элективный курс "Биохимия здоровья"
элективный курс по биологии (9 класс) по теме

Рекутина Елена Николаевна

данный элективный курс предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 16 часов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon el.kurs_biologiya.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ СОШ №1 с.Каликина

Добровского муниципального района

Липецкой области

Программа элективного курса по биологии

                                                      «Биохимия здоровья»

(16 часов, 1 час в неделю,  для учащихся 9 класса)

Автор:

Рекутина Елена Николаевна

учитель биологии и химии

Каликино – 2010

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Биохимия здоровья» предназначена для учащихся 9 класса , рассчитана на 16 часов, время проведения - первое полугодие и носит межпредметный характер. Содержание программы знакомит учащихся с загрязняющими веществами, их классификацией, влиянием загрязняющих веществ на здоровье человека. Данный курс расширяет представления учащихся о химических веществах, оказывающих существенное влияние на организм человека. Интеграция курса биологии с химией позволит учащимся понять биохимические процессы, происходящие в организме человека.

Актуальность данного курса подкрепляется и практической частью, что способствует повышению интереса к познанию биологии и химии, ориентирует на профессии, связанные с охраной окружающей среды и медициной.

Содержание курса предполагает разнообразие видов деятельности учащихся (лекции, семинарские занятия, практические работы, исследовательская деятельность, научно-практическая конференция), работу с различными источниками информации, в том числе и Интернет-ресурсами. По окончании курса каждый ученик должен выполнить творческую работу и защитить ее на итоговой конференции.

Цели курса:           1) углубление знаний учащихся по химии и биологии;

                                 2) пропагандирование здорового образа жизни;

                         3) формирование интереса к исследовательской деятельности

Задачи курса:        1) раскрыть взаимосвязь загрязнения окружающей среды и здоровья человека                          2) выработать умения проводить количественные и качественные опыты

                          3) сформировать умения вести наблюдения за объектами окружающего мира

                          4) познакомить учащихся с глобальными экологическими проблемами

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

  1. Классификацию загрязняющих веществ
  2. Изменения окружающей среды, вызванные деятельностью человека
  3. Характер влияния загрязняющих веществ на здоровье человека
  4. Изменения в организме человека, вызванные загрязняющими веществами

Учащиеся должны уметь:

  1. Описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов
  2. Применять полученные знания в повседневной жизни человека
  3. Проводить самостоятельный поиск информации с использованием различных источников
  4. Оценивать влияние загрязняющих веществ на здоровье человека

                        

                                                                

Темы сообщений  и проектных работ учащихся

  1. «Озоновый щит» планеты
  2. «Парниковый эффект» и здоровье человека
  3. Вода – источник жизни человека
  4. Спешите спасти планету
  5. Антропогенные источники тяжелых металлов
  6. Способы очистки питьевой воды
  7. Лекарства: враги или друзья?
  8. Микробы вокруг нас
  9. Чем вредны наушники?
  10. Наркотики и их влияние на организм человека

Литература и другие источники информации

  1. Биология в школе №5, 7 2000 г.
  2. Сопова А.С.

Химия и лекарственные вещества. Л., 1982 г.

  1. Энциклопедия для детей. Т.17. М.: Аванта +, 2000
  2. Энциклопедический словарь юного химика. М.: Педагогика, 1982
  3. Электронная энциклопедия «Кругосвет», 2003
  4. www zdorove ru
  5. www medic oke ru
  6. www demoscope ru

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во часов

Форма занятия

Контроль знаний

Загрязнение воздуха и здоровье человека

Загрязнители окружающей среды и их классификация

Строение и состав атмосферы. Изменения атмосферы, связанные с деятельностью человека

Практическая работа №1 «Определение запыленности воздуха»

Практическая работа №2 «Загрязненность воздуха микроорганизмами»

Изменения климата вследствие «парникового эффекта»

Проблемы истощения «озонового слоя»

«Кислотные осадки».

Практическая работа №3 «Определение кислотности дождевых осадков»


5


1


1



1





1


1




Лекция


Семинарское занятие, работа в группах



Практическая работа



        Лекция


Семинарское занятие, Практическая работа








Тестирование


Подготовить ответы на вопросы








Тестирование

Загрязнение воды и здоровье человека


Чистая и загрязненная вода

Химические вещества – загрязнители воды

Влияние загрязняющих веществ на здоровье человека

Практическая работа №4 «Определение кислотности снега»

Практическая работа №5 «Выявление химических загрязнителей в воде»

3




1


            1


1




Лекция



Сообщения учащихся

Практическая работа




Ответить на вопросы, подготовить сообщения

Загрязнение почвы и здоровье человека

Пути и виды загрязнения почвы. Химические загрязнители.

Практическая работа №6 «Определение кислотности почвы»

Практическая работа №7 «Определение восприимчивости местных почв к кислотным осадкам»



3


1


1


1







Семинарское занятие, презентации учащихся





Подготовить сообщения

Биологическое загрязнение организма человека

Определение и классификация биологических загрязнителей. Инфекционные заболевания, меры их профилактики

Практическая работа №8 «Пищевые отравления. Первая помощь при отравлениях»

           2


1




1



Лекция, сообщения учащихся



Тестирование

Шумовое загрязнение и здоровье человека

Виды шумового загрязнения.

Практическая работа №9 «Изучение шумового загрязнения и его влияния на здоровье человека»

1


Семинарское занятие

Медицинские препараты и здоровье человека

Виды и влияние медицинских препаратов на здоровье человека

Практическая работа №10 «Химические опыты с лекарственными препаратами»

1


Сообщения учащихся


Тестирование

Представление и защита творческих работ учащихся. Итоговая конференция.

1

Представление презентаций

Теоретическое содержание курса (16 часов)

  1. Загрязнение воздуха и здоровье человека (5 часов)

Загрязнители окружающей среды и их классификация

Строение и состав атмосферы. Изменения атмосферы, связанные с деятельностью человека

Практическая работа №1 «Определение запыленности воздуха»

Практическая работа №2 «Загрязненность воздуха микроорганизмами»

Изменения климата вследствие «парникового эффекта»

Проблемы истощения «озонового слоя»

«Кислотные осадки».

Практическая работа №3 «Определение кислотности дождевых осадков»

  1. Загрязнение воды и здоровье человека (3 часа)

Чистая и загрязненная вода

Химические вещества – загрязнители воды

Влияние загрязняющих веществ на здоровье человека

Практическая работа №4 «Определение кислотности снега»

Практическая работа №5 «Выявление химических загрязнителей в воде»

  1. Загрязнение почвы и здоровье человека (3 часа)

Пути и виды загрязнения почвы. Химические загрязнители.

Практическая работа №6 «Определение кислотности почвы»

Практическая работа №7 «Определение восприимчивости местных почв к кислотным осадкам»

  1. Биологическое загрязнение организма человека (2 часа)

Определение и классификация биологических загрязнителей. Инфекционные заболевания, меры их профилактики

Практическая работа №8 «Пищевые отравления. Первая помощь при отравлениях»

  1. Шумовое загрязнение и здоровье человека (1 час)

Виды шумового загрязнения.

Практическая работа №9 «Изучение шумового загрязнения и его влияния на здоровье человека»

  1. Медицинские препараты и здоровье человека (1час)

Виды и влияние медицинских препаратов на здоровье человека

Практическая работа №10 «Химические опыты с лекарственными препаратами»

  1. Итоговая конференция. Представление и защита творческих работ учащихся (1 час)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Здоровый образ жизни"

Представлена программа элективного курса на 17 часов  "Мы за здоровый образ жизни"....

Элективный курс "Здоровье красота и химия"

Материал содержит объяснительную записку, тематический план и содержание элективного курса для учащихся 9 классов. А также в качестве примера презентация ученицы "Химия в косметике" В содержании есть ...

Элективный курс "Здоровье человека и окружающая среда" (8 класс)

Рабочая программа элективного курса "Здоровье человека и окружающая среда" разработана для обучающихся 8 класса, рассчитана на 17 часов....

Элективный курс "Здоровый образ жизни"

Рабочая программа элективного курса "Здоровый образ жизни" предназначена для учащихся 8 класса....

План-конспект урока по элективному курсу "Здоровый образ жизни" в 8 классе "Суточный пищевой рацион школьника"

Форма урока: практическое заниятие. Цели урока: научиться рассчитывать приход энергии в организм школьника и расход энергии в зависимости от энергетических затрат, а также научиться определять примерн...

Программа элективного курса «Здоровый образ жизни»

Содержание элективного курса: курс позволяет в полной мере использовать активные формы организации занятий, информационные, проектные формы работы,содержание курса, форма его организации по...

Элективный курс "Здоровый образ жизни"

Изучение курса направлено на ориентацию учащихся по профессияммедико - биологического профиля (врач, медицинская сестра, эколог-гигиенист и т.д.)За основу  взят    курс...