Технологическая карта учебно-исследовательской деятельности обучающихся
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме
Технологическая карта предназначена для организации учебно-исследовательской деятельности на уроках биологии в 8 классе. Тема урока: "Гигиена сердечно-сосудистой системы". Для уроков по ФГОС. Автор формы представления материала: кандидат биологических наук, зав.кафедрой общей биологии, ботаники, экологии и методики их преподавания ПГСГА, доцент Семенов А.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehkarta_uid_rabota_serdtsa.doc | 304.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта учебно-исследовательской
деятельности обучающихся
Check-лист:
€ организация деятельности;
€ содержание и направленность деятельности;
€ презентация результатов деятельности;
€ критерии оценки деятельности.
Приложение
к технологической карте
Структура, содержание и оформление исследовательской работы
Исследовательская работа состоит из титульного листа, содержания, введения, нескольких глав и подглав, выводов, списка источников информации и приложения(й).
На титульном листе указывается следующая информация: полное наименование образовательного учреждения; название предмета, по которому выполнена исследовательская работа; тема работы; информация о научном руководителе (учителе) и научном консультанте (если есть); название населенного пункта и год представления работы к защите.
Содержание (оглавление) включает перечисление частей работы, начиная с введения и заканчивая приложениями с указанием страниц.
Во введении приводится актуальность, проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования; указывается практическая значимость, структура и объем работы.
Актуальность исследования – значимость, важность, приоритетность среди других тем и событий, злободневность.
Проблема (противоречие) – сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения и последующего решения. Проблема возникает либо из противоречий между потребностями практики и состоянием решения вопроса в теории, либо из противоречивых научных позиций, объяснений каких-либо процессов и явлений.
Цель исследования – обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах поиска; мысленное предвосхищение (прогнозирование) результата, определение оптимальных путей решения задач в условиях выбора методов и приемов исследования. Цель должна быть достижимой, направлена на выявление нового знания или получение конечного продукта.
Объект исследования – явление реальной действительности, определенная совокупность свойств и отношений, которая существует независимо от познающего, но отражается им, служит конкретным полем поиска. Например, в биологии в качестве объекта исследования выступают биологические системы (клетки и ткани, органы, системы органов и организмы, биоценозы и экосистемы, вплоть до биосферы в целом). Объектом изучения химии являются химические элементы, вещества и их превращения. Объектом исследования географии – географическая оболочка Земли, материки, государства и иные территориальные единицы; ландшафты, геологическое строение, рельеф, климат, подземные и поверхностные воды; население, общественное производство и их размещение. Объект исследования всегда шире, чем его предмет.
Предмет исследования – своего рода ракурс, точка обозрения, позволяющая видеть специально выделенные отдельные стороны, связи изучаемого. Он дает представление о том, как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты и функции объекта рассматривает данное исследование.
В одном и том же объекте могут быть выделены различные предметы исследования. В предмет включаются только те элементы, связи и отношения объекта, которые подлежат изучению в данной работе. Определение предмета исследования означает установление границ поиска, предположение о наиболее существенных в плане поставленной проблемы связях, допущение возможности их временного вычленения и объединения в одну систему. В предмете в концентрированном виде заключены направления поиска, важнейшие задачи, возможности их решения соответствующими средствами и методами.
Гипотеза исследования – обоснованное предположение о том, как, каким путем, за счет чего можно получить искомый результат. Гипотезы бывают описательными (предположение о свойствах, структуре), объяснительными (установление причинно-следственных связей, что с чем связано) и прогностическими (предвосхищение действий).
Задачи исследования представляют собой звенья, шаги, этапы достижения цели. Их должно быть немного, не более 5–6.
Методы исследования – способы познания изучаемой реальности, которые позволяют решить задачи и достичь цели поисковой деятельности. Их можно объединить в четыре группы:
- теоретические (изучение и анализ литературы, прогнозирование, проектирование, моделирование);
- эмпирические (анкетирование, тестирование, наблюдение, эксперимент);
- математические (методы проверки результатов экспериментов);
- рефлексивные (самоанализ, самооценка).
Практическая значимость исследования отражает возможные варианты использования материалов исследования на практике.
Объема и структуры работы предполагают указания на наличие введения, отмечается количество глав, наличие выводов, источников информации, их количество, и приложения(й); приводятся данные о количестве страниц, рисунков и таблиц.
Содержание основной части исследовательской работы должно быть последовательным и логичным. Все главы должны быть связаны между собой. Особое внимание следует обращать на логические переходы от вопроса к вопросу, от одной части работы к другой.
Изложение материала по разрабатываемым вопросам должно быть конкретным и опираться на результаты собственных изысканий. При этом важно не просто описание, а критический анализ имеющихся данных. На заимствованные материалы должны быть в обязательном порядке сделаны ссылки согласно действующему ГОСТу.
Отдельные положения работы должны быть иллюстрированы цифровыми данными, таблицами, рисунками. Таблица должна занимать не более одной страницы. Если таблица по размеру превышает одну страницу, ее следует включить в приложение.
Ссылаться на иллюстративный материал нужно в том месте текста, где формулируется положение, подтверждаемое или иллюстрируемое им. Например: (табл. 1) или (рис. 2).
Содержание таблиц и рисунков пересказывать в тексте работы не следует. Здесь уместно формулировать основные выводы, к которым подводят иллюстрации, или вводить дополнительные показатели, более отчетливо характеризующие то или иное явление или его отдельные стороны.
В некоторых случаях иллюстративный материал можно заимствовать из литературных источников с указанием ссылок на первоисточники.
Таблицы и рисунки должны иметь названия и порядковую (сквозную) нумерацию.
Порядковый номер таблицы проставляется в правом верхнем углу над ее названием арабскими цифрами. В каждой таблице следует указывать единицы измерения показателей и период времени, к которому относятся данные. Если единица измерения в таблице является общей для всех числовых табличных данных, то ее приводят в заголовке таблицы после ее названия.
Порядковый номер рисунка и его название записывают под рисунком.
Формулы приводят сначала в буквенном выражении, затем дают расшифровку входящих в них индексов, величин.
В конце работы приводятся выводы. Они должны быть немногочисленными, четкими, лаконичными и емкими. Каждый вывод должен быть пронумерован. Вместо выводов может быть представлено заключение.
Источников информации оформляется в соответствии с требованиями ГОСТа.
В приложении могут содержаться таблицы, рисунки (фотографии, графики, схемы, диаграммы) и т.п.
Образец оформления титульного листа работы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 102
с углубленным изучением отдельных предметов городского округа Самара
Биология
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Влияние физической нагрузки на работоспособность сердца
и артериальное давление
Автор: Иванов Иван Иванович,
учащийся 8 «А» класса
Научный руководитель:
Баженова Елена Менделевна,
учитель биологии категории
Научный консультант:
Семенов Александр Алексеевич,
кандидат биологических наук,
доцент
Самара 2015
Образец оформления содержания работы
(оглавления)
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | 3 |
1. Фосфор и его роль в жизни растений | 6 |
1.1. Фосфор как химический элемент | 10 |
1.2. Физиологическая роль фосфора в питании растений | 14 |
2. Материал и методика исследования | 20 |
3. Влияние фосфора на биологическую продуктивность | 24 |
4. Эвтрофикация, ее причины и последствия | 42 |
Выводы | 55 |
Информационные ресурсы | 56 |
Приложение | 60 |
Образцы оформления иллюстраций
Рис. 1. Классификация пойменных озер по их генезису[1]
Рис. 2. Куйбышевский обводнительно-оросительный канал (фото автора)
Рис. 3. Экологический спектр жизненных форм растений Воронежских прудов г. Самары
Образец оформления заголовков1. ФОСФОР И ЕГО РОЛЬ В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ
1.1. Фосфор как химический элемент
Фосфор принадлежит к числу довольно распространенных элементов; содержание его в земной коре составляет около 0,08%. Вследствие легкой окисляемости, он …
Образец оформления таблиц
Таблица 1
Систематический состав флоры гидрофитов
пойменных озер п. Алексеевка (Кинельский район)
Отдел | Представители | Количество видов | |
% | абс. | ||
Pteridophyta | Salvinia natans L. | 5,6 | 1 |
Magnoliophyta | 94,4 | 17 | |
Класс Liliopsida: | 70,6 | 12 | |
Класс Magnoliopsida: Ceratophyllum demersum L., Utricularia vulgaris L., Myriophyllum verticillatum L., Nuphar lutea (L) Smith, Nymphaea alba L. | 29,4 | 5 |
Образец оформления источников информации
Оформление книги одного, двух или трех авторов
Лакин, Г.Ф. Биометрия [Текст]: учеб. пособие для биол. спец. Вузов / Г.Ф.Лакин. – М.: Высшая школа, 1990. – 352 с.
Шиянов, Е.Н. Развитие личности в обучении [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Е.Н.Шиянов, И.Б.Котова. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 288 с.
Марина, А.В. Школьное биологическое образование: проблемы и пути их решения [Текст]: учеб. пособие к курсу методики преподавания биологии / А.В.Марина, В.П.Соломин, П.В.Станкевич. – СПб.: Изд-во НИИ Химии СПбГУ, 2000. – 132 с.
Оформление книги под редакцией
Педагогические технологии [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. спец. / под. ред. В.С.Кукушина. – Ростов-на-Дону: Издательский центр «Март», 2002. – 512 с.
Оформление книги, имеющей составителя
«Зеленая книга» Поволжья: охраняемые природные территории Самарской области [Текст] / сост. А.С.Захаров, М.С.Горелов. – Самара: Кн. изд-во, 1995. – 352 с.
Оформление переводного издания
Небел, Б. Наука об окружающей среде: как устроен мир [Текст]: В 2-х т. Т. 1. Пер. с англ. / Б.Небел. – М.: Мир, 1993. – 424 с.
Оформление книги, вышедшей в серии
Тузова, Р.В. Эволюция домашних животных [Текст] / Р.В.Тузова. – М.: Знание, 1989. – 64 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Биология»; №7).
Оформление статьи из книги или другого разового издания
Матвеев, В.И. Реки и другие водоемы [Текст] / В.И.Матвеев // Природа Куйбышевской области / сост. М.С.Горелов, В.И.Матвеев, А.А.Устинова. – Куйбышев: Кн. изд-во, 1990. – С. 100–126.
Оформление статьи из журнала
Шилова, С.А. Растительный и животный мир полупустынь юга России [Текст] / С.А.Шилова, В.В.Неверов // Биология в школе. – 2001. – №8. – С. 14–17.
Оформление стандартов
ГОСТ 7.1. – 84. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления. – М.: Изд-во стандартов, 1984. – 78 с.
Оформление автореферата диссертации
Ваулина, Н.М. Формирование мотивов учения как средства повышения эффективности преподавания химии в школе [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук / Н.М.Ваулина. – М., 2003. – 16 с.
Оформление источников из Интернета
Калинова, М.М. О Куйбышевском обводнительно-оросительном канале [Электронный ресурс] / М.М.Калинова // URL: http://www.ssc.smr.ru/izvestya.shtml. Дата обращения 05.05.2012.
[1] Матвеев, В. И. Динамика растительного покрова водоемов Средней Волги. – Самара : Кн. Изд-во, 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта учебно-исследовательской деятельности обучающихся
Разработка технологической картыучебно-исследовательской деятельности обучающихсяпо теме «Система органов управления Советской России в годы Гражданской войны»...
Итоги методической недели «Реализация программы формирования компетенций обучающихся в области использования ИКТ, в учебно-исследовательской, проектной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО, ООО»
После проведения методической недели были проанализированы эффективность уроков по этому аспекту деятельности....
Технологическая карта занятия внеурочной деятельности «Ориентирование и топографическая карта»
Технологическая карта внеурочного занятия будет полезна учителям каоторые ведут занятия по внеурочной деятельности "Туризм и краеведение" Я пыталась систематичировать и обо...
Образовательные практики в учебно – исследовательской краеведческой деятельности обучающихся в Республике Калмыкия (выступление на Международной конференции в Москве в 2019 г.).
В данной статье анализируется опыт работы педагогов Калмыкии по развитию учебно-исследовательской краеведческой деятельности обучающихся. В рамках туристско-краеведче...
Надбитов Р.К. Методические рекомендации по организации учебно-исследовательской краеведческой деятельности обучающихся. 2020 г.
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования...
Надбитов Р.К. Образовательные практики в учебно-исследовательской краеведческой деятельности обучающихся в Республике Калмыкия. Статья в журнал "Исследователь". 2020 г.
Публикация в журнале...
Технологическая карта индивидуального занятия с обучающимся 2 класса с интеллектуальными нарушениями (2 вариант) Предмет: Предметно – практическая деятельность Тема: «Игрушки»
Технологическая карта индивидуального занятия Тема: «Игрушки»Класс 2 Предмет: Предметно – практическая деятельность Форма проведения занятия: индивидуальная.Тип з...