Рабочая программа по биологии 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Рабочая программа по биологии 5 класс к учебнику В. В Пасечник.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologii_5_klass.docx | 51.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждений
г. Севастополя
«Средняя общеобразовательная школа № 29»
«Рассмотрено» | «Согласовано» | «Рассмотрено» | «Утверждено» |
Руководитель МК | ЗД поУВР | Педагогическим | Директор |
советом | Л.А.Новикова | ||
Протокол № | Протокол № | Приказ № | |
от « »_____ 2014 | от « »_____ 2014 | от « »_____ 2014 | от « »_____ 2014 |
Рабочая программа
по биологии
для 5 класса
уровень базовый
Количество часов в неделю: 1 час в неделю (всего 34 часа)
Срок реализации: 2014 – 2015 учебный год
Составитель: учитель биологии Хоменко Наталья Михайловна
Севастополь
Пояснительная записка.
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках по биологии для 5-6 класса линии учебно-методических комплектов «Линия жизни» под редакцией профессора В.В.Пасечника.
Рабочая программа по биологии составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. Согласно действующему Базисному плану рабочая программа для 6 класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Рабочая программа для 5-х классов включает в себя сведения о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании фитоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и оцениваться по усмотрению учителя.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Учебное содержание курса биологии в 5 классе включает 34 часа, 1 час в неделю.
При составлении рабочей программы учитывались индивидуальные особенности учеников 5-х классов. Поэтому в результате проверки уровня подготовки учеников в 5-А классе используются тестовые задания, биологические диктанты, в 5-Б устные ответы с использованием дополнительной литературы и контрольные работ, а в 5-В работа с учебником, письменный опрос знаний.
Биология является одним из ведущих предметов естественнонаучного цикла в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение в жизни нашего общества, в становлении и развитии личности ребенка. Без неё невозможно обеспечение здорового образа жизни и сохранение окружающей среды – места жизни всего человечества. Однако авторитет биологии в школе, к сожалению, оказывается невелик. Анализ состояния преподавания биологии свидетельствует, что школа не полностью обеспечивает функциональную грамотность учащихся. Часто ответы в учебниках на вопрос «Как?» преобладают над ответами «Почему?», изучение теоретических сведений не подкрепляется связью с практикой, строение живых организмов описывается отдельно от их функционирования и т.п.
Делая попытку найти пути решения указанных проблем, нельзя не учитывать и современные дидактико-психологические тенденции, связанные с вариативным развивающим образованием и требованиями ФГОС. Поэтому в основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования.
А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.
Б. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.
В. Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:
Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях (клеточной, эволюционной), элементарных представлений о наследственности и изменчивости, об экосистемной организации жизни; овладение понятийным аппаратом биологии.
Приобретение опыта использования методов биологической науки для изучения живых организмов и человека: наблюдение за живыми объектами, собственным организмом, описание биологических объектов и процессов; проведение несложных биологических экспериментов с использованием аналоговых и цифровых биологических приборов и инструментов;
Освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдых, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведение наблюдений за состоянием собственного организма.
Формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью, здоровью окружающих; осознания необходимости сохранения биологического разнообразия и природных местообитаний.
Овладение приемами работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, таблиц, схем, фотографий).
Создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению биологических знаний.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, предусмотренного стандартом.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, структурировать материал, давать определения понятиям.
Результаты освоения курса биологии
Изучение биологии в основной школе обуславливает достижение следующих личностных результатов:
1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической принадлежности, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
2. Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, самообразованию и познанию.
3. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
4. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, религии, традициям, ценностям народов России и народов мира.
5. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.
6. Развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения.
7. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8. Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоение правил безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и на дорогах.
9. Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
10. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни.
11. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения биологии в основной школе должны отражать:
1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, формулировать задачи в учебе.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов.
4. Умение правильно оценивать правильность выполнения учебной задачи.
5. Владение основами контроля, самооценки, принятия решения и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
8. Смысловое чтение.
9. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально в группе: находить общее решение, отстаивать сове мнение.
10. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей, потребностей; владение письменной и устной речью.
11. Формирование и развитие компетентности в области использования.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1. Формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека.
2. Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и изменчивости, овладение понятийным аппаратом биологии.
3. Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведение несложных экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде.
4. Формирование основ экологической грамотности.
5. Формирование представлений о значении биологических наук.
6. Освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Рабочая программа по биологии составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
• Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ № 1756-р от 29. 12.2001г.
• Федерального компонента государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по биологии, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г № 1089.
• Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
• Законом Российской Федерации «Об образовании» (статья 7).
• Примерной базовой программы основного общего образования по биологии.
Согласно действующему Базисному плану рабочая программа для 6 класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.
Планирование ориентировано на использование учебника
«Биология» учебник для общеобразовательных учреждений авторов В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, З.Г. Гапонюк. Москва. «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 2014
Актуальность изучения данного курса
Программа соответствует обязательному минимуму содержания для основной школы и требованиям к уровню подготовки.
Курс «Биология. 5-6 классы» отражает основные идеи и содержит предметные темы образовательного стандарта по биологии. Изучение растений, животных, бактерий и грибов с точки зрения их функций в биосфере, как производителей, потребителей и разрушителей органического вещества, продолжается в 6 классе на основе положений об экосистемной организации жизни. Идея системной организации природы на стадии ее формирования связана с идеей эволюции, благодаря чему содержание выстроено в единую целостную систему. Системному построению курса способствует и систематика, позволяющая осмыслить разнообразие жизни как результат эволюции, сконцентрировать внимание школьников на наиболее крупных таксонах, играющих важную роль в природе и жизни человека.
Эколого-эволюционное введение в курсе 6 класса позволяет в дальнейшем раскрыть роль представителей крупных таксонов в конкретных экосистемах.
Обновление содержания образования происходит путем развития и углубления интеграции биологического и гуманитарного знания за счет введения понятий о биологическом разнообразии, взаимодействии природы и общества, связывающих систематику, эволюцию, экологию с проблемой устойчивости биосферы, сохранением и развитием жизни на Земле.
Изучение биологии на этой ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний: о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; методах познания живой природы;
• овладение умениями: применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, выполнять биологические эксперименты;
• развитие: познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
• воспитание: позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе;
• использование приобретенных знаний и умений: в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Предлагаемая система взаимосвязанных биологических курсов направлена на реализацию потенциальных возможностей содержания для раскрытия нравственного аспекта взаимодействия человека и природы, формирования общей и экологической культуры школьника.
Роль предмета
Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В рабочей программе определен перечень лабораторных работ.
Программа знакомит учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности животных, условиями среды их обитания, а также с происхождением представителей различных таксономических единиц.
Межпредметные связи:
• химия
• физика
• география
• изобразительное искусство
• литература
• ИВТ и ИКТ (информационно-коммуникативные технологии).
Особенности организации учебного процесса.
Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.
Для изучения курса «Биологии» применяются классические типы уроков: вводный, урок овладения ЗУН, закрепления ЗУН, комбинированный, повторительно-обобщающий.
Одним из условий формирования образования является – внедрение современных педагогических технологий, в том числе интерактивных и технологии критического мышления. что позволяет достаточно эффективно использовать их в процессе обучения биологии.
Такие уроки организуют процесс приобретения нового опыта и обмен имеющимися, позволяют максимально использовать личностный опыт каждого участника, основываются на атмосфере сотрудничества, уважения мнения каждого, свободного выбора личных решений и самостоятельных исследований.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные примерной программой.
В рабочей программе предусмотрены варианты изучения материала, как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах.
Содержание программы.
Биология. 5 класс (34 часа, 1 час в неделю).
Введение. Биология как наука (6 ч)
Биология – наука о живой природе. Значение биологии.
Методы изучения биологии.
Работа в лаборатории. Лабораторное оборудование.
Разнообразие живой природы. Царства живых организмов.
Среда обитания организмов.
Экскурсия «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных».
Тема 1. Клетка – основа строения и жизнедеятельности организма (8 ч)
Увеличительные приборы.
Химический состав клетки. Неорганические и органические вещества. Строение клетки (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли).
Жизнедеятельность клетки. Раздражимость. Деление клетки.
Лабораторная работа №1 «Рассматривание клеточного строения растений с помощью лупы», «Устройство микроскопа и правила работы с ним».
Лабораторная работа №2 «Строение растительной клетки».
Лабораторная работа №3 «Приготовление препарата пластид в клетках (листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника)».
Тема 2. Многообразие организмов (18 ч)
Классификация организмов. Царства живой природы. Вид.
Строение и многообразие бактерий. Размножение бактерий.
Строение и многообразие грибов. Грибница. Плодовое тело. Съедобные и ядовитые грибы.
Характеристика царства растения. Низшие и высшие растения. Слоевище. Ткань. Орган. Фотосинтез.
Водоросли. Водоросли зеленые, бурые и красные.
Лишайники. Симбиоз.
Высшие споровые растения. Мхи, папоротники, плауны, хвощи.
Семенные растения. Голосеменные растения. Покрытосеменные растения.
Царство животные. Красная книга. Заповедники.
Подцарство одноклеточные животные.
Подцарство многоклеточные животные. Беспозвоночные животные.
Позвоночные животные. Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.
Многообразие живой природы. Охрана природы.
Лабораторная работа №4 «Особенности строения мукора и дрожжей».
Лабораторная работа №5 «Внешнее строение цветкового растения».
Лабораторная работа №6 «Строение амебы».
Учебно - тематический план 2014 - 2015 уч. год
«Биология» 5 класс
№ п/п | Название темы | Количество часов | Контрольные работы | Лабораторные работы | Экскурсии |
Введение | 6 | 1 | |||
1 | Клетка – основа строения и жизнедеятельности организма | 8 | 3 | ||
2 | Многообразие органи змов | 18 | 1 | 3 | |
6 | Резев | 2 | |||
ИТОГО: | 32+2 резерв | 1 | 6 | 1 |
Календарно - тематический план
№ ур | Тема урока. | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Вид контроля | д/з | Дата | |
П | Ф | ||||||||
Введение. Биология как наука (6 ч) | |||||||||
1 | Вводный инструктаж по ОТ. Биология – наука о живой природе. Значение биологии | 1 | Урок изучения новых знаний Урок беседа | Биология. Биосфера | Определяют понятия «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества | Фронтальный | §1 | ||
2 | Методы изучения биологии. | 1 | Комбинированный. | Метод. Наблюдение. Эксперимент. Измерение. | Определяют понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии | Фронтальный | §2 | ||
3 | Работа в лаборатории. Лабораторное оборудование. | 1 | Комбинированный. | Лаборатория. Лабораторное оборудование. | Изучают правила работы в кабинете биологии. Правила работы в лаборатории. | Письменный | §3 | ||
4 | Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. | 1 | Комбинированный. | Царства: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Обмен веществ. Раздражимость. Размножение. | Определяют понятия «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные». Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план параграфа | Фронтальный | §4 | ||
5 | Среда обитания организмов. | 1 | Комбинированный. | Среда обитания: водная, наземно-воздушная, почвенная, организм | Определяют понятия «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу | Письменный (биол. диктант) | §5 | ||
6 | Обобщающий Экскурсия «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных». урок | 1 | Комбинированный. | Тетрадь. Ручка. | Готовят отчет по экскурсии. | Индивидуально-груповой | Конспект. | ||
Клетка – основа строения и жизнедеятельности организма (8 ч) | |||||||||
7 | Увеличительные приборы. Лабораторная работа №1 «Рассматривание клеточного строения растений с помощью лупы», «Устройство микроскопа и правила работы с ним». | 1 | Урок изучения новых знаний с элементами практикума | Лупа. Световой микроскоп. Окуляр. Объектив. | Определяют понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом | Письменный | §6 | ||
8 | Химический состав клетки. Неорганические вещества. | 1 | Комбинированный | Неорганические вещесва. | Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. | Фронтальный | §7 стр.26 | ||
9 | Химический состав клетки. Органические вещества. | Комбинированный | Органические вещества. Углеводы. Белки. Жиры. Нуклеиновые кислоты. | Различать органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставить биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Научиться работать с лабораторным оборудованием. | Фронтальный | §7 до конца | |||
10 | Строение клетки (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли). Лабораторная работа №2 «Строение растительной клетки». | 1 | Урок -практикум | Клеточная мембрана. Цитоплазма. Генетический аппарат. Ядро. Хромосомы. Пластиды. Вакуоли | Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Отрабатывают умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом. Зарисовывают и подписывают увиденные части клеток. Оформляют результаты в таблице. Делают выводы. | Письменный. Самоконтроль. Беседа. | §8 | ||
11 | Особенности строения клеток. Пласти Лабораторная работа №3 «Приготовление препарата пластид в клетках (листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника)». ды. | 1 | Комбинированный урок практикум | Плоды томатов, шиповника, микроскоп.. | Развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Освоение приемов исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования. Выделение существенных признаков процессов жизнедеятельности клетки. Ставить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объяснять их результаты. Готовить микропрепараты и работать с микроскопом. Готовят МП, наблюдают, зарисовывают, записывают выводы. Закладывают опыты. | Письменный. Проверка Л/Р. Самоконтроль | Конспект учить | ||
12 | Жизнедеятельность клетки: рост, развитие. | 1 | Комбинтрованный | Жизнедеятельность клетки (питание, дыхание, транспорт веществ, выделение). Раздражимость, движение цитоплазмы. | Овладение интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.). Развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью. | Фронтальная беседа | §9 | ||
13 | Ткани растений | 1 | Комбинтрованный | Ткань. Растительные ткани: образовательные, покровные, механические, проводящие, запасающие и основные | Формирование умения сравнивать растительные и животные ткани, анализировать информацию и делать выводы о чертах их сходства и различия. Формирование умения работать с различными источниками информации (учебник, ЭОР, микропрепараты) при изучении клетки и тканей живых организмов. Умение различать на таблицах клетки животных и растений, их органоиды, животные и растительные ткани; дальнейшее развитие навыков работы с МК при рассматривании микропрепаратов. | Фронтальная беседа | Учить конспект | ||
14 | Единство живого. Сравнение строения клеток различных организмов. | 1 | Комбинтрованный | Рассматривание препаратов растительных и животных клеток. Единый план строения клеток. | Сравнивать строение клеток разных организмов. Формировать представления о единстве живого. | Тестовый контроль | Проработать текст «выводы к главе 1» с. 40 учебника | ||
Многообразие организмов (18 ч) | |||||||||
15 | Классификация организмов. | 1 | Урок изучения новых знаний | Царства живой природы. Вид. Классификация. | Определяют понятия, сравнивают организмы разных царств, составляют план параграфа | Фронтальная беседа. | §10 | ||
16 | Строение и многообразие бактерий. | 1 | Комбинированный | Бактерии гниения. Почвенные бактерии. Болезнетворные бактерии. | Выделяют существенные признаки бактерий, зарисовывают формы клеток бактерий, составляют схему «Питание бактерий», готовят сообщения о роли бактерий. Делают сообщения. Определяют понятия. Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека. | Самоконтроль, взаимоконтроль в гру Биологический диктант.ппах. | §11 | ||
17 | Роль бактерий в природе и жизни человека. | 1 | Комбинированный | Роль бактерий в круговороте веществ в природе и жизни человека. | Объяснять роль бактерий в природе и жизни человека. Подбирать и систематизировать информацию, строить поисковый запрос по изучаемой теме. Представлять информацию в виде сообщений и презентаций. | Фронтальный | Учить конспект | ||
18 | Строение и многообразие грибов. Грибы съедобные и ядовитые. | 1 | Урок изучения новых знаний | Грибница. Плодовое тело. Съедобные и ядовитые грибы. | Находят общие черты строения и жизнедеятельности грибов, выделяя существенное, зарисовывают схему строения гифов, определяют понятия, работают с учебником. | Письменный | §12, конспект | ||
19 | Плесневые грибы и дрожжи Лабораторная работа №4 «Особенности строения мукора и дрожжей». | 1 | Комбинированный с элементами практикума | Микроскоп. Дрожжи. Мукор. | Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением, оформляют отчёт о работе. | Письменный. Проверка л/р | Учить конспект | ||
20 | Характеристика царства растения. | 1 | Урок изучения новых знаний | Низшие и высшие растения. Слоевище. Ткань. Орган. Фотосинтез. | Определяют понятия «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом». Выделяют существенные признаки растений. Выявляют на живых объектах и таблицах низших и высших растений наиболее распространённых растений, опасных для человека растений. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием | Фронтальный | §13 | ||
21 | Водоросли | 1 | Комбинированный | Низшие растения. Водоросли зеленые, бурые и красные. | Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. Готовят микропрепараты и работают с микроскопом Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей | Фронтальный | §14 | ||
22 | Лишайники | 1 | Комбинированный | Лишайники: кустистые, листоватые, накипные. Симбиоз. | Умение находить лишайники в природе, различать накипные, листоватые и кустистые лишайники овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты. | Биологический диктант, игра «Найди ошибки». | §15 | ||
23 | Высшие споровые растения. Мхи, папоротники, плауны, хвощи. | 1 | Комбинированный | Мхи, папоротники, плауны, хвощи. | Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека | Фронтальный | §16 | ||
24 | Семенные растения. Голосеменные растения. | 1 | Урок изучения новых знаний | Голосеменные растения. Шишки. | Выделяют существенные признаков голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека. | Фронтальный | §17 конспект | ||
25 | Покрытосеменные растения. Лабораторная работа №5 «Внешнее строение цветкового растения». | 1 | Комбинированный с элементами практикума | Покрытосеменные растения. Таблица. Гербарные образцы. | Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека | Письменный. Проверка л/р | §17 конспект | ||
26 | Общая характеристика царства Животные. | 1 | Урок изучения новых знаний | Царство животные. Красная книга. Заповедники, Животный мир. | Определяют понятия: «животный мир», «Красная книга», «заповедник. Работают с учебником и дополнительной литературой, готовят сообщения о животных, находящихся под угрозой исчезновения. | Индивидуальный. | §18 | ||
27 | Подцарство одноклеточные Лабораторная работа №6 «Строение амебы». | 1 | Комбинированный с элементами практикума | Одноклеточные животные. Амебоидное движение. | Определяют понятия: «простейшие». Сравнивают простейших с растениями. Знакомятся с многообразием простейших, особенностями их строения и значением в природе и жизни человека. Выполняют самостоятельные наблюдения за простейшими в культурах. Оформляют отчёт, включающий ход наблюдений и выводы | Письменный | §19 | ||
28 | Подцарство многоклеточные животные. Беспозвоночные животные | 1 | Комбинированный | Многоклеточные животные. Беспозвоночные животные | Определяют понятия: «многоклеточные», «беспозвоночные животные». Работают с учебником. Сравнивают многоклеточные с простейшии. Знакомятся с многообразием беспозвоночных животных, особенностями их строения и значением в природе и жизни человека. Составляют план-конспект текста параграфа. | Фронтальный | §20 | ||
29 | Холоднокровные позвоночные животные | 1 | Комбинированный | Позвоночные животные. Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся | Определяют понятия: «позвоночные животные». Работают с учебником. Знакомятся с многообразием позвоночных животных, особенностями их строения и значением в природе и жизни человека. Изучают текст учебника. Работают с дополнительной литературой. Используют интернет-источники. Готовят сообщение одной из групп позвоночных животных. | Групповой. | §21 стр.80-81 | ||
30 | Теплокровные позвоночные животные. | 1 | Комбинированный | Теплокровные позвоночные животные. Особенности их строения. Птицы. Млекопитающие. | Различать на живых объектах и таблицах позвоночных животных, в том числе опасных для человека. Сравнивать представителей холоднокровных позвоночных животных, делать выводы на основе сравнения. Объяснять роль птиц, млекопитающих в природе и жизни человека. | Групповой | §21 до конца | ||
31 | Многообразие живой природы. Охрана природы. | 1 | Урок -беседа | Красная книга. Охрани природы. | организовать ценностно-ориенти-рованную деятельность учащихся для обобщения полученных знаний, умений, отношений, творческой деятельности; продолжить формирование умений планировать и выполнять учебное проектное задание; развивать коммуникативные способности | Индивидуально-груповой (тесты) | Повт. §20-22 | ||
32 | Обобщающий урок | 1 | Комбинированный | Многообразие живых организмов и их среды обитания. Охрана природы. | Находить информацию о живой природе в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, систематизировать, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы подачи в другую. Представлять информацию в виде сообщений и презентаций. Осуществлять сотрудничество друг с другом, с учителем и другими участниками проекта. Аргументированно отстаивать свою точку зрения. | Контр. работа | |||
33 | Резервное время. | 1 | Повторение. | ||||||
34 | Резервное время. | 1 | Повторение. |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
Учащиеся должны знать/понимать:
• основные характеристики методов научного познания и их роль в изучении природы;
• принципы современной классификации живой природы;
• основные характеристики царств живой природы;
• клеточное строение живых организмов;
• основные свойства живых организмов;
• типы взаимоотношений организмов, обитающих совместно;
• приспособления организмов к обитанию в различных средах, возникающих под действием экологических факторов;
• правила поведения в природе;
• какое влияние оказывает человек на природу.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться лабораторным оборудованием;
• работать с различными типами справочных изданий, создавать коллекции, готовить сообщения и презентации;
• проводить наблюдения и описания природных объектов;
• составлять план простейшего исследования;
• сравнивать особенности строения и жизнедеятельности представителей различных царств живой природы;
• давать объяснение особенностям строения и жизнедеятельности организмов в связи со средой их обитания;
• составлять цепи питания в природных сообществах;
• распознавать растения и животных Республики Крым занесенных в Красную книгу.
Данная программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) второго поколения.
Требования к результатам освоения учебного курса учащимися.
Изучение биологии в 5 классе обуславливает достижение следующих личностных результатов:
1) формирование ответственного отношения к обучению;
2)формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программы;
3) развитие навыков обучения;
4)формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома;
5)формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями и посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности;
6) осознание значения семьи в жизни человека;
7)уважительное и заботливое отношение к старшим и младшим товарищам.
Метапредметные результаты освоения биологии в 5 классе должны отражать:
1)организовывать свою учебную деятельность;
2)планировать свою деятельность под руководством учителя (родителей);
3)составлять план работы;
4)участвовать в групповой работе (малая группа, класс);
5)осуществлять поиск дополнительной информации;
6)работать с текстом параграфа и его компонентами;
7)составлять план ответа;
8)составлять вопросы к тексту, разбивать его на отдельные смысловые части, делать подзаголовки;
9)узнавать изучаемые объекты на таблицах;
10)оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников.
Предметными результатами освоения учащимися 5 класса программы по биологии являются:
1) определять и показывать на таблицах органы и системы, составляющие организмы растений и животных;
2)объяснять сущность основных процессов жизнедеятельности организмов;
3)обосновывать взаимосвязь процессов жизнедеятельности между собой;
4)сравнивать процессы жизнедеятельности различных организмов;
5)наблюдать за биологическими процессами, описывать их, делать выводы;
6)исследовать строение отдельных органов организмов;
7)фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц;
8)соблюдать правила поведения в кабинете биологии.
Методическая система достижения цели:
Формы промежуточной итоговой аттестации:
- устные ответы,
- тематические сообщения,
- самостоятельные работы,
- контрольные работы,
- тесты,
- зачётно-обобщающие уроки.
Оценка устных ответов учащихся
Отметка "5":
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
6) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2) или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3) опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4) допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1) не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2) или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3) или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4) допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
- выполнил работу без ошибок и недочетов;
- . допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.
Перечень учебно-методического обеспечения
Учебно-методический комплекс биологии как учебной дисциплины включает комплекты документов:
- нормативно-инструктивное обеспечение преподавания учебной дисциплины «Биология»;
- программно-методическое и дидактическое обеспечение учебного предмета;
- материально-техническое обеспечение преподавания предмета.
Основные нормативные документы, определяющие структуру и содержание учебного предмета «Биология»:
- Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии (приказ МО России №1089 от 5 марта 2004 г.);
- Типовые учебные программы курса биологии для общеобразовательных учреждений соответствующего профиля обучения, допущенные или рекомендованные МО и Н РФ;
- Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии;
- Перечень учебного оборудования по биологии для средней школы;
- Инструктивно-методические письма «О преподавании учебной дисциплины в общеобразовательных учреждениях области»;
-Методические рекомендации по использованию регионального компонента содержания биологического образования.
Программно-методическое и дидактическое обеспечение преподавания биологии.
Программа учебной дисциплины является системообразующим компонентом УМК.
Остальные элементы носят в нем подчиненный характер и создаются в соответствии с программой.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Биология. 5-6 классы. Авторов: В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, З.Г. Гапонюм М. «Просвещение», 2014 г.
Основная и дополнительная литература
1. Биология. 5-6 классы. Авторов: В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, З.Г. Гапонюм М. «Просвещение», 2014 г.
Задания, используемые в качестве измерителей, содержатся в следующих источниках:
1.Вахрушев А.А., Ловягин С.Н., Раутиан А.С. Биология. Обо всём живом. Учебник для 5-го класса.
Литература для учителя:
1. В. В. Пасечник. Биология. Растения, грибы, бактерии. 5 класс.
Ловягин С.Н., Вахрушев А.А., Раутиан А.С. Задачник-практикум к учебнику «Биология». 5 класс
Литература для учащихся:
1. Энциклопедия для детей. Т. 3. География. Гл. ред. М. Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 2001.
2. Энциклопедия для детей. Т. 4. Геология. Гл. ред. М. Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 2001.
3. «Я познаю мир: детская энциклопедия» под редакцией Е. М. Ивановой, 2000;
4. «Энциклопедия для детей. Биология» под редакцией М. Д. Аксеновой, 2000; – М.: Аванта +, 2001.
5. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. М.: Дрофа, 2003.
6. Верзилин Н.М. Путешествие с домашними растениями. М.: Детская литература, 1965.
7. Дмитриев Ю. О природе для больших и маленьких. М.: Педагогика, 1982
Интернет-ресурсы
www.it-n.ru,
www.zavuch.info
www.1september.ru,
http://school-collection.edu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...