календарно-тематическое планирование биология 8 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (8 класс) на тему

Лукьяненко Анна Сергеевна

планирование биология 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл планирование биология 8 класс39.71 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока

Часы

Дата

Знания, умения, навыки

Повторение,

М.П.С.

Наглядность

Д.З.

ТЕМА 1.    МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА (2 ЧАСА)

1-2

(1-2)

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различие человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.

2

Основные понятия:

Антропогенез, древние люди, человек разумный, человекообразные обезьяны, расы.

Развивать:

  • Научные взгляды на происхождение и развитие человека.
  • Понятие о взаимосвязях всего живого на Земле.

Биология 7 класс:

«Тип Хордовые»,

«Млекопитающие», «Приматы»

Скелеты человека и позвоночных, таблицы, иллюстрации, фотографии.

Стр. 3-5

Стр. 5-9

ТЕМА 2.   ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (2 ЧАСА)

1-2

(3-4)

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.

2

Формировать:

  • Умение доказывать материальное единство мира на основе знаний о происхождении и развитии человека.
  • Понятие о человеке как о био - социальном существе

Природоведение 5 класс:

«Происхождение человека»

Таблица: «Предки человека», фотографии, иллюстрации, дополнительная литература

Стр. 10-15

Стр. 16-19

ТЕМА 3.   КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗНАНИЙ О СТРОЕНИИ И ФУНКЦИЯХ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА (1 ЧАС)

1 (5)

Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.

1

Портреты ученых, дополнительная литература.

ТЕМА 4.   ОБЩИЙ ОБЗОР СТРОЕНИЯ И ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА (4+1 (РЕЗЕРВ) =5 ЧАСОВ)

1 (6)

Клеточное строение организма.

1

Основные понятия:

Ткани: эпителиальные, мышечные, нервные, соединительные, системы органов.

Биология 7 класс:

«Клетка»

Таблица: «Строение животной клетки»

2 (7)

Ткани: эпителиальные, соединительные, нервная, мышечные.

1

Таблица: «Ткани»

3 (8)

Лабораторная работа №1

«Изучение микроскопического строения тканей»

1

Развивать:

  • Понятие о клетке.
  • Умение различать разнообразные ткани и органы человеческого организма.

Биология 6 класс:

«Органы»

Микроскоп, микропрепараты

4 (9)

Органы человеческого организма.

Лабораторная работа №2

«Распознавание на таблицах органов»

1

Таблица: «Органы и системы органов», влажные препараты, муляжи.

5 (10)

Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.

1

Таблица: «Системы органов человека»

ТЕМА 5.   КООРДИНАЦИЯ И РЕГУЛЯЦИЯ (10+2 (РЕЗЕРВ)=12 ЧАСОВ)

Гуморальная регуляция

(3 часа)

1-2

(11-12)

Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах.

2

Основные понятия:

Гуморальная и нервная регуляция, эндокринные железы, гормоны, рефлекс, центральная, периферическая нервная системы, вегетативная и соматическая части нервной системы, рефлекс, органы чувств.

Развивать:

  • Понятие о взаимосвязи строения и функции органов.

  • Знания об условных и безусловных рефлексах

  • Умение выполнять лабораторные работы, наблюдения и делать самостоятельные выводы.
  • Гигиенические навыки, способы оказания первой доврачебной помощи.

Воспитывать:

Бережное отношение к своему здоровью

Биология 6 класс:

Тема: «Нервная система и регуляция»

Тема: «Рефлекс»

Тема: «Нервная система позвоночных»

Биология 7 класс:

Тема: «Строение нервной системы млекопитающих»

Тема: «Нервная система и органы чувств млекопитающих»

Таблица: «Железы внутренней секреции», фотографии больных людей.

3 (13)

Нервно-гуморальная регуляция.

1

Нервная регуляция (9 часов)

4 (14)

Нервная регуляция, значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы.

1

Таблица: «Строение нервной системы человека»

5 (15)

Вегетативная и соматические части нервной системы.

1

Таблица: «Вегетативная и соматическая нервная система»

6 (16)

Рефлекс: проведение нервного импульса.

Лабораторная работа №3

«Изучение изменения размера зрачка»

1

Таблица: «Рефлекторная дуга»

7 (17)

Строение и функции спинного мозга.

1

Таблица: «Строение спинного мозга»

8 (18)

Отделы головного мозга. Большие полушария.

Лабораторная работа №4

«Изучение головного мозга человека по муляжам»

1

Физика:

Тема: «Оптика, линзы, преломление света»

Тема: «Звуковые волны»

Таблица: «Строение головного мозга», муляжи, влажные препараты

9 (19)

Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.

1

Таблица: «Строение головного мозга», муляжи, влажные препараты

10(20)

Органы чувств (анализаторы), их строение, функция. Строение, функции и гигиена органов зрения.

1

Таблица: «Строение глаза», модель глаза, влажные препараты

11(21)

Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха.

1

Таблица: «Строение уха», модель уха

12(22)

Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

1

Таблица: «Анализаторы»

ТЕМА 6.   ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ (8 ЧАСОВ)

1-2 (23-24)

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением.

1

Основные понятия:

Скелет и его отделы, типы соединения костей, мышцы, группы мышц.

Развивать:

  • Понятие о взаимосвязи строения и функции органов.

  • Умение выполнять самостоятельные работы,  делать выводы.

Уметь:

  • Определять при внешнем смотре местоположение отдельных костей и мышц.

  • Оказывать первую доврачебную помощь при переломах, вывихах, растяжениях и ушибах.

  • Различать типы костей, отделы скелета.

Воспитывать:

  • Бережное отношение к своему здоровью.

Биология 7 класс

Тема: «Строение скелета млекопитающих»

Биология 8 класс

Тема: «Ткани»

Стр.28-31

Строение мышечных тканей

Стр. 29

Таблица: «Скелет», скелет кошки

3 (25)

Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости.

Лабораторная работа №5

«Изучение внешнего строения костей»

1

Таблица: «Строение костей», спилы костей

4(26)

Рост костей, возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.

1

Таблица: «Типы соединения костей», дополнительная литература, иллюстрации

5(27)

Мышечная система, строение и развитие мышц.

Лабораторная работа №6

«Измерение массы и роста своего организма»

1

Таблица: «Мышцы»

6(28)

Основные группы мышц, их функции.

1

Таблица: «Мышцы»

7(29)

Работа мышц, статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц.

Лабораторная работа №7

«Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц»

1

8(30)

Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.

1

ТЕМА 7.   ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА (3+1(РЕЗЕРВ)=4 ЧАСА)

1(31)

Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма.

1

Основные понятия:

Тканевая жидкость, кровь, клетки крови, плазма, группа крови, резус-фактор, донор, реципиент, лимфа, иммунитет, вакцина, прививка, сыворотка.

Развивать:

  • Умение выполнять лабораторные работы, наблюдения и делать самостоятельные выводы.

Уметь:

  • Различать клеточные элементы крови под микроскопом.
  • Оказывать первую доврачебную помощь при разных видах кровотечений

Биология 6 класс

Тема: «Кровь, транспорт веществ»

Биология 8 класс

Соединительные ткани

Стр. 30

Биология 7 класс

Тема: «Бактерии, инфекционные болезни»

Таблица: «Строение крови»

2(32)

Клеточные элементы крови: эритроциты, тромбоциты, лейкоциты.

Лабораторная работа №8

«Изучение микроскопического строения крови»

1

Таблица: «Клетки крови», микроскоп, микропрепараты

3(33)

Группы крови. Переливание крови. Донорство. Плазма. Свертывание крови.

1

Таблица: «Группы крови»

4(34)

Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки.

1

Иллюстрации, дополнительная литература

ТЕМА 8.   ТРАНСПОРТ ВЕЩЕСТВ (4 ЧАСА)

1(35)

Сердце, его строение и регуляция деятельности.

1

Основные понятия:

Сердце, его строение, круги кровообращения, пульс, кровяное давление.

Уметь:

  • Определять пульс и подсчитывать число сердечных сокращений.
  • Измерять артериальное давление с помощью тонометра.
  • Оказывать первую доврачебную помощь при разных видах кровотечений.

Развивать:

Умение выполнять лабораторные работы, наблюдения и делать самостоятельные выводы

Биология 7 класс

Тема: «Строение кровеносной системы млекопитающих»

Биология 6 класс

Тема: «Кровеносные сосуды»

Таблица: «Строение сердца», муляжи, влажные препараты

2(36)

Большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение.

Лабораторная работа №9

«Определение пульса, подсчет сердечных сокращений».

1

Таблица: «Круги кровообращения», секундомер

3(37)

Движение крови по сосудам. Кровяное давление.

Лабораторная работа №10

«Измерение кровяного давления»

1

Тонометр

4(38)

Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.

1

Дополнительная литература, иллюстрации

ТЕМА 9.   ДЫХАНИЕ (5 ЧАСОВ)

1(39)

Потребность организма человека в кислороде воздуха. Дыхательные движения.

Лабораторная работа №11

«Определение частоты дыхания»

1

Основные понятия:

Органы дыхания, газообмен, голосовой аппарат, искусственное дыхание.

Развивать:

  • Понятие о взаимосвязи строения и функции органов.
  • Умение выполнять самостоятельные работы,  делать выводы.

Уметь:

  • Проводить гигиеническую оценку микроклимат помещений.
  • Оказывать первую доврачебную помощь при остановке дыхания

Природоведение 5 класс

Тема: «Состав воздуха»

Химия

Тема: «Кислород»

Биология 7 класс

Тема: «Строение органов дыхания млекопитающих»

Биология 8 класс

Тема: «Клетки крови»

Стр. 118-121

Таблица: «Изменение в составе вдыхаемого и выдыхаемого воздуха»

2-3

(40-41)

Органы дыхания, их строение.

2

Таблица: «Органы дыхания», влажные препараты, муляжи

4(42)

Газообмен в легких, тканях, перенос газов эритроцитами и плазмой крови.

1

Таблица: «Газообмен в легких»

5(43)

Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.

1

Таблица: «Проведение искусственной вентиляции легких»

ТЕМА 10.  ПИЩЕВАРЕНИЕ (5 ЧАСОВ)

1(44)

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в питательных веществах. Витамины.

Лабораторная работа №12

«Определение норм рационального питания»

1

Основные понятия:

Питательные вещества и пищевые продукты, органы пищеварения и пищеварительные железы, желудочно-кишечные заболевания.

Развивать:

  • Понятие о взаимосвязи строения органа и выполняемой им функции.

Уметь:

  • Оказывать первую помощь при отравлениях и желудочно-кишечных расстройствах.
  • Определять связь между строением органа и выполняемой им функцией.

Химия

Органические вещества.

Биология 7 класс

Тема: «Строение пищеварительной системы млекопитающих»

Таблица: «Питательные вещества и пищевые продукты»

2(45)

Строение и функции органов пищеварения.

1

Таблица: «Пищеварительная система человека»

3(46)

Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа.

1

Муляжи, иллюстрации

4(47)

Пищеварение. Этапы процессов пищеварения.

Лабораторная работа №13

«Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал»

1

Пробирки, раствор крахмала, белок куриного яйца, желудочный сок

5(48)

Исследования И.П.Павлова в области пищеварения.

1

Портрет и биография И.П.Павлова

ТЕМА 11.   ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ (2 ЧАСА)

1(49)

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.

1

Изучить:

  • Особенности пластического и энергетического обмена веществ, их взаимосвязь.
  • Значение витаминов для здоровья человека.

Биология 8 класс

Тема: «Питательные вещества»

Стр.148-149

Таблица: «Пластический и энергетический обмен веществ»

2(50)

Витамины, их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз и гипервитаминоз.

1

Таблица: «Витамины»

ТЕМА 12.   ВЫДЕЛЕНИЕ (2 ЧАСА)

1(51)

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.

1

Изучить:

  • Строение органов выделения.
  • Меры предупреждения заболеваний органов пищеварительной системы

Биология 8 класс

Тема: «Обмен веществ»

Стр.163-164

2(52)

Почки, их строение, функции. Образование мочи.

1

Таблица: «Почки», муляжи

ТЕМА 13.   ПОКРОВЫ ТЕЛА (3 ЧАСА)

1(53)

Строение и функции кожи.

1

Изучить:

Строение и функции кожи.

Развивать:

Понятие о взаимосвязи строения органа и выполняемой им функции.

Уметь:

Оказывать первую помощь при различных поражениях кожи.

Таблица: «Строение кожи»

2(54)

Роль кожи в теплорегуляции, закаливание.

1

Дополнительная литература

3(55)

Гигиенические требования к одежде и обуви. Заболевание кожи, их предупреждение.

1

Таблица: «Гигиена обуви», иллюстрации, дополнительная литература.

ТЕМА 14.   РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ (3 ЧАСА)

1(56)

Система органов размножения; строение и гигиена.

1

Изучить:

  • Строение органов размножения.
  • Особенности внутриутробного развития человека.

Воспитывать:

Бережное отношение к своему здоровью.

Биология 7 класс

Тема: « Размножение плацентарных млекопитающих»

Таблица: «Органы размножения»

2(57)

Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды, лактация.

1

Таблица: «Внутриутробное развитие ребенка»

3(58)

Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.

1

Таблица: «Гигиена грудных детей»

ТЕМА 15.   ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (5 ЧАСОВ)

1(59)

Рефлекс-основа нервной деятельности. Исследования И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина. Виды рефлексов.

1

Основные понятия:

Рефлекторная дуга, высшая нервная деятельность, тип нервной системы, память, сознание, мышление.

Развивать:

  • Знания о строении головного мозга человека.
  • Понятие о человеке как о био-социальном существе.

Уметь:

  • Определять свой тип нервной системы с помощью специальных тестов.
  • Правильно организовывать свой умственный труд.

Биология 8 класс

Тема: «Рефлекс»

Стр.48-50

Тема: «Строение головного мозга»

Стр.54-56

Таблица: «Рефлекторная дуга», портреты ученых.

2(60)

Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Типы нервной системы.

1

Дополнительная литература, тесты.

3(61)

Познавательные процессы. Речь, мышление, сознание.

1

Дополнительная литература, тесты.

4(62)

Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена.

1

Дополнительная литература, тесты.

5 (63)

Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.

1

Дополнительная литература, тесты.

ТЕМА 16.   ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ (4 ЧАСА)

1-2

(64-65)

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой медицинской помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожениях.

Лабораторная работа №14

«Изучение приемов остановки капиллярного, венозного и артериального кровотечения»

1

Таблица: «Типы кровотечений, остановка кровотечений», кровоостанавливающий жгут.

3(66)

Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки и их влияние на здоровье.

1

Дополнительная литература, статьи из периодической печати.

4(67)

Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания, правила поведения человека в окружающей среде.

Лабораторная работа №15

«Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье»

1

Дополнительная литература, статьи из периодической печати

68

Обобщающий урок

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематический план по биологии (7 класс)

Календарно-тематическое планирование   раздела "Животные" составлена на основе программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономарёвой по альтернативному  учебнику, допущенным Мини...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно тематический план по биологии 8 класс, для учеников VIII вида

КТП по биологии 8 класс " Животные", для учеников 8 вида. Учебник А.И. Никишов, А.В. Теремов...

Календарно-тематический план по биологии 11 класс

Календарно-тематический планирование по биологии 11 класс по учебнику Беляев Д.К,...

Календарно-тематический план по биологии 6 класс

Календарно-тематическое планирование по биологии  6 класс по учебнику Пасечник В. В....

Календарно-тематический план по биологии 7 класс

Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс по учебнику Латюшин В. В....