Рабочая программа по биологии 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему

Голосеева Татьяна Анатольевна

Пояснительная записка, содержание, календарно-тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_8_biologiya.docx27.37 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

8 класс

Рабочая программа разработана в соответствии с  Федеральным законом от 29.12.2012  N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

            Рабочая программа составлена на основе:

-Федерального компонента государственного  стандарта общего образования 2004 г.,

- Программы общего образования по биологии для 8 класса «Биология. Человек» авторов Н.И.Сонина, М.Р.Сапина //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6 – 11 класс. – М.: Дрофа, 2006 год.//.

-Примерной программы среднего (полного)  общего образования. Базовый уровень.  /Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007/

-учебного плана МОУ СОШ №3 г. Балашова,

-основной образовательной программы МОУ СОШ №3 г. Балашова.

               Курс биологии 8 класса направлен на формирование у учащихся представлений о человеке, как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствие с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды, собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу изучения курса «Человек и его здоровье» особое внимание уделено социальной сущности человека, его роли в окружающей среде.

 Рабочая программа  для 8 класса  предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, проводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

Целями курса являются:

 - освоение знаний  о человеке, как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы и человека, в том числе;

 - овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; о фактах здоровья и риска человека; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за состоянием собственного организма;

 -  развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за собственным организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

 - воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;

 - использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказании первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ - инфекции.

           Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий.

Для изучения курса биологии применяются классические типы уроков: вводный, урок овладения ЗУН, закрепления ЗУН, комбинированный, повторительно-обобщающий, урок - зачет,   викторина и др.

При осуществлении поурочного контроля оценивается процесс учебной деятельности учащихся, познавательные и общеучебные умения, использование рациональных способов выполнения заданий с учётом проявления интереса к учению, стремления к достижению поставленной цели и других индивидуальных и личностных качеств.

Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний по предмету в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

        Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний.

        Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

        Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательного процесса предлагается работа с тетрадью на печатной основе:

Н.И.Сонин  Биология. Человек . 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек. 8 класс» - М.: Дрофа,2008.

        В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышления или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.

Содержание

   Тема 1 . Место человека в системе органического мира. Происхождение человека (1 час )

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный. 

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство. 

Тема 2. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1 час)

Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.

Тема 3. Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа)

Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов.

Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.

Тема 4. Координация и регуляция (12 часов)

Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция. Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса. Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга. Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

Тема 5. Опора и движение (8 часов)

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.

Тема6. Внутренняя среда организма (9 часа)

Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.

Тема 7. Дыхание (5 часов)

Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.

Тема8. Пищеварение (6 часов)

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. 

Тема 9. Обмен веществ и энергии (6 часа)

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз. Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.

Тема 10. Покровы тела (4 часа)

Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.

Тема 11. Размножение и развитие (3 часа)

Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи. 

Тема 12. Высшая нервная деятельность (7 часов)

Рефлекс — основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека. 

Тема 13. Строение и процессы жизнедеятельности организма человека (3 часа)

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.

Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.

                Календарно - тематическое планирование

                      биология, 8 класс.

               

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Подготовка к итоговой аттестации

Использование ИКТ

                 Дата

План 8 «а»

факт

План8 «б»

факт

Место человека в системе органического мира. Происхождение человека.(1час)

1.

Место человека в системе органического мира. Происхождение человека. Черты сходства человека с животными.

1

http://festival.1september.ru/articles/632468/

06.09

06.09

Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека.(1час)

2.

Науки о человек.

Методы изучения организма человека

1

http://festival.1september.ru/articles/632468/

08.09

09.09

Общий обзор строения и функций организма человека(4 часа)

3.

Клеточное строение организма

Л.р. № 1

1

http://festival.1september.ru/articles/632468/

 

 

4.

Ткани

Л.р. № 2

1

http://festival.1september.ru/articles/632468/

 

 

5.

Органы. Системы органов

Л.Р. № 3

1

http://festival.1september.ru/articles/632468/

 

 

6.

Зачёт №1 по теме     «Общий обзор организм  человека »

1

 

 

Координация и регуляция(12часов)

7.

Гуморальная регуляция

1

http://festival.1september.ru/articles/632468/

 

 

8.

Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма

1

http://festival.1september.ru/articles/632468/

 

 

9.

Нервная система.

Отделы нервной системы

1

http://festival.1september.ru/articles/632468/

 

 

10

Рефлекторный характер деятельности нервной системы

1

http://festival.1september.ru/articles/632468/

 

 

11

Спинной мозг, строение и функции

1

http://festival.1september.ru/articles/632468/

 

 

12

Головной мозг, строение и функции

1

http://festival.1september.ru/articles/632468/

 

 

13

Обобщающий урок       « Строение и функции нервной системы»

1

http://festival.1september.ru/articles/632468/

 

 

14

Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы

1

http://festival.1september.ru/articles/632468/

 

 

15

Органы зрения и зрительный анализатор

Л.Р. № 4

1

http://festival.1september.ru/articles/632468/

 

 

16

Органы слуха и равновесия . Анализаторы

1

http://festival.1september.ru/articles/632468/

 

 

17

Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус

1

http://festival.1september.ru/articles/632468/

 

 

18

Контрольная работа №1 по теме «Координация и регуляция»

1

 

 

Опора и движение (8 часов)

19

Скелет. Строение, состав и соединение костей

1

http://festival.1september.ru/articles/632468/

 

 

20

Скелет головы и туловища

1

http://festival.1september.ru/articles/632468/

 

 

21

Скелет конечностей

1

http://festival.1september.ru/articles/632468/

 

 

22

Первая помощь при повреждение опорно- двигательной системы.

 

1

 

 

23

Мышцы. Работа мышц

Л.Р № 5

1

http://festival.1september.ru/articles/632468/

 

 

24

Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика

1

http://festival.1september.ru/articles/632468/

25

Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека

1

http://festival.1september.ru/articles/632468/

 

 

26

Контрольная работа № 2 по теме «Опора и движение»

1

 

 

Внутренняя среда организма (9 часов)

27

Внутренняя среда организма. Кровь, ее функции. Клетки крови. Плазма крови.

1

http://festival.1september.ru/articles/632468/

 

 

28

Иммунитет

Л.Р. № 6

1

http://festival.1september.ru/articles/632468/

 

 

29

Тканевая совместимость и переливание крови.

Зачет № 4 по теме «Внутренняя среда организма»

1

 

 

Транспорт веществ

1

http://festival.1september.ru/articles/632468/

30

Транспорт веществ. Кровеносная система.

1

http://festival.1september.ru/articles/632468/

31

Круги кровообращения

1

http://festival.1september.ru/articles/632468/

32

Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов

Л.Р. № 7

1

http://festival.1september.ru/articles/632468/

33

Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях

1

http://festival.1september.ru/articles/632468/

34

Внутренняя среда организма», «Транспорт веществ»

1

http://festival.1september.ru/articles/632468/

Дыхание (5 часов)

35

Органы дыхания. Значения дыхания. Строение легких

1

http://festival.1september.ru/articles/632468/

36

Дыхательные движения. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания.

1

http://festival.1september.ru/articles/632468/

37

Заболевания органов дыхания и их профилактика

1

http://festival.1september.ru/articles/632468/

38

Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего

1

http://festival.1september.ru/articles/632468/

39

Зачет № 5 по теме «Дыхание»

1

Пищеварение(6часов)

40

Пища как биологическая основа жизни.

Пищевые продукты и питательные вещества

1

http://festival.1september.ru/articles/632468/

41

Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварение

1

http://festival.1september.ru/articles/632468/

42

Пищеварение в ротовой полости.

Регуляция пищеварения

Л.Р. № 8

1

http://festival.1september.ru/articles/632468/

43

Пищеварение в желудке. Регуляция пищеварения

1

http://festival.1september.ru/articles/632468/

44

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ

1

http://festival.1september.ru/articles/632468/

45

Гигиена питания.

 

1

Обмен веществ и энергии (6часов)

46

Обмен веществ и превращение энергии. Пластический и энергетический обмен

1

http://festival.1september.ru/articles/632468/

47

Обмен белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен

1

http://festival.1september.ru/articles/632468/

48

Витамины и их роль в организме

1

http://festival.1september.ru/articles/632468/

49

Обобщение по темам «Пищеварение»

«Дыхание»

«Обмен веществ»

1

Выделение

1

http://festival.1september.ru/articles/632468/

50

Органы выделения. Строение и функции почек

1

http://festival.1september.ru/articles/632468/

51

Предупреждение заболеваний мочевыделительной системы

1

http://festival.1september.ru/articles/632468/

Покровы тела(4 часа)

52

Покровы тела, строение и функции почек

1

http://festival.1september.ru/articles/632468/

53

Роль кожи в терморегуляции

1

http://festival.1september.ru/articles/632468/

54

Гигиена кожи.

Приемы оказания первой помощи при травмах кожи.

Профилактика заболеваний кожи

1

http://festival.1september.ru/articles/632468/

55

Обобщение по темам: «Выделение»,

«Покровы тела »

1

Размножение и развитие (3часа)

56

Система органов размножения

1

http://festival.1september.ru/articles/632468/

57

Внутриутробное развитие организма.

Развитие после рождения

1

http://festival.1september.ru/articles/632468/

58

Наследственные и врожденные заболевания.

Инфекции передающиеся половым путем

1

http://festival.1september.ru/articles/632468/

Высшая нервная деятельность(7 часов)

59

Поведение человек. Рефлекс- основа нервной деятельности

1

http://festival.1september.ru/articles/632468/

60

Виды рефлекторной деятельности

1

http://festival.1september.ru/articles/632468/

61

Биологические ритмы. Сон и его значение

1

http://festival.1september.ru/articles/632468/

62

Особенности ВНД: познавательные процессы, речь, мышление

1

http://festival.1september.ru/articles/632468/

63

Особенности ВНД: память, эмоции

1

http://festival.1september.ru/articles/632468/

64

Индивидуальные особенности личности

1

http://festival.1september.ru/articles/632468/

65

Контрольная работа №5 по теме «ВНД»

1

Строение и процессы жизнедеятельности организма человека (3 часа)

66

Строение и процессы жизнедеятельности человека

1

http://festival.1september.ru/articles/632468/

67

Итоговая контрольная работа

1

68

Анализ результатов ИКР

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...