календарно-тематическое планирование биология 9 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
№ | Темы уроков | Часы | Дата | Знания, умения, навыки | Повторение, М.П.С. | Наглядность | Д.З. |
1 (1) | Введение. | 1 | |||||
РАЗДЕЛ 1. ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ (21+3 (резерв)=24 ЧАСА) | |||||||
ТЕМА 1.1. МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОГО МИРА. ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (2 ЧАСА) | |||||||
1-2 (2-3) | Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в живых системах. Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов, видовое разнообразие. | 2 | Изучить:
| Повторение: Биология 7 класс Тема: «Царства живой природы». | Таблица: «Царства живой природы» | § 1 | |
ТЕМА 1.2. РАЗВИТИЕ БИОЛОГИИ В ДОДАРВИНОВСКИЙ ПЕРИОД (2 ЧАСА) | |||||||
1 (4) | Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. | 1 |
| М.П.С. История Культура Западной Европы конца 15- первой половины 17 веков. | |||
2 (5) | Работы К.Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка. | 1 | Портреты ученых | ||||
ТЕМА 1.3. ТЕОРИЯ Ч.ДАРВИНА О ПРОИСХОЖДЕНИИ ВИДОВ ПУТЕМ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА (5 ЧАСОВ) | |||||||
1 (6) | Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч.Дарвина. | 1 |
| М.П.С. История Культура первого периода новой истории. Великие географические открытия. Физическая география История континентов | Портрет и биография Дарвина, маршрут и находки во время путешествия на корабле «Бигль» | ||
2 (7) | Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе. | 1 | Таблица: «Искусственный отбор» | ||||
3 (8) | Учение Ч.Дарвина о естественном отборе | 1 | Таблица: «Естественный отбор» | ||||
4 (9) | Вид – элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. | 1 | Таблица: «Критерии вида» | ||||
5 (10) | Борьба за существование и естественный отбор. | 1 | Таблица: «Борьба за существование» | ||||
ТЕМА 1.4. ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ ОРГАНИЗМОВ К УСЛОВИЯМ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ КАК РЕЗУЛЬТАТ ДЕЙСТВИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА (2 ЧАСА) | |||||||
1-2 (11-12) | Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации. Лабораторная работа №1 «Изучение приспособления организмов к среде обитания» | 2 | Уметь:
| Таблица: «Приспособленность организмов к среде обитания», иллюстрации, раздаточный материал, коллекции, влажные препараты. | |||
ТЕМА 1.5. МИКРОЭВОЛЮЦИЯ (2 ЧАСА) | |||||||
1-2 (13-14) | Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция – элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования. Лабораторная работа №2 «Изучение изменчивости критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений» | 2 |
| Таблицы: «Критерии вида», «Структура популяции», иллюстрации, дополнительная литература, гербарии культурных растений. | |||
ТЕМА 1.6. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ АДАПТАЦИЙ. МАКРОЭВОЛЮЦИЯ (3 ЧАСА) | |||||||
1 (15) | Главные направления эволюционного процесса; биологический прогресс и биологический регресс (А.Н.Северцов). Пути достижения биологического прогресса. | 1 |
| Таблицы: «Биологический прогресс», «Биологический регресс», иллюстрации, коллекции, влажные препараты | |||
2 (16) | Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов. | 1 | Таблица: «Основные закономерности эволюции» | ||||
3 (17) | Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации. | 1 | |||||
ТЕМА 1.7. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (2 ЧАСА) | |||||||
1 (18) | Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория А.И.Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи. | 1 | Развивать:
| Химия Кислород, водород, углерод и другие неорганические вещества. | Дополнительная литература, портреты ученых | ||
2 (19) | Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов. | 1 | |||||
ТЕМА 1.8. РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (3+3 (резерв)=6 ЧАСОВ) | |||||||
1-2 (20-21) | Развитие жизни на Земле в архейскую, протерозойскую эры. Появление всех первых типов беспозвоночных животных. Развитие водных растений. Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. | 2 |
Воспитывать:
| Дополнительная литература, таблицы, иллюстрации, коллекции древних организмов, скелеты. | |||
3-4 (22-23) | Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов. | 2 | |||||
5-6 (24-25) | Происхождение человека. Место человека в живой природе, систематическое положение в системе животного мира. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди. Зачет по теме: «Эволюция живого мира на Земле» | 2 | Биология 8 класс «Место человека в системе органического мира» | ||||
РАЗДЕЛ 2. СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (10+1(резерв)=11 ЧАСОВ) | |||||||
ТЕМА 2.1. ХИМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КЛЕТКИ (2+1 (резерв)=3 ЧАСА) | |||||||
1 (26) | Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образовании живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы. Неорганические молекулы живого вещества; вода, химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности. | 1 | Изучить:
Уметь:
Развивать: Понятие о клетке как об элементарной единице живого | Химия Кислород, водород, углерод и другие неорганические вещества. | Таблица: «Строение молекулы воды» | ||
2 (27) | Органические молекулы. Биологические полимеры – белки; структурная организация, функции. Углеводы, строение, биологическая роль. Жиры – основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. | 1 | Биология 6 класс «Органические и неорганические вещества» | Таблица: «Строение белка» | |||
3 (28) | ДНК – молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции, информационные, транспортные, рибосомальные РНК. | 1 | Таблица: «Строение молекулы ДНК и РНК» | ||||
ТЕМА 2.2. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ В КЛЕТКЕ (3 ЧАСА) | |||||||
1 (29) | Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану, пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии. | 1 | Строение молекулы белка | Таблица: «Обмен веществ в клетке» | |||
2(30) | Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке. | 1 | Таблица: «Биосинтез белка» | ||||
3 (31) | Зачет по теме: «Химическая организация клетки» | 1 | |||||
ТЕМА 2.3. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ КЛЕТОК (5 ЧАСОВ) | |||||||
1 (32) | Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование, размножение, место и роль в биоценозах | 1 | Изучить:
Уметь:
Развивать:
| Биология 7 класс Тема: «Царство бактерии» | Таблица: «Строение и разнообразие бактерий», фотографии, дополнительная литература | ||
2-3 (33-34) | Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки, органеллы цитоплазмы, их структура и функции, цитоскелет, включения, значение и роль в метаболизме клеток. Лабораторная работа №3 «Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах» | 2 | Биология 6 класс Тема: «Строение клетки» | Таблица: «Строение растительной и животной клеток» Микроскоп, микропрепараты | |||
4 (35) | Клеточное ядро – центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин, ядрышко. | 1 | Строение и значение ДНК | Таблицы, фотографии | |||
5 (36) | Деление клеток. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и значение митоза. | 1 | Биология 6 класс Тема: «Деление клетки» | Таблица: «Митоз» | |||
РАЗДЕЛ 3. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (5 ЧАСОВ) | |||||||
ТЕМА 3.1. РАЗМНОЖЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ (2 ЧАСА) | |||||||
1(37) | Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение растений и животных. Биологическое значение полового размножения. | 1 | Изучить:
Развивать:
| Биология 6 класс Тема: «Способы размножения живых организмов» | Таблицы, иллюстрации, фотографии, дополнительная литература | ||
2 (38) | Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. | 1 | Митоз | Таблица: «Гаметогенез» | |||
ТЕМА 3.2. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНЗМОВ (ОНТОГЕНЕЗ) (3 ЧАСА) | |||||||
1 (39) | Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша – бластулы. Гаструляция; закономерности образования двухслойного зародыша – гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. | 1 | Изучить:
Уметь:
Развивать: Понятие о взаимосвязях и родстве всех живых организмов. | Таблица: «Эмбриональное развитие хордовых», влажные препараты зародышей, фотографии, иллюстрации | |||
2 (40) | Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение. | 1 | Биология 7 класс Темы: «Развитие насекомых», «Развитие амфибий» | Таблицы, фотографии, иллюстрации | |||
3 (41) | Общие закономерности развития. Биогенетический закон. Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков (закон К.Бэра). Биогенетический закон (Э.Геккель, К.Мюллер) | 1 | Таблица: «Сходство зародышей хордовых» | ||||
РАЗДЕЛ 4. НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ ОРГАНИЗМОВ (20 ЧАСОВ) | |||||||
ТЕМА 4.1. ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ ПРИЗНАКОВ (10 ЧАСОВ) | |||||||
1-3 (42-44) | Открытие Г.Менделем закономерностей наследования признаков. | 3 | Изучить:
| Неорганическая химия: Охрана природы от воздействия отходов химического производства. Органическая химия Строение и функции органических молекул: белки, нуклеиновые кислоты. | Таблица: «Законы Менделя», портрет ученого. | ||
4-5 (45-46) | Гибридологический метод изучения наследственности | 2 | Таблица: «Моно и дигибридное скрещивание» | ||||
6 (47) | Генетическое определение пола. | 1 | Таблица: «Генетическое определение пола» | ||||
7 (48) | Генотип как целостная система | 1 | Хромосомные карты | ||||
8-9 (49-50) | Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков. | 2 | |||||
10 (51) | Лабораторная работа №4 «Решение генетических задач и составление родословных» | 1 | Генетические задачи, тесты | ||||
ТЕМА 4.2. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИЗМЕНЧИВОСТИ (6 ЧАСОВ) | |||||||
1 (52) | Основные формы изменчивости. | 1 | Уметь:
| Физика. Дискретность электрического заряда. Основы молекулярно-кинетической теории. Рентгеновское излучение. Понятие о дозе излучения и биологической защите. | Таблица: «Изменчивость организмов» | ||
2 (53) | Генотипическая изменчивость | 1 | Таблица: «Генотипическая изменчивость» | ||||
3 (54) | Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. | 1 | Таблица: «Мутации» | ||||
4 (55) | Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. | 1 | Таблица: «Комбинативная изменчивость» | ||||
5 (56) | Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. | 1 | Таблица: «Фенотипическая изменчивость» | ||||
6 (57) | Лабораторная работа №5 «Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся)» | 1 | гербарии | ||||
ТЕМА 4.3. СЕЛЕКЦИЯ РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ И МИКРООРГАНИЗМОВ (4 ЧАСА) | |||||||
1 (58) | Центры происхождения и разнообразия культурных растений. | 1 | Развивать:
| Таблица: «Центры происхождения культурных растений» | |||
2-3 (59-60) | Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. | 2 | Фотографии, иллюстрации разнообразных сортов растений и пород животных. | ||||
4 (61) | Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности. | 1 | Статьи из периодической печати. | ||||
РАЗДЕЛ 5. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМА И СРЕДЫ. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ (5+ 1 (РЕЗЕРВ)=6 ЧАСОВ) | |||||||
ТЕМА 5.1. БИОСФЕРА, ЕЕ СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ (3+1 (РЕЗЕРВ)=4 ЧАСА) | |||||||
1 (62) | Биосфера – живая оболочка планеты. Структура биосферы. Круговорот веществ в природе. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса. | 1 | Изучить:
Уметь:
| Неорганическая химия: Кислород, сера, азот, фосфор, углерод, их химические свойства. Охрана природы от воздействия отходов химических производств. Физическая география: Климат Земли, климатическая зональность. Физика: Понятие о дозе излучения и биологической защите. | Таблица: «Структура и границы биосферы» | ||
2 (63) | Абиотические факторы среды. Роль температуры, влажности, освещения и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды, ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. | 1 | Иллюстрации, фотографии, гербарии животных и растений разных климатических зон. | ||||
3 (64) | Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов, причины смены, формирование новых сообществ. Лабораторная работа №6 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)» | 1 | Таблица: «Цепи питания в дубраве» | ||||
4 (65) | Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения – симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения – нейтрализм. Лабораторная работа №7 « Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме». | 1 | Иллюстрации, фотографии животных и растений, дополнительная литература. | ||||
ТЕМА 5.2. БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК (2 ЧАСА) | |||||||
1 (66) | Природные ресурсы и их использование. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты. | 1 |
| Дополнительная литература, статьи из периодической печати. | |||
2 (67) | Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Лабораторная работа №8 «анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах». | 1 | Дополнительная литература, статьи из периодической печати. | ||||
68 | Заключение | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематический план по биологии (7 класс)
Календарно-тематическое планирование раздела "Животные" составлена на основе программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономарёвой по альтернативному учебнику, допущенным Мини...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...
Календарно тематический план по биологии 8 класс, для учеников VIII вида
КТП по биологии 8 класс " Животные", для учеников 8 вида. Учебник А.И. Никишов, А.В. Теремов...
Календарно-тематический план по биологии 11 класс
Календарно-тематический планирование по биологии 11 класс по учебнику Беляев Д.К,...
Календарно-тематический план по биологии 6 класс
Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс по учебнику Пасечник В. В....
Календарно-тематический план по биологии 7 класс
Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс по учебнику Латюшин В. В....