конспект урока 9 класс тема "Приспособления организмов к условиям среды"
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему

Лукьяненко Анна Сергеевна

конспект урока биология 9 класс тема "Приспособленность организмов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по биологии 9 класс

Тема: «Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных»

Учебник: «Биология общие закономерности 9 класс» С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин

учитель биологии МБОУ СОШ № 37                Лукьяненко А.С.

Цель: познакомиться с разными видами приспособленности живых организмов к среде обитания, понять относительный характер приспособленности.

Задачи:

Обучающие:

•сформировать понятие о механизмах возникновения приспособленности как результата эволюции;

•продолжить развитие умений использовать знания теоретических закономерностей для объяснения явлений, наблюдаемых в живой природе;

•сформировать конкретные знания о приспособительных особенностях строения, окраски тела и поведения животных, раскрыть относительный характер приспособлений

Развивающие:

•развивать интерес к изучению биологии, расширять кругозор о закономерностях в природе с помощью ситуативного общения;

•развивать творческие способности учащихся посредством самостоятельного создания компьютерной презентации используя найденный в Интернете иллюстративный материал.

развивать интеллектуальную сферу: внимание, память, речь, мышление;

Воспитательные:

  • продолжить формирование у школьников экологической культуры, убеждения в необходимости сохранения видового многообразия растений и животных.
  • подвести к выводам о естественных причинах формирования приспособлений, с использованием учения о движущих силах эволюции;
  • расширить кругозор учащихся.

№ урока

Тема урока

УУД

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

1.

Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора

Информационная компетентность

извлечение первичной информации (1уровень),

Установление причинно-следственных связей между приспособлениями организмов и среды обитания.

(2 уровень)

  • формировать  понятие об адаптациях организмов,
  • научить называть и определять разнообразные адаптации
  • развить умения применять полученные знания для определения приспособленности организмов.

  • Продолжить освоение важнейшими предметными умениями (аргументировать свой ответ, давать определение терминам, анализировать, обобщать полученную информацию)
  • продолжить формировать развитие умений работать с различными информационными источниками и объектами.
  • Обеспечение формирования критического  мышления через чтение научно-популярной литературы,
  • способствовать развитию умения выражать собственное мнение,
  • воспитывать ценностное отношение к живой природе.

ход урока

1. Актуализация прежних знаний

К.О.З.

  • С какими силами эволюции мы познакомились?
  • Какую силу эволюции Ч.Дарвин считал основной?
  • Какие организмы выживают и дают потомство в результате естественного отбора?

2. Изучение нового материала.

В настоящее время на нашей планете обитает несколько миллионов видов живых организмов, каждый из которых по-своему уникальный. Давайте же выясним, что такое приспособленность организмов к среде обитания.

Совместная постановка целей урока СЛАЙД № 2

В ходе беседы выясняем понятие приспособленности, оно появляется на сладе, ребята записывают его в тетрадь (это же определение на информационной карте)

Приспособленность организмов, или адаптации (от лат. adaptatio - приспособление, прилаживание), представляют собой совокупности тех особенностей строения, физиологии и поведения, которые обеспечивают для данного вида возможность специфического образа жизни в определенных условиях внешней среды.

К.О.З.

  1. Как вы думаете с помощью чего можно приспособиться к среде обитания?

СЛАЙД № 3-6

У животных приспособительной является форма тела. Хорошо известен облик водного млекопитающего дельфина. Его движения легки и точны, скорость движения в воде достигает 40 км/ч. Плотность воды в 800 раз выше плотности воздуха. Как дельфину удаётся преодолеть её? Торпедовидная обтекаемая форма тела, отсутствие ушных раковин позволяют избежать завихрения потоков воды, окружающих дельфина, снижают трение. Подобная форма тела у многих водных животных: акул, китов, тюленей. Обтекаемая форма тела способствует быстрому передвижению животных и в воздушной среде. Маховые и контурные перья, покрывающие тело птицы, полностью сглаживают его форму. Птицы лишены выступающих ушных раковин, в полёте они обычно втягивают ноги. В результате птицы по быстроте намного превосходят всех других животных. Птицы быстро двигаются даже в воде. Наблюдали арктического пингвина, плывущего под водой со скоростью 35 км/ч.

Организменные адаптации – запись в тетради.

К.О.З. Еще Ч. Дарвин подчеркивал, что все приспособления, сколько бы совершенными они не были, носят относительный характер, т.е. полезны лишь в типичной среде обитания.

Можно ли считать организменные адаптации абсолютными?

Например, дятел легко перемещается по стволам деревьев, но его конечности плохо приспособлены для перемещения по поверхности почвы.

Водоплавающие птицы плохо перемещаются по суше.

К.О.З.

  • Давайте вспомним о такой силе эволюции как борьба за существование. Какие формы борьбы за существование вы знаете?
  • В чем особенность межвидовой борьбы за существование, между кем она происходит?
  • как должны приспособиться хищники и их жертвы?

СЛАЙДЫ №

ученики записывают определения, делают выводы об относительном характере любой адаптации.

СЛАЙД № 7-12        

покровительственная окраска

  • сплошная
  • разбитая

СЛАЙД № 15-17

изменение окраски тела

СЛАЙД № 13-14

предостерегающая окраска

 Однако нередко у животных наблюдается не скрывающая окраска тела, а, напротив, привлекающая внимание, демаскирующая. Такая форма приспособления называется предупреждающая окраска. Она свойственна большинству жалящих, выделяющих ядовитые вещества, отвратительно пахнущих или омерзительных на вкус животных. Подобно стоп-сигналам, эти рисунки и сочетания цветов должны легко распознаваться животными. Они означают: “Опасно!”, “Не подходи!”, “Со мной лучше не связываться!”. Божью коровку, очень заметную, птицы никогда не склёвывают из-за выделяемого насекомым ядовитого секрета. Яркую предупреждающую окраску имеют несъедобные гусеницы, многие ядовитые змеи. Среди земноводных есть настоящие щёголи. Они эффектно окрашены, нередко медлительны, ведут дневной образ жизни и даже не пытаются прятаться от хищников в отличие от своих более многочисленных замаскированных родичей, которые отправляются на поиски корма по ночам, когда они менее заметны. Наиболее своеобразны среди земноводных щеголей, пожалуй, древолазы, обитатели Центральной и Южной Америки. Их кожные железы вырабатывают мощные парализующие яды, так что хищник, попробовавший закусить такой лягушкой и оставшийся в живых, ассоциирует пережитые неприятные минуты с её яркой расцветкой и в дальнейшем старательно избегает ей подобных.  Среди примерно ста тысяч видов, составляющих отряд чешуекрылых, или бабочек, медведицы принадлежат не только к наиболее привычным, но и к самым красивым. У неё на редкость эффективная предупреждающая окраска – оранжево-чёрная и жёлто-чёрная с узорами из пятен и полосок. Медведица очень хороша собой, но ядовита. Специальные железы вырабатывают сильные токсины, поступающие в кровоток бабочки. Другие железы содержат жидкость с неприятным предостерегающим запахом. В тропических прибрежных водах Австралии, Новой Гвинеи, Индонезии и Филиппин обитает маленький (до 20 см. в длину вместе со щупальцами) синекольчатый осьминог. Ярко-оранжевые круглые пятна окаймлены характерными синими кольцами. Как и все представители рода, синекольчатый осьминог обладает удивительной способностью к регенерации, и, потеряв в бою одну или несколько из своих восьми щупалец, довольно быстро может отрастить новые. Насколько этот осьминожка красив, настолько же и ядовит. В слюне животного содержится сильнейшийнейротоксин. Укус синекольчатого осьминога смертелен. Яд практически моментально парализует нервную систему любого живого существа, и противоядия от него не существует.

СЛАЙД №

мимикрия

Эффективность предостерегающей окраски явилась причиной очень интересного явления – подражания, или мимикрии. Мимикрия – это подражание менее защищённого организма одного вида более защищённому организму другого вида. Это подражание может проявляться в форме тела, окраске и т.д. Покрытая предостерегающими полосками, но совершенно безобидная муха журчалка извлекает нектар из цветка, как и медоносные пчелы, обладающие грозным жалом. Мимикрия журчалки не ограничивается окраской, но включает и поведение. Журчалки подражают звукам, издаваемым пчёлами и осами, и, если их потревожить, угрожающе жужжат. Всё это вместе гарантирует журчалке неприкосновенность. Красивая бабочка данаида обязана своей несъедобностью тому, что её гусеницы питаются листьями ядовитого латука, опасного для скота и других позвоночных. Крылатые хищники быстро научились не трогать данаид, а заодно и их подражательницу, одну из нимфалид – лишь слегка невкусную. Бабочка-стеклянница удивительно похожа на осу. Крылья её совершенно прозрачны, так как чешуек, покрывающих крылья бабочек, у неё нет. При полёте она жужжит подобно осам, и летает так же стремительно и беспокойно, как и они. Уж имитирует окраску гадюки, его выдают только жёлтые пятна на голове. Немало подражателей приобрели ядовитые коралловые змеи. Например, аризонская королевская змея, которая не ядовита.

СЛАЙД №

маскировка

У животных ведущих скрытый, затаивающийся образ жизни, полезными оказываются приспособления, придающие им сходство с предметами окружающей среды – маскировка. Например, гусеницы бабочки пяденицы по форме тела и окрасу напоминают сучки. Насекомые-палочники похожи на небольшую бурую или зелёную веточку, некоторые бабочки напоминают сухие листья, а пауки подражают колючкам. Великие мастера маскировки своим успехом во многом обязаны способности замереть в момент, когда им грозит нападение или они сами готовятся схватить добычу. Среди животных особенно разнообразны те, кто так или иначе подражает цветкам. Например, цветочные богомолы, настолько уподобляются тем или иным частям растения, что обманутые сходством другие насекомые опускаются прямо на них и попадают в объятия хищника.

Учащиеся записывают определения и делают выводы об относительном характере любой адаптации.

К.О.З. Как же возникают столь совершенные адаптации? 

Ключ к разгадке лежит в сложнейшем процессе естественного отбора. Например, дальний пращур бабочки, теперь почти неотличимой от сухого листа, появился на свет со случайным набором генов, придавшим ему чуть большее сходство с сухим листком. А потому птицам было несколько труднее обнаружить эту бабочку среди сухих листьев, и в результате она и ей подобные особи выживали в большем количестве. Следовательно, они оставляли больше потомства. А признак “сухой лист” становился всё более чётким и распространённым. Любые признаки возникают в результате мутаций. Может произойти одна крупная мутация, а может огромное множество мелких, что бывает гораздо чаще. Те из них, которые повышают жизнеспособность, передаются последующим поколениям, закрепляются и становятся приспособлениями. Каждое приспособление вырабатывается на основе наследственной изменчивости в процессе борьбы за существование и отбора в ряду поколений.

Какие выводы можно сделать из всего вышеизложенного?

1.Общая приспособленность организмов к условиям среды складывается из множества отдельных адаптаций самого разного масштаба.

2.Все приспособления возникают в ходе эволюции в результате естественного отбора.

3.Любое приспособление относительно.

Таким образом, приспособленность – это относительная целесообразность строения и функций организма, являющаяся результатом естественного отбора.

  1. Рефлексия
  2. Д.З.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опорный конспект по биологии «Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора»

«Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора»...

Разработка урока на тему "Организм и окружающая среда" 11 класс

Бинарный урок (90 минут) расчитан на профильные 10 -11 биологические классы, изучающие раздел "Развитие организма" или разлел "Экология"....

Разработка урока по теме ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ. УСЛОВИЯ СРЕДЫ

Задачи: рассмотреть классификацию экологических факторов, изучить основные абиотические факторы среды, выявить их роль в жизни организмов.Элементы содержания: абиотические, биотические, антропогенные ...

Методическая разработка лабораторной работы «Изучение приспособлений организмов к условиям среды обитания» (11 класс).

Методическая разработка лабораторной работы «Изучение приспособлений организмов к условиям среды обитания» (11 класс)....

Конспект интегрированного урока - конференции «Генномодифицированные организмы в условиях развития современного мирового сельского хозяйства».

Конференция, как форма организации учебно-воспитательного процесса, предусматривает присутствие в одной аудитории учеников, которые объединены одной целью — решение определенной теоретической ил...