Рабочая программа по биологии 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему
Пояснительная записка, содержание, календарно-тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_8_biologiya.docx | 27.37 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
8 класс
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Рабочая программа составлена на основе:
-Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 г.,
- Программы общего образования по биологии для 8 класса «Биология. Человек» авторов Н.И.Сонина, М.Р.Сапина //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6 – 11 класс. – М.: Дрофа, 2006 год.//.
-Примерной программы среднего (полного) общего образования. Базовый уровень. /Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007/
-учебного плана МОУ СОШ №3 г. Балашова,
-основной образовательной программы МОУ СОШ №3 г. Балашова.
Курс биологии 8 класса направлен на формирование у учащихся представлений о человеке, как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствие с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды, собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу изучения курса «Человек и его здоровье» особое внимание уделено социальной сущности человека, его роли в окружающей среде.
Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, проводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.
Целями курса являются:
- освоение знаний о человеке, как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы и человека, в том числе;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; о фактах здоровья и риска человека; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за состоянием собственного организма;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за собственным организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказании первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ - инфекции.
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий.
Для изучения курса биологии применяются классические типы уроков: вводный, урок овладения ЗУН, закрепления ЗУН, комбинированный, повторительно-обобщающий, урок - зачет, викторина и др.
При осуществлении поурочного контроля оценивается процесс учебной деятельности учащихся, познавательные и общеучебные умения, использование рациональных способов выполнения заданий с учётом проявления интереса к учению, стремления к достижению поставленной цели и других индивидуальных и личностных качеств.
Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний по предмету в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний.
Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательного процесса предлагается работа с тетрадью на печатной основе:
Н.И.Сонин Биология. Человек . 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек. 8 класс» - М.: Дрофа,2008.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышления или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
Содержание
Тема 1 . Место человека в системе органического мира. Происхождение человека (1 час )
Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.
Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.
Тема 2. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1 час)
Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.
Тема 3. Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа)
Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов.
Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.
Тема 4. Координация и регуляция (12 часов)
Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция. Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса. Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга. Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.
Тема 5. Опора и движение (8 часов)
Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.
Тема6. Внутренняя среда организма (9 часа)
Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.
Тема 7. Дыхание (5 часов)
Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.
Тема8. Пищеварение (6 часов)
Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения.
Тема 9. Обмен веществ и энергии (6 часа)
Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз. Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.
Тема 10. Покровы тела (4 часа)
Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.
Тема 11. Размножение и развитие (3 часа)
Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.
Тема 12. Высшая нервная деятельность (7 часов)
Рефлекс — основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.
Тема 13. Строение и процессы жизнедеятельности организма человека (3 часа)
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.
Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.
Календарно - тематическое планирование
биология, 8 класс.
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Подготовка к итоговой аттестации | Использование ИКТ | Дата | |||||
План 8 «а» | факт | План8 «б» | факт | |||||||
Место человека в системе органического мира. Происхождение человека.(1час) | ||||||||||
1. | Место человека в системе органического мира. Происхождение человека. Черты сходства человека с животными. | 1 | http://festival.1september.ru/articles/632468/ | 06.09 | 06.09 | |||||
Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека.(1час) | ||||||||||
2. | Науки о человек. Методы изучения организма человека | 1 | http://festival.1september.ru/articles/632468/ | 08.09 | 09.09 | |||||
Общий обзор строения и функций организма человека(4 часа) | ||||||||||
3. | Клеточное строение организма Л.р. № 1 | 1 | http://festival.1september.ru/articles/632468/ |
|
| |||||
4. | Ткани Л.р. № 2 | 1 | http://festival.1september.ru/articles/632468/ |
|
| |||||
5. | Органы. Системы органов Л.Р. № 3 | 1 | http://festival.1september.ru/articles/632468/ |
|
| |||||
6. | Зачёт №1 по теме «Общий обзор организм человека » | 1 |
|
| ||||||
Координация и регуляция(12часов) | ||||||||||
7. | Гуморальная регуляция | 1 | http://festival.1september.ru/articles/632468/ |
|
| |||||
8. | Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма | 1 | http://festival.1september.ru/articles/632468/ |
|
| |||||
9. | Нервная система. Отделы нервной системы | 1 | http://festival.1september.ru/articles/632468/ |
|
| |||||
10 | Рефлекторный характер деятельности нервной системы | 1 | http://festival.1september.ru/articles/632468/ |
|
| |||||
11 | Спинной мозг, строение и функции | 1 | http://festival.1september.ru/articles/632468/ |
|
| |||||
12 | Головной мозг, строение и функции | 1 | http://festival.1september.ru/articles/632468/ |
|
| |||||
13 | Обобщающий урок « Строение и функции нервной системы» | 1 | http://festival.1september.ru/articles/632468/ |
|
| |||||
14 | Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы | 1 | http://festival.1september.ru/articles/632468/ |
|
| |||||
15 | Органы зрения и зрительный анализатор Л.Р. № 4 | 1 | http://festival.1september.ru/articles/632468/ |
|
| |||||
16 | Органы слуха и равновесия . Анализаторы | 1 | http://festival.1september.ru/articles/632468/ |
|
| |||||
17 | Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус | 1 | http://festival.1september.ru/articles/632468/ |
|
| |||||
18 | Контрольная работа №1 по теме «Координация и регуляция» | 1 |
|
| ||||||
Опора и движение (8 часов) | ||||||||||
19 | Скелет. Строение, состав и соединение костей | 1 | http://festival.1september.ru/articles/632468/ |
|
| |||||
20 | Скелет головы и туловища | 1 | http://festival.1september.ru/articles/632468/ |
|
| |||||
21 | Скелет конечностей | 1 | http://festival.1september.ru/articles/632468/ |
|
| |||||
22 | Первая помощь при повреждение опорно- двигательной системы.
| 1 |
|
| ||||||
23 | Мышцы. Работа мышц Л.Р № 5 | 1 | http://festival.1september.ru/articles/632468/ |
|
| |||||
24 | Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика | 1 | http://festival.1september.ru/articles/632468/ | |||||||
25 | Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека | 1 | http://festival.1september.ru/articles/632468/ |
|
| |||||
26 | Контрольная работа № 2 по теме «Опора и движение» | 1 |
|
| ||||||
Внутренняя среда организма (9 часов) | ||||||||||
27 | Внутренняя среда организма. Кровь, ее функции. Клетки крови. Плазма крови. | 1 | http://festival.1september.ru/articles/632468/ |
|
| |||||
28 | Иммунитет Л.Р. № 6 | 1 | http://festival.1september.ru/articles/632468/ |
|
| |||||
29 | Тканевая совместимость и переливание крови. Зачет № 4 по теме «Внутренняя среда организма» | 1 |
|
| ||||||
Транспорт веществ | 1 | http://festival.1september.ru/articles/632468/ | ||||||||
30 | Транспорт веществ. Кровеносная система. | 1 | http://festival.1september.ru/articles/632468/ | |||||||
31 | Круги кровообращения | 1 | http://festival.1september.ru/articles/632468/ | |||||||
32 | Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов Л.Р. № 7 | 1 | http://festival.1september.ru/articles/632468/ | |||||||
33 | Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях | 1 | http://festival.1september.ru/articles/632468/ | |||||||
34 | Внутренняя среда организма», «Транспорт веществ» | 1 | http://festival.1september.ru/articles/632468/ | |||||||
Дыхание (5 часов) | ||||||||||
35 | Органы дыхания. Значения дыхания. Строение легких | 1 | http://festival.1september.ru/articles/632468/ | |||||||
36 | Дыхательные движения. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. | 1 | http://festival.1september.ru/articles/632468/ | |||||||
37 | Заболевания органов дыхания и их профилактика | 1 | http://festival.1september.ru/articles/632468/ | |||||||
38 | Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего | 1 | http://festival.1september.ru/articles/632468/ | |||||||
39 | Зачет № 5 по теме «Дыхание» | 1 | ||||||||
Пищеварение(6часов) | ||||||||||
40 | Пища как биологическая основа жизни. Пищевые продукты и питательные вещества | 1 | http://festival.1september.ru/articles/632468/ | |||||||
41 | Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварение | 1 | http://festival.1september.ru/articles/632468/ | |||||||
42 | Пищеварение в ротовой полости. Регуляция пищеварения Л.Р. № 8 | 1 | http://festival.1september.ru/articles/632468/ | |||||||
43 | Пищеварение в желудке. Регуляция пищеварения | 1 | http://festival.1september.ru/articles/632468/ | |||||||
44 | Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ | 1 | http://festival.1september.ru/articles/632468/ | |||||||
45 | Гигиена питания.
| 1 | ||||||||
Обмен веществ и энергии (6часов) | ||||||||||
46 | Обмен веществ и превращение энергии. Пластический и энергетический обмен | 1 | http://festival.1september.ru/articles/632468/ | |||||||
47 | Обмен белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен | 1 | http://festival.1september.ru/articles/632468/ | |||||||
48 | Витамины и их роль в организме | 1 | http://festival.1september.ru/articles/632468/ | |||||||
49 | Обобщение по темам «Пищеварение» «Дыхание» «Обмен веществ» | 1 | ||||||||
Выделение | 1 | http://festival.1september.ru/articles/632468/ | ||||||||
50 | Органы выделения. Строение и функции почек | 1 | http://festival.1september.ru/articles/632468/ | |||||||
51 | Предупреждение заболеваний мочевыделительной системы | 1 | http://festival.1september.ru/articles/632468/ | |||||||
Покровы тела(4 часа) | ||||||||||
52 | Покровы тела, строение и функции почек | 1 | http://festival.1september.ru/articles/632468/ | |||||||
53 | Роль кожи в терморегуляции | 1 | http://festival.1september.ru/articles/632468/ | |||||||
54 | Гигиена кожи. Приемы оказания первой помощи при травмах кожи. Профилактика заболеваний кожи | 1 | http://festival.1september.ru/articles/632468/ | |||||||
55 | Обобщение по темам: «Выделение», «Покровы тела » | 1 | ||||||||
Размножение и развитие (3часа) | ||||||||||
56 | Система органов размножения | 1 | http://festival.1september.ru/articles/632468/ | |||||||
57 | Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения | 1 | http://festival.1september.ru/articles/632468/ | |||||||
58 | Наследственные и врожденные заболевания. Инфекции передающиеся половым путем | 1 | http://festival.1september.ru/articles/632468/ | |||||||
Высшая нервная деятельность(7 часов) | ||||||||||
59 | Поведение человек. Рефлекс- основа нервной деятельности | 1 | http://festival.1september.ru/articles/632468/ | |||||||
60 | Виды рефлекторной деятельности | 1 | http://festival.1september.ru/articles/632468/ | |||||||
61 | Биологические ритмы. Сон и его значение | 1 | http://festival.1september.ru/articles/632468/ | |||||||
62 | Особенности ВНД: познавательные процессы, речь, мышление | 1 | http://festival.1september.ru/articles/632468/ | |||||||
63 | Особенности ВНД: память, эмоции | 1 | http://festival.1september.ru/articles/632468/ | |||||||
64 | Индивидуальные особенности личности | 1 | http://festival.1september.ru/articles/632468/ | |||||||
65 | Контрольная работа №5 по теме «ВНД» | 1 | ||||||||
Строение и процессы жизнедеятельности организма человека (3 часа) | ||||||||||
66 | Строение и процессы жизнедеятельности человека | 1 | http://festival.1september.ru/articles/632468/ | |||||||
67 | Итоговая контрольная работа | 1 | ||||||||
68 | Анализ результатов ИКР | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...