Строение и функции мочевыделительной системы
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Ситникова Людмила Владимировна

Комбинированный урок (изучение нового материала и первичного закрепления знаний) в 8 классе,  целью которого является: развитие понятия "выделение" и формирование у учащихся знаний об анатомо-физиологических особенностях органов мочевыделительной системы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stroenie_i_funktsii_mochevydelitelnoy_sistemy.docx27.4 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: биология

Класс: 8

Автор УМК: И.Н.Пономарёва

Тема: Строение и функции мочевыделительной системы

Тип урока: комбинированный (изучение нового материала и первичного закрепления знаний)

Цель: развивать понятие «выделение», сформировать у учащихся знания анатомо-физиологических особенностей органов мочевыделительной системы.

Задачи: изучить строение и функции почек, механизм образования мочи, развивать понятие об организме как едином целом, о постоянстве его внутренней среды; сформировать у школьников навыки работы с таблицей, схемой, тестовыми заданиями;  развивать умение выделять причинно-следственные связи и делать выводы; развивать логическое мышление и память.

Оборудование:  таблица «Строение мочевыделительной системы», схема «Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи», бланки с тестами для каждого учащегося, информационный  модуль ФЦИОР «Строение и работа почек»

Содержание урока:

           

                                                         

Технологическая карта урока

Этапы урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

Определение потребностей и мотивов

Организационный момент. Приветствие учеников. Организация познавательной деятельности учащихся (создание проблемной ситуации).

Фронтальная работа с классом по вопросам:

Что такое метаболизм?

Из каких процессов он складывается?

Какие продукты распада образуются в результате биологического окисления?

Как они удаляются из организма?

Как называется этот процесс в организме?

Какие системы органов участвуют в процессе выделения?

Учитель предлагает определить тему и цели  данного урока.

Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места к уроку, настраиваются на работу.

Вспоминают и повторяют материал предыдущего урока.

Отвечают на вопросы, предложенные учителем, формулируют тему урока «Строение и функции мочевыделительной системы» и учебные задачи: изучить строение органов выделения и объяснить, как осуществляется удаление из организма жидких  продуктов распада,  образующихся при обмене веществ.

Записывают тему урока в тетрадь

Личностные (самоопределение, смыслообразование)

Коммуникативные (сотрудничество с учителем)

Познавательные:

общеучебные: построение речевого высказывания, выбор наиболее эффективных способов решения; логические: анализ объектов, выбор критериев для сравнения, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование

Принятие учебных целей и условий их достижения

Фронтальная работа с классом:

Что такое выделение?

Почему указанные вещества необходимо удалять из организма?

В чём значение процесса выделения?

Какие органы обеспечивают удаление из организма жидких продуктов распада?

Создание проблемной ситуации на уроке

Что мы о них знаем?

Учитель знакомит обучающихся с отрывком из статьи энциклопедии: «Почка воюет с вредными веществами, вырабатывая за сутки 150-170 л мочи»

Предлагает сформулировать возникшую на уроке проблему и высказать предположения.

Как проверить наши предположения?

Предлагает проверить выдвинутую гипотезу, используя интерактивный модуль «Строение и работа почек»

Формулируют выводы и делают записи в тетради

Выделение – это удаление из организма продуктов распада (СО2, Н2О, соли азота и фосфора), образующихся при обмене веществ. Процесс выделения необходим для поддержания постоянства внутренней среды организма и,  прежде всего плазмы крови.

Обучающиеся делятся с классом своими знаниями об органах мочевыделительной системы: «Вредные вещества удаляются из организма через почки вместе с мочой около 1-1, 5 л в сутки»

Выдвигают гипотезу «Это связано с особенностями строения почки процессом обратного всасывания воды, который вероятно в ней происходит» и предлагают изучить строение и работу почек.

Познавательные (выдвижение гипотез и их обоснование)

Регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование)

Познавательные  (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели)

Постановка проблемы и её решение

Познавательные (поиска и выделение необходимой информации, моделирование, анализ объектов)

Коммуникативные (учебное сотрудничество со сверстниками)

Проверка принятой гипотезы, сбор данных, их анализ и формулировка выводов

Организует работу с учебным модулем и  самостоятельную работу с текстом учебника.

Вопрос классу:

Какое строение имеет мочевыделительная система?

Задание:

Перечислите органы мочевыделительной системы, используя модуль или рисунок учебника.

Определите, какие из этих органов относятся к мочеобразующим и мочевыводящим.

Заполните схему в тетради:

Мочевыделительная система

  …                                …

Каковы функции органов мочевыделения (почек и мочевыводящих путей)?

Организует фронтальную проверку содержания записей в тетради, корректирует ответы учащихся.

Предлагает, используя материал учебного модуля, охарактеризовать  расположение почек в брюшной полости тела и их строение.

Предлагает, используя текст учебника, назвать структурно-функциональную единицу почки и пояснить, как осуществляется кровоснабжение почки.

Предлагает, используя материал учебного модуля, охарактеризовать  процесс образования мочи в почечных канальцах и самостоятельно заполняют таблицу в тетрадях «Образование мочи»

Этапы

Процессы

Где образуется

Состав

Организует фронтальную проверку содержания записей в таблице, используя учебный модуль и корректирует ответы учащихся.

Возвращается к проблемным вопросам и просит учащихся ответить на них с учётом приобретённых знаний о строении и работе почек

Читают текст в учебнике и модуле и  выбирают нужную им для ответа информацию.  

Кратко заполняют схему в тетради.

Мочевыделительная система

 Почки        Мочевыводящие пути

  1. Мочеточники
  2. Мочевой пузырь
  3. Мочеиспускательный канал

Зачитывают свои записи в тетради и корректируют их.

Формулируют выводы:

Вывод: главной функцией органов выделения является образование и удаление мочи

Фронтальная работа с модулем

Самостоятельная работа с учебником

Фронтальная работа с модулем и заполнение таблицы.

Этапы

Процессы

Где образуется

Состав

Образование первичной мочи (150-170 л\сутки)

Фильтрация

В капсуле, в капиллярном клубочке

Плазма без белка

Образвование вторичной мочи

 (1-1, 5 л\сутки)

Обратное всасывание реабсорбция секреция

В извитом канальце

Мочевина, мочевая кислота, креатин

уробилин

Формулируют выводы по проблеме урока: «Почки регулируют состав крови, обеспечивая его постоянство, участвуют в поддержании постоянного состава внутренней среды, регулируют кровяное давление, стимулируют образование эритроцитов, образуют биологически активные вещества»

Познавательные (смысловое чтение, извлечение информации, определение основной информации, умение структурировать знания) , логические

Регулятивные (преодоление препятствий)

Познавательные (выведение следствий, построение речевого высказывания)

Регулятивные (коррекция, оценка)

Познавательные (смысловое чтение, извлечение информации, определение основной информации, моделирование, умение структурировать знания) , логические

Регулятивные (преодоление препятствий)

Познавательные (выведение следствий, построение речевого высказывания)

Регулятивные (коррекция, оценка)

Итоговый самоконтроль и самооценка

Предлагает учащимся назвать, какие новые знания они получили на уроке и проверить насколько хорошо они их усвоили.

Организует краткий тестовый контроль знаний.

Предлагает готовые коды для проверки ответов.

Выставление оценок за урок.

Предлагает учащимся домашнее задание:

изучить параграф №39, составить схему взаимосвязи мочевыделительной системы с  другими системами органов человека.

Перечисляют новую для себя информацию

Выполняют тестовое задание с выбором одного верного ответа

Осуществляют самоконтроль и самопроверку или обмениваются тетрадями в парах и осуществляют проверку работ друг друга

Записывают информацию о домашнем задании, заслушивают комментарии учителя.

Познавательные (рефлексия, контроль и оценка результатов деятельности)

Регулятивные (самоконтроль и самооценка)

Приложение 1

Тестовый контроль знаний:

1.Структурная единица почки называется:  А) долька    Б) лоханка    В) нефрон     Г) малая чаша

2.Образование вторичной мочи происходит:

А) в мочевом пузыре      Б) в почечном канальце

В) в капиллярах почки   Г) в почечной вене

3.В почке человека нефронов содержится:  А)5000     Б)1000    В)500 000    Г)1000 000

4.В состав нефронов не входит:

А) капиллярный клубочек            Б) капсула           В) почечная лоханка                   Г) почечный каналец

5.Наличие какого вещества в моче свидетельствует о заболевании:  А) белка      Б) мочевины     В) мочевой кислоты     Г) соли аммония

6.Какой орган не относится к мочевыделительной системе:  А) почки      Б) печень      В) мочеточники     Г) мочевой пузырь

7.Мочевыделительная система выделяет:

А) углекислый газ       Б)  непереваренные остатки пищи      В) жидкие продукты клеточного распада       Г) водяные пары


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Строение и функции пищеварительной системы"

Конспект урока "Строение и функции пищеварительной системы"...

Строение и функции мочевыделительной системы. Профилактика заболеваний

урок биологии  для 8 класса. Изучение нового материала. Эффективность достигается за счет использования разнообразных видов деятельности...

Строение и функции мочевыделительной системы

Презентация к уроку "Строение и функции мочевыделительной системы"...

"Строение и функции нервной системы"

Тесты позволят выявить знания учащихся о строении и функциях спинного и головного мозга, нервов и нервных узлов, о врожденных и приобретенных рефлексов, о функционировании соматического и автономного ...

Методическая разработка. Технологическая карта урока, 8 класс. Тема урока "Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы".

Проект урока Предмет : биология;Класс : 8;Тема: Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы....

Урок по теме "строение и функции выделительной системы".

Данный материал содержит конспект урока по теме к учебнику линии И.Н. Пономаревой. Материал содержит готовые листы фронтальной работы, которыми можно пользоваться на уроке, как дидактическим материало...

Презентация у уроку "Строение и функции пищеварительной системы человека" 8 класс

Презентация является дополнительным информационным ресурсом к изучаемой теме...