рабочая программа по биологии 9 класс, ФК ГОС
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему

рабочая программа по биологии 9 класс, ФК ГОС 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bio_9_klass.rar90.91 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по биологии, примерной программы основного  общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии). Также использованы Программы для общеобразовательных учреждений и лицеев и гимназий. Биология. 6 – 11 классы - М., Дрофа, 2010, (авт. Пасечник В.В. и др.), полностью отражающих содержание примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся и предназначена для изучения в 9 классе основной школы.

Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю, 68 часов в год.

        На данной ступени образования завершается изучение курса биологии в основной школе. Это достигается изучением общебиологических закономерностей, уровней организации жизни, эволюционных учений.

        Изучение биологии на данной ступени образования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

        На данной ступени образования можно определить следующие цели компетентностного подхода:

- развитие личности обучающегося, его познавательных способностей;

- создание условий для творческой деятельности;

- обеспечение возможности успешного обучения на протяжении всей жизни.

        Изучение общебиологических закономерностей начинается с изучения уровней организации живой природы. При изучении молекулярного уровня организации жизни даётся представление о биополимерах: белках, углеводах, липидах, нуклеиновых кислотах, АТФ и других органических соединениях клетки. Далее раскрываются вопросы строения и жизнедеятельности клетки. Эти знания служат основой для рассмотрения закономерностей наследственности и изменчивости, проявляющихся на организменном уровне. При изучении популяционно-видового, экосистемного и биосферного уровней обобщаются и углубляются понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и воспитывают ответственность человека за жизнь на Земле. Завершается курс изучением гипотез возникновения и развития жизни на земле.

        

Межпредметные связи:

 химия,

 история,

 география,

 изобразительное искусство,

 основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ),

 информационно-коммуникативные технологии.

        При проведении уроков используются комбинированные уроки, уроки-лекции, уроки обобщения и закрепления изученного материала, уроки-диспуты, индивидуальная работа учащихся и работа в группах. Программа предполагает лабораторные работы, позволяющие развивать мышление, обучать приёмам самостоятельной учебной деятельности, способствовать интересу к предмету. На уроках обобщения знания, полученные при изучении данной темы, систематизируются и закрепляются, что способствует пониманию целостности изучаемого.

        Предпочтительными формами контроля на данном уровне обучения являются тестовые задания различных уровней сложности, позволяющие готовить обучающихся к ЕГЭ; устные зачеты, развивающие умение правильно и кратко излагать мысли научным языком.

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения данного курса учащийся должен

Знать / понимать:

        - признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток животных и растений; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы;

        -сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, наследственность, изменчивость, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах;

Уметь:

        -объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира; родство, общность, происхождения и эволюции растений и животных; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды; взаимосвязи человека и окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний.

         -изучать биологические объекты и процессы: рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты.

        -распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки;

        -выявлять: изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

        -анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

        Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:

        -соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями и вирусами; предупреждения ВИЧ-инфекции;

        -соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Учебно-тематический план.

          Тема

Количество

часов

Лабораторные работы

Контрольные работы

1.

Введение.

2

-

-

2.

Уровни организации живой природы.

51

3

4

2.1.

Молекулярный уровень.

7

-

1

2.2.

Клеточный уровень.

13

1

1

2.3.

Организменный уровень.

15

1

1

2.4.

Популяционно-видовой уровень.

4

1

-

2.5.

Экосистемный уровень.

8

-

2.6.

Биосферный уровень.

4

-

1

3.

Эволюция.

8

-

4.

Возникновение и развитие жизни.

7

1

1

Всего:

68

4

5

Содержание  программы.

Введение. (2 ч )

Биология – наука о жизни. Методы исследования в биологии. Значение биологии. Сущность жизни и свойства живого.

В результате изучения темы учащиеся должны

Знать:

- Определение биологии как науки;

- основные методы биологии;

- признаки живого;

- значение биологии.

Раздел 1. Уровни организации живой природы ( 51 ч ).

Глава 1. Молекулярный  уровень  ( 7 ч ) .

Молекулярный уровень. Углеводы. Липиды. Состав, строение и функции белков. Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения клетки. Катализаторы. Вирусы.

В результате изучения темы учащиеся должны

 знать:

- строение и функции белков, жиров, углеводов и нуклеиновых кислот;

- строение и значение АТФ- универсального источника энергии в клетке;

- функции биологических катализаторов;

- строение вирусов, их значение для живых организмов;

- меры профилактики вирусных заболеваний.

Глава 2. Клеточный уровень ( 13 ч ).

Основные положения клеточной теории. Клеточная мембрана. Ядро. Эндоплазматическая сеть, рибосомы, комплекс Гольджи. Лизосомы. Митохондрии. Пластиды. Клеточный центр. Органоиды движения. Включения. Сравнение клеток эукариот и прокариот. Обмен веществ и превращение энергии. Энергетический обмен. Способы питания. Автотрофы. Гетеротрофы. Пластический обмен. Фотосинтез и хемосинтез. Синтез белков в клетке. Деление клеток. Митоз.

 Лабораторная работа:

Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом.

В результате изучения темы учащиеся должны

 знать:

- основные положения клеточной теории;

- строение и функции клеточной мембраны, ядра, цитоплазмы и органоидов клетки;

- особенности пластического и энергетического обменов в клетке;

- типы питания клеток;

- сущность митоза – основного способа деления клеток.

Уметь:

- рассматривать под микроскопом препараты растительных и животных клеток, сравнивать их;

- распознавать и описывать по таблицам и схемам органоиды клеток и процессы, происходящие в клетках.

Глава 3. Организменный уровень (15 ч.).

Бесполое размножение организмов. Половое размножение организмов. Половые клетки. Мейоз. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Сцепленное наследование признаков. Взаимодействие генов. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Мутационная изменчивость. Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова. Основные методы селекции.  

Лабораторная работа:

Выявление изменчивости организмов.

В результате изучения темы учащиеся должны

Знать:

 - способы размножения живых организмов;

 - периоды и стадии онтогенеза;

 - биогенетический закон;

 - определение генетики;

 - основные законы наследственности;

 - закономерности изменчивости;

 - основные методы селекции.

Уметь:

 - распознавать и описывать по таблицам и схемам процессы гаметогенеза, оплодотворения, наследования признаков;

 - составлять схемы скрещивания;

 - работать с гербарным материалом, коллекциями, живыми объектами, сравнивать их.

Глава 4. Популяционно–видовой уровень.(4 ч.)

Вид. Его критерии. Структура вида. Популяции. Экология как наука. Экологические факторы.

Лабораторная работа:

Изучение морфологического критерия вида.

В результате изучения темы учащиеся должны

Знать:

 - определение вида, его критерии и структура;

 - определение популяции;

 - определение экологии, экологические факторы.

Уметь:

 - распознавать и объяснять по таблицам критерии вида;

 - работать с гербарным материалом, коллекциями и живыми объектами, сравнивать их.

Глава 5. Экосистемный уровень.(8 ч.)

Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Продуктивность сообщества. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.

В результате изучения темы учащиеся должны

Знать:

 - состав и свойства экосистем;

 - обмен веществ и энергии в экосистеме;

 - понятие экологической сукцессии.

Уметь:

 - по таблицам распознавать биоценозы, определять их морфологическую и пространственную структуру;

 - строить простейшие пищевые цепи.

Глава 6. Биосферный уровень (4 ч.).

Биосфера и её структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.

В результате изучения темы учащиеся должны

Знать:

 - понятие биосферы, ее структуру;

 - среды жизни и особенности живых организмов, обитающих в них;

 - круговорот азота, фосфора и углерода в биосфере;

 - основы рационального природопользования.

Раздел 2. Эволюция органического мира.

Глава 7. Эволюция  (8 ч)                

Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции. Наследственность. Изменчивость. Борьба за существование. Естественный отбор. Приспособленность и её относительность. Образование видов – микроэволюция. Макроэволюция. Основные закономерности эволюции.

  В результате изучения темы учащиеся должны

Знать:

- роль идей К. Линнея, Ж. Б. Ламарка, Ч. Дарвина  в развитии эволюционных теорий;

- основные движущие силы эволюции;

- виды изменчивости организмов.

Глава 8. Возникновение и развитие жизни (7 ч).

Гипотезы происхождения жизни. Гипотеза Опарина – Холдейна. Современные гипотезы происхождения жизни. Краткая история развития органического мира. Архейская эра. Протерозой и палеозой. Мезозой. Кайнозой.

Лабораторная работа:

Изучение палеонтологических доказательств эволюции.

В результате изучения темы учащиеся должны

Знать:

- основные гипотезы происхождения жизни на земле;

- основные этапы происхождения жизни на земле;

Уметь:

- сравнивать палеонтологические находки с ныне живущими организмами и делать выводы.

КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ

Зачет по теме «Молекулярный уровень».

Вариант 1

Часть А. 1. Укажите вещество, которое не входит в состав нуклеотидов:                                    

                     А) сахар    Б) аминокислота    В) азотистое основание      Г) остаток фосфорной кислоты                                                                2. Какой углевод выполняет запасающую функцию в растительных клетках?                          

             А) крахмал         Б) глюкоза           В) гликоген                  Г) целлюлоза                              

3.Что представляют собой соединения, образованные из жирных кислот и многоатомного спирта глицерина?      А) липиды         Б) белки         В) углеводы             Г) нуклеотиды    

 4. Какое азотистое основание не входит в состав нуклеотидов РНК?                                  

                    А) гуанин          Б) цитозин            В) тимин                        Г) урацил                    

5.Сколько типов аминокислот являются мономерами белка?                        

                               А) 4                    Б) 20                      В) 60                             Г) более 100                                                    6. Какие функции в клетке выполняет вода?                            

        А) среда для протекания биохимических реакций      Б) терморегуляция                   В) растворитель                                      Г) все перечисленные функции                                

7. Что такое первичная структура белка?  

 А) регулярная укладка звеньев белковой молекулы за счет образования между ними водородных связей  

  Б) последовательность аминокислот в полипептидной цепи      

  В) трехмерная пространственная конфигурация белковой молекулы, образованная за счет ковалентных связей и гидрофобных взаимодействий    

 Г) объединение нескольких полипептидных цепей в агрегат          

8. Из каких мономеров состоят нуклеиновые кислоты?                                                          

         А) из нуклеотидов       Б) из моносахаридов       В) из аминокислот     Г) из фосфолипидов

9. Какое азотистое основание входит в состав АТФ?                                            

       А) тимин          Б) урацил               В) гуанин                     Г) аденин                      

10. Какое вещество является мономером гликогена?                                                    

     А) нуклеотид         Б) глюкоза             В) аминокислота             Г) фосфолипид                      

11. Что такое вторичная структура белка?                                                                                

    А) глобула         Б) линейная последовательность аминокислот           В) спираль        

    Г) несколько глобул                                                                                                                                  

12. Какой  из химических элементов одновременно входит в состав костной ткани и нуклеиновых кислот?  

 А) калий             Б) фосфор          В) кальций                  Г) цинк    

 13. У детей развивается рахит при недостатке:                                                                              

     А) марганца и железа     Б) кальция и фосфора     В) меди и цинка      Г) серы и азота      

 14. Какое из названных химических соединений не является биополимером?                  

  А) белок        Б) глюкоза     В) дезоксирибонуклеиновая кислота      Г) целлюлоза        

15. Клетки какого организма наиболее богаты углеводами?      А) клетки мышц человека       Б) клетки клубня картофеля        В) клетки кожицы лука    Г) подкожная клетчатка медведя

16. В каком отделе пищеварительной системы начинается расщепление углеводов?          

А) в желудке   Б) в тонком кишечнике      В) в полости рта Г) в двенадцатиперстной кишке

17. Изменяемыми частями аминокислот является:  

А) аминогруппа и карбоксильная группа     Б) радикал       В) карбоксильная группа          Г) радикал и карбоксильная группа

 18. Молекулы белков отличаются друг от друга:                                                                      

 А) последовательностью чередования аминокислот       Б) количеством аминокислот в молекуле    

 В) формой третичной структуры       Г) всеми указанными особенностями    

19. В процессе биохимических реакций ферменты

А) ускоряют реакции и сами при этом не изменяются   Б) ускоряют реакции и изменяются в результате реакции       В) замедляют химические реакции, не изменяясь     Г) замедляют химические реакции,  изменяясь       20. Для лечения тяжелых форм сахарного диабета больным необходимо вводить:      

      А) гемоглобин     Б) инсулин    В) антитела      Г) гликоген                                                

Часть В

1. В каком случае правильно названы все отличия и-РНК от ДНК?        

      А) одноцепочная, содержит дезоксирибозу, хранит информацию  

      Б) двуцепочная, содержит рибозу, передает информацию  

       В) одноцепочная, содержит рибозу, передает информацию  

      Г) двуцепочная, содержит дезоксирибозу, хранит информацию      

Часть С  

 Если цепь ДНК содержит 28% нуклеотида А, то чему примерно должно равняться количество нуклеотида Г?      А) 28%       Б) 14%       В) 22%           Г) 44%

Вариант 2

Часть А.

1. Какое из названных химических соединений не является биополимером?    

  А) белок        Б) глюкоза     В) дезоксирибонуклеиновая кислота         Г) целлюлоза                

 2. Клетки какого организма наиболее богаты углеводами?  

А) клетки мышц человека       Б) клетки кожицы лука    

  В) подкожная клетчатка медведя      Г) клетки клубня картофеля    

 3. В каком отделе пищеварительной системы начинается расщепление углеводов?        

    А) в желудке   Б) в тонком кишечнике    В) в полости рта   Г) в двенадцатиперстной кишке

4. Изменяемыми частями аминокислот является:    

А) аминогруппа и карбоксильная группа    Б) радикал  

 В) карбоксильная группа               Г) радикал и карбоксильная группа  

5. Молекулы белков отличаются друг от друга:                                                                    

   А) последовательностью чередования аминокислот            Б) количеством аминокислот в молекуле  

 В) формой третичной структуры              Г) всеми указанными особенностями

6. Какое из соединений не построено из аминокислот?                                                        

           А) гемоглобин        Б) инсулин        В) гликоген           Г) альбумин                                                        

7. В процессе биохимических реакций ферменты:

А) ускоряют реакции и сами при этом не изменяются  

 Б) ускоряют реакции и изменяются в результате реакции  

 В) замедляют химические реакции, не изменяясь      

 Г) замедляют химические реакции,  изменяясь    

 8. От каких условий зависит действие ферментов в организме?                                                    

  А) от температуры  

 Б) от pH среды      

В) от концентрации реагирующих веществ и концентрации фермента  

  Г) от всех перечисленных условий                                                              

 9. Какую из функций выполняет информационная РНК?                                

 А) перенос аминокислот на рибосомы        Б) снятие и перенос информации с ДНК              

 В) формирование рибосом             Г) все перечисленные функции                                            

 10. Какая из молекул самая длинная?

А) т-РНК                Б) р-РНК                    В) и-РНК

 11. Укажите вещество, которое не входит в состав нуклеотидов:                                                

 А) сахар    Б) аминокислота    В) азотистое основание           Г) остаток фосфорной кислоты  

 12. Какой углевод выполняет запасающую функцию в растительных клетках?                  

 А) крахмал        Б) глюкоза         В) гликоген             В) целлюлоза                                                  

13.Что представляют собой соединения, образованные из жирных кислот и многоатомного спирта глицерина? А) липиды    Б) белки    В) углеводы        Г) нуклеотиды

14. Какое азотистое основание не входит в состав нуклеотидов РНК?                                  

     А) гуанин             Б) цитозин              В) тимин                    Г) урацил                                          

15.Сколько типов аминокислот являются мономерами белка?                                            

    А) 4                      Б) 20                        В) 60                          Г) более 100                                    

 16. Что такое первичная структура белка?

А) регулярная укладка звеньев белковой молекулы за счет образования между ними водородных связей  

Б) последовательность аминокислот в полипептидной цепи      

В) трехмерная пространственная конфигурация белковой молекулы, образованная за счет ковалентных связей и гидрофобных взаимодействий            

Г) объединение нескольких полипептидных цепей в агрегат                      

17. Из каких мономеров состоят нуклеиновые кислоты?                                                      

 А) из нуклеотидов       Б) из моносахаридов    

   В) из аминокислот       Г) из фосфолипидов    

 18. Какое азотистое основание входит в состав АТФ?                                                              

 А) тимин                    Б) урацил                           В) гуанин                         Г) аденин                              

19. Какое вещество является мономером гликогена?                                                                

  А) нуклеотид        Б) глюкоза                 В) аминокислота                          Г) фосфолипид    

20. Что такое третичная  структура белка?  

А) глобула       Б) линейная последовательность аминокислот              

  В) спираль                            Г) несколько глобул                                          

Часть В.  

1. В каком случае правильно названы все отличия ДНК от и-РНК ?  

А) одно-цепочная, содержит дезоксирибозу, хранит информацию    Б) двуцепочная, содержит рибозу, передает информацию  В) одно-цепочная, содержит рибозу, передает информацию     Г) двуцепочная, содержит дезоксирибозу, хранит информацию                      

Часть С.

  Если цепь ДНК содержит 22% нуклеотида Т, то чему примерно должно равняться количество нуклеотида Ц?  А) 28%             Б) 14%           В) 22%              Г) 44%

Контрольная работа по теме «Молекулярный уровень» в 9 классе (ответы)

Часть А (1 балл)

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Вариант1

Б

А

А

В

Б

Г

Б

А

Г

Б

В

Б

Б

Б

Б

В

Б

Г

А

Б

Вариант2

Б

Г

В

Б

Г

В

А

Г

Б

В

Б

А

А

В

Б

Б

А

Г

Б

А

Часть В (2 балла)

Вариант 1 –В

Вариант 2 - Г

Часть С (3 балла)

Вариант 1 – В

Вариант 2 - А

Всего -25 баллов

5 – 23-25 баллов

4 – 17-22 балла

3 – 9-16 баллов

2 – 0-8 баллов

Зачет по теме «Строение клетки».

1 вариант

часть А. выберите один вариант ответа.(1-8)

1. В лизосомах происходит

1)синтез белков

2)расщепление органических веществ

3)фотосинтез

4)синтез глюкозы

2. Какую функцию выполняют в клетке рибосомы?

1)синтезируют углеводы

2)осуществляют синтез белков

3)расщепляют белки до аминокислот

4)участвуют в накоплении неорганических веществ

3. Растения отличаются от грибов наличием в клетке

1)ядра

2)хлоропластов

3)митохондрий

4)оболочки

4. Какую функцию в клетке выполняет изображённый на рисунке органоид?

http://opengia.ru/resources/00D9B1CAF49BB92341F6F17833066570-GIABIO2011A224-00D9B1CAF49BB92341F6F17833066570-2-1302703287/repr-0.jpg

1)синтез органических веществ

2)удаление продуктов жизнедеятельности клетки

3)расщепление поступающих в клетку веществ

4)координация работы всех клеточных структур

5. Согласно теории Шванна и Шлейдена, каждая клетка образуется

1)из первичного бульона

2)от клетки прокариот

3)мейозом

4)от другой клетки

6. Что имеют все организмы, обитающие на планете Земля?

1)одинаковое строение клеток

2)одинаковый химический состав клеток

3)одни и те же органоиды

4)одинаковый генетический код

7. Возбудителями гриппа являются

1)паразитические простейшие

2)болезнетворные бактерии

3)паразитические грибы

4)вирусы

8. В состав какого органоида клетки входят растительные пигменты?

1)митохондрия

2)хлоропласт

3)комплекс Гольджи

4)вакуоль

часть Б. (1-3)

1. Вставьте в текст «Животная клетка» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

ЖИВОТНАЯ КЛЕТКА

Все представители царства Животные состоят из  (А) клеток. Наследственная информация в этих клетках заключена в  (Б), которые находятся в ядре. Постоянные клеточные структуры, выполняющие особые функции, называют  (В). Одни из них, например  (Г), участвуют в биологическом окислении и называются «энергетическими станциями» клетки.

1)кольцевая ДНК

2)лизосома

3)эукариотическая

4)митохондрия

5)хромосома

6)прокариотическая

7)органоид

8)хлоропласт

А

Б

В

Г

2. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь. Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

Объект

Функция

Рибосома

Синтез белка

Клеточная мембрана

1)синтез жиров

2)транспорт веществ

3)синтез АТФ

4)деление клетки

3. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь. Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

Объект

Процесс

ядро

клеточный центр

деление клетки

1)хранение наследственной информации

2)автотрофное питание

3)хранение питательных веществ

4)синтез белка

часть С

Используя содержание текста  «Особенности растительной клетки», ответьте на следующие вопросы.

Что собой представляет клеточная стенка растительной клетки?

Какую роль играют пластиды в клетке?

Почему растительную клетку относят к эукариотической?

ОСОБЕННОСТИ РАСТИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКИ

В растительной клетке есть все органоиды, свойственные и животной клетке: ядро, эндоплазматическая сеть, рибосомы, митохондрии, аппарат Гольджи. Вместе с тем она имеет существенные особенности строения.

В первую очередь это прочная клеточная стенка значительной толщины. Растительная клетка, как и животная, окружена плазматической мембраной, но кроме неё ограничена толстой клеточной стенкой, состоящей из целлюлозы, которой нет у животных. Клеточная стенка имеет поры, через которые каналы эндоплазматической сети соседних клеток сообщаются друг с другом.

Другой особенностью растительной клетки является наличие особых органоидов – пластид, где происходит первичный синтез углеводов из неорганических веществ, а также перевод углеводных мономеров в крахмал. Это особые двумембранные органоиды, имеющие собственный наследственный аппарат и самостоятельно размножающиеся. Различают три вида пластид в зависимости от цвета. В зелёных пластидах – хлоропластах – происходит процесс фотосинтеза. В бесцветных пластидах – лейкопластах – происходит синтез крахмала из глюкозы, а также запасаются жиры и белки. В пластидах жёлтого, оранжевого и красного цветов – хромопластах – накапливаются продукты обмена веществ. Благодаря пластидам в обмене веществ растительной клетки синтетические процессы преобладают над процессами освобождения энергии.

Третьим отличием растительной клетки можно считать развитую сеть вакуолей, развивающихся из цистерн эндоплазматической сети. Вакуоли представляют собой полости, окруженные мембраной и заполненные клеточным соком. В нём содержатся в растворённом виде белки, углеводы, витамины, различные соли. Осмотическое давление, создаваемое в вакуолях растворёнными веществами, приводит к тому, что в клетку поступает вода и создаётся напряжение клеточной стенки – тургор. Тургор и толстые упругие оболочки клеток обусловливают прочность растений.

2 вариант

часть А. выберите один вариант ответа.(1-8)

1. Аналогом какой из клеточных структур можно считать жесткий диск компьютера?

1)лизосомы

2)ядра

3)рибосомы

4)митохондрии

2. Возбудителями гриппа являются

1)паразитические простейшие

2)болезнетворные бактерии

3)паразитические грибы

4)вирусы

3. Какая из перечисленных клеточных структур НЕ является органоидом?

1)включение

2)вакуоль

3)лизосома

4)клеточный центр

4. Как называется полужидкая среда клетки, в которой расположено ядро? 

1)вакуоль

2)цитоплазма

3)лизосома

4)клеточный сок

5. Как формулируется одно из положений клеточной теории?

1)клетки организма выполняют сходные функции

2)клетки организмов отличаются друг от друга размерами

3)клетки разных организмов сходны по своему строению

4)клетки одноклеточных и многоклеточных организмов имеют разный состав химических элементов

6. Какова функция клеточной структуры, изображённой на рисунке?

1)биосинтез белка

2)синтез крахмала

3)защита от внешних воздействий

4)хранение генетической информации

http://opengia.ru/resources/15CEBC117F6EA6A64833B0F364CD35C2-15CEBC117F6EA6A64833B0F364CD35C2-15CEBC117F6EA6A64833B0F364CD35C2-2-1396432119/repr-0.jpg

7. Все растения, от водорослей до покрытосеменных, имеют

1)клетки

2)ткани

3)вегетативные органы

4)генеративные органы

8. Как называют органоид клетки, который по выполняемой функции напоминает пищеварительную систему многоклеточного животного?

1)аппарат Гольджи

2)митохондрия

3)лизосома

4)ядро

часть Б. (1-3)

Вставьте в текст «Пластиды» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

ПЛАСТИДЫ

В растительных клетках часто можно наблюдать разнообразные по форме и окраске пластиды. Так, многочисленные зелёные пластиды – (А) – обеспечивают процесс (Б) за счёт наличия в их составе пигмента (В). Кроме того, в клетках можно встретить пластиды, содержащие красный, оранжевый или жёлтый пигменты. Такие пластиды называют (Г).

1)хромопласт

2)хлорофилл

3)лейкопласт

4)фотосинтез

5)вакуоль

6)дыхание

7)хлоропласт

8)каротин

А

Б

В

Г

2. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

Объект

Процесс

Клеточная мембрана

Рибосома

Синтез белка

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1)синтез жиров

2)транспорт веществ

3)дыхание

4)фотосинтез

3. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

Объект

Процесс

хранение информации

клеточный центр

деление клетки

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1)вакуоль

2)ЭПС

3)рибосома

4)ядро

часть С

Используя содержание текста «Особенности растительной клетки», ответьте на следующие вопросы.

1) Что собой представляют пластиды?

2) Какую роль выполняют вакуоли?

3) С какими органоидами растительной клетки связаны синтетические процессы обмена веществ?

ОСОБЕННОСТИ РАСТИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКИ

В растительной клетке есть все органоиды, свойственные и животной клетке: ядро, эндоплазматическая сеть, рибосомы, митохондрии, аппарат Гольджи. Вместе с тем она имеет существенные особенности строения.

В первую очередь это прочная клеточная стенка значительной толщины. Растительная клетка, как и животная, окружена плазматической мембраной, но кроме неё ограничена толстой клеточной стенкой, состоящей из целлюлозы, которой нет у животных. Клеточная стенка имеет поры, через которые каналы эндоплазматической сети соседних клеток сообщаются друг с другом.

Другой особенностью растительной клетки является наличие особых органоидов – пластид, где происходит первичный синтез углеводов из неорганических веществ, а также перевод углеводных мономеров в крахмал. Это особые двумембранные органоиды, имеющие собственный наследственный аппарат и самостоятельно размножающиеся. Различают три вида пластид в зависимости от цвета. В зелёных пластидах – хлоропластах – происходит процесс фотосинтеза. В бесцветных пластидах – лейкопластах – происходит синтез крахмала из глюкозы, а также запасаются жиры и белки. В пластидах жёлтого, оранжевого и красного цветов – хромопластах – накапливаются продукты обмена веществ. Благодаря пластидам в обмене веществ растительной клетки синтетические процессы преобладают над процессами освобождения энергии.

Третьим отличием растительной клетки можно считать развитую сеть вакуолей, развивающихся из цистерн эндоплазматической сети. Вакуоли представляют собой полости, окруженные мембраной и заполненные клеточным соком. В нём содержатся в растворённом виде белки, углеводы, витамины, различные соли. Осмотическое давление, создаваемое в вакуолях растворёнными веществами, приводит к тому, что в клетку поступает вода и создаётся напряжение клеточной стенки – тургор. Тургор и толстые упругие оболочки клеток обусловливают прочность растений.

Контрольная работа по теме «Организменный уровень»

1.Выберите правильный ответ:

1.При половом размножении дочерние особи развиваются из:

        а)одной неспециализированной клетки;

        б) одной специализированной клетки;

        в)множества клеток различного происхождения;

        г)слившихся специализированных клеток.

2.Раздельнополые организмы встречаются у:

        а)многоклеточных животных;

        б)многоклеточных животных и низших растений;

        в)высших растений и многоклеточных животных;

        г)низших растении, одноклеточных животных грибов.

3.В результате мейоза дочерние клетки диплоидных организмов имеют хромосомный набор:

        а)n;                 б)2n;                 в)4n;                      г)2n или 4n.

4.В какой зоне при гаметогенезе происходит мейотическое деление клеток?

        а)в зоне роста;         б)в зоне размножения;

        в)в зоне созревания;                г)в зоне формирования.

5.Что образуется в результате овогенеза?

        а)сперматозоид;         б)яйцеклетка;           в)зигота;             г)спермий.

6.Партеногенез – разновидность полового размножения, при котором взрослая особь развивается из:

        а)зиготы;          б)неоплодотворённых яиц;         в)споры;           г)фрагмента тела.

7.Наружное осеменение и оплодотворение характерны для:

        а)рыб, рептилий, птиц и млекопитающих;

        б)рыб, морских ежей, земноводных;

        в)червей и насекомых;

        г)птиц и рептилий.

8.Что отражает закон Т.Моргана:

        а)закон единообразия гибридов первого поколения;

        б)закон расщепления признаков;

в)закон независимого наследования признаков, если гены находятся в      разных парах гомогенных хромосом;

г)закон сцеплённого наследования признаков, если гены находятся в одной хромосоме?

9.Генотип дрозофилы АаВв. Сколько типов гамет какие будут образовываться, если гены А и В сцеплены и наблюдается полное сцепление:

        а)один тип – АВ;           б)два типа – АВ и ав;        

              в)два типа – Ав и аВ;            г)четыре типа – АВ, Ав, аВ, ав?

11.Сколько пар хромосом отвечают за наследование окраски семян гороха (жёлтая и зелёная) и их формы (гладкая и морщинистая):

        а)одна пара;          б)две пары;            в)три пары;             г)четыре пары?

12.Сколько пар хромосом отвечают за наследование окраски тела (серая и чёрная) и длины крыльев (длинные и короткие) у дрозофилы:

        а)одна пара;       б)две пары;           в)три пары;            г)четыре пары?

13.Сколько групп сцепления у человека:

        а)четыре;        б)восемь;          в)двадцать три;                г)сорок шесть?

14.Какое явление вызывает нарушение закона Моргана:

а)митоз;          б)конъюгация;          в)редупликация;      г)рекомбинация при перекрёсте  хромосом?

15.От чего зависит частота перекомбинации генов, входящих в одну группу сцепления:

        а)от расстояния между генами в хромосоме;

        б)ни от чего не зависит, случайна;

        в)от расстояния между генами и центромерами в хромосоме;

        г)от расстояния между гомологичными хромосомами во время конъюгации?

2.Объясните следующие термины:

1.Ген –

2.Генотип –

3.Фенотип –

4.Локус –

5.Аллельные гены –

6.Гамета –

7.Зигота –

8.Доминанатный признак –

9.Рецессивный признак –

3.Завершите предложения, вписав вместо точек необходимые термины и понятия.

1.Совокупность методов создания новых сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов с признаками, нужными человеку - …………………..

2.Совокупность культурных растений одного вида, искусственно созданная человеком и характеризующаяся определенными наследственными признаками, - ………………..

3.Скрещивание близкородственных особей растений или животных с обычно наступающим после этого снижением жизнеспособности полученного потомства, - ……………….

4.Скрещивание особей одного вида, не состоящих в непосредственном родстве, - ………………..

5.Естественное или искусственное скрещивание особей, относящихся к различным линиям,  сортам, породам, видам, родам растений или животных, - ………………..

Урок - зачет по темам: «Популяционно-видовой, экосистемный и биосферный уровни».

А1. Критерий вида, характеризующий процессы жизнедеятельности организма:

1. морфологический

2. генетический

3. физиологический

4. географический

А2.  Наименьшая систематическая единица из перечисленных:

1. семейство

2. класс

3. царство

4. вид                                                            

А3.  К.Линней первый создал:

1. эволюционную теорию

2. систематику

3. учение о биосфере

4. учение о клетке

А4. Экологический критерий вида – это сходство:

1. условий обитания особей одного вида

2. генотипов особей вида

3. всех процессов жизнедеятельности

4. внешнего и внутреннего строения

А5. Сходство внешнего и внутреннего строения особей одного вида относят к критерию:

1. генетическому

2. экологическому

3. биохимическому

4. морфологическому

 А6. Характерный для каждого вида набор хромосом - это

1. морфологический критерий вида

2. генетический критерий вида

3. физиологический критерий вида

4. географический критерий вида

А7. Наиболее точный критерий вида:

1.физиологического

2. экологического

3. морфологического

4. генетического

А8. Популяция – это:

1.  основная структурная единица вида

2.  основная структурная единица рода

3.  основная структурная единица типа

4.  основная структурная единица класса

А9. Территория, занимаемая видом называется:

1. биоценозом

2. биотопом

3. ареалом

4. экологической нишей

А10. Увеличение численности популяции связано с:

1. уменьшением ареала обитания

2. увеличением пищевых ресурсов

3. увеличением паразитов

4. уменьшением рождаемости

А11..Жизнь популяции изучает наука:

1. биология

2. биохимия

3. экология

4. цитология

А12.  Берёзы в одном лесу образуют:

1. популяцию

2. класс

3. сообщество

4. вид

А13.  Раздел биологии, занимающийся описанием и классификацией организмов:

1. морфология

2. экология

3. эволюция

4. систематика

А14.  Наиболее крупная систематическая категория из перечисленных – это:

1. класс

2. тип

3. вид

4. царство

Выбери три правильных ответа

В1. Что относится к демографическим показателям популяции

1. свободное скрещивание особей

2. рождаемость

3. миграции

4. возрастной состав популяции

5. смертность

6. характерная окраска особей

Найди соответствие между первым и вторым столбцом

В2. Установите соответствие между признаком млекопитающего- бурого медведя и критерием вида, для которого он характерен.

П Р И З Н А К И                                                   К Р И Т Е Р И Й        В И Д А

А) зимой впадает в спячку                                          1) морфологический

Б) шерсть бурого цвета                                      
В) распространён на территории                                2) географический

Европы, Сев. и Юж. Америки, Азии
Г) накапливает жир осенью                                         3) физиологический
Д) масса тела достигает350-500 кг.

Дайте полный ответ на вопрос:

С1.  В чём относительность географического критерия вида

Ответы на тестовое задание

А1 –  3

А2 -  4

А3 – 2

А4 – 1

А5 – 4

А6 – 2

А7 – 4

А8 –  1

А9 –  3

А10 – 2

А11 – 3

А12 – 1

А13 – 4

А14 – 4

В1

2

4

5

В2

3

1

2

3

1

С1.  Географический критерий вида не может быть абсолютным, так как на одном и том же ареале может существовать множество видов.

                                           (3 балла)

25 -22 баллов – «5»

21 -17 баллов – «4»

16 – 11 баллов – «3»

меньше11 баллов – «2»

Итоговая контрольная работа

1 вариант

К каждому из заданий А 1 – А10 даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный, номер этого ответа запишите.

А 1. Какой органоид клетки по своей функции можно сравнить с кровеносной системой позвоночных животных?

  1. Клеточную мембрану
  2. Эндоплазматическую сеть
  3. Вакуоль
  4. Рибосому

А 2. Образование новых видов в природе происходит в результате

  1. Регулярных сезонных изменений в природе
  2. Возрастных физиологических изменений особей
  3. Природоохранной деятельности человека
  4. Взаимодействующих движущих сил (факторов) эволюции

А 3. Какая наука изучает  химический состав, строение и процессы жизнедеятельности клетки

  1. Гистология
  2. Эмбриология
  3. Экология
  4. Цитология

А 4. Какое свойство характерно для живых тел природы – организмов в отличие от объектов неживой природы?

  1. Рост
  2. Движение
  3. Ритмичность
  4.  Раздражимость

А 5. Сходство строения клеток автотрофных и гетеротрофных организмов состоит в наличии у них

  1. Хлоропластов
  2. Плазматической мембраны
  3. Оболочки из клетчатки
  4. Вакуолей с клеточным соком

А 6, Кого из перечисленных ученых считают создателем эволюционного учения?

  1. И.И. Мечникова
  2. Луи Пастера
  3. Н.И. Вавилова
  4. Ч. Дарвина

А 7. Какая цепь питания составлена правильно

  1. кузнечик-------------растение-----лягушка---------змея----------хищная птица
  2. растение----- кузнечик----------- лягушка---------змея----------хищная птица
  3. лягушка-------растение-----кузнечик-------хищная птица----- змея
  4. кузненчик-------змея--- хищная птица -------лягушка-------- растение

А 8. Какое изменение не относят к ароморфозу

  1. Живорождение у млекопитающих
  2. Прогрессивное развитие головного мозга у приматов
  3. Превращение конечностей китов в ласты
  4. Постоянная температура тела у птиц и млекопиьтающих.

А 9. При моногибридном скрещивании рецессивный признак проявится в фенотипе у потомков второго поколения

  1. 75%
  2. 10%
  3. 25%
  4. 50%

А10. К освобождению энергии в организме приводит

  1. Образование органических веществ
  2. Диффузия веществ через мембраны клеток
  3. Окисление органических веществ  в  клетках тела
  4. Рахложение оксигемоглобина до кислорода и гемоглобина

При выполнении заданий  В 1. – В 2. Запишите номера трех правильных ответов

В 1. Сходное строение клеток животных и растений свидетельствует

  1.  об их родстве
  2.  об общности их происхождения
  3.  о происхождении растений от животных
  4.  об их развитии в процессе эволюции
  5.  о единстве растительного и животного мира
  6.  о многообразии их органов и тканей

В 2. Выпишите буквы, обозначающие элементы верного ответа на вопрос: что происходит при фотосинтезе?

  1. Поглощается кислород
  2. Выделяется углекислый газ
  3. Поглощается углекислый газ
  4. Выделяется кислород
  5. Органические вещества образуются
  6. Органические вещества расходуются

С 1. Прочтите текст и найдите  в тексте предложения, в котором содержаться биологические ошибки. Запишите сначала номера этих предложений, а затем сформулируйте правильно.

  1. НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ

( 1) Наследственность – это способность организма сохранять и передавать свои признаки  и особенности развития из поколения в поколение.  (2) Передача наследственных признаков у организма,  происходит только при половом размножении.  (3) Носителями наследственной информации у большинства организмов служат молекулы ДНК, сосредоточенные в хромосомах. (4) Материальной основой наследственности, определяющей развитие признака, является ген – участок молекулы  ДНК. (5) Совокупность всех наследственных признаков – генов организма, полученных от обоих родителей, называют генофондом организма.  (6) Все полученные по наследству гены обязательно проявятся у организма

ответы

А1-2;   А2-4;   А3-4;   А4-4;   А5 -2;   А6 -4;   А7 -2;   А8-3;   А9-3;   А10-3.

В.1. – 125;     В 2. – 345.

С 1.

  1. В предложении (2):  -Передача наследственных признаков у организма происходит при бесполом и половом размножении
  2. В предложении (5): -  Совокупность всех наследственных признаков – генов организма, полученных от обоих родителей, называют генотипом организма
  3. В предложении (6): - не все полученные по наследству признаки обязательно проявляются у организма.

                             

2 вариант

К каждому из заданий А 1 – А10 даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный, номер этого ответа запишите.

А  1. Организмы, способные сами синтезировать органические вещества из неорганических, называются

  1. Анаэробами
  2. Автотрофами
  3. Аэробами
  4. Гетеротрофами

А 2. Покровительственная окраска заключается в том, что:

  1. Окраска животных яркая и сочетается с их ядовитостью или неприятным запахом
  2. Окраска животного сливается с окраской окружающего фона
  3. Тело покрыто пятнами неправильной формы и полосами
  4. Спинная сторона тела окрашена темнее  брюшной.

А 3. К органическим веществам клетки относятся:

  1. Белки и липиды
  2. Минеральные соли и углеводы
  3. Вода и нуклеиновые кислоты
  4. Все правильно

А 4. Благодаря репликации ДНК осуществляется:  

  1. Регуляция биосинтеза белка
  2. Расщепление сложных органических молекул
  3. Передача наследственной информации
  4. Копирование информации необходимой для синтеза сложных веществ

А 5.Для модификационной изменчивости характерно:

  1. Она приводит к изменению генотипа
  2. Изменения, появившиеся в результате нее, наследуются
  3. Она используется для создания новых сортов растений
  4. У каждого признака   организмов своя норма реакции

А 6. Основная заслуга Ч.Дарвина заключается в  том, что он:

  1. Объяснил  происхождения жизни
  2. Создал систему  природы
  3. Усовершенствовал  методы селекции
  4. Объяснил причины  приспособленности организмов

А 7. Основной эволюционирующей единицей в царстве животных является:

  1. Семейство
  2. Популяция
  3. Класс
  4. Особь

А 8. Отличием живых систем  от неживых можно считать:

  1. Использование живыми системами энергии на поддержание своего роста и развития
  2. Различия в химических элементах, из которых состоят системы
  3. Способность к движению
  4.  Способность к увелечению  массы

А 9. К биотическим факторам воздействия среды на организм относится:

  1. Загрязнение атмосферы промышленными выбросами
  2. Похолодание
  3. Вытаптывание травы в парках
  4. Затенение растений нижнего яруса растениями верхнего яруса

А10.Органические вещества при фотосинтезе образуются из:

  1. Белков и углеводов
  2. Кислорода и углекислого газа
  3. Углекилого газа и воды
  4. Кислорода и водорода

При выполнении заданий  В 1. – В 2. Запишите номера трех правильных ответов

В 1. Во время метафазы  I  происходят:

  1. Спирализация и обмен участками гомологичных хромосом
  2. Прикрепление к центромерам хромосом нитей веретена деления
  3. Окончание формирования митотического аппарата
  4. Конъюгация гомологичных хромосом
  5. Выстраивание бивалентов  хромосом на экваторе клетки с образованием метафазной пластинки
  6. Деление хроматид и их расхождение к полюсам клетки
  7. Расхождение гомологичных хромосом к полюсам клетки

В 2. Выберите признаки, отличающие клетку животного от бактериальной клетки

  1. Наследственный материал содержится в ядре клетки
  2. Образуют споры
  3. Наличие цитоплазмы
  4. сть клеточная стенка
  5. Есть  рибосомы
  6. Наличие цитоплазматической мембраны

Прочтите текст и выполните задание

С 1. Биосинтез белка – это процесс, в ходе которого наследственная информация, закодированная в генах,  реализуется в виде определенной последовательности аминокислот в белковых молекулах.  Все начинается с синтеза матричной РНК на определенном участке ДНК.  Матричная  РНК выходит через поры ядерной мембраны в цитоплазму и прикрепляется к рибосоме.  В цитоплазме находятся транспортные РНК и аминокислоты.  Транспортные  РНК  одним своим концом узнают тройку нуклеотидов на матричной  РНК, а  другим присоединяют определенные аминокислоты. Присоеденив аминокислоту, транспортная РНК идет на рибосомы , где, найдя нужную тройку нуклеотидов, кодирующих данную аминокислоту, отщепляет ее в синтезируемую белковую цепь. Каждый этап биосинтеза    катализируется определенным ферментом и обеспечивается энергией АТФ.

Заполните таблицу в соответсвии с ее разделами.

Название процесса

Условия процесса

Механизм процесса

Результаты прроцесса

Значение процесса

Где происходит процесс синтеза  матричной РНК?

Ответы

А1-2;   А2-2;   А3-1;   А4-3;   А5 -4;   А6 -4;   А7 -2;   А8-1;   А9-4;   А10-1.

В 1. – 235;     В 2. -- 124

С 1.

Название процесса

Условия процесса

Механизм процесса

Результаты процесса

Значение процесса

Биосинтез белка

Наличие ДНК, мРНК, тРНК, ферментов, АТФ

Синтез мРНК на рибосомы, ваимодействие тРНК с аминокислотой  и мРНК, отсоединение аминокислоты в синтезируемую белковую цепь

Синтез определенного белка

Синтез собственных белков организма, реализация наследственной информации.

Лабораторные работы

Лабораторная работа.

Тема: Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом.

Цель: рассмотреть клетки растений и животных, сравнить их строение, отработать навыки работы с микроскопом.

Ход работы:

  1. рассмотрите под микроскопом приготовленные (готовые) микропрепараты растительных и животных клеток.
  2. зарисуйте по одной растительной и животной клетке. Подпишите их основные части.
  3. сравните строение растительной и животной клеток. Результаты сравнения запишите в таблицу:

сходства

различия

Растительная клетка

Животная клетка

Вывод: О чем свидетельствуют сходства и различия клеток растений и животных?

              Какое из положений клеточной теории можно обосновать проведенной работой?

Приложение.

Признаки

Растительная клетка

Животная клетка

Пластиды

Хлоропласты, хромопласты, лейкопласты

Отсутствуют

Способ питания

Автотрофный (фототрофный, хемотрофный)

Гетеротрофный (сапротрофный, паразитический)

Синтез АТФ

В хлоропластах, митохондриях

В митохондриях

Расщепление АТФ

В хлоропластах и всех частях клетки, где необходимы затраты энергии

Во всех частях клетки, где необходимы затраты энергии

Клеточный центр

У низших растений

Во всех клетках

Целлюлозная клеточная стенка

Расположена снаружи от клеточной мембраны

Отсутствует

Включения

Запасные питательные вещества в виде зёрен крахмала, белка, капель масла; вакуоли с клеточным соком; кристаллы солей

Запасные питательные вещества в виде зёрен и капель (белки, жиры, углеводы, гликоген) ; конечные продукты обмена, кристаллы солей, пигменты

Вакуоли

Крупные полости, заполненные клеточным соком — водным раствором различных веществ (запасные или конечные продукты). Осмотические резервуары клетки.

Сократительные, пищеварительные, выделительные вакуоли. Обычно мелкие.

Лабораторная работа.

тема: «Выявление изменчивости организмов».

Цель: расширить и углубить знания о взаимосвязи генотипа и условий внешней среды; научиться описанию фенотипа растений.

Оборудование: два экземпляра гербарных растений одного рода.

Ход работы.

  1. Рассмотрите два экземпляра растений одного рода; сравните эти растения; найдите сходство и отличия.
  2. Опишите внешний вид, фенотип каждого растения (особенности строения колосков, листьев, стеблей, цветков и других частей и органов растений).

Лабораторная работа.

тема: «Изучение морфологического критерия вида».

Цель работы: определить, можно ли по морфологическим признакам судить о принадлежности организма к определенному виду.

Ход работы:

Рассмотрите предложенные образцы растений.

Данные по морфологическому строению растений запишите в таблицу, составьте морфологическую характеристику двух растений одного рода. (в случае затруднения можно воспользоваться определителями растений).

Сделайте вывод о причинах сходства и различия.

План описания растений

Название 1 растения

Название 2 растения

1. Корневая система

 

 

2. Стебель

 

 

3. Листорасположение

 

 

4. Лист простой, или сложный, строение листа

 

 

5. Цветки, соцветия

 

 

6. Плод

 

 

.

Лабораторная работа

Тема: «Изучение палеонтологических доказательств эволюции».

1. Рассмотрите ископаемые остатки, определите по ним тип и класс растений или животных. 2. Сравните вымерший организм с современными организмами, на основании черт сходства и различий сделайте вывод эволюционного плана. 3. Определите примерное время жизни организмов и условия, способствующие сохранению окаменелостей и отпечатков.Заполнение учащимися таблиц по вариантам (можно пользоваться учебниками зоологии и общей биологии).

Характеристика археоптерикса

Части тела и жизненные процессы

Признаки пресмыкающихся

Признаки птиц

Позвоночник

Позвонки несросшиеся, спинные ребра прямые, без отростков; брюшные ребра

Ключицы срослись в вилочку

Грудная клетка

Грудная кость без киля

Череп

Небольшой по объему; челюсти с зубами, нет рогового чехла клюва

Передние конечности

Кости в основном без полостей, кисть вооружена когтями

Крылья

Хвост

Длинный, состоящий из 20 отдельных позвонков

Задние конечности

Наличие цевки

Кожный покров

Чешуи

Наличие перьев

Общий вид

Величиной с голубя, напоминал птицу

Образ жизни

Лазающий

Способность планировать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...