элективный курс 9 класс "Секреты здоровья"
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему
Элективный курс по выбору учащихся. Основная цель курса- осознанная.ориентация учащихся на здоровый образ жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sekrety_zdorovya.docx | 51.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Здоровье – главная ценность в жизни любого человека. Катастрофическое снижение качества и уровня здоровья населения в целом, и особенно детей и подростков – неопровержимый факт, реальность нашего времени. Именно поэтому проблема сохранения и развития здоровья стала предметом пристального внимания.
Знания о здоровье важны не только в профессиональной деятельности, но и лично для каждого человека. Занятия по программе данного элективного курса помогут учащимся серьезно задуматься над проблемами здоровья, а полученные знания помогут им разумно, рационально «расходовать» свое здоровье, какую бы профессию в будущем они не предпочли, и прожить долгую активную жизнь.
Здоровый образ жизни определяется следующими существенными признаками: духовное оздоровление, психологическое оздоровление, физическое оздоровление, социально-экономическая безопасность окружающей среды. Вести здоровый образ жизни – это значит самосовершенствоваться духовно, психологически, физически и улучшать социально-экономические условия жизни.
Содержание программы акцентировано на информации, необходимой человеку для поддержания и укрепления здоровья, мотивирует обучающихся на активное получение новых знаний и умений. Формы и методы проведения занятий имеют здоровьесберегающую направленность, дают обучающимся сведения практического характера, знакомят их с анатомией человека, с понятием «здоровье», дают рекомендации по его сохранению и укреплению.
Программа призвана дополнить и углубить знания учащихся по биологии в области анатомии, физиологии и гигиены человека. Обучение школьников опирается на полученные ими ранее знания в курсах биологии, валеологии и экологии.
Программа курса рассчитана на часа для учащихся классов предпрофильной подготовки и для учащихся профильных классов, как начальный курс серии элективных курсов по здоровьесберегающим технологиям.
Основная цель курса – ориентировать детей на здоровый образ жизни.
Для решения данной цели поставлены задачи:
- Информировать учащихся о факторах, влияющих на здоровье человека, о реакции организма человека на действие этих факторов и способах поддерживания здоровья;
- Способствовать формированию у учащихся целостного представления о здоровом образе жизни;
- Сформировать у учащихся мотивацию к здоровому образу жизни и необходимости ведения профилактической работы в современном обществе;
- Воспитание навыков здорового образа жизни и формирование ценностного отношения к своему здоровью.
- Оказать помощь в освоении широкого спектра теоретических представлений из таких областей научных знаний как биология, медицина, психофизиология, психология, социология;
При изучении разделов курса предусмотрены практические работы. Они ориентированы на формирование умений: оценивать прогнозировать, объяснять, описывать, определять влияние каких-либо факторов на здоровье человека. Система практических работ позволяет согласовывать, имеющиеся у ученика бытовые представления, и излагаемое ему научное содержание проблем.
Тем самым практические работы программы ведут к достижению результатов обучения, каким и является привитие навыков сохранения и укрепление здоровья.
Программу и справочный материал, приводимый в ней можно рекомендовать при подготовке к экзаменам и для формирования высокого образовательного уровня, необходимого при обучении в учебных заведениях биологических и медицинских профилей.
Реализация программы направлена на формирование у детей ценностного, ответственного отношения к своему здоровью, готовности соблюдать законы здорового образа жизни; усвоение и следование социально ценным поведенческим нормам, развитие коммуникативных навыков, обеспечивающих эффективную социальную адаптацию; формирование умения регулировать свое поведение, прогнозировать последствия своих действий, также связана с формированием представлений о негативном воздействии отрицательных факторов, влияющих на физическое и психическое здоровье человека и его социальное благополучие, При реализации учебной программы предусмотрены разные методы подачи учебного материала, различные формы учебной деятельности учащихся.
Структура курса
Введение
I. Факторы, влияющие на здоровье человека
II. Встречают по одежке
III. Правильное питание – залог здоровья!
IV. Мой дом – моя крепость!
V. Суд над вредными привычками!
VI. Познай самого себя
VII. Природа и человек
VIII.Хочешь хорошо работать – хорошо отдыхай!
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны знать:
основные приемы по определению уровня здоровья;
основные факторы, влияющие на состояние здоровья;
основные способы сохранения и укрепления здоровья;
методы преодоления психологического дискомфорта.
Учащиеся должны уметь:
применять усвоенные ранее знания в повседневной жизни, в новой ситуации;
объяснять действия факторов среды на человека;
обосновать вред курения, алкоголя и наркотических веществ;
уметь анализировать свой собственный валеологический взгляд на окружающую среду;
уметь находить выходы из различных жизненных ситуаций.
Содержание изучаемого курса
Введение
Актуальность данного курса. Сроки проведение курсов. Формы работы. Основы проектной деятельности. Нацеливание учащихся на темы проектных работ. Выбор тем проектных работ.
Практическая работа: Определение уровня своего здоровья
Факторы, влияющие на здоровье человека
Биологические и социальные основы охраны здоровья человека. Ознакомление с понятийным аппаратом, понятие ЗОЖ, выделение факторов и их воздействия на организм человека,
Практическая работа: Определение своего образа жизни
Встречают по одежке…
Что надевать? – стили одежды, осознанность выбора стиля одежды в зависимости от ситуации;
Из какого материала выбирать одежду? – виды тканей их свойства и особенности и назначение, гигиена одежды;
Как выбирать одежду? – одежда для отдыха, учебы, занятия спортом, спец./работ, одежда для дома.
Практическая работа: Изучение свойств волокон тканей.
Исследование и анализ своей повседневной одежды.
Правильное питание – залог хорошего здоровья!
Для чего едим? – Пища и ее состав, и энергетическая ценность. Роль питательных веществ.
Как едим? – вегетарианская пища, раздельное питание, смешанное питание, сыроедение их вред и польза;
Сколько едим? – нормы питания;
Когда едим? – режим питания;
Практическая работа: составление режима и рациона питания и его оценка.
Мой дом – моя крепость…
Где строить? – выбор места для строительства с учетом природных и социальных факторов;
Из чего строить? – строительные материалы их экологические характеристики;
Как обустроить? – вопросы интерьера: внутреннего и внешнего.
Практическая работа: Комплексная оценка своего жилья по данным параметрам.
Вредные привычки.
Вред наркотических веществ, алкоголя, никотина и др. Пропаганда ЗОЖ. Выяснение степени зависимости от вредных привычек.
Познание самого себя…
Мой внутренний мир – типы нервной деятельности, сопротивляемость организма различным заболеваниям в зависимости от типа темперамента.
Мое общение с друзьями – степень коммуникативности; взаимодействие людей с разными типами темперамента, понятие - верные друзья, социометрия;
Мои способности – память, внимание, мышление и т.д.
Практическая работа: Определение типа темперамента, видов памяти, внимания, мышления.
Человек и природа
Экологические факторы и их влияние на здоровье организма – абиотические, биотические и антропогенные. Возможные пути решения некоторых экологических проблем.
Практическая работа: Определение экологических проблем своей местности, причины их возникновения и возможные пути решения.
Хочешь хорошо работать – хорошо отдыхай!
Гигиена труда и отдыха. Режимы дня в будничные и выходные дни. Положительные и отрицательные влияния абиотических факторов среды.
Практическая работа: Составление режима дня – выходного и будничного.
Учебно-тематический план элективного курса «Секреты здоровья»
№ занятия | Тема занятия | Кол-во час. | Знания. Умения. Навыки | Практическая работа | Методы |
1. | Введение | 1 | Актуальность курса. Сроки проведения курсов. Формы проведения. Задачи и цели курса | Беседа | |
2 | Факторы, влияющие на здоровье человека ЗОЖ | 1 | Определение и характеристика факторов, влияющих на здоровье человека Понятие ЗОЖ, определения своего образа жизни, исследование мнений учащихся о ЗОЖ | Определение своего образа жизни, биологического возраста. Исследование мнений учащихся школы о понятии «здоровом образе жизни». | Дискуссия Объяснение, практическая работа |
3 | Химические загрязнения и здоровье человека Биологические загрязнения и здоровье человека Физические факторы среды и самочувствие человека | 1 | Понятие химических загрязнений; реакция организма на химические загрязнения, возможнее пути избегания влияния хим. веществ. Понятие биологического загрязнения; реакция человека на биологические загрязнители; меры профилактики Понятие физических факторов, биоритмы, суточные ритмы, погодные явления и реакция организма на изменение физических факторов | Объяснение, беседа, дискуссия Объяснение, беседа, дискуссия Объяснение, беседа, дискуссия | |
4 | Встречают по одежке | 1 | Экология одежды - что надевать, как выбрать ткань, форму одежды | Анализ своей повседневной одежды | Объяснение, беседа, дискуссия, |
5 | Правильное питание - залог здоровья | 1 | Пища, состав пищи, вегетарианство, раздельное питание, смешанной питание, сыроедение, нормы питания, режим питания | Составление рациона и режима питания | Объяснение, беседа, дискуссия, практическая работа |
6 | Мой дом - моя крепость | 1 | Выбор места для строительства с учетом природных и социальных факторов, строительные материалы, интерьер дома | Комплексная оценка своего жилища Комплексная оценка школьного здания | Объяснение, беседа, дискуссия, практическая работа |
7 | Вредные привычки | 1 | Вред алкоголя, наркотиков, табака | Деловая игра для учащихся школы | Объяснение, беседа, дискуссия, презентации |
8 | Познай самого себя | Внутренний мир человека - типы нервной системы, общения с друзьями, способности памяти, внимания, мышления, характер и темперамент | Определение типа темперамента, видом памяти, внимания, мышления | Объяснение, беседа, дискуссия, практическая работа | |
9 | Природа и человек | 1 | Экологические проблемы и их влияние на человека. Возможные пути решения проблем | Оценка условия своей местности | Объяснение, беседа, дискуссия, практическая работа |
10 | Хочешь хорошо работать - хорошо отдыхай | 1 | Гигиена труда и отдыха. Режимы дня в будни и выходные. Правила купания, загорания, первая помощь при тепловом ударе, солнечном ударе, переохлаждении | Составление режимов дня. Методы оказания первой помощи. | Объяснение, беседа, дискуссия, работа |
Основные критерии оценки образовательного продукта:
№ | Объект оценивания | 40-50 баллов | 30-39 баллов | 20-29 баллов | 0 – 10 баллов |
1. | Владение понятийным аппаратом | свободно | Без затруднений | Испытывает затруднения | Не владеет |
2. | Умение отстаивать свою точку зрения | Творчески, аргументировано | Убедительно | Не достаточно убедительно | Не убедительно |
3. | Логичность суждений | Логически четко построенное суждение | Нет четкости в суждениях | Не достаточно логичное суждение | Нет логики суждения |
4. | Коммуникативность | Обладает навыком работы в группах и парах | Работает в группах с желанием | Затрудняется в выполнении групповых работ | Не умеет работать в группах и парах |
5. | Речь | Речь свободная, грамотная, большой словарный запас. | Речь грамотная, но сжатая. | Бедный словарный запас | Труднопони-маемая речь |
6. | Творческий подход | Высокий | Средний | Ниже среднего | Низкий |
7. | Оформление работ | В соответствии с нормами оформления, эстетично. | Допущены неточности в оформлении, но эстетично. | Допущены ошибки в оформлении, недостаточно эстетично. | Не соответству-ют нормати-вам, нет эстетичности. |
Литература
1. Марьясис В.В. Берегите себя от болезней.- Москва, 1992г.,- с.112.
2. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Введение в педагогическую профессию: – М.: Издательский центр «Академия», – 1998. – 176 с.
3. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка. – М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2000 – 144
4. Лебедева Н.Т. Формирование здорового стиля жизни школьника. – Мн.: Нар. Асвета, 1996. – 144 с
5. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. – М.: Издательский центр «Академия», . – 320 с.
6. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. – М. ТЦ «Сфера», 2000 г. – 128 с.
7. Сиротюк А.Л. Экологические преступления.- Комментарий к Уголовному Кодексу Российской Федерации, Изд. ”ИНФРА*М-НОРМА”, Москва, 1996г.,- с.586.
8. “Ты и Я”. Изд.: Молодая гвардия. Отв. редактор Капцова Л.В., Москва,1989г. - с.365.
9. Криксунов Е.А. Экология. Учебник. - Москва, 1995г.- 240с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Основы здорового образа жизни".
Элективный курс "Основы здорового образа жизни"для 5 класса....
программа элективного курса " Основы здоровья"
Программа элективного курса "Основы здоровья" для учащихся 5 класса.В ней изложено примерное содержание и тематическое планирование, которое может корректировать учитель по мере необходимости. Цель да...
Элективный курс " Культура Здоровья" 4,5 класс
Элективный курс « Культура здоровья» направлен на формирование целостного отношения обучающихся к своему здоровью. Воспитание потребности у учащихся в здоровом образе жизни. Ориентирован на дете...
Презентация элективный курс " культура здоровья"
Элективный курс « Культура здоровья» Направлен на формирование целостного отношения обучающихся к своему здоровью. Воспитание потребности у учащихся в здоровом образе жизни. Ориентирован на...
Элективный курс "Выбираем здоровье" 7 класс
Необходимость создания и ведения курса обусловлена огромным образовательным значением, так как проблема здоровья подростков актуальна и имеет острую социальную значимость. Родителей, педагогов тревожи...
элективный курс "Биохимия здоровья"
данный элективный курс предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 16 часов...
Элективный курс "Красота, здоровье обаяние"
Здоровье, несомненно – основа красоты. Однако важно также и заботливое отношение к своей внешности. За кожей и волосами надо тщательно ухаживать. Если лицо и волосы не мыть, не смазывать смягчающи...