Пояснительная записка Рабочая программа по природоведению составлена на основе следующих документов:
- Закон РФ «Об образовании» № 3266-1 ФЗ от 10.07.1992 г. с последующими изменениями.
- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (приказ МОРФ от 05.03.2004 г. № 1089).
- Авторская программа для общеобразовательных школ по предмету природоведение 5 класс, авторы А.А. Плешаков, Н.И. Сонин - Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. – М.: Дрофа, 2008.
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год (Утвержден приказом Минобрнауки России от 19.12.2012)
Учебно-тематический план
Название темы | Количество часов по рабочей программе | Количество часов по программе А.А.Плешакова | Практические работы | Тема 1. Изучение природы | 5 | 3 | 1 | Тема 2. Вселенная | 15 | 14 | 2 | Тема 3. Земля | 18 | 18 | 4 | Тема 4. Жизнь на Земле | 16 | 14 | 5 | Тема 5. Человек на Земле | 13 | 16 | 1 | Итоговое повторение | 3 | 5 |
| ИТОГО | 70 | 70 | 13 |
В программу внесены следующие изменения: - Первый раздел увеличен на 2 часа (5 часов вместо 3-х) в связи с практической направленностью обучения.
- Второй раздел увеличен на 1 час в связи с более полным изучением темы «Галактики».
- Четвертый раздел увеличен на 2 часа в связи с более полным изучением темы «Природные зоны».
- Пятый раздел уменьшен на 3 часа в связи с легкостью усвоения материала.
Время на повторение можно использовать на проведение контрольно-обобщающих уроков по темам, самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, проведения экскурсий. Используется Учебно-методический комплект А.А.Плешакова: Авторская программа основного общего образования по природоведению. 5 класс. (авторы: Плешаков А.А., Сонин Н.И. -Природоведение. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.А. Плешаков, Н.И.Сонин. – М.: Дрофа, 2012 Природоведение,5 класс (рабочая тетрадь Плешаков А.А., Сонин Н.И. – М.; Дрофа, 2013.
Место предмета в базисном учебном плане Предмет природоведение входит в образовательную область «Естествознание». Согласно действующему федеральному базисному учебному плану основного общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004 г., учебного плана МКОУ Терновской ООШ на 2013-2014 уч. год рабочая программа для 5 класса предусматривает обучение природоведению в объеме 70 часов (2часа часа в неделю). Общая характеристика предмета Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека. Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, её разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное забегание вперёд. В курсе предмета природоведения расширяются знания учащихся о многообразии природных объектов, полученные в начальной школе. Новая ступень изучения окружающей природной среды обеспечивается началом систематизации знаний о природных объектах и формированием первоначальных представлений о взаимосвязи между миром живой и неживой природы, между живыми организмами, а также между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде. Такой подход к отбору содержания соответствует как возрастным особенностям развития мыслительных операций у младших подростков, так и экологическим требованиям современной жизни. В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделена рубрика «Практические работы». Основное положение построения программы - соответствие изучаемого материала младшему подростковому возрасту. Естественнонаучный материал «приближен» к ребенку, поскольку изучаемые объекты ограничиваются непосредственно наблюдаемыми телами, веществами и явлениями. Теоретические положения вытекают из практической деятельности учащихся или иллюстрируются наглядными примерами из окружающей школьников жизни. Кроме системы знаний о природе, программа предусматривает формирование как общеучебных, так и специальных умений и навыков, направленных на работу с различными литературными источниками, наблюдения за природными объектами, постановку с ними опытов, измерений, на конструирование моделей, разработку экологических проектов и т.д. В планировании конкретизируется содержание предметных разделов с примерным распределением учебных часов, а также с перечнем необходимых демонстраций и ученических практических работ. В 5 классе учащиеся получают достаточную естественнонаучную подготовку для изучения биологии как самостоятельного предмета в 6-9 классах. Они узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, получают новые знания о строении веществ, их физических свойствах, об электрических, химических, физических, биологических явлениях. Учащиеся впервые узнают о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии организмов. Особое внимание уделяется растениям и животным, играющим большую роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности. Цели изучения предмета Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей: освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека; овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы; развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач; воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи. Задачи предмета . - формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей; - формирование представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов; - формирование общеучебных умений; - формирование начальных представлений о размещении природных и социально-экономических объектов; - развитие элементарных практических умений при работе со специальными приборами и инструментами, картой, глобусом для получения необходимой информации; - развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека; - понимание разнообразия и своеобразия духовных традиций народов, формирование и развитие личностного отношения к своему населенному пункту как части России; -развитие чувства уважения и любви к своей малой родине через активное познание и сохранение родной природы, истории культуры.
Приоритетной является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды. Важное внимание обращается на развитие практических навыков и умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet и др. -выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; -выбор условий проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина, а все остальные остаются постоянными; -использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени; -описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ. -поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet); -использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественно научного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц); -подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления); -корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества; -оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу. В результате изучения природоведения ученик должен: знать / понимать: - естественные науки, методы изучения природы (перечислять и кратко характеризовать);
- многообразие тел, веществ и явлений природы и простейшие их классификации; отдельные методы изучения природы;
- как развивалась жизнь на Земле (на уровне представлений);
- строение живой клетки (главные части);
- царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);
- беспозвоночных и позвоночных животных (приводить примеры);
- среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);
- природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);
- как человек появился на Земле (на уровне представлений);
- как люди открывали новые земли (приводить примеры, называть имена 3–5 великих путешественников-первооткрывателей, кратко характеризовать их заслуги);
- изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);
- важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);
- основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.
- уметь:
- узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа определителя;
- приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
- указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;
- находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
- описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
- сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
- описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
- находить значение указанных терминов в справочной литературе;
- кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
- использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);
- пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
- следовать правилам безопасности при проведении практических работ.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: -определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков; -измерение роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами; -пределения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде; -составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными; -оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (70 часов, 2 часа в неделю) Тема 1. Изучение природы (5 часов) Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология). Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Практические работы - Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы. Тема 2. Вселенная (15 часов)Представления о Вселенной у древних индийцев, шумеров, греков. Взгляды Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Аристотелю. Модель Вселенной по Птолемею. Взгляды на Вселенную в раннем средневековье. Географические открытия XIV–XVII вв. и их влияние на развитие астрономии. Система мира по Н. Копернику. Роль Д. Бруно и Г. Галилея в развитии и пропаганде учения Н. Коперника. Солнечная система, её состав. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Звезды. Многообразие звезд. Созвездия. Солнце как ближайшая к нам звезда. Галактика. Световой год. Многообразие галактик. Демонстрации: - Карта звездного неба.
- Глобус.
- Мир в картинках: Космос
- Презентации: Малые небесные тела. Строение Вселенной. Мир звезд. Солнечная система.
Практические работы -Наблюдение за звездным небом, нахождение основных созвездий Северного полушария. -Знакомство с картой звёздного неба Тема 3. Земля (18 часов) Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза – научное предположение. Гипотезы о возникновении Земли (Ж. Бюффон, И. Кант, Д. Джинс, О. Ю. Шмидт). Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия. Земная кора. Различие по толщине материковой и океанической коры. Горные породы. Минералы, полезные ископаемые. Природные явления: землетрясения, извержения вулканов, гейзеры. Суша планеты. Материки, острова. Характеристика природных условий материков. Атмосфера. Состав воздуха. Облака, типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Ветер. Погода. Климат. Влияние климата, погоды на состояние живых организмов, здоровье людей. Гидросфера, её части. Водяной пар в воздухе. Солёность воды. Воды суши. Ледники. Айсберги. Подземные воды. Уникальность планеты Земля. Планета Земля как среда обитания живых организмов. Особенности расположения Земли в Солнечной системе, её вращение, строение, обеспечивающие возможность жизни на планете. Демонстрации: - Глобус.
- Физическая карта полушарий.
- Презентации: Гипотеза о возникновении Солнечной системы. Вода на планете. Строение земли. Строение атмосферы. Круговорот воды.
Практические работы - На контурной карте подписать крупнейшие крупнейшие материки, острова - На контурной карте подписать океаны, моря, омывающие Россию, крупнейшие реки. - Ознакомление со свойствами горных пород и минералов. - Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направление и скорости ветра. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей. Тема 4. Жизнь на Земле (16 часов) Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро – главные части клетки. Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы, беспозвоночные и позвоночные животные. Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины – степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество. Демонстрации: - Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания (фотографии, [использование цифрового микроскопа, электронных коллекций изображений] и т.п.).
- Мир в картинках: Животные жарких стран (рис.). Животные жарких стран (фото). Морские обитатели. Арктика и Антарктика. Деревья. Кустарники. Животные моря (фото). Животный мир Австралии. Животный мир Африки. Природно-климатические зоны Земли (+карта)
- Презентации: Среда обитания. Редкие и исчезающие виды животных. Редкие и исчезающие виды растений арктическая пустыня. ПЗ: тундра. ПЗ: смешанный лес. ПЗ: степь. ПЗ: пустыня. Животный мир леса. Дубрава. Обитатели Африки. Обитатели Австралии.
Практические работы -Изучение устройства светового микроскопа и рассматривание клеток на готовых препаратах. -Рассматривание под микроскопом одноклеточных организмов. -Исследование разнообразия растений с использованием гербарных материалов. -Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения - Поиск информации в сети Internet и справочниках на компакт-дисках. Тема 5. Человек на Земле (13 часов) Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Страницы истории географических открытий. Географические представления древнегреческих ученых. Открытие Америки, Австралии, Антарктиды. Великие путешественники – первооткрыватели далеких земель. Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи. Демонстрации - Ядовитые растения и опасные животные своей местности.
Практические работы - Измерение своего роста и массы тела
Календарно-тематическое планирование учебного материала курса «Природоведение» в 5 классе на 2013-2014 учебный год 70 часов (2 часа в неделю)
№ урока | Тема урока | Планируемые результаты | Дата проведения | Примечание |
| Тема 1. Изучение природы (5 часов) | план | факт |
| 1/1 | Природоведение – комплекс наук о природе. |
Знать: естественные науки, объекты их изучения, значение их в познании природы Что изучает каждая из биологических наук знать: естественные науки, методы изучения природы (перечислять и кратко характеризовать); роль и место человека в природе.
| 04.09 | |
| 2/2 | Науки о природе.
| 05.09 |
|
| 3/3 | Методы изучения природы. Практическая №1 «Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.» | Знать суть таких способов как эксперимент и измерение. | 11.09 |
|
| 4/4 | Оборудование для научных исследований. | Знать увеличительные и измерительные приборы, лабораторное оборудование, используемое в практической деятельности. | 12.09 |
|
| 5/5 | Великие естествоиспытатели. |
| 18.09 |
|
| Знать о вкладе учёных, изучающих природу |
| Тема 2. Вселенная (15 часов)
|
|
|
| 6/1 | Что такое вселенная? Как древние люди представляли себе Вселенную. | Знать: представление о Вселенной: её строении, развитие взглядов на модель Вселенной, её видение в древности. | 19.09 |
|
| 7/2 | Модель Вселенной по Аристотелю и Птолемею. | Знать: строение Вселенной, системы мира Аристотеля и Птолемея | 25.09 |
|
| 8/3 | Н. Коперник, его модель Вселенной. | Знать : о системе мира, созданной Н. Коперником. Уметь: показать её отличия от моделей Вселенной по Аристотелю и Птолемею | 26.09 |
|
| 9/4 | Д. Бруно и Г.Галилей, их роль в развитии и пропаганде идей Н.Коперника. | Знать: о развитии учения Н. Коперника итальянскими учёными Дж. Бруно и Г.Галилеем. | 02.10 |
|
| 10/5 | Солнечная система, её состав. Планеты земной группы.
| Уметь: указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе; Знать: о Солнечной системе, её составе и возникновении. | 03.10 |
|
| 11/6 | Планета Земля и ее соседи.
| Знать: о планете Земля и планетах земной группы | 09.10 |
|
| 12/7 | Планеты-гиганты и маленький Плутон. | Знать: о Солнечной системе, её составе и возникновении; познакомить учащихся с планетами земной группы | 10.10 |
|
| 13/8 | Небесные тела: астероиды и кометы. | Знать: об астероидах и кометах, как небесных телах, входящих в состав Солнечной системы. | 16.10 |
|
| 14/9 | Метеоры и метеориты. | Знать: о многочисленных мелких телах и частичках космической пыли, движущихся в межпланетном пространстве вокруг Солнца. | 17.10 |
|
| 15/10 | Солнце - ближайшая к нам звезда. | Знать: первоначальное представление о звёздах, о размерах и природе Солнца как центра Солнечной системы и ближайшей к нам звезде. | 23.10 |
|
| 16/11 | Многообразие звезд. Практическая №2 «Наблюдение за звездным небом, нахождение основных созвездий Северного полушария.»
| Знать: о звёздах, как о гигантских пылающих шарах, находящихся на очень больших расстояниях от нашей планеты, их многообразии. | 24.10 |
|
| 17/12 | Созвездия Практическая работа № 3 «Знакомство с картой звёздного неба»
| Знать: созвездия, звёздного неба в пределах установленных границ. Уметь: находить на звёздном небе и звёздной карте созвездия Большой и Малой Медведицы, дракона, Цефея, Кассиопеи | 30.10 |
|
| 18/13 | Галактики. Световой год. | Знать: что такое Галактика, о её возникновении, составе, расстояниях между звёздами, измеряемых с помощью астрономической единицы длины – светового года. | 31.10 |
|
| 19/14 | Далекие миры. Многообразие галактик. | Знать: о множестве галактик во Вселенной, методах их изучения | 13.11 |
|
| 20/15 | Обобщение: Что мы узнали о Вселенной.
| Систематизировать и обобщить представления учащихся о строении Вселенной, Солнечной системы, о звёздном небе и созвездиях; о галактиках.
| 14.11 |
|
|
| Тема 3. Земля (18 часов)
|
|
|
| 21/1 | Представления людей о возникновении Земли. | Знать: различные гипотезы возникновения Земли; учёных, внёсших вклад в основу современного представления о происхождении Солнечной системы, в том числе и Земли.
| 20.11 |
|
| 22/2 | Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы. | Знать: о причинах возникновения Солнечной системы, в том числе и Земли; гипотезу О.Ю.Шмидта и современные взгляды учёных на эту проблему.
| 21.11 |
|
| 23/3 | Внутренне строение Земли. | Знать: внутреннее строение Земли, особенности земной коры. | 27.11 |
|
| 24/4 |
Горные породы, минералы, полезные ископаемые. Практическая работа №4 «Ознакомление со свойствами горных пород и минералов.» | Знать: о горных породах, минералах, полезных ископаемых, известных из нач. классов; свойства и особенности происхождения горных пород, их отличия от минералов.
| 28.11 |
|
| 25/5 | Вещества и явления в окружающем мире. | Знать: многообразие тел, веществ и явлений природы и простейшие их классификации; Уметь описывать по предложенному плану внешний вид изученных веществ и явлений. | 04.12 |
|
| 26/6 | Природные явления: Землетрясения. | Знать: о землетрясении, как о грозном явлении природы, причинах его происхождения; зоны распространения на Земле, их предсказании. | 05.12 |
| .
| 27/7 | Природные явления: Вулканы и гейзеры. | Знать: о грозных явлениях природы на примере извержений вулканов; причины и последствия извержения вулканов, их виды. | 11.12 |
|
| 28/8 | Грозные явления природы, их предсказание | Знать основные гипотезы происхождения Земли и Солнечной системы, сущность землетрясений, извержений вулканов, ураганов, смерчей, их причины и поведение людей в экстремальных ситуациях, особенность Земли. | 12.12 |
|
| 29/9 | Обобщение: Строение Земли. Природные явления
| 18.12 | 30.10 | Суша планеты. Материки, острова. Практическая работа №5 «На контурной карте подписать крупнейшие материки,острова.» | Знать: материки и острова, составляющие сушу нашей планеты. Уметь: дать их краткую характеристику. | 19.12 |
|
| 31/11 | Особенности материков планеты Земля.
| Знать: состав и строение атмосферы, атмосферных явлений. Уметь: раскрыть значение атмосферы в жизни планеты, человечества.
| 25.12 |
|
| 32/12 | Атмосфера Земли | 26.12 |
|
| 33/13 | Погода. Климат. Практическая работа №6 «Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направление и скорости ветра. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей.»
| Знать: о погоде и климате, о разнообразии климатических условий на земле. Уметь: показать влияние климата на жизнь живых организмов, в том числе и на человека | 15.01 |
|
| 34/14 | Ураганы. Смерчи. | Знать: грозные явления природы. Уметь: на примере ураганов и смерчей, раскрыть их причины. | 16.01 |
|
| 35/15 | Гидросфера Земли, ее части. Мировой океан. | Знать: о гидросфере, её составных частях, их взаимосвязи; Уметь: находить крупнейшие моря и океаны планеты. | 22.01 |
|
| 36/16 | Воды суши. Практическая работа № 7 «На контурной карте подписать океаны, моря, омывающие Россию, крупнейшие реки.» | Знать: основные источники пресной воды. Уметь: показать их роль в круговороте воды. | 23.01 |
|
| 37/17 | Планета Земля как среда обитания живых организмов. | Знать : о нашей планете: её месте в Солнечной системе, вращении вокруг Солнца и своей оси; акцентировать внимание учащихся на уникальности Земли – существовании на ней живых организмов | 29.01 |
|
| 38/18 | Уникальность планеты Земля. | 30.01 |
|
|
|
Тема 4. Жизнь на Земле (16 часов) |
|
|
| 39/1 | Развитие жизни на Земле. | Знать: как развивалась жизнь на Земле (на уровне представлений); | 05.02 |
|
| 40/2 | Животные прошлого.Практическая работа №8 «Поиск информации в сети Internet и справочниках на компакт-дисках» | Знать: древних животных, населявших планету миллионы лет назад, об их ископаемых останках, по которым можно узнать историю развития жизни на Земле
| 06.02 |
|
| 41/3 | Живые клетки. Методы их изучения. Практическая работа № 9 «Изучение устройства светового микроскопа и рассматривание клеток на готовых препаратах.» | Знать: строение живой клетки (главные части); историю строения клетки, разнообразие клеток, процессы их жизнедеятельности | 12.02 |
|
| 42/4 | Большой мир маленькой клетки. | 13.02 |
|
| 43/5 | Разнообразие живого на Земле. | Знать: о разнообразии организмов, их повсеместном распространении на Земле; основные царства живой природы | 19.02 |
|
| 44/5 | Одноклеточные организмы. Практическая работа №10 «Рассматривание под микроскопом одноклеточных организмов.»
| 20.02 |
|
| 45/6 | Многоклеточные организмы. Грибы. Растения. Практическая работа №11 «Исследование разнообразия растений с использованием гербарных материалов» | Знать: о разнообразии грибов и растений. Уметь: показать их отличительные черты, роль в природе | 26.02 |
|
| 46/7 | Беспозвоночные и позвоночные животные. | Знать: разнообразие живых организмов, их роль в природе, связь с растениями и другими животными | 27.02 |
|
| 48/8 | Среда обитания организмов: наземно-воздушная среда, приспособленность организмов к ней. | Знать: о среде обитания, необходимой для жизни организмов, о разнообразии сред; Уметь: раскрыть особенности наземно-воздушной среды и приспособление организмов к жизни в ней. | 05.03 |
|
| 49/9 | Водная среда. Приспособленность организмов к жизни в воде. | Знать: особенности водной среды обитания по сравнению с наземно-воздушной средой, с различными водными животными и их приспособленностью к жизни в воде. | 06.03 |
|
| 50/10 | Почвенная среда. Приспособленность организмов к жизни в почве. жизни в почве.Жизнь на разных материках. | Знать: особенности почвы как среды обитания; приспособленность растений и животных к почвенной среде обитания | 12.03 |
|
| 51/11 | Природные зоны Земли. | Знать: природные зоны Земли; их расположение, особенности животного и растительного мира в них. Уметь: раскрыть причины распределения растений и животных на суше | 13.03 |
|
| 52/12 | Природные зоны Земли. | 19.03 |
|
| 53/13 | Растения различных природных зон. | Знать: о разнообразии растений и животных морей и океанов, их распространении; Уметь: раскрыть взаимосвязи и приспособленность обитателей морей и океанов к жизни в разнообразных условиях.
| 20.03 |
|
| 54/14 | Жизнь в морях и океанах. | 02.04 |
|
| 55/15 | Обобщение: Жизнь на Земле Практическая работа №12 «Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения» | Уметь: систематизировать и обобщить знания о развитии жизни на Земле; об отличительных чертах живых организмов, их клеточном строении; о средах обитания организмов и их приспособляемости к ним; о распределении растений и животных на материках и в океанах, в природных зонах Земли | 03.04 |
|
|
| Тема 5. Человек на Земле (13 часов)
|
|
|
| 56/1 | Происхождение человека. Древние предки человека. | Знать: о происхождении человека, его предков; об их среде обитания и образе жизни | 09.04 |
|
| 56/2 | Первые люди. Жизнь наших предков. | Знать: о первых людях на Земле, их образе жизни, усложнении в строении и поведении в процессе исторического развития | 10.04 |
|
| 57/3 | Обобщение: Происхождение человека. Практическая работа №13 «Измерение своего роста и массы тела» | 16.04 |
|
| 58/4
59/5 - 11111
| История географических открытий. Открытие Америки. | Знать: историю географических открытий, об открытии Америки, Австралии и Антарктиды. | 17.04 |
|
| Открытие Австралии и Антарктиды. | 23.04 |
|
| 60/6 | Великие путешественники – первооткрыватели новых земель. | Знать: как люди открывали новые земли (приводить примеры, называть имена 3–5 великих путешественников-первооткрывателей, кратко характеризовать их заслуги);
| 24.04 |
|
| 61/7 | Как человек изменил Землю. | Знать: изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений); важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);
| 30.04 |
|
| 62/8 | Три «подарка» человека самому себе и своей планете. | 01.05 |
|
| 63/9 | Жизнь под угрозой. | Знать о последствиях влияния деятельности человека на живые организмы, о естественных и и искусственных источниках загрязнения атмосферы, познакомить уч-ся с видами опасности для всего живого, связанной с загрязнением атмосферы Уметь: привести конкретные примеры негативной деятельности человека
| 07.05 |
|
| 64/10 | Опустынивание и его причины. Защита Земли от опустынивания. | Знать: понятие «опустынивание»; причины и меры его остановки, а также защиты Земли от этого процесса | 08.05 |
|
| 65/11 | Здоровье человека и безопасность жизни | Знать: факторы здорового образа жизни | 14.05 |
|
| 66/12 | Обобщение: Человек на Земле. | Выявить степень и глубину усвоения учащимися материала по теме «Жизнь на Земле» | 15.05 |
|
| 67/13 | Повторение по разделу: «Вселенная». | 21.05 |
|
| 68/1
69/2
70/3 | Повторение по разделу: «Земля» Повторение по разделу: «Жизнь на Земле»
Итоговое повторение | Систематизировать и обобщить знания о происхождении человека, постепенном освоении и открытии им новых земель; влияние деятельности человека на окружающую среду. | 22.05
28.05
29.05 |
|
|
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса. - Мультимедийное приложение к учебнику (CD диск), М.Дрофа, 2012 - Единые образовательные ресурсы с сайта www. school-coolection.edu.ru (единой коллекции образовательных ресурсов) - Презентации к урокам - Демонстрационный и раздаточный дидактический материал; - Интерактивное оборудование класса Учебно-методическая литература для учителя: Плешаков А.А., Сонин Н.И. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. / авт.-сост. И.Б. Морзунова. – М.: Дрофа, 2008г.. Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс: Учебник для общеобразоват. уч. заведений.- М.: Дрофа, 2011г. Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. Альбом-задачник: Твои открытия. 5 кл. – М.: Дрофа, 2011. Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. Рабочая тетрадь. 5 кл. – М.: Дрофа, 2013. В.Н.Кириленко «Методическое пособие к учебнику Плешакова Природоведение 5 класс», М.Дрофа, 2008 Сонин Н.И. Природоведение. Разработки уроков с использованием новых педагогических технологий: 5 класс. – М.: АРКТИ, 2008. Бердичевская, Л.А. Природоведение. 5 класс: сборник заданий для тематического контроля знаний учащихся. М.: Дрофа, 2003. Парфилова Л.Д. Тесты по природоведению. 5 класс: к учебнику А.А. Плешакова, Сонина Н. И. - М.: Экзамен, 2006. Елькина, А.М. Природоведение. 5 класс: Биологические лабиринты. - М.: Дрофа, 2005. Природоведение. 5 класс : поурочные планы по учебнику А.А. Плешакова, Сонина Н. И. Т.В. Козачек. – Волгоград: Учитель, 2003. В.П. Горощенко. Хрестоматия по природоведению. М.: Просвещение, 1979. Литература для учащихся: Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс: Учебник для общеобразоват. уч. заведений.- М.: Дрофа, 2011г. Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. Альбом-задачник: Твои открытия. 5 кл. – М.: Дрофа, 2011. Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. Рабочая тетрадь. 5 кл. – М.: Дрофа, 2013.
|