ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА ПО БИОЛОГИИ «ЛЕС И ЧЕЛОВЕК»
элективный курс по биологии (6 класс) на тему

Котовщикова Людмила Сергеевна

Образовательная программа  факультативного курса «Лес и человек» по биологии 6В класса, на 2013 – 2014 учебный год. 1 час в неделю – 35 часов за год.

    Цели и задачи программы:

§  Познакомить учащихся с главными проблемами экологии, в том числе экологии взаимоотношения человека с окружающей средой, современное состояние биосферы, значение охраны природы;

§  Сформировать экологические знания и воспитание культуры взаимоотношений Человека с Природой;

§  Развивать познавательную, исследовательскую деятельность учащихся;

§  Выработать навыки объективно обосновывать свои суждения, опираясь на жизненный опыт;

§  Развивать диалогическую и монологическую речь учащихся;

§  Формировать умение рассуждать на предложенную тему, приводя различные способы аргументации собственных мыслей, делать вывод;

§  Учить любой диалог вести этически корректно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл les_i_chelovek.rabochaya_programma.docx31.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа села Сосновка.

Рассмотрена на                                                                                  «Утверждаю»

педагогическом совете                                                               __________/Салчак У.Т./                                                        

Протокол № ___от  «___» ________2013г                                Директор МБОУ СОШ с.Сосновка                                                                    с.Сосновка

                                                                                                      __________/Салчак У.Т./

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 ФАКУЛЬТАТИВА ПО БИОЛОГИИ

«ЛЕС И ЧЕЛОВЕК»

Автор программы:

Котовщикова Людмила Сергеевна.

Возраст обучающихся:11-13 лет

Срок реализации программы:  1  год

 

Сосновка

2013год

Образовательная программа  факультативного курса «Лес и человек» по биологии 6В класса, на 2013 – 2014 учебный год. 1 час в неделю – 35 часов за год.

    Цели и задачи программы:

  • Познакомить учащихся с главными проблемами экологии, в том числе экологии взаимоотношения человека с окружающей средой, современное состояние биосферы, значение охраны природы;
  • Сформировать экологические знания и воспитание культуры взаимоотношений Человека с Природой;
  • Развивать познавательную, исследовательскую деятельность учащихся;
  • Выработать навыки объективно обосновывать свои суждения, опираясь на жизненный опыт;
  • Развивать диалогическую и монологическую речь учащихся;
  • Формировать умение рассуждать на предложенную тему, приводя различные способы аргументации собственных мыслей, делать вывод;
  • Учить любой диалог вести этически корректно.

  Содержание программы поможет:

  • Узнать, что изучает экология и как происходило ее становление;
  • Узнать, как устроены и как функционируют экологические системы, каким законам подчиняется их развитие;
  • Познакомиться с важнейшими типами взаимоотношений между популяциями;
  • Узнать о современном состоянии окружающей среды, об основных источниках загрязнения  и способах охраны ее;
  • Узнать о влиянии загрязнения биосферы на здоровье людей, каковы адаптационные возможности человека к изменениям, происходящим в окружающей среде;
  • Понять, почему экология играет важную роль в современном мире и зачем необходимо знать ее основы каждому человеку.

Ожидаемый результат:

  • Учащихся  будут иметь экологические знания, и знать правила взаимоотношений Человека с Природой;
  • Проявлять толерантность к различным типам взаимоотношений между популяциями;
  • Учащиеся будут знать о влиянии окружающей среды на здоровье человека и как сохранить свое здоровье и здоровье других людей;
  • Данная программа позволит мне в полной мере развить интеллектуальные и творческие способности ребенка с учетом индивидуального и дифференцированного подхода.

Система оценивания: 

  • устные ответы учащихся;
  •  контрольные работы;
  • защита проекта;
  • тесты.

Технологическая карта педагогической программы работы с учащимися

Виды работ

Работа на уроке

Внеурочная деятельность

Работа с родителями

Когда?

При определении уровня предшествующей подготовки и на основании результатов диагностики

На индивидуальных занятиях

Через индивидуальные беседы, круглый стол, родительские гостиные и родительские собрания.

Зачем?

Для развития творческих способностей, для формирования мотивации к обучению

Для создания интереса к учебе, для создания ситуации успеха, для получения более широкого спектра знаний

Для создания единого образовательного пространства, для определения склонностей, возможностей и интересов ребенка

Что?

Выход за рамки программ. Поощрение инициативы учащихся, их самостоятельности.

Внеклассная индивидуализация с преобразованием знаний на повышенном уровне сложности.

Совместные занятия, открытые уроки, совместная исследовательская деятельность.

Как?

Включение нестандартных дифференцированных заданий. Введение элементов опережения.

Творческая мастерская, олимпиады, интеллектуальные марафоны, конкурсы.

Совместное выполнение заданий, тесты и мини анкеты, проигрывание ситуаций на родительских собраниях и гостиных.

Основные формы работы с учащимися

  • Творческие мастерские;
  • Занятия исследовательской и проектной деятельностью;
  • Научно-практические конференции;
  • Интеллектуальные марафоны, олимпиады;
  • Предметные недели;

Система поощрительных мер для учащегося:

  • Постоянно стимулировать и мотивировать положительное отношение ученика к саморазвитию и самореализации через работу в зоне ближайшего развития, создании ситуации успеха, обеспечение психологическог8о и физического здоровья, гигиены труда;
  • Стимулировать мотивацию учения через удовлетворение потребностей ученика в общении и деловом сотрудничестве с учителями и учениками;
  • Способствовать развитию творческого потенциала ученика, сохранять их эмоциональное благополучие, веру в свои силы, дать толчок к саморазвитию и самореализации;
  • Стимулировать любознательность, познавательные интересы и способности.

Показатели эффективности работы с учащимися:

  • Удовлетворенность ребенка своей деятельностью и увеличение числа таких детей;
  • Повышение уровня индивидуальных достижений детей по предмету.

Список детей:

Ф.И. ученика

Класс

Год обучения

1

Киликеева Софья

6 В

2013 – 2014

2

Логачев Данил

6 В

2013 – 2014

3

Монгуш Ай-сулу

6 В

2013 – 2014

4

Ондар Долан

6 В

2013 – 2014

5

Оюн Самба

6 В

2013 – 2014

6

Пимонова Маша

6 В

2013 – 2014

7

Пучинин Женя

6 В

2013 – 2014

8

Чульдум Чаяна

6 В

2013 – 2014

9

Шпагина Анна

6 В

2013 – 2014

Достижения детей:

  1. Кожуунная олимпиада по биологии и слет школьных лесничеств.

Ф.И. ученика

Класс

Год

Результат

1

Шпагина Анна  -Сто открытий, сто находок.

2013 – 2014

3 место

2

Шпагина Анна республиканский слет школьных лесничеств.

2013 – 2014

2 место

  1. Республиканская олимпиада развивающего обучения.

Ф.И. ученика

Класс

Год

Результат

  1. Участие на научно-практических конференциях.

Ф.И. ученика

Класс

Год

Результат

1

Шпагина Анна

2013 – 2014

участие

Программа факультативного курса по теме «Лес и человек»

Автор: Н.Ф. Винокурова, Г.С. Камерилова, В.В.Николина, В.И.Сиротин.- Москва: Дрофа, 2007.

6 класс 1 час в неделю урочного времени (36 часов) и практическая часть.

        Элективный курс является предпрофильной подготовкой и обобщает знания полученные школьниками при изучении биологии, географии, экологии и других предметов.

Цели и задачи:

  1. Познакомить учащихся с многосторонним значением лесов, экологическими проблемами лесопользования.
  2. Рассмотреть взаимодействия человека и леса.
  3. Использовать приобретенные знания в решении проблемы окружающей среды и бережного отношения к лесному богатству.
  4. Прививать любовь к лесу, его обитателям, научить понимать прекрасное.
  5. Познакомить с профессиями, связанными с лесом и лесопользованием.

Пояснительная записка.

Леса уходят.                                                                                                                       Жалко мне леса.

         Уходят ели, сосны и березы.

         Рябины гасят пламенные гроздья,

         Осинников смолкают голоса.

         Когда-то жили в тех лесах дубы,

         И ясени, и золотые клены.

         Куда им деться от такой судьбы,

         Лес вырубают — океан зеленый.          С. Орлов.                                                                                                                                                              

Издавна люди использовали лес для строительства и обогрева жилища, лес давал пищу и лекарства, являлся верным и надежным помощником земледельца: преграждал путь разрушительным паводкам, препятствовал пыльным бурям, эрозии почв, создавал благоприятный микроклимат, сохранял полноводность рек. Народная мудрость гласит: «Лес водой живет, лес и воду бережет».

Говоря словами доктора Астрова из пьесы А. П. Чехова «Дядя Ваня», «лес учит человека понимать прекрасное и внушает ему величавое настроение». Любовью к лесу проникнуто множество поэтических произведений, живописных полотен и сочинений композиторов.

К сожалению, площадь лесов на нашей планете в настоящее время постоянно уменьшается из-за сильного антропогенного воздействия.

В предлагаемом курсе «Лес и человек» обобщены знания, полученные при изучении биологии, географии, экологии, истории и других предметов.

Программа курса  состоит из  параграфов, объединенных в шесть разделов. Изучив их, вы узнаете о многостороннем значении лесов, их распространении на нашей планете, экологических проблемах лесопользования, взаимодействии человека и леса.

Последние разделы познакомят вас с профессиями, связанными с лесом и с будущим лесов. Вы сможете применить полученные знания, обогатить и развить их во время практикума. Те, кто пожелает больше узнать о лесе, могут обратиться к списку рекомендуемой литературы.

В конце каждого параграфа приведены задания, объединенные рубриками:

«Проверьте себя» — помогут оценить знания по изученному материалу;

«Решаем проблемы, оцениваем, прогнозируем» — позволят включиться в изучение и решение проблем леса, высказать и аргументировать свою точку зрения по дискуссионным вопросам;

«Леса моего края» — помогут глубже и шире изучить лесное богатство своей местности.

Авторы надеются, что после изучения курса «Лес и человек» лес станет вашим другом и помощником, а вы — его надежным защитником.

Календарно-тематический план курса.

Тема занятия

дата

1

Введение. Практикум: Правила поведения в лесу.

Лес в нашей жизни

2

Общее понятие о лесе.

3

Средообразующее значение леса

4

Лекарственные растения леса

5

Лес и искусство

6

Лесные ресурсы и этапы их использования человеком.

7

Практикум: Значение леса для моей семьи

8

Обезлесение — глобальная экологическая проблема.

Леса планеты Земля

9

Общая характеристика лесов мира.

10

Лесная зона умеренного пояса.

11

Лесные зоны экваториального, субэкваториального и тропического поясов

12

Сезонные тропические леса.

13

Леса субтропического пояса. Горные леса.

Лесопользование

14

Основные виды лесопользования.

15

Принципы рационального лесопользования.

16

Группы лесов России.

17

Рубки главного пользования.

18

Промышленное лесопользование.

19

Лесная рекреация.

Экологические проблемы лесопользования

20

Загрязнение окружающей среды и пути его предотвращения.

21

Влияние рекреационной деятельности человека на лес

22

Заповедные леса.

23

Вредители леса.

24

Основные способы борьбы с вредителями леса

25

Практикум: Роль птиц в жизни леса

26

Инфекционные болезни леса.

27

Неинфекционные болезни леса

28

Лесопатологический надзор и обследование.

29

Лесные пожары.

30

Основные задачи охраны лесов от пожаров.

На службе у леса

31

Лесные стражи

32

Ученые-лесоводы

33

Школьные лесничества

Будущее лесов

34

Правовая охрана лесов в России

35

Методы изучения лесов

36

Международное сотрудничество по охране лесов

37

Практикум: Выявление и описание памятников природы

Факультативные занятия

Лесные муравьи

Огонь в лесу. Правила пожарной безопасности  

Влияние деятельности человека на жизнь леса

Советуем прочитать:

  1. Бианки В.В. Собрание сочинений. М.: Детская литература 1973.
  2. Бобров Р.В. Все о национальных парках М.: Молодая гвардия 1987.
  3. Бобров Р.В. Зеленый патруль М.: Просвещение 1977.
  4. Бобров Р.В. Экзамен на лесничего М.: Просвещение 1990.
  5. Букштынов А.Д., Грошев Б.И., Крылов Г.В. Леса. М.: Мысль 1981.
  6. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Лес и жизнь. М.: Детская литература 1966.
  7. Винокурова Н.Ф. , Г.С. Камерилова, В.В.Николина, В.И.Сиротин. Лес и человек.- М.: Дрофа, 2007.
  8. Воронцов А. И., Щетинский  Е.А., Никодимов И.Д. Охрана природы. М. : ВО Агропромиздат. 1989.
  9. Гаев Г.Я., Самарина В.С. Наши следы в природе. М.: Недра 1991.
  10. Дроздов В.В., Макеев А.К. Жемчужины природы – заповедники. М.: Просвещение 1985.
  11. Илюшина И.И. Экзамен на лесничего. М.: Просвещение 1986.
  12. Илюшина И.И. Школьные  лесничества. М.: Просвещение 1986.
  13. Лесная энциклопедия. М.: Энциклопедия 1985.
  14. Митрюшкин К.П., Шапошникова Л.К. Прогресс и природа.М.: Лесная промышленность 1978.
  15. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. М.: Просвещение 1989.
  16. Петров В.В. Жизнь леса. М.: Просвещение 1989.
  17. Программа действий: Повестка дня на 21век. Женева. 1993.
  18. Пронин М.И., Русаков Я.С. Человек, лес, фауна. М.: Лесная промышленность 1981.
  19. Рахилин В.К. Лесные богатства СССР. М.: Наука 1981.
  20. Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. М.: Просвещение 1990.
  21. Столбин А.П. Школьное лесничество. М.: Просвещение 1978.
  22. Щетинский Е.А. Охрана лесов и  лесная пирология. М.: Экология 1994.
  23. Щетинский Е.А. Тушение лесных пожаров. М.: ВНИИЦлесресурс  1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация урока биологии нервная система человека

очень доступный материал для проведения урока с использованием ИКТ по теме: "Нервная система человека."...

Факультатив по биологии: "Гипотезы происхождения человека"

Данная программа предназначена для углубленного  и расширенного изучения учебной дисциплины"Биология". Программой предусматривается изучение теоретических основ общей биологии. В ней отражены зад...

Подборка материала для подготовки к ЕГЭ по биологии по теме "Человек"

Много вопросов в заданиях ЕГЭ по биологии отводится на проверку знаний по теме "Человек". Особое место отводится рисункам и схемам. Подобраные мной рисунки, схемы и таблицы помогут успешно подготовить...

Подборка материала для подготовки к ЕГЭ по биологии по теме "Человек"

Достаточно часто учащиеся испытывают затруднения в заданиях, касающихся темы "Человек и его здоровье".В предлагаемом материале собраны вопросы и ответы на них, которые встречались в демоверсиях ...

Рабочая программа по биология 8 класс «Человек» базовый уровень - учитель биологии высшей категории Сырова Нина Михайловна

Рабочая программа по биология  8 класс «Человек» базовый уровень - учитель биологии высшей категории Сырова Нина Михайловна...

Сборник работ XVII научно-практической конференции учащихся образовательных учреждений Южного округа города Москвы "Человек в изменяющемся мире. Человек - объект и субъект социализации" 2014 г.

Сборник работ XVII научно-практической конференции учащихся образовательных учреждений Южного округа города Москвы "Человек в изменяющемся мире. Человек - объект и субъект социализации" 2014 г....

Сборник работ XVI научно-практической конференции учащихся образовательных учреждений Южного округа города Москвы "Человек в изменяющемся мире. Человек - объект и субъект социализации. 2013 г.

Сборник работ XVI научно-практической конференции учащихся образовательных учреждений Южного округа города Москвы "Человек в изменяющемся мире. Человек - объект и субъект социализации. 2013 г....