Публичное представление собственного педагогического опыта
материал по биологии по теме

Полушкина Мария Ивановна

Использование технологии развития творческих способностей учащихся на уроках биологии

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie_pedagogicheskogoopyta.rar25.49 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного педагогического опыта

учителя биологии и технологии Полушкиной Марии Ивановны

по теме: «Использование технологии развития творческих способностей учащихся на уроках биологии»

Общие сведения

1

Ф.И.О. автора опыта

Полушкина Мария Ивановна

2

Должность

Учитель биологии

3

Стаж  педагогической работы

16 лет

4

Квалификационная категория

II квалификационная категория

5

Учреждение, в котором работает автор опыта

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40» г.о. Саранск Республики Мордовия

       Только тесное сотрудничество с учеником и совершенное взаимопонимание поможет учителю  в решении задач, которые ставит перед российским  учительством реальная жизнь.

Сущностные характеристики опыта

Тема инновационного педагогического опыта

       Использование технологии развития творческих способностей учащихся на уроках биологии.

1

Актуальность и перспективность опыта.  Значение для совершенствования учебно – воспитательного процесса

       Актуальность и перспективность опыта обусловлена теми изменениями, которые происходят в обществе в целом,  и в образовании в частности.  XXI  век делает необходимым  в преподавании различных дисциплин широкое  использование технологии развития творческих способностей учащихся.  Именно творческие способности, благодаря целому ряду своих особенностей, рассматриваются как оптимальная форма интеллектуальной деятельности людей, живущих в переполненном информацией мире. Как показывает мой педагогический опыт, личностно-ориентированное обучение биологии приобретает  более продуктивный коммуникативный характер, если базируется на философских  и психологических принципах  технологии развития творческих способностей учащихся. Они облегчают понимание различных взглядов на явления и целый мир в целом, позволяют учащимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуации с высоким уровнем неопределенности. Технология развития творческих способностей учащихся  предполагает равноправное взаимодействие учителя и учащегося, диалогические отношения между ними, возможность  высказывать свои суждения, рассчитывать быть услышанным, выслушивать, понимать и принимать  другие мнения в группе, т.е.   выполнять коммуникативные учебные действия и самому творить, реализовывать свои собственные творческие идеи и замыслы.

       Цель  технологии  развития  творческих способностей учащихся  научить ученика самостоятельно мыслить, выделять главное, структурировать и передавать информацию и имеющие творческие идеи, применять полученные результаты,  как к стандартам, так и нестандартным ситуациям, принимать независимые продуманные решения, самому создавать модели творческих замыслов.

      Задачи: образовательные мотивации повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;

информационной грамотности развития способности к самостоятельной аналитической, творческой  и оценочной работе с информацией любой сложности;

социальной  компетентности - формирование коммуникативных деловых навыков и ответственности за знание.

2

Новизна опыта

      Новизна развития творческих способностей учащихся в том, что такое обучение позволяет поставить в центр образовательной системы ученика, интересы его развития и способности.  Ученик наряду с учителем выступает в качестве активного субъекта деятельности учения. Ранее во главе обучения стоял учитель, и такое обучение называлось "Lehrerzentriert", где учитель управлял обучением; приоритетом сегодняшнего обучения является тип обучения, который называется "Lernerzentriert":  ученик трудится и создает  сам, учитель должен быть в стороне. Ученик может полностью на уроке творить  самостоятельно, роль учителя - вторична.

         Целью обучения в средней школе следует считать не язык, что уместно при филологическом образовании в специальном вузе, и не речь как «способ формирования и формулирования мысли», и даже не просто речевую деятельность – говорение, чтение,  а указанные виды речевой деятельности как средства общения и развития творчества.  Обучать говорению, не обучая общению (не создавая на уроках условий речевого общения), нельзя!  Естественно, что коммуникативная компетенция связана и с формированием познавательных  и творческих интересов.

3

Наличие теоретической базы

        О  развития творческих способностей учащихся  речь шла в работах доктора  психологических наук, профессора И.С. Якиманской ещё в конце семидесятых годов прошлого века, а вначале девяностых данные идеи получили развитие в работах И.А. Зимней. В настоящее время много работ на данную тематику есть у таких учёных-методистов как Н.В. Кузьмина, Е.Г. Осовский, А.В. Петровский,  А.И. Щербаков, Г.Г. Экк, Г.В. Рогова, И.Ф. Обернихина, Н.Д. Левитов, Е.И. Пассов. Неоднократно я обращалась к работам С.С. Татарченковой (например: "Урок как педагогический феномен". Санкт-Петербург, 2008г.), А. И. Савенкова ("Детская одаренность: развитие средствами искусства". М., 2009 г.), Г.К. Селевко ("Современные образовательные технологии". М., 2008 г.), З.Н. Никитенко ("Организация деятельности учащихся в V-VII классах для повышения мотивации учения". - Москва, 2005), Л.М. Егоровой ("Нетрадиционные формы урока - один из способов повышения интереса к предмету". - Москва, 2004) и многим другим.

       Применение технологии  развития творческих способностей учащихся стало возможно в нашей стране лишь в последнее десятилетие благодаря общественно-политическим, экономическим, социальным преобразованиям.  В последние годы создана законодательная база для реализации личностно-ориентированной стратегии обновления школы: разработана и одобрена «Национальная доктрина образования»,  доработан и принят «Закон об образовании».    

        При использовании  технологии развития творческих способностей учащихся  на уроках биологии я руководствуюсь следующими нормативными документами:
1.   Закон Российской Федерации «Об образовании».

2. Закон Республики Мордовия «Об образовании в Республике   Мордовия».

3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (январь 2010 года), где говорится следующее: «… В школе будет обеспечено изучение не только  достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем…»  «…Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые

ко всему новому учителя – ключевая особенность школы будущего…».

4

Концептуальность опыта

     Технологии развития  творческих способностей учащихся  дают возможность  создания принципиально новых современных подходов в образовании, когда главной задачей становится не только владение суммой знаний, сколько развитие творческих способностей  учащихся, формирование умений и навыков самостоятельного поиска и творения, анализа и оценки информации. Технологии  развития творческих способностей учащихся   позволяют реализовать это очень демократично, не навязывая, но предоставляя творческий выбор.

Информатизация образования способствует «внедрению новых методик обучения, дает возможность решать такие вечные проблемы, как индивидуализация обучения, организация систематического контроля знаний, учет психологического состояния  каждого ребенка».

«Общеизвестно, что нельзя двигаться   вперед с головой, повернутой назад, а потому  недопустимо, что в школе XXI  века использовать неэффективные устаревшие технологии обучения, изматывающие и ученика и учителя, требующие больших временных затрат и не гарантирующие качества образования…» (М.Поташник, действительный член Российской академии образования).

       Педагогическая деятельность технологии  развития творческих способностей учащихся  направлена на формирование у обучающихся самостоятельности, инициативности, способности к их успешной творческой самореализации в обществе.

      Технологии развития творческих способностей учащихся, как  и новые стандарты, акцентируют внимание на личностно-ориентированном, творческом  обучении. Преобладающими методами этой технологии являются проблемно - поисковый и сознательно - коммуникативный. Специфика этой технологии  состоит в организации процессов обучения в трехформатной структуре (стадия вызова, осмысление, творения).  Увеличение умственной нагрузки на уроках биологии, заставляет задуматься над  тем, как поддерживать интерес ребенка на протяжении всего урока, их активность, как привить любовь к предмету. Применение технологии развития творческих способностей учащихся   как раз и дает возможность внести в урок занимательность и творчество. Система моих уроков направлена, прежде всего, на то, чтобы мои ученики совместно со мной «творили» уроки, работали бы с полной отдачей сил. В процессе работы меня  привлекают все более новые и оригинальные формы, методы изложения нового материала с целью увлечения школьников биологией, повышения  эффективности усвоения учебного материала и творческого роста.

5

Ведущая педагогическая идея

      Основная задача, которую я ставлю перед каждым учеником – не только пройти программу, а получить фундаментальные прочные знания. Поэтому приходится постоянно искать новые средства и способы для обучения.   Развитие творческих способностей у  учащихся  заключается в умении учащимися занять свою позицию в обсуждаемом вопросе, умению обосновывать её, в способности выслушивать  собеседника, в тщательном обдумывании аргументов и  анализе их логике, самому реализовать свои творческие способности. Направлена на формирование и развитие творческих компетенций школьников, которое имеют наибольшее значение для успешной жизни человека в социуме.

6

Оптимальность и эффективность средств.

      При подготовке к каждому уроку руководствуюсь намерением добиться наилучших  результатов обучения. С целью повышения эффективности урока постоянно использую: проблемно-поисковые методы; рефлексивные методы: методы разворачивания мышления; метод диалога и творчества. Использование выше приведённых методов в процессе обучения биологии позволяют целенаправленно развивать качество творческих способностей учащихся, тем самым способствовать повышению качества обучения.

7

Результативность опыта

    В результате использования вышеописанного опыта при изучении биологии удается

  •  активизировать познавательный интерес учащихся, повысить уровень учебной мотивации;
  •  научить применять знания и умения учащихся в разных ситуациях (например, в научно-исследовательской деятельности);
  •  увеличить роль самостоятельной деятельности учащихся;
  •  обеспечить индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся;
  •  повысить качество знаний учащихся.

Учащиеся более активно участвуют в олимпиадах, конкурсах,  научно-исследовательской деятельности. Становятся победителями олимпиад и конкурсов исследовательских работ различного уровня, выбирают  профессии, связанных с биологией.

Проанализировав степень сформированности  знаний  в период с  2010 - 2015 год  выявлено, что уровень успеваемости учащихся был стабильным и составил 100%. Сравнительный анализ качества знаний учащихся по биологии показал, что достигнуты устойчивые положительные результаты (прилагаются в таблице).

2010-2011

2011-2012

2012-2013

2013-2014

2014-2015

Успеваемость

100%

100%

100%

100%

100%

Качество знаний

71%

70%

69%

70%

71%

Средний показатель успеваемости

100%

Средний показатель качества знаний

70,2%

8

Возможность тиражирования

Все материалы расположены на страничке сайта:  http://www.schoolrm.ru/schools/sc40sar/ 

http://nsportal.ru/polushkina-mariya-ivanovna 

9

Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приемы работы с учащимися

За  время работы были разработаны:

1. Рабочие программы по биологии  6 - 11 классы.

2. Дидактические материалы для контроля знаний  6-11 классы.

3.  Карточки-задания, тесты для проверки дифференцированных,    самостоятельных, проверочных работ.

4. Дидактические материалы в виде компьютерных презентаций для проведения уроков с применением мультимедийных технологий.

5. Дидактические материалы в виде компьютерных презентация для проведения внеклассных мероприятий с применением мультимедийных технологий.

6. Разработки открытых уроков и внеклассных мероприятий по биологии.

7. Доклады для выступлений на семинарах, конференциях, педагогических советах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного педагогического опыта

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя иностранных языков...

Публичное представление собственного педагогического опыта

Публичное представление собственного инновационного пегагогического пыта работы....

Публичное представление собственного педагогического опыта

Материалы выступления на педагогическом совете школы. Тема "Создание ситуации успеха на уроке"...

Публичное представление собственного педагогического опыта

"Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка"...

Публичное представление собственного педагогического опыта

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта:- актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая зна...

Публичное представление собственного педагогического опыта

Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное прил...

Публичное представление собственного педагогического опыта педагога дополнительного образования МБОУДОД Дом творчества школьников с. Тээли муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва» Хертек Сергека Борисовича

Публичное представление собственного  педагогического опыта педагога дополнительного образования МБОУДОД Дом творчества школьников с. Тээли муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Респу...