Урок на тему "Видоизменение побегов" в 6 классе
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Ход урока "Видоизменения побегов"
6 класс
Учитель биологии Севастьянова М.Н.
Цель: Выяснить строение видоизмененных подземных побегов - корневища, клубня, луковицы, их значение для растения и возможность практического использования.
Задачи:
- Образовательные: рассмотреть строение подземных видоизменённых побегов и установить черты сходства с надземным побегом.
- Развивающие: развить умение определять органы растения, выделять их биологическое и хозяйственное значение. Продолжить развитие навыков работы с наглядными пособиями и живыми объектами (клубнями картофеля, луковицей репчатого лука, корневищем растений), умение анализировать, сравнивать, обобщать. Наблюдать и устанавливать черты сходства. Продолжить формирование умения проводить лабораторные исследования и делать выводы.
- Воспитательные: продолжить развивать интерес к изучению биологии, способствовать развитию интереса к растительному миру, прекрасному. Формирование научного мировоззрения на основе понимания познаваемости окружающего мира.
Оборудование:
- Клубни картофеля, луковица лука репчатого, корневище имбиря
- Чашка Петри, лупа.
- Презентация, компьютер.
Тип урока: комбинированный (урок - исследование).
Ход урока
1. Организационный момент
Здравствуйте! Как настроение? Ребята, сегодня на уроке я предлагаю вам провести исследование. Предмет нашего исследования мы сможем узнать, когда отгадаем несколько загадок.
П-
Стоит он задумчивый,
В жёлтом венце,
Темнеют веснушки
На жёлтом лице. (подсолнух)
О -
Горел в траве росистой
Фонарик золотистый,
Потом померк, потух
И превратился в пух. (одуванчик)
Б-
И лист и почки - всё врачует,
И сок - целебное сырьё.
Шумит от ветра, если дует,
Краса России - ствол её.(береза)
Е -
По округе славится
Зелёная красавица:
Сарафан - как колокол,
По земле да волоком,
Шапочка - с опушечкой,
С острою макушечкой. (ель)
Г -
Он стоит на ножке длинной,
Точно в пачке балерина.
Как букет, цветок один -
Тёмно-красный георгин. (георгин)
Получается слово ПОБЕГ. Это и есть объект нашего исследования.
2. Проверка знаний.
- Что такое побег? Побег - это стебель с листьями и почками.
- Какова роль стебля? (одна из функций - передвижение питательных веществ)
- По каким тканями происходит движение веществ в стебле (по проводящим)
- Чем представлены проводящие ткани стебля? (лубом и древесиной)
- Какие вегетативные органы у растений вы знаете?
- А побеги у всех растений одинаковые?
- А почему?
3. Изучение новой темы
Мы начинаем наше исследование, в ходе которого вы будете заполнять маршрутный лист, который есть у каждого (приложение 1).
Тема: Видоизмененные побеги
Цель: доказать, что клубень, луковица, корневище являются видоизмененными побегами.
Гипотеза: если клубень, луковица, корневище являются видоизмененными побегами, то мы обнаружим составные части побега: стебель, почки и листья.
Задачи:
1. Выявить наличие стебля, почек, листьев у клубня, луковицы, корневища.
2. Определить, какие функции выполняют видоизмененные побеги.
Вывод:
Выполняем лабораторную работу по плану (приложение 2). План работы лежит на столе. Учащиеся в ходе исследовательской работы заполняют в тетради первую и вторую колонки таблицы "Видоизменения подземных побегов".
Видоизменения | Строение | Функции | Примеры растений |
1. Корневище | 1-стебель 2-почки 3-чешуи-листья 4-придаточные корни | 1. запас питательных веществ; 2. переживание неблагоприятных условий; 3. вегетативное размножение |
|
2. Клубень | 1-верхушечная почка (росток) 2-толстый стебель 3-глазки-боковые почки 4-основание клубня |
| |
3.Луковица | 1-придаточные корни 2-донце-стебель 3-почки 4-сочные чешуи-листья |
|
Используя данные второй колонки таблицы, докажите, что корневище, клубень, луковица - видоизмененные побеги.
Для того чтобы заполнить третью и четвертую колонки таблицы, можно воспользоваться учебником.
В ходе проведенного исследования мы выяснили: (закончи предложение). Ответы учеников.
Вывод исследования: Клубень, луковица и корневище - побеги. Только это необычные наземные побеги, а побеги, растущие под землей. И правильно их называть видоизмененные побеги.
4. Обобщение и систематизация
Выполните карточки-задания (приложение 3,4).
После выполнения заданий осуществляется взаимопроверка.
5. Рефлексия
- А я и не знал, что :
- Что нового вы узнали на уроке?
Какое настроение было у вас на уроке?
6. Домашнее задание
- Параграф 22, записать примеры растений в таблицу.
- Рабочая тетрадь стр. 41-42, № 1-3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс
Методическая разработка на заочный районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Конспект урока математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств». Презентация к уроку математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств».
Материал данного урока предназначен для повторения решения линейных неравенств; формирования понятия «системы рациональных неравенств», «решение рациональных неравенств»; форм...
мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».
Цели урока:Образовательные:повторить и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила. Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...
план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,
Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....