Рабочая программа по биологии 10-11 класс
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему
Пояяснительная записка, содержание, календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologii_10-11.docx | 36.62 КБ |
Предварительный просмотр:
10-11 класс
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Рабочая программа составлена на основе:
-Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 г.,
- Программы основного общего образования по биологии для 10-11 классов «Общая биология» авторов В.Б.Захарова, Н.И.Сонина // Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2006.//,
Примерной программы среднего (полного) общего образования. Базовый уровень. /Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007/
-учебного плана МОУ СОШ №3 г. Балашова,
-основной образовательной программы МОУ СОШ №3 г. Балашова.
Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех ступенях образования. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
На изучение биологии на базовом уровне отводится 70 часов, в том числе: в 10 классе – 35 часов, в 11 классе – 35 часов. Согласно действующему Базисному плану рабочая программа для 10-11 классов предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю в 10 классе и 1час в неделю в 11 классе.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (базовый уровень):
- Освоение знаний: о биологических системах (клетка, организм), об истории развития современных представлений о живой природе; о выдающихся открытиях в биологической науке; о роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; о методах научного познания;
- Овладение умениями: обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения: выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
- Воспитание: убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважение к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
- Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для: оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. В основе отбора содержания на базовом уровне лежит также культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. Для формирования современной естественнонаучной картины мира при изучении биологии в графе «Элементы содержания» выделены следующие информационные единицы (компоненты знаний): термины, факты, процессы, объекты, закономерности, законы.
Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практико–ориентированного и личностно-ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Для реализации указанных подходов включенные в программу требования к уровню подготовки сформулированы в деятельностной форме. Приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний по предмету в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы выделены в самостоятельные уроки и подлежат обязательному оцениванию. При выполнении лабораторной работы изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, гербарии, коллекции и т.д..
Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний.
Реализация данной программы осуществляется с использованием разнообразных форм организации учебного процесса, за счет внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. В соответствие с образовательной программой школы используются методы диалога, приемы создания ситуаций коллективного и индивидуального выбора, методы диагностики и взаимодиагностики.
Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Знаком * отмечены требования высокого уровня сложности (предъявляются на выбор учащихся).
СОДЕРЖАНИЕ 10 класс
БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. (1час)
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (3 часа)
Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Биологические системы[1]. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.
Демонстрации
Биологические системы
Уровни организации живой природы
Методы познания живой природы
КЛЕТКА (11 часов)
Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.
Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека.
Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.
Демонстрации
Строение молекулы белка
Строение молекулы ДНК
Строение молекулы РНК
Строение клетки
Строение клеток прокариот и эукариот
Строение вируса
Хромосомы
Характеристика гена
Удвоение молекулы ДНК
Лабораторные и практические работы
Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание
Сравнение строения клеток растений и животных
Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений
ОРГАНИЗМ (19 час)
Организм – единое целое. Многообразие организмов.
Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий.
Размножение – свойство организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.
Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.
Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.
Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.
Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).
Демонстрации
Многообразие организмов
Обмен веществ и превращения энергии в клетке
Фотосинтез
Деление клетки (митоз, мейоз)
Способы бесполого размножения
Половые клетки
Оплодотворение у растений и животных
Индивидуальное развитие организма
Моногибридное скрещивание
Дигибридное скрещивание
Перекрест хромосом
Неполное доминирование
Сцепленное наследование
Наследование, сцепленное с полом
Наследственные болезни человека
Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность
Мутации
Модификационная изменчивость
Центры многообразия и происхождения культурных растений
Искусственный отбор
Гибридизация
Исследования в области биотехнологии
Лабораторные и практические работы
Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства
Составление простейших схем скрещивания
Решение элементарных генетических задач
Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм
Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии
Учебно – тематическое планирование по биологии Класс 10
Количество часов 34
Всего:34
в неделю 1 час.
Плановых контрольных уроков 2,
тестов 5 ч.
№ | Наименование темы | Кол-во часов по теме | Количество контрольных работ | Количество практических работ |
1 | Биология как наука. | 1 |
| |
2 | Глава1. Методы научного познания. | 3 |
| |
3 | Глава 2.Клетка | 11 | 1 | |
4 | Глава 3. Организм. | 19 | 1 |
Календарно-тематическое планирование по биологии 10 класс
№п/п | Тема урока | Д/З | Кол-во часов | Подготовка к итоговой аттестации | Использование ИКТ | Дата | ||
план | факт | |||||||
Введение в общую биологию – 1 ч | ||||||||
1. | Предмет и задачи общей биологии. | с.3-4 | 1 | 3.09 | ||||
Глава1. Биология как наука.Методы научного познания.(3 часа) | ||||||||
2. | Краткая история развития биологии | п.1.1 | 1 | Презентация | 10.09 | |||
3. | Сущность жизни и свойства живого | п.1.2 | 1 | 17.09 | ||||
4. | Уровни организации живой материи. | п.1.3 | 1 | Вып.заданий | 24.09 | |||
Глава 2.Клетка(11часов) | ||||||||
5. | История изучения клетки. Клеточная теория. | п.2.1 | 1 | Вып.заданий | Презентация | 01.10 | ||
6. | Химический состав клетки. | п.2.2 | 1 | 08.10 | ||||
7. | Неорганические вещества клетки. | п.2.3 | 1 | 15.10 | ||||
8. | Органические вещества клетки. Углеводы. Липиды. | п.2.4 | 1 | Вып.заданий | Презентация | 22..10 | ||
9. | Органические вещества клетки. Белки. | п.2.5 | 1 | Вып.заданий | 29.10 | |||
10. | Органические вещества клетки. Нуклеиновые кислоты. | п.2.6 | 1 | 12.11 | ||||
11. | Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды. | п.2.7 | 1 | 19.11 | ||||
12. | Клеточное ядро. Хромосомы. | п.2.8 | 1 | Вып.заданий | 26.11 | |||
13. | Прокариотическая клетка | п.2.9 | 1 | 03.12 | ||||
14. | Реализация наследственной информации в клетке. | п.2.10 | 1 | 10.12 | ||||
15. | Неклеточная форма жизни:вирусы. | п.2.11 | 1 | Презентация | 17.12 | |||
Глава 3. Организм. | ||||||||
16. | Организм-единое целое. Многообразие организмов. | п.3.1 | 1 | Вып.заданий | 26.12 | |||
17. | Обмен веществ и превращение энергии | п.3.2 | 1 | Вып.заданий | ||||
18. | Пластический обмен. Фотосинтез. | П.3.3 | 1 | |||||
19. | Деление клетки.Митоз. | п.3.4 | 1 | |||||
20. | Размножение:бесполое и половое. | п.3.5 | 1 | |||||
21. | Образование половых клеток. Мейоз. | п.3.6 | 1 | |||||
22. | Оплодотворение. | п.3.7 | 1 | |||||
23. | Индивидуальное развитие организма | п.3.8 | 1 | Презентация | ||||
24. | Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье. | п.3.9 | 1 | Вып.заданий | ||||
25. | Генетика-наука о закономерности наследственности и изменчивости. | п.3.10 | 1 | |||||
26. | Моногибридное скрещивание. | п.3.11 | 1 | Презентация | ||||
27. | Дигибридное скрещивание | п.3.12 | 1 | Вып.заданий | Презентация | |||
28. | Хромосомная теория наследственноти. | п.3.13 | 1 | |||||
29. | Современные представления о гене и геноме. | п.3.14 | 1 | Вып.заданий | ||||
30. | Генетика пола | п.3.15 | 1 | Вып.заданий | ||||
31. | Изменчивость: наследственная и ненаследственная. | п.3.16 | 1 | Вып.заданий | ||||
32. | Генетика и здоровье человека. | п.3.17 | 1 | Вып.заданий | ||||
33. | Селекция: основные методы и достижения. | п.3.18 | 1 | Вып.заданий | ||||
34. | Биотехнология: достижения и перспективы развития. | п.3.19 | 1 | |||||
Итоговый урок |
СОДЕРЖАНИЕ 11 класс
ВИД (20 час)
История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс.
Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Происхождение человеческих рас.
Демонстрации
Критерии вида
Популяция – структурная единица вида, единица эволюции
Движущие силы эволюции
Возникновение и многообразие приспособлений у организмов
Образование новых видов в природе
Эволюция растительного мира
Эволюция животного мира
Редкие и исчезающие виды
Формы сохранности ископаемых растений и животных
Движущие силы антропогенеза
Происхождение человека
Происхождение человеческих рас
Лабораторные и практические работы
Описание особей вида по морфологическому критерию
Выявление изменчивости у особей одного вида
Выявление приспособлений у организмов к среде обитания
Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни
Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека
ЭКОСИСТЕМЫ (13 час)
Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества – агроэкосистемы.
Биосфера – глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.
Демонстрации
Экологические факторы и их влияние на организмы
Биологические ритмы
Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз
Ярусность растительного сообщества
Пищевые цепи и сети
Экологическая пирамида
Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме
Экосистема
Агроэкосистема
Биосфера
Круговорот углерода в биосфере
Биоразнообразие
Глобальные экологические проблемы
Последствия деятельности человека в окружающей среде
Биосфера и человек
Заповедники и заказники России
Лабораторные и практические работы
Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности
Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)
Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности
Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)
Решение экологических задач
Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения
Примерные темы экскурсий
Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности школы).
Многообразие сортов растений и пород животных, методы их выведения (селекционная станция, племенная ферма или сельскохозяйственная выставка).
Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы).
Календарно-тематическое планирование по биологии 11 класс
№п/п | Тема урока | Кол-во часов | Подготовка к итоговой аттестации | Использова ние ИКТ | Дата | |
план | факт | |||||
Раздел 4. Вид – 20ч | ||||||
1. | Развитие биологии в додарвинский период. Работы К.Линнея | 1 | 08.09 | |||
2. | Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка. | 1 | 15.09 | |||
3. | Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина. | 1 |
| 22.09 | ||
4. | Эволюционная теория Ч.Дарвина. | 1 | Задания уровня А по теме «Биология как наука» |
| 29.09 | |
5. | Вид. Критерии вида. | 1 | Электронный тест | 06.10 | ||
6. | Популяция как структурная единица вида | 1 | Задания уровня В, С по теме «Биология как наука» | 13.10 | ||
7. | Популяция как единица эволюции | 1 | Задания уровня А по теме «Царство Бактерии. Грибы. Растения» | 20.10 | ||
8. | Факторы эволюции | 1 | 27.10 | |||
9. | Естественный отбор-главная движущая сила эволюции | 1 | Задания уровня В, С по теме «Царство Бактерии. Грибы. Растения» |
| 10.11 | |
10 | Адаптация организма к условиям окружающей среды. | 1 | Задания уровня А по теме «Царство Животные» | Электронный тест | 17.11 | |
11 | Видообразование как результат эволюции | 1 | 24.11 | |||
12 | Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. | 1 | Задания уровня В, С по теме «Царство Животные» | 01.12 | ||
13 | Доказательства эволюции органического мира | 1 |
| 08.12 | ||
14 | Развитие представлений о происхождении жизни на земле. Современные представления о происхождении жизни. | 1 | 15.12 | |||
15 | Контрольная работа | 1 | Задания уровня А по теме «Человек и его здоровье» | 22.12 | ||
16 | Развитие жизни на Земле. | 1 |
| |||
17 | Гипотезы происхождения человека | 1 | Задания уровня В, С по теме «Человек и его здоровье» | |||
18 | Положение человека в системе животного мира. | 1 |
| Электронный тест | ||
19 | Эволюция человека | 1 | ||||
20 | Человеческие расы. | 1 | ||||
Раздел 5. Экосистемы (13часов) | ||||||
21 | Организм и среда. Экологические факторы. | 1 | Задания уровня А по теме «Многообразие живых организмов» | Электронный тест | ||
22 | Абиотические факторы среды | 1 | ||||
23 | Биотические факторы среды | 1 | Задания уровня В, С по теме «Многообразие живых организмов» | |||
24 | Структура экосистем | 1 | ||||
25 | Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистеме | 1 | Задания уровня А по теме «Клетка как биологическая система» | |||
26. | Причины устойчивости и смены экосистем | 1 | Задания уровня В по теме «Клетка как биологическая система | |||
27 | Влияние человека на экосистемы | 1 | Задания уровня С по теме «Клетка как биологическая система» | |||
28 | Биосфера – глобальная экосистема | 1 | Задания уровня С по теме «Клетка как биологическая система» | |||
29 | Роль живых организмов в биосфере. | 1 | Задания уровня А по теме «Организм как биологическая система» | |||
30 | Биосфера и человек | 1 | Задания уровня В по теме «Организм как биологическая система» | |||
31 | Основные экологические проблемы современности | 1 | Задания уровня С по теме «Организм как биологическая система» |
| ||
32 | Пути решения экологических проблем | 1 | Задания по подготовке к ЕГЭ разного уровня | Электронный тест | ||
33 | Зачет «Основы экологии» | 1 | ||||
Итоговый урок |
[1] Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии для 5 класса по учебнику: В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государстве...
Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Сонина. Автор Данилова Наталья Вячеславовна учитель биологии высшей категории МОУ "СОШ №43" г.Саратова
Данная программа составлена с учетом ФГОС. Вней определены личностные, метапредметные и предметный цели изучения курса. Разработанную программу можно использовать при составлении своей рабочей програм...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы. Учитель биологии Архипкина А.П. МОУ Куркинская СОШ №1
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального Государственного стандарта 2004г. Преподавание курса "Общая биология" в 10-11 классе осуществляется по примерной программе для общеобраз...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Константинова В.М. " Биология 7 класс", изд. Вентана -Граф
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (2010 г.), Примерной программы по биологии для основной школы //Примерные программы по учебным предметам...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...