Рабочая программа по биологии 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему
Рабочая программа ориентирована на учебник "Биология 9 класс" под редакцией Пономаревой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_9_klass.doc | 309 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель МО учителей естественно научного цикла С.П.Протасова Протокол №_ от «__» ____2014 г | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МКОУ Новомеловатская СОШ И.И. Малёваный ________ «__»___ 2014г | «Утверждаю» Директор МКОУ Новомеловатская СОШ А.Н. Протасов ________ Приказ № _ от «___»____ 2014г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии9КЛАСС
учитель первой квалификационной категории
Медведева Татьяна Викторовна
3часа в неделю
2014-2015 уч. г
Х. Хвощеватое
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
9 класс
Рабочая программа разработана в соответствии со следующими документами. Закон РФ «Об образовании» N 309-ФЗ от 01.12.2009(ст. № 7. Федеральный компонент Государственного стандарта основного общего образования (Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.- М.: Дрофа, 2006). Программа авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой (Биология в основной школе. Программы. - М.: Вентана- Граф, 2009) Региональный базисный учебный план для образовательных учреждений Воронежской области реализующих программы общего образования в новой редакции. (Приказ Департамента образования науки и молодежной политики Воронежской области Образовательная программа составлена
- на основе программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой
(сборник программ по биологии для общеобразовательных школ, гимназий и лицеев – М., изд. "Дрофа", 2004 г. стр. 57-108в соответствии с альтернативным учебником, допущенным
Министерством образования Российской Федерации:
И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н. М. Чернова
«Основы общей биологии» /М., изд. дом "Вентана-Граф", 2009г./
Всего часов в неделю -3 часа
Всего часов в год – 102 часа
Изучение биологии направлено на достижение cледующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях
- овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе
- использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни
Задачи раздела «Общая биология» ( 9 класс )
Обучения:
создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
- обеспечить усвоение учащимися знаний по общей биологии в соответствии со стандартом биологического образования
через систему из 68 уроков и индивидуальные образовательные
маршруты учеников.
- добиться понимания школьниками практической значимости биологических знаний
- продолжить формирование у школьников общеучебных умений:
конспектировать письменный текст и речь выступающего, точно излагать свои мысли при письме через систему заданий, выдвигать гипотезы, ставить цели, выбирать методы и средства их достижения, анализировать, обобщать и делать выводы через лабораторные работы
Развития: создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотива-ционной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у девятиклассников моторно памяти, критического мышления, продолжить развивать у учеников уверенность в себе ,
закрепить умение достигать поставленной цели.
Воспитания: способствовать воспитанию совершенствующихся социально-
успешных личностей с положительной «Я - концепцией»,
продолжить нравственное воспитание учащихся и
развитие коммуникативной компетентности (умения жить в
обществе: общаться, сотрудничать и уважать окружающих)
Содержание учебной программы и требования к уровню подготовки:
Введение - 4 часа.
Разнообразие живых организмов и общие основы жизни. Уровни организации жизни. Признаки живого. Многообразие форм жизни, их роль в природе.
В соответствии со cтандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
учащиеся должны уметь
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
Тема 2 «Основы учения о клетке» - 18 часов.
Краткий экскурс в историю изучения клетки. Основные положения клеточной теории.
Клетка как основная структурная и функциональная единица живого. Рост, развитие, жизненный цикл клетки.
Химический состав клетки: неорганические и органические вещества (их особенности и функции в клетке).
Строение клетки: строение и функции основных компонентов.
Разнообразие клеток: прокариоты и эукариоты. Вирусы.
Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Биосинтез белка. Фотосинтез.
В соответствии со cтандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
учащиеся должны уметь
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
Тема 3 «Размножение и индивидуальное развитие организма» - 6 часов.
Организм как биосистема. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Формы размножения организмов. Деление клетки. Митоз, его фазы. Особенности половых клеток. Оплодотворение.
Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез.
В соответствии со cтандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
учащиеся должны уметь
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
Тема 4 «Основы учения о наследственности и изменчивости» - 17 часов.
Основные понятия генетики.
Генетические эксперименты Г. Менделя. Законы наследственности.
Хромосомная теория наследственности. Определение пола. Наследственные болезни, сцепленные с полом у человека. Значение генетики для медицины и здравоохранения.
Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Мутационная изменчивость. Опасность загрязнения природной среды мутагенами.
В соответствии со cтандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
учащиеся должны уметь
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
Тема 5 «Основы селекции» - 8 часов
Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Центры многообразия и происхождения культурных растений.
Достижения селекции растений. Клеточная инженерия.
Достижения селекции животных.
Основные направления селекции микроорганизмов. Биотехнология.
В соответствии со cтандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
учащиеся должны уметь
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
Тема 6 «Происхождение жизни и развитие органического мира» - 6часов
Представление о происхождении жизни на Земле в истории естествознания. Гипотеза А. И. Опарина и ее развитие в дальнейших исследованиях.
Развитие жизни на Земле в Архейскую, Протерозойскую, Палеозойскую, Мезозойскую и Кайнозойскую эры.
Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходства с животными. Морфоанатомические отличительные особенности человека. Речь как средство общения людей. Биосоциальная сущность человека.
Движущие сила и этапы эволюции человека.
Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.
В соответствии со cтандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
учащиеся должны уметь
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
Тема 7 «Учение об эволюции» - 16 часов.
Идея развития органического мира в биологии. Метафизический период в истории биологии.
Ч. Дарвин – создатель материалистической теории эволюции. Основные положения теории Ч. Дарвина.
Современная теория эволюции органического мира, основанная на популяционном принципе. Вид, его критерии и структура. Популяционная структура вида.
Основные закономерности эволюции.
Образование новых видов в природе. Понятие о микро- и макроэволюции. Основные направления эволюции.
Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания и многообразие видов в природе. Проблема вымирания и сохранения редких видов.
В соответствии со cтандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне:
Ч. Дарвина
| на повышенном уровне:
|
учащиеся должны уметь
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
Тема8 «Происхождение человека» 10 часов
Место и особенности человека в системе органического мира
Доказательства эволюционного происхождения человека
Эволюция приматов.
Этапы эволюции вида- человек разумный
Первые и современные люди.
Человеческие расы, их родство и происхождение.
Тема 9 « Основы экологии» - 17 часов.
Экология как наука.
Условия жизни на Земле. Экологические факторы и среды. Общие законы действия факторов среды на организм.
Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды. Экологические группы и жизненные формы организмов.
Суточные, сезонные, приливно-отливные ритмы жизнедеятельности организмов.
Основные понятия экологии популяций. Внутривидовые и внутрипопуляционные связи. Динамика численности популяций. Биотические связи.
Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Структура природных биогеоценозов, ярустность, экологические ниши. Основные типы взаимосвязей в сообществах. Первичная и вторичная биологическая продукция. Продуктивность разных типов экосистем на Земле.
Биогеоценоз как экосистема, ее компоненты: продуценты, консументы и редуценты. Связи в экосистемах. Цепи питания. Развитие и смена биогеоценозов. Понятие суккцессии. Разнообразие типов наземных и водных экосистем. Агроценоз, его особенности и значение для человека.
Биосфера, ее структура и свойства. Учение В. И. Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоев Земли. Круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Биосфера как глобальная экосистема.
Рациональное использование биологических ресурсов. Биосферные функции человека. Понятие о ноосфере.
В соответствии со cтандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
учащиеся должны уметь
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
Учебно-методическое обеспечение:
∙ литература для учащихся:
- Учебник: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М.
"Основы общей биологии" (М., "Вентана-Граф", 2003г.)
- Киселева З. С., Мягкова А. Н. «Генетика: учебное пособие по
факультативному курсу для учащихся» (М., «Просвещение», 1983 год)
- Воронцов Н. Н., Сухорукова Л. Н. «Эволюция органического мира»
(М., «Наука», 1996 год)
- Киселева Э. А. Книга для чтения по дарвинизму
(М., «Просвещение», 1970 год)
∙ литература для учителя:
- Мягкова А. Н., Комиссаров Б. Д. «Методика обучения общей биологии» (М., «Просвещение», 1985 год)
- Муртазин Г. М. «Задачи и упражнения по общей биологии»
(М., «Просвещение», 1981 год)
- Лернер Г. И. «Общая биология: поурочные тесты и задания»
(«Аквариум» ГИППВ, 2000 год)
- Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. «Биология – в 3 томах»
(Москва, «Мир», 1993 год)
- Быков В. Л. «Цитология и общая гистология»
(Санкт-Петербург, СОТИС, 1998 год)
- Ауэрбах Ш. «Генетика» (Атомиздат, 1979 год)
- Кочергин Б. Н., Кочергина Н. А. «Задачи по молекулярной биологии и генетике» (Минск, «Народная асвета», 1982 Соколовская Б.Х. «Сто задач по молекулярной биологии и генетике» (М., 1981 год)
- Грант В. «Эволюция организмов» (М., «Мир», 1980 год)
- Алексеев В. П. «Становление человечества» (М., Издательство политической литературы, 1984 год)
- Чернова Н. М., Былова А. М. «Экология»
(М., «Просвещение», 1981 год
Учебно-тематический план
№ | Тема | Кол. Часов |
1 | 1.ВВЕДЕНИЕ | 4 |
2 | ОСНОВЫ УЧЕНИЯ О КЛЕТКЕ | 18 |
3 | РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ | 6 |
4 | ОСНОВЫ УЧЕНИЯ О НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ИЗМЕНЧИВОСТИ | I7 |
5 | Основы селекции растений, животных и микроорганизмов. | 8 |
6 | ПРОИСХОЖ ДЕНИЕ ЖИЗНИ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА. | 6 |
7 | Учение об эволюции | 16 |
8 | ПРОИСХОЖ ДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА | 10 |
9 | ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ | 15 |
10 | Заключение | 2 |
Итого | 102 |
№ п/п | Тема уроков | Дата | ||
План | Факт | |||
1.ВВЕДЕНИЕ (4ч) | ||||
1 | Биология- наука о живом мире | |||
2 | Общие свойства живых организмов | |||
3 | Многообразие форм живых организмов | |||
4 | «Подведем итоги» | |||
ОСНОВЫ УЧЕНИЯ О КЛЕТКЕ 2 (18ч.) | ||||
5 |
Цитология- наука, изучающая клетку | |||
6 |
Химический состав клетки | |||
7 | Органические вещества клетки | |||
8 | Органические вещества клетки | |||
9 | Строение клетки. Ядро. | |||
10 | Строение клетки. Мембранные органоиды | |||
11 | Немембранные органоиды клетки и их функции. | |||
12 | Вирусы – неклеточная форма жизни | |||
13 | Лр№1 Сравнение растительной и живот ной клетки
| |||
.14 | Л.р№2Каталитическая активность ферментов в живых тканях | |||
15 | Л.р№3Проницаемость живой и мертвой цитоплазмы | |||
16 | Обмен веществ и энергии в клетке | |||
17 |
Биосинтез белков в живой клетке. | |||
18 | Биосинтез углеводов- фотосинтез | |||
19 | Обеспечение клетки энергией | |||
.20 | Разнообразие клеток живой природы | |||
.21 | Клеточная теория | |||
22 | Обобщающий урок «Подведем итоги» | |||
РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ 3 (6) | ||||
23 | Типы размножения организмов | |||
24 | Деление клетки. Митоз. | |||
.25 | Л.р№4 Митоз в клетках корешка лука | |||
26 | Образование половых клеток. Мейоз. | |||
.27 | Индивидуальное развитие организмов- онтогенез | |||
28 | Подведем итоги | |||
Тема 4 «Основы учения о наследственности и изменчивости» - 17 часов. | ||||
29 | Наука генетика. Из истории развития генетики. | |||
30 | Основные понятия генетики.
| |||
31 | Генетические опыты Грегора Менделя | |||
32 | Генетические опыты Грегора Менделя Решение генетических задач. . | |||
33 | Генетические опыты Грегора Менделя Решение генетических задач. . | |||
34 | Дигибридное скрещивание
| |||
35 | Дигибридное скрещивание Решение генетических задач. . | |||
36 | Дигибридное скрещивание Решение генетических задач. . | |||
37 | Сцепленное наследование генов | |||
38 | Кроссинговер. | |||
39 | Взаимодействие генов и их множественное действие | |||
40 | Наследование признаков сцепленных с полом. | |||
41 | Наследственные болезни у человека | |||
42 | Наследственная генотипическая изменчивость
| |||
43 | Л.р№ 5 Изменчивость общее свойство организмов | |||
44 | Другие типы изменчивости.
| |||
45 | Подведем итоги
| |||
Основы селекции растений, животных и микроорганизмов. 5 (8ч.) | ||||
46 | Генетические основы селекции организмов. | |||
47 | Методы селекции растений. | |||
48 | Особенности селекции растений. | |||
49 | Центры происхождения культурных растений. | |||
50 | Особенности селекции животных. | |||
51 | Особенности селекции животных. | |||
52 | Основные направления селекции микроорганизмов. | |||
53 | Подведем итоги
| |||
ПРОИСХОЖ ДЕНИЕ ЖИЗНИ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА,6(6) | ||||
54 | Представления о возникновении жизни на Земле. | |||
55 | Современные представления о развитии жизни на Земле. | |||
56 | Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.1
| |||
57 | Этапы развития жизни на Земле. | |||
58 | Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни.
| |||
59 | Подведем итоги
| |||
Тема 7 «Учение об эволюции» - 16 часов. | ||||
60 | Идея развития органического мира в биологии. | |||
61 | Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина | |||
62 | Движущие силы эволюции | |||
63 | Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность организмов к среде обитания.
| |||
.64 | Л.р№6 Приспособленность организмов к среде обитания. | |||
65 | Современные представления об эволюции органического мира. | |||
66 | Популяция – единица эволюции | |||
67 | Вид, его структура и особенности.
| |||
68 | Л.р №7Морфологические особенности растений разных видов | |||
69 | Процесс видообразования | |||
70 | Процесс – видообразование | |||
71 | Понятие о микроэволюции и макроэволюции. | |||
72 | Основные направления эволюции. | |||
73 | Основные закономерности биологической эволюции | |||
74 | Влияние человеческой деятельности на процессы эволюции видов. . | |||
75 | Подведем итоги | |||
ПРОИСХОЖ ДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА 10 | ||||
76 |
Место и особенности человека в системе органического мира. | |||
77 | Доказательства эволюционного происхождения человека. | |||
78 | Доказательства эволюционного происхождения человека | |||
79 | Эволюция приматов | |||
80 | Этапы эволюции вида Человек разумный | |||
81 | Первые и современные люди
| |||
82 |
Человеческие расы, их родство и происхождение. | |||
83 | Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.
| |||
84 | Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли. | |||
85 | Подведем итоги | |||
ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ 9 (14) | ||||
86 | Экология как наука | |||
87 | Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организмы. | |||
88 | Закономерности действия факторов среды на организм. | |||
89 | Приспособлен- ность организмов к влиянию факторов среды. | |||
90 | Л.р № 8Выявление приспособленности организмов к экологическим факторам | |||
91 | Биотические связи в природе | |||
92 | Популяции как форма существования видов в природе.
| |||
93 | Функциониро- вание популяций и динамика их численности в природе. | |||
94 | Биоценоз как сообщество живых организмов в природе. | |||
95 | Понятие о биогеоценозе и экосистеме. | |||
96 | Развитие и смена биогеоценозов. | |||
97 | Естественные и искусственные экосистемы | |||
98 | Естественные и искусственные экосистемы | |||
99 | Основные законы устойчивости живой природы. | |||
100 | Рациональное природопользование. Л.р№ 9 Оценка качества окружающей среды | |||
101 | Итоговая контрольная работа по курсу «Основы общей биологии». | |||
102 | Итоговое занятие |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...