ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА ПО БИОЛОГИИ «ЛЕС И ЧЕЛОВЕК»
элективный курс по биологии (6 класс) на тему
Образовательная программа факультативного курса «Лес и человек» по биологии 6В класса, на 2013 – 2014 учебный год. 1 час в неделю – 35 часов за год.
Цели и задачи программы:
§ Познакомить учащихся с главными проблемами экологии, в том числе экологии взаимоотношения человека с окружающей средой, современное состояние биосферы, значение охраны природы;
§ Сформировать экологические знания и воспитание культуры взаимоотношений Человека с Природой;
§ Развивать познавательную, исследовательскую деятельность учащихся;
§ Выработать навыки объективно обосновывать свои суждения, опираясь на жизненный опыт;
§ Развивать диалогическую и монологическую речь учащихся;
§ Формировать умение рассуждать на предложенную тему, приводя различные способы аргументации собственных мыслей, делать вывод;
§ Учить любой диалог вести этически корректно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
les_i_chelovek.rabochaya_programma.docx | 31.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа села Сосновка.
Рассмотрена на «Утверждаю»
педагогическом совете __________/Салчак У.Т./
Протокол № ___от «___» ________2013г Директор МБОУ СОШ с.Сосновка с.Сосновка
__________/Салчак У.Т./
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ФАКУЛЬТАТИВА ПО БИОЛОГИИ
«ЛЕС И ЧЕЛОВЕК»
Автор программы:
Котовщикова Людмила Сергеевна.
Возраст обучающихся:11-13 лет
Срок реализации программы: 1 год
Сосновка
2013год
Образовательная программа факультативного курса «Лес и человек» по биологии 6В класса, на 2013 – 2014 учебный год. 1 час в неделю – 35 часов за год.
Цели и задачи программы:
- Познакомить учащихся с главными проблемами экологии, в том числе экологии взаимоотношения человека с окружающей средой, современное состояние биосферы, значение охраны природы;
- Сформировать экологические знания и воспитание культуры взаимоотношений Человека с Природой;
- Развивать познавательную, исследовательскую деятельность учащихся;
- Выработать навыки объективно обосновывать свои суждения, опираясь на жизненный опыт;
- Развивать диалогическую и монологическую речь учащихся;
- Формировать умение рассуждать на предложенную тему, приводя различные способы аргументации собственных мыслей, делать вывод;
- Учить любой диалог вести этически корректно.
Содержание программы поможет:
- Узнать, что изучает экология и как происходило ее становление;
- Узнать, как устроены и как функционируют экологические системы, каким законам подчиняется их развитие;
- Познакомиться с важнейшими типами взаимоотношений между популяциями;
- Узнать о современном состоянии окружающей среды, об основных источниках загрязнения и способах охраны ее;
- Узнать о влиянии загрязнения биосферы на здоровье людей, каковы адаптационные возможности человека к изменениям, происходящим в окружающей среде;
- Понять, почему экология играет важную роль в современном мире и зачем необходимо знать ее основы каждому человеку.
Ожидаемый результат:
- Учащихся будут иметь экологические знания, и знать правила взаимоотношений Человека с Природой;
- Проявлять толерантность к различным типам взаимоотношений между популяциями;
- Учащиеся будут знать о влиянии окружающей среды на здоровье человека и как сохранить свое здоровье и здоровье других людей;
- Данная программа позволит мне в полной мере развить интеллектуальные и творческие способности ребенка с учетом индивидуального и дифференцированного подхода.
Система оценивания:
- устные ответы учащихся;
- контрольные работы;
- защита проекта;
- тесты.
Технологическая карта педагогической программы работы с учащимися
Виды работ | Работа на уроке | Внеурочная деятельность | Работа с родителями |
Когда? | При определении уровня предшествующей подготовки и на основании результатов диагностики | На индивидуальных занятиях | Через индивидуальные беседы, круглый стол, родительские гостиные и родительские собрания. |
Зачем? | Для развития творческих способностей, для формирования мотивации к обучению | Для создания интереса к учебе, для создания ситуации успеха, для получения более широкого спектра знаний | Для создания единого образовательного пространства, для определения склонностей, возможностей и интересов ребенка |
Что? | Выход за рамки программ. Поощрение инициативы учащихся, их самостоятельности. | Внеклассная индивидуализация с преобразованием знаний на повышенном уровне сложности. | Совместные занятия, открытые уроки, совместная исследовательская деятельность. |
Как? | Включение нестандартных дифференцированных заданий. Введение элементов опережения. | Творческая мастерская, олимпиады, интеллектуальные марафоны, конкурсы. | Совместное выполнение заданий, тесты и мини анкеты, проигрывание ситуаций на родительских собраниях и гостиных. |
Основные формы работы с учащимися
- Творческие мастерские;
- Занятия исследовательской и проектной деятельностью;
- Научно-практические конференции;
- Интеллектуальные марафоны, олимпиады;
- Предметные недели;
Система поощрительных мер для учащегося:
- Постоянно стимулировать и мотивировать положительное отношение ученика к саморазвитию и самореализации через работу в зоне ближайшего развития, создании ситуации успеха, обеспечение психологическог8о и физического здоровья, гигиены труда;
- Стимулировать мотивацию учения через удовлетворение потребностей ученика в общении и деловом сотрудничестве с учителями и учениками;
- Способствовать развитию творческого потенциала ученика, сохранять их эмоциональное благополучие, веру в свои силы, дать толчок к саморазвитию и самореализации;
- Стимулировать любознательность, познавательные интересы и способности.
Показатели эффективности работы с учащимися:
- Удовлетворенность ребенка своей деятельностью и увеличение числа таких детей;
- Повышение уровня индивидуальных достижений детей по предмету.
Список детей:
№ | Ф.И. ученика | Класс | Год обучения |
1 | Киликеева Софья | 6 В | 2013 – 2014 |
2 | Логачев Данил | 6 В | 2013 – 2014 |
3 | Монгуш Ай-сулу | 6 В | 2013 – 2014 |
4 | Ондар Долан | 6 В | 2013 – 2014 |
5 | Оюн Самба | 6 В | 2013 – 2014 |
6 | Пимонова Маша | 6 В | 2013 – 2014 |
7 | Пучинин Женя | 6 В | 2013 – 2014 |
8 | Чульдум Чаяна | 6 В | 2013 – 2014 |
9 | Шпагина Анна | 6 В | 2013 – 2014 |
Достижения детей:
- Кожуунная олимпиада по биологии и слет школьных лесничеств.
№ | Ф.И. ученика | Класс | Год | Результат |
1 | Шпагина Анна -Сто открытий, сто находок. | 6В | 2013 – 2014 | 3 место |
2 | Шпагина Анна республиканский слет школьных лесничеств. | 7В | 2013 – 2014 | 2 место |
- Республиканская олимпиада развивающего обучения.
№ | Ф.И. ученика | Класс | Год | Результат |
- Участие на научно-практических конференциях.
№ | Ф.И. ученика | Класс | Год | Результат |
1 | Шпагина Анна | 6В | 2013 – 2014 | участие |
Программа факультативного курса по теме «Лес и человек»
Автор: Н.Ф. Винокурова, Г.С. Камерилова, В.В.Николина, В.И.Сиротин.- Москва: Дрофа, 2007.
6 класс 1 час в неделю урочного времени (36 часов) и практическая часть.
Элективный курс является предпрофильной подготовкой и обобщает знания полученные школьниками при изучении биологии, географии, экологии и других предметов.
Цели и задачи:
- Познакомить учащихся с многосторонним значением лесов, экологическими проблемами лесопользования.
- Рассмотреть взаимодействия человека и леса.
- Использовать приобретенные знания в решении проблемы окружающей среды и бережного отношения к лесному богатству.
- Прививать любовь к лесу, его обитателям, научить понимать прекрасное.
- Познакомить с профессиями, связанными с лесом и лесопользованием.
Пояснительная записка.
Леса уходят. Жалко мне леса.
Уходят ели, сосны и березы.
Рябины гасят пламенные гроздья,
Осинников смолкают голоса.
Когда-то жили в тех лесах дубы,
И ясени, и золотые клены.
Куда им деться от такой судьбы,
Лес вырубают — океан зеленый. С. Орлов.
Издавна люди использовали лес для строительства и обогрева жилища, лес давал пищу и лекарства, являлся верным и надежным помощником земледельца: преграждал путь разрушительным паводкам, препятствовал пыльным бурям, эрозии почв, создавал благоприятный микроклимат, сохранял полноводность рек. Народная мудрость гласит: «Лес водой живет, лес и воду бережет».
Говоря словами доктора Астрова из пьесы А. П. Чехова «Дядя Ваня», «лес учит человека понимать прекрасное и внушает ему величавое настроение». Любовью к лесу проникнуто множество поэтических произведений, живописных полотен и сочинений композиторов.
К сожалению, площадь лесов на нашей планете в настоящее время постоянно уменьшается из-за сильного антропогенного воздействия.
В предлагаемом курсе «Лес и человек» обобщены знания, полученные при изучении биологии, географии, экологии, истории и других предметов.
Программа курса состоит из параграфов, объединенных в шесть разделов. Изучив их, вы узнаете о многостороннем значении лесов, их распространении на нашей планете, экологических проблемах лесопользования, взаимодействии человека и леса.
Последние разделы познакомят вас с профессиями, связанными с лесом и с будущим лесов. Вы сможете применить полученные знания, обогатить и развить их во время практикума. Те, кто пожелает больше узнать о лесе, могут обратиться к списку рекомендуемой литературы.
В конце каждого параграфа приведены задания, объединенные рубриками:
«Проверьте себя» — помогут оценить знания по изученному материалу;
«Решаем проблемы, оцениваем, прогнозируем» — позволят включиться в изучение и решение проблем леса, высказать и аргументировать свою точку зрения по дискуссионным вопросам;
«Леса моего края» — помогут глубже и шире изучить лесное богатство своей местности.
Авторы надеются, что после изучения курса «Лес и человек» лес станет вашим другом и помощником, а вы — его надежным защитником.
Календарно-тематический план курса.
№ | Тема занятия | дата |
1 | Введение. Практикум: Правила поведения в лесу. | |
Лес в нашей жизни | ||
2 | Общее понятие о лесе. | |
3 | Средообразующее значение леса | |
4 | Лекарственные растения леса | |
5 | Лес и искусство | |
6 | Лесные ресурсы и этапы их использования человеком. | |
7 | Практикум: Значение леса для моей семьи | |
8 | Обезлесение — глобальная экологическая проблема. | |
Леса планеты Земля | ||
9 | Общая характеристика лесов мира. | |
10 | Лесная зона умеренного пояса. | |
11 | Лесные зоны экваториального, субэкваториального и тропического поясов | |
12 | Сезонные тропические леса. | |
13 | Леса субтропического пояса. Горные леса. | |
Лесопользование | ||
14 | Основные виды лесопользования. | |
15 | Принципы рационального лесопользования. | |
16 | Группы лесов России. | |
17 | Рубки главного пользования. | |
18 | Промышленное лесопользование. | |
19 | Лесная рекреация. | |
Экологические проблемы лесопользования | ||
20 | Загрязнение окружающей среды и пути его предотвращения. | |
21 | Влияние рекреационной деятельности человека на лес | |
22 | Заповедные леса. | |
23 | Вредители леса. | |
24 | Основные способы борьбы с вредителями леса | |
25 | Практикум: Роль птиц в жизни леса | |
26 | Инфекционные болезни леса. | |
27 | Неинфекционные болезни леса | |
28 | Лесопатологический надзор и обследование. | |
29 | Лесные пожары. | |
30 | Основные задачи охраны лесов от пожаров. | |
На службе у леса | ||
31 | Лесные стражи | |
32 | Ученые-лесоводы | |
33 | Школьные лесничества | |
Будущее лесов | ||
34 | Правовая охрана лесов в России | |
35 | Методы изучения лесов | |
36 | Международное сотрудничество по охране лесов | |
37 | Практикум: Выявление и описание памятников природы | |
Факультативные занятия | ||
Лесные муравьи | ||
Огонь в лесу. Правила пожарной безопасности | ||
Влияние деятельности человека на жизнь леса |
Советуем прочитать:
- Бианки В.В. Собрание сочинений. М.: Детская литература 1973.
- Бобров Р.В. Все о национальных парках М.: Молодая гвардия 1987.
- Бобров Р.В. Зеленый патруль М.: Просвещение 1977.
- Бобров Р.В. Экзамен на лесничего М.: Просвещение 1990.
- Букштынов А.Д., Грошев Б.И., Крылов Г.В. Леса. М.: Мысль 1981.
- Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Лес и жизнь. М.: Детская литература 1966.
- Винокурова Н.Ф. , Г.С. Камерилова, В.В.Николина, В.И.Сиротин. Лес и человек.- М.: Дрофа, 2007.
- Воронцов А. И., Щетинский Е.А., Никодимов И.Д. Охрана природы. М. : ВО Агропромиздат. 1989.
- Гаев Г.Я., Самарина В.С. Наши следы в природе. М.: Недра 1991.
- Дроздов В.В., Макеев А.К. Жемчужины природы – заповедники. М.: Просвещение 1985.
- Илюшина И.И. Экзамен на лесничего. М.: Просвещение 1986.
- Илюшина И.И. Школьные лесничества. М.: Просвещение 1986.
- Лесная энциклопедия. М.: Энциклопедия 1985.
- Митрюшкин К.П., Шапошникова Л.К. Прогресс и природа.М.: Лесная промышленность 1978.
- Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. М.: Просвещение 1989.
- Петров В.В. Жизнь леса. М.: Просвещение 1989.
- Программа действий: Повестка дня на 21век. Женева. 1993.
- Пронин М.И., Русаков Я.С. Человек, лес, фауна. М.: Лесная промышленность 1981.
- Рахилин В.К. Лесные богатства СССР. М.: Наука 1981.
- Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. М.: Просвещение 1990.
- Столбин А.П. Школьное лесничество. М.: Просвещение 1978.
- Щетинский Е.А. Охрана лесов и лесная пирология. М.: Экология 1994.
- Щетинский Е.А. Тушение лесных пожаров. М.: ВНИИЦлесресурс 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация урока биологии нервная система человека
очень доступный материал для проведения урока с использованием ИКТ по теме: "Нервная система человека."...
Факультатив по биологии: "Гипотезы происхождения человека"
Данная программа предназначена для углубленного и расширенного изучения учебной дисциплины"Биология". Программой предусматривается изучение теоретических основ общей биологии. В ней отражены зад...
Подборка материала для подготовки к ЕГЭ по биологии по теме "Человек"
Много вопросов в заданиях ЕГЭ по биологии отводится на проверку знаний по теме "Человек". Особое место отводится рисункам и схемам. Подобраные мной рисунки, схемы и таблицы помогут успешно подготовить...
Подборка материала для подготовки к ЕГЭ по биологии по теме "Человек"
Достаточно часто учащиеся испытывают затруднения в заданиях, касающихся темы "Человек и его здоровье".В предлагаемом материале собраны вопросы и ответы на них, которые встречались в демоверсиях ...
Рабочая программа по биология 8 класс «Человек» базовый уровень - учитель биологии высшей категории Сырова Нина Михайловна
Рабочая программа по биология 8 класс «Человек» базовый уровень - учитель биологии высшей категории Сырова Нина Михайловна...
Сборник работ XVII научно-практической конференции учащихся образовательных учреждений Южного округа города Москвы "Человек в изменяющемся мире. Человек - объект и субъект социализации" 2014 г.
Сборник работ XVII научно-практической конференции учащихся образовательных учреждений Южного округа города Москвы "Человек в изменяющемся мире. Человек - объект и субъект социализации" 2014 г....
Сборник работ XVI научно-практической конференции учащихся образовательных учреждений Южного округа города Москвы "Человек в изменяющемся мире. Человек - объект и субъект социализации. 2013 г.
Сборник работ XVI научно-практической конференции учащихся образовательных учреждений Южного округа города Москвы "Человек в изменяющемся мире. Человек - объект и субъект социализации. 2013 г....