Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методические комментарии |
1.Организационный момент | Приветствует учащихся Сообщает название новой темы и тему урока Просит записать в тетрадях число и тему урока
| Приветствуют учителя
Записывают число и тему | Цель: настроить на работу, привлечь внимание |
2.Постановка цели и задач урока
3.Мотивация учебной деятельности | Сообщает цель и задачи урока Цель урока: охарактеризовать экологию как науку; Задачи: познакомиться с историей науки экологии и ее значением; Знать: 1.Что такое экология? 2.Задачи экологии. Уметь: объяснять роль экологии в современном обществе. Изучать данную тему мы будем в течение 20 уроков. У вас на столе листы самооценки знаний по теме: »Основы экологии». Оцените свои первоначальные знания по теме. Знакомит с планом урока, ориентирует на конечный результат | Смотрят и читают слайды презентации
Знакомятся с листами самооценки знаний по теме: «Основы экологии» Оценивают первоначальные знания по теме Знакомятся с планом урока
| Цель: мотивация деятельности
Цель: выделение главного
Цель: личная заинтересованность в получении оценок по теме
|
4.Актуализация знаний:
Постановка проблемы | Слово экология мы слышим постоянно. Но что такое экология? Экология-наука древняя, современная или наука будущего? Вот это мы должны выяснить на сегодняшнем уроке. Это главная задача нашего урока. | Отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение | Цель: вызвать интерес к науке экологии и желание изучить ее историю и закономерности
Цель: выделение главного |
Изучение нового материала |
1.Формулирование определения понятия «экология» Фронтальная беседа | Предлагает сформулировать понятие «экология», сравнить его с понятием в учебнике на стр. 292 | Высказывают свое мнение Работают с учебником Записывают в тетради определение | Цель: выделение главного, умение работать с материалом учебника, высказывать свое мнение, выделять главное |
2. История экологии | Предлагает таблицу «Календарь развития экологии» | Работают с таблицей | Цель: развитие умения находить нужные сведения в дополнительном материале |
3. Развитие экологии | 1.Сколько и какие этапы развития экологии можно выделить?
| 1. Слушают товарищей и заполняют таблицу в тетрадях
2.Выступают с заранее подготовленными сообщениями ( опережающее задание) 3. Делают вывод : В истории развития экологии можно выделить 5 этапов.
| Цель: систематизация знаний, умение выступать с сообщениями перед одноклассниками; Умение находить нужные сведения для заполнения таблицы
|
4. Разнообразие экологических наук и связь науки экологии с другими науками. | Предлагает схему Экология (Приложение 1) | Работают со схемой, делают вывод о взаимосвязи всех экологических наук | Цель: умение работать со схемой, умение делать выводы |
5. Задачи экологии | Предлагает ознакомиться с задачами экологии: 1.Исследование связей в экосистемах, оценка их состояния; 2. Создание научной основы эксплуатации биологических ресурсов, прогноз изменений природы под влиянием деятельности человека и управление процессами сохранения среды; 3.Моделирование состояния экосистем и глобальных биологических процессов
| Знакомятся со слайдами презентации | Цель: выделение главного |
6. Методы экологии | Экология, как наука, использует различные методы исследования, исходя из поставленных задач. Какие методы исследования в экологии вы выделите? | Отвечают на вопросы учителя : наблюдение, эксперимент, моделирование, сравнение. |
|
7.Знакомство с основными законами экологии | Предлагает познакомиться с раздаточным материалом «4 закона экологии» Задает вопрос: »Согласны ли вы с основными законами экологии?» | Знакомятся с раздаточным материалом «4 закона экологии» Отвечают на вопрос учителя, высказывают свое мнение | Цель: практическое применение знаний |
8.Глобальные экологические проблемы планеты Земля Видеоролик «Проблемы экологии Земли» | Посмотрите небольшой видеоролик об экологии и определите, какие экологические проблемы показаны в нем? Предлагает вспомнить другие экологические проблемы человечества и составить схему Экологические проблемы
| Сообщение учащегося об основных экологических проблемах Земли прогнозах на будущее. Составляют схему Слушают сообщение учащегося Дополняют схему | Цель: связь с географией |
9.Основные экологические проблемы нашей местности | Беседа: Какие экологические проблемы существуют в нашем поселении? Какие экологические проблемы есть и решаются в нашей школе? | Отвечают на вопросы учителя | Цель: краеведческий материал, связь с жизнью |
Закрепление изученного материала |
1. Составление синквейна «Экология» | Предлагает составить синквейн на понятие «Экология» | Составляют синквей, обсуждают 1. Экология 2.Важная, древняя. 3. Охраняет, прогнозирует, исследует. 4.Изучает взаимоотношения живых организмов. 5. Наука. | Цель: закрепить знания |
2. Афоризмы и цитаты об экологии | Предлагает ознакомиться с афоризмами и цитатами об экологии и выписать наиболее понравившиеся и прокомментировать их | Читают афоризмы и цитаты об экологии, выбирают и записывают понравившиеся и комментируют их | Цель: практическое применение полученных знаний; вызвать интерес к изучаемой теме |
3.Экологические советы на каждый день | Предлагает ознакомиться с экологическими советами на каждый день | Читают экологические советы на каждый день . отвечают на вопрос: Какие из этих советов являются наиболее интересными и приемлемыми для вас? Какие из них вы считаете выполнимыми для себя? |
|
Рефлексия |
| Давайте ответим на вопрос, который мы поставили в начале урока? Экология- наука древняя, современная или наука будущего? Что нового для себя узнали на сегодняшнем уроке? Какой вывод сделаем? Оцените свою работу на уроке в листах самооценки знаний | Отвечают на вопрос учителя Оценивают свою деятельность на уроке Делают вывод по теме урока | Цель: умение оценить свою работу на уроке; Умение делать выводы |
Домашнее задание |
|
| Записывают домашнее задание: параграф 74 , ответить на вопросы стр.294; Желающим подготовить задание на стр.294 |
|