«Транспорт веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растениях»
план-конспект урока по биологии (6 класс)
Технологическая карта урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
transport_veshchestv_v_organizme_ego_znachenie.docx | 39.24 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА УРОКА:
«Транспорт веществ в организме, его значение.
Передвижение веществ в растениях»
Технологическая карта урока
6 класс
Учителя биологии ГБОУ «Лицей-детский сад» г. Магас
Республика Ингушетия
Костоевой Зинаиды
Тема урока | Транспорт веществ в организме, его значение.Передвижение веществ в растениях |
Цель урока: Задачи: |
|
Тип урока | Изучение нового материала; Первичное закрепление знаний. |
Целеполагание от ученика | Самоактуализация и самообразование. |
Планируемые результаты: | Предметные результаты обучения: Ученики должны:
Метапредметные результаты обучения: - организовывать свою учебную деятельность; - планировать свою деятельность под руководством учителя; - составлять план работы; - осуществлять поиск дополнительной информации на бумажных и электронных носителях; - работать с текстом параграфа и его компонентами. |
План урока | 1.Организационная часть, индукция. 2. Целеполагание. Актуализация опорных знаний. 3. Открытие нового знания. 4. Закрепление полученных знаний. 5. Рефлексия. 6. Домашнее задание. |
Формы организации учебной деятельности | ИКТ, групповая, здоровье сберегающая. |
Приемы деятельности учителя |
«Пошаговое» освоение, выделение ведущих понятий, наблюдение и умозаключение. |
Методы и формы обучения | Проблемное обучение Исследовательский метод, метод иллюстраций, лекция. |
Обеспечение урока | Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, на каждую группу: информационные карты, растение, лупа, скальпель или ножницы |
Развитие умений учащихся | Использовать и структурировать имеющиеся знания, реализовывать межпредметные связи, моделировать, прогнозировать, обосновывать точку зрения, работать в заданном темпе, адекватно воспроизводить информацию. |
Основные понятия и термины урока | корневое давление, транспирация, плач у растений, сосуды древесины, ксилема, ситовидные трубки луба, флоэма. |
Домашнее задание | |
ХОД УРОКА
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный момент. (2 мин.) | Проверяет готовность к уроку, проверяет подготовленность рабочего места учащихся к уроку, организует внимание класса к работе на уроке, включает в учебный ритм, создаёт положительный, эмоциональный настрой у обучающихся. | Приветствуют учителя, организуют рабочее место. Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность. | Коммуникативные УУД: - учатся культуре общения. Личностные: Настрой на продуктивную деятельность на уроке |
Этап. Целеполагание. Актуализация опорных знаний. (3 мин.) | Организует работу по формулировке цели учебной деятельности, по овладению обобщёнными способами приобретения новых знаний. Представление Организует подводящий к теме диалог: Прежде чем мы начнем урок, я хочу сказать, что в честь нашего знакомства с вами я бы хотела подарить вам небольшой презент – белые цветы, как символ озарений и пожелания вдохновения. Но дело в том, что вчера я поставила их в воду, чтобы они не потеряли своей красоты и случайно в вазу попала краска, поэтому сегодня, если вы обратите внимание, эти цветы окрасились в яркие пятна. Как вы думаете с чем это связано? Как такое могло получиться? Сегодня я расскажу вам о таком важном процессе жизнедеятельности растений, как перенос веществ в организме растений. Обратите внимание на ваших столах лежат инструктивные карточки, которые я попрошу вас заполнять в течении урока. Давайте запишем тему урока: Транспорт веществ в растении.
| Отвечают на вопрос, высказывают свои предположения о движении окрашенной воды в организме растений, аргументируют свой ответ. Работают с раздаточным материалом. Заполняют тему урока. Отвечают на вопрос | Познавательные УУД: -развивают навык анализа информации, -учатся строить высказывания, Устанавливать соответствие, осуществлять сравнение, выделять главное. Коммуникативные УУД: - выражать свои мысли, - учатся культуре общения. Регулятивные УУД: - учатся самостоятельно определять цель учебной деятельности, устанавливать пути решения проблемы. |
Этап. «Открытие» нового знания (12 мин.) | Но для того, чтобы изучить этот такой процесс как транспорт веществ нам нужно вспомнить строение растений. Подскажите мне, какие органы можно выделить у растений? А какие вещества нужны растениям для жизнедеятельности? Откуда растения получают воду и минеральные вещества и с помощью какого органа? В какую зону корня поступают эти вещества, каковы особенности ее строения? Уже смотря на ваши цветки, мы с вами отметили, что окрашенная вода, которую всасало растение, поднялась вверх по побегу до самого цветка. А как Вы думаете, что заставляет потоки воды и минеральных веществ двигаться вверх? Ведь уровень воды, налитой в стакан, сам по себе не поднимается вверх? Корневое давление – сила, вызывающая одностороннее движение воды из корня в стебель. Вода в растениях поднимается на большую высоту. При благоприятных условиях у липы на 28 м., берез на 30 м., лиственниц на 40-45 м. Как Вы думаете, что этому способствует? Вывод: Транспирация воды устьицами способствует поступлению порций воды в листья. Кроме воды и минеральных солей в растениях перемещаются и органические вещества. А откуда они берутся? Отлично, теперь мы знаем, что в растении по всему организму происходит постоянный перенос воды с минеральными веществами и органических веществ, главным образом углеводов. Практическая работа А теперь, давайте мы возьмем наши цветки в руки и сделаем поперечный надрез стебля растения, чтобы рассмотреть его с помощью лупы. Обратите внимание весь ли стебель окрасился? Какой слой? И как вы можете это объяснить? На экране: Поперечный срез стебля с окрашенной ксилемой Записывают вывод: Давайте обратимся к экрану и рассмотрим эти проводящие ткани на продольном разрезе стебля растения. Обратите внимание, в каком направлении могут двигаться вещества в организме? Вверх - по сосудам древесины (ксилеме) В обоих направлениях по ситовидным трубкам ко всем органам растения: в корень, где запасаются вещества вниз, вверх к верхушкам побега, к цветам. В чем отличие ксилемы от флоэмы - в строении | Вода - минеральные вещества – органические вещества – кислород – углекислый газ (из почвы, через корни растений) (зона всасывания, клетки имеют корневые волоски) Высказывают предположения Ответ: Вырабатываются в листьях растений на свету в ходе фотосинтеза из воды, углекислого газа. Выполняют практическую работу в парах (зад.4) Отмечают слой проводящих пучков на своих листах вещества перемещаются по проводящим тканям. Смотрят видео Отвечают на вопрос: По одним структурам – вверх, по другим в двух направлениях. Отмечают направления в инструктивной карте | Познавательные УУД: - учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение). - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, преобразуют информацию,строят логические рассуждения. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре. - формирование умения выражать свои мысли. Регулятивные УУД: Работают по плану, осознанное управление своим поведением и деятельностью, направленных на достижение поставленных целей, способность преодолевать трудности в обучении. |
Этап закрепления изученного материала 5-7 | Итак, теперь мы с вами знаем о таком важном процессе жизнедеятельности растений, как транспорт веществ. Физкультминутка, совмещенная с закреплением материала: Игра: проводящие ткани растений Предложить разделить класс на 2 группы: 1 гр. будет представлять флоэму, 2 гр. – ксилему. Выделить 2-х учеников, которые будут играть роль листа и корня. Давать стимулы в виде света и воды – для прохождения процессов фотосинтеза и транспорта веществ корнями. Группы должны будут проводить необходимые вещества только по своим типам тканей. Учитель: Отлично, теперь, когда мы немного взбодрились, давайте подумаем, а может ли нам чем – то помочь знание о транспорте веществ в выращивании растений? Зная, как передвигаются в растении органические вещества, можно управлять их движением. Например, если обрезать боковые побеги у томата и винограда, можно направить к плодам те органические вещества, которые использовались бы при развитии удаленных побегов. Это ускорит созревание плодов и увеличит урожай. Предложите правила полива растений?
| Играют игру, поясняют группой почему именно они участвуют в передвижение данных веществ Высказывают предположения устно предлагают правила полива растений | Познавательные УУД
- учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся выражать свои мысли. Регулятивные УУД: - учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию. |
Этап. Рефлексия. (3 мин). | Итак, ребята мы заканчиваем наше небольшое исследование проводящей системы растений. Вам понравилось? 1) Какие научные задачи мы решили в процессе работы? 2) Какое практическое значение для нас могут иметь знания, полученные в ходе исследования? Где они нам могут пригодиться? Дерево чувствДля его применения понадобятся картинки: собственно, дерево, прикрепленное на доске, и яблоки разных цветов. Перенесите свои эмоции, которые вы получили от урока в плоды дерева, словно сахар, который откладывается в яблоках. Если урок прошел успешно, с хорошим настроением и все было понятно, яблоко благодаря вашим позитивным эмоциям должно наполниться и окрасится зеленым цветом. Если были проблемы и вашему яблоку чего – то нехватило — красного. | Отвечают на вопросы Выражают эмоции через карточки | Познавательные УУД: - учатся находить и использовать нужную информацию. - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся выражать свои мысли. Регулятивные УУД: - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию. |
Этап. Завершение урока. Выставление оценок. Домашнее задание. (1 мин). | Оценка работы на уроке Подведение итогов урока Домашнее задание:
Ребята, я благодарю Вас за грамотные ответы, ваши суждения, позитивный настрой. Я тоже многому сегодня научилась у вас. | Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Определяют степень своего продвижения к цели, высказывают оценочные суждения. задания | Регулятивные УУД: - ставят самостоятельно учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно. - мобилизуют свои силы к волевому усилию, т.е к выбору преодоления препятствий. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Транспорт веществ в организме растений.
Методическая разработка интегрированного с физикой урока-исследования, включающая конспект и электронное домашнее задание для дистанционного обучения....
Тест 6 класс Тема Транспорт веществ в организме
Тест для проверки знаний учащихся 6 класса по теме "Транспорт веществ в организме"...
Презентация к уроку "Передвижение веществ у растений", биология, 6 класс
Данная презентация разработана для более полного изучения темы урока....
Передвижение веществ у растений
Тема « Передвижение веществ у растений» ЦЕЛИ УРОКА: 1. Систематизировать знания о строении клетки и функции корня растений 2. Сформировать представление о процессе передвижения веществ в расте...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Конспект урока по теме: "Передвижение веществ у растений"
Конспект урока Биологии в 6 классе по теме: "Передвижение веществ у растений"...
Тест по теме: "Передвижение веществ в растении"
Данный тест выполнен в 2 варианта и предназначен для проверки знаний в 6 классе по теме: "Передвижение веществ в растении". Подходит для работы по биологи программе Пасечника "Линия жиз...