календарно-тематическое планирование биология 7 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
№ | Тема урока | Часы | Дата | Знания, умения, навыки | Повторение, М.П.С. | Наглядность | Д.З. |
ВВЕДЕНИЕ (3 ЧАСА) | |||||||
1 (1) | Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. | 1 | Основные понятия: Уровни организации живых организмов, систематические единицы. Уметь:
| Природоведение 5 класс. Тема: «Одноклеточные и многоклеточные организмы» | Таблица: «Уровни организации живой природы», фотографии, иллюстрации | Стр. 4-6 | |
2 (2) | Основные положения учения Ч.Дарвина о естественном отборе. | 1 | Портрет Ч.Дарвина, таблица: «Естественный отбор» | Стр. 6-7 | |||
3 (3) | Естественная система живой природы как отражение эволюции на Земле. Царства живой природы. | 1 | Природоведение 5 класс. Тема: «Царства живой природы» | Таблица: «Царства живой природы» | Стр.8 (конспект) | ||
РАЗДЕЛ 1. ЦАРСТВО ПРОКАРИОТЫ (3 ЧАСА) | |||||||
1 (4) | Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов. Многообразие форм бактерий. | 1 | Основные понятия: Бактерии, прокариоты, аэробы, анаэробы, сапрофиты, паразиты. Изучить:
Уметь:
Развивать:
| Природоведение 5 класс Тема: «Разнообразие живого. Царства живой природы» Биология 6 класс Тема: «Строение клетки» | Таблица: «Бактерии» | ||
2 (5) | Особенности строения бактериальной клетки. Понятие о типах обмена у прокариот. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот; распространенность и роль в биоценозах. | 1 | Таблица: «Бактерии», иллюстрации, дополнительная литература | ||||
3 (6) Р.К. | Экологическая роль и медицинское значение (на примере представителей подцарства Настоящие бактерии). Инфекционные болезни, распространенные на территории Дальнего Востока. | 1 | Таблица: «Инфекционные заболевания», фотографии, дополнительная литература | ||||
РАЗДЕЛ 2. ЦАРСТВО ГРИБЫ (4 ЧАСА) | |||||||
Тема 2.1. Общая характеристика грибов (3 часа) | |||||||
1 (7) | Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов. Особенности жизнедеятельности, распространенность и экологическое значение. | 1 | Изучить:
Уметь:
Развивать:
Воспитывать: бережное отношение к природе. | Природоведение 5 класс Тема: «Разнообразие живого. Царства живой природы» | Таблицы, фотографии, муляжи | ||
2 (8) Р.К. | Отдел Настоящие грибы, особенности жизнедеятельности и распространение. Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека. Разнообразие съедобных и ядовитых грибов Дальнего Востока. Лабораторная работа №1 «Распознавание съедобных и ядовитых грибов» | 1 | Таблица: «Съедобные и ядовитые грибы», муляжи, фотографии, дополнительная литература | ||||
3 (9) | Отдел Оомицеты; распространение и экологическая роль. Лабораторная работа №2 «Строение плесневого гриба мукора» | 1 | Таблица: «Строение плесневых грибов», микроскоп, микропрепараты | ||||
Тема 2.2. Лишайники (1 час) | |||||||
1 (10) | Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников; особенности жизнедеятельности, распространенность и экологическая роль лишайников. | 1 | Особенности строения клеток грибов | Таблица: «Строение и разнообразие лишайников», фотографии, гербарии | |||
РАЗДЕЛ 3. ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ (16 ЧАСОВ) | |||||||
Тема 3.1. Общая характеристика растений (2 часа) | |||||||
1 (11) | Растительный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов растений. Регуляция жизнедеятельности растений; фитогормоны. | 1 | Биология 6 класс Темы: «Строение клетки», «Ткани растений», «Органы растений» | Таблицы: «Строение растительной клетки», «Органы растения» | |||
2 (12) | Особенности жизнедеятельности растений; фотосинтез, пигменты. Систематика растений; низшие и высшие растения. | 1 | Биология 6 класс Тема: «Питание растений» | Таблица: «Фотосинтез» | |||
Тема 3.2. Низшие растения (2 часа) | |||||||
1 (13) | Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. | 1 | Изучить:
Уметь:
Развивать:
| Таблица: «Хламидомонада» | |||
2 (14) Р.К. | Многообразие водорослей: отделы Зеленые, Бурые и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль, практическое значение. Разнообразие водорослей Дальнего Востока. Лабораторная работа №3 «Изучение внешнего строения водорослей» | 1 | Таблица: «Многоклеточные водоросли», фотографии, гербарии | ||||
Тема 3.3. Высшие растения (4 часа) | |||||||
1 (15) | Происхождение и общая характеристика высших растений. Особенности организации и индивидуального развития высших растений. | 1 | Основные понятия: Высшие растения, споровые растения (мхи, хвощи, плауны, папоротники), семенные растения (голосеменные и покрытосеменные), классы покрытосеменных растений (двудольные и однодольные), семейства растений. Изучить:
| Строение многоклеточных водорослей | |||
2 (16) | Споровые растения, общая характеристика, происхождение. Отдел моховидные; особенности организации, жизненного цикла, распространение и роль в биоценозах. Лабораторная работа №4 «Изучение внешнего строения мхов» | 1 | Таблицы: «Строение мха кукушкин лен», «Строение мха сфагнум», гербарии | ||||
3 (17) | Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла, распространение в природе, роль в биогеоценозах. Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла, распространение в природе, роль в биогеоценозах. | 1 | Строение мхов | Таблицы: «Строение хвоща», «Строение плауна», гербарии | |||
4 (18) Р.К. | Отдел Папоротниковидные; происхождение, особенности организации, жизненный цикл, распространение в природе, роль в биоценозах. Многообразие папоротников Дальнего Востока. Лабораторная работа №5 «Изучение внешнего строения папоротника» | 1 | Строение мхов, хвощей, плаунов | Таблица: «Строение папоротника», гербарии | |||
Тема 3.4. Отдел Голосеменные растения (2 часа) | |||||||
1 (19) | Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. | 1 | Уметь:
сходства и различия.
| Строение папоротников | Таблица: «Строение сосны», фотографии, гербарии | ||
2 (20) Р.К. | Многообразие, распространение голосеменных, их роль в природе и практическое значение. Разнообразие голосеменных растений Дальнего Востока. Лабораторная работа №6 «Изучение строение и многообразия голосеменных растений» | 1 | Фотографии, иллюстрации, «Красная книга Р.Ф.», гербарии | ||||
Тема 3.5. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения (6 часов) | |||||||
1 (21) | Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Лабораторная работа №7 «Изучение строения покрытосеменных растений» | 1 | Развивать:
Воспитывать: Бережное отношение к природе родного края. | Строение органов размножения голосеменных растений. | Фотографии, иллюстрации, таблица «Жизненные формы покрытосеменных растений» | ||
2 (22) Р.К. | Класс Однодольные растения (2 семейства: Лилейные и Злаковые). Разнообразие, редкие растения Дальнего Востока. | 1 | Биология 6 класс Тема: «Строение семян однодольных растений» | Таблицы: «Семейство Лилейные», «Семейство злаковых», гербарии | |||
3-4 (23-24) Р.К. | Класс Двудольные растения (3 семейства: Пасленовые, Розоцветные, Бобовые). Разнообразие двудольных растений Дальнего Востока. | 2 | Биология 6 класс Тема: «Строение семян двудольных растений» | Таблицы: «Семейство Розоцветных», «Семейство Пасленовых», «Семейство Бобовых», гербарии | |||
5-6 (25-26) Р.К. | Многообразие, распространенность цветковых, их роль в биоценозах, в жизни человека и его хозяйственной деятельности. Редкие растения Дальнего Востока. Лабораторная работа №8 «Распознавание наиболее распространенных растений» | 2 | Фотографии, иллюстрации, «Красная книга Р.Ф.» | ||||
РАЗДЕЛ 4. ЦАРСТВО ЖИВОТНЫЕ (37 ЧАСОВ) | |||||||
Тема 4.1. Общая характеристика животных (1 час) | |||||||
1 (27) | Животный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных; нервная, эндокринная, иммунная. Систематика животных; одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и позвоночные). | 1 | Изучить:
| Биология 6 класс Темы: «Системы органов животных», «Ткани животных организмов», «Способы питания животных» | Таблицы, фотографии, иллюстрации | ||
Тема 4.2. Подцарство Одноклеточные (2 часа) | |||||||
1 (28) | Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм; особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Тип Саркожгутиконосцы и Споровики; многообразие | 1 | Уметь:
Развивать:
| Биология 6 класс Тема: «Строение клетки» | Таблица: «Одноклеточные животные», дополнительная литература | ||
2 (29) | Тип Инфузории, многообразие и их роль в биоценозах. Лабораторная работа №9 «Строение инфузории туфельки» | 1 | Микроскоп, микропрепараты, таблица | ||||
Тема 4.3. Многоклеточные животные (1 час) | |||||||
1 (30) | Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии, клетки и ткани. Простейшие многоклеточные – губки; их распространение и экологическое значение. | 1 | Изучить:
| Таблица «Морские губки», фотографии, иллюстрации | |||
Тема 4.4. Двухслойные животные. Тип Кишечнополостные (3 часа) | |||||||
1 (31) | Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. | 1 | Уметь:
Развивать:
| Биология 6 класс Тема: «Ткани животных» | Таблица: «Строение гидры» | ||
2-3 (32-33) Р.К. | Многообразие и распространение кишечнополостных; гидроидные, сцифоидные и кораллы. Роль в природных сообществах. Разнообразие кишечнополостных Дальнего Востока. | 2 | Фотографии, иллюстрации, дополнительная литература | ||||
Тема 4.5. Трехслойные животные. Тип плоские черви (2 часа) | |||||||
1 (34) | Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. | 1 | Изучить:
| Таблица: «Ресничные черви», фотографии, иллюстрации | |||
2 (35) | Приспособление к паразитизму у плоских червей; классы сосальщиков и ленточных червей. Понятие о жизненном цикле; циклы развития печеночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей – паразитов. | 1 | Таблица: «Цикл развития печеночного сосальщика», иллюстрации, дополнительная литература | ||||
Тема 4.6. Первичнополостные. Тип Круглые черви (1 час) | |||||||
1 (36) | Особенности организации круглых червей (на примере аскариды человеческой). Цикл развития аскариды человеческой: меры профилактики аскаридоза. | 1 | Уметь:
| Тип плоские черви | Таблица: «Человеческая аскарида», иллюстрации, дополнительная литература | ||
Тема 4.7. Тип Кольчатые черви (3 часа) | |||||||
1 (37) | Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нереиды); вторичная полость тела. | 1 |
Развивать:
Воспитывать:
| Тип плоские и круглые черви | Таблица: «Строение кольчатых червей» | ||
2 (38) | Многообразие кольчатых червей. Лабораторная работа №10 «Внешнее строение дождевого червя» | 1 | Влажный препарат дождевого червя | ||||
3 (39) | Многощетинковые и малощетинковые черви, пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах. | 1 | Таблица, иллюстрации, фотографии, дополнительная литература | ||||
Тема 4.8. Тип Моллюски (2 часа) | |||||||
1 (40) | Особенности организации моллюсков; смешанная полость тела. Лабораторная работа №11 «Внешнее строение моллюска» | 1 | Изучить:
Развивать:
Воспитывать:
| Строение кольчатых червей | Таблица: «Строение моллюсков», влажные препараты, коллекция раковин моллюсков | ||
2 (41) Р.К. | Многообразие моллюсков; классы брюхоногих, двустворчатых и головоногих. Роль в природе и хозяйственной деятельности человека. Разнообразие моллюсков Дальнего Востока. | 1 | Таблица: «Разнообразие моллюсков», фотографии, иллюстрации, «Красная книга Р.Ф.» | ||||
Тема 4.9. Тип Членистоногие (7 часов) | |||||||
1(42) | Происхождение и особенности организации членистоногих. | 1 | Изучить:
Типа Членистоногие.
Уметь:
| Биология 7 класс Тема: «Кольчатые черви» Стр.127-130 | Таблица: «Членистоногие», скелет речного рака | ||
2(43) | Многообразие членистоногих; классы ракообразных, паукообразных, насекомых и многоножек. Лабораторная работа №12 «Изучение внешнего строения и разнообразия членистоногих» | 1 | Биология 6 класс Тема: «Типы скелетов животных» | Коллекции членистоногих, иллюстрации, фотографии | |||
3(44) Р.К. | Класс Ракообразные. Общая характеристика класса на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных а биоценозах. Разнообразие ракообразных Дальнего Востока. | 1 | Коллекции, таблицы, дополнительная литература, «Красная книга Р.Ф.», фотографии | ||||
4-5 (45-46) Р.К. | Класс Паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Пауки, скорпионы, клещи, многообразие и значение в биоценозах. Разнообразие пауков Дальнего Востока, дальневосточный иксодовый клещ, профилактика энцефалита. | 2 | Биология 7 класс Строение рака. Стр. 145-148 | Коллекции, таблицы, дополнительная литература, «Красная книга Р.Ф.», фотографии | |||
6-7 (47-48) Р.К. | Класс Насекомые; многообразие, общая характеристика класса, отряды насекомых с полным и неполным превращением. Многообразие насекомых и значение в биоценозах. Разнообразие насекомых Дальнего Востока. | 2 | Развивать:
Воспитывать:
| Биология 6 класс «Способы размножения животных» | Коллекции, таблицы, дополнительная литература, «Красная книга Р.Ф.», фотографии | ||
Тема 4.10. Тип Иглокожие (1 час) | |||||||
1(49) Р.К. | Общая характеристика типа, многообразие иглокожих; классы Морские звезды, Морские ежи, Голотурии. Многообразие иглокожих Дальнего востока. | 1 | Изучить:
Воспитывать:
| Биология 7 класс Тема: «Кольчатые черви» Стр.127-130 | Коллекции, таблицы, дополнительная литература, «Красная книга Р.Ф.», фотографии | ||
Тема 4.11. Тип Хордовые. Бесчерепные животные (1 час) | |||||||
1(50) | Происхождение хордовых; подтипы бесчерепных и позвоночных. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник, особенности его организации и распространение. | Изучить:
Типа Хордовые.
| Биология 6 класс Тема: «Типы скелетов животных» | Таблица: «Ланцетник», влажный препарат ланцетника | |||
Тема 4.12. Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы (2 часа + 1 час из резерва = 3 часа) | |||||||
1(51) | Происхождение рыб, общая характеристика. Лабораторная работа №13 «Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни» | 1 | Уметь:
Развивать:
Воспитывать: Бережное отношение к природе родного края | Природоведение 5 класс Тема: «Водная среда обитания, приспособления организмов» | Таблица: «Внешнее и внутреннее строение рыб», влажные препараты рыб | ||
2 (52) | Класс Хрящевые рыбы (акулы и скаты) | 1 | Таблица: «Хрящевые рыбы», фотографии | ||||
3(53) Р.К. | Класс Костные рыбы. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышащие. Многообразие рыб Дальнего Востока, редкие виды рыб. | 1 | таблицы, дополнительная литература, «Красная книга Р.Ф.», фотографии | ||||
Тема 4.13. Класс Земноводные (2 часа) | |||||||
1 (54) | Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Сруктурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки. Лабораторная работа №14 «Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни» | 1 | Изучить:
Развивать:
Воспитывать: Бережное отношение к природе родного края | Биология 6 класс Тема: «Способы полового размножения животных» | Таблица: «Внешнее и внутреннее строение лягушки», влажные препараты лягушки, скелет лягушки | ||
2(55) Р.К. | Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии; многообразие, среда обитания и экологические особенности. Разнообразие амфибий Дальнего Востока. | 1 | таблицы, дополнительная литература, «Красная книга Р.Ф.», фотографии | ||||
Тема 4.14. Класс Пресмыкающиеся (2 часа + 1 час резерв = 3 часа) | |||||||
1(56) | Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Вымершие группы пресмыкающихся. | 1 | Изучить:
класса Рептилии.
Развивать:
Воспитывать: Бережное отношение к природе родного края. | Общая характеристика земноводных Стр.186-191 Природоведение 5 класс Тема: «Развитие жизни на Земле. Древние животные» | Таблица: «Внешнее и внутреннее строение ящерицы», влажные препараты, иллюстрации | ||
2-3 (57-58) Р.К. | Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы и черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий; положение в экологических системах. Разнообразие рептилий Дальнего Востока, редкие рептилии. | 2 | таблицы, дополнительная литература, «Красная книга Р.Ф.», фотографии | ||||
Тема 4.15. Класс птицы (4 часа) | |||||||
1-2 (59-60) | Происхождение птиц; первоптицы и их предки; настоящие птицы. Килегрудые или летающие; бескилевые или бегающие; пингвины или плавающие. Лабораторная работа №15 «Особенности внешнего строения птиц в вязи с образом жизни» | 2 | Изучить:
класса.
Уметь:
Воспитывать: Бережное отношение к природе родного края | Общая характеристика рептилий Стр.196-199 | Таблица: «Внешнее и внутреннее строение птицы», иллюстрации, фотографии, влажные препараты, скелет птицы | ||
3-4 (61-62) Р.К. | Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воздушных пространств, болот, водоемов и побережий). Разнообразие птиц Дальнего Востока, редкие птицы. Охрана и привлечение птиц; домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности. | 2 | таблицы, дополнительная литература, «Красная книга Р.Ф.», фотографии | ||||
Тема 4.16. Млекопитающие (4 часа) | |||||||
1 (63) | Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна), низшие звери (сумчатые), настоящие звери (плацентарные) | 1 | Изучить:
класса.
Уметь:
Развивать:
Воспитывать: Бережное отношение к природе родного края | Биология 6 класс Тема: «Способы размножения животных» | Таблицы: «Утконос и ехидна», «Сумчатые Австралии», дополнительная литература, фотографии | ||
2 (64) | Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы. Лабораторная работа №16 «Изучение строения млекопитающих» | 1 | Таблица: «Внешнее и внутреннее строение собаки», скелет и влажные препараты | ||||
3-4 (65-66) Р.К. | Основные отряды плацентарных млекопитающих: насекомоядные, рукокрылые, грызуны, хищные, ластоногие, китообразные, парнокопытные и непарнокопытные, приматы. Разнообразие млекопитающих Дальнего Востока, редкие млекопитающие. | 2 | таблицы, дополнительная литература, «Красная книга Р.Ф.», фотографии | ||||
67 | Обобщающий урок | 1 | |||||
68 | Экскурсия в краеведческий музей: «Разнообразие животных Дальнего Востока» | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематический план по биологии (7 класс)
Календарно-тематическое планирование раздела "Животные" составлена на основе программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономарёвой по альтернативному учебнику, допущенным Мини...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...
Календарно тематический план по биологии 8 класс, для учеников VIII вида
КТП по биологии 8 класс " Животные", для учеников 8 вида. Учебник А.И. Никишов, А.В. Теремов...
Календарно-тематический план по биологии 11 класс
Календарно-тематический планирование по биологии 11 класс по учебнику Беляев Д.К,...
Календарно-тематический план по биологии 6 класс
Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс по учебнику Пасечник В. В....
Календарно-тематический план по биологии 7 класс
Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс по учебнику Латюшин В. В....