Тематическое планирование Биология 6 класс с использованием платформы Globallab
календарно-тематическое планирование по биологии (6 класс) на тему

Торутева Елена Викторовна

Элементы содержания, выделенные  голубым цветом  являются опорными для проведения проектов «ГлобалЛаб». На уроке используются МИМы Глобальной школьной лаборатории для объяснения темы, на основе этого учащимся предлагается (по желанию) домашнее задание по самостоятельному выполнению проекта «ГлобалЛаб» .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Владимирская область Суздальский район Поселок Сокол

МБОУ «Сокольская средняя общеобразовательная школа»

Тематическое планирование по биологии 6 класса  

по программе 68 часов в неделю (1час +1час регионального компонента):

в учебном предмете «Биология – 6 класс» в составе регионального компонента государственного стандарта общего образования авторов В.В.Пасечника, В.В.Латюшина, В.М.Пакуловой //Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М.: Дрофа 2006,- 

Программа адаптирована для учащихся сельской школы

с использованием проектной деятельности «ГлобалЛаб»

учитель химии и биологии

Торутева Елена Викторовна

(первая квалификационная категория)

Пояснительная записка.

Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена  на основании примерных программ основного общего образования по биологии и среднего (полного) общего образования по биологии на базовом уровне, разработанных Департаментом государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации (Письмо Департамента государственной политики в образовании  Минобрнауки России «О примерных программах по учебным предметам Федерального базисного учебного плана» от 7 июля 2005г.  № 03-1263)                    Данная рабочая программа составлена к учебнику «Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 кл.» Пасечник В.В. - на основе примерной программы по биологии на базовом уровне и авторской программы для общеобразовательных учреждений по биологии для 6 класса «Бактерии. Грибы. Растения» авторов В.В.Пасечника, В.В.Латюшина, В.М.Пакуловой //Сборник нормативных документов. Биология                                         Программа предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю (68часов), лабораторных работ -22.  

Цели и задачи преподавания биологии в 6 классе

– обеспечить усвоение учащимися основных положений биологической науки о строении, жизнедеятельности бактерий, грибов и растений; об их индивидуальном и историческом развитии; об их изменениях под влиянием деятельности человека;                                                                                  – добиться понимания практического значения биологических знаний как научной основы сельскохозяйственного производства, лесной промышленности и природоохранной деятельности                                                                                                                                                                     – формировать умения по выращиванию растений

Требования к знаниям и умениям

Знать/понимать: 

- клеточное строение растений, части растительной клетки (оболочка, ядро, цитоплазма, пластиды, вакуоли), ткани; строение органов цветкового растения                                                                                                                                                                                                                                               - элементарные сведения о виде, роде, семействе, классе, отделе, типе, главные признаки классов и семейств цветковых растений                                                        - основные жизненные функции растительного организма: фотосинтез, дыхание, испарение воды, передвижение веществ;                                              - способы размножения растений (семенами и вегетативными органами), рост и развитие растений;                                                                                     -роль растений в природе, значение их в жизни человека, народном хозяйстве;

Уметь:                                                                                                                                                                                                                                                 - пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты;                                                                                                                                  - ориентироваться в учебнике с помощью оглавления, работать с текстом и рисунками, выделять главные мысли в содержании параграфа, находить ответы на вопросы;                                                                                                                                                                                                                                      - распознавать органы цветкового растения;

2013 – 2014 учебный год

Примечания:

Практические работы, номера которых отмечены звездочкой*, являются программными и относятся к основному базовому содержанию.

Элементы содержания, выделенные  коричневым цветом  являются опорными знаниями краеведческого модуля Владимирской области.

Элементы содержания, выделенные  голубым цветом  являются опорными для проведения проектов «ГлобалЛаб». На уроке используются МИМы Глобальной школьной лаборатории для объяснения темы, на основе этого учащимся предлагается (по желанию) домашнее задание по самостоятельному выполнению проекта «ГлобалЛаб» .

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ «Бактерии. Грибы. Растения»

Тема

Практик

Виды и формы учебной деятельности

Количество и темы контрольных работ

Проекты Globallab

Введение (2ч)

1

Биология – наука о живой природе.

Называют основные царства живых организмов.                            Приводят примеры значения биологических знаний.    Дают определение термину биология

Открой свое сердце планете Земля

2

Экскурсия № 1.

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных

Л. р. № 1

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе

Наблюдают за сезонными изменениями растений.

Описывают: особенность приспособления в поведении и внешнем строении растений и животных к определенным условиям обитания данной местности

Желтый лист, красный лист

Последний лист

РАЗДЕЛ 1. КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ  (5ч)

3

 Устройство увеличительных приборов.

Л.р. № 2Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы сним.Рассмотрение клеток

Работают с микроскопом.

4

Строение клетки.

Л.р. № 3 Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.

Называют клеточные структуры и их значения.Распознают и описывают клеточное строение кожицы лука, мякоти листа.Сравнивают по заданнымкритериям строение клетки кожицы лука и клетки мякоти листа.

Можно ли создать клетку

5

Жизнедеятельность клетки.

Л. р. № 4 (15 м)

Рассмотрение пластид под микроскопом.

 Называют структуры клетки, участвующие в делении; роль хромосом.Распознают и описывать последовательность стадий деления

6

Ткань.

 Дают определение термину ткань.Приводят примеры разных видов тканей.Распознают и описывают строение тканей растения.Объясняют последствияДля растения нарушением человеком покровной ткани.

7

Контрольная работа

Контрольная работа по теме: «Клеточное строениеорганизмов»  

РАЗДЕЛ 2. ЦАРСТВО БАКТЕРИИ(3ч)

8

Строение и жизнедеятельность бактерий.

.

 Распознают и описывают по немому рисунку строение бактериальной клетки.    Выделять отличительные особенности бактерий.             Объясняют, что бактерии – живые организмы. Сравнивают строение бактериальной и растительной клетки.

9

 Роль бактерии в природе и жизни человека

 Приводят примеры положительного и отрицательного значения бактерий.Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека.

10

Разнообразие бактерий, их распространение в природе

РАЗДЕЛ 3. ЦАРСТВО ГРИБЫ (4ч)

11

Общая характеристика грибов.

Выделяют признаки царства Грибы.Объясняют роль грибов в природе и жизни человека.Сравнивают грибы

Грибная экспедиция

12

Шляпочные грибы.

Л. р. № 6                Изучение строения тел шляпочных грибов на примере местных видов

. Дают определение терминам мицелий, микориза.        Приводят примерышляпочных грибов, произрастающих в Владимирскойобласти.Распознают по немому рисунку и описывать строение шляпочных грибов.   Различают ядовитые и съедобные грибы.Распознают наиболее распространенные грибы нашей местности на рисунках, муляжах.Знать правила сбора грибов.

Съедобные грибы

Лесное мясо

13

Грибы паразиты. Плесневые грибы и дрожжи

. Л.р. № 5 Рассмотрение дрожжей и мукора под микроскопом

 Дают определение термину грибы-паразиты.Распознают представителей  грибов-паразитов.Объясняют  пути заражения грибами-паразитами.Выявляют влияние грибов-паразитов на растения.

14

Контрольная работа

Контрольная работа по теме: «Царство Бактерии. Грибы».

РАЗДЕЛ 4. ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ(8ч)

15

Разнообразие, распространение, значение растений.

 Дают определение термину ботаника.Перечисляют основные группы растений, приводить примеры основных групп растений.Объясняют происхождение основных групп растений.Выделяют особенности строения низших и высших растений. Описывают наиболее распространенные растения нашей местности.

16

Водоросли.

Л. р. № 7

Изучение строения зеленых водорослей

 Дают определение термину низшие растения.Распознают водоросли различных отделов.Распознают и описывают внешнее строение водорослей.Доказывают принадлежность водорослей к низшим растениям. Сравнивают строение одноклеточных водорослей и растительной клетки.Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Распознают наиболее распространенные водоросли Владимирской области

 

.

17

Лишайники.

 Распознают и описывают внешнее строение лишайников.Объясняют роль лишайников в природе и жизни человека.

Удивительные организмы(лишайники)

18

Мхи.

 

Дают определение термину высшие растения. Распознают и описывают внешнее строение мхов. Выявляют приспособления растений в связи с выходом на сушу.Объясняют:- роль мхов в природе и жизни человека;   - происхождение наземных растений на примере  мхов и зеленых водорослей. Выявляют черты приспособленности к среде обитания на примере местных видов.

19

Папоротники. Хвощи. Плауны.

М: Л. р. № 9

Строение спороносящего папоротника, хвоща (на местных видах)

Распознают растения отдела папоротникообразных. Распознают и описывают внешнее строение папоротников.Выделяют общие черты строения высших споровых растений.Объясняют роль папоротников в природе и жизни человека.

20

Голосеменные.

. Л. р. № 10

Изучение строения хвои и шишек хвойных                   (на местных видах)

Дают определение термину голосеменные растения.Распознают растения отдела голосеменные растения. Распознают и описывают наиболее известных представителей голосеменных. Выделяют приспособления голосеменных растений для жизни в условиях дефицита влаги.

Благородная ель

Вроде сосен, вроде  елок, а зимою без иголок

21

Покрытосеменные или цветковые.

 Распознают растения отдела Покрытосеменные.Выделяют особенности строения покрытосеменных растений.Распознают и описывают жизненные формы растений.

Занимательная ботаника - деревья

22

Контрольная работа

Контрольная работа № 4 по теме: «Царство Растения

РАЗДЕЛ 5. СТРОЕНИЕ И МНОГООБРАЗИЕ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ(14ч)

23

Строение семян двудольных растений.

Л. р. № 11       Строение семян двудольных растений.

(на местных видах)

Распознают и описывают строение семян двудольных растений.Устанавливают соответствие междучастями семени и органами развивающегося проростка.Определяют принадлежность растений к классу Двудольные.Распознают: наиболее распространенные в данной  местности растения класса Двудольные;- сельскохозяйственные растения.

От зернышка до каравая

24

Строение семян однодольных растений.

М: Л. р. № 12  Строение семян однодольных растений.                  (на местных видах)

Распознают и описывают строение семян двудольных растений.Устанавливают соответствие междучастями семени и органами развивающегося проростка.Определяют принадлежность растений к классу Однодольные. Сравнивают по предложенным критериям семена двудольных и однодольных растений.

25

Виды корней и типы корневых систем.

Л. р. № 13            Виды корней.            (на местных видах)

Приводят примеры видоизменений корней в связи с выполняемой функцией

26

Зоны (участки) корня

 Распознают и описывают зоны корня. Устанавают взаимосвязь между строением зон корня и их функциями.

27

Условия произрастания и видоизменения корней.

 Устанавливают взаимосвязь между видоизменениями корня и его функциями.

28

Побег и почки.

.

 Распознают и описывают на живых объектах строение побега, почки.Приводят  примеры растений, имеющих видоизмененные побеги., что почка – видоизмененный побег.

Скорость распускания листьев

Вот и почка распустилась

29

Внешнее строение листа.

 Называют функции листа.Распознают и описывают строение листа

30

Клеточное строение листа.

 Распознают и описывают по рисунку и на микропрепаратах клеточное строение листа.Называют функции кожицы листа, жилок и мякоти листа.Распознают и описывают строение листа.

31

Влияние среды на строение листа. Видоизменение листьев.

 Объясняют, что строение листа связано с условиями обитания растений.

32

Строение стебля.

 Приводят примеры тканей, расположенных в стебле. Называть функции слоев стебля. Распознают и описывают по рисунку клеточное строение стебля.

33

Видоизменение побегов.

Л.р. № 14      Изучение видоизмененных побегов

Объясняют влияние условий жизни на рост дерева в толщину.

34

Цветок.

Л. р. № 15      Изучение строения цветка.                        (на местных видах)

Распознают и описывают по рисунку строение цветка.Сравнивают строение цветков вишни и тюльпана.

Чудесная пора цветения

Зацвели деревья

35

Соцветия.

Л. р. № 16 Ознакомление с различными видами соцветий

Распознают и описывают по рисунку типы соцветий.Выявляют приспособления растений к опылению на примере строения цветка.

36

Распространение плодов и семян

 Выделяют приспособления к распространению плодов и семян.

Содружество растений и животных

Калейдоскоп любимых плодов

37

Контрольная работа

Контрольная работа по теме: «Строение и многообразие покрытосеменных растений».

РАЗДЕЛ 6. ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ (14ч)

38

Химический состав растений.

 Объясняют значение минеральных и органических  веществ для жизни растений.

39

Минеральное питание растений.

 Выделяют особенности минерального питания растений.

40

Фотосинтез.

 Описывают механизм фотосинтеза, передвижения органических веществ.Определяют роль органов растений в образовании и перераспределении органических веществ.Объясняют космическую роль зеленых насаждений.

41

Дыхание растений.

 Выделяют приспособления растений для дыхания.Объясняют результаты опытов, подтверждающих дыхание растений.Сравнивают по заданным критериям процессы фотосинтеза и дыхания.

42

Испарение воды.

 Называют факторы окружающей среды, влияющие на испарение.Выделяют приспособления растений для испарения воды.

43

Передвижение воды и питательных веществ в растении.

Л.р. № 18 Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.

Объясняют причины движения воды по сосудам стебля.

44

Прорастание семян.

Л. р. № 19

Определение всхожести семян растений и их посев

 Описывают условия прорастания семян.Объясняют целесообразность использования правил посева семян.Определяют сроки посева семян различных растений.Рассчитывают потребность в воде семян различных растений.Устанавливать соответствие между размерами семян, сроками и глубиной посева.

45

Растительный организм как единое целое.

 Называют стадии развития растений.Объясняют механизм верхушечного роста и минерального питания.

46

Способы размножения растений.

 Дают определение терминам половое размножение, сперматозоид, яйцеклетка.Приводят примеры растений, которые размножаются вегетативно. Объясняют биологическое значение вегетативного размножения. Выделяют особенности полового размножения у растений.

47

Размножение споровых растений.

 Дают определение терминам половое размножение, сперматозоид, яйцеклетка. Распознают и описывают этапы размножения и развития водорослей, мхов и папоротников.Объясняют условия размножения.

48

Размножение голосеменных растений.

 Дают определения терминам половое размножение, сперматозоид, яйцеклетка. Распознавать и описывать этапы размножения и развития голосеменных растений. Объясняют условия размножения.

Хвоя ,как индикатор загрязнения

Когда пылят голосеменные

49

Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Половое размножение растений.

Л. р. № 20

Вегетативное размножение комнатных растений

(выполняется дома)

Дают определение термину двойное оплодотворение. Распознают и описывать по рисунку способы опыления растений. Распознают и описывают этапы размножения и развития покрытосеменных растений. Выделять признаки ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений. Наблюдают за ростом и развитием комнатного растения, размножающегося вегетативно.

50

Половое размножение растений.

51

Экскурсия № 2.

Зимние явления в жизни растений.

Проводят наблюдения в природе. Объясняют приспособленность растений к зимним условиям.

52

Контрольная работа

Контрольная работа   по теме: «Размножение растений

РАЗДЕЛ 7. КЛАССИФИКАЦИЯ РАСТЕНИЙ

53

Основы систематики растений.

.

 Называют основные систематические категории.Приводят примеры растений по классам и семействам.

54

Семейство крестоцветные.

.

 Распознают и описывают по рисунку растения семейства.Объясняют морфологическую характеристику семейства.

55

Семейство розоцветные

Распознают и описывают по рисунку растения семейства.Объясняют морфологическую характеристику семейства

56

Семейство пасленовые.

 Распознают  и описывают по рисунку растения семейства.Объясняют морфологическую характеристику семейства.

57

Семейство мотыльковые.

.

 Распознают и описывают по рисунку растения семейства.Объясняют морфологическую характеристику семейства.

58

Семейство сложноцветные.

 Распознают и описывают по рисунку растения семейства.Объясняют морфологическую характеристику семейства.

59

Класс однодольные Семейство злаки, лилиецветные

Распознают и описывают по рисунку растения семейства.Объясняют морфологическую характеристику семейства

Прекрасные лилии

Аристократы цветочного мира

60

Урок – практикум.

Экскурсия № 3Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте

 Л. р. № 21

Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.

 Распознают  и описывают по рисунку растения семейства.Объясняют морфологическую характеристику семейства.

РАЗДЕЛ 8. ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА

61

Основные экологические факторы и их влияние на растения.

 Объясняют экологические факторы и их влияние на растение

Еловое бедствие

62

Характеристика основных экологических групп растений.

.

 Распознают и описывают по рисунку основные экологические группы растений.

Огород на балконе

63

Растительные сообщества.

 Называют представителей растений различных типов растительных сообществ.

В лес за лекарствами

64

Взаимосвязи растений в сообществе.

 Объясняют взаимосвязь растений с другими организмами.

Первые проталины

65

Экскурсия № 4    Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.

 

Объясняют влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека

Лесные ягоды

Зацвели деревья

Ядовитые растения

РАЗДЕЛ 9. РАЗВИТИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА(3ч)

66

 Происхождение растений. Основные этапы развития органического мира

Выделяют основные этапы развития растений.Доказывают историческое развитие растений

Народные названия растений

67

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир.

.Доказыво влияние хозяйственной деятельности человека на развитие растений.

Лесная кухня

Вот и лето пришло

68

Итоговая контрольная работа

Итоговая контрольная работа

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование биология 9 класс

Календарно-тематическое планирование по биологии 9 класс. К учебнику И.Н. Пономарева «Основы общей биологии», М., Издательский центр «Вентана-Граф»....

тематическое планирование. Биология.6 класс.2 часа в неделю

Тематическое планирование. Биология.6 класс.2 часа в неделю. Автор учебника И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко. Издательский центр "Вентана-Граф"2009 год. Программа для учащихся VII вида обуч...

Календарно-тематическое планирование биологии 6 класс УМК Пономаревой И.Н.

Программа составлена по курсу "Растения. Бактерии. Лишайники" 6 класс авторов И.Н.Пономарева, В.С. Кучменко Предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю ( 70 часов за год). В рабоче...

Тематическое планирование БИОЛОГИЯ. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ 8 класс

Тематическое планирование "БИОЛОГИЯ. ЧЕЛОВЕК  И ЕГО ЗДОРОВЬЕ" (68 часов, 2 часа в неделю)Программа: А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш. Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: Программы....

Тематическое планирование 7 класс (биология)

Планирование для 7-о класса по программе Сонина...

Тематическое планирование.Биология 6-11 классы. Природоведение 5 класс

Тематическое планирование по курсу биологии и курсу природоведения по программамА.А. Плешаков, Н.И. Сонин «Программа основного общего образования по природоведению»,Н.И. Сонин, В.Б. Захаров, Е.Т. Заха...

Урок для 6 класса "Плесневые грибы"с использованием платформы Globallab

урок с использованием платформы Globallab и выполнения проектов по этой теме...