План-конспект урока и презентация «Класс Двудольные. Семейство Розоцветные. Земляника лесная.»
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме
Что может быть слаще лесной земляники?
Под зеленью прячет характер свой дикий,
И смотрит оттуда глазами ребёнка -
Пять чувств белоснежных на радужке солнца.
На краешке чащи распаренный полдень
Себе приготовил немыслимый полдник.
Но рано ему предвкушать радость встречи
Поди-ка найди эту сладкую нечисть.
Заманит, задурит и спелою каплей
Уйдёт мимо пальцев и нежных объятий.
Лишь запахом дразнит, да нежною кожей,
Вот ведьма! Да только, нет ведьмы дороже!
Красочная презентация! Материал может быть использован как на уроке в 6 классе, так и в 5м классе, и на внеклассных занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Двудольные.Розоцветные.Земляника.rar | 1.76 МБ |
Предварительный просмотр:
Автор | Мудрецов Игорь Вячеславович |
Место работы | МОУ Щаповская СОШ Московской области Подольского района |
Должность | учитель биологии |
Предмет | биологии |
Класс | 6 |
Тема | Класс Двудольные. Семейство Розоцветные. Земляника лесная. |
Базовый учебник | Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс./ В.В.Пасечник - М.: Дрофа, 2009. |
План-конспект урока «Класс Двудольные. Семейство Розоцветные. Земляника лесная.»
Цель урока: сформировать представление о Семействе Розоцветные на примере Земляники лесной.
Задачи: 1. Познакомить учащихся с особенностями строения Семейства Розоцветных и их многообразием.
2. Познакомить с областью применения Земляники лекарственной.
3. Учить работать с учебником и коллекциями, с инструктивной картой.
Тип урока: комбинированнный
Формы работы учащихся: индивидуальная или работа в малых группах.
Необходимое техническое оборудование: проектор, экран, компьютер.
Ход урока
I. Проверка знаний. (5 мин)
- У доски привести 10 примеров крестоцветных.
- Задание на карточке:
- на понятия «вид» и «особь»
- на примеры крестоцветных
- Характеристика класса Двудольные.
- Характеристика семейства Крестоцветные.
- Проверка д/з «Значение крестоцветных».
II. Новый материал
- Работа с презентацией. (15 мин)
На примере Земляники лесной рассматривается семейство розоцветных. Учащиеся конспектируют за учителем.
Слайд 1-2
Вступительное слово учителя:
Что может быть слаще лесной земляники?
Под зеленью прячет характер свой дикий,
И смотрит оттуда глазами ребёнка -
Пять чувств белоснежных на радужке солнца.
На краешке чащи распаренный полдень
Себе приготовил немыслимый полдник.
Но рано ему предвкушать радость встречи
Поди-ка найди эту сладкую нечисть.
Заманит, задурит и спелою каплей
Уйдёт мимо пальцев и нежных объятий.
Лишь запахом дразнит, да нежною кожей,
Вот ведьма! Да только, нет ведьмы дороже!
Слайд 3
Земляника лесная (Fragaria vesca L.)
Род многолетних травянистых растений семейства Розоцветных. Известно около 50 видов.
Слайд 4
Ареал обитания.
Произрастает в светлых сосновых и берёзовых лесах, по опушкам и лесным лугам, по сухим травянистым склонам и среди кустарников на большой территории в лесной и лесостепной зонах европейской части России, Западной и Восточной Сибири, на Кавказе, в Средней Азии. Обычна в Западной Европе и Северной Африке, а как заносное и одичавшее – в Северной и Южной Америке. В Подмосковье растет повсеместно.
Слайд 5
Строение листа.
Прикорневые листья тройчатые с зубчатым краем, на длинных черешках образуют розетку. Зелёные листья земляники можно найти круглый год, но это не вечнозелёное растение.
Слайд 6
Цветок.
Формула цветка:
* Ч5 Л5 Т ∞ П ∞
Цветки белые, крупные, расположены на длинных цветоножках, образуя полузонтики. Обладают нежным и тонким запахом. Опыляются собственной пыльцой.
Слайд 7
Корневище.
Короткое, толстое, с отходящими тонкими корнями и длинными тонкими надземными ползучими побегами (усами), укореняющееся в узлах и обеспечивающее растению вегетативное размножение. Корневая система при этом скорее мочковатая.
Слайд 8
Химический состав.
Ягод:
- сахара – до 9,5%,
- органические кислоты, пектиновые - 1,5%,
- дубильные вещества – до 0,4%,
- флавоновые, антоциановые соединения,
- витамины С, В, каротин (А), фолиевая кислота,
- эфирные масла,
- микроэлементы: железо, марганец, медь, хром.
Листьев:
- витамин С (250-280 мг %),
- алкалоиды,
- гликозид фрагарин.
Слайд 9
Применение.
Листья – слабое мочегонное средство, применяют при подагре, камнях в печени и почках, авитаминозе, маточном кровотечении, простуде.
Плоды - при гипертонии, атеросклерозе, язве желудка и 12-перстной кишки, тонических запорах, подагре, нарушениях солевого обмена, авитаминозе.
Корневища – при поносах, камнях в почках и мочевом пузыре, при кожных болезнях, как кровоостанавливающее средство.
Слайд 10
Список литературы:
1.Гаммерман А.Ф., и др., Лекарственные растения М., «Высшая школа»., 1975
2.Иванова И.В. Что растет вокруг тебя М.,1962
3.Ковалева Н.Г. Лечение растениями. М., 1971
4.Седов А.Е., Второе слово. М. ЛИБР., 1995
5. www.officinalis-plants.com/fragaria-vesca
6. www.vitaminov.net
- Л.р. «Выявление признаков розы собачьей» (10 мин)
Работа с гербарием.
Какова основная функция плода? (В нем происходит образование и созревание семян)
А) Рассмотрите «плод» шиповника. Это ложный плод, который образован из разросшегося цветоложа.
Б) Рассмотрите внутреннее строение ложного плода. Найдите настоящие плоды – белые орешки. Они образовались из завязей пестика. Обратите внимание на засохшие рыльца и столбики. Разросшееся цветоложе. Настоящий плод - орешек
III. Закрепление (15 мин)
Самостоятельная работа по инструктивной карте:
- Рассмотрите стебель. Как называется такой стебель? Какой особенностью он обладает?
- Рассмотрите листья. Какие листья (простые или сложные)? Как листья расположены на стебле? Какое жилкование листьев? Обратите внимание на парные выросты при основании листьев. Это прилистники.
- Какой околоцветник (простой или двойной)? Укажите окраску венчика. Запишите формулу цветка. Укажите форму цветоложа.
- Укажите вид плода, тип плода.
- Внесите данные в таблицу.
Роза собачья | Розоцветные | Ч5 Лв5 Т∞ П∞ | Одиночный цветок | Орешек, сухой, односемянный | Стержневая | Сложный, сетчатое, черешковый, поочередное | Медонос, лекарственное, декоративное |
Вишня обыкновенная | Розоцветные | Ч5 Лв5 Т∞ П1 | Щиток | Костянка, сочный, односемянный | Стержневая | Простой, черешковый поочередное | Медонос, пищевое |
IV. Д/з *48, в рабочей тетради №171
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока по теме "Класс Двудольные семейство Крестоцветные" 6 класс
данная разработка урока предназначена для 6 класса. учебник "Биология. Бактерии. Грибы. Растения" В. В. Пасечник....
План -конспект урока по теме "Класс Двудольные. Семейство Пасленовые"
В конспекте дано описание действий учителя и ученика. Интересная и занимательная информация к уроку. Конспект содержит необходимую информацию для самостоятельной работы учеников на уроке....
Конспект урока по теме : «Класс двудольные. Семейство крестоцветные»
Урок по теме ««Класс двудольные. Семейство крестоцветные» проводится в 6 классе по учебнику В.В.Пасечника и имел следующую цель: изучить представителей семейства крестоцветных, их отличительные черты....
Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке
В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...
План-конспект открытого урока в 6 классе с презентацией по теме " Shops and shopping".
Открытый урок проходил в рамках муниципального семинара в 2013 году. Конспект урока по теме "Магазины и покупки" 6 клаcc по учебнику Кузовлева В. П. Представлена презентация, с помощью которой можно у...
УГА - 2017. Видео урока биологии. 7 кл. Тема: "Класс Двудольные. Семейство Розоцветные"
Фильм. 40 минут. https://youtu.be/P5gVpZAoeXg...
Урок по биологии "Класс двудольные. Семейство Пасленовые".
Разработка урока по теме. 6 класс....