Транспорт веществ в организме
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
Данная разработка урока может применятся на уроках биологии в курсе "Биология. Живой организм" 6 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
peredvizhenie_veshchestv.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока биологии в 6 классе.
Обобщающий урок по теме «Передвижение веществ в организме».
Цель: Расширить представления об особенностях переноса веществ в организмах животных.
Задачи:
Познавательные:
Рассмотреть особенности переноса веществ в организмах животных;
Расширить представления о клетках крови, гемоглобине, гемолимфе, замкнутой и незамкнутой кровеносных системах
Систематизировать знания о передвижении веществ в растительном и животном организмах
Показать значение процесса движения веществ.
Личностные:
Воспитывать бережное отношение к животному и растительному миру.
Коммуникативные:
Продолжить развитие умений и навыков сравнивать и делать выводы, пользоваться учебной литературой, решать проблемные вопросы, делать схемы, развить интерес к предмету;
- Тип урока: – Урок решения частных задач с применением открытого способа
Методы:
Словесные: беседа, объяснение.
Наглядные: демонстрация рисунков
Практические: самостоятельная работа, работа с рисунками учебника, частично – поисковый.
Междисциплинарные связи: химия, экология.
Внутридисциплинарные связи: ботаника, зоология, цитология.
Средства:
ТСО: проектор, компьютер, интерактивная доска, презентация
Структура урока:
- Организационный момент
- Проверка знаний
- Формулировка учебной проблемы. Определение темы урока.
- Изучение нового материала
- Особенности состава крови у животных организмов.
- Особенности функций крови у животных.
- Особенности строения крови лягушки и человека, связь с выполняемой функцией.
- Закрепление. Подведение итогов урока.
Ход урока
- Организационный момент (проверка готовности учащихся к уроку).
- Проверка знаний.
Задание: (слайд 2,3,4,5,6,7)
- Вода в растении перемещается из:
А) корня в стебель
Б) цветков в стебли
В) листьев в стебли
Г) стеблей в корни
- У одноклеточных организмов перенос веществ осуществляется с помощью:
А) кровеносной системы
Б) ситовидных трубок
В) движения ресничек
Г) движения цитоплазмы
- Передвижение веществ в растении обеспечивает:
А) покровная ткань
Б) образовательная ткань
В) проводящая ткань
Г)фотосинтезирующая ткань
- У позвоночных животных перенос веществ в организме осуществляется с помощью:
А) дыхательной системы
Б) кровеносной системы
В)выделительной системы
Г)пищеварительной системы
- В ситовидных трубках луба происходит:
А)образование органических веществ
Б) запасание органических веществ
В)передвижение органических веществ
Г) передвижение воды и мин. веществ
- К системе органов кровообращения не относится:
А) сердце и сосуды
Б) вены и артерии
В) лёгкие и трахеи
Г) капилляры
Биологические задачи:
Зачем бороться с колорадским жуком, если он питается листьями, а человек – клубнями картофеля?
Почему повреждённые участки коры и древесины необходимо замазывать садовым варом или веществами его заменяющими?
- Формулировка учебной проблемы. Определение темы урока.
Изучая тему «Дыхание» и «Пищеварение», мы обратили внимание на тесную взаимосвязь этих и кровеносной систем между собой.
- Изучение нового материала.
У большинства животных перенос газов и питательных веществ осуществляется кровью.
Почему кровь у человека красная?
Может ли быть голубая или зелёная кровь?
У насекомых и моллюсков по сосудам течет гемолимфа. От греч. «гема» - кровь и лат. «лимфа» - чистая вода – бесцветная или зеленоватая жидкость, выполняющая функции, сходные с функциями крови. У насекомых гемолимфа не участвует в переносе газов.
Работа с текстом:
В состав крови входят кровяные клетки и жидкое бесцветное межклеточное вещество – плазма. Белые кровяные клетки- лейкоциты – способны убивать микробов. Красные клетки – эритроциты – содержат белок гемоглобин, который придает крови красный цвет. В легочных пузырьках эритроциты присоединяют к себе кислород, переносят его по кровеносным сосудам и отдают клеткам. От клеток эритроциты переносят к легким углекислый газ. Эритроциты человека мелкие, они имеют двояковогнутую форму и не имеют ядра. В крови также имеются мелкие кровяные пластинки – тромбоциты, которые участвуют в свертывании крови.
Состав крови
_____________ _______________
__________ ____________
(………………….) (…………………….)
Почему у насекомых в отличие от позвоночных кровь бесцветная?
«Пигменты» - окрашенные соединения, входящие в состав клеток организмов. Основной пигмент растений – хлорофилл, пигмент крови – гемоглобин, кожи – меланин. Дыхательные пигменты позволяют поглощать и транспортировать гораздо большее количество кислорода, чем при простом растворении газов в плазме крови. Гемоглобин содержит железо. Пигменты крови находятся в эритроцитах – красных кровяных клетках или растворены в плазме (у некоторых беспозвоночных)
Особенности строения крови лягушки и человека, связь с выполняемой функцией.
Рассмотрите микропрепарат крови человека и микропрепарат крови лягушки.
Сколько типов клеток вы наблюдаете? В чём различие эритроцитов в крови человека и лягушки? Можно ли по микропрепарату крови определить, у какого организма идёт более интенсивный обмен веществ?
V. Закрепление. Подведение итогов урока.
Задача «Экспертиза»
Преступник, чтобы скрыть следы преступления, сжег окровавленную одежду жертвы. Однако судебно-медицинская экспертиза на основании анализа пепла установила наличие крови на одежде. Каким образом?
Задание: расположите в логической последовательности ряд слов.
1. Эритроцит; кровеносная система; гемоглобин; животный организм; кровь.
2. Растительный организм; стебель; ситовидные трубки; луб; проводящая ткань; органические вещества.
Домашнее задание:
Учебник & 12, рабочая тетрадь стр. 25 задания №57, 58
По желанию: ответить на вопрос под рубрикой «Подумайте» стр. 83
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Транспорт веществ в организме растений.
Методическая разработка интегрированного с физикой урока-исследования, включающая конспект и электронное домашнее задание для дистанционного обучения....
Тест 6 класс Тема Транспорт веществ в организме
Тест для проверки знаний учащихся 6 класса по теме "Транспорт веществ в организме"...
"Транспорт веществ в организме" по программе Н.И. Сонина
Конспект и анализ урока на котором рассматриваются особенности передвижение веществ в растительном и животном организме....
Транспорт веществ в организме
Обобщение и систематизация знаний по теме: «Транспорт веществ в организме»Развитие навыков мыслительной деятельности и интеллектуальных способностей через решение проблем.Воспитание навыков самостояте...
Урок по теме «Транспорт веществ в организме животных» (6 класс, УМК Сонина)
Урок биологии в 6 классе, УМК Сонина...
Рабочий лист по теме:"Транспорт веществ в организме животных"
Рабочий лист для учащихся 6 класса по теме: ""Транспорт веществ в организме животных" (по программе Сонина)...
«Транспорт веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растениях»
Технологическая карта урока...