рабочая программа 8 класс к курсу "Биология. Человек"
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему
рабочая программа предназначена для учителей, работающих по УМК под редакцией В. В. Пасечника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_8_kl.doc | 327.5 КБ |
Предварительный просмотр:
г. Белая Калитва
государственное бюджетное образовательное учреждение Ростовской области кадетская школа-интернат
«Белокалитвинский Матвея Платова казачий кадетский корпус»
(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)
«Утверждаю»
Директор корпуса
Приказ oт___________№_______
по БИОЛОГИИ «ЧЕЛОВЕК»
(указать учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс)
основное общее образование, 8 класс
(начальное обшее, основное обшее,среднее общее образование с указанием класса)
Учитель Олейникова Лариса Ивановна
(ФИО)
Программа разработана на основе
Примерные программы В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г. Швецов. Биология. 5–9 кл.,Москва. «Дрофа», 2011г
________________________________________________________________
(указать примерную программу, издательство, год издания)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа разработана с учетом следующей нормативной базы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г.,№ 273-ФЗ « Об образовании Российской Федерации»;
- приказ Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
- приказ Минобразования России от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- приказ Минобрнауки России от 30.08.2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- приказ Минобразования Ростовской области от 30.04.2014 года № 263 «Об утверждении примерного учебного плана для образовательных учреждений Ростовской области на 2014-2015 учебный год»,
- приказ Минобрнауки России от13.03.2014 года № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014-2015 учебный год»;
- Учебный план кадетского корпуса
- программой для общеобразовательных учреждений / Биология. 5—11 классы: программы для общеобразоват. учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника / авт.-сост. В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г. Швецов. — М. : Дрофа, 2011. — 92, [4] с.
- учебником для общеобразовательных учебных заведений «Биология. Человек» 8 класс под редакцией Д.В. Колесова – М.: Дрофа, 2012-2014гг.
Преподавание биологии в 8 классе ведётся на базовом уровне. Региональный компо-нент распределяется диффузно в зависимости от изучаемых тем.
Согласно действующему Базисному плану рабочая программа для 8 класса предусма-тривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю, 70 часов в год.
Согласно годовому календарному графику 2014-2015 учебный год составляет 34 рабо-чие недели, то есть 68 часов. Прохождение программного материала достигается уплотнением тем «Высшая нервная деятельность. Поведение, психика» (объединены уроки со следующими темами «Сон и сноведения» и «Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы» и «Клеточное строение организма. Ткани».
Результаты изучения курса «Биология» в 8 классе полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и лич-ностно-ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружаю-щей среды и собственного здоровья.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.
Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках рассматривается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов человека, вводятся сведения о нервной и гуморальной регуляции деятельности организма человека, их связи, об обмене веществ, об анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.
Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с эти предлагается работа с тетрадью с печатной основой:
Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек: Рабочая тетрадь. 8 класс. – М.: Дрофа, 2014. – 96 с.: ил.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц, в форме лабораторных работ, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) системы органов. Органы и другие структурные компоненты человека. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую прог-рамму включены лабораторные и практические работы (предусмотренные Примерной програм-мой). Нумерация лабораторных работ (ввиду специфики курса) дана в соответствии с их рас-положением в перечне лабораторных и практических работ, представленном в Примерной программе. Лабораторные работы «Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения», «Коленный рефлекс и др.», «Утомление при статической и дина-мической работе», «Самонаблюдения работы основных мышц, роль плечевого пояса в движе-ниях руки», «Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке», «Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку», «Измерение обхва-та грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха». «Функциональные пробы с задержкой дыха-ния на вдохе и выдохе», «Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга», «Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штриховое раздра-жение кожи – тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении», «Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением», «Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и образования нового динамического стереотипа» являются обучающи-ми, проводятся демонстрационно и не обязательны для оценивания. Лабораторная работа «Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом» не проводится, из-за отсут-ствия соответствующих микропрепаратов.
Содержание курса направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных до-стижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологи-ческими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью дру-гих людей; культуры поведения в природе;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профи-лактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Задачи курса:
- обеспечить ученикам понимание высокой значимости жизни,
- понимание ценности знаний о своеобразии царства животных в системе биологических знаний научной картины мира и в плодотворной практической деятельности;
- сформировать основополагающие понятия о клеточном строении живых организмов, об организме и биогеоценозе как особых уровнях организации жизни, о биологическом разнообразии в природе Земли как результате эволюции и как основе её устойчивого развития;
- дать представление о многообразии животных организмов и принципах классификации;
- сформировать понятия о практическом значении биологических знаний как научной основы охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и биотехнологии, основанных на использовании биологических систем.
Способ изложения содержания материала – традиционный.
Школьный курс «Биология. Человек» знакомит учащихся с особенностями анатомии и физиологии организма человека, имеет комплексный характер, включая основы различных биологических наук: анатомии, гистологии, эмбриологии, физиологии, содержание которых дидактически переработано и адаптировано к возрасту и жизненному опыту учащихся. Он является продолжением курсов «Биология. Растения» и «Биология. Животные» и частью специального курса цикла биологических дисциплин
При изучении данного курса учащиеся получают знания о человеке как о биосоциаль-ном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимся единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций орга-нов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определённых границах, за пределами которых теряется волевой контроль и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоро-вым образом жизни и тем, который ведёт к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсю-да следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благопри-ятствующих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и вы-сокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.
Включение сведений по психологии позволяет учащимся более рационально органи-зовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью. Таким образом, у учащихся складываются представления о целостности организма человека, взаимосвязях между органами в системах и систем органов между собой; о том, что их согласованная деятельность осуществляется нервной и гуморальной системами.
Содержание и структура этого курса обеспечивает достижение базового уровня биоло-гических знаний, развитие творческих и натуралистических умений, научного мировоззрения, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого обращения к своему здоровью.
В рабочую программу внесены следующие изменения:
Резервное время используется следующим образом:
- 4 часа добавлено в раздел 2 «Строение и функции организма» по одному часу на изу-чение тем «Опорно - двигательная система», «Кровеносная и лимфатическая системы», «Выде-лительная система», «Железы внутренней секреции (Эндокринная система)»
Обоснование: часы необходимы для проведения контрольных работ, не предусмотренных авторской программой.
Кроме того, за счет сокращения времени на изучение темы «Клеточное строение организма. Ткани» в раздел «Введение» добавлен 1 час на изучение темы «Становление наук о человеке».
Все демонстрации, лабораторные опыты и практические занятия взяты из примерной и автор-ской программ, с некоторой корректировкой:
- лабораторная работа «Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом» не проводится, из-за отсутствия отсутствия объектов для наблюдения
Последовательность изучения тем
Тема | Тема урока | Кол-во часов | Лабораторные работы, практические работы | Экскурсии |
"Введение." | 1. Биосоциальная при-рода человека и науки, изучающие его. Правила техники безопасности 2. Становление наук о человеке. Диагности-ческая контрольная работа | 2 часа | ||
"Происхожде-ние человека" | 3. Систематическое по-ложение человека 4. Историческое прош-лое людей 5. Расы человека | 3 часа | ||
"Общий обзор организма" | 6. Общий обзор орга-низма человека | 1 час | ||
"Клеточное строение организма. Ткани" | 7. Клеточное строение организма 8. Ткани, их строение и функции 9. Ткани, их строение и функции | 3 часа | л.р.№ 1 «Рассматрива-ние клеток и тканей в оптический микрос-коп. Микропрепараты клетки, эпителиаль-ной, соединительной, мышечной и нервной ткани» | |
"Рефлектор-ная регуляция органов и сис-тем организ-ма" | 10. Рефлекторная регуляция | 1 час | ||
"Опорно-дви- гательная система" | 11. Значение опорно-двигательной системы, её состав. Строение костей 12. Скелет человека. Осевой скелет 13. Скелет поясов и свободных конечнос-тей. Соединение костей 14. Строение мышц. Обзор мышц человека 15. Работа скелетных мышц и их регуляция 16. Осанка. Предупреж-дение плоскостопия 17. Первая помощь при ушибах, переломах костей, вывихах суставов 18. Контрольная работа №1 «Опорно-двига-тельная» | 8 часов | л.р № 2 «Микроскопи-ческое строение кости» л.р.№ 3 «Мышцы человеческого тела» л.р.№ 4 «Утомление при статической и динамической работе» л.р.№ 5 «Выявление нарушений осанки» л.р.№ 6 «Выявление плоскостопия» л.р № 7 «Самонаблю-дения работы основ-ных мышц, роль пле-чевого пояса в движе-ниях руки» | |
"Внутренняя среда орга-низма" | 19. Кровь и остальные компоненты внутрен-ней среды организма 20. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет 21. Иммунология на службе здоровья | 3 часа | ||
"Кровеносная и лимфатическая системы" | 22. Транспортные сис-темы организма. 23. Круги кровообра-щения 24. Строение и работа сердца 25. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения 26. Гигиена сердечно-со-судистой системы. Первая помощь при заболевании сердца. 27. Первая помощь при кровотечениях 28. Контрольная рабо-та №2 «Внутренняя среда организма, кровеносная система» | 7 часов | л.р.№ 8 «Положение венозных клапанов в опущенной и подня-той руке» л.р.№ 9 «Изменения в тканях при перетяж-ках, затрудняющих кровообращение» л.р.№ 10 «Определе-ние скорости крово-тока в сосудах ногте-вого ложа» л.р № 11 «Опыт, выяс-няющий природу пульса» л.р № 12 «Функцио-нальная проба: реак-ция сердечно-сосудис-той системы на дози-рованную нагрузку» | |
"Дыхательная система" | 29. Значение дыхатель-ной системы. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхатель-ной системы. 30. Лёгкие. Лёгочное и тканевое дыхание 31. Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды 32. Функциональные возможности дыха-тельной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания. Их профилактика, первая помощь. Приёмы реанимации | 4 часа | л.р.№ 13 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха» л.р № 14 «Функцио-нальные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе» | |
"Пищеваритель-ная система" | 33. Питание и пищева-рение 34. Пищеварение в ро-товой полости 35. Пищеварение в же-лудке и двенадцати-перстной кишке. Дей-ствие ферментов слю-ны и желудочного сока 36. Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени. Аппен-дикс. Первая помощь при подозрении на аппендицит 37. Регуляция пищева-рения 38. Гигиена органов пищеварения. Предуп-реждение желудочно-кишечных инфекций | 6 часов | л.р № 15 «Действие ферментов слюны на крахмал» | |
"Обмен веществ и энергии" | 39. Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ 40. Витамины 41. Энерготраты чело-века и пищевой рацион | 3 часа | л.р.№ 16 «Установле-ние зависимости меду нагрузкой и уровнем энергетического об-мена по результатам функциональной про-бы с задержкой дыха-ния до и после наг-рузки» л.р № 17 «Составле-ние пищевых рацио-нов в зависимости от энерготрат» | |
"Покровные ор-ганы. Терморе-гуляция. Выде-ление" | 42. Кожа – наружный покровный орган 43. Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи 44. Терморегуляция организма. Закалива-ние | 3 часа | ||
"Выделительная система" | 45. Выделение 46. Контрольная рабо-та № 3 «Дыхание, пищеварение, обмен веществ и энергии, покровные органы, терморегуляция» | 2 часа | ||
"Нервная систе-ма" | 47. Значение нервной системы 48. Строение нервной системы. Спинной мозг 49. Строение головно-го мозга, функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка 50. Функции переднего мозга 51. Соматический и автономный (вегета-тивный) отделы нервной системы | 5 часов | л.р.№ 18 «Пальцено-совая проба и особен-ности движения, свя-занные с функциями мозжечка и среднего мозга» л.р № 19 «Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штри-ховое раздражение кожи – тест, опреде-ляющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении» | |
"Анализаторы" | 52. Анализаторы 53. Зрительный анали-затор 54. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней 55. Слуховой анализа-тор 56. Органы равнове-сия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса | 5 часов | л.р.№ 20 «Опыты, выявляющие иллю-зии, связанные с бинокулярным зрением» | |
"Высшая нерв-ная деятель-ность. Поведе-ние, психика" | 57. Вклад отечествен-ных учёных в разра-ботку учения о высшей нервной деятельности 58. Врождённые и приобретённые программы поведения 59. Сон и сноведения. Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и созна-ние. Познавательные процессы 60. Воля, эмоции, внимание | 4 часа | л.р.№ 21 «Выработка навыка зеркального письма как пример раз-рушения старого и выработки нового динамического стереотипа» л.р.№ 22 «Измерение числа колебаний об-разца усечённой пира-миды при непроиз-вольном, произволь-ном внимании и при активной работе с объектом» | |
"Железы внут-ренней секреции (Эндокринная система)" | 61. Роль эндокринной регуляции 62. Функции желез внутренней секреции 63. Контрольная рабо-та № 4 «Нервная си-стема, анализаторы, высшая нервная дея-тельность, эндокрин-ная система» | 3 часа | ||
"Индивидуаль-ное развитие организма" | 64. Жизненные циклы. Размножение. Разви-тие зародыша и плода. Беременность и роды 65. Наследственные и врождённые заболева-ния 66. Развитие ребёнка после рождения. Становление личности 67. Интересы, склон-ности, способности 68. Гигиена систем органов. Основные заболевания, меры предупреждения болезней. Здоровый образ жизни | 5 часов |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ВВЕДЕНИЕ – 2 ЧАСА
Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их станов-ление и методы исследования.
РАЗДЕЛ 1
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА – 3 ЧАСА
Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид.
Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков древней культуры челове-ка
РАЗДЕЛ 2
СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ОРГАНИЗМА (60 ЧАСОВ)
ТЕМА 2.1. ОБЩИЙ ОБЗОР ОРГАНИЗМА – 1 ЧАС
Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.
ТЕМА 2.2. КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМА. ТКАНИ – 3 ЧАСА
Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функция клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.
Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.
Демонстрация разложения пероксида водорода ферментом каталазой
Лабораторная работа
Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки, эпителии-альной, соединительной, мышечной и нервной ткани.
ТЕМА 2.3. РЕФЛЕКТОРНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ОРГАНОВ И СИСТЕМ ОРГАНИЗМА – 1 ЧАС
Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.
Лабораторные работы (демонстрационные)
1. Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения
2. Коленный рефлекс и др.
ТЕМА 2.4. ОПОРНО – ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА – 8 ЧАСОВ
Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Измене-ния, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).
Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы антагонисты и синер-гисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двитатбльной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствий гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динами-ческая и статическая работа.
Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и ис-правление.
Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
Демонстрации скелета человека, черепа, костей конечностей, позвонков, приёмов первой помощи при травмах
Лабораторные работы
1. Микроскопическое строение кости
2. Мышцы человеческого тела (выполняется дома)
3. Утомление при статической и динамической работе
4. Выявление нарушений осанки
5. Выявление плоскостопия (выполняется дома)
6. Самонаблюдения работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки
ТЕМА 2.5. ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА – 3 ЧАСА
Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеос-таз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свёртывание крови. Роль кальция и витамина К в свёртывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клет-очный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Вос-паление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммуно-логия на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный имму-нитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.
ТЕМА 2.6. КРОВЕНОСНАЯ И ЛИМФАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМЫ – 7 ЧАСОВ
Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.
Демонстрация модели сердца человека, приёмов измерения артериального давления по методу Короткова, приёмов остановки кровотечений
Лабораторные работы
1. Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке
2. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение
3. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа
4. Опыт, выясняющий природу пульса
5. Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку
ТЕМА 7.7. ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА – 4 ЧАСА
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфек-ционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых па-зух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функцио-нальные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная ёмкость лёгких.
Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулёз и рак лёгких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землёй, электротрав-ме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж серд-ца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.
Демонстрация модели гортани
Лабораторная работа
1. Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха
2. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе
ТЕМА 2.8. ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА – 6 ЧАСОВ
Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пище-варения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пище-варительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, и профи-лактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфек-ций и гельминтозов.
Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.
Лабораторная работа
Действие слюны на крахмал (выполняется дома)
Самонаблюдения: определение положения слюнных желез; движение гортани при глота-нии.
ТЕМА 2. 9. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ – 3 ЧАСА
Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Замени-мые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая ёмкость пищи.
Лабораторные работы
1. Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки
2. Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат
ТЕМА 2.10. ПОКРОВНЫЕ ОРГАНЫ. ТЕПЛОРЕГУЛЯЦИЯ – 3 ЧАСА
Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волоса-ми в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.
Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачеб-ная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.
Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти; опре-деление типа кожи с помощью бумажной салфетки
ТЕМА 2.11. ВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА – 2 ЧАСА
Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функция. Строение и работа почек. Нефроны. Первич-ная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.
Демонстрация модели почки, рельефной таблицы «Органы выделения»
ТЕМА 2.12. НЕРВНАЯ СИСТЕМА – 5 ЧАСОВ
Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг – центральная нервная система; нервы и нервные узлы – периферическая. Строение и функ-ции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.
Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.
Демонстрация модели головного мозга человека
Лабораторные работы
1. Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга (обучающая)
2. Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штриховое раздражение кожи – тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении (обучающая)
ТЕМА 2.13. АНАЛИЗАТОРЫ – 5 ЧАСОВ
Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.
Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.
Демонстрации моделей глаза и уха; опытов, выявляющих функции радужной оболочки, хруста-лика, палочек и колбочек; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха; зрительные, слуховые, тактильные иллюзии
Лабораторная работа
Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением
ТЕМА 2.14. ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ПОВЕДЕНИЕ, ПСИХИКА – 4 ЧАСОВ
Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сече-нов и И. П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте.
Врождённые программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приоб-ретённые программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.
Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.
Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.
Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.
Демонстрация безусловных и условных рефлексов человека по методу речевого подкрепления; двойственных изображений, иллюзий установки; выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления.
Лабораторные работы
1. Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и образования нового динамического стереотипа
2. Измерение числа колебаний образца усечённой пирамиды при непроизвольном, произ-вольном внимании и при активной работе с объектом
ТЕМА 2.15. ЖЕЛЕЗЫ ВНУТРЕННЕЙ СЕКРЕЦИИ (ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА) – 3 ЧАСА
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияний на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.
Демонстрация модели черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза
РАЗДЕЛ 3
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА – 5 ЧАСОВ
Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового раз-множения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зароды-ша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля – Мюллера и причины отступле-ния от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.
Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.
Развитие ребёнка после рождения. Новорождённый и грудной ребёнок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.
Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способ-ности. Выбор жизненного пути.
Демонстрация тестов, определяющих типы темпераментов
Тематическое планирование уроков по курсу «Биология. Человек» (2 часа в неделю – 70 часов в год)
Тема курса | № урока | Тема урока | Сроки изучения | Региональный компонент | Лабораторные работы, экскурсии | ||
8/1 | 8/2 | 8/3 | |||||
Введение (2 ч) | 1 | 1. Биосоциальная природа человека и науки, изучаю-щие его. Правила техники безопасности | |||||
2 | 2. Становление наук о человеке. Диагностичес-кая контрольная работа | ||||||
Происхождение человека (3 ч) | 3 | 1. Систематическое поло-жение человека | |||||
4 | 2. Историческое прошлое людей | ||||||
5 | 3. Расы человека | ||||||
Общий обзор организма (1 ч) | 6 | 1. Общий обзор организ-ма человека | |||||
Клеточное стро-ение организма. Ткани (3ч) | 7 | 1. Клеточное строение организма | |||||
8 | 2. Ткани, их строение и функции | л.р.№ 1 «Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки, эпите-лиальной, соединительной, мы-шечной и нервной ткани» | |||||
9 | 3. Ткани, их строение и функции | ||||||
Рефлекторная регуляция орга-нов и систем организма (1 ч) | 10 | 1. Рефлекторная регуля-ция | |||||
Опорно - двига-тельная система (8 ч) | 11 | 1. Значение опорно-двига-тельной системы, её сос-тав. Строение костей | л.р № 2 «Микроскопическое строение кости» | ||||
12 | 2. Скелет человека. Осе-вой скелет | ||||||
13 | 3. Скелет поясов и сво-бодных конечностей. Соединение костей | ||||||
14 | 4. Строение мышц. Обзор мышц человека | л.р.№ 3 «Мышцы человеческого тела» | |||||
15 | 5. Работа скелетных мышц и их регуляция | л.р.№ 4 «Утомление при стати-ческой и динамической работе» | |||||
16 | 6. Осанка. Предупреж-дение плоскостопия | л.р.№ 5 «Выявление нарушений осанки» л.р.№ 6 «Выявление плоскосто-пия» | |||||
17 | 7. Первая помощь при ушибах, переломах кос-тей, вывихах суставов | л.р № 7 «Самонаблюдения работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки» | |||||
18 | 8. Контрольная работа №1 «Опорно-двигательная» | ||||||
Внутренняя сре-да организма (3 ч) | 19 | 1. Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма | |||||
20 | 2. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет | Ростовский протии-вочумный институт (история) | |||||
21 | 3. Иммунология на служ-бе здоровья | ||||||
Кровеносная и лимфатическая системы (7 ч) | 22 | 1. Транспортные систе-мы организма. | |||||
23 | 2. Круги кровообраще-ния | л.р.№ 8 «Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке» л.р.№ 9 «Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих крово-обращение» | |||||
24 | 3. Строение и работа сердца | ||||||
25 | 4. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения | л.р.№ 10 «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа» л.р № 11 «Опыт, выясняющий природу пульса» | |||||
26 | 5. Гигиена сердечно-со-судистой системы. Первая помощь при заболевании сердца. | проблема роста за-болеваний сердца и сосудов в Ростовс-кой области | л.р № 12 «Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку» | ||||
27 | 6. Первая помощь при кровотечениях | ||||||
28 | 7. Контрольная работа №2 «Внутренняя среда орга-низма, кровеносная систе-ма» | ||||||
Дыхательная система (4 ч) | 29 | 1. Значение дыхательной системы. Органы дыха-тельной системы. Дыха-тельные пути, голосооб-разование. Заболевания дыхательной системы. | |||||
30 | 2. Лёгкие. Лёгочное и тканевое дыхание | борьба с курением и загрязнением возду-ха в РО | |||||
31 | 3. Механизм вдоха и вы-доха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды | профилактика забо-леваний органов дыхания в РО | л.р.№ 13 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха» | ||||
32 | 4. Функциональные воз-можности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и трав-мы органов дыхания. Их профилактика, первая по-мощь. Приёмы реанима-ции | л.р № 14 «Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе» | |||||
Пищеваритель-ная система (6 ч) | 33 | 1. Питание и пищеваре-ние |
| ||||
34 | 2. Пищеварение в ротовой полости | л.р № 15 «Действие ферментов слюны на крахмал» | |||||
35 | 3. Пищеварение в желуд-ке и двенадцатиперстной кишке. Действие фермен-тов слюны и желудочного сока | борьба с алкоголиз-мом и заболевания-ми печени в Ростов-ской области | |||||
36 | 4. Функции тонкого и толстого кишечника. Вса-сывание. Барьерная роль печени. Аппендикс. Пер-вая помощь при подозре-нии на аппендицит | ||||||
37 | 5. Регуляция пищеваре-ния | ||||||
38 | 6. Гигиена органов пище-варения. Предупреждение желудочно-кишечных ин-фекций | болезни органов пищеварения | |||||
Обмен веществ и энергии (3 ч) | 39 | 1. Обмен веществ и энер-гии – основное свойство всех живых существ | |||||
40 | 2. Витамины | проблема дефицита йода в Ростовской области | |||||
41 | 3. Энерготраты человека и пищевой рацион | л.р.№ 16 «Установление зависи-мости меду нагрузкой и уровнем энергетического обмена по ре-зультатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки» л.р № 17 «Составление пищевых рационов в зависимости от энер-готрат» | |||||
Покровные ор-ганы. Терморе-гуляция. Выде-ление (3 ч) | 42 | 1. Кожа – наружный по-кровный орган | |||||
43 | 2. Уход за кожей. Гигие-на одежды и обуви. Болезни кожи | ||||||
44 | 3. Терморегуляция орга-низма. Закаливание | ||||||
Выделительная система (2 ч) | 45 | 1. Выделение | |||||
46 | 2. Контрольная работа № 3 «Дыхание, пищева-рение, обмен веществ и энергии, покровные орга-ны, терморегуляция» | ||||||
Нервная систе-ма (5 ч)
| 47 | 1. Значение нервной системы |
| ||||
48 | 2. Строение нервной системы. Спинной мозг | ||||||
49 | 3. Строение головного мозга, функции продолго-ватого и среднего мозга, моста и мозжечка | л.р.№ 18 «Пальценосовая проба и особенности движения, связан-ные с функциями мозжечка и среднего мозга» | |||||
50 | 4. Функции переднего мозга | ||||||
51 | 5. Соматический и авто-номный (вегетативный) отделы нервной системы | л.р № 19 «Рефлексы продолгова-того и среднего мозга; штриховое раздражение кожи – тест, опреде-ляющий изменение тонуса сим-патической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении» | |||||
Анализаторы. (5 ч) | 52 | 1. Анализаторы | |||||
53 | 2. Зрительный анализа-тор | л.р.№ 20 «Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокуляр-ным зрением» | |||||
54 | 3. Гигиена зрения. Пре-дупреждение глазных болезней | ||||||
55 | 4. Слуховой анализатор | ||||||
56 | 5. Органы равновесия, кожно-мышечной чувст-вительности, обоняния и вкуса | ||||||
Высшая нерв-ная деятель-ность. Поведе-ние, психика (4 ч) | 57 | 1. Вклад отечественных учёных в разработку уче-ния о высшей нервной деятельности | |||||
58 | 2. Врождённые и приоб-ретённые программы поведения | л.р.№ 21 «Выработка навыка зер-кального письма как пример раз-рушения старого и выработки но-вого динамического стереотипа» | |||||
59 | 3. Сон и сноведения. Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и созна-ние. Познавательные процессы | ||||||
60 | 4. Воля, эмоции, внима-ние | л.р.№ 22 «Измерение числа коле-баний образца усечённой пирами-ды при непроизвольном, произ-вольном внимании и при актив-ной работе с объектом» | |||||
Железы внут-ренней секре-ции (Эндокринная система) (3 ч) | 61 | 1. Роль эндокринной ре-гуляции | |||||
62 | 2. Функции желез внут-ренней секреции | рост онкологичес-ких заболеваний в Ростовской области | |||||
63 | 3. Контрольная работа № 4 «Нервная система, анализаторы, высшая нервная деятелность, эндокринная система» | ||||||
Индивидуаль-ное развитие организма (5 ч) | 64 | 1. Жизненные циклы. Размножение. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды | |||||
65 | 2. Наследственные и врождённые заболевания | ||||||
66 | 3. Развитие ребёнка после рождения. Становление личности | ||||||
67 | 4. Интересы, склонности, способности | ||||||
68 | 5. Гигиена систем орга-нов. Основные заболева-ния, меры предупрежде-ния болезней. Здоровый образ жизни | борьба с наркома-нией, табакокурени-ем и алкоголизмом в Ростовской области |
Календарно-тематическое планирование по биологии (I полугодие) 8 класс (2 часа в неделю; 70 часов в год)
учитель Олейникова Л.И. 2014 2015 уч. год
с е н т я б р ь | о к т я б р ь | |||||||||||||||||||||||
1 – 6 | 8 – 13 | 15 - 20 | 22 - 27 | 29 - 4 | 6– 11 | 13 – 18 | 20 – 25 | 27 – 31 | 3 – 8 | |||||||||||||||
диагн. к.р |
| л.р. № 1 | л.р. № 2 | л.р. № 3 | л.р. № 4 | л.р. № 7 к.р. № 1 | ||||||||||||||||||
Введение 2 ч | Происхождение человека 3 ч | Общий обзор организма 1ч | Клеточное строение организма. Ткани 3 ч | Рефлек-торная регуля-ция органов и систем организ-ма 1ч | Опорно - двигательная система – 8 ч | Внутренняя среда организма 3 ч | ||||||||||||||||||
1.09-5.09 | 8.09-18.09 | 19.09 | 22.09-2.10 | 3.10 | 6.10-31.10 | 10.11-20.11 | ||||||||||||||||||
н о я б р ь | д е к а б р ь | |||||||||||||||||||||||
10 – 15 | 17 – 22 | 24 – 29 | 1 – 6 | 8 – 13 | 15 – 20 | 22 - 27 | 29 – 30 | |||||||||||||||||
л.р. № 8 л.р. № 9 | л.р. № 10 л.р. № 11 л.р. № 12 | к.р. № 2 | л.р. № 13 л.р. № 14 | |||||||||||||||||||||
Внутренняя среда организма 3 ч | Кровеносная и лимфатическая системы 7 ч | Дыхание – 4 ч | ||||||||||||||||||||||
10.11-20.11 | 24.11-12.12 | 18.12-28.12 |
Календарно-тематическое планирование по биологии (II полугодие) 8 класс (2 часа в неделю; 70 часов в год)
учитель Олейникова Л.И. 2014-2015 уч. год
я н в а р ь | ф е в р а л ь | м а р т | апрель | |||||||||||||||||
12 – 17 | 19 – 24 | 26 – 31 | 2 – 7 | 9 – 14 | 16 – 21 | 23 – 28 | 2 – 7 | 9 – 14 | 16 – 20 | 30 – 4 | ||||||||||
л.р. № 15 | л.р. № 16 л.р. № 17 | к.р.№3 | л.р. № 18
| л.р. № 19 | л.р. № 20 | |||||||||||||||
Пищеварение – 6 ч | Обмен веществ и энергии – 3 ч | Покровные орга-ны. Терморегуля-ция. Выделение – 3 ч | Выделительная система – 2ч | Нервная система – 5 ч | Анализаторы. Органы чувств – 5 ч | |||||||||||||||
15.01-26.01 | 30.01-06.02 | .09.02-16.02 | 20.02-27.02 | 02.03-19.03 | 20.03-10.04 | |||||||||||||||
а п р е л ь | м а й | |||||||||||||||||||
6 – 11 | 13 – 18 | 20 – 25 | 27 – 2 | 4 – 9 | 11 – 16 | 18 - 23 | 25 – 30 | |||||||||||||
л.р. № 21 | л.р. № 22 | к.р.№4 | ||||||||||||||||||
Анализаторы.Органы чувств –5 ч | Высшая нервная Дея-тельность. Поведение Психика – 4 ч | Железы внутренней секре-ции (Эндокринная система) – 3 ч | Индивидуальное развитие организма – 5 ч | |||||||||||||||||
20.03-10.04 | 13.04-23.04 | 24.04-11.05 | 15.05-31.05 |
Учебно-методический комплект включает
1. программы В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г. Швецов. Биология. 5–9 кл.,Москва. «Дрофа», 2011г
2. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И. Н. Беляев «Биология. Человек» 8 класс: Учебник для обще- образовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2012-2014гг.
3. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек: Рабочая тетрадь. 8 класс. – М.: Дрофа, 2014. – 96 с.: ил.
Методические пособия для учителя
1 программы В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г. Швецов. Биология. 5–9 кл.,Москва. «Дрофа», 2011г
2. Сборник нормативных документов. Биология. / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006;
3. Учебник «Биология: Человек» 8 класс под редакцией Д.В. Колесова, Р.Д. Маш, И. Н. Беляева изд. «Дрофа» 2010-2013 гг.
4. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология: Человек. 8 класс» под редакцией Д.В.Колесова, Р.Д. Маш, И.Н. Беляева
5. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. Биология. Человек. 8 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику. - М.: Дрофа, 2005;
Дополнительная литература для учителя
1. Боднарук М. М., Ковылина Н. В. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5 – 11 классы. Волгоград: Учитель, 2007 г. – 174 с.
2. Воронин Л.Г., Маш Р. Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физи-ологии и гигиене человека: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1983. - 160с: ил.;
3. Пепеляева О. В., Сунцова И. В. Биология. Человек 8(9) класс: Поурочные разработки. М.: ВАКО, 2005 г. – 226 с.
4. Рохлов B.C. Дидактический материал по биологии. Человек: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1997. - 240с: ил.;
5. Семенцова В.Н., Сивоглазов В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. «Биология. Человек». - М.: Дрофа, 2006 -144с;
6. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Человек. - М.: Дрофа, 2004. - 224с;
7. Щелкунова А. Я. Я иду на урок биологии: Человек и его здоровье: Книга для учителя. М.: Издательство «Первое сентября», 2000 г. – 272 с: ил.
Литература для учащихся
1. Агаджанян Н.А. Познай себя, человек! – Москва – Астрахань: АГМА, 1995. – 121с.
2. Глаголев С.М., Беркинблит М. Б.: Учебные материалы для учащихся VII-VIII классов – В 2ч. – М.: МИРОС, 1997. – 432с.: ил.
3. Молони Н. Тайны человеческого тела. – М.: ТЕРРА, 1998. – 197с: ил.
4. Энциклопедия для детей. Т. 18. Человек. Ч. 1. Происхождение и природа человека. Как ра-ботает тело. Искусство быть здоровым / Глав. Ред. В.А. Володин. – М.: Аванта+, 2001. – 464 с.: ил.
5. Энциклопедия для детей. Т. 19. Человек. Ч. 2. Здоровье человека / Глав. Ред. В.А. Володин. – М.: Аванта+, 2001. – 466 с.: ил.
MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Человек»
1. Мультимедийное учебное пособие нового образца. Биология. Анатомия и физиология человека 9 класс
2. ООО Физикон. Полный интерактивный курс биологии
3. Электронный атлас для школьника. Анатомия 8-9 классы
4. Интернет-ресурсы
Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ
http://bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября» www.bio.nature.ru - научные новости биологии.
www.km.ru/education -Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
Материально-техническая база
1. доска ученическая
2. компьютер
3. проектор
4. интерактивная доска
Учебно-лабораторное оборудование
1. световой микроскоп
2. набор микропрепаратов «Анатомия»
Демонстрационные пособия
1. комплект таблиц к курсу «Биология: Человек»
2. скелет человека (гипсовая модель)
3. торс человека (разборный)
4. модель гортани
5. модель глаза
6. модель сердца
7. череп (раскрашенный)
8. расы человека (бюсты)
9. эволюция человека (бюсты)
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ВОСЬМОГО КЛАССА
ПРАКТИЧЕСКАЯ БИОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
предполагает, что учащиеся
- имеют твёрдые навыки проведения наблюдений за собственным организмом;
- владеют приёмами работы с биологическими приборами и инструментами, справочниками и
определителями;
- используют биологические знания для объяснения жизнедеятельности собственного организ-
ма;
- оценивают последствия своей деятельности по отношению к собственному организму и здо-
ровью других как основы соблюдения правил поведения в окружающей среде, санитарно-ги-
гиенических норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стресс-
сов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции;
- использовать лекарственные растения, съедобные грибы, плоды и семена;
- умеют ухаживать за собственным организмом, оказывать первую помощь себе и окрухающим
СОЦИАЛЬНО – ЛИЧНОСТНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
предполагает, что учащиеся
- умеют находить и использовать информацию о современных исследованиях в области биоло-
гии, о факторах здоровья и риска;
- овладевают образным и логическим стилем мышления;
- умеют логически обосновывать суждения, выдвигать гипотезы, проверять их в ходе биологи-
ческих экспериментов, оценивать результаты своей деятельности;
- умеют чётко, ясно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной форме, аргумен-
тировать и доказывать;
- умеют осуществлять поиск, отбор, анализ, систематизацию и классификацию информации;
- умеют использовать разнообразные информационные источники;
- интегрировать новую, в том числе самостоятельно полученную информацию в личный опыт.
ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
предполагает наличие у учащихся
- позитивного, ценностного, гуманного отношения к живым организмам, окружающей среде,
собственному здоровью и здоровью других людей;
- экологической, гигиенической грамотности;
- общей культуры поведения в природе;
- убеждённости, что живая природа познаваема.
Критерии и нормы оценивания устного ответа по биологии
Оценка «5» ставится, если ученик:
- Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного матери-ала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономернос-тей, теорий, взаимосвязей.
- Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фак-тами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавли-вает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последователь-но, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает соб-ственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применяет систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использует для доказательства выводы из наблюдений и опытов.
- Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка «4» ставится, если ученик:
- Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правиль-ный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опы-тов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
- Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на осно-вании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблю-дает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные тер-мины.
- Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка «3» ставится, если ученик:
- Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.
- Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
- Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении.
- Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
- Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содер-жание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важ-ное значение в этом тексте.
- Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка «2» ставится, если ученик:
- Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобще-ний.
- Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу.
- При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
- Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.
- Полностью не усвоил материал
Оценка выполнения практических работ по биологии:
Оценка «5» ставится, если ученик:
- Правильно определил цель опыта и выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.
- Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудо-вание, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.
- Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформировал выводы из опыта. В пред-ставленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чер-тежи, графики, вычисления и сделал выводы.
- Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
- Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке «5», но:
- Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.
- Было допущено два – три недочета или более одной грубой ошибки и одного недочета.
- Эксперимент проведен не полностью или в описании наблюдений из опыта ученик допустил неточности, выводы сделал неполные.
Оценка «3» ставится, если ученик:
- Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполови-ну, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные резуль-таты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
- Подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений опыта были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.
- Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
- Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик:
- Не определил самостоятельно цель опыта: выполнил работу не полностью, не подгото-вил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
- Опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
- В ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3».
- Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформле-нии работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
- Полностью не сумел начать и оформить опыт; не выполняет работу; показывает отсут-ствие экспериментальных умений; не соблюдал или грубо нарушал требования безопас-ности труда.
- Общая классификация ошибок
При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочеты.
Грубыми считаются следующие ошибки:
- незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
- незнание наименований единиц измерения
- неумение выделить в ответе главное;
- неумение применять знания для объяснения явлений;
- неумение делать выводы и обобщения;
- неумение читать и строить графики и принципиальные схемы;
- неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, наблюдения, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов;
- неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
- нарушение техники безопасности;
- небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.
К негрубым ошибкам следует отнести:
1. неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой 1-2 из этих признаков второстепенными;
2. ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы (например, зависящие от расположения измерительных приборов, опти-ческие и др.);
3. ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий рабо-ты прибора, оборудования;
4. ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика (напри-мер, изменение угла наклона) и др.;
5. недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
6. нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
7. неумение выполнять задания в общем виде.
Региональный компонент
Тема «Внутренняя среда организма»
- Ростовский противочумный институт (история)
Тема «Кровеносная и лимфатическая системы»
- проблема роста заболеваний сердца и сосудов в Ростовской области
Тема «Дыхательная система»
- борьба с курением и загрязнением воздуха в Ростовской области
- профилактика заболеваний органов дыхания в Ростовской области
Тема «Пищеварительная система»
- борьба с алкоголизмом и заболеваниями печени в Ростовской области
- болезни органов пищеварения
Тема «Обмен веществ и энергии»
- проблема дефицита йода в Ростовской области
Тема «Железы внутренней секреции (Эндокринная система)»
- рост онкологических заболеваний в Ростовской области
Тема «Индивидуальное развитие организма»
- борьба с наркоманией, табакокурением и алкоголизмом в Ростовской области
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического совета
корпуса ____________________ Махина Л.П.
от _____________ года подпись Ф.И.О.
№ _____________
______________________года
__________________ Котова Г.И. дата
Подпись руководителя МС Ф.И.О.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса" Физиология человека", 9 класс
Элективный курс направлен на расширение знаний базисного и профильного курсов биологии «Человек и его здоровье». Курс носит обобщающий характер, что позволяет не только систематизировать знания, получ...
Рабочая программа элективного курса" Физиология человека", 9 класс
Элективный курс направлен на расширение знаний базисного и профильного курсов биологии «Человек и его здоровье». Курс носит обобщающий характер, что позволяет не только систематизировать знания, получ...
Рабочая программа учебного предмета "Биология. Человек." 9 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Рабочая программа по учебному предмету «Биология. Человек.» составлена на основании:«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 классы» Допущенной Министерством образо...
Рабочая программа курса профориентационной направленности "Человек и профессия" для учащихся 9-х классов
Рабочая программа составлена на основе программы курса профориентационной направленности «Человек и профессия», разработанной Л.Н. Бобровской, Е.А Сапрыкиной, О.Ю. Просихиной (под редакцией Н.Н....
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа элективного курса «Права человека» 11 класс
Программа элективного курса «Права человека» предназначена для изучения учащимися 11 класса, рассчитана на 34 часа. Данный курс содержит сведения о правах человека, о видах п...
Рабочая программа по учебному предмету "Человек", 10 класс
Рабочая программа по учебному предмету "Человек" для обучающихся 10 класса со сложной структурой дефекта....