Технологическая карта урока по биологии в 5 классе в соответствии с ФГОС по теме:"Общая характеристика грибов"
учебно-методический материал по биологии (5 класс)
Приводится пример технологической карты урока для 5 класса с основными его этапами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_5klass.docx | 65.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по биологии в 5 классе в соответствии с ФГОС по теме:
«Общая характеристика грибов»
Преподаватель, школа | Тарасова Людмила Леонидовна МБОУ Хмелитская СОШ |
Предмет | Биология |
Класс | 5 |
Дата | 18.01.2019 |
Тип урока | Открытие новых знаний |
Технология построения урока | Информационно-коммуникативная и проблемная технологии |
Тема урока | Общая характеристика грибов. |
Цель урока | Сформировать у учащихся знания о царстве Грибов. |
Задачи урока | Изучить признаки царства Грибов, отличающих их от растений и животных. |
Методы обучения | Эвристический, объяснительно - иллюстративный, словесный, наглядный, проблемного обучения. |
Основные термины, понятия | Царство Грибы, эукариоты, грибница - гифы - мицелий , плодовое тело, сапротрофы, паразиты, симбионты, микология. |
Форма работы | Фронтальная. работа в группах, индивидуальная |
Ресурсы | УМК: Биология 5 класс, В.В. Пасечник; презентация учителя; раздаточный материал (муляжи шляпочных грибов, дрожжи, ацидофильный грибок, заплесневелый кусок хлеба), видео материал в ноутбуках |
Планируемые (ожидаемые) результаты: |
Предметные
Знают отличительные признаки грибов, умеют находить грибы на рисунках в сравнении с
представителями других царств;
Имеют представление о распространении грибов на Земле, особенностях их строения;
Называют примеры значения грибов в природе и в жизни человека; меры профилактики отравления грибами.
Личностные УУД:
- Устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- Определяют общие для всех правила поведения;
- Оценивают усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей); -
формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы;
Регулятивные УУД:
-Определяют и формулируют тему и задачи на уроке с помощью учителя;
- Работают по плану, инструкции;
- Высказывают свое предположение на основе учебного материала;
- Совместно с учителем и одноклассниками дают оценку деятельности на уроке;
Познавательные УУД:
- Ориентируются в учебнике, тетради;
- Находят ответы на вопросы в тексте учебника,
дополнительном материале, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
Коммуникативные УУД:
- Умеют работать в группах, слушать и понимать речь других;
- Умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
-
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД |
Самоопределение к деятельности. Организационный момент | Добрый день, ребята! Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем думать, рассуждать И друг другу помогать. Проверьте, все ли у вас готово к уроку? Настраиваемся на урок и начинаем работу. | Готовятся к уроку, Приветствие учителя. Настраивают себя на работу. | Регулятивные: Волевая саморегуляция, целеполагание. Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. |
Актуализация знаний Постановка проблемного вопроса | Постановка проблемного вопроса Ребята, на урок я принесла волшебную корзину, в ней спрятано то, что сегодня мы будем изучать. Для того, чтобы узнать, что в ней лежит, я предлагаю разгадать загадку. Слайд 4. Под сосною у дорожки Кто стоит среди травы? Ножка есть, но нет сапожек, Шляпка есть - нет головы. О каком представителе идет речь в загадке. Совершенно верно | Слушают учителя. Отгадывают загадку. Находят ключевое слово "Грибы". Отвечают на вопросы. Узнают предмет изучения науки микология. Воспроизводят имеющиеся знания о растениях, животных. Синтезируют имеющиеся знания и применяют их для сравнения. | Познавательные Уметь приводить доказательства фактов. Коммуникативные Уметь оформлять свои мысли в устной форме. |
это гриб. | |||
Итак, тема нашего урока ? (обращение к учащимся)"Грибы". Видеоролик о грибах. | |||
Что вы знаете о них? Где вы с ними встречались? Перечислите названия грибов, которые вы знаете? Изучением грибов занимается особая наука - микология, Эта наука получила свое название от греческого слова МИКОС(гриб). Наука возникла в конце 19 века. | Рассматриваются при помощи презентации разные грибы даются им названия. | ||
Основателем этой науки считается русский ученый Франц Михайлович Каменский. Мир грибов интересен и очень разнообразен. | |||
Ученым | |||
известно около 100 тыс. видов грибов (демонстрация атласа грибов). | |||
Микологи выделяют группы: | |||
-ШЛЯПОЧНЫЕ | |||
- ПЛЕСНЕВЫЕ | |||
- ГРИБЫ - ПАРАЗИТЫ | |||
- ДРОЖЖИ(слайды презентации) | |||
Учитель формулирует проблемный вопрос о том | |||
Почему такие разные грибы относятся к |
одному царству? | |||
Открытие нового знания | А помогут нам найти ответ на данный вопрос 3исследовательские группы. И у нас присутствуют группы наблюдателей и уточняющих, которые будут участвовать в работе. | Ученики работают в группах, выполняют задание учителя. | Познавательные Умение работать с информацией, смысловое чтение. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Регулятивные |
Учитель организует групповую работу с учебником по составлению общей характеристики грибов, консультирует учащихся. Подводит итоги работы, корректирует работу. Предлагает найти ответ на проблемный вопрос. | Умение организовывать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Личностные Осознание ответственности за общее дело. Коммуникативные Умение работы в группе. | ||
Физкультминутка | Пришло время | Ученики | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Коммуникативные Умение работы в группе. |
физкультминутки | выполняют | ||
Дети утром рано встали, | упражнения | ||
За грибами в лес пошли. | |||
(Ходьба на месте.) | |||
Приседали, приседали, | |||
Белый гриб в траве нашли. | |||
(Приседания.) | |||
На пеньке растут опята, | |||
Наклонитесь к ним, |
ребята, Наклоняйся, раз-два- три, И в лукошко набери! (Наклоны.) Вон на дереве орех. Кто подпрыгнет выше всех? (Прыжки.) Если хочешь дотянуться, Надо сильно потянуться. (Потягивания — руки вверх.) Три часа в лесу бродили, Все тропинки исходили. (Ходьба на месте.) | |||
Первичное | Проверка выполнения групповой работы с демонстрацией презентации «Грибы». | Представители | Регулятивные: |
применение знаний | каждой группы | контроль в форме | |
рассказывает о | сличения способа | ||
выполненном | действия и его | ||
задании. | результата с | ||
Остальные | заданным эталоном с | ||
группы слушают | целью обнаружения | ||
и заполняют | отклонений от него; | ||
таблицу. | выделение и | ||
осознание учащимся | |||
того, что уже усвоено | |||
и что еще подлежит | |||
усвоению, | |||
оценивание качества | |||
и уровня усвоения; | |||
Коммуникативные: | |||
постановка вопросов | |||
– инициативное | |||
сотрудничество в | |||
поиске и сборе | |||
информации; | |||
Личностные: имеет |
внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы. | |||
Закрепление изученного материала | Учитель предлагает выполнить тестовую работу.(На специальных бланках) По заданным критериям просит оценить работу. (По кругу передать работы учащихся , взять в руки красную ручку), | Учащиеся отвечают в рабочей тетради Затем оценивают работы по заданным критериям | Познавательные Анализ, синтез, сравнение. Структуирование знаний. Коммуникативные Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
Аргументация своего мнения и позиции. | |||
Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций | |||
Рефлексия | Учитель предлагает слепить снежный ком из знаний, полученных в ходе урока. | Оценивают свою работу. Ответы учащихся строятся на основании слов: | Личностные Способность адекватно судить о причинах своего успеха в изучении биологии. Коммуникативные Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать товарищей. |
Пытаются провести самоанализ своей деятельности на уроке. | Сегодня на уроке: Я узнал Я научился | ||
Выяснить причины затруднений. | Было сложно | ||
Дополните | Было легко | ||
предложение высказав своё мнение | Мне понравилось | ||
об уроке | Не понравилось | ||
Меня удивило | |||
Информация о домашнем задании | Формулирует и поясняет выполнение | Записывают , обсуждают и | Личностные: имеет внутреннюю |
домашнего | выбирают | позицию, адекватную | |
| домашнее задание. | мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы. | |
3) Устное сообщение "Грибы рекордсмены" | Регулятивные: выделение и осознание учащимся | ||
( необычные грибы). | того, что уже усвоено | ||
4) Сочинить сказку с участием грибов. | и что еще подлежит усвоению, оценивание качества | ||
5)Выписать термины в тетрадь. | и уровня усвоения; |
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ
Приложение 1.
Фамилия, имя
Дата
Тема урока
Таблица. Признаки грибов
Царство Грибы | ||
Признаки сходства с растениями | Признаки сходства с животными | Признаки, характерные только для грибов |
|
|
Приложение 2
группа
Внимательно прочитайте текст параграфа 13 на стр.70-73.
Ознакомьтесь со строением шляпочных грибов. Рассмотрите муляж гриба. Выполните лабораторную работу «Строение шляпочного гриба» Инструктивная карта:
- Рассмотрите плодовое тело шляпочного гриба. Найдите пенёк и шляпку.
- Зарисуйте внешнее строение шляпочного гриба.
- Как размножаются грибы? Где образуются споры у шляпочных грибов?
- Как питаются грибы? Какая связь устанавливается между грибами и деревьями?
группа
Внимательно прочитайте текст учебника на стр.73-75 до выращивания грибов. Рассмотрите картинки.
Ответьте на вопросы:
- Какие грибы называют съедобными? Какие съедобные грибы растут в нашей местности? (письменно)
- Какие грибы называют ядовитыми? Назовите известные вам ядовитые грибы. Как их распознать? (письменно)
- Знаешь ли ты правила сбора грибов? Поделись с другими этими правилами.
- Грибами можно отравиться. Какие меры первой помощи вы можете предложить.
группа
Внимательно прочитайте текст параграфа 12учебника. Рассмотрите картинки. Ответьте на вопросы:
- Какую роль играют грибы в природе? (письменно)
- Какую роль играют грибы в жизни человека? (письменно)
- Какие грибы относят к паразитам? (письменно)
- Что стало бы с природой, если бы исчезли грибы и бактерии?
Задание 2. Выполните тест. Выбери один верный ответ.
- Грибы выделяют в отдельное царство потому, что:
а) они неподвижны, но способны к фотосинтезу;
б) они неподвижны и питаются готовыми органическими веществами; в) они не размножаются спорами и не имеют органов;
г) они не имеют органов, но сами создают органические вещества.
- Надземная часть белого гриба называется:
а) грибницей; б) пеньком; в) шляпкой; г) плодовым телом.
- Мухомор и подберёзовик - это
а) шляпочные грибы б) плесневые грибы в) паразитические грибы г) дрожжи
- . Как называется взаимовыгодная связь между грибами и деревьями: а) симбиоз; б) грибокорень; в) грибница;
- К грибам паразитам относится:
а) Подберезовик; б) Гриб-трутовик; в) Опёнок.
- По способу питания грибы похожи на животных, так как:
а) способны к фотосинтезу б) питаются готовыми органическими веществами
в) поглощают пищу путём всасывания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по биологии 5 класс "Царство грибов"
Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Царство грибов"разработаннная по ФГОС 2 поколения...
Презентация к уроку биологии 5 класс в соответсвии с ФГОС по теме "Общая характеристика грибов"
Презентация к уроку биологии 5 класс в соответсвии с ФГОС по теме "Общая характеристика грибов"...
Технологическая карта урока по биологии 5 класс "Шляпочные грибы"
ТК к учебнику В. В. Пасечника...
Технологическая карта урока по физике 7 класс в соответствии с ФГОС "Равнодействующая сила"
Технологическая карта урока по физике 7 класс...
Технологическая карта урока истории в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС
Разработка содержит материалы для проверки домашнего задания и самостоятельной работы на уроке...
Урок в 5-м классе по программе В. В. Пасечника Тема: Общая характеристика грибов\
Иванова Лидия Александровна, учитель биологии – химии МБОУ школы № 8, г. Долгопрудный Ila-67@mail.ruУрок будущего по технологии НФТМ-ТРИЗАннотация. В статье дан конспект урока по теме &laq...
Технологическая карта урока литературы в 5 классе в соответствии с ФГОС ООО на тему: «Л. Н. Толстой. Кавказский пленник»
Технологическая карта урокаПредмет: литератураКласс: 5 Тип урока: урок изучения нового материалаТема: « Л. Н. Толстой. Кавказский пленник» Цель:1. развивать представление о расс...