Рабочая программа по биологии 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему

Медведева Татьяна Викторовна

Рабочая программа ориентирована на учебник "Биология 9 класс" под редакцией Пономаревой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biologiya_9_klass.doc309 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель МО учителей естественно научного цикла

С.П.Протасова

Протокол №_ от

«__» ____2014 г

«Согласовано»

Заместитель директора

школы по УВР МКОУ

Новомеловатская  СОШ   И.И. Малёваный

 ________

«__»___ 2014г

«Утверждаю»

Директор МКОУ Новомеловатская СОШ

А.Н. Протасов ________

Приказ № _ от

«___»____ 2014г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по  биологии9КЛАСС

учитель первой квалификационной категории

Медведева Татьяна Викторовна

3часа в неделю

2014-2015 уч. г

Х. Хвощеватое

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

9 класс

Рабочая программа разработана в соответствии со следующими документами. Закон РФ «Об образовании» N 309-ФЗ от 01.12.2009(ст. № 7. Федеральный компонент Государственного стандарта основного общего образования (Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.- М.: Дрофа, 2006). Программа авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой (Биология в основной школе. Программы. - М.: Вентана- Граф, 2009)              Региональный базисный учебный план для образовательных учреждений Воронежской области реализующих программы общего образования в новой редакции. (Приказ Департамента образования науки и молодежной политики Воронежской области   Образовательная программа составлена

  • на основе программы авторского коллектива под руководством  И.Н. Пономаревой

 (сборник программ по биологии для           общеобразовательных    школ, гимназий и лицеев – М., изд. "Дрофа", 2004 г. стр. 57-108в соответствии с альтернативным учебником, допущенным

      Министерством образования Российской Федерации:

 И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н. М. Чернова

«Основы общей биологии» /М., изд. дом "Вентана-Граф", 2009г./

Всего часов в неделю -3 часа

Всего часов в год – 102 часа

Изучение биологии направлено на достижение cледующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях
  • овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе
  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни

                    Задачи раздела «Общая биология» ( 9 класс )

Обучения:

создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской  компетентностей:

  1. обеспечить усвоение учащимися знаний по общей биологии в соответствии со стандартом биологического образования

          через систему из 68 уроков и индивидуальные образовательные

            маршруты учеников.                                                                                                              

  1. добиться понимания школьниками практической значимости биологических знаний

  1. продолжить формирование у школьников общеучебных умений:

конспектировать письменный текст и речь выступающего, точно излагать свои мысли при письме через систему заданий, выдвигать гипотезы, ставить цели, выбирать методы и средства их достижения, анализировать, обобщать и делать выводы через лабораторные работы

                                                             

Развития: создать условия для развития у школьников  интеллектуальной,  эмоциональной, мотива-ционной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у девятиклассников моторно       памяти, критического мышления, продолжить развивать у учеников уверенность в себе ,  

  закрепить умение  достигать поставленной цели.

                   

Воспитания: способствовать воспитанию совершенствующихся социально-

                         успешных личностей с положительной «Я - концепцией»,

                         продолжить нравственное воспитание учащихся и

                         развитие  коммуникативной  компетентности (умения жить в

                         обществе: общаться, сотрудничать и уважать окружающих)

Содержание учебной программы и требования к уровню подготовки:

Введение - 4 часа.

     Разнообразие живых организмов и общие основы жизни. Уровни организации жизни. Признаки живого. Многообразие форм жизни, их роль в природе.

                     В соответствии со cтандартом биологического образования

                                                     учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • общие свойства живого
  • многообразие форм жизни
  • уровни организации живой природы

                на повышенном уровне:

  • причинно-следственные связи в возникновении многообразия живого мира на Земле

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • объяснять значение биологических знаний для современного человека
  • давать характеристику уровням организации живой природы

на повышенном уровне:

  • доказывать, что любой организм – это биосистема

термины и понятия,  которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • самовоспроизведение – с. 6
  • автотрофы – с. 7
  • гетеротрофы – с. 7
  • рост – с. 8
  • развитие – с.8
  • биосистема – с. 10
  • уровни организации жизни – с.12

на повышенном уровне:

  • гидробионты – с.9
  • аэробионты – с. 9
  •  террабионты – с.9
  • педобионты – с.9
  • эндобионты – с.9

Тема 2 «Основы учения о клетке» - 18 часов.

   Краткий экскурс в историю изучения клетки. Основные положения клеточной теории.

   Клетка как основная структурная и функциональная единица живого. Рост, развитие, жизненный цикл клетки.

   Химический состав клетки: неорганические и органические вещества (их особенности и функции в клетке).

    Строение клетки: строение и функции основных компонентов.

Разнообразие клеток: прокариоты и эукариоты. Вирусы.

   Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Биосинтез белка. Фотосинтез.

В соответствии со cтандартом биологического образования

                                                     учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • основные положения клеточной теории
  • химическая организация клетки: строение и функции воды и минеральных солей, белков, липидов, углеводов, нуклеиновых кислот, АТФ
  • строение и функции основных органоидов клетки
  • особенности клеток про- и эукариот
  • сущность пластического и энергетического обмена веществ
  • сущность биосинтеза белка
  • фотосинтез, его значение

                на повышенном уровне:

  • историю развития учения о клетке
  • строение и функции НАДФ
  • взаимосвязи строения и функций органоидов клетки
  • сходства и различия у растительной, животной  и грибной клеток
  • этапы энергетического и пластического обмена
  • свойства генетического кода

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • пользоваться цитологической терминологией
  • характеризовать основные положения клеточной теории
  • объяснять роль химических веществ в жизни клетки
  • пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать микропрепараты
  • рассказывать о форме, величине и строении клеток, рассматриваемых под микроскопом
  • читать схематичные рисунки, схемы процессов, воспроизводить их

на повышенном уровне:

  • сравнивать строение клеток
  • находить взаимосвязь между строением и функциями
  • делать выводы о клетке как структурной и функциональной единице
  • находить и объяснять причины внутриклеточных превращений веществ
  • применять знания и умения по химии для объяснения протекающих в клетках процессов
  • уметь объяснять наблюдаемые явления и процессы

термины и понятия,  которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • углеводы – с. 18
  • липиды – с.18
  • белки – с. 19
  • фермент – с. 19
  • мономер – с.19
  • полимер- с. 19
  • ДНК – с.21
  • нуклеотид – с. 22
  • комплементарность – с.22
  • РНК (Т-РНК, И-РНК, Р-РНК) – с.22
  • АТФ – с. 31
  • мембрана – с.27
  • цитоплазма – с.23
  • ядро – с.24
  • рибосома – с.29
  • митохондрии – с.28
  • ЭПС- с.27
  • аппарат Гольджи – с. 28
  • лизосомы – с.28
  • пластиды - с.28
  • ассимиляция  - с. 30
  • диссимиляция – с. 30
  • фотосинтез – с.36
  • транскрипция – с.33
  • трансляция – с.33
  • биосинтез – с.32
  • ген -  с. 32
  • генетический код – с. 33
  • триплет – с.33

на повышенном уровне:

  • репликация – с.22
  • микротрубочки – с. 29
  • матричный синтез – с. 33
  • метаболизм – с. 30
  • катаболизм- с. 30
  • анаболизм – с. 30
  • строма – с.36
  • грана – с. 36
  • тилакоид – с. 36
  • ламелла – с.36

Тема 3  «Размножение и индивидуальное развитие организма» - 6 часов.

   Организм как биосистема. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Формы размножения организмов. Деление клетки. Митоз, его фазы. Особенности половых клеток. Оплодотворение.

   Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез.

В соответствии со cтандартом биологического образования

                                                     учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • формы размножения организмов: бесполое и половое
  • способы деления клеток
  • фазы митоза
  • видовое постоянство числа хромосом
  • диплоидный и гаплоидный набор хромосом
  • биологическое значение митоза и мейоза
  • оплодотворение
  • развитие оплодотворенной яйцеклетки: бластула, гаструла
  • постэмбриональное развитие: прямое и непрямое

                на повышенном уровне:

  • фазы мейоза
  • сравнительная характеристика  митоза и мейоза
  •  зародышевые листки и органогенез

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • пользоваться терминологией
  • определять на микропрепарате и характеризовать фазы митоза

на повышенном уровне:

  • давать сравнительную характеристику  процессам митоза и мейоза
  • раскрывать причины постоянства числа хромосом (устанавливать причинно-следственные связи)

термины и понятия,  которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • вегетативное размножение – с50
  • спора – с.51
  • почкование – с. 50
  • половое размножение – с. 48
  • яйцеклетка – с.48
  • сперматозоид – с.49
  • гамета – с.48
  • зигота – с. 49
  • диплоидный набор хромосом - с. 56
  • гаплоидный набор хромосом  56
  • клеточный цикл – с. 52
  • митоз – с.53
  • мейоз – с.54
  • интерфаза – с. 54
  • профаза - с. 54
  • метафаза – с.54
  • анафаза – с.54
  • телофаза – с.54
  • онтогенез – с. 59
  • эмбриональное развитие – с.60
  • постэмбриональное развитие 62

на повышенном уровне:

  • конъюгация – с. 49
  • партеногенез
  • овогенез – с.58
  • сперматогенез –с.58
  • кроссинговер – с. 58

Тема 4  «Основы  учения о наследственности и изменчивости» - 17 часов.

   Основные понятия генетики.

Генетические эксперименты Г. Менделя. Законы наследственности.

   Хромосомная теория наследственности. Определение пола. Наследственные болезни, сцепленные с полом у человека. Значение генетики для медицины и здравоохранения.

   Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Мутационная изменчивость. Опасность загрязнения природной среды мутагенами.

В соответствии со cтандартом биологического образования

                                                     учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • генетическую символику и терминологию
  • законы Менделя
  • схемы скрещивания
  • хромосомное определение пола
  • особенности изучения наследственности человека
  • модификационную и мутационную изменчивость, их причины
  • значение генетики для медицины и здравоохранения

                на повышенном уровне:

  • цитогенетическое обоснование законов Г. Менделя
  • причины отклонения от них (закон Т. Моргана)
  • хромосомную теорию наследственности
  • взаимодействие генотипа и среды при формировании признака
  • норма реакции
  • взаимосвязь наследственности и изменчивости в процессе эволюции
  • закон гомологических рядов

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • характеризовать методы и законы наследственности
  • решать задачи на моно- и дигибридное скрещивание
  • строить вариационный ряд и вариационную кривую

на повышенном уровне:

  • находить причинно-следственные связи в генетических явлениях
  • сравнивать генотипы и фенотипы, гомо- и гетерозигот, модификационную и мутационную изменчивость
  • объяснять генетические законы с позиций цитологии
  • определять сферу действия генетических законов применительно к конкретной ситуации
  • обосновывать вредное влияние на наследственность человека загрязнения природной среды мутагенами
  • решать задачи на наследование, сцепленное с полом и группы крови

термины и понятия,  которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • генетика – с.66
  • наследственность – с. 69
  • изменчивость – с.71
  • ген – с. 67
  • генотип – с. 71
  • фенотип – с.71
  • аллельные гены - с.70
  • альтернативные признаки  с.70
  • гомологичные хромосомы с.70
  • гомозиготная особь – с. 70
  • гетерозиготная  особь – с.70
  • доминантный признак – с. 74
  • рецессивный признак – с. 74
  • моногибридное скрещивание73
  • дигибридное скрещивание – 74
  • гибрид – с.74
  • модификация – с. 99
  • вариационный ряд
  • вариационная кривая
  • мутация – с.96
  • мутагенный фактор – с. 98

на повышенном уровне:

  • неполное доминирование – с.76
  • анализирующее  скрещивание
  • сцепленное наследование – с. 81
  • взаимодействие генов – с.83
  • полимерия – с. 84
  • цитоплазматическая наследственность
  • норма реакции – с. 101
  • хромосомные мутации
  • генные мутации
  • геномные мутации

Тема 5  «Основы селекции» - 8 часов

   Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Центры многообразия и происхождения культурных растений.

   Достижения селекции растений. Клеточная инженерия.

   Достижения селекции животных.

    Основные направления селекции микроорганизмов. Биотехнология.

В соответствии со cтандартом биологического образования

                                                     учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • основные методы селекции растений: гибридизация и отбор (массовый и индивидуальный)
  • основные методы селекции животных: родственное и неродственное скрещивание
  • что такое биотехнология

                на повышенном уровне:

  • учение Н. И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений
  • полиплоидия, отдаленная гибридизация, искусственный мутагенез
  • основные местные сорта и породы
  • методы работы И. В. Мичурина
  • основные направления развития биотехнологии

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • пользоваться научной терминологией
  • характеризовать основные методы селекции, приводить примеры

на повышенном уровне:

  • применять знания законов наследственности и изменчивости для обоснования выбора методов селекции
  • раскрывать практическую значимость генетических законов в народном хозяйстве и на этой основе обосновывать развитие биотехнологии

термины и понятия,  которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • сорт - с.106
  • порода - с.106
  • гибридизация – с.107
  • индивидуальный отбор – с. 107
  • массовый отбор – с. 107
  • биотехнология – с.122

на повышенном уровне:

  • чистая линия
  • инбридинг – с. 118
  • аутбридинг – с. 119
  • гетерозис – с.107
  • полиплоидия – с. 108
  • мутагенез – с. 108
  • генная инженерия – с. 121
  • клоновая селекция

Тема 6 «Происхождение жизни и развитие органического мира» - 6часов

  Представление о происхождении жизни на Земле в истории естествознания. Гипотеза А. И. Опарина и ее развитие в дальнейших исследованиях.

   Развитие жизни на Земле в Архейскую, Протерозойскую, Палеозойскую, Мезозойскую и Кайнозойскую эры.

Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходства с животными. Морфоанатомические отличительные особенности человека. Речь как средство общения людей. Биосоциальная сущность человека.

   Движущие сила и этапы эволюции человека.

   Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

В соответствии со cтандартом биологического образования

                                                     учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • развитие взглядов на возникновение жизни
  • основные этапы возникновения жизни по А. И. Опарину
  • основные эры развития жизни на Земле, важнейшие события
  • факты, свидетельствующие о происхождении человека от животных
  • движущие силы антропогенеза: биологические и социальные
  • этапы антропогенеза
  • расы, их краткая характеристика

                на повышенном уровне:

  • современные гипотезы возникновения жизни
  • характеристику основных этапов
  • периоды в разных эрах развития жизни на Земле
  • работы Ф. Энгельса
  • различные точки зрения на происхождение человека

 

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • давать определение понятия жизни
  • характеризовать основные этапы возникновения и развития жизни
  • характеризовать биологические и социальные факторы антропогенеза
  • давать характеристику древнейшим, древним и первым современным людям
  • определять по рисункам расы человека

на повышенном уровне:

  • приводить доказательства в пользу абиогенного происхождения жизни
  • делать выводы о происхождении человека от животных
  • давать сравнительную характеристику особенностей строения и образа жизни палеонтологических предков человека
  • использовать теорию антропогенеза для доказательства антинаучной сущности расизма

термины и понятия,  которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • жизнь
  • биогенез – с. 125
  • абиогенез – с. 125
  • антропогенез – с. 171
  • социальные и биологические факторы – с. 172
  • австралопитек – с. 179
  • питекантроп – с. 180
  • синантроп – с. 180
  • неандерталец – с. 181
  • кроманьонец – с. 182
  • расы – с. 185
  • расизм

на повышенном уровне:

  • коацерваты – с. 128
  • парапитек
  • дриопитек – с. 177
  • социальный дарвинизм

Тема 7 «Учение об эволюции» - 16 часов.

   Идея развития органического мира в биологии. Метафизический период в истории биологии.

   Ч. Дарвин – создатель материалистической теории эволюции. Основные положения теории Ч. Дарвина.

   Современная теория эволюции органического мира, основанная на популяционном принципе. Вид, его критерии и структура. Популяционная структура вида.

    Основные закономерности эволюции.

    Образование новых видов в природе. Понятие о микро- и макроэволюции. Основные направления эволюции.

    Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания и многообразие видов в природе. Проблема вымирания и сохранения редких видов.

В соответствии со cтандартом биологического образования

                                                     учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • эволюционную теорию

      Ч. Дарвина

  • движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор
  • доказательства эволюции органического мира: сравнительно-анатомические, эмбриологические и палеонтологические
  • вид, его критерии
  • популяция как структурная единица вида и элементарная единица эволюции
  • формирование приспособлений в процессе эволюции
  • видообразование: географическое и экологическое
  • главные направления эволюции: прогресс и регресс
  • пути достижения биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация

                на повышенном уровне:

  • различные точки зрения на эволюцию
  • взгляды К. Линнея и Ж. Б. Ламарка на природу
  • гомологичные и аналогичные органы
  • биогенетический закон
  • биогеографические доказательства эволюции (реликты)
  • взаимосвязь движущих сил эволюции
  • другие факторы эволюции: изоляция и дрейф генов
  • относительность критериев вида
  • формы естественного отбора
  • механизм возникновения приспособлений организмов к среде обитания

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • пользоваться научной терминологией
  • характеризовать учение Ч. Дарвина об эволюции, движущие силы эволюции, критерии вида
  • иллюстрировать примерами главные направления эволюции
  • выявлять ароморфозы у растений, идиоадаптации и дегенерации у животных

на повышенном уровне:

  • давать сравнительную характеристику взглядов К. Линнея, Ж.Б. Ламарка и Ч. Дарвина
  • сравнивать естественный и искусственный отбор
  • показывать причины и следствия борьбы за существование
  • показывать взаимосвязь движущих сил эволюции
  • применять знания о движущих силах эволюции для объяснения процессов возникновения приспособлений и видообразования

термины и понятия,  которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • эволюция – с. 141
  • движущие силы эволюции – с. 144
  • сравнительная анатомия
  • рудименты – с. 174
  • атавизмы
  • палеонтология
  • ископаемые переходные формы
  • биологический прогресс – с. 161
  • биологический регресс – с. 161
  • ароморфоз – с. 161
  • идиоадаптация – с.162
  • дегенерация – с.161
  • вид – с. 151
  • популяция – с. 149
  • микроэволюция – с. 154
  • макроэволюция – с. 154
  • видообразование  - с. 154
  • адаптации – с. 166
  • систематика

на повышенном уровне:

  • гомологи
  • аналоги
  • онтогенез
  • филогенез
  • изоляция – с.151
  • дивергенция
  • конвергенция

Тема8 «Происхождение человека» 10 часов

Место и особенности человека в системе органического мира

Доказательства эволюционного происхождения человека

 Эволюция приматов.

Этапы эволюции вида- человек разумный

Первые и современные люди.

Человеческие расы, их родство и происхождение.

Тема 9 « Основы экологии» - 17 часов.

   Экология как наука.

    Условия жизни на Земле. Экологические факторы и среды. Общие законы действия факторов среды на организм.

   Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды. Экологические группы и жизненные формы организмов.

    Суточные, сезонные, приливно-отливные ритмы жизнедеятельности организмов.

   Основные понятия экологии популяций. Внутривидовые и внутрипопуляционные связи. Динамика численности популяций. Биотические связи.

   Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Структура природных биогеоценозов, ярустность, экологические ниши. Основные типы взаимосвязей в сообществах. Первичная и вторичная биологическая продукция. Продуктивность разных типов экосистем на Земле.

    Биогеоценоз как экосистема, ее компоненты: продуценты, консументы и редуценты. Связи в экосистемах. Цепи питания. Развитие и смена биогеоценозов. Понятие суккцессии. Разнообразие типов наземных и водных экосистем. Агроценоз, его особенности и значение для человека.

   Биосфера, ее структура и свойства. Учение В. И. Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоев Земли. Круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Биосфера как глобальная экосистема.

    Рациональное использование биологических ресурсов. Биосферные функции человека. Понятие о ноосфере.

В соответствии со cтандартом биологического образования

                                                     учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • предмет и задачи экологии
  • основные экологические факторы
  • структуру и функции биогеоценозов
  • основные пищевые цепи
  • что такое биосфера
  • границы биосферы
  • биомассу поверхности суши и Мирового океана
  • функции живого вещества
  • роль человека в биосфере

                на повышенном уровне:

  • характер приспособлений организмов  к различным экологическим факторам
  • сезонные изменения
  • фотопериодизм
  • биоритмы и биочасы
  • способы саморегуляции живых систем
  • агроценозы
  • плотность жизни
  • круговорот веществ в биосфере

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • пользоваться научной терминологией
  • характеризовать экологические факторы
  • приводить примеры биогеоценозов
  • составлять цепи питания
  • определять границы биосферы
  • характеризовать функции живого вещества
  •  приводить положительные и отрицательные примеры влияния деятельности человека на биосферу

на повышенном уровне:

  • выявлять взаимосвязь организмов с экологическими факторами
  • выявлять биотические взаимосвязи
  • вскрывать причины сезонных изменений в природе
  • показывать возможные пути применения экологических знаний в практической деятельности человека
  • устанавливать связи между основными компонентами биосферы
  • обосновывать значение круговорота веществ
  • доказывать относит. устойчивость биосферы

термины и понятия,  которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • экология
  • экологические факторы – с. 195
  • абиотические – с. 195
  • биотические – с. 195
  • антропогенный – с. 195
  • биогеоценоз – с. 221
  • биотоп – с. 217
  • экологическая ниша – с. 218
  • продуценты – с. 222
  • консументы – с. 222
  • редуценты – с. 222
  • цепи питания -  с. 223
  • биосфера – с. 224
  • атмосфера – с. 225
  • гидросфера – с. 225
  • литосфера – с. 225
  • ноосфера
  • заповедники
  • заказники

на повышенном уровне:

  • оптимальный фактор – с. 199
  • ограничивающий фактор – с. 200
  • фотопериодизм – с. 201
  • мутуализм – с. 208
  • комменсализм – с. 208
  • емкость среды – с. 215
  • самоизреживание – с. 215
  • миграционные процессы – с. 215
  • жизненные стратегии – с. 220
  • правило экологической пирамиды –с. 224
  • сукцессии – с. 227
  • мониторинг
  • круговорот веществ – с. 229
  • национальные парки
  • памятники природы

Учебно-методическое обеспечение:

 литература для учащихся:

  1. Учебник: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М.

 "Основы общей биологии" (М., "Вентана-Граф", 2003г.)

  1. Киселева З. С., Мягкова А. Н. «Генетика: учебное пособие по

   факультативному курсу для учащихся» (М., «Просвещение», 1983 год)

  1. Воронцов Н. Н., Сухорукова Л. Н. «Эволюция органического мира»  

          (М., «Наука», 1996 год)

  1. Киселева Э. А.  Книга для чтения по дарвинизму

     (М., «Просвещение», 1970 год)

 литература для учителя:

  1. Мягкова А. Н., Комиссаров Б. Д. «Методика обучения общей биологии»  (М., «Просвещение», 1985 год)
  2. Муртазин Г. М. «Задачи и упражнения по общей биологии»

          (М., «Просвещение», 1981 год)

  1. Лернер Г. И. «Общая биология: поурочные тесты и задания»

(«Аквариум» ГИППВ, 2000 год)

  1. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. «Биология – в 3 томах»

          (Москва, «Мир», 1993 год)

  1. Быков В. Л. «Цитология и общая гистология»

     (Санкт-Петербург, СОТИС, 1998 год)

  1. Ауэрбах Ш. «Генетика» (Атомиздат, 1979 год)
  2. Кочергин Б. Н., Кочергина Н. А. «Задачи по молекулярной биологии и генетике» (Минск, «Народная асвета», 1982 Соколовская Б.Х. «Сто задач по молекулярной биологии и генетике» (М., 1981 год)
  3. Грант В. «Эволюция организмов»  (М., «Мир», 1980 год)
  4. Алексеев В. П. «Становление человечества» (М., Издательство политической литературы, 1984 год)
  5. Чернова Н. М., Былова А. М. «Экология»

(М., «Просвещение», 1981 год

Учебно-тематический план

Тема

Кол. Часов

1

1.ВВЕДЕНИЕ

4

2

ОСНОВЫ УЧЕНИЯ О КЛЕТКЕ

18

3

РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ

6

4

ОСНОВЫ УЧЕНИЯ О НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ИЗМЕНЧИВОСТИ

I7

5

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов.

8

6

ПРОИСХОЖ ДЕНИЕ

ЖИЗНИ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА.

6

7

Учение об эволюции  

16

8

ПРОИСХОЖ ДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

10

9

ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ

15

10

Заключение

2

Итого

102

 № п/п

Тема уроков

Дата

План

Факт

1.ВВЕДЕНИЕ

 (4ч)

1

Биология- наука о живом мире

2

Общие свойства живых организмов

3

        Многообразие форм живых организмов                

4

 «Подведем итоги»

ОСНОВЫ УЧЕНИЯ О КЛЕТКЕ 2 (18ч.)

5

        

        Цитология- наука, изучающая клетку                

6

        

        Химический состав клетки

7

        Органические вещества клетки                

8

Органические вещества клетки                

9

Строение клетки. Ядро.

10

Строение клетки. Мембранные органоиды

11

Немембранные органоиды клетки и их функции.

12

Вирусы – неклеточная форма жизни

13

        Лр№1        Сравнение

растительной и живот ной клетки

                

.14

Л.р№2Каталитическая активность ферментов в живых тканях

15

Л.р№3Проницаемость живой и мертвой цитоплазмы

16

Обмен веществ и энергии в клетке

17

        

        Биосинтез белков в живой клетке.                        

18

Биосинтез углеводов- фотосинтез                                

19

Обеспечение клетки энергией        

.20

Разнообразие клеток живой природы

.21

Клеточная теория

22

Обобщающий урок «Подведем итоги»

РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ 3 (6)

23

Типы размножения организмов

24

Деление клетки. Митоз.

.25

Л.р№4 Митоз в клетках корешка лука

26

Образование половых клеток. Мейоз.                

.27

Индивидуальное развитие организмов- онтогенез

28

Подведем итоги

Тема 4  «Основы  учения о наследственности и изменчивости» - 17 часов.

29

Наука генетика. Из истории развития генетики.        

30

Основные понятия генетики.                                        

        

        

31

Генетические опыты Грегора Менделя        

32

Генетические опыты Грегора Менделя         Решение генетических задач.        .

33

Генетические опыты Грегора Менделя         Решение генетических задач.        .

34

Дигибридное скрещивание        

                

        

        

35

Дигибридное скрещивание        Решение генетических задач.        .

36

Дигибридное скрещивание        Решение генетических задач.        .

37

Сцепленное наследование генов                        

38

Кроссинговер.

39

        Взаимодействие генов и их множественное действие

40

Наследование признаков сцепленных с полом.                        

41

Наследственные болезни у человека                                

42

Наследственная генотипическая изменчивость                

        

43

Л.р№ 5 Изменчивость общее свойство организмов

44

        Другие типы изменчивости.                

        

45

        Подведем итоги                

                        

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов. 5 (8ч.)

46

Генетические основы селекции организмов.                                

47

Методы селекции растений.

48

Особенности селекции растений.

49

Центры происхождения культурных растений.                        

50

Особенности селекции животных.                        

51

Особенности селекции животных.                

52

Основные направления селекции микроорганизмов.                                        

53

        Подведем итоги                

                        

                

        

ПРОИСХОЖ ДЕНИЕ

ЖИЗНИ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА,6(6)

54

Представления о возникновении жизни на Земле.                 

55

Современные представления о развитии жизни на Земле.                        

56

        Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.1        

                

57

Этапы развития жизни на Земле.                                        

58

Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни.        

        

                

59

        Подведем итоги                

                        

                

                        

                                

Тема 7 «Учение об эволюции» - 16 часов.

60

Идея развития органического мира в биологии.                

61

Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина                                

62

Движущие силы эволюции        

63

Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность организмов к среде обитания.                

                

.64

Л.р№6 Приспособленность организмов к среде обитания.        

65

Современные представления об эволюции органического мира.        

66

Популяция – единица эволюции

67

Вид, его структура и особенности.                        

        

68

Л.р №7Морфологические особенности растений разных видов

69

Процесс видообразования

70

Процесс – видообразование

71

Понятие о микроэволюции и макроэволюции.                        

72

        Основные направления эволюции.                        

73

Основные закономерности биологической эволюции

74

Влияние человеческой деятельности на процессы эволюции видов.                        

        .

75

Подведем итоги

ПРОИСХОЖ ДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА 10

76

                                        

        Место и особенности человека в системе органического мира.        

77

Доказательства эволюционного происхождения человека.                

78

Доказательства эволюционного происхождения человека

79

Эволюция приматов

80

Этапы эволюции вида Человек разумный                        

81

Первые и современные люди        

        

82

        

        Человеческие расы, их родство и происхождение.                        

83

        Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.        

        

        

        

84

Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.        

85

Подведем итоги        

ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ 9  (14)

86

Экология как наука

87

Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организмы.                                

88

Закономерности действия факторов среды на организм.                        

89

Приспособлен-

ность организмов к влиянию факторов среды.                        

90

Л.р № 8Выявление приспособленности организмов к экологическим факторам

91

Биотические связи в природе                

92

Популяции как форма существования видов в природе.                

        

        

93

Функциониро-

вание популяций и динамика их численности в природе.                

94

Биоценоз как сообщество живых организмов в природе.        

95

Понятие о биогеоценозе и экосистеме.        

96

Развитие и смена биогеоценозов.                                

97

Естественные и искусственные экосистемы

98

Естественные и искусственные экосистемы

99

Основные законы устойчивости живой природы.                        

100

Рациональное природопользование.                 Л.р№ 9 Оценка качества окружающей среды        

101

Итоговая контрольная работа по курсу «Основы общей биологии».                

102

Итоговое занятие

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...