№ | Тема курса | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающегося | Вид контроля. Измерители | Элементы допол нительного содержания | Д.З. | ЦОР | Дата план | Дата факт |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Раздел I. Учение об эволюции органического мира |
Развитие представлений об эволюции живой природы (9 ч.) |
1 | Введение. Учение об эволюции органического мира | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Эволюция. Макроэволюция. Микроэволюция.
| Объяснять сущность эволюционных преобразований | Подготовка к ЕГЭ: Многообразие живых организмов |
| Прочитать §12.1 | ИКТ
| 03.9 | 03.9 |
2 | История развития представлений о развитии жизни на Земле | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Научные и религиозные представления об эволюции. Идеи креационизма. Создание мира Творцом и неизменность живой природы. | Давать определение ключевому понятию – креационизм. Отличать научную точку зрения от ненаучной |
| Античные и средневековые представления | §12.1.1, Стр. 365 вопросы | ИКТ
| 03.9 | 03.9 |
3 | Система органической природы К.Линнея | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Значение работ К. Линнея. Система органического мира. Идея о постоянстве видов.
| Определять характер мировоззрений К.Линнея Характеризовать значение работ К.Линнея | Подготовка к ЕГЭ: Значение работ К. Линнея. Систематика. Таксоны и классификация. | Трансформизм | § 12.1.2, вопросы на стр. 354 | ИКТ | 04.9 | 04.9 |
4 | Развитие эволюционных идей Ж.Б. Ламарка | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Первая теория эволюции. Ламаркизм. Значение учения. Естественное происхождение живых организмов. Ошибочность взглядов на механизм эволюции. | Излагать основные положения эволюционного учения Ж.Б.Ламарка | Подготовка к ЕГЭ: Первая теория эволюции | Теория катастроф Кювье | § 12.1.3, вопросы на стр. 354 | ИКТ
| 10.9 | 10.9 |
5 | Предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Геологические предпосылки. Достижения в области цитологии и эмбриологии. Экспедиционный материал Ч.Дарвина.
| Выделять предпосылки эволюционной теории. Характеризовать естественнонаучные предпосылки формирования эволюционных взглядов | Подготовка к ЕГЭ: выделение предпосылок эволюционной теории.
|
| § 12.2, вопросы на стр. 361 | ИКТ
| 10.9 | 10.9 |
6 | Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Искусственный отбор. Формы искусственного отбора: сознательный (методический) и бессознательный. Значение учения для формирования эволюционных знаний. | Давать определение ключевому понятию - искусственный отбор Описывать механизм искусственного отбора | Подготовка к ЕГЭ: решение тестов по теме |
| § 12.3.1 | ИКТ
| 11.9 | 11.9 |
7 | Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. Формы борьбы за существование. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Борьба за существование. Размножение организмов в геометрической прогрессии. Формы борьбы за существование: межвидовая, внутривидовая, борьба с неблагоприятными условиями среды. | Называть формы борьбы за существование. Доказывать способность живых организмов к размножению в геометрической прогрессии |
|
| § 12.3.2, вопросы на стр. 375 |
| 17.09 | 17.9 |
8 | Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. Образование новых видов | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Естественный отбор. Направленность эволюции. Значение теории Ч.Дарвина. Видообразование на основе дивергенции. | Давать определение ключевому понятию – Естественный отбор. Описывать действие естественного отбора на конкретных примерах. |
|
| § 12.3.2, вопросы на стр. 375
| ИКТ
| 17.09 | 17.9 |
9 | Контрольная работа №1 по теме «Эволюция» | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Тестирование по темам «Развитие представлений об эволюции живой природы», «Дарвинизм» |
| Контрольная работа №1. |
| Повторить главу 12
|
| 18.09 | 18.9 |
| Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция (10 ч.). |
10 | Эволюционная роль мутаций. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Значение мутагенеза в эволюции. Источники наследственной изменчивость в популяции.
| Формулировать популяционно-генетические закономерности, выявленные С.С.Четвериковым. |
| Генетическая стабильность популяций. Закон Харди-Вайнберга | § 12.4.2, вопросы на стр. 381 | ИКТ ЦОР | 24.09 | 24.9 |
11 | Эволюционная роль мутаций. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Исследования С.С.Четверикова. Популяционно-генетические закономерности. Закон Пирсона, закон Харди-Вайнберга.
| Характеризовать эволюционную роль мутаций. Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения результатов лабораторной работы. | Подготовка к ЕГЭ: решение тестов по теме Виды и причины мутаций |
| § 12.4.2 | ИКТ
| 24.9 | 24.9 |
12 | Генетические процессы в популяциях | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Дрейф генов. Микроэволюция. Популяция. Популяция – элементарная единица эволюции. Движущие силы эволюции: популяционные волны, миграции, природные катастрофы (дрейф генов), изоляция. Изменение частоты встречаемости генов. | Давать определение ключевым понятиям- микроэволюция, дрейф генов, популяция. Доказывать, что популяции элементарные единицы эволюции. |
| Открытие дрейфа генов Н.П.Дубининым, Д.Д.Ромашовым, с.Райтом | § 12.4.3., 12.4.4 .
| ИКТ
| 25.9 | 25.9 |
13 | Формы естественного отбора | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Современные представления о естественном отборе как направляющем факторе эволюции. Формы естественного отбора: движущий, дезруптивный, стабилизирующий.
| Объяснять причины существования в природе естественного отбора. Доказывать, что естественный отбор движущая сила эволюции. | Подготовка к ЕГЭ: решение тестов по теме | Половой диморфизм Реликты.Дезруптивная форма отбора.Половой отбор. | § 12.4.5, вопросы на стр. 391 | ИКТ
| 1.10 | 1.10 |
14 | Адаптация организмов к среде обитания и их относительность | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Адаптация физическая. Маскировка. Мимикрия. Покровительственная и предупреждающая окраска.
| Приводить примеры приспособлений организмов на разных уровнях организации. Доказывать относительный характер приспособлений. | Самостоятельный поиск биологической информации по теме из различных источников. Подготовка к ЕГЭ: решение тестов по теме |
| § 12.4.6 | ИКТ
| 1.10 | 1.10 |
15 | Адаптация организмов к среде обитания и их относительность | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Приспособительное поведение. Забота о потомстве. Относительный характер приспособлений. | Объяснять возникновение физиологических адаптаций. |
|
| § 12.4.6 | ИКТ
| 2.10 | 2.10 |
16 | Вид. Критерии вида. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Вид. Критерии вида: морфологический, генетический, экологический. Репродуктивная изоляция. Биологическая концепция вида.
| Давать определение ключевому понятию-вид. Называть критерии вида и обосновывать важность критериев для определения вида. | Подготовка к ЕГЭ: решение тестов по теме | Популяционная структура вида. Клинальная изменчивость.Географические изоляты. Зона контакта. | § 12.4.7
| ИКТ ЦОР | 8.10 | 8.10 |
17 | Видообразование как результат микроэволюции. Аллотропическое видообразование. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Изоляция биологическая, географическая. Микроэволюция. Видообразование – результат микроэволюции. Аллотропическое (географическое) видообразование. | Назавать эволюционно-значимые результаты видообразования. . |
| Пути видообразования: филетическое, гибридное происхождение;дивергенция | § 12.4.7 | ИКТ
ЦОР | 8.10 | 8.10 |
18 | Видообразование как результат микроэволюции. Симпатрическое видообразование. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Симпатрическое (экологическое) видообразование. Генетические механизмы симпатрического видообразования: полиплоидизация, гибридизация, хромосомные перестройки. Образование новых видов. Роль изоляции в процессе видообразования. | Объяснять роль эволюционных факторов в процессе видообразования. Описывать генетические механизмы, лежащие с основе симпатрического видообразования. |
|
| § 12.4.7 | ИКТ ЦОР | 8.10 | 8.10 |
19 | Контрольная работа № 2 по теме «Микроэволюция». | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Тестирование по теме «Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция» |
| Контрольная работа №2. |
| Повторить главу 12 |
| 15.10 | 15.10 |
| Макроэволюция. Биологические последствия приобретения приспособлений (5 ч.). |
20 | Макроэволюция. Направления эволюции | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Макроэволюция. Биологический прогресс. Биологический регресс. Признаки биологических прогресса и регресса.
| Давать определения ключевым понятиям. Выделять критерии для сравнения ключевых понятий. Сравнивать процессы – микроэволюция и макроэволюция. | Подготовка к ЕГЭ: решение тестов по теме Работа над проектом №2 | Биологическая стабилизация | §13.1 | ИКТ
| 15.10 | 15.10 |
21 | Пути достижения биологического прогресса | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Арогенез. Ароморфоз. Аллогенез. Идиоадаптация. | Давать определения ключевым понятиям. Объяснять роль в эволюции ароморфозов и идиоадаптаций. | Работа над проектом №2 «Пути достижения биологического прогресса» |
| § 13.1 | ИКТ ЦОР | 16.10 | 16.10 |
22 | Пути достижения биологического прогресса | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Катогенез. Дегенерация. Пути биологического прогресса. Учение А.Н.Северцева и И.И.Шмальцгаузена о главных направлениях эволюции.
| Характеризовать основные пути эволюции. | Подготовка к ЕГЭ: повторение темы «Плоские, круглые и кольчатые черви» |
| §13.1 | ИКТ ЦОР | 22.10 | 22.10 |
23 | Основные закономерности эволюции | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Аналогичные и гомологичные органы. Дивергенция. Конвергенция. Параллелизм.
| Давать определения ключевым понятиям. Приводить примеры гомологов и аналогов. Отличать проявления дивергенции и конвергенции. | Подготовка к ЕГЭ: решение тестов по теме
|
| § 13.2.1, вопросы на стр. 429 | ИКТ
| 22.10 | 22.10 |
24 | Правила эволюции | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Филогенез. Правило необратимости эволюции. Правило чередования направлений эволюции. | Называть правила эволюции. Приводить доказательства необходимости эволюции. |
|
| §§ 13.2.2, вопросы на стр. 429
| ИКТ
| 23.10 | 23.10 |
| Основные черты эволюции животного и растительного мира (7 ч.). |
25 | Развитие жизни в Архейской и Протерозойской эрах | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Главные эволюционные события: фотосинтез, половой процесс и многоклеточность. Диплоидность. Разнообразие водорослей. Эволюционное значение ароморфозов. | Объяснять значение для живой природы перехода от гаплоидности к диплоидности. Характеризовать развитие живых организмов в архее и протерозое. |
|
| Выучить табл14.1 на стр. 436 | ИКТ
| 29.10 | 29.10 |
26 | Развитие жизни в эре и раннем палеозое | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Пути эволюционных преобразований – переход к сидячему, ползающему, плавающему образу жизни. Появление многоклеточных животных: губок, кишечнополостных, членистоногих. Климатические изменения. Главные эволюционные события: - Кембрия – формирование большинства типов животных, появление скелетных форм;
- Ордовика – разнообразие трилобитов;
- Силура – появление позвоночных – бесчелюстных, появление наземных сосудистых растений, выход членистоногих на сушу.
| Называть период появления наземных растений. Описывать климатические изменения в раннем палеозое. Выделять отличительные особенности строения первых наземных растений. |
|
| Выучить табл14.1 на стр. 437 | ИКТ
| 29.10 | 29.10 |
27 | Развитие жизни в позднем палеозое | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Климатические изменения. Главные эволюционные события: - Девона – появление земноводных, господство рыб;
- Карбона – господство амфибий, развитие споровых растений, возникновение рептилий, возникновение голосеменных;
- Пермского периода – вымирание морских организмов, распространение голосеменных.
| Называть период появления первых наземных позвоночных животных. Выделять эволюционные преимущества перехода растений к семенному размножению. Объяснять причины расцвета земноводных животных в каменноугольном периоде. | Работа над проектом №4 |
| Выучить табл14.1 на стр. 438 | ИКТ
| 30.10 | 30.10 |
28 | Развитие жизни в мезозойской эре | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Климатические изменения. Главные эволюционные события: - Триаса – вымирание папоротников, расцвет голосеменных, происхождение птиц и первых млекопитающих;
- Юрского периода – господство рептилий, происхождение плацентарных млекопитающих;
- Мелового – вымирание рептилий, появление покрытосеменных растений.
Оледенение.
| Называть период возникновения цветковых растений. Называть период возникновения птиц и млекопитающих. Выделять преимущества цветковых растений. |
|
| Выучить табл14.1 на стр. 439 | ИКТ
| 12.11 | 12.11 |
29 | Развитие жизни в кайнозойской эре | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Климатические изменения. Главные эволюционные события: - Палеогена – господство млекопитающих и птиц:
- Неогена – появление человекообразных обезьян.
| Описывать климатические изменении в кайнозое. Объяснять влияние на развитие животных и растений оледенения. Обосновывать причины господства цветковых растений. | Подготовка к ЕГЭ: решение тестов по теме |
| Выучить табл14.1 на стр. 436 | ИКТ
| 13.11 | 13.11 |
30 | Семинар №1 по теме «Основные черты эволюций животного растительного миров» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Этапы развития растений. Усложнение организации.
| Обосновывать причины возникновения и вымирания живых организмов.
|
|
| Повторить главу 14 | ИКТ
| 18.11 | 18.11 |
31 | Контрольная работа №3. «Макроэволюция». | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Тестирование по теме «Основные закономерности эволюции. Макроэволюция» |
| Контрольная работа №3. |
| Повторить главы 13 и 14 |
| 19.11 | 19.11 |
| Происхождение человека (10 ч.). |
32 | Положение человека в системе животного мира | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Антропология. Атавизмы и рудименты. Доказательства происхождения человека от животных: сравнительно - анатомические, эмбриологические. Биогенетический закон.
| Называть признаки, доказывать принадлежность человека к подтипу Позвоночные, классу Млекопитающие. Сравнивать человека и человекообразных обезьян. | Подготовка к ЕГЭ: решение тестов по теме |
| § 15.1, вопросы на стр. 468 | ИКТ ЦОР | 19.11 | 19.11 |
33 | Эволюция приматов | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Происхождение человекообразных обезьян и человека от дриопитека. Отличительные признаки австралопитеков. Особенности строения, связанные с прямохождением. Эволюция приматов. | Перечислять биологические особенности человека, связанные с прямохождением. Характеризовать особенность направления отбора мутаций под влиянием трудовой деятельности. |
|
| § 15.2, вопросы на стр. 471 | ИКТ ЦОР | 25.11 | 25.11 |
34 | Стадии эволюции человека. Древнейшие люди. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Древнейшие люди: человек умелый, человек прямоходящий. Особенности строения: формирование центров Брока и Вернике в головном мозге. Образ жизни: использование и добыча огня, приготовление пищи, изготовление орудий труда. Распространение Африка, Центральная Европа, Индонезия, Восточная Азия.
| Характеризовать прогрессивные черты в эволюции древнейших людей. | Подготовка к ЕГЭ: решение тестов по теме | Архантропы | § 15.3 | ИКТ ЦОР | 26.11 | 26.11 |
35. | Стадии эволюции человека. Древние люди. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Древние люди. Два пути развития неандертальцев. Особенности строения. Образ жизни: развитие внутригрупповых связей, изготовление одежды и жилищ. Зачаточная речь. Распространение – Африка, Азия и Европа. | Описывать образ жизни неандертальцев. Характеризовать прогрессивные черты в эволюции древних людей. |
|
| § 15.3 | ИКТ ЦОР | 26.11 | 26.11 |
36 | Стадии эволюции человека. Первые современные люди. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Социогенез. Кроманьонец. Увеличение головного мозга. Появление членораздельной речи, зарождение культуры, строительство постоянного жилища, шитье одежды. Роль труда в происхождении человека. Распространение – Африка, Азия, Европа, Америка. | Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников. |
|
| §15.3 | ИКТ ЦОР | 02.12 | 02.12 |
37 | Современный этап эволюции человека. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Расы человека: негроидная, европеоидная, монголоидная, австралоидная. Условия формирования человеческих рас. Отличительные особенности. Социальные факторы эволюции.
| Выделять признаки различий человеческих рас и объяснять причины различий. Характеризовать современный этап эволюции человека. | Подготовка к ЕГЭ: решение тестов по теме |
| § 15.4., выучить табл.15.1 | ИКТ ЦОР | 03.12 | 03.12 |
38 | Практическая работа №1. «Анализ и оценка различных гипотез формирования человеческих рас» | 1 | Урок закрепления знаний | Расизм. Антинаучность расизма. Доказательства равенства людей. Человеческие расы как пример идиоадаптаций. Теории: моноцентризм и полицентризм. | Приводить факты, доказывающие ложность расизма. Объяснять причины единства человеческих рас. | Практическая работа «Анализ и оценка различных гипотез формирования человеческих рас» | Критика расизма и социального дарвинизма. | Повторить главу 15 |
| 03.12 | 03.12 |
39 | Семинар №2 по теме «Происхождение человека» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Влияние биологических и социальных факторов в эволюции человека. Гипотезы происхождения человека: антропогенная (Ж.Б.Ламарк), симиальная (Ч.Дарвин), трудовая (Ф.Энгельс) | Доказывать, что человек – биологическое и социальное существо. | Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников | Легенды различных народностей о происхождении людей. | Подготовить доклады | ИКТ
| 09.12 | 09.12 |
40 | Семинар №3 по теме «Происхождение человека» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Влияние биологических и социальных факторов в эволюции человека. Гипотезы происхождения человека: антропогенная (Ж.Б.Ламарк), симиальная (Ч.Дарвин), трудовая (Ф.Энгельс) | Доказывать, что человек – биологическое и социальное существо. | Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников | Легенды различных народностей о происхождении людей. | Подготовить доклады | ИКТ
| 10.12 | 10.12 |
41 | Контрольная работа №4 по теме «Происхождение человека». | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Тестирование по теме «Происхождение человека» |
| Контрольная работа № 4. |
| Повторить главу 15 |
| 10.12 | 10.12 |
| Раздел II. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии. |
| Биосфера, ее структура и функции (8 ч.) |
42 | Биосфера – живая оболочка планеты. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Биосфера. Экология. Компоненты биосферы: живое вещество, биогенное вещество, костное вещество. Границы биосферы и ее черты. Учение о биосфере. | Описывать компоненты биосферы. Характеризовать верхние и нижние пределы распространения жизни в биосфере. |
|
| Прочитать записи | ИКТ
| 16.12 | 16.12 |
43 | Структура биосферы. Живые организмы. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Биомасса. Живое вещество. Функции живого вещества: газовая, концентрационная, окислительно-восстановительная, биохимическая. | Приводить примеры проявления функций живого вещества. |
|
| § 16.1., вопросы на стр. 491 | ИКТ
| 17.12 | 17.12 |
44 | Круговорот воды в природе | 1 |
| Распределение воды на планете: мировой океан, грунтовые воды, ледники, реки, болота, озера. Атмосфера. Почвенная влага. Роль зеленых растений в круговороте воды: поглощение из почвы, использование в процессе фотосинтеза, регулировании стока. Процесс круговорота воды в природе. | Описывать круговорот воды в природе. Объяснять роль живых организмов в круговороте воды. |
|
| § 16.2., разобрать рис. 16.2 | ИКТ ЦОР | 17.12 | 17.12 |
45 | Круговорот углерода | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Роль соединений углерода (углекислый газ, карбонаты). Природные источники углекислого газа: вулканическая деятельность, естественные пожары, дыхание, разложение органических остатков. Антропогенные источники углекислого газа. Закон биогенной миграции атомов. Биогеохимический цикл углерода. Пути миграции СО2: поглощение в процессе фотосинтеза и образования органических веществ, образование карбонатной системы. | Описывать круговорот углерода в природе. Объяснять роль живых организмов в круговороте углерода. Характеризовать влияние человеческой деятельности на круговорот углерода. |
| Изменения в процессах биогеохимического цикла углерода в процессе эволюции. | § 16.2., разобрать рис. 16.3 | ИКТ
| 23.12 | 23.12 |
46 | Круговорот фосфора и серы | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Природные соединения серы – сульфиды. Роль микроорганизмов в круговороте. Перевод сульфидной формы в сульфатную. Природные источники: - серы – разложение трупов растений и животных;
- фосфора – фосфаты.
Влияние хозяйственной деятельности на круговорот серы и фосфора. | Описывать круговорот фосфора и серы в природе. Объяснять роль живых организмов в круговороте фосфора и серы. Характеризовать влияние человеческой деятельности на круговорот фосфора и серы. |
|
| § 16.2, рис. 16.5 | ИКТ
| 24.12 | 24.12 |
48 | Круговорот азота | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Запасы азота в атмосфере. Атмосферная и биологическая фиксация азота, синтез нитратов. Роль микроорганизмов в круговороте азота. Биогеохимический цикл азота. Механизмы. Этапы круговорота с участием живых организмов и без их участия. | Описывать круговорот азота в природе. Объяснять роль живых организмов в круговороте азота. Характеризовать влияние человеческой деятельности на круговорот азота. |
|
| § 16.2, рис. 16.4 | ИКТ
| 24.12 | 24.12 |
49 | Практическая работа №2 «Составление схем круговорота углерода, азота» | 1 | Урок закрепления знаний | Круговорот углерода, азота. | Составлять схемы круговорота веществ в природе. Объяснять необходимость знаний об особенностях бионной миграции атомов. | Практическая работа «Составление схем круговорота углерода, азота» |
| Прочитать записи | ИКТ
| 13.01 | 13.01 |
50 | Контрольная работа № 5 по теме «Понятие о биосфере» | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Тестирование по теме «Понятие о биосфере» |
| Контрольная работа № 5. |
| Прочитать записи |
| 14.01 | 14.01 |
| Жизнь в сообществах (4 ч.). |
51 | История формирования сообществ живых организмов | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Биомы. Причины различий животного и растительного мира: геологическая история материков, изоляция, различие климатических условий в широтном направлении. | Приводить примеры, что разделение материков отразилось на эволюции растений и животных. Описывать биомы суши. | Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников |
| § 17.1, вопросы на стр. 504 | ИКТ
| 14.01 | 14.01 |
52 | Основные биомы суши | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Биомы Палеоарктической области: тундра, хвойные леса, степи, лиственные леса, пустыни. Растительный и животный мир. Фактор, определяющий тип биомассы – климат. Климатические условия. | Приводить примеры, что разделение материков отразилось на эволюции растений и животных. Описывать биомы суши. |
| Неоарктическая, восточная, австралийская, эфиопская, области. Растительный и животный мир. | § 17.2, вопросы на стр. 513-514 | ИКТ
| 20.01 | 20.01 |
53 | Лабораторная работа №1 «Описание экосистемы своей местности» | 1 | Урок закрепления знаний | Лиственные леса и степи – основные биомы Республики Тыва. Растительный и животный мир. | Описывать биомы Тандинского района. Объяснять влияние климатических условий. |
|
| Составить описание экосистем |
| 21.01 | 21.01 |
54 | Семинар № 4 «Основные биомы суши» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Широтная зональность. Основные биомы: тундра, хвойный лес, лиственный лес, степь, пустыня. | Характеризовать биомы. Описывать смену биомов в зависимости от климатических условий. | Творческая работа «Характеристика биома»
|
| Характеристика биома
| ИКТ
|
|
|
| Взаимоотношения организма и среды (16 ч.) |
55 | Естественные сообщества. Структура естественных сообществ. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Биоценоз. Биогеоценоз. Биомасса. Первичная продукция. Экосистема. Морфологическая структура. Характеристика биогеоценоза: биомасса, биологическая продуктивность, плотность популяций. | Давать определения ключевым понятиям. Характеризовать морфологическую структуру биогеоценоза. | Подготовка к ЕГЭ: решение тестов по теме
|
| § 17.3.1, вопросы на стр. 519 | ИКТ
| 27.01 | 27.01 |
56 | Абиотические факторы среды. Температура. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Абиотические факторы. Гомойотермные организмы. Пойкилотермные организмы. Воздействие температуры на живые организмы. Адаптация растений и животных к защите от перегревания и охлаждения. Биохимические, морфологические, физиологические и поведенческие адаптации. Правила Бергмана. | Давать определения ключевым понятиям. Описывать приспособления у растений и животных к изменениям окружающей среды. | Подготовка к ЕГЭ: решение тестов по теме | Оптимальная температура. Стенатермные. Эвритермные. Смена стаций. Правило преддверия. | § 17.3.2, вопросы 1,2,3,4 на стр. 529 | ИКТ
| 28.01 | 28.01 |
57 | Абиотические факторы среды. Свет. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Фотопериодизм. Влияние света на живые организмы. Адаптивные особенности растений. Экологические группы растений: светолюбивые, теневые, теневыносливые. Свет как условие ориентации животных. | Давать определения ключевым понятиям. Описывать влияние суточных и сезонных ритмов на растения и животных.
| Самостоятельный поиск биологической информации по теме из различных источников. Подготовка к ЕГЭ: решение тестов по теме | Действие разных участков спектра солнечного излучения на живые организмы. | § 17.3.2, вопросы 5,6 на стр. 529 | ИКТ
| 28.01 | 28.01 |
58 | Абиотические факторы среды. Влажность. Ионизирующее излучение. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Влияние влажности. Адаптации растений и животных к поддерживанию водного баланса. Виды ионизирующих излучений. Воздействие ионизирующего излучения на живые организмы.
| Давать определения ключевым понятиям. Описывать приспособления у растений и животных к недостатку влаги. Характеризовать вредное ионизирующее влияние на животный и растительный мир.
| Подготовка к ЕГЭ: решение тестов по теме | Экологические группы растений: гигрофиты, мезофиты, ксерофиты. | § 17.3.2, стр. 523-526 | ИКТ
| 03.02 | 03.02 |
59 | Интенсивность действия фактора. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Пределы выносливости. Типы изменений факторов среды: регулярно – периодические, нерегулярные, направленные. Интенсивность действия абиотических факторов среды в городе и сельской местности.
| Давать определения ключевым понятиям. Называть типы изменений факторов среды. | Подготовка к ЕГЭ: решение тестов по теме | Стенобионты. Эврибионты. | § 17.3.2, стр. 527-528, вопрос 5 |
| 04.02 | 04.02 |
60 | Взаимодействие факторов | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Ограничивающий фактор. Экологическая ниша. Ограничивающее и оптимальное воздействие фактора среды. Правило минимума (Либиха) | Давать определения ключевым понятиям. Приводить примеры ограничивающего воздействия экологических факторов. |
|
| §17.3.3, вопросы на стр. 532 | ИКТ
| 04.02 | 04.02 |
61 | Семинар №5 «Воздействие абиотических факторов на организмы» | 1 | Урок повторения и систематизации знаний | Приспособления организмов к сезонным ритмам.
| Обосновывать условия оптимального и ограничивающего воздействия экологических факторов. | Подготовка к ЕГЭ: решение тестов по теме |
| §17.3.3 |
| 10.02 | 10.02 |
62 | Биотические факторы среды.
| 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Биотический фактор. Пространственная структура. | Давать определения ключевым понятиям. Приводить примеры многообразия биоценозов. | Подготовка к ЕГЭ: решение тестов по теме
|
| §17.3.4, рис. 17.12 | ИКТ
| 11.02 | 11.02 |
63 | Цепи питания. Правила экологических пирамид. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Пищевая цепь. Сеть питания. Трофическая структура. Трофический уровень. Экологическая пирамида. Пищевые отношения. Компоненты пищевых цепей. Виды цепей питания: пастбищная и детритная. Правило экологической пирамиды биомасс. | Давать определения ключевым понятиям. Приводить примеры многообразия биоценозов, пастбищной и детритной цепи питания. Отличать понятия пищевая цепь и сеть питания | Подготовка к ЕГЭ: решение тестов по теме
|
| §17.3.4 | ИКТ
| 11.02 | 11.02 |
64 | Практическая работа №3 «Составление схем пищевых цепей и сетей» | 1 | Урок закрепления знаний | Структура и компоненты пищевых цепей. Детритные и пастбищные цепи питания. | Составлять схемы пищевых цепей и пищевых сетей и объяснять роль взаимосвязейв жизни сообществ. Решать биологические задачи по теме «Устойчивость биогеоценоза». | Практическая работа «Составление схем пищевых цепей и сетей» |
| §17.3.4 |
| 17.02 | 17.02 |
65 | Саморегуляция экосистем | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Саморазвитие. Саморегуляция. Устойчивость. Существенные и несущественные компоненты экосистемы. Причины нарушения экоустойчивости экосистемы. Соотношение продуцентов и консументов. Механизм саморегуляции. | Давать определения ключевым понятиям. Выделять существенные и несущественные компоненте экосистемы. Обосновывать причины нарушения устойчивости экосистемы. |
|
| §17.3.5 |
| 18.02 | 18.02 |
66 | Смена экосистем | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Климакс. Сукцессия. Изменения сообщества в ходе сукцессий. Виды сукцессий: первичная и вторичная. Смена экосистем. Причины. Установление равновесного состояния. | Описывать механизм сукцессии. Объяснять причины смены экосистем. | Проект № 6 на тему: «Смена экосистем» | Виды-доминанты.Ценофобы. Эдификаторы. Эксплеренты. | §17.3.5 | ИКТ
| 18.02 | 18.02 |
67 | Практическая работа №4 «Решение экологических задач» | 1 | Урок закрепления знаний | Составление схем путей переноса энергии в экосистеме. Подготовка к ЕГЭ: решение задач | Составлять схемы путей переноса энергии в экосистеме и выявлять взаимосвязи организмов в экосистеме.Анализировать схему действия экологического фактора. |
|
| §17.3.4 §17.3.5 |
| 24.02 | 24.02 |
68 | Агроэкосистемы | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Агроценоз. Примеры агроценозов: поля, огороды, парки, сады, пастбища, оранжереи, аквариум. Отличия агроценоза: возделывание монокультуры, вмешательство человека в проявление борьбы за существование. Использование, кроме солнечной энергии, дополнительных источников энергии. Неполный круговорот веществ; низкая устойчивость, регуляция человеком, высокая продуктивность. Плодородие почвы. | Выделять отличия агроценоза от биоценоза. |
|
| §17.3.4 §17.3.5 | ИКТ
| 25.02
| 25.02 |
69 | Практическая работа №5 «Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем» | 1 | Урок закрепления знаний | Признаки агроценоза и биоценоза. | Выделять особенности агросистемы. Сравнивать агросистемы и естественные экосистемы. | Практическая работа «Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем» |
| Составить сравнительную характеристику |
| 25.02 | 25.02 |
70 | Контрольная работа №6 по теме «Взаимоотношения среды и организма» | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Тестирование по теме «Взаимоотношения организма и среды» |
| Контрольная работа № 6 |
| Глава 16 |
| 3.03 | 3.03 |
| Взаимоотношения между организмами (6 ч.). |
71 | Формы взаимоотношений. Позитивные отношения - симбиоз | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Симбиоз. Формы взаимовыгодного сожительства: - кооперация
- мутуализм
- комменсализм
Обязательный или временный характер симбиотических отношений. Особенности и эволюционное значение симбиоза. Мутуализм и переработка органики. Подготовка к ЕГЭ: решение тестов по теме | Называть формы симбиоза и выделять их особенности.Объяснять эволюционное значение симбиоза. |
|
| §17.4.1 | ИКТ
| 04.03 | 04.03 |
72 | Антибиотические отношения. Хищничество. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Антибиоз. Проявление и биологическое значение (регуляция численности, влияние на разнообразие сообщества). Математическая модель системы «Хищник-жертва». Периодические колебания численности. | Объяснять биологическую роль хищничества. Обосновывать проявление математической модели системы «Хищник-жертва» |
| Проявление коэволюции. | §17.4.2 Повторить вирусы | ИКТ
| 04.03 | 04.03 |
73 | Паразитизм | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Паразитизм. Проявление и биологическое значение (регуляция численности). Облигатные и факультативные паразиты. Внутриклеточный паразитизм. Редукция органов пищеварительной системы, органов чувств, конечностей. Усложнение половой системы, органов прикрепления. Проявление и биологическое значение | Отличать хищничество от паразитизма. Характеризовать проявление паразитизма. |
| Временный и стационарный паразитизм. | §17.4.2
| ИКТ ЦОР | 11.03 | 11.03 |
74 | Конкуренция | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Конкуренция. Проявление и биологическое значение. Внутривидовая конкуренция. Конкуренция межвидовая: пассивная (потребление ресурсов природы, необходимых обоим видам), активная (подавление одного вида другим) | Давать определения ключевым понятиям. Объяснять влияние конкуренции на интенсивность жизнедеятельности соперничающих вирусов. |
| Принцип конкурентного исключения(принцип Гаузе) | § 17.4.2
| ИКТ
| 11.03 | 11.03 |
75 | Семинар №6 по теме «Взаимоотношения между организмами» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Все виды взаимоотношений. Подготовка к ЕГЭ: решение тестов по теме | Решать задачи по теме ««Взаимоотношения между организмами». Объяснять роль взаимоотношений между организмами в обеспечении биологического равновесия в экосистеме. | Творческая работа «Характеристика» взаимоотношений между организмами» |
| Подготовка к контрольной работе | ИКТ
| 17.03 | 17.03 |
76 | Контрольная работа № 7 по теме «Взаимоотношения между организмами» | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Тестирование по теме «Взаимоотношения между организмами» |
| Контрольная работа № 7. |
| Повторить 17.4. |
| 18.03 | 18.03 |
| Биосфера и человек. Ноосфера (12 ч.). |
77 | Воздействие человека на природу в процессе становления общества | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Антропоценозы. Ноосфера. Влияние на окружающую среду деятельности первобытного человека в эпоху палеолита и неолита. Ноосфера – высший тип управляющей целостности. Взаимосвязь законов природы с законами общества. Развитие учения о ноосфере В.И.Вернадским. | Давать определения ключевым понятиям. Объяснять влияние на окружающую среду деятельности первобытного человека. Характеризовать развитие учения о ноосфере В.И. Вернадского. |
|
| § 18.1 | ИКТ
| 18.03 | 18.03 |
78 | Воздействие человека на природу в процессе становления общества | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Антропоценозы. Ноосфера. Влияние на окружающую среду деятельности первобытного человека в эпоху палеолита и неолита. Ноосфера – высший тип управляющей целостности. Взаимосвязь законов природы с законами общества. Развитие учения о ноосфере В.И.Вернадским. | Давать определения ключевым понятиям. Объяснять влияние на окружающую среду деятельности первобытного человека. Характеризовать развитие учения о ноосфере В.И. Вернадского. |
|
| § 18.1 | ИКТ
| 31.03 | 31.03 |
79 | Природные ресурсы и их использование. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Ресурсы возобновляемые, невозобновляемые. Неисчерпаемые ресурсы: космические, климатические, водные. Исчерпаемые ресурсы: возобновляемые и невозобновляемые. Значение природных ресурсов для деятельности человека. | Приводить примеры природных ресурсов различных групп. |
|
| § 18.2 | ИКТ
| 01.04 | 01.04 |
80 | Загрязнение воздуха | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Причины загрязнения воздуха: сжигание топлива, металлургическое производство, автотранспорт. Влияние загрязнения воздуха на биоценоз. Влияние на климат парникового эффекта и последствия его действия на живые организмы.
| Объяснять причины и последствия загрязнения атмосферы. | Подготовка к ЕГЭ: решение тестов по теме |
| § 18.3.1 | ИКТ
| 01.04 | 01.04 |
81 | Загрязнения пресных и морских вод | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Причины загрязнения пресных и морских вод. Влияние загрязнений и хозяйственной деятельности человека на биоценоз: строительство гидроэлектростанций.
| Описывать влияние загрязнений вод на биоценоз. | Подготовка к ЕГЭ: решение тестов по теме
|
| §18.3.2 §18.3.3 | ИКТ
| 07.04 | 07.04 |
82 | Антропогенные изменения почвы | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Эрозия. Причины загрязнения почвы. Влияние загрязнения почвы на биоценоз.
| Объяснять причины и последствия загрязнения почвы. Характеризовать способы уменьшения вредных последствий от различных сельскохозяйственных загрязнений. | Подготовка к ЕГЭ: решение тестов по теме Работа над исследовательской работой |
| §18.3.4 | ИКТ
| 08.04 | 08.04 |
83 | Влияние человека на растительный и животный мир | 1 |
| Прямое и косвенное влияние на изменения природной среды. Меры по охране растительного и животного мира.
| Называть растения и животные, находящиеся под угрозой исчезновения. Объяснять последствия уничтожения лесов. | Исследовательская работа на тему: «Влияние человека на растительный и животный мир» |
| §18.3.5 | ИКТ
| 08.04 | 08.04 |
84 | Радиоактивное загрязнение биосферы | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Источники радиоактивного загрязнения биосферы. Влияние на живые организмы и последствия радиоактивного загрязнения. | Называть источники радиоактивного загрязнения биосферы. Объяснять причины и последствия радиоактивного загрязнения. |
|
| §18.3.6 | ИКТ
| 14.04 | 14.04 |
85 | Охрана природы и перспективы рационального природопользования. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Природопользование. Пути решения экологических проблем. Принципы рационального природопользования.
| Формулировать принципы рационального природопользования. Обосновывать необходимость бережного отношения к природе и её охраны. | Подготовка к ЕГЭ: решение тестов по теме |
| § 18.4 | ИКТ
| 15.04 | 15.04 |
86 | Охрана природы и перспективы рационального природопользования. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Стратегии развития сельского хозяйства, промышленности и энергетики. Борьба с загрязнениями. Сохранение природных сообществ. Обязательный характер мероприятий по охране природы.
| Объяснять значение рационального, научно обоснованного природопользования для сохранения многообразия животного и растительного мира. | Подготовка к ЕГЭ: решение тестов по теме |
| § 18.4 |
| 15.04 | 15.04 |
87 | Семинар №7 «Биосфера и человек» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Современный этап развития биосферы.
| Оценивать возможные вредные последствия влияния хозяйственной деятельности человека ни биосферу. Анализировать глобальные изменения в биосфере. | Творческая работа «Загрязнение биосферы» Подготовка к ЕГЭ: решение тестов по теме |
| § 18.1-§ 18.4 | ИКТ
| 21.04 | 21.04 |
88 | Контрольная работа № 8. «Взаимосвязь природы и общества. Биология охраны природы». | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний обучающихся | Тестирование по теме «Взаимосвязь природы и общества. Биология охраны природы». |
| Контрольная работа № 8 |
| Повторить главу 18 |
| 22.04 | 22.04 |
| Бионика (4 ч.) |
89 | Бионика | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Бионика. развития техники. Эхолокация и электролокация. | Называть особенности строения и приспособления животных и растений, используемые человеком в строительстве, промышленности. |
|
| Глава 19 | ИКТ
| 22.04 | 22.04 |
90 | Роль биологических знаний в XXI веке. Достижения биологических наук | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Перспективы развития биологических знаний. Этические аспекты исследований в области биологии и биотехнологии. | Анализировать этические аспекты современных исследований в области биологии. |
|
| Глава 19 | ИКТ
| 28.04 | 28.04 |
91 | Биологическая безопасность человечества | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Обобщение по курсу биология | Объяснять значение изучения биологии для научно-технического прогресса. |
|
| Глава 19 | ИКТ
| 29.04 | 29.04 |
92 | Повторение темы «Бионика» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Бионика как научное обоснование использования биологических знаний для решения инженерных задач развития техники. | Анализировать этические аспекты современных исследований в области биологии. |
|
| Глава 19 | ИКТ | 29.04 | 29.04 |
| Повторение (10 ч.). |
93 | Повторение темы «Развитие представлений об эволюции живой природы». | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний |
|
|
|
| Глава 12 |
| 5.05 | 5.05 |
94 | Повторение темы «Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция». | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний |
|
|
|
| Глава 13 |
| 6.05 | 6.05 |
95 | Повторение темы «Макроэволюция. Биологические последствия приобретения приспособлений». | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний |
|
|
|
| Глава 13 |
| 06.05 | 6.05 |
96 | Повторение темы «Основные черты эволюции животного и растительного мира». | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний |
|
|
|
| Глава 14 |
| 12.05 | 12.05 |
97 | Повторение темы «Происхождение человека». | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний |
|
|
|
| Глава 15 |
| 13.05 | 13.05 |
98 | Повторение темы «Биосфера, ее структура и функции». | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний |
|
|
|
| Глава 16 |
| 13.05 | 13.05 |
99 | Повторение темы «Жизнь в сообществах». | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний |
|
|
|
| Глава 17 |
| 19.05 | 19.05 |
100 | Повторение темы «Взаимоотношения организма и среды». | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний |
|
|
|
| Глава 17 |
| 20.05 | 20.05 |
101 | Повторение темы «Взаимоотношения между организмами». | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний |
|
|
|
| Глава 17 |
| 20.05 | 20.05 |
102 | Итоговое тестирование | 1 | Урок контроля и оценки знаний |
|
|
|
|
|
| 26.05 | 26.05 |