урок по теме "Плоды"
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Ковалёва Юлия Дмитриевна

урок в 6 классе по теме Плоды с использованием методики критического мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

« Усть – Бакчарская средняя общеобразовательная школа»

Урок биологии, разработанный в технологии развития критического мышления в  6 классе.

Тема урока « Плоды».

Конспект предоставляется на Региональный конкурс для педагогических работников

«Учитель-методист»

«Лучший конспект учебного занятия»;

Подготовила учитель биологии

Юлия Дмитриевна Ковалёва

2015

Тип  урока: Изучение нового материала с использованием технологии критического мышления.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация « Удивительные плоды», бейджики, раздаточный материал, корзинка и плодами, интерактивная доска.

Цели урока:

Образовательная:

  • показать многообразие плодов.
  • продолжить формирование умений выделять главные признаки в характеристике органов растений.
  • расширить кругозор обучающихся.

Развивающая:

  • Развивать умение работать самостоятельно и делать выводы.
  • Развитие критического мышления через чтение и письмо.

Воспитывающая:

  • продолжить формирование коммуникативных и организаторских умений, умений работать в коллективе, взаимодействовать как с учителем, так и со сверстниками.

Задачи урока:

  • Познакомить учащихся со строением плодов, их многообразием и классификацией.
  • Научить распознавать различные типы плодов.

Ход урока:

До начала урока ( на перемене) детям раздаются бейджики, на которых нарисованы плоды и записано имя ребёнка, каждый плод означает группу( команду) за столом. На столах также поставлены картинки с плодами, которые изображены на бейджиках. Всего 4 команды ( команда « Яблоко», « Груша», « Виноград», Помидор») ( приложение 1)

  1. Стадия вызова.

Учитель: - Всем добрый день! У нас сегодня очередной урок биологии. Давайте постараемся настроиться и пожелаем друг другу удачи!

- На наш урок я пришла не с пустыми руками, а с корзинкой, а в корзинке у меня……

- Сейчас я буду доставать всё то, что лежит у меня в корзинке, ваша задача открыть свои тетради и записать, всё то что я буду вам показывать. ( приём « Немой диктант»)

( дети записывают  в свои тетради все те плоды, которые показывает учитель, доставая из корзины)

Учитель: - Записали?

- Пожалуйста, перечислите всё то, что я вам показала.

( дети начинают перечислять: картофель, яблоко, киви, груша, грецкий орех, виноград, огурец, банан, арахис, и т.д)

Учитель: - ребята, а как можно назвать всё это одним словом?

( звучат ответы детей от каждой команды – плоды )

Учитель: -Вы абсолютно правы. Сегодня на уроке мы познакомимся с интересной и значимой как для организмов , так и для нас темой – Плоды. А почему? .. мы попытаемся ответить на этот вопрос в течении урока.

- Запишите в тетрадях число и тему урока « Плоды».

- Ребята, а сейчас каждый из вас подчеркнёт тот плод, который вам нравится и составит из него синквейн.

( составление синквейна детьми.

Например:

Яблоко.

Круглое, сладкое.

Растет, краснеет, зреет.

Растёт на дереве.

Плод.

Учитель: -Готовы?, а теперь каждая команда выберет один понравившийся синквейн и прочтёт нам.

( чтение синквейнов представителями команд)

Учитель: - Молодцы! Вы справились с поставленной задачей. Скажите, а что же по вашему мнению плод, дайте своё определение.

( учащиеся дают свои определения, работа может быть как  индивидуальной, так и групповой).

Учитель: - Давайте сравним ваши определением  с определением на доске. ( открывается слайд на интерактивной доске с определением, сравнение ответов детей с записью на доске и обсуждение, чей ответ больше подходит под определение)

- Ребята, а что ещё вы знаете о плодах и зачем из надо изучать?

( ответы детей)

-А чтобы вы хотели узнать ещё о плодах на нашем  уроке?

( ответы детей)

  1. Этап «Осмысление».

Учитель:

- Чтобы узнать ещё больше о плодах я для каждой команды приготовила распечатанный текст ( приложение 2), который лежит у вас на столах, у всех команд он разный.

1 команда будет работать с текстом о строении плода

2 команда с функциями плода

3 команда с классификацией плодов

4 команда с видами плодов.

- Кроме текста, у вас на столах лежат схемы незаполненного кластера, у всех команд они разные ( приложение 3). Если вы обратили внимание, то на доске вы увидели кластер на тему « Плоды» 9 приложение 3). Как раз ваши кластеры это элементы большого кластера на доске, которые вы должны заполнить, прочитав текст на распечатанных листах. А потом, когда вы заполните свой элемент кластера, его текст надо будет перенести на доску, и сделает один человек из команды.

- Всем понятно что вы должны сделать?

- Приступайте, если у вас будут вопросы, поднимите руку и я вам помогу.

( чтение текста, обсуждение текста командой, заполнение кластера  « Плоды» на распечатанных листах а затем на интерактивной доске. Если команда написала на доске не верный ответ, помогите им, посадите и пусть ещё заново прочтут внимательно текст, может как- нибудь подтолкнуть их к правильному ответу)

Учитель:

- Очень хорошо, команды все справились. А теперь каждая команда выберет одного человека, который расскажет о своём тексте и о том, что у команды написано на доске. После его ответа, каждая команда задаст один вопрос по теме текста, а отвечающий должен на него ответить ( элемент « Зигзаг» - « вопрос – ответ» учащимися групп друг другу.)

  1. Этап « Рефлексия»

Учитель:

- Браво отвечающим и тем, кто задавал вопросы. Сейчас перед вами на доске заполненный кластер на тему « Плоды», благодаря вам команды, мы его с вами заполнили. А теперь я хочу вызвать к доске того, кто нам расскажет какие бывают еще плоды. (презентация « Удивительные плоды». )

Учитель:

-Молодец, можешь садиться на место. Скажите ребята, понравился вам урок? Что нового для себя вы узнали?

Оценивание учащихся.

Домашнее задание: сделать рисунки понравившихся плодов.

Приложение 1.

Fruit 4 - PolyvoreЯБЛОКО

Журнал "Girl + Boy = Love" от Стаси (1 выпуск) - Модные игры…ГРУША

Томатное нашествие as a gift (Челябинск). Thanks. DaruDar

ПОМИДОР

ВИНОГРАДОбои Фрукты Виноград Еда Фото 315122

Приложение 2.

1 команда. 

Функции плодов. Важнейшие функции плода – защита и распространение семян. Защищает плод от механических повреждений, от высыпания семян, от проникновения насекомых внутрь плода. Внутри каждого плода своё количество семян.

2 команда. 

Строение плода. Плод состоит из околоплодника и семян. Околоплодник – разросшиеся стенки завязи. Часто в образовании околоплодника участвуют и другие части цветка, основания тычинок, лепестков, чашелистиков, цветоложе.

3 команда.

Классификация плодов. Разнообразие плодов очень велико. Если в цветке только один пестик, то плод, развившийся из него, называют простым( пшеница, горох, вишня). Из цветка, имеющего несколько пестиков, формируется сложный плод ( малина, ежевика)

По количеству семян плоды разделяют на односемянные и многосемянные.

В зависимости от количества воды в околоплоднике различают сочные и сухие плоды. Созревшие сочные плоды имеют в составе околоплодника сочную мякоть.

4 команда.

Виды плодов.

Ягодовидные – так называют плоды с сочным околоплодником, чаще всего многосемянные. К нам относятся подвиды: ягода, яблоко, тыква.

Костянковидные плоды. К ним относят плоды с сочной мякотью и твёрдой косточкой. Имеют два подвида: костянка, многокостянка.

Ореховидные плоды. Это односемянные, нераскрывающиеся плоды с сухим околоплодником. К ним относятся подвиды: орех, жёлудь, семянка, зерновка.

Коробочковидные плоды. Это многосемянные, обычно раскрывающиеся плоды с сухим околоплодником. К ним относятся подвиды: боб, стручок, коробочка.

Приложение 3

Кластер для 1 команды.

        

        

        

Кластер для 2 команды.

        

Кластер для 3 команды.

Кластер для 4 команды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...