«Транспорт веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растениях»
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл transport_veshchestv_v_organizme_ego_znachenie.docx39.24 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА:

 «Транспорт веществ в организме, его значение.

Передвижение веществ в растениях»

Технологическая карта урока

6 класс

Учителя биологии ГБОУ «Лицей-детский сад» г. Магас

Республика Ингушетия

Костоевой Зинаиды

Тема урока

Транспорт веществ в организме, его значение.

Передвижение веществ в растениях

Цель урока: 

Задачи:

  • Сформировать знания об особенностях  процесса переноса веществ в растении

  1. образовательные:
  • раскрыть причины передвижения веществ в растении;
  • дать представление о корневом давлении и транспирации воды, продемонстрировать опытном путем роль сосудов и ситовидных трубок в транспорте веществ, показать взаимосвязь всех органов в растении и зависимость жизни растений от условий внешней среды;
  1. развивающие:
  • развивать познавательный интерес учащихся к изучению проблем цитологии;
  • продолжить развивать учебно – интеллектуальные умения: выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи);
  • развивать общеучебные умения и навыки учащихся – работы с текстом, анализа и синтеза информации, составления плана, схем и таблиц;
  • продолжить развивать творческие способности учащихся;
  • развивать коммуникативные навыки работы в группах;
  • развивать  критическое мышление учащихся;
  • осуществлять интеллектуальное развитие учащихся;
  • стимулировать интерес к изучению предмета;
  • развивать деятельностный подход к учебному процессу со стороны ученика.
  1. воспитательные: 
  • воспитывать всесторонне развитую, компетентную личность через использование знаний основных понятий общей биологии и ботаники для объяснения основных процессов обмена веществ
  • содействовать формированию научного мировоззрения учащихся на основе познаваемости и общности законов живой природы;
  • формирование ценностного отношения к окружающим растениям, понимания значимости сохранения их жизни, целостности биологических систем и взаимосвязи их компонентов.

Тип урока

Изучение нового материала; Первичное закрепление знаний.

Целеполагание от ученика

Самоактуализация и самообразование.

Планируемые результаты:

Предметные результаты обучения:

Ученики должны:

  • Уметь давать определение ключевым понятиям;
  • Определять и показывать на таблице органы,  участвующие в транспорте веществ растений;
  • Знать особенности транспорта веществ в растении
  • Характеризовать особенности строения и жизнедеятельности растений;
  • Знать проводящие ткани растений;
  • Наблюдать за биологическими процессами, описывать их, делать выводы;
  • Фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц.

Метапредметные результаты обучения:

- организовывать свою учебную деятельность;

- планировать свою деятельность под руководством учителя;

- составлять план работы;

- осуществлять поиск дополнительной информации на бумажных и электронных носителях;

- работать с текстом параграфа и его компонентами.

План урока

1.Организационная часть, индукция.

2. Целеполагание. Актуализация опорных знаний.

3. Открытие нового знания.

4. Закрепление полученных знаний.

5. Рефлексия.

6. Домашнее задание.

Формы организации учебной деятельности

ИКТ, групповая, здоровье сберегающая.

Приемы деятельности учителя

 

«Пошаговое» освоение, выделение ведущих понятий, наблюдение и умозаключение.

Методы и формы обучения

Проблемное обучение

Исследовательский метод, метод иллюстраций, лекция.

Обеспечение урока

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, на каждую группу: информационные карты, растение, лупа, скальпель или ножницы

Развитие умений учащихся

Использовать и структурировать имеющиеся знания, реализовывать межпредметные связи, моделировать, прогнозировать, обосновывать точку зрения, работать в заданном темпе, адекватно воспроизводить информацию.

Основные понятия и термины урока

корневое давление, транспирация, плач у растений, сосуды древесины, ксилема, ситовидные трубки луба, флоэма.

Домашнее задание

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент. (2 мин.)

Проверяет готовность к уроку, проверяет подготовленность рабочего места учащихся к уроку, организует внимание класса к работе на уроке, включает в учебный ритм, создаёт положительный, эмоциональный настрой у обучающихся.

Приветствуют учителя, организуют рабочее место. Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность.

  Коммуникативные УУД: - учатся культуре общения.

Личностные:

Настрой на продуктивную деятельность на уроке

Этап.   Целеполагание. Актуализация опорных знаний. (3 мин.)

Организует работу по формулировке цели учебной деятельности, по овладению обобщёнными способами приобретения новых знаний.

Представление

Организует подводящий  к теме диалог:

Прежде чем мы начнем урок, я хочу сказать, что  в честь нашего знакомства с вами я бы хотела подарить вам небольшой презент – белые цветы, как символ озарений и пожелания вдохновения. Но дело в том, что вчера я поставила их в воду, чтобы они не потеряли своей красоты и случайно в вазу попала краска, поэтому сегодня, если вы обратите внимание, эти цветы окрасились в яркие пятна.

Как вы думаете с чем это связано? Как такое могло получиться?

Сегодня я расскажу вам о таком важном процессе жизнедеятельности растений, как перенос веществ в организме растений.

Обратите внимание на ваших столах лежат инструктивные карточки, которые я попрошу вас заполнять в течении урока.

Давайте запишем тему урока: Транспорт веществ в растении.

 

Отвечают на вопрос, высказывают свои предположения о движении окрашенной воды в организме растений, аргументируют свой ответ.

Работают с раздаточным материалом. Заполняют тему урока.

Отвечают на вопрос

Познавательные УУД: 

-развивают навык

анализа информации,

-учатся строить высказывания,

Устанавливать соответствие, осуществлять сравнение, выделять главное.

Коммуникативные УУД: -

выражать свои мысли, - учатся культуре общения.

Регулятивные УУД: 

- учатся самостоятельно определять цель учебной деятельности, устанавливать пути решения проблемы.

Этап. «Открытие» нового знания (12 мин.)

Но для того, чтобы изучить этот такой процесс как транспорт веществ нам нужно вспомнить строение растений. Подскажите мне, какие органы можно выделить у растений?

А какие вещества нужны растениям для жизнедеятельности?

Откуда растения получают воду и минеральные вещества и с помощью какого органа?

В какую зону корня поступают эти вещества, каковы особенности ее строения?

Уже смотря на ваши цветки, мы с вами отметили, что окрашенная вода, которую всасало растение, поднялась вверх по побегу до самого цветка.

А как Вы думаете, что заставляет потоки воды и минеральных веществ двигаться вверх? Ведь уровень воды, налитой в стакан, сам по себе не поднимается вверх?

Корневое давление – сила, вызывающая одностороннее движение воды из корня в стебель.

Вода в растениях поднимается на большую высоту. При благоприятных условиях у липы на 28 м., берез на 30 м., лиственниц на 40-45 м. Как Вы думаете, что этому способствует?

Вывод: Транспирация воды устьицами способствует поступлению порций воды в листья.

Кроме воды и минеральных солей в растениях перемещаются и органические вещества. А откуда они берутся?

Отлично, теперь мы знаем, что в растении по всему организму происходит постоянный перенос воды с минеральными веществами и органических веществ, главным образом углеводов.

Практическая работа

А теперь, давайте мы возьмем наши цветки в руки и сделаем поперечный надрез стебля растения, чтобы рассмотреть его с помощью лупы.

Обратите внимание весь ли стебель окрасился? Какой слой? И как вы можете это объяснить?

На экране: Поперечный срез стебля с окрашенной ксилемой

Записывают вывод:

Давайте обратимся к экрану и рассмотрим эти проводящие ткани на продольном разрезе стебля растения.

Обратите внимание, в каком направлении могут двигаться вещества в организме?

Вверх -  по сосудам древесины (ксилеме)

В обоих направлениях по ситовидным трубкам ко всем органам растения: в корень, где запасаются вещества вниз, вверх  к верхушкам побега, к цветам.

В чем отличие ксилемы от флоэмы -  в строении

Вода - минеральные вещества – органические вещества – кислород – углекислый газ

(из почвы, через корни растений)

(зона всасывания, клетки имеют корневые волоски)

Высказывают предположения

Ответ: Вырабатываются в листьях растений на свету в ходе фотосинтеза из воды, углекислого газа.

Выполняют практическую работу в парах

(зад.4)

Отмечают слой проводящих пучков на своих листах

вещества перемещаются по проводящим тканям.

Смотрят видео

Отвечают на вопрос:

По одним структурам – вверх, по другим в двух направлениях.

Отмечают направления в инструктивной карте

Познавательные УУД:

- учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение).

- учатся строить высказывания;

- учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи,   делать выводы,  преобразуют информацию,строят логические рассуждения.

Коммуникативные УУД:

- учатся слушать и понимать речь другого человека.

 - учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

- формирование умения выражать свои мысли. Регулятивные УУД:

Работают по плану, осознанное управление своим поведением и деятельностью, направленных на достижение поставленных целей, способность преодолевать трудности в обучении.

Этап закрепления изученного материала

5-7

Итак, теперь мы с вами знаем о таком важном процессе жизнедеятельности растений, как транспорт веществ.

Физкультминутка, совмещенная с закреплением материала:

Игра: проводящие ткани растений

Предложить разделить класс на 2 группы:

1 гр. будет представлять флоэму, 2 гр.  – ксилему.

Выделить 2-х учеников, которые будут играть роль листа и корня.

Давать стимулы в виде света и воды – для прохождения процессов фотосинтеза и транспорта веществ корнями.

Группы должны будут проводить необходимые вещества только по своим типам тканей.

Учитель: Отлично, теперь, когда мы немного взбодрились, давайте подумаем, а может ли нам чем – то помочь знание о транспорте веществ в выращивании  растений?

Зная, как передвигаются в растении органические вещества, можно управлять их движением. Например, если обрезать боковые побеги у томата и винограда, можно направить к плодам те органические вещества, которые использовались бы при развитии удаленных побегов. Это ускорит созревание плодов и увеличит урожай.

Предложите правила полива растений?

  • Воду необходимо отстаивать, комнатной температуры
  • Не повредить целостность корней (поливая, лейку следует держать близко к поверхности горшка, не размывая почву, борьба с вредителями).
  • Рыхление почвы (доступ кислорода; рыхление после полива).
  • Соблюдать режим полива, учитывая экологические характеристики растения

Играют игру, поясняют группой почему именно они участвуют в передвижение данных веществ

Высказывают предположения

устно

предлагают правила полива растений

Познавательные УУД

 

 - учатся строить высказывания;

- учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.   Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека.

- учатся выражать свои мысли.  

 Регулятивные УУД: 

- учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему,

- учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию. 

Этап. Рефлексия. (3 мин).

Итак, ребята мы заканчиваем наше небольшое исследование проводящей системы растений. Вам понравилось?

1) Какие научные задачи мы решили в процессе работы?

2) Какое практическое значение для нас могут иметь знания, полученные в ходе исследования? Где они нам могут пригодиться?

Дерево чувств

Для его применения понадобятся картинки: собственно, дерево, прикрепленное на доске, и яблоки разных цветов.

Перенесите свои эмоции, которые вы получили от урока в плоды дерева, словно сахар, который откладывается в яблоках.

Если урок прошел успешно, с хорошим настроением и все было понятно, яблоко  благодаря вашим позитивным эмоциям должно наполниться и окрасится зеленым цветом. Если были проблемы  и вашему яблоку чего – то нехватило — красного.

Отвечают на вопросы

Выражают эмоции через карточки

Познавательные УУД:

 - учатся находить и использовать нужную информацию.

 - учатся строить высказывания;

 - учатся анализировать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся выражать свои мысли.

Регулятивные УУД: - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию.

Этап.

Завершение урока. Выставление оценок.

Домашнее задание. (1 мин).

Оценка работы на уроке

Подведение итогов урока

   Домашнее задание:

  1. Параграф 12
  2. Провести опыт по окраске растений дома (для этого дарится еще один цветок белого цвета и пищевой краситель; в инструктивной карточке будет инструкция по выполнению опыта)

Ребята, я благодарю Вас за грамотные ответы, ваши суждения, позитивный настрой. Я тоже многому сегодня научилась у вас.

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности.

 Определяют степень своего продвижения к цели, высказывают оценочные суждения.      

задания

Регулятивные УУД:

- ставят самостоятельно учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.

 - мобилизуют свои силы к волевому усилию, т.е к выбору преодоления препятствий.            

                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Транспорт веществ в организме растений.

Методическая разработка интегрированного с физикой урока-исследования, включающая конспект и электронное домашнее задание для дистанционного обучения....

Тест 6 класс Тема Транспорт веществ в организме

Тест для проверки знаний учащихся 6 класса по теме "Транспорт веществ в организме"...

Презентация к уроку "Передвижение веществ у растений", биология, 6 класс

Данная презентация разработана для более  полного  изучения темы  урока....

Передвижение веществ у растений

Тема « Передвижение веществ у растений» ЦЕЛИ УРОКА: 1. Систематизировать знания о строении клетки и функции корня растений 2. Сформировать представление о процессе передвижения веществ в расте...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Конспект урока по теме: "Передвижение веществ у растений"

Конспект урока Биологии в 6 классе по теме: "Передвижение веществ у растений"...

Тест по теме: "Передвижение веществ в растении"

Данный тест выполнен в 2 варианта и предназначен для проверки знаний в 6 классе по теме: "Передвижение веществ в растении". Подходит для работы по биологи программе Пасечника "Линия жиз...