Тематическое планирование по элективному курсу «Подготовка к ЕГЭ»
календарно-тематическое планирование по биологии (11 класс) на тему
Тематическое планирование по элективному курсу «Подготовка к ЕГЭ»
в 11 классе, лекционный курс (1 ч. в неделю)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_planirovanie_po_elektivnomu_kursu_podgotovka_k_ege.doc | 119.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование по элективному курсу «Подготовка к ЕГЭ»
в 11 классе, лекционный курс (1 ч. в неделю)
четверть | № урока | Дата проведения | Название темы | Домашнее задание | |
Тема 1. «Биология как наука. Методы научного познания» 2 ч. | |||||
I | 1 | Биология - наука о жизни | Структура биологии. Предмет биологии, методы познания. Этапы развития биологии. Методы биологии. Роль биологии в | ||
2 | Многообразие организмов | Клеточные и неклеточные формы жизни. Научная и экологическая классификации организмов. Систематические категории и таксоны. Формы жизни и жизненные формы | |||
Тема 2 «Клетка как биологическая система» 14 ч. | |||||
3 | Современная клеточная теория | Основные положения клеточной теории, её роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Развитие знаний о клетке. Клеточное строение организмов – основа единства органического мира, доказательство родства живой природы. | |||
4. | Многообразие клеток | Строение клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки – основа ее целостности. | |||
5. | Химический состав клетки | Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ, входящих в состав клетки. Роль химических веществ в клетке и организме человека. | |||
6. | Клеточный уровень организации жизни | Биологические мембраны. Строение эукариотической клетки. Мембранные и немембранные органоиды. Органоиды клетки, их структура, назначение в клетке. | |||
7. | Различия в строение клеток разных организмов | Органоиды клеток представителей разных таксонов. Включения клетки, цитоскелет – принципы организации, функции в клетке. | |||
8. | Многообразие форм жизни | Клеточная и неклеточная формы жизни: их организация, роль и место в биосфере; значение для человека, роль и место в биосфере; значение для человека. Разнообразие организмов: одноклеточные и многоклеточные; автотрофы, гетеротрофы. |
II | 9. | Вирусы – неклеточная форма жизни | Вирусы — неклеточные формы жизни. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. | ||
10. | Царство Бактерии. Протисты | Бактерии, их строение, жизнедеятельность, размножение, роль в природе. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями. | |||
11. | Способы передачи генетической информации | Строение ядра. Нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Хромосомы, их строение и функции. Ген – носитель наследственности. Гены прокариот и эукариот. Матричный принцип воспроизведения информации. Комплементарность. Репликация ДНК. Принципы репликации ДНК. Жизненный цикл клетки. Интерфаза. | |||
12. | Способы размножения клетки | Митоз и мейоз. Соматические и половые клетки. Развитие половых клеток у растений и животных. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Оплодотворение. Виды полового процесса. | |||
13. | Обмен веществ и превращение энергии – свойства живых организмов | Энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. | |||
14. | Фотосинтез и его значение | Фотосинтез, его значение, космическая роль. Фазы фотосинтеза. Световые и темновые реакции фотосинтеза, их взаимосвязь. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле | |||
15. | Клетка – генетическая единица живого (клеточный уровень) | Генетическая информация в клетке. Гены, генетический код и его свойства. Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов. Матричный характер реакций биосинтеза. Биосинтез белка и нуклеиновых кислот. | |||
16. | Контрольная работа № 1 «Клетка как биологическая система» | ||||
Тема 3 «Организм как биологическая система» 14 ч. | |||||
17. | Воспроизведение организмов (организменный уровень) | Воспроизведение многоклеточных организмов, его значение. Способы размножения, сходство и различия полового и бесполого размножения. Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение. | |||
18. | Онтогенез - индивидуальное развитие организмов | Онтогенез и присущие ему закономерности. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Причины нарушения развития организмов. | |||
19. | Закономерности наследственности (популяционно-видовой уровень жизни) | Генетика как наука. Методы генетики. Гибридологический метод. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем, их цитологические основы (моно- и дигибридное скрещивание). Взаимодействие генов. | |||
20. | Наследование признаков сцепленных с полом | Законы Т. Моргана: сцепленное наследование признаков, нарушение сцепления генов. Генные карты. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. | |||
21. | Генотип как целостная система | Генотип как целостная система. Генетика человека. Методы изучения генетики человека. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме | |||
22. | Урок практикум « Решение простейших генетических задач» |
III | 23. | Урок практикум « Решение задач по генетике человека» | |||
24. | Закономерности изменчивости(популяционно-видовой уровень жизни) | Изменчивость. Модификационная, мутационная и комбинативная изменчивость признаков организмов. Мутационная и комбинатив-ная изменчивость. Мутации, их виды, причины и последствия. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Генотип и среда. | |||
25. | Значение изменчивости в эволюции | Причины модификационной, мутационной и комбинативной изменчивости. Норма реакции, ее генетические основы. Значение разных форм изменчивости для жизни организма и эволюции. Значение изменчивости в жизни организмов и в эволюции. | |||
26. | Генетика и загрязнения окружающей среды. | Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека, их причины, профилактика. Вредное влияние мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки. Защита среды от загрязнения мутагенами. Выявление источников мутагенов в окружающей среде, оценка возможных последствий их влияния на организм. | |||
IV | 28. | Основы селекции | Селекция, её задачи и практическое значение. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции: учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений; закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Методы выведения новых сортов растений, пород животных, их генетические основы. Чистые линии, гетерозис, полиплоидия, экспериментальный мутагенез. | ||
29. | Биотехнология. Генно-модифицированные продукты. | Биологические основы выращивания культурных растений и домашних животных. Биотехнология, генная и клеточная инженерия, клонирование. Значение биотехнологии для развития селекции, народного хозяйства, охраны природы. Этические аспекты некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленные изменения генома). | |||
30. | Контрольная работа №2 «Организм как биологическая система» | ||||
31. | Репетиционный экзамен в формате ЕГЭ | ||||
32. | Занятие по итогам репетиционного экзамена | ||||
33. | Резервные уроки |
Тематическое планирование по программе профильного изучения курса «Биология»
в 10 классе лекционный курс (1 ч. в неделю)
четверть | № урока | Дата проведения | Название темы | Домашнее задание | |
I | Тема 1. «Система и многообразие органического мира» | ||||
1. | Многообразие организмов. | Значение работ Аристотеля, К. Линнея и Ж-Б. Ламарка. Доказательства эволюции. Принципы научной классификации организмов. Основные систематические категории; их соподчиненность. Сравнительная характеристика организмов, принадлежащих к разным царствам живой природы. | |||
2. | Царство грибы. Лишайники | Грибы и лишайники, их строение, жизнедеятельность и разнообразие. Роль в природе грибов и лишайников. Профилактика грибковых заболеваний. | |||
3. | Многообразие растений. Низшие растения | Систематический обзор царства Растения: мхи, папоротникообразные. Их значение в природе и жизни человека | |||
4. | Многообразие растений. Высшие сосудистые растения. | Голосеменные и покрытосеменные (цветковые). Ткани и органы высших растений. Основные семейства цветковых растений. Значение высших растений в природе и жизни человека. | |||
5. | Многообразие животных. Типы беспозвоночных. | Систематический обзор типов царства Животные. Общая характеристика типов беспозвоночных животных. Кишечнополостные. Плоские черви. Круглые черви. Кольчатые черви. Моллюски. Членистоногие. | |||
6. | Многообразие животных. Хордовые. | Хордовые. Общая характеристика надклассов классов: Рыбы, Четвероногие. Характеристика классов животных: Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие. | |||
7. | Контрольная работа № 1 «Грибы. Лишайники. Растения. Животные» | ||||
Тема 2 «Человек и его здоровье» | |||||
8. | Общий обзор организма на примере человека. Ткани, органы и их системы | Тканевой уровень организации жизни на примере тканей человека. Системы и аппараты органов. Опорно-двигательный аппарат человека. Предупреждение травматизма, приемы оказания первой помощи. | |||
9. | Внутренняя среда организма человека | Кровь и кровообращение. Состав и функции крови. Кроветворение. Роль клеток крови в жизнедеятельности организма. Взаимосвязь систем внутренней среды организма: крови, лимфы и тканевой жидкости. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Системы иммунитета. Виды иммунитета. Клеточный и гуморальный иммунитет. |
II | 10. | Сердечно-сосудистая система | Кровеносная система. Сердце. Работа и регуляция | ||
11. | Метаболические системы организма человека | Системы метаболизма человека: дыхательная, пищеварительная, выделительная системы. Основные процессы: дыхание, пищеварение, выделение. | |||
12. | Обмен веществ в организме человека | Структурно-функциональные единицы органов. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины. | |||
13. | Репродуктивный аппарат человека | Система размножения. Индивидуальное развитие человека. Эмбриональный и постэмбриональный периоды. Репродуктивное здоровье человека. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Личная и общественная гигиена, здоровый образ жизни. | |||
14. | Системы регуляции функций организма (эндокринная система) | Железы внутренней секреции. Эндокринный аппарат. Его роль в общей регуляции функций организма человека. | |||
15. | Системы регуляции функций организма (нервная система) | Нервная система человека. Состав центрального и периферического отделов нервной системы. Вегетативная нервная система. Строение спинного и головного мозга | |||
16. | Органы чувств | Органы чувств, их строение, роль и значение в организме. Анализаторы. | |||
III | 17. | ВНД человека. Организм человека как единое целое | Условные и безусловные рефлексы человека. Учения И. Сеченова и И. Павлова о рефлексах. Высшая нервная деятельность. Учение о ВНД. Сон, его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека. | ||
18. | Контрольная работа №2 «Человек как биологическая система природы» | ||||
Тема 3 «Эволюция живой природы» | |||||
19. | Эволюция представлений о биологическом виде | Представления Карла Линнея о природе и виде. Бинарная номенклатура. Вид, его критерии. Развитие представлений о виде живых существ. | |||
20. | Популяция элементарная форма существования вида | Популяция – форма существования вида. Основные характеристики популяции. Микроэволюция. Образование новых видов. Способы видообразования. | |||
21. | Развитие эволюционных идей в биологии.. СТЭ. | Теория эволюции Ж.-Б. Ламарка. Основные положения теории Ч. Дарвина. Элементарные факторы эволюции. Естественный отбор и его формы. Синтетическая теория эволюции. Элементарные факторы эволюции. Исследования С.С.Четверикова. Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Макроэволюция, её закономерности. Представления об эволюции А.Н.Северцова, И.И.Шмальгаузена. | |||
22. | Макроэволюция | Макроэволюция, её закономерности. Представления об эволюции А.Н.Северцова, И.И.Шмальгаузена. Биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Причины биологического прогресса и регресса. | |||
23. | Эволюция природы Земли | Гипотезы возникновения жизни на Земле. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных. Усложнение живых организмов в процессе эволюции. |
24. | Происхождение человека | Человек как вид, его место в системе органического мира. Гипотезы происхождения человека. Движущие силы и этапы эволюции человека. Человеческие расы, их генетическое родство. Биосоциальная природа человека. Социальная и природная среда, адаптация к ним человека | |||
25. | Контрольная работа № 3 «Эволюция живой природы» | ||||
Тема 4 «Экосистемы и присущие им закономерности» | |||||
26. | Экология организмов и биоценозов. | Экологические факторы. Организм и среда: адаптации живых форм к условиям обитания. Биотические отношения. Цепи питания. Биоценоз, его структура и свойства. Биоценозы и экосистемы Земли. | |||
27. | Биосфера – глобальная экосистема. | Устойчивость, саморазвитие и смена экосистем. Причины устойчивости и смены экосистем. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека. Агроэкосистемы, их основные отличия от природных экосистем. | |||
IV | 28. | Проблемы устойчивого развития биосферы | Учение В.И.Вернадского о биосфере. Живое вещество, его функции. Особенности распределения биомассы на Земле. Биологический круговорот веществ и превращение энергии в биосфере, роль в нем организмов разных царств. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Проблемы устойчивого развития биосферы. | ||
29. | Репетиционный экзамен в формате ЕГЭ | ||||
30. | Занятие по итогам репетиционного экзамена | ||||
31. | Обобщение по курсу «Биология. Живые организмы» | ||||
32-34 | Резервные уроки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по элективному курсу ( ЭКОЛОГИЯ)
1. Календарно - тематическое планирование по элективному курсу экология включает в себя изучение экологических проблем в городе и крае. А так же решение эксперементальных задач по выявлению экологичес...
Тематическое планирование к элективному курсу "Введение в литературоведение"
Тематическое планирование к элективному курсу "Введение в литературоведение"...
Тематическое планирование по элективному курсу "Я выбираю профессию"
классификация профессий,ошибки и затруднения при выборе профессий,профессиональное самоопределение...
Тематическое планирование по элективному курсу «Культура общения» 9 класс
элективный курс в 9 классе...
Тематическое планирование материала элективного курса "История Англии"
тематическое планирование,пояснительная записка,список литературы...
календарно-тематическое планирование занятий элективного курса "Историческая память о Великой Отечественной войне в художественных произведениях"
КТП поможет преподавателю спланировать занятия по курсу "Историческая память о Великой Отечественной войне в художественных произведениях"...
Тематическое планирование к элективному курсу по истории для 8 класса
Курс "Ключи к тайнам истории" для 8 класса...