Конспект урока с презентацией по биологии в 6 классе "Строение семян двудольных и однодольных растений."
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме
конспект урока с презентацией
Скачать:
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
по биологии
в 6 классе
Технологическая карта урока.
Организационная информация | ||
Тема урока | Строение семян | |
Предмет | Биология | |
Класс | 6 класс | |
Автор урока (ФИО, должность) | Четвернина Августина Львовна, учитель химии и биологии | |
Образовательное учреждение | Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Бучальская средняя общеобразовательная школа Кимовского района Тульской области | |
Методическая информация | ||
Тип урока | комбинированный урок с выполнением лабораторной работы. | |
Цели урока | изучить строение семян, выявить особенности строения семян однодольных и двудольных растений, выяснить значение семян для растений как органа его размножения и распространения. | |
Задачи урока | Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
| |
Используемые педагогические технологии, методы и приемы | Формы представления учебной задачи:наглядный образ (презентация), рисунок, схема, слушание, чтение Технологии формирования УУД 1) проблемно-диалогическая технология 2) организация учебного сотрудничества 3) технология оценки образовательныхдостижений 4) информационно-коммуникативные технологии Методы:
Организационные формы: фронтальная, индивидуальная, в парах, групповая работа | |
Время реализации урока | 45 минут | |
Планируемые результаты (универсальные учебные действия), которые актуализируют/приобретут/ закрепят/ обучающиеся в ходе урока | Предметные универсальные действия - знать строение семян, - распознавать и описывать по рисунку строение семян однодольных и двудольных растений, - называть значение семян. Личностные универсальные учебные действия - осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию; - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; - оценивать собственный вклад в работу группы Метапредметные универсальные учебные действия
Обучающийся научится: - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели; - участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
- работать с учебником; - находить отличия; - работать с информационными текстами; - объяснять значения новых слов; - сравнивать и выделять признаки;
- обсуждать в рабочей группе информацию; - слушать товарища и обосновывать свое мнение; - выражать свои мысли и идеи. | |
Термины и понятия | растения двудольные и однодольные, кожура, семядоли, корешок, стебелек, почечка, эндосперм, околоплодник, зародыш. | |
Необходимое оборудование и материалы | сухие и набухшие семена фасоли и пшеницы, препаровальные иглы, ручная лупа, модель зерновки пшеницы, микроскоп, компьютер, проектор, интерактивная доска; подготовить заранее: замочить семена фасоли и пшеницы (за 2-3 дня) | |
Дидактическое обеспечение урока | авторская презентация “Строение семян”, выполненная в программе PowerPoint; сообщения по теме; карточки с заданиями для групповой работы. | |
Список учебной и дополнительной литературы | Список литературы: 1. Биология: Ботаника. 6 класс. Книга для учителя.-М. «Первое сентября», 2002 (Я иду на урок). 2. Биология. 6-9 классы. Конспекты уроков: семинары, конференции, формирование ключевых компетенций / авт.-сост. И.Н. Фасевич и др. Волгоград. Учитель. 2009. 3. Биология. Живой организм.Опорные конспекты. М., Классикс Стиль, 2003. 4. Биология в таблицах и схемах. Издание 2-е СПб, ООО «Виктория плюс», 2004. 5. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения». Пособие для учителя. Н.В. Дубинина, В.В. Пасечник. М., Дрофа, 2002. 6. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. Поурочные планы по учебнику В.В. Пасечника. Авт.-сост. Н.И. Галушкова. Волгоград, Учитель, 2005. 7. Пасечник В.В. Биология. 6 класс. Бактерии, грибы, растения: Учебник дляобщеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2009. 8. Пасечник В.В. Биология: бактерии, грибы, растения. 6 класс. Рабочая тетрадь. В.В. Пасечник, Т.А. Снисаренко. М. Дрофа, 2005. | |
Ход и содержание урока. Деятельность учителя и учеников. | ||
1. Мотивация и актуализация знаний. Цель этапа: включение учащихся в деятельность, актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений | Учитель: -Здравствуйте, ребята! Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Я желаю вам хорошо поработать на уроке и взаимного уважения друг к другу. Итак, продолжим знакомство с Покрытосеменными. На прошлом уроке мы говорили с вами о цветковых растениях. Давайте вспомним: Какие же растения называют покрытосеменными и за что они получили такое название? у которых образуется цветок; покрытосеменные – так как семена развиваются внутри плода. т.е. они защищены (покрыты) (слайд №2) Какие жизненные формы растений вы знаете? (деревья, кустарники, травы)(слайд №3) Каково значение покрытосеменных в природе и жизни человека? (слайд №4) Все покрытосеменные, несмотря на свое многообразие, имеют общий план строения. Их органы подразделяют на вегетативные и репродуктивные. Вегетативные (от латинского слова «вегетативус» - растительный) органы составляют тело растения и осуществляют его основные функции, включая вегетативное размножение. К ним относят корень и побег. Репродуктивные, или генеративные (от латинского слова «генераре» - производить), органы, связанные с половым размножением растений. К ним относят цветок, плод и семя. (слайд №5) | |
2 . Создание проблемной ситуации. Цель этапа: вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения. | А сейчас, ребята, послушайте стихотворение и угадайте: что у меня в руке и о чём мыс Вами будем говорить на этом уроке? У меня в руке будущая жизнь Будущий побег и могучий корень. Дружно прорастут в глубину и ввысь, Лишь вода дождей землю всю напоит. А пока гостит осень на дворе, А пока зима вьюгою всё воет Спит и дышит жизнь у меня в руке. Будущий побег и могучий корень. (слайд №6) Предполагаемый ответ учеников (О семенах) Учитель: Где находится будущий побег и могучий корень? Ученики: В семенах. Учитель: Правильно в семенах. А почему про семя говорится, что это будущая жизнь? Ученик: Так как из семян появляется новое растение. - Как же появляются молодые растения? Весной, когда земля освобождается от снега, многие люди торопятся поскорее посеять разные овощные культуры и цветы на грядках и клумбах. Что они сеют? Конечно же, семена. В землю на небольшую глубину закапывают сухое, небольшое (а иногда и совсем крошечное) семя. Обычно через 2-3 недели на том месте, где под слоем земли находилось семя, появляется маленькое зеленое растеньице – проросток. Чудо? Нет. Оказывается, в каждом семени спрятано будущее растение. (слайд №7) (слайд №8) – тема урока Сегодня мы как раз поговорим о семени, из которого вырастает растение. Тема нашого урока «Строение семян двудольных и однодольних растений». Запишите тему урока в тетрадях. Мы заглянем внутрь семени и познакомимся с его строением, узнаем, чем отличаются по строению семена двудольных и однодольних растений, выполним лабораторную работу. К сегодняшнему уроку вы должны были принести из дома различные семена и продукты, изготовленные из семян. Какие семена вы принесли? Как и где их используют? Ответьте на вопрос: «Для чего необходимо изучать семена?» Вывод: семена важная часть растений. Семена многих растений употребляются в пищу (фасоль, горох, пшеница, кукуруза). Часть семян обладает лекарственными свойствами – кукурузные рыльца выводят камни из почек, семена тыквы помогают при глистных инвазиях, семена моркови – мочегонное средство, семена льна используются в парфюмерии для завивки. С помощью семян происходит размножение растений. Таким образом, семена играют важную роль в жизни растений, животных и человека. А теперь, ребята, давайте послушаем интересные сообщения про семена, которые вы приготовили дома (сообщения учащихся): 1. Самые крупные семена двулопастной формы у пальмы. Родом с Сейшельских островов. Их длина 30-45 см, вес до 15 кг в 30 млн. раз тяжелее ,чем у березы. Созревает семя в течение 7-10 лет, а прорастает 1-1,5 года. Молодое растение получает питательные вещества от него в течение 3-5 лет. Обычно семена не имеют периода покоя, при хранении быстро теряют всхожесть. (слайд №10) 2. Самые мелкие, меньше мм., семена у орхидей, 50 000 таких семян весят 0,1 г. Очень мелкие семена у белозера (отдельное семя весит 0,00003 г), у осины – 50 000 семян весят – 4 г. Такие семена как пылинки подхватываются и разносятся ветром. Но мелкие семена имеют и маленький зародыш – у орхидей он состоитиз 30 клеток, мало запасних питательных веществ, поэтому для прорастания требует идеальных условий и бістро теряют всхожесть.Так семена грушанки и орхидей прорастают только с помощью микоризных грибов, а семена осины и тополя уже через несколько часов теряют всхожесть. (слайд №11) 3. У подавляющего большинства цветковых растений созревшие семена не способны сразу прорастать. Они находятся в состоянии так называемого покоя. Обычный случай вынужденного покоя- это сухие семена.У некоторых растений сухие семена сохраняют всхожесть в течение нескольких лет, а иногда в течение десятков и даже сотен лет. Если подсушенные семена хранить в герметических условиях, при температуре близкой к абсолютному нулю они сохраняют жизнедеятельность практически бесконечно. 4.Наибольшая долговечность свойственна “твердым семенам”. Так удалось прорастить семена лотоса, пролежавшие в торфянике Манжурии более 1000 лет. Еще большую долговечность обнаружили семена люпина, извлеченные из льдов (занесенных с почвой) Аляски – их возраст 10 000 лет. (слайд №12) 5.Есть семена лекарственные. (слайд №13) а) Семена пшеницы богаты витаминами – В1, В2, РР, а проростки пшеницы содержат необходимый для организма витамин Е. Заряд бодрости и энергии несут в себе проросшие семена пшеницы, регулируют обмен углеводов, белковый обмен, а также образование жирных кислот. б) Льняное семя толченое применяется при заболеваниях кишечника. в) Семя укропа огородного применяется при желчекаменной болезни. г) Настой семян укропа применяют не только при болезнях печени, но и для возбуждения аппетита, как мочегонное средство при судорогах, одышке и как успокаивающее средство. д) Семена петрушки обладают мочегонным действием, выгоняют соли из организма. усиливают тонус мускулатуры кишечника и мочевого пузыря. 6. А еще семена могут быть эталоном веса, например, ювелирных изделий, бриллиантов – караты. Слово "карат" происходит от названия семени растения цератонии. С помощью этих семян люди в древности проверяли весы. Семечки цератонии малы и неотличимы друг от друга по весу. Один карат эквивалентен 0,2г. (слайд №14) Молодцы! Хорошо постарались, интересная информация. | |
3. “Открытие нового знания”. Цель этапа: формирование основтеоретического мышления, развитие умений находить общее, высказывать свою точку зрения. | Ребята, но все ли семена, несмотря на разнообразие, имеют сходное строение? Каким образом мы это можем узнать? (учащиеся предполагают план работы) Итак, сегодня мы с вами должны выяснить, какое строение имеет семя? Все ли семена имеют одинаковое строение или они чем – то отличаются? Для этого вы отправитесь в лабораторию, где проведете исследовательскую работу.Делимся на группы, у каждой группы на столах есть всё необходимое для выполнения работы: задания, опорные схемы и рисунки, необходимый набор семян. После выполнения заданий и их оформления по одному представителю от каждой группы выступят с докладами. Выполнение лабораторной работы «Изучение строения семян двудольных и однодольних растений» (слайд №15) | |
Физкультминутка (слайд №16) | Ветер веет над полями Ветер веет над полями, И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.) Облако плывет над нами, Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.) Ветер пыль над полем носит. Наклоняются колосья — Вправо-влево, взад-вперёд, А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.) Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.) Там немного отдохнём. (Дети садятся.) | |
Выступление представителей от каждой группы: 1 Группа – строение семени фасоли(слайд №17). 2 Группа – строение зерновки пшеницы(слайд №18). 3 Группа - Каковы особенности строения семян других однодольных и двудольных растений(слайд №19,20). Обсуждение. | ||
4. Планирование. Цель этапа: формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал | А теперь, ребята, давайте сравним изученные семена(слайд №21) Итак, что же у них общего? (Общее в строении семян то, что семена имеют семенную кожуру, запас питательных веществ и зародыш). А чем они различаются? (Различаются: в семени фасоли, гороха две семядоли, в которых находятся запасные питательные вещества, а в семени пшеницы, кукурузы одна семядоля, а питательные вещества находятся в эндосперме, кожура срастается с околоплодником, поэтому ее невозможно отделить). Те растения, которые имеют в зародыше одну семядолю, называются однодольными. Например – пшеница, лук, лилия (слайд №22) Те растения, которые имеют в зародыше две семядоли, называются двудольными. Например – яблоко, огурец, слива, томат (слайд №23). Итак, мы с вами выяснили, что: (слайд №24) 1. Семя состоит из: семенной кожуры, зародыша и содержит запас питательного вещества. 2. Зародыш – зачаток будущего растения. Он состоит из: зародышевых корешка, стебелька, почечки и семядоли. 3. Семядоли – это первые листья зародыша растения. 4. Растения, имеющие в зародыше семени одну семядолю, называют однодольными – это пшеница, кукуруза, овес, лук и др. 5. Растения, имеющие в зародыше две семядоли, называют двудольными – это фасоль, капуста, яблоня, горох, томат. | |
6. Применение нового знания. Цель этапа: применить знания в новой ситуации,работа с самопроверкой, самооценкой и взаимооценкой. | 1.Работа со схемами строение семени фасоли (слайд №25,26) и зерновки пшеницы (слайд №27,28). 2. Выполнение теста «Верю – не верю» с последующей взаимопроверкой(слайд №29,30). | |
7. Рефлексия. Цель этапа: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. | Заполнение анкеты «Оцените урок»(слайд №31). | |
8.Домашнее задание | (слайд №32). Изучить §18, выполнить задания и ответить на вопросы после параграфа, прорастить семена для эксперимента. Задание-эксперимент: — Можно ли в домашних условиях вырастить из проросших семян полноценное растение, способное зацвести и дать плоды? Ребятам нужно высадить проросшие семена в почву в цветочные горшки, ухаживать за растениями. При выполнении данной работы ребята обязательно ведут дневник наблюдений, отмечая в нем все изменения, происходящие с растениями.
| |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Покрытосеменные растения 4.Хорошо развита проводящая система, которая обеспечивает быстрое передвижение веществ в растении . 1.Имеют орган семенного размножения – цветок . 2.После отцветания образуется плод, в котором находятся семена. 3.Семена развиваются внутри плода, то есть они защищены (покрыты).
Жизненные формы растений 3.Травы 1.Деревья 2.Кустарники
У меня в руке будущая жизнь Будущий побег и могучий корень. Дружно прорастут они в глубину и ввысь, Лишь вода дождей землю всю напоит. А пока гостит осень на дворе, А пока зима вьюгою все воет Спит и дышит жизнь у меня в руке Будущий побег и могучий корень. СЕМЯ
Тема урока: «Строение семян двудольных и однодольных растений»
Цели урока: Познакомиться со строением семени. Раскрыть особенности строения семян однодольных и двудольных растений. Развивать умение работать с натуральными объектами, сравнивать их. Формировать практическое умение и навыки по распознаванию семян и определению семян. Осуществлять экологическое, природоохранное воспитание на примере материала урока.
Самые крупные семена
Самые мелкие семена
Самые долговечные семена
Лекарственные семена
Семена - эталон веса
Лабораторная работа «Изучение строения семян растений»
Физминутка Ветер веет над полями Ветер веет над полями, И качается трава. Облако плывет над нами, Словно белая гора. Ветер пыль над полем носит. Наклоняются колосья — Вправо-влево, взад-вперёд, А потом наоборот. Мы взбираемся на холм, Там немного отдохнём .
Строение семени фасоли
Строение зерновки пшеницы Пшеница
Особенности строения семян других однодольных и двудольных растений Лук Ясень
Особенности строения семян других однодольных и двудольных растений Миндаль Частуха
Сравнение
Однодольные растения Лилия Пшеница Лук
Двудольные растения Огурец Томат Яблоко Слива
Выводы: 1.Семя состоит из: семенной кожуры, зародыша, и содержит запас питательного вещества. 2.Зародыш – зачаток будущего растения. Он состоит из: зародышевых корешка, стебелька, почечки и семядоли. 3.Семядоли – это первые листья зародыша растения. 4.Растения, имеющие в зародыше семени одну семядолю, называют однодольными – это пшеница, кукуруза, овес, лук и др. 5.Растения, имеющие в зародыше семени две семядоли, называют двудольными – это фасоль, капуста, яблоня, горох и др.
2 5 3 6 4 1 Строение семени фасоли
1.семенная кожура 2.зародыш 5. стебелёк 3. семядоли 6. почечка 4. корешок Строение семени фасоли
1 2 3 4 5 7 6 Строение зерновки пшеницы
1.околоплодник 2. эндосперм 3. зародыш 5. стебелёк 4. корешок 6. почечка 7. семядоля Строение зерновки пшеницы
Тест « Верю - не верю» Прочитав предложения, определите, правильное утверждение или нет. Если правильное, то поставьте "+", если не верно, то поставьте "-" Фамилия , имя: "+" ИЛИ "-" 1. Все семена имеют по две семядоли и эндосперм. 2. Семена растений, имеющие одну семядолю называются двудольными. 3. Через семявход в семя проникает вода. 4. Снаружи семя покрыто корой. 5. Запас питательных веществ может находиться в эндосперме. 6. В семени двудольных растений две семядоли. 7. Семядоли - это часть зародыша. 8. Запасные питательные вещества находятся в стебельке 9. Семена однодольных растений содержат одну семядолю. 10. У семян фасоли наибольшую массу имеют семядоли. Задание проверил (а): Оценка: Фамилия , имя: "+" или "-" 1. Семенная кожура выполняет защитную роль. 2. Растения класса двудольных имеют одну семядолю. 3. Семенная кожура- это часть зародыша 4. Семя двудольного растения состоит из семенной кожуры и зародыша 5. В зерновке пшеницы запасные питательные вещества находятся в эндосперме. 6. Зародыш зерновки содержит две семядоли. 7. Зародыш семени двудольных растений содержит 2семядоли, корешок, стебелек, почечка. 8. У семени фасоли питательные вещества содержатся в зародыше. 9. У зерновки пшеницы семенная кожура легко снимается. 10. Семя - зачаток растения. Задание проверил(а): Оценка: + + + + + + + + + + + + _ _ _ _ _ _ _ _
Оценка: «5» – нет ошибок «4» - 1-3 ошибки «3» – 3-5 ошибок
Анкета «Оцените урок» ( ответ «нет» - 0 баллов; ответ «да» - 1 балл; на 5 и 6 вопросы дать полный ответ) 1.Вам было интересно? 2.Вы узнали что-то новое? 3.Был ли доступным изучавшийся материал? 4.Вы его поняли? 5.Какие возникли трудности (что не поняли)? 6.Ваши пожелания.
Задание на дом Изучить §18. Выполнить задания и ответить на вопрос после параграфа. Прорастить семена для эксперимента.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока и презентация «Класс Двудольные. Семейство Розоцветные. Земляника лесная.»
Что может быть слаще лесной земляники? Под зеленью прячет характер свой дикий, И смотрит оттуда глазами ребёнка - Пять чувств белоснежных на радужке солнца. На краешке чащи распаренный полдень Се...
Конспект урока с презентацией "Изготовление мешочка для семян с аппликацией" анализ урока, приложение
Тема урока: «Изготовление мешочка для семян с аппликацией».Количество учащихся в группе: 6 человек, возраст 10-13 летДлительность урока: 2 занятия по 35 минутТип урока: комбинированный с элементами ин...
Конспект урока и презентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Условия прорастания семян"
Материал содержит конспект урока и презентацию по биологии для учащихся 6 класса по теме "Условия прорастания семян". Урок составлен на основе учебника В.В. Пасечника "Бактерии. Грибы. Растения"...
Конспект урока и презентация по биологии 5 класс на тему: "Простейшие"
Конспект урока и презентация по биологии 5 класс на тему: "Простейшие" (УМК Н. И.Сонин, А. А. Плешаков)...
Фотосинтез конспект урока с презентацией по биологии 10 класс
Фотосинтез конспект урока с презентацией по биологии 10 класс...
Конспект урока и презентация по биологии "Испарение воды листьями"
Тема урока: «Испарение воды листьями». Цель урока: знакомство с процессом испарения воды листьями растений, значением этого процесса для жизни растений. Задачи урока:Коррекционно...
Конспект урока и презентация по биологии "Комнатная муха" (8 класс ОВЗ)
Цель урока: Познакомить учащихся со строением тела, образом жизни, вредом, приносимым насекомым людям. Задачи урока:Личностные: сформировать у учащихся представление о насекомом, его образе жизни...