календарно-тематическое планирование биология 8 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
№ | Тема урока | Часы | Дата | Знания, умения, навыки | Повторение, М.П.С. | Наглядность | Д.З. |
ТЕМА 1. МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА (2 ЧАСА) | |||||||
1-2 (1-2) | Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различие человека и человекообразных обезьян. Человек разумный. | 2 | Основные понятия: Антропогенез, древние люди, человек разумный, человекообразные обезьяны, расы. Развивать:
| Биология 7 класс: «Тип Хордовые», «Млекопитающие», «Приматы» | Скелеты человека и позвоночных, таблицы, иллюстрации, фотографии. | Стр. 3-5 Стр. 5-9 | |
ТЕМА 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (2 ЧАСА) | |||||||
1-2 (3-4) | Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство. | 2 | Формировать:
| Природоведение 5 класс: «Происхождение человека» | Таблица: «Предки человека», фотографии, иллюстрации, дополнительная литература | Стр. 10-15 Стр. 16-19 | |
ТЕМА 3. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗНАНИЙ О СТРОЕНИИ И ФУНКЦИЯХ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА (1 ЧАС) | |||||||
1 (5) | Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий. | 1 | Портреты ученых, дополнительная литература. | ||||
ТЕМА 4. ОБЩИЙ ОБЗОР СТРОЕНИЯ И ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА (4+1 (РЕЗЕРВ) =5 ЧАСОВ) | |||||||
1 (6) | Клеточное строение организма. | 1 | Основные понятия: Ткани: эпителиальные, мышечные, нервные, соединительные, системы органов. | Биология 7 класс: «Клетка» | Таблица: «Строение животной клетки» | ||
2 (7) | Ткани: эпителиальные, соединительные, нервная, мышечные. | 1 | Таблица: «Ткани» | ||||
3 (8) | Лабораторная работа №1 «Изучение микроскопического строения тканей» | 1 | Развивать:
| Биология 6 класс: «Органы» | Микроскоп, микропрепараты | ||
4 (9) | Органы человеческого организма. Лабораторная работа №2 «Распознавание на таблицах органов» | 1 | Таблица: «Органы и системы органов», влажные препараты, муляжи. | ||||
5 (10) | Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза. | 1 | Таблица: «Системы органов человека» | ||||
ТЕМА 5. КООРДИНАЦИЯ И РЕГУЛЯЦИЯ (10+2 (РЕЗЕРВ)=12 ЧАСОВ) | |||||||
Гуморальная регуляция (3 часа) | |||||||
1-2 (11-12) | Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. | 2 | Основные понятия: Гуморальная и нервная регуляция, эндокринные железы, гормоны, рефлекс, центральная, периферическая нервная системы, вегетативная и соматическая части нервной системы, рефлекс, органы чувств. Развивать:
Воспитывать: Бережное отношение к своему здоровью | Биология 6 класс: Тема: «Нервная система и регуляция» Тема: «Рефлекс» Тема: «Нервная система позвоночных» Биология 7 класс: Тема: «Строение нервной системы млекопитающих» Тема: «Нервная система и органы чувств млекопитающих» | Таблица: «Железы внутренней секреции», фотографии больных людей. | ||
3 (13) | Нервно-гуморальная регуляция. | 1 | |||||
Нервная регуляция (9 часов) | |||||||
4 (14) | Нервная регуляция, значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. | 1 | Таблица: «Строение нервной системы человека» | ||||
5 (15) | Вегетативная и соматические части нервной системы. | 1 | Таблица: «Вегетативная и соматическая нервная система» | ||||
6 (16) | Рефлекс: проведение нервного импульса. Лабораторная работа №3 «Изучение изменения размера зрачка» | 1 | Таблица: «Рефлекторная дуга» | ||||
7 (17) | Строение и функции спинного мозга. | 1 | Таблица: «Строение спинного мозга» | ||||
8 (18) | Отделы головного мозга. Большие полушария. Лабораторная работа №4 «Изучение головного мозга человека по муляжам» | 1 | Физика: Тема: «Оптика, линзы, преломление света» Тема: «Звуковые волны» | Таблица: «Строение головного мозга», муляжи, влажные препараты | |||
9 (19) | Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга. | 1 | Таблица: «Строение головного мозга», муляжи, влажные препараты | ||||
10(20) | Органы чувств (анализаторы), их строение, функция. Строение, функции и гигиена органов зрения. | 1 | Таблица: «Строение глаза», модель глаза, влажные препараты | ||||
11(21) | Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. | 1 | Таблица: «Строение уха», модель уха | ||||
12(22) | Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств. | 1 | Таблица: «Анализаторы» | ||||
ТЕМА 6. ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ (8 ЧАСОВ) | |||||||
1-2 (23-24) | Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. | 1 | Основные понятия: Скелет и его отделы, типы соединения костей, мышцы, группы мышц. Развивать:
Уметь:
Воспитывать:
| Биология 7 класс Тема: «Строение скелета млекопитающих» Биология 8 класс Тема: «Ткани» Стр.28-31 Строение мышечных тканей Стр. 29 | Таблица: «Скелет», скелет кошки | ||
3 (25) | Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Лабораторная работа №5 «Изучение внешнего строения костей» | 1 | Таблица: «Строение костей», спилы костей | ||||
4(26) | Рост костей, возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. | 1 | Таблица: «Типы соединения костей», дополнительная литература, иллюстрации | ||||
5(27) | Мышечная система, строение и развитие мышц. Лабораторная работа №6 «Измерение массы и роста своего организма» | 1 | Таблица: «Мышцы» | ||||
6(28) | Основные группы мышц, их функции. | 1 | Таблица: «Мышцы» | ||||
7(29) | Работа мышц, статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Лабораторная работа №7 «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц» | 1 | |||||
8(30) | Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда в правильном формировании опорно-двигательной системы. | 1 | |||||
ТЕМА 7. ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА (3+1(РЕЗЕРВ)=4 ЧАСА) | |||||||
1(31) | Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. | 1 | Основные понятия: Тканевая жидкость, кровь, клетки крови, плазма, группа крови, резус-фактор, донор, реципиент, лимфа, иммунитет, вакцина, прививка, сыворотка. Развивать:
Уметь:
| Биология 6 класс Тема: «Кровь, транспорт веществ» Биология 8 класс Соединительные ткани Стр. 30 Биология 7 класс Тема: «Бактерии, инфекционные болезни» | Таблица: «Строение крови» | ||
2(32) | Клеточные элементы крови: эритроциты, тромбоциты, лейкоциты. Лабораторная работа №8 «Изучение микроскопического строения крови» | 1 | Таблица: «Клетки крови», микроскоп, микропрепараты | ||||
3(33) | Группы крови. Переливание крови. Донорство. Плазма. Свертывание крови. | 1 | Таблица: «Группы крови» | ||||
4(34) | Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. | 1 | Иллюстрации, дополнительная литература | ||||
ТЕМА 8. ТРАНСПОРТ ВЕЩЕСТВ (4 ЧАСА) | |||||||
1(35) | Сердце, его строение и регуляция деятельности. | 1 | Основные понятия: Сердце, его строение, круги кровообращения, пульс, кровяное давление. Уметь:
Развивать: Умение выполнять лабораторные работы, наблюдения и делать самостоятельные выводы | Биология 7 класс Тема: «Строение кровеносной системы млекопитающих» Биология 6 класс Тема: «Кровеносные сосуды» | Таблица: «Строение сердца», муляжи, влажные препараты | ||
2(36) | Большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Лабораторная работа №9 «Определение пульса, подсчет сердечных сокращений». | 1 | Таблица: «Круги кровообращения», секундомер | ||||
3(37) | Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Лабораторная работа №10 «Измерение кровяного давления» | 1 | Тонометр | ||||
4(38) | Заболевания органов кровообращения, их предупреждение. | 1 | Дополнительная литература, иллюстрации | ||||
ТЕМА 9. ДЫХАНИЕ (5 ЧАСОВ) | |||||||
1(39) | Потребность организма человека в кислороде воздуха. Дыхательные движения. Лабораторная работа №11 «Определение частоты дыхания» | 1 | Основные понятия: Органы дыхания, газообмен, голосовой аппарат, искусственное дыхание. Развивать:
Уметь:
| Природоведение 5 класс Тема: «Состав воздуха» Химия Тема: «Кислород» Биология 7 класс Тема: «Строение органов дыхания млекопитающих» Биология 8 класс Тема: «Клетки крови» Стр. 118-121 | Таблица: «Изменение в составе вдыхаемого и выдыхаемого воздуха» | ||
2-3 (40-41) | Органы дыхания, их строение. | 2 | Таблица: «Органы дыхания», влажные препараты, муляжи | ||||
4(42) | Газообмен в легких, тканях, перенос газов эритроцитами и плазмой крови. | 1 | Таблица: «Газообмен в легких» | ||||
5(43) | Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат. | 1 | Таблица: «Проведение искусственной вентиляции легких» | ||||
ТЕМА 10. ПИЩЕВАРЕНИЕ (5 ЧАСОВ) | |||||||
1(44) | Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в питательных веществах. Витамины. Лабораторная работа №12 «Определение норм рационального питания» | 1 | Основные понятия: Питательные вещества и пищевые продукты, органы пищеварения и пищеварительные железы, желудочно-кишечные заболевания. Развивать:
Уметь:
| Химия Органические вещества. Биология 7 класс Тема: «Строение пищеварительной системы млекопитающих» | Таблица: «Питательные вещества и пищевые продукты» | ||
2(45) | Строение и функции органов пищеварения. | 1 | Таблица: «Пищеварительная система человека» | ||||
3(46) | Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. | 1 | Муляжи, иллюстрации | ||||
4(47) | Пищеварение. Этапы процессов пищеварения. Лабораторная работа №13 «Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал» | 1 | Пробирки, раствор крахмала, белок куриного яйца, желудочный сок | ||||
5(48) | Исследования И.П.Павлова в области пищеварения. | 1 | Портрет и биография И.П.Павлова | ||||
ТЕМА 11. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ (2 ЧАСА) | |||||||
1(49) | Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. | 1 | Изучить:
| Биология 8 класс Тема: «Питательные вещества» Стр.148-149 | Таблица: «Пластический и энергетический обмен веществ» | ||
2(50) | Витамины, их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз и гипервитаминоз. | 1 | Таблица: «Витамины» | ||||
ТЕМА 12. ВЫДЕЛЕНИЕ (2 ЧАСА) | |||||||
1(51) | Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ. | 1 | Изучить:
| Биология 8 класс Тема: «Обмен веществ» Стр.163-164 | |||
2(52) | Почки, их строение, функции. Образование мочи. | 1 | Таблица: «Почки», муляжи | ||||
ТЕМА 13. ПОКРОВЫ ТЕЛА (3 ЧАСА) | |||||||
1(53) | Строение и функции кожи. | 1 | Изучить: Строение и функции кожи. Развивать: Понятие о взаимосвязи строения органа и выполняемой им функции. Уметь: Оказывать первую помощь при различных поражениях кожи. | Таблица: «Строение кожи» | |||
2(54) | Роль кожи в теплорегуляции, закаливание. | 1 | Дополнительная литература | ||||
3(55) | Гигиенические требования к одежде и обуви. Заболевание кожи, их предупреждение. | 1 | Таблица: «Гигиена обуви», иллюстрации, дополнительная литература. | ||||
ТЕМА 14. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ (3 ЧАСА) | |||||||
1(56) | Система органов размножения; строение и гигиена. | 1 | Изучить:
Воспитывать: Бережное отношение к своему здоровью. | Биология 7 класс Тема: « Размножение плацентарных млекопитающих» | Таблица: «Органы размножения» | ||
2(57) | Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды, лактация. | 1 | Таблица: «Внутриутробное развитие ребенка» | ||||
3(58) | Рост и развитие ребенка. Планирование семьи. | 1 | Таблица: «Гигиена грудных детей» | ||||
ТЕМА 15. ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (5 ЧАСОВ) | |||||||
1(59) | Рефлекс-основа нервной деятельности. Исследования И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина. Виды рефлексов. | 1 | Основные понятия: Рефлекторная дуга, высшая нервная деятельность, тип нервной системы, память, сознание, мышление. Развивать:
Уметь:
| Биология 8 класс Тема: «Рефлекс» Стр.48-50 Тема: «Строение головного мозга» Стр.54-56 | Таблица: «Рефлекторная дуга», портреты ученых. | ||
2(60) | Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Типы нервной системы. | 1 | Дополнительная литература, тесты. | ||||
3(61) | Познавательные процессы. Речь, мышление, сознание. | 1 | Дополнительная литература, тесты. | ||||
4(62) | Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. | 1 | Дополнительная литература, тесты. | ||||
5 (63) | Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека. | 1 | Дополнительная литература, тесты. | ||||
ТЕМА 16. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ (4 ЧАСА) | |||||||
1-2 (64-65) | Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой медицинской помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожениях. Лабораторная работа №14 «Изучение приемов остановки капиллярного, венозного и артериального кровотечения» | 1 | Таблица: «Типы кровотечений, остановка кровотечений», кровоостанавливающий жгут. | ||||
3(66) | Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки и их влияние на здоровье. | 1 | Дополнительная литература, статьи из периодической печати. | ||||
4(67) | Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания, правила поведения человека в окружающей среде. Лабораторная работа №15 «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье» | 1 | Дополнительная литература, статьи из периодической печати | ||||
68 | Обобщающий урок | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематический план по биологии (7 класс)
Календарно-тематическое планирование раздела "Животные" составлена на основе программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономарёвой по альтернативному учебнику, допущенным Мини...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...
Календарно тематический план по биологии 8 класс, для учеников VIII вида
КТП по биологии 8 класс " Животные", для учеников 8 вида. Учебник А.И. Никишов, А.В. Теремов...
Календарно-тематический план по биологии 11 класс
Календарно-тематический планирование по биологии 11 класс по учебнику Беляев Д.К,...
Календарно-тематический план по биологии 6 класс
Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс по учебнику Пасечник В. В....
Календарно-тематический план по биологии 7 класс
Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс по учебнику Латюшин В. В....