Тематическое планирование по биологии 6 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (6 класс) на тему

Летунова Светлана Леонидовна

Тематическое планирование составлено по УМК В.В.Пасечника (ФГОС)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tematicheskoe_planirovanie_6_fgos_pasechnik_-_kopiya.doc139.5 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

 «БИОЛОГИЯ. МНОГООБРАЗИЕ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ 6 КЛАСС»

Общее количество часов — 34, в неделю — 1час.

дата

№ п\п

Тема урока

Планируемые результаты  (в соответствии ФГОС)

коррекция

предметные

метапредметные

УУД

личностные

Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (15 часов)

1

Строение семян двудольных растений   Лабораторная работа№1

Изучение строения семян двудольных растений

Определяют понятия «двудольные растения», «семядоля», «эндосперм», «зародыш», «семенная кожура», «микропиле»

Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение лабораторной работы

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы лабораторной  работы. Работают по плану

умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

2

Строение семян однодольных растений  Лабораторная работа№2

Изучение строения семян однодольных растений

Определяют понятия «однодольные растения», «семядоля», «эндосперм», «зародыш», «семенная кожура», «микропиле»

Познавательные УУД: умение выбирать смысловые единицы текста и устанавливают отношения между ними

Регулятивные УУД:  Применяют инструктаж-памятку последовательности действий при проведении анализа строения семян

Коммуникативные УУД Умеют слушать и слышать друг друга Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме

умение применять полученные на уроке знания на практике. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

3

Входной контроль

4

Виды корней. Типы корневых систем  Лабораторная работа№3

 Виды корней. Стержневые и мочковатые корневые системы

Функции корня. Главный, боковые и придаточные корни. Стержневая и мочковатая корневые системы.

Познавательные УУД:

 Анализируют виды корней и типы корневых систем

Регулятивные УУД: 

умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД:

 Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений

Ученик осмысленно относится к тому, что делает, знает для чего он это делает,

5

Строение корней

Лабораторная работа№4

Корневой чехлик и корневые волоски Условия произрастания и видоизменения корней

Определяют понятия «корневой чехлик», «корневой волосок», «зона деления», «зона растяжения», «зона всасывания», «зона проведения».Определяют понятия «корнеплоды», «корневые клубни», «воздушные корни», «дыхательные корни».

Познавательные УУД:

умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Регулятивные УУД: 

Устанавливают причинно-следственные связи между условиями существования и видоизменениями корней

Коммуникативные УУД

умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

6

Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега  Лабораторная работа№5

 Строение почек. Расположение почек на стебле

Определяют понятия «побег», «почка», «верхушечная почка», «пазушная почка», придаточная почка», «вегетативная почка», «генеративная почка», «конус нарастания», «узел», «междоузлие», «пазуха листа», «очередное листорасположение», «супротивное листорасположение», «мутовчатое расположение».

Познавательные УУД:

умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное..

Регулятивные УУД: 

Анализируют результаты лабораторной работы и наблюдений за ростом и развитием побега

Коммуникативные УУД 

умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях, формирование бережного отношения к окружающей природе

7

Внешнее строение листа  Лабораторная работа№6

 Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение

Определяют понятия «листовая пластинка», «черешок», «черешковый лист», «сидячий лист», «простой лист», «сложный лист», «сетчатое жилкование», «параллельное жилкование», «дуговое жилкование

Познавательные УУД:

Устанавливают цели лабораторной работы  Анализируют

увиденное

Регулятивные УУД: 

Заполняют таблицу по результатам изучения различных листьев

Коммуникативные УУД Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его

Эстетическое восприятие природы

8

Клеточное строение листа. Видоизменение листьев  Лабораторные работы №7

Строение кожицы листа

Клеточное строение листа

Определяют понятия «кожица листа», «устьица», «хлоропласты», «столбчатая ткань листа», «губчатая ткань листа», « мякоть листа», «проводящий пучок», «сосуды», « ситовидные трубки», «волокна», «световые листья», «теневые листья», «видоизменения листьев».

Познавательные УУД:

. Устанавливают цели лабораторной работы  Анализируют

увиденное

Регулятивные УУД: 

Выполняют лабораторные работы и обсуждают их результаты 

Коммуникативные УУДУ

умеют слушать и слышать друг друга 

умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

9

Строение стебля. Многообразие стеблей  Лабораторная работа №8

Внутреннее строение ветки дерева

Определяют понятия «травянистый стебель», «деревянистый стебель», «прямостоячий стебель», «вьющийся стебель», «лазающий стебель», «ползучий стебель», «чечевички», «пробка», «кора», «луб», «ситовидные трубки», « лубяные волокна», «камбий», «древесина», «сердцевина», «сердцевинные лучи».

Познавательные УУД:

Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними.

Регулятивные УУД: 

Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты 

Коммуникативные УУД Интересуются чужим мнением и высказывают свое Умеют слушать и слышать друг друга

 формирование бережного отношения к окружающей природе

10

Видоизменение побегов  Лабораторная работа №9

Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица

Определяют понятия «видоизмененный побег», «корневище», «клубень», «луковица».

Познавательные УУД: знакомятся с видоизмененными побегами -клубнем и луковицей

Регулятивные УУД: 

Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты

Коммуникативные УУД Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме

осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях

11

Цветок и его строение  Лабораторная работа №10

Изучение строения цветка

Определяют понятия «пестик», «тычинка», «лепестки», «венчик», «чашелистики», « чашечка», «цветоножка», «цветоложе», «простой околоцветник», «двойной околоцветник», «тычиночная нить», «пыльник», «рыльце», «столбик», «завязь», «семязачаток», «однодомные растения», «двудомные растения».

Познавательные УУД:

: умение работать с различными источниками информации\, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

Регулятивные УУД: 

Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты

Коммуникативные УУД

Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений

Эстетическое восприятие природы

12

Соцветия  Лабораторная работа №11

Ознакомление с различными видами соцветий

Познавательные УУД:

Знакомятся с простыми и сложными соцветиями, делают вывод о биологическом значении соцветий

Регулятивные УУД: 

Выполняют лабораторную работу. Заполняют таблицу по результатам работы с текстом учебника и дополнительной литературой

Коммуникативные УУД  Учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

Эстетическое восприятие природы

13

Плоды и их классификация

Лабораторная работа №12

Ознакомление с сухими и сочными плодами

Определяют понятия «околоплодник», «простые плоды», «сборные плоды», «сухие плоды», «сочные плоды», «односемянные плоды», «многосемянные плоды», «ягода», « костянка», «орех», « зерновка», «семянка», «боб», «стручок», «коробочка», «соплодие».

 Познавательные УУД:

Знакомятся с классификацией плодов

Регулятивные УУД: 

Выполняют лабораторную работу. Анализируют и сравнивают различные плоды

Коммуникативные УУД

Обсуждают результаты работы Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении

Знакомясь с плодами, делают вывод о их многообразии, и использовании их в пищу. Осознают важность этих знаний для сохранения здоровья

14

Распространение плодов и семян

Познавательные УУД:

Наблюдают за способами распространения плодов и семян в природе

Работают с текстом учебника, коллекциями, гербарными экземплярами.

Регулятивные УУД: 

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения

Коммуникативные УУД

 Готовят сообщение «Способы распространения плодов и семян и их значение для растений»

Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

15

Контрольная работа №1

 по теме. Строение и многообразие покрытосеменных растений

Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний

Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами

Учатся применять полученные на уроке знания на практике

Раздел 2. Жизнь растений (10 часов)

16

Минеральное питание растений

Определяют понятия «минеральное питание», «корневое давление», «почва», «плодородие», «удобрение».

Познавательные УУД:

.Выделяют существенные признаки почвенного питания растений. Объясняют необходимость восполнения запаса питательных веществ в почве путём внесения удобрений.

Регулятивные УУД: 

Учатся самостоятельно обнаруживать учебную проблему, определять цель учебной деятельности

Коммуникативные УУД  Оценивают вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений.

 Понимают вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Знакомятся с мерами охраны природной среды

17

Фотосинтез

Роль растений в образовании и накоплении органических веществ и кислорода на Земле Значение фотосинтеза

Познавательные УУД:

.Выявляют приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза. Определяют условия протекания фотосинтеза.

Регулятивные УУД: 

Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий 

Коммуникативные УУД

Интересуются чужим мнением и высказывают свое . Умеют слушать и слышать друг друга делать выводы

Объясняют значение фотосинтеза и роль растений в природе и жизни человека

18

Дыхание растений

Дыхание растений, его сущность

Роль устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений. Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза

Познавательные УУД:

Выделяют существенные признаки дыхания

Регулятивные УУД: 

Объясняют роль дыхания в процессе обмена веществ. Объясняют роли кислорода в процессе дыхания. Раскрывают значение дыхания в жизни растений.

Коммуникативные УУД

Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении

Устанавливают взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза

19

Испарение воды растениями. Листопад

Испарение воды растениями, его значение. Листопад, его значение. Осенняя окраска листьев

Познавательные УУД:

Определяют значение испарения воды и листопада в жизни растений

Регулятивные УУД: 

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения

Коммуникативные УУД

Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции

умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.

20

Передвижение воды и питательных веществ в растении

Лабораторная работа №13

Передвижение веществ по побегу растения

Проводят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Приводят доказательства (аргументация) необходимости защиты растений от повреждений

Познавательные УУД:

Объясняют роль транспорта веществ в процессе обмена веществ. Объясняют механизм осуществления проводящей функции стебля. Объясняют особенности передвижения воды, минеральных и органических веществ в растениях.

Регулятивные УУД: 

Анализируют информацию о процессах протекающих в растении

Коммуникативные УУД

Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции

Осознание необходимости бережного отношения к окружающей природе.

21

Прорастание семян

Лабораторная работа №14

 Определение всхожести семян растений и их посев

.  Условия, необходимые для прорастания семян. Посев семян. Рост и питание проростков

Познавательные УУД:

. Объясняют роль семян в жизни растений

Регулятивные УУД: 

Выявляют условия, необходимые для прорастания семян.

Коммуникативные УУД

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно

Обосновывают необходимость соблюдения сроков и правил проведения посевных работ

22

Способы размножения растений

Раскрывают особенности и преимущества полового размножения по сравнению с бесполым. Объясняют значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира

Познавательные УУД:

Определяют значение размножения в жизни организмов. Характеризуют особенности бесполого размножения. Объясняют значение бесполого размножения.

Регулятивные УУД: 

Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий,

Коммуникативные УУД

Представление о размножении как главном свойстве живого, обеспечивающем продолжение рода Значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира

23

Размножение споровых растений

Размножение водорослей, мхов, папоротников. Половое и бесполое размножение у споровых. Чередование поколений

Познавательные УУД:

Объясняют роль условий среды для полового и бесполого размножения, а также значение чередования поколений у споровых растений

Регулятивные УУД: 

умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД

умение слушать учителя, высказывать свое мнение

Понимание роли половых клеток в размножении живых организмов.

Представление о родстве живых организмов, населяющих нашу планету

24

Размножение семенных растений

Определение понятий: «пыльца», «пыльцевая трубка», «пыльцевое зерно», «зародышевый мешок», «пыльцевход», «центральная клетка», «двойное оплодотворение», «опыление», «перекрестное опыление», «самоопыление», «искусственное опыление».

Познавательные УУД:

Сравнивают различные способы опыления и их роли. Объясняют значение оплодотворения и образования плодов и семян.

Регулятивные УУД: 

умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыков самооценки и самоанализа

Коммуникативные УУД

Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении находят дополнительную информацию в ‘электронном приложении

Представление о размножении как главном свойстве живого, обеспечивающем продолжение рода

25

Вегетативное размножение покрытосеменных растений

Лабораторная работа№15

 Вегетативное размножение комнатных растений

Определяют понятия «черенок», «отпрыск», «отводок», «прививка», «культура тканей», «привой», «подвой».         

Познавательные УУД:

. Объясняют значение вегетативного размножения покрытосеменных растений и его использование человеком

Регулятивные УУД: 

Составляют план и последовательность действий

Коммуникативные УУД

Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений

Отрабатывают умение работы с живыми объектами природы

Раздел 3. Классификация растений (6 часов)

26

Систематика растений

Определяют понятия «вид», «род», «семейство», «класс», «отдел», «царство».

Познавательные УУД: Выделяют признаки, характерные для двудольных и однодольных растений

Регулятивные УУД: 

развитие умения планировать свою работу при выполнении заданий учителя.

Коммуникативные УУД

знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии

сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений

27

Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные

Выделяют основные особенности растений семейств Крестоцветные и Розоцветные

Познавательные УУД: Знакомятся с определительными карточками

Регулятивные УУД: 

Определяют растения по карточкам

Коммуникативные УУД

знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии

Работать с гербариями, определять растения различных классов; выделять признаки

изучаемых растений; давать морфолого-биологическую характеристику растениям.

28

Семейства Пасленовые и Бобовые

Выделяют основные особенности растений семейств Пасленовые и Бобовые

Познавательные УУД:

 сравнение биологических объектов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

Регулятивные УУД: 

Определяют растения по карточкам

Коммуникативные УУД

знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии

Работать с гербариями, определять растения различных классов; выделять признаки

изучаемых растений; давать морфолого-биологическую характеристику растениям.

29

         Семейство Сложноцветные

Выделяют основные особенности растений семейства Сложноцветные

Познавательные УУД:

сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

Регулятивные УУД: 

Определяют растения по карточкам

Коммуникативные УУД

знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии

Работать с гербариями, определять растения различных классов; выделять признаки

изучаемых растений; давать морфолого-биологическую характеристику растениям.

30

Класс Однодольные. Семейства Злаковые и Лилейные.

Выделяют основные особенности растений семейств Злаковые и Лилейные

Познавательные УУД:

сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

Регулятивные УУД: 

Определяют растения по карточкам

Коммуникативные УУД

умение работать в составе творческих групп

Работать с гербариями, определять растения различных классов; выделять признаки

изучаемых растений; давать морфолого-биологическую характеристику растениям.

31

Важнейшие сельскохозяйственные растения

Познавательные УУД:

Знакомятся с важнейшими сельскохозяйственными  растениями,

Коммуникативные УУД Готовят сообщения на основе изучения текста учебника, дополнительной литературы и материалов Интернета об истории введения в культуру и агротехнике важнейших культурных двудольных и однодольных растений, выращиваемых в местности проживания школьников

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками,

         Раздел 4. Природные сообщества (3 часа)

32

Природные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе

Определяют понятия «растительное сообщество», «растительность», «ярусность».

Познавательные УУД:

. Характеризуют различные типы растительных сообществ. Устанавливают взаимосвязи в растительном сообществе

Регулятивные УУД: 

Устанавливают причинно-следственные связи  

Коммуникативные УУД Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий

формирование личностных представлений о  целостности природы

§31

33

Развитие и смена растительных сообществ

Экскурсия Природное сообщество и человек

Определяют понятие «смена растительных сообществ»

Познавательные УУД:

Смена растительных сообществ. Типы растительности  родного края

Регулятивные УУД: 

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней

Коммуникативные УУД Работают в группах. Подводят итоги экскурсии (отчет)

Узнавать и различать растения различных экологических групп

34

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир

Защита проектов «Покрытосеменные растения Красной книги Тюменской области»

Определяют понятия «заповедник», «заказник», «рациональное природопользование».

Познавательные УУД: Обсуждают отчет по экскурсии

Регулятивные УУД: 

Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные УУД

Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении Выбирают задание на лето

формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

1- час резерв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс «Биология. Линия жизни».

Календарно-тематическое планирование составлено в полном соответствии Программы  основного общего образования по биологии  для 6 – 9 классов общеобразовательных учреждений...

Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс «Биология. Линия жизни».

Календарно-тематическое планирование составлено в полном соответствии Программы  основного общего образования по биологии  для 6 – 9 классов общеобразовательных учреждений...

Рабочая программа и тематическое планирование по биологии 6 класс к УМК Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений / Пасечник, В.В.-12-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009

В рабочей программе выделены: основное содержание ( тема, количество часов, демонстрационные опыты, лабораторные и практические работы учащихся), основные требования к знаниям и умениям, навыков учащи...

Календарно-тематическое планирование по биологии к УМК В. М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко."Биология. Животные. 7 класс"

В планировании указаны: название темы, количество часов, тема урока,лабораторная, практическая работы, домашнее задание...

Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс на основе УМК «Биология. 5-9 класс» В.В. Пасечник (базовый уровень)

Календарно- тематическое планирование по биологии 7 класс УМК "Биология.5-9 класс В.В.Пасечник (базовый уровень)...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии. Класс 11 класс (профильный)

Количество часов: всего _105  часов; в неделю _3_ часа; Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Са...

Рабочие программы и календарно-тематическое планирование по биологии для 6-9 классов по учебникам линии УМК «Биология - Сферы» (Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Цехмистренко Т.А.)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, личностные, предметные и метапредметные результаты освоения биологии, содержание курса, тематическое планирова...