элективный курс "Биохимия здоровья"
элективный курс по биологии (9 класс) по теме
данный элективный курс предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 16 часов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
el.kurs_biologiya.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ СОШ №1 с.Каликина
Добровского муниципального района
Липецкой области
Программа элективного курса по биологии
«Биохимия здоровья»
(16 часов, 1 час в неделю, для учащихся 9 класса)
Автор:
Рекутина Елена Николаевна
учитель биологии и химии
Каликино – 2010
Пояснительная записка
Программа элективного курса «Биохимия здоровья» предназначена для учащихся 9 класса , рассчитана на 16 часов, время проведения - первое полугодие и носит межпредметный характер. Содержание программы знакомит учащихся с загрязняющими веществами, их классификацией, влиянием загрязняющих веществ на здоровье человека. Данный курс расширяет представления учащихся о химических веществах, оказывающих существенное влияние на организм человека. Интеграция курса биологии с химией позволит учащимся понять биохимические процессы, происходящие в организме человека.
Актуальность данного курса подкрепляется и практической частью, что способствует повышению интереса к познанию биологии и химии, ориентирует на профессии, связанные с охраной окружающей среды и медициной.
Содержание курса предполагает разнообразие видов деятельности учащихся (лекции, семинарские занятия, практические работы, исследовательская деятельность, научно-практическая конференция), работу с различными источниками информации, в том числе и Интернет-ресурсами. По окончании курса каждый ученик должен выполнить творческую работу и защитить ее на итоговой конференции.
Цели курса: 1) углубление знаний учащихся по химии и биологии;
2) пропагандирование здорового образа жизни;
3) формирование интереса к исследовательской деятельности
Задачи курса: 1) раскрыть взаимосвязь загрязнения окружающей среды и здоровья человека 2) выработать умения проводить количественные и качественные опыты
3) сформировать умения вести наблюдения за объектами окружающего мира
4) познакомить учащихся с глобальными экологическими проблемами
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- Классификацию загрязняющих веществ
- Изменения окружающей среды, вызванные деятельностью человека
- Характер влияния загрязняющих веществ на здоровье человека
- Изменения в организме человека, вызванные загрязняющими веществами
Учащиеся должны уметь:
- Описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов
- Применять полученные знания в повседневной жизни человека
- Проводить самостоятельный поиск информации с использованием различных источников
- Оценивать влияние загрязняющих веществ на здоровье человека
Темы сообщений и проектных работ учащихся
- «Озоновый щит» планеты
- «Парниковый эффект» и здоровье человека
- Вода – источник жизни человека
- Спешите спасти планету
- Антропогенные источники тяжелых металлов
- Способы очистки питьевой воды
- Лекарства: враги или друзья?
- Микробы вокруг нас
- Чем вредны наушники?
- Наркотики и их влияние на организм человека
Литература и другие источники информации
- Биология в школе №5, 7 2000 г.
- Сопова А.С.
Химия и лекарственные вещества. Л., 1982 г.
- Энциклопедия для детей. Т.17. М.: Аванта +, 2000
- Энциклопедический словарь юного химика. М.: Педагогика, 1982
- Электронная энциклопедия «Кругосвет», 2003
- www zdorove ru
- www medic oke ru
- www demoscope ru
Учебно-тематический план
Тема | Кол-во часов | Форма занятия | Контроль знаний |
Загрязнение воздуха и здоровье человека Загрязнители окружающей среды и их классификация Строение и состав атмосферы. Изменения атмосферы, связанные с деятельностью человека Практическая работа №1 «Определение запыленности воздуха» Практическая работа №2 «Загрязненность воздуха микроорганизмами» Изменения климата вследствие «парникового эффекта» Проблемы истощения «озонового слоя» «Кислотные осадки». Практическая работа №3 «Определение кислотности дождевых осадков» | 5 1 1 1 1 1 | Лекция Семинарское занятие, работа в группах Практическая работа Лекция Семинарское занятие, Практическая работа | Тестирование Подготовить ответы на вопросы Тестирование |
Загрязнение воды и здоровье человека Чистая и загрязненная вода Химические вещества – загрязнители воды Влияние загрязняющих веществ на здоровье человека Практическая работа №4 «Определение кислотности снега» Практическая работа №5 «Выявление химических загрязнителей в воде» | 3 1 1 1 | Лекция Сообщения учащихся Практическая работа | Ответить на вопросы, подготовить сообщения |
Загрязнение почвы и здоровье человека Пути и виды загрязнения почвы. Химические загрязнители. Практическая работа №6 «Определение кислотности почвы» Практическая работа №7 «Определение восприимчивости местных почв к кислотным осадкам» | 3 1 1 1 | Семинарское занятие, презентации учащихся | Подготовить сообщения |
Биологическое загрязнение организма человека Определение и классификация биологических загрязнителей. Инфекционные заболевания, меры их профилактики Практическая работа №8 «Пищевые отравления. Первая помощь при отравлениях» | 2 1 1 | Лекция, сообщения учащихся | Тестирование |
Шумовое загрязнение и здоровье человека Виды шумового загрязнения. Практическая работа №9 «Изучение шумового загрязнения и его влияния на здоровье человека» | 1 | Семинарское занятие | |
Медицинские препараты и здоровье человека Виды и влияние медицинских препаратов на здоровье человека Практическая работа №10 «Химические опыты с лекарственными препаратами» | 1 | Сообщения учащихся | Тестирование |
Представление и защита творческих работ учащихся. Итоговая конференция. | 1 | Представление презентаций |
Теоретическое содержание курса (16 часов)
- Загрязнение воздуха и здоровье человека (5 часов)
Загрязнители окружающей среды и их классификация
Строение и состав атмосферы. Изменения атмосферы, связанные с деятельностью человека
Практическая работа №1 «Определение запыленности воздуха»
Практическая работа №2 «Загрязненность воздуха микроорганизмами»
Изменения климата вследствие «парникового эффекта»
Проблемы истощения «озонового слоя»
«Кислотные осадки».
Практическая работа №3 «Определение кислотности дождевых осадков»
- Загрязнение воды и здоровье человека (3 часа)
Чистая и загрязненная вода
Химические вещества – загрязнители воды
Влияние загрязняющих веществ на здоровье человека
Практическая работа №4 «Определение кислотности снега»
Практическая работа №5 «Выявление химических загрязнителей в воде»
- Загрязнение почвы и здоровье человека (3 часа)
Пути и виды загрязнения почвы. Химические загрязнители.
Практическая работа №6 «Определение кислотности почвы»
Практическая работа №7 «Определение восприимчивости местных почв к кислотным осадкам»
- Биологическое загрязнение организма человека (2 часа)
Определение и классификация биологических загрязнителей. Инфекционные заболевания, меры их профилактики
Практическая работа №8 «Пищевые отравления. Первая помощь при отравлениях»
- Шумовое загрязнение и здоровье человека (1 час)
Виды шумового загрязнения.
Практическая работа №9 «Изучение шумового загрязнения и его влияния на здоровье человека»
- Медицинские препараты и здоровье человека (1час)
Виды и влияние медицинских препаратов на здоровье человека
Практическая работа №10 «Химические опыты с лекарственными препаратами»
- Итоговая конференция. Представление и защита творческих работ учащихся (1 час)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Здоровый образ жизни"
Представлена программа элективного курса на 17 часов "Мы за здоровый образ жизни"....
Элективный курс "Здоровье красота и химия"
Материал содержит объяснительную записку, тематический план и содержание элективного курса для учащихся 9 классов. А также в качестве примера презентация ученицы "Химия в косметике" В содержании есть ...
Элективный курс "Здоровье человека и окружающая среда" (8 класс)
Рабочая программа элективного курса "Здоровье человека и окружающая среда" разработана для обучающихся 8 класса, рассчитана на 17 часов....
Элективный курс "Здоровый образ жизни"
Рабочая программа элективного курса "Здоровый образ жизни" предназначена для учащихся 8 класса....
План-конспект урока по элективному курсу "Здоровый образ жизни" в 8 классе "Суточный пищевой рацион школьника"
Форма урока: практическое заниятие. Цели урока: научиться рассчитывать приход энергии в организм школьника и расход энергии в зависимости от энергетических затрат, а также научиться определять примерн...
Программа элективного курса «Здоровый образ жизни»
Содержание элективного курса: курс позволяет в полной мере использовать активные формы организации занятий, информационные, проектные формы работы,содержание курса, форма его организации по...
Элективный курс "Здоровый образ жизни"
Изучение курса направлено на ориентацию учащихся по профессияммедико - биологического профиля (врач, медицинская сестра, эколог-гигиенист и т.д.)За основу взят курс...