рабочая программа по биологии 12 класс
учебно-методический материал по биологии (10 класс) на тему

Абзиева Гаукар Ядыгемовна

В соответсвии со  спецификой вечерней школы с заочной формой обучения, нам, учителям вечерней школы приходиться разрабатывать рабочие программы отвечающие всем требованиям ФГОС и ФГТ, в то же время за значительно меньшее количество времени по сравнению в "дневными" общеобразовательными школами. К вниманию своих коллег представляю одну из таких программ- рабочую программу по биологии.

Данная программа конкретизирует содержание стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_biologii_12_klass.rar74.3 КБ

Предварительный просмотр:

-КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ 12 КЛАСС

п/п

Название  раздела, темы уроков

Планируемые  результаты обучения

Тип и форма урока

Д/з

Дата по плану

Дата

Общеучебные умения и навыки

 Характеристика деятельности ученика

1-2

Эволюционное учение

Развитие эволюционного учения Ч.Дарвина

-диалектически анализировать учебный или любой другой материал;
-сравнивать объекты, факты, явления;

- работать с различными источниками информации, готовить сообщения, выступать с сообщениями.

Изучить  развитие эволюционного учения Ч.Дарвина, их значение и использование в  жизни. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей. Использовать знания об истории развития эволюционного учения для доказательства эволюции.  

Урок изучения и первичного закрепления  знаний

§ 52, стр. 186-195

3

Вид, его критерии

- сравнивать, анализировать, обобщать; работать с книгой.

-классифицировать по нескольким признакам; Работать с различными источниками информации, готовить сообщения

Определять принадлежность биологического объекта   к биологическому виду. Сравнивать  характерные признаки и свойства, по которым одни виды отличаются  от других. Определить критерий вида. Доказывать единство и происхождения видов

Комбинированный  

 

§ 53, стр.195-197

 

4

Популяции. Генетический состав популяций.

-диалектически анализировать учебный или любой другой материал; -ставить цели самообразовательной деятельности; — планировать и проводить наблюдения за объектом;
-сравнивать объекты, факты, явления;
· обобщать, делать резюме

Давать определения понятиям: популяция  Характеризовать  взаимоотношения организмов в популяциях Сравнивать  почему биологические виды существуют в форме популяций? Характеризовать  генетический состав популяций.

Комбинированный

 

§54-55, стр.198-202

Записи в тетр

5

Изменение генофонда популяций

диалектически анализировать учебный или любой другой материал; - планировать и проводить наблюдения за объектом;  

 Изучать изменение генофонда популяций.. Рассматривать  причины нарушения генетического равновесия Сравнивать случайные изменения генофонда популяций и направленные изменения генофонда. 

Комбинированный

§56. Стр.203-205

6

 Борьба за существование и ее формы

-сравнивать, анализировать, обобщать; работать с книгой,

-выделять главное, существенное;

- соотносить различные компоненты объекта;

Давать определения понятиям: внутривидовая борьба, межвидовая борьба, борьба с неблагоприятными условиями среды. Называть формы  борьбы за существования. Характеризовать почему внутривидовая борьба является самой напряженной  формой борьбы за существование?

Комбинированный  

§57, стр 205-207

7

 Естественный отбор и его формы

Наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

-выделять главное, существенное;

Называть  формы естественного отбора.  Распознавать на рисунках приспособления организмов к условиям существования.  Устанавливать взаимосвязь: между действиями стабилизирующего, движущего и дизруптивного отбора.

Комбинированный

 

§58, стр. 208-214

8

  Изолирующие  механизмы      

-диалектически анализировать учебный или любой другой материал;  -ставить цели самообразовательной деятельности;

-Наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Называть особенности  отличия организмов, обнаруженных Ч.Дарвином на Галапагосских островах от близкородственных форм на материке. Устанавливать взаимосвязь между  изолирующими механизмами. Характеризовать особенности репродуктивной изоляции.  

Комбинированный

§59, стр. 214-217

9

  Видообразование

-Наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы

-выделять главное, существенное;

-проводить

самонаблюдения

Изучить стадии видообразования.. Устанавливать взаимосвязь между стадиями видообразования. Раскрывать существенность  микроэволюции. Описывать и объяснять появление видов растений и животных в результате хромосомных перестроек.

Комбинированный

 

§60, стр.218-

222.

Сообщение

10

  Макроэволюция, ее доказательства.    Система растений и животных - отображение эволюции  

-Работать с различными источниками информации, готовить сообщения, выступать с сообщениями

— готовить доклады, рефераты; -выступать перед аудиторией; -придерживаться определенного стиля при выступлении

Назвать процесс образования из видов  новых родов.  Изучить палеонтологические доказательства макроэволюции.  Перечислить основные систематические группы, используемые при классификации растений и животных.

 

Комбинированный

 

§61-62, повт §59записи. стр.222-229

11

Главные направления эволюции органического мира.

Наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы

- владеть навыком аналитического чтения;  -владеть различными видами изложения текста; устанавливать причинно-следственные связи, аналогии

Называть  типы эволюционных изменений. Характеризовать сущность  параллелизма, конвергенции и дивергенции. Сравнивать  биологический прогресс и биологический регресс. Устанавливать взаимосвязь между  главными направлениями эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация.

  Комбинированный

§ 63, стр.230-236

12

  Основы селекции и биотехнологии.

Основные методы селекции и биотехнологии

.-выделять главное, существенное;
- синтезировать материал;
Работать с различными источниками информации,  

Давать определение понятию селекция. Называть основные методы селекции. Объяснять  почему методы клеточной и генной инженерии считаются перспективными в селекции и биотехнологии. Использовать приобретенные знания для жизни.

Урок новых знаний

 

§64,

стр. 240-244

13

 Методы селекции растений

-диалектически анализировать учебный или любой другой материал -выделять главное, существенное;
- синтезировать материал;
-устанавливать причинно-следственные связи, аналогии

Давать определения понятию:  протопласт. Называть  центры происхождения культурных растений.  Распознавать и описывать на рисунках использование эффекта гетерозиса в создании гибридных форм кукурузы. Характеризовать основные методы селекции растений.

Комбинированный

§ 65, стр. 244-252

14

 Методы селекции животных

         

-выделять главное, существенное;
- синтезировать материал;
-устанавливать причинно-следственные связи, аналогии

Давать определения понятий: полиэмбриония, генетическое клонирование. Называть  с чем связаны особенности селекции животных. Характеризовать методы клеточной инженерии.   Изучить схему генетического клонирования овцы.

Комбинированный

§ 66, стр.252-256

15

Селекция микроорганизмов. Современное состояние и перспективы биотехнологии.

-диалектически анализировать учебный или любой другой материал;
· сравнивать объекты, факты, явления;
· обобщать, делать резюме;

— планировать и проводить наблюдения за объектом;

Изучить процесс и методы селекции микроорганизмов.    Характеризовать  биотехнологию в практической деятельности человек и перспективы развития биотехнологии. Использовать приобретенные знания для  растениеводства и животноводства.

Комбинированный

 

§  67-68, стр.256-264

16

    Антропогенез.

Положение человека в системе животного мира.

-диалектически анализировать учебный или любой другой материал;
·сравнивать объекты, факты, явления;
· обобщать, делать резюме;

Анализировать и оценивать развитие взглядов на происхождение человека. Использовать приобретенные знания для доказательства происхождения человека от животных. Находить в СМИ полезную информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы. Характеризовать   систематическое положение современного человека.

Урок новых знаний

 

§ 69, стр. 255-270

17

 Основные стадии антропогенеза      

— ставить цели самообразовательной деятельности; выделять главное, существенное;
- синтезировать материал;
-устанавливать причинно-следственные связи, аналогии

Называть  современные взгляды на развитие человека  Изучить общую схему происхождения человека. Характеризовать стадии антропогенеза. Устанавливать взаимосвязь между   основными стадиями антропогенеза.

Комбинированный

 

§ 70

18

       Движущие силы антропогенеза. Прародина человека

- владеть различными видами изложения текста; -диалектически анализировать учебный или любой другой материал;  - сравнивать объекты, факты, явления;
· обобщать, делать резюме;

Характеризовать  биологические факторы антропогенеза. Устанавливать взаимосвязь межу биологическими и социальными факторами в антропогенезе. Использовать приобретенные знания для  дальнейшего изучения темы. Изучить  гипотезу о прародине человека.

Комбинированный

§ 71-72, стр. 277-284, сообщение

19

      Расы и их происхождение

— готовить доклады, рефераты;

-выступать перед аудиторией;

- придерживаться определенного стиля при выступлении

Называть  появление человеческих рас. Объяснять   какие факторы  оказывали влияние на расогенез.  Обсудить проблему межрасовых отношений и межрасовых браков в современном обществе.

Комбинированный

§ 73, стр.285- 289. записи

20

 Основы экологии

Что изучает экология. Среда обитания организмов и ее факторы.

— ставить цели самообразовательной деятельности; -сравнивать объекты, факты, явления;
·-обобщать, делать резюме;
 --планировать и проводить наблюдения за объектом;

Изучить развитие экологии как науки. Использовать приобретенные знания для охраны окружающей среды. Объяснять  как экологические факторы  действуют на организмы.. Характеризовать сущность закона минимума и к каким последствиям может привести пренебрежения его требованиями в сельском хозяйстве.  

Урок новых знаний

§ 74-75, стр. 292-299.

21

     Местообитание и экологические ниши. Основные типы экологических взаимодействий.

         

-диалектически анализировать учебный или любой другой материал;  - выделять главное, существенное;
- синтезировать материал; устанавливать причинно-следственные связи, аналогии

Изучить  местообитание организмов и экологические ниши.  

Характеризовать основные типы экологических взаимодействий. Использовать приобретенные знания для охраны окружающей среды.

Комбинированный

 

§  76-77, ст.р. 299-308

22

 Конкурентные взаимодействия.

находить информацию о биологических объектах в различных источниках

 Изучить происхождение  конкурентных взаимодействии в природе.  Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения текстовой контрольной работы.

Комбинированный

§ 78, стр. 308-311

23

Основные экологические характеристики популяции. Динамика популяции.

— ставить цели самообразовательной деятельности; -проводить самостоятельный поиск биологической информации

-находить информацию о биологических объектах в различных источниках

Называть  основные экологические характеристики популяции. Использовать приобретенные знания для охраны окружающей среды. Характеризовать  какие факторы оказывают влияние на численность популяций.

 

Комбинированный

 

§  79-80. стр. 312-317

24

Экологические сообщества. Структура сообщества.

— ставить цели самообразовательной деятельности;

Изучить: биоценоз, экосистема, биогеоценоз. Устанавливать взаимосвязь  происходящих в биогеоценозе.  Сравнить естественные и искусственные экосистемы. Рассмотреть структуру сообщества.

  Комбинированный

§ 81-82, 318-326

25

Взаимосвязь организмов в сообществах. Пищевые цепи.

-диалектически анализировать учебный или любой другой материал;
· сравнивать объекты, факты, явления;
· обобщать, делать резюме;

— владеть навыком аналитического чтения;

Характеризовать  взаимосвязь организмов в сообществах.. Анализировать и оценивать воздействие факторов на цепи питания. Использовать приобретенные знания для  охраны окружающей среды.   Изучить процесс  круговорота  веществ в экосистеме.

Комбинированный

§ 83-84, стр. 327-331.

26

 Экологические пирамиды. Экологическая сукцессия.

— ставить цели самообразовательной деятельности

Называть: экологическая пирамида, пирамида биомассы, пирамида численности, сукцессия.  Характеризовать   виды сукцессий. Находить в тексе учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий контрольной работы.

Комбинированный

§ 85-86, стр. 332-337

27

 Влияний загрязнений на живые организмы. Основы рационального природопользования.

-сравнивать, анализировать, обобщать; работать с книгой,

-выделять главное, существенное;

-сравнивать, анализировать, обобщать;

-работать с книгой,

Изучить влияние загрязнений на живые организмы. Распознавать и описывать по рисунку передачу токсических веществ по пищевой цепи.  Характеризовать о формировании экологического сознания.  

Комбинированный

§ 87-88, стр.337-342

28

 Эволюция биосферы и человек.  Гипотезы о происхождении жизни.

-сравнивать, анализировать, обобщать; -работать с книгой

 Изучить гипотезу о происхождении жизни.. Характеризовать гипотезу креационизм, самопроизвольное зарождение, гипотезу панспермии, гипотезу биохимической эволюции, коацерваты и пробионты.

Комбинированный

§ 89, стр.343-348

29

 Современные представления о происхождении жизни.        

— ставить цели самообразовательной деятельности;

Характеризовать  гипотезу абиогенного зарождения жизни.

Комбинированный

§ 90, стр. 348-35

30

Основные этапы развития жизни на Земле

Наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

- соотносить различные компоненты объекта;

-классифицировать по нескольким признакам;

Изучить основные этапы развития жизни на Земле.

Комбинированный

 

§ 91, стр.351-356

31

        Эволюция биосферы

Наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

— готовить доклады, рефераты; -выступать перед аудиторией;- придерживаться определенного стиля при выступлении.

Изучить роль процессов фотосинтеза и дыхания... Анализировать и оценивать основные этапы развития биосферы. Использовать приобретенные знания для охраны окружающей среды.  Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий текстовой контрольной работы

Комбинированный

 

§  92, стр.356-360

32

Антропогенное воздействия на биосферу

;-проводить самостоятельный поиск биологической информации: в биологических словарях и справочниках,  значения биологических терминов; в различных источниках

 Изучить пути выхода  из экологического кризиса.  -Использовать приобретенные знания для рациональной организации труда и отдыха.

Комбинированный

 

§  93, стр.361-363

33

  Повторение    Эволюционное учение

     

-выступать перед аудиторией;

- придерживаться определенного стиля при выступлении.

Урок повторения и  обобщения

§  52-63

34

Селекция

находить информацию о биологических объектах в различных источниках и критически ее оценивать;

 Урок повторения и обобщения

§  64-68

35

Антропогенез

Работать с различными источниками информации, готовить сообщения, выступать с сообщениями.

 Урок повторения и обобщения

§ 69-73

36

 Экология. Биосфера

- готовить доклады, рефераты;

-выступать перед аудиторией;

- придерживаться определенного стиля при выступлении

 Урок повторения обобщения

 

 

§  74-93

1

  Зачетный  урок по теме: 

Основы учения об эволюции

Уметь выполнять тестовую контрольную работу в нескольких вариантах  из  заданий  разного вида, соответствующих  требованиям к уровню подготовки  обучающихся

Урок  контроля  и оценки знаний

2

    Зачетный  урок по теме: 

Основы селекции и биотехнологии

Уметь выполнять тестовую контрольную работу в нескольких вариантах  из  заданий  разного вида, соответствующих  требования к уровню подготовки  обучающихся

Урок  контроля  и оценки знаний

3

 Зачетный  урок по теме: 

Антропогенез

Уметь выполнять тестовую контрольную работу в нескольких вариантах  из  заданий  разного вида, соответствующих  требованим к уровню подготовки  обучающихся

Урок  контроля  и оценки знаний

4

   Зачетный  урок по теме:

  Основы экологии

Уметь выполнять тестовую контрольную работу в нескольких вариантах  из  заданий  разного вида, соответствующих  требования к уровню подготовки  обучающихся

Урок  контроля  и оценки знаний

 

5

Зачетный  урок по теме:  

Эволюция биосферы и человек

Уметь выполнять тестовую контрольную работу в нескольких вариантах  из  заданий  разного вида, соответствующих  требования к уровню подготовки  обучающихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...