Автор, разработчик | Насонова Наталья Николаевна |
Дата | 30.09.2015г |
Предмет | естествознание |
Класс | 5 |
Тип урока | комбинированный |
Тема урока | Клетка — элементарная единица живого. |
Цель (планируемые результаты) | Развитие знаний о клеточном строении организмов |
Этапы урока | Планируемые результаты (формирование УУД) | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный момент | Регулятивные УУД: формирование способности к организации своей деятельности | Вновь звонок нас всех зовёт. Что ж, друзья мои, вперёд. Пенал, учебник и тетрадь Вас устали ожидать. И рады встрече с вами снова. А вы к открытиям готовы? Здравствуйте ребята! Сядьте прямо, начинаем урок. | Дети организуют свое рабочее место, проверяют готовность к уроку. Эмоциональный настрой |
Целеполагание и мотивация
| Личностные УУД: осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку
Коммуникативные УУД: оформление своих мыслей согласно заданным рамкам обсуждения, аргументация своих суждений
| – Что нужно для строительства красивого кирпичного дома? (Кирпичи – это основа для строительства дома.) – Что нужно, чтобы составить предложение? (Слова, которые составляют основу предложений.) – Из чего состоят слова? (Из слогов, которые складываются из букв – буквы, это основа слогов.) – А из чего состоят тела растений, животных, человека? (Из клеток.) На экране рисунок клетки с органоидами Вам надо найти и подписать части клетки от 1 до 10. Поднимите руку, у кого получилось назвать все части клетки? Что вы не смогли сделать?
Почему вы не справились с заданием?
Сформулируйте цель вашей дальнейшей деятельности?
Как вы думаете, какой будет тема нашего урока? Правильно тема нашего урока: «Строение клетки» Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? Какова цель урока? Сегодня на уроке мы познакомимся с историей изучения клеточного строения организмов; с именами ученых, внесших вклад в изучение клетки; Мы продолжим учиться работать в группах, выслушивать мнение каждого участника группы, оценивать свою работу и работу своих товарищей. - Как вы думаете, справимся ли мы с поставленными задачами? А что нам для этого нужно?
- Желаю вам успехов. | Высказывания учащихся
Высказывания учащихся
( мы не смогли подписать части клетки от 1 до 10) ( мы не знаем, из каких частей состоит клетка.) (Мы должны узнать, как устроена клетка, и научится определять органоиды растительной клетки.)
Высказывания учащихся
Нужно внимательно слушать учителя, работать на уроке, уметь находить нужную информацию в источниках. |
Актуализация знаний | Познавательные УУД: осмысление понятий связанных с данной темой, работа с информацией, анализ, выбор. Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формой речи Регулятивные УУД: планирование своих действий. | Какие царства живых организмов вы знаете?
Из чего состоят живые организмы?
| Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные
Живые организмы состоят из клеток.
|
Изучение нового материала. Создание проблемной ситуации | Познавательные УУД: освоение доступных способов изучения природы, выявление причинно-следственной связи в окружающем мире. Коммуникативные УУД: умение слушать других и вступать в диалог, выражать своё мнение. | Можно ли невооруженным глазом увидеть клетку?
С чего начался процесс изучения клеточного строения организмов?
Какие увеличительные приборы вы знаете? Давайте повторим прошлую тему. Какой увеличительный пробор вы видите на слайде? Из каких частей она состоит? Как называется этот увеличительный прибор? А для чего нам нужны все эти приборы?
Задание: один из учеников подпишет название частей микроскопа. | Высказывания детей
С изобретения микроскопа.
Микроскоп, лупа
( лупа) ( из рукоятки, увеличительного стекла и оправы.) (Микроскоп) ( того, чтобы можно было увеличить маленькие предметы и их рассмотреть более детально).) |
Изучение нового материала | Личностные УУД: осознание необходимости новых знаний для ученика. Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске информации. Познавательные УУД: поиск и анализ необходимой информации | Кто из ученых был первым в изучении клетки? На этот вопрос ваша одноклассница подготовила сообщение (приложение №1) Какие выводы сделаем после сообщения? Ребята! Живые существа, населяющие нашу планету, очень разнообразны, но все они имеют клеточное строение. Тело растения, животного, человека построено из клеток, словно дом из кирпичей. Клетка – основная единица строения и развития всех живых организмов. (Запись в тетрадь.) А клетки одинаковы по форме и размеру. Давайте с вами заглянем вовнутрь живого организма. Что нам для этого нужно? Вспомните, как правильно приготовить микропрепарат. И приготовим микропрепарат листа традесканции. | Слушают сообщения учащихся
Изучение клетки началось с изобретением увеличительных приборов.
Все живое имеет клеточное строение.
Нет
Приготовить микропрепарат (1 ученик) «2143» |
Физкультминутка | Личностные УУД: умение применять правила охраны своего здоровья | физкультминутка И.п. — стоя, руки на поясе. 1 — правую руку вперед, левую вверх; 2 — переменить положение рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Повторить еще 3-4 раза. Темп средний. И.п. — стойка, ноги врозь, руки за голову. 1—5 — круговые движения тазом в одну сторону; 4-6 — то же в другую сторону; 7-8 — руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний. | Выполняют разминку. |
Включение в систему знаний и повторений | Регулятивные УУД: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование, проявление самостоятельности и инициативы в разных видах деятельности. Коммуникативные УУД: умение строить высказывание с учётом норм языка. Личностные УУД: осознание необходимости новых знаний для ученика. | Работа в парах по поиску ответов на заданный вопрос: Задачи: выяснить, из каких органоидов состоит клетка растений. Приложение№2 1. «Цитосказка» 2. Текст задания: Существует на свете сказочное государство. Правил им царь Ядруклеус. Все жители были важными чиновниками. За то, чтобы все были сыты отвечал важный Зелёный Господин. На посылках у царя Ядруклеуса была жидкая и подвижная Цитусиха. На защите рубежей сказочной страны стояла надёжная прочная Мембранстена. Митохан отвечал за содержание газов, Лизохан за пищеварение у жителей страны. Дружной и счастливой была страна. Скажите, как называлась она? Подберите каждому герою сказки соответствующий органоид и его функцию. Заполните таблицу. Используя текст учебника стр:107 и 110 Герой сказки |
|
|
|
|
|
| Органоид клетки |
|
|
|
|
|
| Функция органоида |
|
|
|
|
|
|
| Отвечают на вопрос.
Осуществляют поиск информации
|
Самостоятельное применение знаний | Коммуникативные УУД: умение строить высказывание с учётом норм языка. Личностные УУД: оценивание значимости добываемых знаний. Регулятивные УУД: овладение приёмами самоконтроля, сличения способов действий и его результата с заданным эталоном. | Сейчас мы с вами выполним задание. Проверьте сами себя – поняли ли вы тот материал, о котором говорили сегодня на уроке. Какие утверждения верны? Поставьте знак “+” или “-”. Клетка – основная единица строения всех живых организмов. Оболочка, ядро, цитоплазма – главные части клеток. Пластиды – есть только у растительных клеток. Клетки одинаковы по форме и размерам. Организм человека состоит из клеток. Американский ученый Левенгук впервые дал название «клетка» | Решают, закрепляя и проверяя свои знания. |
Итог урока. Рефлексия | Коммуникативные: умение строить высказывание с учётом норм языка. Личностные: личностное самоопределение. Регулятивные: умение адекватно оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей. | Как вы думаете, справились ли мы с поставленными в начале урока задачами? Проверка уровня понимания учебного материала, психологического состояния учащихся после урока по вопросам: -Все ли вам было понятно в течение урока? -Какая часть урока показалась самой интересной? -Какая часть урока вызвала затруднение? -Какое у вас настроение после урока? Если вам понравился урок и вам было интересно прикрепите к доске белую клетку. Если ваша душа осталась холодной, и вам было неинтересно, прикрепите темную клетку. Подведение итогов с помощью стихотворения: Стихотворение «Клетки» Клетка - жизни всей основа! Повторять мы будем снова! Только есть одна беда: Не удастся никогда Нам увидеть клетку глазом. А хотелось бы всё сразу Рассмотреть и разобрать, Клетку перерисовать! Ведь из клетки состоят: Морж, медведь, петух и кит. Дуб, сосна, собака, кошка, Да и гриб на тонкой ножке! Многоклеточные мы: И поэтому должны Клетки мышц мы упражнять, Клетки мозга развивать. Обеспечат эти клетки Нам хорошие отметки! И на этой позитивной основе мы заканчиваем с вами урок. Д/З Всем: По выбору: Творческий уровень: 1.Вылепить на картоне из пластилина клетку с ее органоидами 2. Составить кроссворд | Дети оценивают своё эмоциональное отношение к уроку.
Дети оценивают свою работу |