Рабочая программа по биологии 10 класс
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему
Развернутое тематическое планирование с пояснительной запиской
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya10_kl._rabochaya_programma.docx | 47.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по биологии для 10 класса
на2013-2014 учебный год
Учитель химии и биологии:
Семенеко Лариса Ивановна
Рабочая программа по биологии
10 класс
(2 часа в неделю, 68 часов за год)
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе примерной программы по биологии для основной школы и на основе оригинальной авторской программы под руководством В.В. Пасечника.
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 10 классе средней общеобразовательной школы по учебнику: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов,В.В. Пасечник. Биология. Общая биология. 10-11 классы.«Дрофа», 2009. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080. Учебник имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации».
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для среднего (полного) общего образования программа рассчитана на преподавание курса биологии в 10 классе в объеме 1 час в неделю. В соответствии с учебным планом МБОУ «Валуецкая СОШ», из компонента общеобразовательного учреждения добавлен 1 час. Данная программа рассчитана на преподавание курса биологии в 10 классе в объеме 2 часа в неделю.
Количество контрольных работ за год – 4
Количество зачетов за год – 2
Количество лабораторных работ за год – 8
Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы; цели изучения курса; годовой календарный график текущего контроля; структуру курса; перечень лабораторных работ; перечень проверочных работ по модулям; календарно-тематическое планирование; требования к уровню подготовки учащихся 10 класса; информационно – методическое обеспечение, критерии оценивания.
Измерители – контрольные и проверочные работы составлены по материалам технологии ЕГЭ, с использованием:
1. Методическое пособие «Поурочные тесты и задания» Г.И. Лернер. Москва. ЭКСМО. 2009.
2. «Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся к ЕГЭ». Интеллект-центр 2011.
3. Готовимся к ЕГЭ. Биология/Общая биология. – М.: Дрофа, 2011. -254с.
2. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
- Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 02.02.2011) "Об образовании".
- Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.
- Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ ОТ 05.03.2004 № 1089). Стандарт основного общего образования по химии.
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080.
- Примерные программы по биологии, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами 2004 г.
- Областной закон «Об образовании в Ростовской области».
- Биология 5 -11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2010.
3. Цели изучения курса
Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о биологических системах (клетка, организм); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез в ходе работы с различными источниками информации;
- воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни дляоценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний.
4. Годовой календарный график текущего контроля по биологии
на 2013-2014 учебный год
10 класс,
№ | Раздел (тема) курса | Кол-во часов | Сроки изучения | Контрольная работа, дата проведения | Лабораторная работа, дата проведения |
1. | Биология как наука. Методы научного познания. | 5 | Зачет № 1 | ||
2. | Клетка. *Химическая организация клетки. *Клетка – структурная единица живого. *Обмен веществ и энергии в клетке. | 30 | К.р. № 1 К.р. № 2 К.р. № 3 | Л.р. № 1 Л.р. № 2 Л.р. № 3 | |
3. | Организм. | 10 | Зачет № 2 | Л.р. № 4 | |
4. | Основы генетики. | 16 | К.р. № 4 | Л.р. № 5 Л.р. № 6 Л.р. № 7 | |
5. | Генетика человека. | 4 | Л.р. № 8 | ||
6. | Повторение | 3 |
5. Структура курса
№ | Модуль (глава) | Количество часов |
1. | Биология как наука. Методы научного познания. | 5 |
2. | Клетка. | 30 |
3. | Организм. | 10 |
4. | Основы генетики. | 16 |
5. | Генетика человека. | 4 |
6. | Повторение | 3 |
Итого | 68 |
6. Перечень лабораторных работ
№ | Тема |
1. | Лабораторная работа № 1. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание. |
2. | Лабораторная работа № 2.Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. |
3. | Лабораторная работа № 3.Сравнение строения клеток растений и животных. |
4. | Лабораторная работа № 4. Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства. |
5. | Лабораторная работа № 5. Составление простейших схем скрещивания. |
6. | Лабораторная работа № 6. Решение элементарных генетических задач. |
7. | Лабораторная работа № 7. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм. |
8. | Лабораторная работа № 8. Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии. |
7. Перечень проверочных работ по модулям
№ | Тема | Вид проверки |
1. | Биология как наука. Методы научного познания. | Зачет № 1 |
2. | Химическая организация клетки. | Контрольная работа № 1 |
3. | Клетка – структурная единица живого. | Контрольная работа № 2 |
4. | Обмен веществ и энергии в клетке. | Контрольная работа № 3 |
5. | Организм. | Зачет № 2 |
6. | Основы генетики. | Контрольная работа № 4 |
8. Календарно – тематическое планирование
Дата | № урока | Тема | Содержание и формы контроля | д/з | ||
Основные понятия | к/р л/р | |||||
Модуль 1. Биология как наука. Методы научного познания – 5 часов | ||||||
1. (1) | Краткая история развития биологии. | §1 | ||||
2. (2) | Методы исследования в биологии. | Основные методы исследования | § 2 | |||
3. (3) | Сущность жизни и свойства живого. | Свойства живого | § 3 | |||
4. (4) | Уровни организации живой материи. | Уровни организации жизни | § 4 | |||
5. (5) | Зачет № 1 по теме: «Биология как наука. Методы научного познания». | + | ||||
Модуль 2. Клетка – 30 часов | ||||||
1. (6) | Методы цитологии. Клеточная теория. | Основные положения клеточной теории | § 5 | |||
2. (7) | Особенности химического состава клетки. | Орг. в-ва. неорганические вещества, вода | § 6 | |||
3. (8) | Вода и её роль в жизнедеятельности клетки. | Свойства воды | § 7 | |||
4. (9) | Минеральные вещества и их роль в клетке. | Минеральные вещества | § 8 | |||
5. (10) | Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки. | Моносахариды. Полисахариды. | § 9 | |||
6. (11) | Липиды и их роль в жизнедеятельности клетки. | Липиды их классификация | § 10 | |||
7. (12) | Строение белков. | Первичная вторичная третичная четвертичная структура | § 11 | |||
8. (13) | Функции белков. | Основные функции белков | § 11 | |||
9. (14) | Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки. | ДНК ,РНК нуклеотиды | § 12 | |||
10. (15) | АТФ и другие органические соединения клетки. | Строение АТФ | § 13 | |||
11. (16) | Повторение по теме: «Химическая организация клетки» | |||||
12. (17) | Контрольная работа № 1. «Химическая организация клетки». | + | ||||
13. (18) | Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро. Лабораторная работа № 1. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание. | + | § 14 | |||
14. (19) | Строение клетки. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы. | Основные органоиды клетки | § 15 | |||
15. (20) | Строение клетки. Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи. Лизосомы. | Эндоплазматическая сеть .комплекс Гольджи. лизосомы | § 16 | |||
16. (21) | Строение клетки. Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения.Лабораторная работа № 2. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. | Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения | + | § 17 | ||
17. (22) | Сходство и различия в строении прокариотических и эукариотических клеток. | Сходство в строении клеток прокариот и эукариот | § 18 | |||
18. (23) | Сходство и различия в строении клеток растений, животных, грибов. Лабораторная работа № 3. Сравнение строения клеток растений и животных. | + | § 19 | |||
19. (24) | Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги. | Вирусы. Бактериофаги. | § 20 | |||
20. (25) | Контрольная работа № 2 по теме: «Клетка – структурная единица живого». | + | ||||
21. (26) | Обмен веществ и энергии в клетке. | Метаболизм. | § 21 | |||
22. (27) | Энергетический обмен в клетке. | Этапы энергетического обмена | § 22 | |||
23. (28) | Питание в клетке. | Автотрофы. гетеротрофы | § 23 | |||
24. (29) | Автотрофное питание. Фотосинтез. | Световая .темновая фазы фотосинтеза | § 24 | |||
25. (30) | Автотрофное питание. Хемосинтез. | хемотрофы | § 25 | |||
26. (31) | Генетический код. Транскрипция. | Генетический код. и рнк .принцип комплементарности | § 26 | |||
27. (32) | Синтез белков в клетке. | Т-рнк. аминокислоты | § 26 | |||
28. (33) | Регуляция транскрипции и трансляции в клетке. | Транскрипция.трансляция | § 27 | |||
29. (34) | Повторение по теме: «Обмен веществ и энергии в клетке». | |||||
30. (35) | Контрольная работа № 3. «Обмен веществ и энергии в клетке». | + | ||||
Модуль3.Организм– 11 часов | ||||||
1. (36) | Жизненный цикл клетки. | Интерфаза. профаза. метафаза. Анафаза телофаза | § 28 | |||
2. (37) | Митоз. Амитоз. | Митоз. амитоз | § 29 | |||
3. (38) | Мейоз. | Мейоз. гаметы | § 30 | |||
4. (39) | Формы размножения организмов. Бесполое размножение. | Бесполое размножение | § 31 | |||
5. (40) | Половое размножение. | Половое размножение | § 32 | |||
6. (41) | Развитие половых клеток. | гаметогенез | § 33 | |||
7. (42) | Оплодотворение. | оплодотворение | § 34 | |||
8. (43) | Онтогенез – индивидуальное развитие организма. | онтогенез | § 35 | |||
9. (44) | Индивидуальное развитие. Эмбриональный период. Лабораторная работа № 4. Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства. | + | § 36 | |||
10. (45) | Постэмбриональный период. | Прямое. непрямое развитие | § 37 | |||
11. (46) | Зачет № 2 «Размножение и индивидуальное развитие организмов». | + | ||||
Модуль4.Основы генетики – 17 часов | ||||||
1. (47) | История развития генетики. Гибридологический метод. | Мендель гибридологический метод | § 38 | |||
2. (48) | Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание. | Законы Менделя. моногибридное скрещивание | § 39 | |||
3. (49) | Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. | Анализирующее скрещивание | § 40 | |||
4. (50) | Лабораторная работа № 5. Составление простейших схем скрещивания. | + | по тетр. | |||
5. (51) | Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. | Дигибридное скрещивание | § 41 | |||
6. (52) | Лабораторная работа № 6. Решение элементарных генетических задач. | + | по тетр | |||
7. (53) | Хромосомная теория наследственности. | Закон Моргана | § 42 | |||
8. (54) | Взаимодействие неаллельных генов. | Взаимодействие неаллельных генов. | § 43 | |||
9. (55) | Решение генетических задач. | по тетр | ||||
10. (56) | Цитоплазматическая наследственность. | Цитоплазматическая наследственность. | § 44 | |||
11. (57) | Генетическое определение пола. | Генетика пола | § 45 | |||
12. (58) | Решение генетических задач. | по тетр | ||||
13. (59) | Изменчивость. | Виды изменчивости | § 46 | |||
14. (60) | Виды мутаций. | Виды мутаций | § 47 | |||
15. (61) | Причины мутаций. Соматические и генеративные мутации. Лабораторная работа № 7. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм. | + | § 48 | |||
16. (62) | Обобщение по теме «Основы генетики». | |||||
17. (63) | Контрольная работа № 4 «Основы генетики». | + | ||||
Модуль5. Генетика человека – 7 часов | ||||||
1. (64) | Методы исследования генетики человека. | Методы исследования генетики человека | § 49 | |||
2. (65) | Генетика и здоровье. | § 50 | ||||
3. (66) | Проблемы генетической безопасности. Лабораторная работа № 8. Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии. | + | § 51 | |||
4. (67) | Составление родословной. | Схемы родословных | ||||
5. (68) | Генетический прогноз и медико-генетические консультации, их практическое значение. | Генетика и медицина | ||||
6. (69) | Решение генетических задач. | |||||
7. (70) | Повторение по теме: «Генетика человека». |
9. Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен:
знать/ понимать
- основные положения биологических теорий (клеточная); сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
- строение биологических объектов: клетки, генов и хромосом;
- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение;
- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формировании современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; причины наследственных заболеваний, мутаций;
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;
- выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно);
- сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы), зародыши человека и других млекопитающих, процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
10. Информационно – методическое обеспечение
Основная литература:
- Биология 5 -11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2010
- А.А. Каменский, Е.А. Криксунов,В.В. Пасечник. Биология. Общая биология. 10-11 классы. «Дрофа», 2009.
- Методическое пособие «Поурочные тесты и задания» Г.И. Лернер. Москва. ЭКСМО, 2009.
- Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника «Биология. Общая биология. 10-11 классы»/ Т.А. Козлова – М.: Издательство «Экзамен»,2008. – 286с.
- Биология. 10 класс: поурочные планы. – Волгоград6 Учитель, 2009. – 351с.
Дополнительная литература:
- «Учебно – тренировочные материалы для подготовки учащихся к ЕГЭ». Интеллект – центр, 2008.
- Мухамеджанов И.Р. «Тесты, задачи»: 10 – 11 классы. М.: ВАКО, 2006-09-07
- П.Н. Ермаков, Ю.В. Щербатых. Биология в вопросах и ответах. – Ростов н/Д.: Изд-во Рост.ун-та, 1993. – 240с.
- Р.Г. Заяц и др. Биология для абитуриентов: вопросы, ответы, тесты, задачи. – Минск: Юнипресс, 2007. – 816с.
- Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание).
- «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии В.В. Пасечника) (http://school-collection.edu.ru/).
- www.bio.1september.ru– газета «Биология» -приложение к «1 сентября».
- http://bio.1september.ru/urok/ -Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в газете "Биология". Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету "Биология".
6. www.bio.nature.ru – научные новости биологии
7.www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
8. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
- http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию. Может быть рекомендован учащимся для самостоятельной работы.
- http://djvu-inf.narod.ru/- электронная библиотека
- http://biology.ru/index.php - Сайт является Интернет – версией учебного курса на компакт-диске "Открытая Биология
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...