, вредные привычки).
Приоритетное направление деятельности педагогического коллектива в рамках внедрения здоровьесберегающей технологии в обучение – это развитие здоровьесберегающей среды в школе через применение технологии личностно-ориентированного обучения, здоровьесберегающих и здоровьеформирующих методик.
Созданная здоровьесберегабщая среда в школе позволяет предоставить каждому ученику реальную возможность получить полноценное образование, адекватное его способностям, склонностям, возможностям, потребностям и интересам.
Важнейшим условием деятельности учителя является применение на уроках здоровьесберегающих технологий обучений. Это предполагает:
- Учет периодов работоспособности детей на уроках (период врабатываемости, период высокой продуктивности, период снижения продуктивности с признаками утомления);
- Учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях (количества видов деятельности на уроках, их продуктивность);
- Наличие эмоциональных разрядок на уроках;
- Чередование видов позы с учетов видов деятельности;
- Использование физкультурных пауз на уроках [43].
Урок – главная составная часть учебного процесса. Уроки в рамках здоровьесберегающего обучения рекомендуется устанавливать по 40 минут. И даже это достаточно длительный период, чтобы ученик успел и заинтересоваться, и заскучать. Поэтому на занятиях должны проводиться динамические паузы: упражнения для глаз, кистей рук и опорно-двигательного аппарата с целью снятия напряжения на уроке, переключения на новый вид деятельности, производственная физзарядка и физкультминутки на уроках.
Педагоги школы должны уделять на уроке большое внимание выбору методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъект действия по их получению и созиданию.
Это такие методы:
- метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.);
- активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждением в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь);
- методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) [24].
В содержательной части урока нужно уделять особое внимание вопросам, связанным со здоровьем и ЗОЖ, формирующим отношение к человеку и его здоровью как к ценности, особенно это актуально на уроках биологии в курсе анатомии.
Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов, небольших стихотворений, музыкальных минуток создают благоприятный психологический климат на уроке.
Одна из проблем, остро стоящих не только в школе, но и в обществе в целом, - гиподинамия. Технический прогресс ведет к уменьшению подвижности человека. Уменьшается не только время, посвященное активным двигательным упражнениям, но и время, проведенное на открытом воздухе. Эту проблему можно решить, например, проведением уроков на природе. При этом не обязательно ехать в лес или загород, достаточно выйти в школьный двор или ближайший сквер. Особенно это актуально для уроков биологии и географии, на таких «прогулочных уроках» можно изучать новый материал, закреплять полученные знания или даже проводить зачётное мероприятие.
На уроках биологии при изучении тем здороввьесберегающие технологии можно реализовать следующим образом. Знакомя учащихся со строением опорно-двигательной системы, надо акцентировать внимание школьников на значении физических упражнений для ее развития. При изучении дыхательной системы желательно осуществлять тренировку дыхания, которая, не занимая много времени, позволяет не только развивать органы дыхания, но и способствует повышению культуры общения. При изучении пищеварительной системы дети знакомятся с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью, с потребностью человека в энергии, получаемой с пищей. Необходимо обращать внимание учеников на необходимость своевременного и сбалансированного питания, проводить работу по повышению культуры приема пищи, соблюдению основных гигиенических требований. Школьники учатся составлять меню с учетом требований к здоровому питанию, получают необходимые сведения о процессах, происходящих с пищей во время ее приготовления. А различные викторины и конкурсы сделают изучение этого материала более интересным и запоминающимся.
Большое внимание следует уделять строгому нормированию домашних заданий для недопущения перегрузок, обратив особое внимание на объем и сложность материала, задаваемого на дом. Основные пункты задания разбирать на уроке, а на дом оставлять повторение или творческие работы.
Огромную роль в укреплении здоровья учащихся играет и экологическое пространство: проветривание, озеленение, освещение кабинета. Благотворно на здоровье и настроение влияют запахи, лучший источник которых – растения. Кроме этого решается воспитательная задача: дети, привлеченные к уходу за растениями, приучаются к бережному отношению к ним, ко всему живому, получая основы экологического воспитания.
От уровня гигиенической рациональности урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное нарушение утомления. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют и на состояние учителя, его здоровья. А это, в свою очередь, оказывает влияние на состояние и здоровье учащихся.
Забота о здоровье учеников неотделима от заботы учителя о своем собственном здоровье. Педагог должен подавать пример своим образом жизни и своим здоровьем, так как собственный пример лучше всяких слов познакомит детей с правилами здорового образа жизни.
В сохранении и укреплении здоровья детей, пропаганде ЗОЖ большая роль должна отводиться работе с родителями, ведь они в первую очередь определяют и нормируют деятельность детей за пределами школы.
Здоровье школьников – это политика, в которой воплотится наше будущее. Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе – это задача особой важности для педагогического коллектива любой современной школы. Задача школы должна состоять в том, чтобы помочь каждому ученику развить свои способности, помочь сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностно ориентированный подход при обучении и воспитании.
Ведь главная радость для учителя – это его успешный ученик, в котором воплощаются все его идеи и стремления. И чем более успешными и развитыми будут наши ученики, тем большее удовлетворение от своей работы мы получим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья. здоровьесберегающие технологии "Управление стрессом"
Управление стрессом Успешного человека спросили: – Скажи, как тебе удается выходить из трудных ситуаций с прибылью, когда все вокруг терпят убытки? – Просто я верю, что из любой слож...
Статья "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка"
Здоровье школьника...
Статья "Здоровьесберегающие технологии в условиях школы-интерната"
В статье даю характеристику особенностей работы в условиях школы-интерната.Для сохранения здоровья школьников возможно применение перечисленных педагогических технологий, многие из которых применяю на...
Статья Здоровьесберегающие технологии на уроках математики.
Данная статья о том, как сберечь здоровье наших учеников на уроках математики и не только....
Статья "Здоровьесберегающие технологии в детском творческом объединении" - Сборник материалов II Международной научно-практической конференции "Ребёнок в современном мире"( февраль 2013 г.)
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3982618","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"207","width":"150"}}]] Р 31...
Статья "Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе учреждений дополнительного образования" - Сборник материалов всероссийской конференции "Актуальные подходы в вопросах здоровьесберегающей и инновационной деятельности ОУ"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3982930","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"339"}}]]Статья "Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном ...
Методическая статья "Здоровьесберегающие технологии в обучении"
Методическая статья отражает систему, которую я использую для здоровьесбережения на своих уроках....