Рабочая программа по биологии 10 класс
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему

Семенеко Лариса Ивановна

Развернутое тематическое планирование с пояснительной запиской

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya10_kl._rabochaya_programma.docx47.47 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по биологии для 10 класса

на2013-2014 учебный год                                                    

Учитель химии и биологии:

                                Семенеко Лариса Ивановна

Рабочая программа по биологии

10 класс

(2 часа в неделю, 68 часов за год)

1. Пояснительная записка

 Рабочая программа по биологии составлена на основе  федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе примерной программы по биологии для основной школы и на основе оригинальной авторской программы под руководством В.В. Пасечника.

   Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 10 классе  средней  общеобразовательной  школы  по  учебнику: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов,В.В. Пасечник. Биология. Общая биология. 10-11 классы.«Дрофа», 2009. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080. Учебник имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации».

  В соответствии с  федеральным  базисным  учебным  планом  для среднего (полного)   общего  образования  программа рассчитана на преподавание курса биологии в 10 классе в объеме 1 час в неделю. В соответствии с учебным планом МБОУ «Валуецкая СОШ», из компонента общеобразовательного учреждения добавлен 1 час. Данная программа рассчитана на преподавание курса биологии в 10 классе в объеме 2 часа в неделю.

Количество контрольных работ за год – 4

        Количество зачетов за год – 2

        Количество лабораторных работ за год – 8

Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы; цели изучения курса; годовой календарный график текущего контроля; структуру  курса; перечень лабораторных работ; перечень проверочных работ по модулям; календарно-тематическое планирование; требования к уровню подготовки учащихся 10 класса; информационно – методическое обеспечение, критерии оценивания.

 Измерители – контрольные и проверочные работы составлены по материалам технологии ЕГЭ, с использованием:

1. Методическое пособие «Поурочные тесты и задания» Г.И. Лернер. Москва. ЭКСМО. 2009.

2. «Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся к ЕГЭ». Интеллект-центр 2011.

3. Готовимся к ЕГЭ. Биология/Общая биология. – М.: Дрофа, 2011. -254с.

2. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы

  1. Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 02.02.2011) "Об образовании".
  2.  Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.
  3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10   «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.
  4. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).
  5. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ ОТ 05.03.2004 № 1089). Стандарт основного общего образования по химии.  
  6. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080.
  7. Примерные программы по биологии, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами 2004 г.
  8. Областной закон «Об образовании в Ростовской области».
  9. Биология 5 -11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2010.

3. Цели изучения курса

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; находить и анализировать информацию о живых объектах;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез в ходе работы  с различными источниками информации;
  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни дляоценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний.

4. Годовой календарный график текущего контроля по биологии

на 2013-2014 учебный год

10 класс,

Раздел (тема) курса

Кол-во часов

Сроки изучения

Контрольная работа, дата проведения

Лабораторная работа, дата проведения

1.

Биология как наука. Методы научного познания.

5

Зачет № 1

2.

Клетка.

*Химическая организация клетки.

*Клетка – структурная единица живого.

*Обмен веществ и энергии в клетке.

30

К.р. № 1

К.р. № 2

К.р. № 3

Л.р. № 1

Л.р. № 2

Л.р. № 3

3.

Организм.

10

Зачет № 2

Л.р. № 4

4.

Основы генетики.

16

К.р. № 4

Л.р. № 5

Л.р. № 6

Л.р. № 7

5.

Генетика человека.

4

Л.р. № 8

6.

Повторение

3

5. Структура курса

Модуль (глава)

Количество часов

1.

Биология как наука. Методы научного познания.

5

2.

Клетка.

30

3.

Организм.

10

4.

Основы генетики.

16

5.

Генетика человека.

4

6.

Повторение

3

Итого

68

6. Перечень лабораторных работ

Тема

1.

Лабораторная работа № 1. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание.

2.

Лабораторная работа № 2.Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

3.

Лабораторная работа № 3.Сравнение строения клеток растений и животных.

4.

Лабораторная работа № 4. Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.

5.

Лабораторная работа № 5. Составление простейших схем скрещивания.

6.

Лабораторная работа № 6. Решение элементарных генетических задач.

7.

Лабораторная работа № 7. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм.

8.

Лабораторная работа № 8. Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.

7. Перечень проверочных работ по модулям

Тема

Вид проверки

1.

Биология как наука. Методы научного познания.

Зачет № 1

2.

Химическая организация клетки.

Контрольная работа № 1

3.

Клетка – структурная единица живого.

Контрольная работа № 2

4.

Обмен веществ и энергии в клетке.

Контрольная работа № 3

5.

Организм.

Зачет № 2

6.

Основы генетики.

Контрольная работа № 4

8. Календарно – тематическое планирование

Дата

№ урока

Тема

Содержание и формы контроля

д/з

Основные

понятия

к/р л/р

Модуль 1. Биология как наука. Методы научного познания – 5 часов

1. (1)

Краткая история развития биологии.

§1

2. (2)

Методы исследования в биологии.

Основные методы исследования

§ 2

3. (3)

Сущность жизни и свойства живого.

Свойства живого

§ 3

4. (4)

Уровни организации живой материи.

Уровни организации

жизни

§ 4

5. (5)

Зачет № 1 по теме: «Биология как наука. Методы научного познания».

+

Модуль 2. Клетка – 30 часов

1. (6)

Методы цитологии. Клеточная теория.

Основные положения клеточной теории

§ 5

2. (7)

Особенности химического состава клетки.

Орг. в-ва.

неорганические вещества, вода

§ 6

3. (8)

Вода и её роль в жизнедеятельности клетки.

Свойства воды

§ 7

4. (9)

Минеральные вещества и их роль в клетке.

Минеральные вещества

§ 8

5. (10)

Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки.

Моносахариды. Полисахариды.

§ 9

6. (11)

Липиды и их роль в жизнедеятельности клетки.

Липиды их классификация

§ 10

7. (12)

Строение белков.

Первичная вторичная третичная четвертичная структура

§ 11

8. (13)

Функции белков.

Основные функции белков

§ 11

9. (14)

Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки.

ДНК ,РНК нуклеотиды

§ 12

10. (15)

АТФ и другие органические соединения клетки.

Строение АТФ

§ 13

11. (16)

Повторение по теме: «Химическая организация клетки»

12. (17)

Контрольная работа № 1. «Химическая  организация клетки».

+

13. (18)

Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро. Лабораторная работа № 1. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание.

+

§ 14

14. (19)

Строение клетки. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы.

Основные органоиды клетки

§ 15

15. (20)

Строение клетки. Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи. Лизосомы.

Эндоплазматическая сеть .комплекс Гольджи. лизосомы

§ 16

16. (21)

Строение клетки. Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения.Лабораторная работа № 2. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения

+

§ 17

17. (22)

Сходство и различия в строении прокариотических и эукариотических клеток.

Сходство в строении клеток прокариот и эукариот

§ 18

18. (23)

Сходство и различия в строении клеток растений, животных, грибов. Лабораторная работа № 3. Сравнение строения клеток растений и животных.

+

§ 19

19. (24)

Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги.

Вирусы. Бактериофаги.

§ 20

20. (25)

Контрольная работа № 2 по теме: «Клетка – структурная единица живого».

+

21. (26)

Обмен веществ и энергии в клетке.

Метаболизм.

§ 21

22. (27)

Энергетический обмен в клетке.

Этапы энергетического обмена

§ 22

23. (28)

Питание в клетке.

Автотрофы. гетеротрофы

§ 23

24. (29)

Автотрофное питание. Фотосинтез.

Световая .темновая фазы фотосинтеза

§ 24

25. (30)

Автотрофное питание. Хемосинтез.

хемотрофы

§ 25

26. (31)

Генетический код. Транскрипция.

Генетический код. и рнк .принцип комплементарности

§ 26

27. (32)

Синтез белков в клетке.

Т-рнк. аминокислоты

§ 26

28. (33)

Регуляция транскрипции и трансляции в клетке.

Транскрипция.трансляция

§ 27

29. (34)

Повторение по теме: «Обмен веществ и энергии в клетке».

30. (35)

Контрольная работа № 3. «Обмен веществ и энергии в клетке».

+

Модуль3.Организм– 11 часов

1. (36)

Жизненный цикл клетки.

Интерфаза.

профаза. метафаза. Анафаза телофаза

§ 28

2. (37)

Митоз. Амитоз.

Митоз. амитоз

§ 29

3. (38)

Мейоз.

Мейоз. гаметы

§ 30

4. (39)

Формы размножения организмов. Бесполое размножение.

Бесполое размножение

§ 31

5. (40)

Половое размножение.

Половое размножение

§ 32

6. (41)

Развитие половых клеток.

гаметогенез

§ 33

7. (42)

Оплодотворение.

оплодотворение

§ 34

8. (43)

Онтогенез – индивидуальное развитие организма.

онтогенез

§ 35

9. (44)

Индивидуальное развитие. Эмбриональный период. Лабораторная работа № 4. Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.

+

§ 36

10. (45)

Постэмбриональный период.

Прямое. непрямое развитие

§ 37

11. (46)

Зачет № 2 «Размножение и индивидуальное развитие организмов».

+

Модуль4.Основы генетики – 17 часов

1. (47)

История развития генетики. Гибридологический метод.

Мендель гибридологический метод

§ 38

2. (48)

Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание.

Законы Менделя. моногибридное скрещивание

§ 39

3. (49)

Множественные аллели. Анализирующее скрещивание.

Анализирующее скрещивание

§ 40

4. (50)

Лабораторная работа № 5. Составление простейших схем скрещивания.

+

по тетр.

5. (51)

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков.

Дигибридное скрещивание

§ 41

6. (52)

Лабораторная работа № 6. Решение элементарных генетических задач.

+

по тетр

7. (53)

Хромосомная теория наследственности.

Закон Моргана

§ 42

8. (54)

Взаимодействие неаллельных генов.

Взаимодействие неаллельных генов.

§ 43

9. (55)

Решение генетических задач.

по тетр

10. (56)

Цитоплазматическая наследственность.

Цитоплазматическая наследственность.

§ 44

11. (57)

Генетическое определение пола.

Генетика пола

§ 45

12. (58)

Решение генетических задач.

по тетр

13. (59)

Изменчивость.

Виды изменчивости

§ 46

14. (60)

Виды мутаций.

Виды мутаций

§ 47

15. (61)

Причины мутаций. Соматические и генеративные мутации. Лабораторная работа № 7. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм.

+

§ 48

16. (62)

Обобщение по теме «Основы генетики».

17. (63)

Контрольная работа № 4 «Основы генетики».

+

Модуль5. Генетика человека – 7 часов

1. (64)

Методы исследования генетики человека.

Методы исследования  генетики человека

§ 49

2. (65)

Генетика и здоровье.

§ 50

3. (66)

Проблемы генетической безопасности.

Лабораторная работа № 8. Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.

+

§ 51

4. (67)

Составление родословной.

Схемы родословных

5. (68)

Генетический прогноз и медико-генетические консультации, их практическое значение.

Генетика и медицина

6. (69)

Решение генетических задач.

7. (70)

Повторение по теме: «Генетика человека».

9. Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса

      В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен:

знать/ понимать

  • основные положения биологических теорий (клеточная); сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
  • строение биологических объектов: клетки, генов и хромосом;
  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение;
  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формировании современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; причины наследственных заболеваний, мутаций;
  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;
  • выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно);
  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы), зародыши человека и других млекопитающих, процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

10. Информационно – методическое обеспечение

Основная литература:

  1. Биология 5 -11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2010
  2. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов,В.В. Пасечник. Биология. Общая биология. 10-11 классы. «Дрофа», 2009.
  3. Методическое пособие «Поурочные тесты и задания» Г.И. Лернер. Москва. ЭКСМО, 2009.
  4. Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника «Биология. Общая биология. 10-11 классы»/ Т.А. Козлова – М.: Издательство «Экзамен»,2008. – 286с.
  5. Биология. 10 класс: поурочные планы. – Волгоград6 Учитель, 2009. – 351с.

Дополнительная литература:

  1. «Учебно – тренировочные материалы для подготовки учащихся к ЕГЭ». Интеллект – центр, 2008.
  2. Мухамеджанов И.Р. «Тесты, задачи»: 10 – 11 классы. М.: ВАКО, 2006-09-07
  3. П.Н. Ермаков, Ю.В. Щербатых. Биология в вопросах и ответах. – Ростов н/Д.: Изд-во Рост.ун-та, 1993. – 240с.
  4. Р.Г. Заяц и др. Биология для абитуриентов: вопросы, ответы, тесты, задачи. – Минск: Юнипресс, 2007. – 816с.  
  5. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание).
  6.  «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии В.В. Пасечника) (http://school-collection.edu.ru/).
  7. www.bio.1september.ru– газета «Биология» -приложение к «1 сентября».
  8. http://bio.1september.ru/urok/ -Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в газете "Биология". Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету "Биология".

6. www.bio.nature.ru – научные новости биологии

7.www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

8. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

  1. http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию. Может быть рекомендован учащимся для самостоятельной работы.
  2. http://djvu-inf.narod.ru/- электронная библиотека
  3. http://biology.ru/index.php - Сайт является Интернет – версией учебного курса на компакт-диске "Открытая Биология


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...